Культура дореволюционной россии кратко

Обновлено: 30.06.2024

На развитие русской культуры огромное влияние оказала европейская культура, развитие которой значительно опережало Россию. Это влияние было исторически неизбежным.

Начало этому положила Отечественная война 1812 года. Она сблизила Россию с Западом и ускорила формирование русской культуры.

Передовые умы России начали изучать западные политические учения и философские течения применительно к российской действительности. Они поставили вопрос о крепостном праве в России, об историческом пути ее развития, о взаимоотношениях с Европой и западно-европейской культурой.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Шел большой общественный спор, по какому пути идти России: по самобытному или по европейскому. Начиная с 40-х гг. под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный демократизм.

Эти явления в общественной мысли страны предопределили развитие художественной культуры России XIX века, а именно: ее пристальное внимание к политическим и социальным проблемам страны.

Особенности развития

В истории культуры России XIX век занимает особое место. Его называют временем небывалого взлета русской культуры. Этот век отмечен гениями во всех областях духовной культуры — в литературе, музыке, живописи, философии, науке и т.д.

Особенностью культурного развития России в XIX веке стал процесс демократизации культуры. В число деятелей культуры вошли выходцы из непривилегированных сословий – разночинцы, в то время как в XVIII веке это были только представители дворянства.

Демократизация культуры выразилась в изменении тематики произведений живописи, музыки литературы. В них появились темы, связанные с изображением жизни простого народа. Народное творчество стало источником идей и мерилом эстетического вкуса мастеров культуры.

Характерной чертой великих русских мастеров была тесная и неразрывная связь искусства с общественной жизнью, с прогрессивной научной мыслью.

В культуре развивается критический реализм. Произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова вошли навсегда в сокровищницу мировой литературы, так как в них поднимаются важнейшие философские и нравственные проблемы человечества.

Предпосылки развития

Развитие культуры формировало бурное развитие событий:

  • предшествовавшие веку реформы Петра I;
  • Отечественная война 1812 года;
  • выступление декабристов на Сенатской площади в декабре 1825 года;
  • общественно-демократический подъем в стране;
  • отмена крепостного права;
  • проведение либеральных реформ 60-70-х годов;
  • высокие темпы развития капитализма в промышленности.

Реформы Петра I

Петр I ввел гражданскую азбуку в книгопечатание и арабские цифры. В результате читать книги и писать стало значительно легче. Он создал первый русский музей — Кунсткамера, дал добро на развитие светской живописи, открыл новые школы, которые обучали различным ремеслам. Система обучения детей стала светской. В 1725 году он основал Академию наук.

Близкие контакты с Европой

В начале XIX века началось расширение культурных связей России с другими странами. Увеличилось число контактов представителей русской культуры с зарубежными учеными, мыслителями, писателями, художниками. Русские ученые и художник выезжали на учебу в Германию, Италию. Учились в Европе музыке, художеству, торговле и естественным наукам.

Развитие капиталистических отношений в стране

Инженеры-механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы в 1833-1834 гг. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге.

После отмены крепостного права возникали новые промышленные города, менялась общественная атмосфера. Начался процесс демократизации российского общества. Помещичьи хозяйства без крепостных стали клониться к упадку. На первый план вышли денежные отношения. Началось развитие российского капитализма.

Оппозиционные течения в обществе

Экономические преобразования также способствовали расцвету оппозиционных движений. Наиболее заметным из них было либеральное движение, критиковавшее существующий строй. К средине века образованная молодежь стала пропагандировать радикально-демократические, а также социалистические идеи.

В России началась эпоха освободительного движения. Оппозиция заявляла о себе в подцензурной литературе, которая становилась одной из активных общественных сил.

Научные достижения

В условиях становления капиталистического уклада жизни и промышленного переворота происходят значимые научные открытия, имевшие как теоретическое, так и прикладное значение. Вот только некоторые из них:

Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. Русские ученые принимали участие в исследованиях научных центров Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи.

Применение электричества

В конце XIX века по миру, в том числе и по России, прокатилась волна открытий, связанных с электричеством. Все открытия включали и практическое применение.

В 70-х годах XIX века была изобретена лампа накаливания. Ее создателем стал российский электротехник А.Н. Лодыгин. Это было сделано за семь лет до изобретения американского инженера Эдисона А.Н.

Один из первых российских электротехников академик В.В. Петров (1761-1834) раньше европейских ученых открыл явление светового и теплового действия электричества, вошедшее в науку как вольтова дуга. Этим было положено начало применению электроэнергии на практике.

В 1832 году член-корреспондент Петербургской Академии наук П. Л. Шиллинг впервые продемонстрировал работу изобретённого им электромагнитного телеграфа. Так появилась проводная связь.

Изобретения воплощались в жизнь. Впервые электрическое освещение появилось в Санкт-Петербурге в 1879 году. В 1883 году начала работу первая электростанция у Полицейского моста. В Москве освещение впервые появилось 1881 году.

Развитие медицины

К началу XIX в. в России было всего два высших медицинских учебных заведения: медицинский факультет Московского университета и Петербургская медико-хирургическая академия. Оба они стали центром медицинской науки.

Выдающимся терапевтом стал выпускник Московского университета М.Я. Мудров (1776-1831). Он создал систему клинического обследования и одним из первых в России применил методы пальпации, перкуссии и аускультации.

С.П. Боткин (1832-1889) создал крупнейшую в России научно-терапевтическую школу. Он впервые описал клиническую картину ряда заболеваний: сердца, сосудов, почек, а также выделил инфекционный гепатит, названный позже болезнью Боткина.

Н.И. Пирогов (1810-1881) — учёный-анатом, русский хирург создал первый атлас топографической анатомии, первым в мире начал проводить операции под эфирным наркозом. Это стало началом новой эпохи в развитии военно-полевой хирургии.

Большим открытием для медицины в России в конце XIX века стало создание службы оказания скорой медицинской помощи.

После отмены крепостного права в России начала развиваться земская медицина. До этого медицинская помощь сельскому населению практически не оказывалась. Больницы были только в губернских и уездных городах.

Становление литературы

XIX век называют Золотым веком русской культуры благодаря развитию литературы. Именно литература становится господствующим видом искусства.

Хотя произведения русских писателей подвергались жесткой цензуре, они оставалась важным инструментом развития общественной мысли.

В XIX веке творили писатели:

  • А.С. Пушкин;
  • М.Ю. Лермонтов;
  • Н.В. Гоголь;
  • Л.Н. Толстой;
  • А.П. Чехов;
  • Н.А. Некрасов;
  • А.А. Фет;
  • Ф.М. Достоевский;
  • А.И. Куприн;
  • М. Горький и многие другие классики.

Лучшие произведения русской литературы и искусства возникли на гребне демократических настроений в России. Так или иначе, они отражали недовольство народных масс, их возмущение крепостным гнетом.

В начале века в литературе расцвел сентиментализм и началось становления романтизма. Эти направления ярко проявили себя в поэзии. Среди самых талантливых поэтов:

  • Е.А Баратынский;
  • К.Н. Батюшков;
  • В.А. Жуковский;
  • А.А. Фет;
  • Ф.И. Тютчев.

Русская поэзия XIX века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались в своих стихах осмыслить свое предназначение. Поэт в России считался проводником истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их строкам.

Литераторы все чаще обращаются к общественно-политическим проблемам российской жизни. Развивается жанр реалистического романа. В этом жанре пишут:

  • И.С. Тургенев;
  • Ф.М. Достоевский;
  • Л.Н. Толстой;
  • И.А. Гончаров.

Мастером малого литературного жанра — рассказа считается А.П. Чехов. Мировую известность приобретают и его пьесы.

Драматургию продолжают А.Н. Островский, М. Горький. В их пьесах уже хорошо ощущается настроение грядущих перемен социального строя.

Реформы в образовании

В начале века существовала сословная система образования.

Повсеместно было распространено домашнее образование. Учителя приглашались в дворянские семьи. Учили они иностранным языкам, музыке, словесности, этикету и живописи.

Крепостным крестьянам обучение было недоступно. Правительство боялось широкого просвещения народа. Но развитие капиталистических отношений в экономике требовало грамотных и образованных людей.

После реформ Александра II образование сделало огромный шаг вперёд. Сложились три основных типа начальной школы: государственная, земская и церковно-приходская. Открылись классические и реальные гимназии, были основаны новые университеты.

Появились профессионально-художественные училища закрытого типа: Балетная школа при Московском воспитательном доме, Академия художеств.

В первой половине XIX века было улучшено военное образование. Выросло число кадетских корпусов. Туда стали принимать детей обедневших дворян на бесплатной основе.

Впервые была создана государственная система связанных между собой учебных заведений: приходские и уездные училища, губернские гимназии и университеты с общим сроком обучения 10 лет.

Были основаны женские гимназии и женские училища. В 1860-70-х годах основаны первые государственные и учительские семинарии, а в 1872 г. появляются реальные училища.

Особое место в развитии образования занимают земские трёхгодичные школы. Обучение в них было организовано лучше, чем в церковно-приходских школах. Кроме письма, чтения, четырёх правил арифметики и закона божьего, здесь изучались природоведение, география, история. Учили детей представители земской интеллигенции. Земский учитель становится подлинным подвижником просвещения.

Петербургское народное училище для подготовки учителей было преобразовано в Педагогический институт. Педагогические институты были созданы при всех университетах, так как учителей в России катастрофически не хватало.

Для дочерей дворян был создан Смольный институт благородных девиц — первое в России привилегированное женское воспитательное заведение, где давалось среднее образование. Туда принимались девицы потомственного дворянства и дочери высоких чиновников. Воспитание в нем продолжалось с 6 до 16 лет.

Царскосельский лицей учил небольшое число дворянских детей. Он был создан для того, чтобы выпускники участвовали в управлении Россией.

Мещанское училище было открыто для дочерей дьячков, солдат, конюхов, лакеев. Девочек учили стряпать, мыть, чистить, ткать, шить, вязать.

Начали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых: рабочие курсы и народные дома — своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, торговой лавкой и чайной.

Искусство

Бурное развитие получили все виды искусства: живопись, архитектура, скульптура, музыка. Русское искусство XIX века — это многогранное явление, которое отличает многообразие направлений.

Живопись

Русское изобразительное искусство XIX века в основном выражалось в академизме. Этот стиль диктовала Академия художеств.

Живопись передвижников носила реалистический характер. На своих полотнах они отражали жизнь со всеми ее проблемами и противоречиями. Передвижники вдохновлялись идеями народничества. Они вели активную просветительскую деятельность, организовывая передвижные выставки.

Русская историческая живопись достигла вершины в творчестве Суриков В.И. На его картинах народ также главный герой истории.

Близок к передвижникам был художник-баталист Верещагин В.В. (1842-1904). Он совершил переворот в батальной живописи, наполнив ее правдой жизни. Его полотна — приговор войне.

Передвижники были непревзойденными мастерами пейзажа. Пейзаж на их полотнах становится значимым жанром живописи. Среди них Саврасов А.К (1830-1897), Поленов В.Д. (1844-1927), Шишкин И.И (1832-1898), Куинджи (1842-1910), Айвазовский И.К. (1817-1900), Левитан И.И. (1860-1900).

Художников поддерживали меценаты, такие, как Третьяковы, Мамонтов С.И. Эта поддержка способствовала зарождению крупнейшей коллекции произведений изобразительного искусства — Третьяковской галерее.

Театр

XIX столетие стало временем успешного развития русского театра. В начале века он был театром классицизма, сентиментализма и романтизма. На сцене ставились трагедии на мифологические и исторические сюжеты.

Над театрами был установлен строгий контроль государства. В 1826 г. они были подчинены ведению Министерства двора. Государственная монополия на театры просуществовала до 1882 г.

Важным этапом в развитии русского театра было создание в 1898 г. Московского Художественного театра. Создателями его были К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Этот театр отличали демократизм и новаторство. На его сцене шли пьесы Чехова, Горького, Островского, Ибсена, Метерлинка, и другие.

Всемирную известность получила система работы актера над образом, разработанная К.С. Станиславским. В театре выросла целая плеяда замечательных актеров: М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова, М.Г. Савина, В.В. Самойлов и многие другие.

Музыка

Традиции русской музыкальной культуры сложились уже к концу XVIII века. Знаменитые композиторы тех лет:

  • А.А. Алябьев (1787-1851);
  • А.Е. Варламов (1801- 1848);
  • А.Л. Гурилев (1803-1858);
  • Н.А. Титов (1800-1875).

Они создавали произведения камерного жанра: романсы, небольшие музыкальные пьесы.

Основоположником русской классической музыки стал М.И. Глинка (1804-1857). В музыке Глинка занимает место, равное Пушкину в литературе. В основе его музыки лежит русская народная песенная культура.

В составе группы были:

  • М.А. Балакирев (1837-1910);
  • М.П. Мусоргский (1839-1881);
  • А.П. Бородин (1833-1887);
  • Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908);
  • Ц.А. Кюи (1835-1918).

Все они придерживались народного стиля в музыке. Их творчество современники называли музыкальной революцией.

Великим композитором в истории русской и мировой музыки считают Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Он создал оперы и балеты, идущие до сих с успехом пор на мировой оперной сцене:

XIX век знаменит появлением русского романса, основу которого составили народные мотивы. Главную роль в развитии русского романса сыграли композиторы:

  • А.А. Алябьев;
  • А.Л. Гурилёв;
  • А.Е. Варламов;
  • П.П. Булахов;
  • А.Н. Верстовский.

Самым знаменитым среди музыкальных театров был петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве. Многие имена русских исполнителей знали во всем мире: знаменитый оперный бас Ф.И. Шаляпина, лирический тенор Л.В. Собинова. Известны были русский балетмейстер и педагог М.И. Петипа, балетмейстеры и танцовщики М.М. Фокин, В.Ф. Нижинский, балерина А.П. Павлова.

Образование

Уровень грамотности в народе заметно вырос. Система образования приобрела следующую форму:

  1. Начальное образование. Сюда входили, которые строились при церквях, земствах, а также государственные школы. Хорошее начальное образование давали школы при земствах. У детей, обучавшихся там, уровень грамотности был выше, чем у детей, обучавшихся в других школах.
  2. Среднее образование. Сюда входили училища, как епархиальные так и обычные, гимназии, которые имели дополнительное подразделение в виде женских гимназий. Между этими учреждениями имелись различия в предметах, на которые делался упор. В училищах преимущественно изучали естественно-технические науки. В гимназиях наоборот, тщательнее преподавались иностранные языки и гуманитарные науки.
  3. Высшее образование. Для поступления в университет требовался документ об окончании гимназии или училища. Без этого свидетельства поступить было невозможно. Высших учебных заведений в стране становилось все больше, также появлялись специальные институты, например, Горный и Лесной. В конце XIX века появились университеты стали появляться во многих городах России. Затем стали появляться частные высшие учебные заведения.

Грамотность распространялась не только среди детей и молодёжи. В 60-х года стали популярны воскресные школы для взрослых. В них бесплатно обучали грамотности и основам технических знаний. Позже возникли рабочие курсы. А затем стали появляться народные учебные заведения, так называемые народные дома. Чтобы попасть туда, достаточно было желания. На статус и положение никто не смотрел.

Издательство

Наблюдалось развитие книгопечатания и издательского дела в целом. К концу столетия число изданий, выходивших с определенной периодичностью, возросло в 3 раза.

Вместе с издательством книг росло и количество публичных библиотек. Они возникали при учебных заведениях и музеях, например, при Политехническом или Историческом. Музеи со своей стороны тоже принимали участие в развитии культуры страны. Среди них следует выделить:

  • собрание русской живописи Третьяковых, которое впоследствии стало основой для Третьяковской галереи;
  • Московский музей изящных искусств;
  • Петербургский Императорский Русский музей.

Деятельность этих музеев приобщала к культуре широкие слои граждан.

Наука

В XIX-XX веках наблюдалось стремительное развитие науки, причем во всех ее областях. Были совершены многие знаменитые открытия. Также это время стало периодом, в котором начавшееся разделение наук на фундаментальные и прикладные, только усилилось.

Естественные науки

Самые известные открытия, совершенные в то время:

  1. Менделеев открыл фундаментальный закон природы о химических элементах.
  2. Теория строения органических соединений Бутлерова.
  3. Органический катализ Зелинского.
  4. Множественные химические открытия Каблукова

Математика

Самыми знаменитыми исследованиями в области математики того времени являются исследования, на которых построены теория чисел и теория вероятностей. Хотя исследования проводились и во многих других разделах, данные теории стали большим прорывом в математике. Они проводились Чебышевым, Ляпуновым и Ковалевской, которая являлась первой в мире женщиной-профессором.

Физика и механика

Важнейшие открытия в области физики и механики:

  1. Знаменитая свеча Яблочкова.
  2. Лампа накаливания Лодыгина.
  3. Исследования явлений фотоэлектрики Столетова.
  4. Исследования в области гидроаэродинамики Жуковского.
  5. Первый самолёт был создан Можайским.

География

Продолжались исследования регионов Земли, о которых было мало известно:

  • Монголии;
  • Тибета;
  • Индонезийских островов;
  • Эфиопии;
  • Филиппинских островов;
  • Туркестана;
  • Тянь-Шаня.

На рубеже XIX-XX веков еще продолжались географические открытия. И русские ученые-географы принесли в них немалый вклад. Самые знаменитые достижения в области географии:

  • 2 плавания вокруг света совершил С. О. Макаров. Так же океанограф сделал описание Северного, Чёрного и Мраморного морей. Он же предложил исследовать Северный морской путь при помощи ледоколов.
  • Были отправлены экспедиции Толля и Колчака для изучения Арктики. Впоследствии эти экспедиции продолжились под командованием Г. Л. Седова.

В 1912-1914 годах прошла экспедиция к Северному полюсу, в которой проходили исследования побережья и островов Северного Ледовитого океана. Для этих исследований использовалась геодезическая съемка.

Гуманитарные науки

На развитие этой области оказывала влияние политическая ситуация в стране. Особенно сильное развитие получила история.

Самые знаменитые труды того времени:

Социальные конфликты и изменения в обществе задавали направление для развития. История Российского государства рассматривалось с разных сторон. Политик П. Н. Милюков описал историю государства с либеральной позиции, а историк Покровский с марксистской. Экономическое развитие страны тоже отражалось в некоторых работах.

Также в данный период были полностью перевернутый представления о материальном мире благодаря новым совершенным открытиям: рентгеновские лучи, радиоактивность, делимость атома.

Другие знаменитые достижения

В данный период получили Нобелевские премии знаменитые учёные Павлов и Мечников. Вернадский составил энциклопедические труды, способствовавшие развитию геохимии, радиологии и биохимии.

Литература

Многие писатели-прозаики в своих произведениях придерживались традиции критического реализма. Среди них особенно выделились Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чехов. В их произведениях поднимались важные для русского общества вопросы: о гуманизм, гражданственности и народности. В творчестве Толстого были выражены нравственные проблемы. Максим Горький в своих произведениях обозначал острые социально-политические вопросы.

В искусстве и литературе проявлялись принципы модернизма:

  1. Среди поэтов-футуристов прославились В.В. Маяковский, Саша Чёрный в Д.Д. Бурлюк, В.В, Хлебников.
  2. Самыми знаменитыми поэтами-акмеистами являлись Ахматова, Кузьмин, Мандельштам, Н.С. Гумилёв.
  3. Символистами являлись Блок, Брюсов, Бальмонт, Мережковский.

Театр

Развитие деятельности театра в стране проходило следующим образом:

  • В 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко был основан Московский Художественный театр. На его сцене блистали знаменитые актеры Москвин, О.Л. Книппер-Чехов, В.И. Качалов.
  • В 1904 году был открыт театр в Петербурге имени Комиссаржевской. В театре ставились постановки, отражающие стремление демократической интеллигенции.
  • Благодаря деятельности некоторых театров стали развиваться музыкальные спектакли. К театрам, развивавшим данное направление, относится Московский Большой театр, частная опера, основанная Мамонтовым и Зиминым и Петербургский Мариинский театр.

Также произошло зарождение метафорического театра.

Кино

Первые кинофирмы появились в 1907-1908 годах. К 1913 году их насчитывалось уже около 30.

Самым знаменитым режиссером того времени являлся Я. А. Протазанов. Популярными звездами немого кино были Вера Холодная и Мозжухин.

Музыка

  • Мусоргский;
  • Римский-Корсаков;
  • Балакирев;
  • Бородин;
  • Кюи.

Произведения создавались в стиле оперы, балета, симфонии. Но поиски новых музыкальных стилей не прекращались.

В 1859 году было создано Русское музыкальное общество. Благодаря этому обществу большую популярность приобрела национальная музыка.

Множество консерваторий не только в столице, но и в других городах стали центрами музыкальной культуры. В 60-х годах в Петербурге была открыта бесплатная музыкальная школа. Её преподаватели Балакирев и Ломакин, которые и открыли эту школу способствовали приобщению общества к музыке.

В начале XX века наблюдалось усиление интереса к проблемам философии и этики. Этот интерес отразился в творчестве Скрябина, Рахманинова, Стравинского.

Живопись и скульптура

В конце XIX века в искусстве особенно выделялось несколько направлений:

  1. Исторический жанр, в котором присутствовали национальные сюжеты и народный эпос. Наиболее популярные живописцы исторического жанра – В.М. Васнецов и В.И. Суриков.
  2. Батальная живопись. Этот жанр использовал в своем творчестве Верещагин.
  3. Н.А. Ярошенко был мастером однофигурных жанровых композиций.

К концу столетия начались поиски новых направлений. Результатом этого поиска стали пейзажи, которые изображали на своих картинах И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. И. Куинджи.

Часть живописцев выделялась среди остальных:

Эти художники объединяли в своем творчестве прошлое и будущее. Они сочетали традиции русского искусства с возникающими новыми направлениями.

  • К.А. Сомов;
  • Л.С. Бакст;
  • Е.Е. Лансере;
  • Н.К. Рерих;
  • А.Н. Бенуа;
  • Н.Э. Грабарь.

Самые знаменитые работы скульпторов:

На скульптуру конца XIX – начала XX века большое влияние оказывал импрессионизм. Стали использоваться новые пластические формы, контраст света и тени.

Архитектура

В конце XIX века здания сооружались в стиле архитектурной эклектики. Это означало, что в одном проекте могли использоваться разные элементы стилей прошлого. Например, во дворце великого князя Владимира Александровича, построенном по проекту Рязанова, который находится в Петербурге, сочетались элементы русского и британского стиля, а также барокко.

В начале XX века для архитектуры характерны три новых направления:

  1. Неорусский стиль. В нём использовалось древнерусское зодчество, смешанное с современным стилем (Казанский вокзал по проекту А.В, Щусева).
  2. Стиль модерн (Ярославский вокзал по проекту Ф.И. Шехтеля).
  3. Стиль неоклассицизм, в котором также смешивались принципы архитектурной классики и нового стиля (Киевский вокзал по проекту И.И. Рерберга).

Смешивание старых стилей в новыми приобрело широкое распространение в архитектуре.

Достижения в конце XIX – начале XX века сыграли важную роль в развитии мирового общества. Российские путешественники совершили множество открытий. Искусство и литература повлияли на мировую культуру. В целом, культурные достижения России получили мировое признание.

Историю культуры России в кратком обзоре мы предлагаем отследить по структурной типологии Н.А.Бердяева, разработанной им в цикле трудов об ее особенностях, пути, судьбе и месте в мировой культуре. В этих работах ученый обозначил прерывистость русского культурного пути и определил его несколько основных этапов. Данную историческую типологию Бердяева можно рассматривать как основу, но с дополнениями, связанными с событиями последнего столетия.

Этап славяно-европейской цивилизации (X – начало XIII в.)

Как показывает история, культура древней России той эпохи была аналогична европейской, именно поэтому многие исследователи называют этот этап, как славяно-европейская цивилизация. Среди основных ее черт можно выделить:

  • военно-демократические особенности зарождения государственной власти,
  • городская природа культуры, .

Даже в то время земли Древней Руси простирались на большие территории. Археологические изыскания дают ценный материал, позволяющий лучше узнать культуру крупных городов Древней Руси Киева и Новгорода и выявить существенные различия между ними. Своеобразие настолько очевидно, что здесь можно обособить даже две субкультуры — южную и северную:

  • Южная (ее центр Киев) была нацелена на союз с Константинополем, но зависела от взаимосвязей со степными племенами.
  • Северная (центр в Новгороде) тянулась к Северной Европе и имела сношения со скандинавскими странами и Ганзой.

С XII до XIV века проводилось наступательное освоение земель центральной и северо-восточных районов Русской равнины с экстенсивным земледелием. Такой характер развития был присущ экономике и развитию страны. Это стало самобытной чертой России и основой для специфичных составляющих русской ментальности:

  • не решение проблем, а уход от них в новые края,
  • земля ничья, божья,
  • чувство временности,
  • отсутствие необходимости глубокого укоренения на одном месте.

Такой способ ведения крестьянского хозяйства по территории и по количеству участников составлял большую часть древнерусской культуры, которая с трудом поддается исследованию, так как она не имеет письменных источников.

Художественная культура и история на базе письменных источников

История России того времени изучается по основным артефактам, относящимся к городской культуре: летописям, письменам, архитектурным памятникам, декоративно-прикладным поделкам, живописи из кладов и погребений. Основываясь на анализе художественных письменных источников, выделяют два стилистических направления:

  • монументальный историзм
  • эпический лиризм.

Такой стиль получил распространение в конце X в. и господствовал до начала XII в. Это был период приобщения и равноценного вхождения Руси в христианство, осмысления своей роли в новой культуре. Подтверждение тому — сохранившиеся архитектурные, живописные и литературные свидетельства этого периода. Им характерны возвышенно-величавым настрой, они преисполнены важностью. Стиль монументального историзма точно отражал дух времени княжения династии Рюриковичей. Для героической эпохи страны это был первичный стиль, тождественный романскому стилю для Запада. Он был равноценен государственному и соответствовал запросам княжеского окружения, желанию молодой страны создать собственный имидж, свои принципы, сопоставить себя с культурой и историей мира.

Этот стиль носит еще название вторичного, он сформировался к середине XII века. Этому времени характерно усиление феодальной раздробленности. Искусство становилось более приближенным к человеку, в нем стали выделяться черты отдельных людей, а не только широта государства, как это было в предыдущий период.

О многогранности развития художественной культуры того времени можно судить по тому, как выкристаллизовывается особая манера письма в иконографии, развивается художественное обучение.

  • Новгород становится центром почитания Софии,
  • Владимир — Богоматери,
  • в Чернигове и Рязани — княжеских образов Бориса, Глеба.

Удельная Русь — культура XIII – XIV вв

Глубокие изменения, произошедшие к середине XIII века, дают основания для обособления этого периода, поскольку они также имели большое влияние на тип русской культуры. По той эпохе проведено много исследований, и есть разные мнения в оценке последствий нашествия степняков. Гумилев считал, что оно спасло страну от подчинения Европой, что, по его мнению, принесло бы гораздо больше вреда для России.

Эти события оставили весомый след, но монголо-татарское иго не могло радикально поменять русскую земледельческую культуру на кочевую. Но нашествие Орды приостановило развитие и нанесло невосполнимый ущерб. Были разрушены храмы, сожжены библиотеки и города, в угнетенном состоянии находились ремесла. Вторжение племен кочевников было воспринято как наказанье божье, вселенское бедствие, которому немыслимо было и противиться.

Московская Русь — этап XIV – XVII вв

Отрезок с конца XIV — по XVII в. вошел в историю как время образования евразийской цивилизации. Становление централизованного независимого государства с властью в Москве сформировало иную картину в разных сферах жизни. Это благоприятствовало порождению обновленной концепции ценностей и мироздания.

Русские княжества, освобождаясь от оков ига, сплачивались вокруг Москвы, создавая государство нового типа. Оно явилось средством в отстаивании суверенности. По сей день государство имеет чрезвычайную значимость в сознании людей, которая была приобретена еще в те времена.

Поэтапная история культуры великой России московского периода

Эволюцию русской культуры Московского периода можно разбить на три этапа:

  1. Русское Предвозрождение (конец XIV в. — середина XV в.)

Это время ознаменовала победа в Куликовской битве, вместе с ней произошел эмоциональный скачок национального самосознания. В этот период начался расцвет литературы, искусства, повышение индивидуального начала. Яркими примерами могут быть имена Андрея Рублева, Даниила Черного. Феофана Грека. По этим величинам развитие России можно сравнивать с Проторенессансом и итальянским ранним Ренессансом. Ренессанс обошел историю России стороной. Все ресурсы были пущены на создание и обустройство страны с центром в Москве. Там возводятся самые величественные храмы, создаются иконы, фрески, пишутся книги.

Он характерен окончательным становлением Московского царства. Страна стала расширяться в сторону восточных приделов, была взята Казань. Постепенно государство превращалось в обширную евразийскую империю.

Во всех сферах жизни страны идет урегулирование и упорядочение, например,

Появляется новый архитектурный стиль – московский. Отстраиваются Кремль, Успенский собор, они являются символом России и по сей день.

В искусстве, литературе передается индивидуальное начало и авторская точка зрения.

История культуры и искусства России (XVIII в. — начало XX в.)

Период Императорской России — время представления ее нового обличья. С эпохи петровских преобразований Русская культура тяготеет к европейской, находится под ее влиянием, но остается самобытной. Исполинская евразийская цивилизация публична для Запада и Востока, но сохраняет независимость. Эту эпоху можно разделить на три временных отрезка.

Это время радикальных реформ. Со времен принятия христианства Россия поворачивается к Западу по воле правителя второй раз. Культурные метаморфозы при правлении Петра I так же противоречивы и сложны, как и нововведения князя Владимира.

Петровское перемещение к Европе продолжили его наследники. Все это столетие стало периодом глубоких преобразований, коснувшихся разных сторон. Главной особенностью было овладение результатами и завоеваниями европейской культуры, большей частью посредством образования. Перемены происходили под натиском верхов и изнутри, так как предпосылки к ним уже созрели в предыдущем столетии. Такие черты, как реалистичность индивидуальность, рациональность, теперь облачились в европейский наряд.

Это период культурного синтеза своих начал и почерпнутых в Европе знаний. Их слияние дало толчок к дальнейшему развитию. Это столетие называют русским Золотым веком. Огромный перечень имен, открытий, замыслов, достижений, гениальных творений позволяет сказать, что в этот период Россия сыграла значительную роль в истории мировой культуры. Тогда наиболее ярко проявилась ее индивидуальность, были заданы первостепенные вопросы и даны решения проблем. Это период поиска культурной общности и духовности.

Рубеж XIX -XX веков в истории России называют ее Ренессансом. Несмотря на кратковременность, его можно выделить в отдельный тип. Переломный ход времени подарил этой эпохе свободу, активную смену курса и тенденций. На страну нахлынула лавина свежих представлений, идей, суждений, парадигм, которые имели противоречивую направленность. Творческая жизнь стала интенсивной. Возникали и множились союзы, объединения, кружки, вовлекая в себя большое число новых членов.

В диалоге разных культур меняется и направленность: это не просто ретроспективное изучение, а стремление приобщиться и постигнуть, погрузившись в самые недра. Слияние разных видов искусств, мировоззрений, тяготение к единству – было одной из важных черт этого времени. Но период не был монолитным, в нем существовало множество несовместимых идей, разнонаправленных перемещений, демонстрирующих градус свободомыслия.

История культуры России – этап XX в.

1917 – 1991 годы двадцатого столетия относятся к Советской России. Это непростое и парадоксальное время, которое еще предстоит объективно оценить. В нем отразились самые противоречивые черты национального характера. Тоталитаризм стремился привести культуру к единообразной форме, но внешняя монолитность сочеталась с индивидуальным творческим началом, которое просматривается в иносказательной форме и на бытовом уровне, и в андеграунде. К оценке значения русской культуры советского периода стоит добавить и Русское Зарубежье. Его можно рассматривать как наследие дореволюционной культуры. Около 10 млн. эмигрантов верили в свою миссию ее сохранения и приумножения. Это подтверждает их просветительская, научная, издательская работа. Характерные особенности духовной жизни Серебряного века и развитие этих идей отразили в своих работах

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, Г.В, Флоровский, С.Л. Франк.

Еще предстоит объективное изучение и оценка трудов Русского Зарубежья как неотъемлемой части общероссийской культуры.

Современный этап истории

  • освобождение от запретов идеологии,
  • присоединение запрещенных ранее работ и имен,
  • знакомство с зарубежной русской культурой.

Современный прогресс русской культуры объясняется динамичным развитием самопознания, поиском общности, раскрытием своей роли в мировой культуре.

Русская культура

Русская культура в конце 19 и начале 20 века претерпевала бурные изменения

Богатейшая культура России в конце XIX и начале XX веков вобрала в себя лучшие традиции уходящего столетия и некоторые веяния нового. В эти годы мир стремительно менялся, и люди менялись вместе с ним. Возникали новые мысли насчёт старых социальных и иных вопросов, что не могло не сказаться на развитии культуры, которое охватило все её стороны.

Литература

Серебряный век

Писатели и поэты Серебряного века русской литературы

В литературном сообществе продолжалось развитие идей критического реализма. В конце XIX и начале XX веков в России были созданы новые произведения таких признанных мастеров пера, как Толстой и Чехов. Однако, не все писатели и поэты были довольны затянувшимся периодом реализма, они пребывали в поиске чего-то нового. Так и зародилось новое направление – русский символизм, одним из самых ярких представителей которого стал Валерий Брюсов. Символизм, в свою очередь, привёл к появлению акмеизма, движения, противопоставленного ему (Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилёв), а отрицание традиционного искусства породило футуристов, таких, как Владимир Маяковский и Игорь Северянин.

Образование

Образование в дореволюционой России

Дореволюционная школа

Развитие системы образования оказало огромное влияние на культуру России конца XIX и начала XX веков. Заметно вырос уровень грамотности среди простого народа, усилилась деятельность различных просветительских организаций, возникло множество новых форм внешкольного образования. Во многом это было связано с процессами индустриализации и промышленной революции, которые привели к урбанизации (росту городов и численности городского населения). Соответственно, в городах появлялись новые школы и училища, так как новым фабрикам и заводам требовались рабочие. При этом высшее образование также развивалось, причём оно стало доступным для всех, а не только для дворянского сословия.

Архитектура

Архитектура в культуре России

Ярославский вокзал в Москве – одно из исторических свидетельств развития русской культуры в конце 19 и начале 20 века

В прошлом облик российских городов определяли резиденции властей и просто дворян, но развитие культуры России в конце XIX и начале XX века изменило его навсегда. Теперь решающее значение для внешнего вида городской среды имели новые промышленные и общегражданские здания – фабрики, заводы, вокзалы. Немало этому поспособствовало и появление новых строительных материалов, таких, как бетон. При этом российские архитекторы экспериментировали с самыми разными стилями, такими, как модерн (Ярославский вокзал в Москве) и неоклассицизм (Киевский вокзал там же). Неорусский стиль также пользовался определённой популярностью, хорошим примером является здание Казанского вокзала.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого

Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Основные события и реформы кратко.

Факты о Бразилии

55 интересных фактов о Бразилии

Наука

Промышленная революция не только дала новые возможности, но и принесла с собой новые потребности. Началось бурное развитие наук, призванное удовлетворить их, причём характерным процессом этой эпохи стала их дифференциация, то есть разделение на более узкие направления. Набирал популярность философский материализм, во многом подстёгнутый крепнущими в обществе революционными идеями, хотя одновременно с ним возникло и движение русского космизма, имевшее религиозно-философский характер. Что интересно, значительный интерес к русскому космизму сложился значительно позднее, уже во времена СССР.

Живопись

Музыка

В целом можно сказать, что национальная русская музыкальная школа окончательно оформилась во второй половине 19 века. Центрами культуры России в конце 19 и начале 20 веков стали Петербург, Москва и Киев, в которых были построены великолепные консерватории и театры. Огромное значение имела и деятельность художественного деятеля Сергея Дягилева, который фактически организовал знаменитый балет “Русские сезоны”, пользовавшийся безумной популярностью не только в России, но и в других странах Европы. Современные исследователи полагают, что развитие русских музыкальных традиций в эту эпоху оказало влияние и на мировую музыкальную сцену.

Кинематограф

Появившийся на рубеже столетий, кинематограф быстро обрёл огромную популярность, так как был по меркам тех лет изумительной диковиной. Правда, в России поначалу снимались в основном документальные фильмы, и первая художественная кинолента была создана лишь в 1908 году, а первый полнометражный фильм – спустя ещё три года. Для многих фильмов источниками вдохновения служили произведения Пушкина, Достоевского и других классиков, но это их, правда, не спасало. Снимались тогда в основном довольно низкопробные комедии и мелодрамы, и их художественная ценность невелика. Что, разумеется, не умаляет их исторической ценности.

Читайте также: