Избирательный ценз это кратко

Обновлено: 30.06.2024

ИЗБИРА́ТЕЛЬНЫЕ ЦЕ́НЗЫ, ус­та­нов­лен­ные в за­ко­не тре­бо­ва­ния для осу­ще­ст­в­ле­ния ак­тив­но­го и пас­сив­но­го из­би­рат. пра­ва. И. ц. раз­ли­ча­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от форм уча­стия ли­ца в го­ло­со­ва­нии (из­би­ра­тель, кан­ди­дат на вы­бор­ную долж­ность) и ви­да вы­бо­ров. К ли­цам, бал­ло­ти­рую­щим­ся на вы­бор­ную долж­ность, предъ­яв­ля­ют­ся бо­лее серь­ёз­ные тре­бо­ва­ния, чем к из­би­ра­те­лям. Как пра­ви­ло, на пре­зи­дент­ских вы­бо­рах ус­та­нав­ли­ва­ют­ся бо­лее жё­ст­кие тре­бо­ва­ния для кан­ди­да­тов, чем на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах. При из­бра­нии обе­их па­лат пар­ла­мен­та бо­лее стро­гие цен­зы пре­ду­смат­ри­ва­ют­ся для лиц, бал­ло­ти­рую­щих­ся в верх­нюю па­ла­ту. Кро­ме то­го, раз­ли­ча­ют­ся про­стые (на­ли­чие гра­ж­дан­ст­ва) и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные И. ц. (от­сут­ст­вие вто­ро­го гра­ж­дан­ст­ва, при­об­ре­те­ние гра­ж­дан­ст­ва по ро­ж­де­нию, со­стоя­ние в гра­ж­дан­ст­ве в те­че­ние ус­та­нов­лен­но­го сро­ка, на­ли­чие род­ст­вен­ни­ков по вос­хо­дя­щей ли­нии – гра­ж­дан стра­ны). Ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные И. ц. обыч­но пре­ду­смат­ри­ва­ют­ся для кан­ди­да­тов на вы­бор­ные долж­но­сти.

Избирательные цензы – это установленные законом условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избирательным правом. Избирательные цензы есть как для активного, так и для пассивного избирательного права. Избирательные цензы можно разделить на две группы: естественные и произвольные, в какой-то мере ограничивающие свободу граждан.

К естественным избирательным цензам следует отнести возрастной ценз требование, согласно которому избиратель должен достичь определенного возраста, после которого он приобретает право голоса. Невозможно представить, чтобы подросток, а тем более ребенок мог ответственно выбирать депутатов в представительные органы власти. До середины 60-х годов минувшего столетия в большинстве стран активным избирательным правом наделялись граждане в возрасте 21 года. Это был возраст полного совершеннолетия, возраст правосубъектности по гражданскому праву, когда человек мог вступить во владение наследством, самостоятельно совершать сделки и т.п.

Однако в конце 50-х – начале 60-х годов этот возрастной ценз стал восприниматься как нечто противоестественное, не соответствующее жизненным реалиям. Когда Америка участвовала во Вьетнамской войне, в США существовала всеобщая воинская обязанность. Сложилась странная ситуация: молодежь, призываемая в армию и гибнущая там, не имела права участвовать в политической жизни страны. Это был абсурд. Снижение возрастного ценза до 18 лет началось в 60-е годы. В некоторых странах до сих пор существует возрастной ценз выше 18 лет (в Японии, Швейцарии он равняется 20 годам).

Существует возрастной ценз и для пассивного избирательного права. Он, как правило, выше, чем для активного избирательного права, ибо человек, избираемый в парламент или муниципалитет, на должность судьи или мэра, должен обладать жизненным опытом. В разных странах этот возраст может составлять 25, 30, 32, 40 лет).

В некоторых странах при регистрации избирателей проверяется образовательный ценз. Например, в ряде штатов США существовало правило, согласно которому избиратель при регистрации должен был прочесть несколько строк из Конституции США и объяснить, как он их понимает, т.е. нужно было продемонстрировать определенный уровень политического образования и образования вообще. Образовательный ценз более активно применяется при пассивном избирательном праве. В некоторых случаях от кандидата требуется удостоверение, что у него есть хотя бы среднее образование, а для избрания на определенные должности (президента) – диплом о высшем образовании. К образовательному цензу близок ценз грамотности: избиратель должен уметь читать и писать на языке той страны, где он проживает. Это что-то вроде упрощенного варианта образовательного ценза.

Ценз оседлости (ценз проживания) представляет собой устанавливаемое законом требование, согласно которому право голосовать предоставляется гражданам, которые проживают в данной местности определенный период времени. Этот период может быть самым разным: в большинстве штатов США – 1–2 месяца, в ФРГ – 3 месяца, во Франции – полгода, в Канаде – 12 месяцев. Наличие такого ценза вполне объяснимо: человек должен прожить какое-то время в данном городе, чтобы почувствовать себя членом этой городской или сельской общины, стать частью социума. Особенно это касается выборов в местные органы.

Иногда встречаются какие-то особые требования. Так, например, в Ирландии избиратель обязан иметь место для сна. Можно предположить, что в избирательном праве там отказано бродягам, живущим под мостами. Между тем речь идет о наемных сельскохозяйственных рабочих, живущих на чужих фермах. Поскольку эти люди живут не в своем доме, то, исходя из толкования этого правила, они лишаются активного избирательного права.




Произвольные цензы, в той или иной мере ограничивающие права граждан, существуют далеко не везде. Так, в большинстве современных государств не существует избирательного ценза по признаку пола, т.е. женщины не ограничиваются в праве избирать и быть избранными. Однако такое положение было не всегда. До Первой мировой войны женщины имели избирательное право лишь в немногих государствах: Норвегии, Финляндии, Исландии, Дании, Австралии и Новой Зеландии. Позже во многих странах женщины добились избирательного права. Дальнейшее расширение прав женщин произошло после очередного мирового катаклизма – Второй мировой войны. Французские женщины получили избирательное право в 1944 г., итальянские – в 1945, японские – в 1946 г. Последними в Европе добились избирательного права женщины Швейцарии (в 1971 г.). В ряде стран Ближнего Востока, например в Саудовской Аравии или Объединенных Арабских Эмиратах, не только женщины, но и мужчины не имеют права голоса, поскольку там пока вообще нет никаких выборов.

В ряде стран существует избирательный ценз для военнослужащих. Чаще военнослужащие лишаются пассивного избирательного права. Это представляется вполне логичным, поскольку военная служба не должна быть связана с политикой. Если человек намерен участвовать в политическом процессе, то он должен отказаться от военной карьеры и заняться карьерой политической.

Иногда встречаются, хотя и редко, религиозные цензы. В Исламской Республике Иран, для того чтобы быть избранным в парламент, нужно быть мусульманином и активно проповедовать ислам. Там свыше 90% членов парламента – служители культа.

Уже упоминалось об исключении из списков избирателей наркоманов, банкротов, лиц, лишенных избирательных прав, и т.д. Это специальные цензы для некоторых категорий граждан, чье участие в выборах государство считает нежелательным.

Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание по приговору суда. В некоторых странах лишение избирательного права может быть видом наказания, и там, согласно приговору суда, человек не имеет права избирать и быть избранным.

Избирательные цензы – это установленные законом условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избирательным правом. Избирательные цензы есть как для активного, так и для пассивного избирательного права. Избирательные цензы можно разделить на две группы: естественные и произвольные, в какой-то мере ограничивающие свободу граждан.

К естественным избирательным цензам следует отнести возрастной ценз требование, согласно которому избиратель должен достичь определенного возраста, после которого он приобретает право голоса. Невозможно представить, чтобы подросток, а тем более ребенок мог ответственно выбирать депутатов в представительные органы власти. До середины 60-х годов минувшего столетия в большинстве стран активным избирательным правом наделялись граждане в возрасте 21 года. Это был возраст полного совершеннолетия, возраст правосубъектности по гражданскому праву, когда человек мог вступить во владение наследством, самостоятельно совершать сделки и т.п.

Однако в конце 50-х – начале 60-х годов этот возрастной ценз стал восприниматься как нечто противоестественное, не соответствующее жизненным реалиям. Когда Америка участвовала во Вьетнамской войне, в США существовала всеобщая воинская обязанность. Сложилась странная ситуация: молодежь, призываемая в армию и гибнущая там, не имела права участвовать в политической жизни страны. Это был абсурд. Снижение возрастного ценза до 18 лет началось в 60-е годы. В некоторых странах до сих пор существует возрастной ценз выше 18 лет (в Японии, Швейцарии он равняется 20 годам).

Существует возрастной ценз и для пассивного избирательного права. Он, как правило, выше, чем для активного избирательного права, ибо человек, избираемый в парламент или муниципалитет, на должность судьи или мэра, должен обладать жизненным опытом. В разных странах этот возраст может составлять 25, 30, 32, 40 лет).

В некоторых странах при регистрации избирателей проверяется образовательный ценз. Например, в ряде штатов США существовало правило, согласно которому избиратель при регистрации должен был прочесть несколько строк из Конституции США и объяснить, как он их понимает, т.е. нужно было продемонстрировать определенный уровень политического образования и образования вообще. Образовательный ценз более активно применяется при пассивном избирательном праве. В некоторых случаях от кандидата требуется удостоверение, что у него есть хотя бы среднее образование, а для избрания на определенные должности (президента) – диплом о высшем образовании. К образовательному цензу близок ценз грамотности: избиратель должен уметь читать и писать на языке той страны, где он проживает. Это что-то вроде упрощенного варианта образовательного ценза.

Ценз оседлости (ценз проживания) представляет собой устанавливаемое законом требование, согласно которому право голосовать предоставляется гражданам, которые проживают в данной местности определенный период времени. Этот период может быть самым разным: в большинстве штатов США – 1–2 месяца, в ФРГ – 3 месяца, во Франции – полгода, в Канаде – 12 месяцев. Наличие такого ценза вполне объяснимо: человек должен прожить какое-то время в данном городе, чтобы почувствовать себя членом этой городской или сельской общины, стать частью социума. Особенно это касается выборов в местные органы.

Иногда встречаются какие-то особые требования. Так, например, в Ирландии избиратель обязан иметь место для сна. Можно предположить, что в избирательном праве там отказано бродягам, живущим под мостами. Между тем речь идет о наемных сельскохозяйственных рабочих, живущих на чужих фермах. Поскольку эти люди живут не в своем доме, то, исходя из толкования этого правила, они лишаются активного избирательного права.

Произвольные цензы, в той или иной мере ограничивающие права граждан, существуют далеко не везде. Так, в большинстве современных государств не существует избирательного ценза по признаку пола, т.е. женщины не ограничиваются в праве избирать и быть избранными. Однако такое положение было не всегда. До Первой мировой войны женщины имели избирательное право лишь в немногих государствах: Норвегии, Финляндии, Исландии, Дании, Австралии и Новой Зеландии. Позже во многих странах женщины добились избирательного права. Дальнейшее расширение прав женщин произошло после очередного мирового катаклизма – Второй мировой войны. Французские женщины получили избирательное право в 1944 г., итальянские – в 1945, японские – в 1946 г. Последними в Европе добились избирательного права женщины Швейцарии (в 1971 г.). В ряде стран Ближнего Востока, например в Саудовской Аравии или Объединенных Арабских Эмиратах, не только женщины, но и мужчины не имеют права голоса, поскольку там пока вообще нет никаких выборов.

В ряде стран существует избирательный ценз для военнослужащих. Чаще военнослужащие лишаются пассивного избирательного права. Это представляется вполне логичным, поскольку военная служба не должна быть связана с политикой. Если человек намерен участвовать в политическом процессе, то он должен отказаться от военной карьеры и заняться карьерой политической.

Иногда встречаются, хотя и редко, религиозные цензы. В Исламской Республике Иран, для того чтобы быть избранным в парламент, нужно быть мусульманином и активно проповедовать ислам. Там свыше 90% членов парламента – служители культа.

Уже упоминалось об исключении из списков избирателей наркоманов, банкротов, лиц, лишенных избирательных прав, и т.д. Это специальные цензы для некоторых категорий граждан, чье участие в выборах государство считает нежелательным.

Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание по приговору суда. В некоторых странах лишение избирательного права может быть видом наказания, и там, согласно приговору суда, человек не имеет права избирать и быть избранным.

устанавливаем конституцией или избирательным зак ном условия для получения или осуш ствления активного и пассивного изб рательного права.

В истории избирательного прш использовались самые разнообразь цензы - возрастной, гражданства, гр мотности, имущественный, образовтельный, оседлости, служебный, языковой и др. Причем прослеживается тенденция отказа от цензов, ущемляющих права различных социальных групп (происходит отказ от ранее распространенного "полового ценза", по которому избирательное право предоставлялось только лицам мужского пола).

В XIX - начале XX в. были распространены сословный и имущественный цензы. Первый выражался в том, что к участию в выборах не допускались лица, относившиеся к определенным слоям населения (например, рабочие, крестьяне, военнослужащие и др.); второй - что избирательное право предоставлялось только лицам с определенным доходом или собственностью.

В настоящее время во многих странах применяются цензы: возрастные (достаточно часто); социальные (неучастие в выборах военнослужащих действительной службы в Турции, пэров в Великобритании, злостных банкротов в Италии, Франции, и др.): политические (неучастие в выборах бывших членов компартии в Индонезии); оседлости Германия, Бельгия, Голландия.Австрия, Швеция и др.).

В РФ существует ряд цензов. В частности, возрастной ценз, состоящий в предоставлении права избирать с 18 лет. права быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления с того же возраста,депутата-тами представительных органов иных уровней и выборных должностных лиц- с более старшего возраста (см. Активное и пассивное избирательное право). В выборах участвуют только граждане РФ. Не участвуют в выборах лица, признанные судом недееспособными, а также отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Законодательство РФ не допускает ограничения права избирать временем проживания на какой-то территории (ценз оседлости). Человек, поселившийся на данной территории.с этого момента получает активное избирательное право. Правда, для того чтобы быть включенным в списки избирателей, он должен иметь документальное подтверждение своего проживания (или пребывания) на соответствующей территории.

Для избрания депутатом или на выборную должность субъекты РФ устанавливают срок проживания на территории избирательного округа, который не может превышать года. Для избрания депутатом ГД подобных правил не существует. Для избрания Президентом РФ

В некоторых республиках в составе РФ от кандидатов на высшие должности (президент, глава республики) требуется знание государственного языка.

В отдельных субъектах РФ предусматривается участие в выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления не только граждан, проживающих на соответствующей территории, но также и лиц, проживающих за ее пределами, но имеющих земельные участки, домовладения и иные ощутимые объекты собственности на данной территории. Это установление представляет собой, по сути, вариант имущественного ценза.

система условий и ограничений, установленных для осуществления активного или пассивного избирательного права. Цензы могут быть различными: половозрастными (предоставление или отказ от предоставления избирательных прав женщинам; предоставление избирательных прав гражданам по достижении определенного возраста); социальными (сословными) и имущественными (неучастие в выборах некоторых слоев общества по признаку принадлежности к той или иной группе населения либо по уровню доходов); образовательными (уровень образования);

оседлости (проживание на данной территории постоянно или определенный срок); гражданства (предоставление избирательного права только гражданам государства и отказ в таковом иностранцам и лицам без гражданства) и др.

По мере развития цивилизации происходил отказ от тех или иных цензов. Например, сначала избирательное право предоставлялось только мужчинам; однако в XX в. имеет место практически повсеместная ликвидация данного ценза и предоставление женщинам избирательного права в равном с мужчинами объеме, т. е. и права избирать, и права быть избранной. В XIX и начале XX в. широко применялись сословные и имущественные цензы. Сословный ценз выражался в том, что к участию в выборах не допускались лица, относившиеся к определенным слоям населения (например, рабочие, крестьяне, военнослужащие и др.). Имущественный ценз состоял в том, что избирательное право предоставлялось только лицам с определенными доходами или собственностью. Подавляющее большинство стран мира последовательно отказалось от этих цензов, хотя кое-где они существуют.

После Октябрьской революции 1917 г. советская власть ввела классово-политические ограничения (их тоже можно назвать цензами): к участию в выборах не допускались лица, занимавшиеся предпринимательской деятельностью и обладавшие частной собственностью, выступавшие против нового строя, служившие охране прежнего строя и т. п. По мере укрепления Советской власти ограничения снимались (тем более, что в итоге карательных и экономических санкций исчезали категории лиц, которым адресовались подобные ограничения).Однако такая мера, как лишение избирательных прав по суду, официально существовала долго, хотя на практике не применялась, и была отменена лишь в 1958 г.

Избирательная система того времени носила в определенной мере сословный характер, поскольку позволяла избирать больше депутатов от рабочего класса, чем от крестьянства, чему способствовала более низкая норма представительства в городах по сравнению с сельской местностью (например, один делегат на Всероссийский съезд Советов избирался из расчета: в городах - от 25 тыс. избирателей, в сельской местности - от 125 тыс. населения, т. е. в три раза больше в пересчете на избирателей).

В прежние времена в ряде зарубежных стран применялся ценз грамотности, или образовательный ценз: право участия в выборах предоставлялось гражданам, способным понимать основные законы государства. Постепенно такие цензы были отменены.

В отдельных странах существуют цензы: возрастной (во многих странах); социальный (неучастие в выборах, например, военнослужащих действительной службы в Турции, пэров в Великобритании, злостных банкротов в Италии, Франции и др.); политический (неучастие в выборах бывших членов компартии в Индонезии); оседлости - наличие места жительства или постоянное проживание кандидата на определенной территории (ФРГ, Бельгия, Голландия, Австрия, Швеция и др.).

В Российской Федерации в настоящее время применяются некоторые цензы. В частности, - это возрастной ценз, состоящий в предоставлении права избирать с 18 лет (см.: Активное избирательное право), быть избранным депутатом представительных органов и выборным должностным лицом с более старшего возраста (см.: Пассивное избирательное право). В выборах участвуют граждане РФ, избирательных прав не имеют иностранцы и лица без гражданства. Однако Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ 1997 г. позволил участвовать в выборах в органы местного самоуправления и в местных референдумах иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами РФ и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ. В 1999 г. внесено изменение в Закон

1997 г. и предоставлено иностранцам на муниципальных выборах право не только избирать, но и быть избранными.

Не участвуют в выборах лица определенного состояния: признанные судом недееспособными, а также отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. (Некоторые авторы считают это тоже цензами, хотя, скорее, - это вопрос научной трактовки самого понятия "ценз").

Российское законодательство не допускает ограничения права избирать временно проживающим на какой-то территории, т.е. человек, поселившийся на данной территории, получает с этого момента активное избирательное право. Правда, для того чтобы быть включенным в списки избирателей, он должен иметь документальное подтверждение своего проживания (или пребывания) на соответствующей территории.

Согласно Федеральному закону о гарантиях избирательных прав граждан РФ 1994 г., сроки обязательного проживания на определенной территории для избрания депутатом или на выборную должность, устанавливаемые субъектами РФ, не могли превышать одного года. Однако одни субъекты завысили сроки проживания для избрания глав исполнительной власти, другие - даже для депутатов. Поэтому Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г. ввел более жесткое правило: ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории РФ, могут устанавливаться только Конституцией РФ. Другими актами такие ограничения устанавливаться не могут. Поскольку в действующей Конституции РФ таких ограничений не предусмотрено, это означает, что ограничений по сроку проживания для выдвижения канди

датом в депутаты или на выборную должность сейчас вообще не должно существовать, а законодательство субъектов РФ следует привести в соответствие с требованиями названного Федерального закона.

Для избрания депутатом Государственной Думы не требуется, чтобы кандидат проживал на территории избирательного округа или того субъекта, в который он входит. Для избрания Президентом РФ требуется постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ).

Отдельные субъекты РФ своими актами пытаются не допустить участия в местных выборах военнослужащих, особенно срочной службы, на том основании, что они временно находятся на соответствующей территории и поэтому не имеют прямой связи с интересами местного населения. Федеральное законодательство не предусматривало подобных ограничений до недавнего времени. Но Федеральный закон 1997 г. установил, что военнослужащие, проходящие службу по призыву, при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума не включаются в списки избирателей, участников референдума. Исключение сделано лишь для тех, кто до призыва постоянно или преимущественно проживал на территории данного муниципального образования.

В некоторых республиках в составе РФ от кандидатов на высшие должности (президент, глава республики) требуется знание государственного языка. Однако это требование также не соответствует федеральному законодательству и признано Конституционным Судом РФ противоречащим российской Конституции.

В отдельных субъектах РФ предусматривается участие в выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления не только граждан, проживающих на соответствующей территории, но также и лиц, проживающих за ее пределами, но имеющих земельные участки, домовладения и иные ощутимые объекты собственности на данной территории.(С. А.)

Смотреть что такое ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ в других словарях:

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ

см. Цензы избирательные.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ

Избирательные цензы (избирательные квалификации) устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избир. смотреть

Читайте также: