Наука итальянского возрождения кратко

Обновлено: 08.07.2024

Итальянское Возрождение или Итальянский Ренессанс (итал. Rinascimento [rinaʃʃiˈmento] ) — важнейшая эпоха в истории Европы, заложившая основы новой европейской культуры [1] .

Италия была первой европейской страной (несмотря на то, что целостное государственное образование сложилось только в XIX веке), которой европейские народы обязаны великим переменам и достижениям в самых разных областях человеческой деятельности. Эпоха Возрождения началась в Италии в XIV веке, в период проторенессанса, или треченто (культуры 1300-х годов) и продолжалась вплоть до XVI века, ознаменовав переход от средневековой к современной Европе. Расцвет ренессансной культуры приходится на XV—XVI века, в котором выделяют Высокое Возрождение (от конца 1490-х годов, до первой четверти XVI века). В странах Центральной и Северной Европы эпоха Возрождения наступила позднее и приобрела специфические черты. Tаковы Северное Возрождение и Французский Ренессанс.

Неслучайно, что многие мореплаватели и учёные, которые приобрели всемирную славу в эпоху Великих географических открытий, — П. Тосканелли, X. Колумб, Дж. Кабот, А. Веспуччи — были итальянцами. Италия, раздробленная политически, была в тот период страной с самой развитой в Европе экономикой и культурой. В Новое время она вступила в разгар грандиозного культурного переворота, получившего название Возрождение, или по-французски — Ренессанс, потому что первоначально под ним подразумевалось возрождение античного наследия. Однако Возрождение было продолжением Средневековья не в меньшей степени, чем возвратом к античности, оно рождалось на основе высокоразвитой, утончённой и сложной культуры Средних веков.

Понятие Возрождения. Гуманизм

Возрождение прошло через несколько этапов. Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в.) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. В период Высокого Возрождения (конец XV — первая треть XVI в.) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения. В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Позднее Возрождение (большая часть XVI в.) — период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе.

Столицей итальянского Возрождения стал главный город Тосканы — Флоренция, где сложилось уникальное сочетание обстоятельств, способствовавших стремительному подъёму культуры. В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. Папы Юлий II (1503—1513 гг.) и Лев X (1513—1521 гг.) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. Третьим крупнейшим центром итальянского Возрождения стала Венеция, где ренессансное искусство приобрело своеобразную окраску, обусловленную местными особенностями.

Палаццо Веккьо. Флоренция


Палаццо Веккьо. Флоренция

Панорама Венеции


Панорама Венеции

Искусство итальянского Возрождения

Культурный подъём, происходивший в Италии в период Возрождения. ярче всего проявился в изобразительном искусстве и архитектуре. В них с особой силой и наглядностью отразилось великое переломное значение эпохи, определившей пути дальнейшего развития мирового искусства.

Л. да Винчи. Автопортрет


Л. да Винчи. Автопортрет

Микеланджело. Купол собора Св. Петра


Микеланджело. Купол собора Св. Петра

Микеланджело. Оплакивание Христа


Микеланджело. Оплакивание Христа

Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла


Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла

Не менее впечатляющих успехов Микеланджело добился и в архитектуре. С 1547 г. до конца жизни он возглавлял строительство собора Св. Петра, предназначенного стать главным католическим храмом в мире. Микеланджело радикально изменил первоначальный замысел этого грандиозного сооружения. По его гениальному проекту создали купол, по сей день непревзойденный ни по размерам, ни по величию. Этот римский собор вошёл в число величайших творений мирового зодчества.

Рафаэль. Сикстинская мадонна


Рафаэль. Сикстинская мадонна

Тициан. Автопортрет


Тициан. Автопортрет

Архитектура и скульптура

Основоположниками нового архитектурного стиля стали выдающиеся мастера Флоренции, прежде всего Филиппо Брунеллески, создавший монументальный купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание — палаццо (дворец). Ренессансный стиль характеризуют монументальность, создающая впечатление величия, и подчёркнутая простота фасадов, удобство просторных интерьеров. Сложной конструкции готических зданий, подавлявших человека своим величием, была противопоставлена новая архитектура, которая создавала принципиально новую среду обитания, более соответствующую человеческим потребностям.

Собор Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция


Собор Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция

Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Фасад


Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Фасад

Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Внутренний двор


Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Внутренний двор

В эпоху Возрождения произошло отделение скульптуры от архитектуры, появились отдельно стоящие памятники как самостоятельный элемент городского ландшафта, быстро развивалось искусство скульптурного портрета. Портретный жанр, широко распространившийся в живописи, скульптуре и графике, отвечал гуманистическому настрою ренессансной культуры.

Литература, театр, музыка

Ренессансная литература, создававшаяся первоначально на латыни, шаг за шагом уступала место собственно национальной, итальянской. К середине XVI в. итальянский язык, основой которого стал тосканский диалект, становится преобладающим. Это был первый национальный литературный язык в Европе, переход на который способствовал широкому распространению ренессансной образованности.

На протяжении XVI в. в Италии возник национальный театр в современном понимании этого слова. Итальянские народные комедии стали первыми в Европе, которые писались прозой и имели реалистический характер, то есть соответствовали действительности.

Увлечение музыкой в Италии всегда было более распространено, чем в любой другой стране Европы. Оно носило массовый характер и представляло неотъемлемый элемент повседневной жизни самых широких слоёв населения. Эпоха Возрождения принесла большие изменения и в эту сферу. Особую популярность получают оркестры. Создаются новые виды музыкальных инструментов, из струнных на первое место выдвигается скрипка.

Новое понимание истории и рождение политической науки

Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Уроженец Флоренции, он занимал ответственные посты в правительстве и исполнял важные дипломатические поручения в те годы, когда Италия превратилась в арену ожесточённого международного соперничества. Именно в эту катастрофическую для его страны эпоху флорентийский мыслитель попытался ответить на острейшие проблемы современности. Для него история представляла политический опыт прошлого, а политика — современную историю.

Н. Макиавелли


Н. Макиавелли

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

История эпохи Возрождения начинается в XIV веке. Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в Европе Средневековую культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI–XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

эпоха возрождения кратко

Немного общих сведений

Эпоха Возрождения (кратко основные черты описаны в нашей статье) оставила свой идейный и культурный отпечаток на всех государствах Европы. Но для каждой отдельной страны существуют индивидуальные исторические границы эпохи. А все - из-за неодинакового экономическо-социального развития.

Возникло Возрождение в Италии. Здесь его первые симптомы были заметны в XIII–XIV столетиях. Но твердо эпоха укоренилась только в 20-х годах XV века. В Германии, Франции и других державах Ренессанс возник намного позже. На окончание XV столетия выпадает наивысший расцвет Возрождения. А уже в следующем веке отмечается кризис идей этой эпохи. В результате случившегося инцидента возникает барокко и маньеризм.

искусство эпохи возрождения

Что собой представляла данная эпоха

Время эпохи Возрождения – это период, когда начинается переход от средневекового феодального общества к буржуазному. Это именно тот этап истории, когда буржуазно-капиталистические отношения еще не сформировались, а общественно-феодальные устои уже были расшатаны.

В эпоху Ренессанса начинает формироваться нация. В это время власти королей при поддержке обычных горожан удалось побороть мощь феодальных дворян. До этого времени были так называемые объединения, которые назывались государствами исключительно из географических соображений. Теперь же зарождаются крупные монархии, основами которых становятся национальности и исторические судьбы.

Для Возрождения характерно неимоверное развитие торговых отношений между разными странами. В этот период совершаются грандиозные географические открытия. Ренессанс стал тем периодом, когда были заложены азы современных научных теорий. Так, появилось естествознание со своими изобретениями и открытиями. Переломным этапом для описанного процесса является открытие книгопечатания. И именно оно увековечило Возрождение как эпоху.

литература эпохи возрождения

Другие достижения Ренессанса

Эпоха Возрождения кратко характеризуется высокими достижениями в области литературы. Благодаря появлению книгопечатания она приобретает те возможности распространения, которых не могла позволить себе раньше. Античные рукописи, которые восстали, словно феникс из пепла, начинают переводиться на разные языки и переиздаваться. Они путешествуют по миру так быстро, как никогда. Процесс обучения стал намного проще благодаря возможности размножать на бумажных носителях самые разнообразные научные достижения и знания.

Возрожденный интерес к античности и изучение этого периода отобразились на религиозных нравах и взглядах. Из уст Колюччо Салютати, канцлера Флорентийской республики, прозвучало заявление о том, что Священное Писание является ни чем иным как поэзией. В эпоху Возрождения Святая инквизиция достигает пика своей деятельности. Связано это было с тем, что столь глубокое изучение античных работ могло подорвать веру в Иисуса Христа.

особенности эпохи возрождения

Раннее и Высокое Возрождение

Особенности эпохи Возрождения обозначаются двумя периодами существования Ренессанса. Так, всю эпоху ученые делят на Раннее Возрождение и Высокое Возрождение. Первый период длился 80 лет - с 1420 по 1500 год. На протяжении этого времени искусство еще не совсем избавилось от пережитков прошлого, но уже пыталось совмещать их с элементами, одолженными из классической древности. Только намного позже и очень медленно художники, благодаря влиянию кардинально изменяющихся условий культуры и жизни, отказываются от основ Средневековья и без зазрения совести начинают использовать античное искусство.

Но все это происходило в Италии. В других государствах искусство еще долго было подчиненно готике. Лишь в конце XV века Возрождение наступает в Испании и в государствах, расположенных к северу от Альп. Здесь ранний этап эпохи продолжается вплоть до середины XVI столетия. Но ничего стоящего внимания за этот период произведено не было.

Высокий Ренессанс

Вторая эра Возрождения считается самым грандиозным временем его существования. Высокое Возрождение также продолжалось 80 лет (1500-1580). В этот период столицей искусства становится Рим, а не Флоренция. Все это стало возможным из-за восхождения на престол папы Юлия II. Это был честолюбивый человек. Также он славился своей честностью и предприимчивостью. Именно он привлек к своему двору наилучших итальянских артистов. При Юлии II и его преемниках сооружается огромное количество монументальных ваяний, лепятся непревзойденные скульптуры, пишутся фрески и картины, которые и сегодня считаются шедеврами мировой культуры.

черты эпохи возрождения

Периоды искусства Возрождения

Идеи эпохи Возрождения были воплощены в искусстве того периода. Но прежде чем говорить о самом искусстве, хотелось бы выделить его главные этапы. Так, отмечают Проторенессанс или вводный период (приблизительно 1260-1320 годы), Дученто (XIII ст.), Треченто (XIV ст.), а также Кватроченто (XV ст.) и Чинквеченто (XVI ст.).

Естественно, последовательность границ столетий не совсем совпадают с конкретными этапами культурного развития. Проторенессанс отмечается окончанием XIII столетия, Ранний Ренессанс заканчивается в 1490 годах, а Высокое Возрождение иссякает еще до начала 1530 годов. Только в Венеции он продолжает свое существование еще до конца XVI столетия.

Литература Ренессанса

Литература эпохи Возрождения – это такие бессмертные имена, как Шекспир, Ронсар, Лоренцо Вала, Петрарка, Дю Белле и другие. Именно в период Ренессанса поэты продемонстрировали победу человечества над собственными недостатками и ошибками прошлого. Самой развитой была литература Германии, Франции, Англии, Испании и Италии.

На английскую литературу большое влияние оказала поэзия Италии и классические произведения. Томас Уэйатт вводит форму сонета, которая довольно быстро набирает популярность. Также внимания удостаивается и сонет, созданный графом Сурреем. История литературы Англии много в чем схожа с литературой Франции, хотя их внешнее сходство минимально.

идеи эпохи возрождения

Немецкая литература эпохи Возрождения известна тем, что в этот период появились шванки. Это интересные и веселые рассказы, которые сначала создавались в форме стихов, а позже – в прозе. В них шла речь о быте, о буднях обычных людей. Все это подавалось в легком, шутливом и непринужденном стиле.

Литература Франции, Испании и Италии

Французская литература Ренессанса отмечается новыми веяниями. Маргарита Наваррская стала покровительницей идей реформации и гуманизма. Во Франции на первый план начало выходить народное и городское творчество.

Эпоха Возрождения (кратко с ней можно ознакомиться в нашей статье) в Испании делится на несколько периодов: раннее Возрождение, высокий Ренессанс и барокко. На протяжении всей эпохи в стране отмечается повышенное внимание к культуре и науке. В Испании развивается публицистика, появляется книгопечатание. У некоторых писателей переплетаются религиозные мотивы и светские идеи гуманизма.

Представителями итальянской литературы эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

история эпохи возрождения

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения – это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В живописи эпохи Возрождения сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Эпоха Возрождения или Ренессанс имеет мировое значение для истории культуры Европы, так как в этот период происходит настоящее возрождение всех видов деятельности. Италия переживает Ренессанс в XV-XVI веках.

Итальянский Ренессанс (XV-XVI вв.)

Отличительная черта эпохи Возрождения - это светский характер культуры, ее гуманизм и антропоцентризм. В этот период каждый лорд и принц стремится показать свою важность и свое богатство, украшая и облагораживая дворец или город, в котором он живет. Наибольший расцвет искусства и культуры приходится на Флоренцию, которая под предводительством семьи Медичи, и особенно Лоренцо Великолепного, стала богата памятниками, церквями и дворцами. Но и во многих других городах Италии также начали создаваться произведения искусства неоценимой важности, которые сделали Италию одной из самых богатых стран мира в культурном смысле.

Великих художников пятнадцатого века много - это Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Боттичелли и другие - но гениев шестнадцатого века всего трое - Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Также достоин величайшего внимания Тициан. Эти великие художники пытаются преодолеть жесткий рационализм и перспективно-геометрические нормы для новой цели - непосредственного исследования природы. Рассмотрим самых значимых художников, архитекторов и гениев итальянского Ренессанса и их великие шедевры.

Филиппо Брунеллески (Флоренция, 1377 - 1446 гг.) – итальянский архитектор и скульптор эпохи Возрождения. Он обучался во Флоренции, но в Риме изучал структуры древней архитектуры, в особенности строение свода. Его шедевр это купол Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, грандиозный купол (90 м в высоту и 42 м в диаметре) в каменной кладке. Чтобы уменьшить его вес, художнику пришла гениальная идея: он построил его в восьмиугольной форме, оставив пустое пространство между внешней и внутренней оболочкой купола, которое заканчивается заостренным концом (согласно готическому стилю), и вводит барабан. Знаменитый купол красного цвета стал символом Флоренции, и как бы парит над всем городом.

Донателло (Флоренция, 1386-1466 гг.) – считается важнейшим скульптором XV века, а также является основоположником индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло интерпретирует классический дух как исследование человеческого тела в его реальности, то есть так, как оно есть без всякого приукрашивания. Для этого он всегда использовал обычных людей с улицы в качестве моделей. Его шедевром считается Давид, бронзовая статуя, в которой вы можете увидеть сплав воссоздания античности и беспокойства эпохи Возрождения в непрерывной игре света и тени.

Мазаччо (Сан-Джованни-Вальдарно, 1401 - Рим, 1428 гг.) – знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи Ренессанса. Мазаччо интерпретирует новое ощущение пространства в соответствии с законами перспективы и изучает свет, который, играя с тенями, дает телам облегчение и подчеркивает эмоциональную напряженность его фигур. Среди его самых важных работ - фрески в капелле Бранкаччи во Флоренции.

Пьеро делла Франческо (Борго-Сансеполькро, 1416/17-1492 гг.) – итальянский художник и теоретик, устанавливающий правила перспективы с геометрической точностью. Атмосфера его картин редко бывает драматичной, а фигуры кажутся бесстрастными, но это подчеркивает торжественность сцен. Среди его лучших работ - Алтарь Монтефельтро, также называемый Мадонна дель Уово (итал. uovo - яйцо), потому что яйцо, свисающее с апсиды, является символом жизни. Эта работа считается наиболее представительной картиной итальянской живописи пятнадцатого века.

Большинство персонажей эпохи Возрождения были экспертами во многих дисциплинах, но настоящий универсальный гений – Леонардо да Винчи (Винчи, Флоренция, 1452 г. - Амбуаз, 1519 г.), одновременно художник, ученый, инженер, литератор. Да Винчи утверждает, что для того, чтобы раскрыть тайну вещей, нужно внимательно наблюдать за ними, поэтому он оставил много набросков и рисунков, которые раскрывают его способность наблюдать даже самые маленькие природные явления - он изучает и воспроизводит полет птиц, растений, человеческое тело и конструирует летательные аппараты, новое оружие и всевозможные изобретения.

В Ватикане он расписал фресками Сикстинскую капеллу - титаническое произведение, стоившее ему десяти лет усилий и вызвавшее серьезные проблемы со зрением: гигантские фигуры на фреске ясно выражают беспокойство его измученной души. Наконец, среди его работ как архитектора следует упомянуть грандиозный купол Сан-Пьетро.

Рафаэль Санти (Урбино, 1483 г. - Рим, 1520 г.) – итальянский живописец, график и архитектор умбрийской, а затем римской, школы. Один из ярчайших представителей искусства эпохи Высокого Возрождения. За свою недолгую жизнь он стал одним из самых прославленных и богатых художников Италии. Рафаэль был сыном художника, от которого он получил свое первое художественное образование, прославился в очень молодом возрасте. В своих картинах он выражает классический идеал безмятежной и гармоничной красоты. Он работает во Флоренции, где пишет множество милых Мадонн, и в Риме, где расписывает залы Ватикана, знаменитые Станцы Рафаэля, с гармонично расположенными сценами на симметричном фоне.

Эпоха Возрождения в Италии - это период великих перемен и достижений. Самыми известными достижениями итальянского Возрождения являются произведения изобразительного искусства и архитектуры, но этот период также значим расцветом в литературе, музыке, философии и в различных науках. Наивысшие произведения и шедевры художников Возрождения связаны не только с Флоренцией, но и с Римом, поскольку именно в Вечном городе они могли ощутить непосредственное воздействие наследия античной культуры. Итальянская живопись эпохи Возрождения оказала доминирующее влияние на европейскую живопись на многие столетия.

Читайте также: