Гражданское общество гегеля кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Все, что делает человек, проходит через его сознание. Потребности и интересы выступают в качестве внутренних источников его деятельности. Невозможно понять истинный смысл, намерения и конкретные шаги в политике государств, партий, социальных групп и отдельных лиц без их учета. Эта прочная связь отмечена многими учеными и политиками. «Внимательное изучение истории убеждает нас, — писал Х. Гегель, — что действия людей исходят из их интересов, и только они сами по себе играют большую роль.

В этом контексте политические интересы являются актуальной и достаточно сложной теоретической проблемой, понимание которой позволяет понять логику деятельности различных политических сил, прогнозировать развитие политических событий и процессов.

Возникновение и содержание интереса обусловлено объективными потребностями субъектов социальной жизни. То, что необходимо для функционирования и развития индивидов, социальных групп, государств и общества в целом, является объектом их интересов. И в этом смысле интерес представляет такое отношение к реальности, которое направлено на обеспечение каждого субъекта всем необходимым для его существования и развития.

В то же время интерес является отражением потребностей в сознании людей как объективных явлений, их понимания и осознания. Процесс осознания проявляется в селективности и целенаправленной деятельности интересующих субъектов, что подчеркивает их субъективность.

По своей структуре интересы отражают: а) социальную позицию субъекта интереса или совокупность его [c.644] практических связей с обществом; б) степень осознания субъектом своего положения в обществе; в) идеальные движущие силы или мотивы деятельности, направленные на весьма специфические объекты интереса; г) фактическое действие субъекта в социальной среде.

Интерес, таким образом, представляет собой (сознательное и заинтересованное) отношение субъекта к объекту, которое является средством удовлетворения той или иной потребности индивида или социальной общности. Всегда существует взаимосвязь между потребностями, объектами, которые служат средством их удовлетворения, социальными условиями жизнедеятельности субъекта (социальной средой) и способами удовлетворения той или иной потребности.

Государство и гражданское общество в философии гегеля - Политические взгляды Эпохи Возрождения

Диалектический метод философии Г Гегеля. Принципы диалектики. Философия история. Цель и смысл исторического процесса. Положение индивида в гегелевской философии

В философии Гегеля существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, замещение одного понятия на другое, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Гегель видел развитие общественной жизни только в прошлом. Он верил, что история общества закончится конституционной прусской монархией класса, и объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма венцом всей истории философии. Таким образом, система Гегеля превалировала над его методом. Однако идеалистическая социальная теория Гегеля содержала много ценных диалектических идей о развитии социальной жизни. Гегель предложил идею о закономерностях социального прогресса. Гражданские, правительственные, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли большой путь в историческом развитии. Если идеалистическая система взглядов Гегеля была по своей природе консервативной, то диалектический метод Гегеля имел большое положительное значение для дальнейшего развития философии и был одним из теоретических источников диалектической материалистической философии.

Характеризуя форму самодвижения концепций, Гегель сформулировал позицию диалектического отрицания, развития через отрицание отрицания. Каждая позиция — тезис — порождает свое отрицание — антитезу, результатом которой является синтез, несущий и сохраняющий некоторые черты отрицаемого старого.

Из этого Гегель сделал вывод, что движение происходит от низших форм к более высоким, то есть вперед, но в этом движении вперед есть цикличность, как бы, возврат к старой, но на новой более высокой основе.

Тем не менее, Гегель непоследователен в реализации своих диалектических принципов.

Диалектический метод предполагает универсальность и необходимость развития во всех сферах, в то время как его философская система требует, чтобы развитие было прервано, когда абсолютная идея достигает высшей стадии развития.

Диалектический метод Гегеля основан на универсальности противоречий, в то время как его система, отсекая развитие, требует установления абсолютно истинного состояния, свободного от противоречий.

Диалектический метод предполагает трансформацию существующей реальности, в то время как система, напротив, оправдывает это. Из-за своего противоречивого характера философия Гегеля давала возможность делать различные политические выводы.

Три закона диалектики (суть истории развития).

закон перехода от количественных отношений к качественным (когда количественные отношения меняются после определенного этапа, происходит изменение качества из-за недеструкции меры).

закон направления развития (отрицание отрицания). Обнаженное отрицание: что-то, что приходит за данным объектом и полностью его уничтожает. Диалектическое отрицание: что-то от первого объекта остается — воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода — это лед. Измельчение зерна — это обнаженное отрицание, посадка зерна — диалектическое отрицание. Существует спираль развития.

закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Основой развития является единство и борьба противоположностей. Это присуще разуму. Первоначально личность, но потенциально скрывает разницу. Идентичность — разница — оппозиция. Противники действуют друг на друга, т.е. ссорятся.

Гегель гражданское общество

Х.В.Ф. Гегель проводит различие между гражданским обществом и политическим государством. Гражданское общество в данном случае по сути означает буржуазное западноевропейское общество времен Гегеля. Гражданское общество — это сфера реализации конкретных, частных целей и интересов отдельного человека. Х.В.Ф. Гегель изображает буржуазное общество как антагонистическое общество, раздираемое на части конфликтующими интересами, как войну всех против всех.

По словам Г.В.Ф. Гегеля, основными моментами буржуазного общества являются система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорации. Буржуазное общество в освещении Х.В.Ф. Гегеля — это система потребностей, опосредованная трудом, опирающаяся на правило частной собственности и общее формально-юридическое равенство мужчин.

В структуре буржуазного общества Г.В.Ф. Гегель различает три сословия: материальные (землевладельцы — дворяне и крестьяне); промышленные (фабриканты, купцы, ремесленники); универсальные (государственные служащие).

Решая социально-экономические проблемы, Х.В.Ф. Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве буржуазное общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и появлением аристократии, под которой он подразумевает крайне бедную часть населения. Для решения таких социальных проблем государство уже необходимо.

Философия Гегеля

Понятие права в гегелевской философии права. Право как закон

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Гегель рассматривает гражданское общество и государство как несовпадающие сферы общественной жизни. Оригинальность этой концепции состояла в том, что под гражданским обществом в ней понималась система материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли, то есть современное ему буржуазное западноевропейское общество, которое становится сферой реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Гражданское общество он воспринимал как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.

Гегель выделял три основных момента гражданского общества — систему потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация. Гражданским обществом он называл опосредованную трудом систему потребностей, покоящуюся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. В самой структуре гражданского общества Гегель выделял три сословия: субстанциональное (землевладельцы — дворяне и крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); всеобщее (чиновники).

Гегель считал, что даже при чрезмерном богатстве гражданское общество не будет бороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни (пауперами), это для него слишком сложная социальная задача, для ее решения необходимо государство.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

46. Воззрения Бодена на государство

46. Воззрения Бодена на государство Ж. Боден отверг классическое разделение форм государства на правильные и неправильные, создав классификацию по типу суверена (главы государства), который принимает законы: один человек (король) — монархия, несколько людей

50. Воззрения Г. Гроция на государство

60. Воззрения Дж. Локка на государство

76. Воззрения Гегеля на право

78. Воззрения Гегеля на государство

78. Воззрения Гегеля на государство Для Гегеля государство представляет идею разума, свободы и права: то, что есть государство, это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Гегель говорит не о свободе или противостоянии

Глава 5. Государство и гражданское общество

Глава 5. Государство и гражданское общество Институт гражданского общества изучается уже более двух тысячелетий. Своими корнями он восходит к идее полиса Аристотеля, Цицерона и идеям естественного права. Над этим понятием работали также Платон, Г. Гегель, Э. Кант, Ш.

1.6. Гражданское общество и правовое государство

1.6. Гражданское общество и правовое государство Гражданское общество: понятие и признаки Гражданское общество – это совокупность негосударственных и неполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных),

Гражданское общество: понятие и признаки

Гражданское общество: понятие и признаки Гражданское общество – это совокупность негосударственных и неполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность и автономию

Глава двадцать вторая. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Глава двадцать вторая. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Горизонты государства и права. Характеристика и понятие гражданского общества. Право и гражданское общество. Государство и гражданское общество. Правовое государство: понятие и признаки. Государство

Глава III Гражданское общество

Глава III Гражданское общество Гражданское общество есть совокупность частных отношений между лицами, управляемых гражданским или частным правом. Кроме отдельных лиц, сюда входят и образуемые ими частные союзы. С этой точки зрения семейство входит в состав гражданского

7. Корпоративное право и гражданское общество

7. Корпоративное право и гражданское общество Наличие развитых корпоративных правоотношений на основе норм корпоративного права – один из признаков гражданского общества.Гражданское общество – это система общественных отношений и институтов, сущностной

Глава 29 ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

3. РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ ВЛАСТИ. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

3. РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ ВЛАСТИ. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Власть – способность и возможность управлять другими людьми, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, основанная одновременно и на авторитете, и на

7. Гражданское общество, государство и государственная измена

Г.В.Ф. Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Под гражданским обществом при этом, по существу, имеется в виду современное Г.В.Ф. Гегелю буржуазное западноевропейское общество. Гражданское общество – сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Г.В.Ф. Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.

Основными моментами гражданского общества, по Г.В.Ф. Гегелю, являются система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация. Гражданское общество в освещении Г.В.Ф. Гегеля – это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формально-правовом равенстве людей.

В структуре гражданского общества Г.В.Ф. Гегель выделяет три сословия: субстанциональное (землевладельцы – дворяне и крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); всеобщее (чиновники).

В ходе освещения социально-экономической проблематики Г.В.Ф. Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой он имеет в виду чрезвычайно обедневшую часть населения. Для решения таких социальных задач уже необходимо государство.

Г.В.Ф. Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Под гражданским обществом при этом, по существу, имеется в виду современное Г.В.Ф. Гегелю буржуазное западноевропейское общество. Гражданское общество – сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Г.В.Ф. Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.

Основными моментами гражданского общества, по Г.В.Ф. Гегелю, являются система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация. Гражданское общество в освещении Г.В.Ф. Гегеля – это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формально-правовом равенстве людей.

В структуре гражданского общества Г.В.Ф. Гегель выделяет три сословия: субстанциональное (землевладельцы – дворяне и крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); всеобщее (чиновники).

В ходе освещения социально-экономической проблематики Г.В.Ф. Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой он имеет в виду чрезвычайно обедневшую часть населения. Для решения таких социальных задач уже необходимо государство.

Г.В.Ф. Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Гегель подробнее ($1770-1831$) в своих политических воззрениях являлся сторонником идеалов, заявленных во времена Французской революции. Но в его трудах, посвященных политической философии, мыслитель критически оценивал сложившуюся идеологию гражданского общества, т.к. в ней он видел как положительные стороны, так и отрицательные. Здесь можно вспомнить гегелевскую идею отчуждения.

Многие исследователи считают, что смысл общественно-политической мысли Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее сокрыт в его крылатом выражении, согласно с которым все разумное действительно, а все действительное разумно.

Идея гражданского общества

Государство с объективной точки зрения - централизованная организация власти, с субъективной стороны – духовное сообщество, любящее свою страну.

Государства, взявшие для развития своих институтов за основу политический опыт Французской революции, по мнению Гегеля, далеки от идеала. С его точки зрения, таковым является античный полис, отличающийся гармоничностью устройства общественной жизни.

В данной точке зрения заметен идеализм Гегеля в политических взглядах. Это также проявляется в том, что человек может преодолеть отчуждение только лишь в сфере идеального, в сфере абсолютного духа.

Готовые работы на аналогичную тему

Теория государства и права

Гегель является создателем целостной философской системы. В ее рамки также попадают вопросы и политической философии. Так все науки он делит на три направления: логика, науки о природе и философия духа. Учение о государстве и праве мыслитель относит к последнему направлению.

Таким образом, в рамках философской системы Гегеля теория политического является частью философии. С этой точки зрения политика оценивается как проявление сознания человека в его совместной жизни с другими людьми, что оформляется в конкретные общественно-политические институты.

По мнению Гегеля, философия права не должна заниматься осмыслением эмпирических данных, связанных с политической деятельностью, либо непосредственно те или иные законодательные акты. Ее предметом является выявление идеи, лежащей в основе идей государства и права.

Понятие права

Понятие права Гегель выделял из идеи свободной воли человека. Свобода является всеобщей. Но всеобщая свобода ограничивается подчинением нравственному долгу. Таким образом, свобода в рамках политико-общественных отношений частично окрашена необходимостью.

Идея права имеет свое развитие и проходит три этапа: абстрактное право, мораль и нравственность.


Что такое гражданственность? Прежде всего, это форма идентичности человека, которая выражается в осознании своих прав и обязанностей перед государством и его гражданами, понимании долга и ответственности, готовности помогать своему Отечеству.

Гражданственность как идея и особый вид практики объединена с правовыми отношениями между личностью, обществом и государством. Об этом начали размышлять еще в античности известные греческие и римские философы: Аристотель, Платон, Цицерон и другие. А своего апогея развития концепция о политико-правовой идеи гражданственности достигла на стыке эпох немецкой классической и современной философии.

По Гегелю, основными моментами содержания гражданского общества являются определенная система потребностей, защита посредством правосудия, полиция и корпорация. Также он подчеркивал важность труда, как двигателя реализации потребностей человека. В структуре гражданского общества выделил три сословия: субстанциональное (дворяне — собственники владений), промышленное (купцы, фабриканты, ремесленники) и всеобщее (весь государственный аппарат, чиновники). Я думаю, он понимал, что таким образом появляется классовое расслоение и несправедливость, но видимо, считал это допустимым.

Главными характерными чертами для становящегося гражданского общества был порядок и общественное движение, который проникая в политическую жизнь многих государств на рубеже XVIII — XIX веков влиял на свободное самоопределение индивида, без вмешательства государства, особенно в экономике и культуре. Таким образом, по убеждению многих философов, гражданское общество возникает только лишь на определенном этапе развития общества, по мнению Гегеля, как сказано выше, этим этапом является объективный дух. Не менее известный немецкий философ Карл Маркс, под ним отождествлял капиталистические отношения. Маркс, так же, как и Гегель, считал, что государство и гражданское общество пребывают между собой в конфликте.

  1. Гегель Г. В. Ф. Философия права. — М.: Мысль, 1990. — 524 с.
  2. Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. — М.: AdMarginem, 1995. — 222 с.
  3. Лавриненко В. Н. Философия: учебник для бакалавров. — 6-е изд. — М.: Юрайт, 2014. — 575 с.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, государство, правовое государство, идея, маркс, объективный дух.

Читайте также: