Практика источник и цель познания кратко

Обновлено: 28.06.2024

Человек - активно действующее существо, он не пассивно относится к окружающему его миру, а исходя из своих потребностей и интересов воздействует на мир. Труд, трудовая деятельность - это предметное (с помощью орудий труда) воздействие человека на природу, в процессе которого изменяется вещество природы таким образом, чтобы видоизмененное вещество смогло удовлетворить человеческую потребность.

Практика - это материальная, чувственно-предметная деятельность людей, в результате которой осуществляется освоение природных и социальных объектов. Под практикой понимают не только деятельность отдельного человека, но и совокупную деятельность всего человечества в его историческом развитии. Практика имеет общественный характер. Будучи основным способом общественного бытия человека, практика представляет собою сложную целостную систему. В эту систему входят такие взаимосвязанные между собою элементы, как: потребность, цель, мотив, отдельные акты действий, предмет, на который они направлены, результат этих действий.

Человеческая деятельность целенаправленна, носит осознанный характер, материальная деятельность людей пронизана духовным началом. По отношению к познанию практика выступает, во-первых, основой познания. Именно в процессе непосредственного взаимоотношения с предметом человек познает его свойства, качество. Практика поставляет познанию богатый фактический материал для обобщения и теоретических выводов. Если хочешь научится плавать, надо прыгать в воду. Сидя на берегу, плаванию не научишься. В этой незамысловатой народной мудрости выражена суть проблемы - для того, чтобы получить представление о предмете, необходимо материально с ним взаимодействовать. Человек познает мир в той мере, в какой он практически действует и в какой сам испытывает воздействие со стороны внешнего мира. Практика как основа познания питает познание, осуществляет связь его с реальной жизнью. Но практика выступает и как цель познания, поскольку именно в практической деятельности реализуются знания. Знания нужны человеку и человечеству не сами по себе, а для того, чтобы свою деятельность сделать более эффективной, чтобы с наибольшей полнотой удовлетворить свои материальные и духовные потребности.

Практика, являясь основой познания, определяет и начальный путь познания. Непосредственный контакт человека с предметом внешнего мира обусловливает начальную форму познания - чувственную.

На основании этого можно выделить следующие функции практики в познании:

1. Она выступает основой человеческого познания. Стремление к познанию возникает вместе с развитием практических способностей человека. Его жизнедеятельность в возрастающей мере

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189.

требует познания всех областей действительности, которые в процессе практической деятельности он изменяет и преобразует в своих интересах.

2. Практика — это также и цель познания. Ведь речь идет не о
познании самом по себе, не о познании ради самого познания.
Знания нужны людям для того, чтобы руководствоваться ими в
практической деятельности.

3. Практика выступает и как критерий истинности полученных
знаний. На вопрос, соответствуют ли знания реальной действитель
ности, способна дать ответ прежде всего практика. Следовательно,
практика выступает как своеобразная форма связи между материей
и сознанием.

На основании этого можно выделить следующие функции практики в познании:

1. Она выступает основой человеческого познания. Стремление к познанию возникает вместе с развитием практических способностей человека. Его жизнедеятельность в возрастающей мере

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189.

требует познания всех областей действительности, которые в процессе практической деятельности он изменяет и преобразует в своих интересах.




2. Практика — это также и цель познания. Ведь речь идет не о
познании самом по себе, не о познании ради самого познания.
Знания нужны людям для того, чтобы руководствоваться ими в
практической деятельности.

3. Практика выступает и как критерий истинности полученных
знаний. На вопрос, соответствуют ли знания реальной действитель
ности, способна дать ответ прежде всего практика. Следовательно,
практика выступает как своеобразная форма связи между материей
и сознанием.

Любопытство – это двигатель прогресса, без которого сложно представить развитие нашей цивилизации. Знание представляет собой объективную реальность, которая воспроизводит реальную картину окружающего мира. Человек всегда стремился разобраться в том, как все работает. Поэтому так важна роль практики в познании, ведь она обеспечивает совершенствование, расширение и углубление уже собранных сведений. Ей и будет посвящена сегодняшняя статья. Мы обсудим понятие практики, роль практики в познании и критерии истинности.

роль практики в познании

Определение понятий

Если мы хотим понять, какова роль практики в познании, сначала нужно определиться с основными терминами. Оба понятия плотно взаимосвязаны. Считается, что познание и практика – это две стороны исторического процесса. Человек стремится разобраться в закономерностях и особенностях работы мира. Однако это нельзя сделать за один раз, поэтому нужны годы практики, помогающие расширить накопленный опыт. Выделяют три основных аспекта знания:

  • Способности, навыки и умения. Этот аспект связан с осведомленностью человека, как что-то делается или осуществляется.
  • Вся информация, значимая для процесса познания мира вокруг.
  • Гносеологическая форма связи человека и действительности. Этот аспект представляет собой особую познавательную единицу. Она существует только во взаимосвязи с практическим отношением.

Знание – это идеальный образ действительности. Второй и третий аспект являют предметом гносеологии. Данная наука изучает закономерности познания. Ею занимались еще античные философы. В гносеологии преуспели софисты. Например, Протагор и Горгий. Они стремились развивать гибкость мышления, а для этого был необходим целостный взгляд на мир, понимание его сущности.

роль практики в познании философия

Формы практики:

  • Трудовая деятельность (материальное производство). Эта форма является естественным бытием для людей. Она направлена на преобразование природы.
  • Социальная деятельность. Эта форма представляет собой изменение общественного бытия. Она направлена на преобразование сложившихся традиций взаимодействия между людьми. Социальное действие выполняется так называемыми массовыми силами: революциями, войнами, реформами.
  • Научный эксперимент. Данная форма практики представляет собой активную деятельность. В этом случае исследователь не просто наблюдает, а включается в процесс. Он может искусственно создавать условия, которые ему нужны для анализа свойств окружающего мира.

Функции практического опыта

Для человека крайне важно понимать объективную картину окружающей действительности. Практика и познание – это две стороны этого процесса. Только опытом проб и ошибок человек может разобраться, как все работает. Роль практики в познании философия можно объяснить через функции первой:

  • Источник познания. Опыт вступает необходимым элементом анализа окружающей действительности.
  • Движущая сила. Практика выступает основой научного познания.
  • Побочная цель познания.
  • Критерий истинности. Только на практике можно проверить правильность научных знаний. И это целый процесс, а не одноразовый акт.

понятие практики роль практики в познании

Объяснение функций

Если описывать роль практики в познании кратко, то всегда можно сказать, что все известные нам сведения были собраны совсем не случайно. Например, человеку нужно было правильно распределять земельные участки. Для этих целей и развивалась математика. Из-за развития мореплаванья человек стал уделять внимание астрономии. Однако не всегда практика определяет познание. Иногда случает наоборот: так произошло с открытием периодического закона Менделеева. Весь познавательный процесс обусловлен практическими задачами и целями. Даже выведение абстрактных теорий направлено на разрешение проблем, с которыми столкнулось человечество на пути своего развития. Роль практики в познании такова, что она помогает находить все новые свойства знакомых явлений. Она обеспечивает науку все новыми техническими средствами, оборудованием, приборами и инструментами. Метод проб и ошибок используется на всех этапах исследования. Нужно понимать, что все эксперименты и наблюдения осуществляются не столько из праздного любопытства, а из необходимости. Все полученные знания получают практическое применение. Они являются своеобразным руководством действия и служат для улучшения жизни людей.

 роль практики в научном познании

Роль практики в познании

Гносеология – это отдельный раздел философии. Он изучает роль практики в научном познании. Ф. Бэкон выделял три способа изучения мира:

роль практики в познании кратко

Критерии истины

Цель познания – это понимание объективной картины мира. Категория истины является главной для теории познания. Получение объективной картины мира возможно только методом проб и ошибок. Истина представляет собой знание, которое соответствует своему реальному предмету. Основным ее критерием является то, что она признается многими людьми. Также истина должна быть полезной и выгодной для человеческого сообщества. Однако зачастую это понятие является относительным. Выбор между различными концепциями и теориями, которые рисуют картину окружающего мира, часто является достаточно субъективным.

Человек окружает себя миром, где царит атмосфера духовной культуры. При этом сам он является активно действующим существом. Посредством множества нитей материального и духовного характера он связан с природой и событиями общественной жизни, и находится с ними в перманентном взаимодействии. Жизнь не представляется возможной вне этого взаимодействия.

Человек взаимодействует с миром с помощью собственных потребностей, начиная от физиологических и заканчивая духовно-душевными, которые являются самыми утончёнными и сокровенными. Человеку нужен мир, и он на практике преобразует его не только для постижения тайн. Постижение тайн происходит для удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей. Именно в этом заключается историческая суть появления познания и наук.

Астрономия появилась как следствие на желание человека заниматься мореплаванием. Часы и временные нормы появились также по этой причине. Земледелие породило геометрию. География стала ответом на вопросы описания Земли. Механика была основана благодаря строительному делу. Медицина стала отвечать потребностям человека продлить собственную жизнь или хотя бы облегчить страдания.

Развитие общества способствовали тому, чтобы развивались и потребности, которые будут обогащать и провоцировать всё новые и новые средства и пути познания. Человечество никогда не останавливается на достигнутом.

Практика в познании современного человека

Практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их влияние на тот или иной объект для того, чтобы преобразовать его в соответствии с удовлетворением собственных потребностей.

Роль практики по отношению к познанию можно представить в трёх разных ипостасях:

  • Практика – это источник познания. Она движет познанием, предоставляет познанию весь материал, который необходим по факту для исследований, который преобразуется и формируется в теоретическом виде. Таким образом, практика является питательным грунтом для познания и помогает ему всегда соответствовать действительности мира.
  • Практика – это область применения знаний. В таких условиях она становится целью познания.
  • Практика – критерий, который измеряет истинность результатов познания. В этом смысле только те выводы, сделанные во время познания, которые смогли пройти через лоно практики, могут претендовать на объективное значение, на независимость от неточностей и заблуждений.

Опыт и его истина

Вполне логично, что человек занимается постижением истин реального мира не в одиночку.

Иногда говорят, что познание истины основано на опыте, и данной ситуации имеется в виду, что получена наследственная информация, которая была получена множество столетий назад, в прошлом. Подразумевается опыт, который собирался и накапливался очень длительное время. Чтобы постигнуть истину, опыта одного человека недостаточно.

Любая сфера научного знания, проливая свет на закономерности определённого характера, обуславливая некоторые явления, принимает участи в создании картины мира и в становлении мировоззрения.

Э. Шредингер отмечал, что наука должна отвечать на вопрос, кто мы и для чего мы явились в этот мир. Это несёт огромный метафизический и практический смысл.

Практика не обязательно должна только указывать на те явления, которые нужно исследовать. Она может изменять окружающие предметы, выявлять такие их свойства, которые до сих пор были неизвестны человеку.

Изначально человек занимался познанием сил природы и общества и это привело к овладению данными силами.

Практика является основой не только для наук о природе, но также и для наук об обществе.

Читайте также: