Социализация в ранние периоды онтогенеза человека кратко

Обновлено: 30.06.2024

Одна из главных угроз - консервация отсталости в российском обществе - во многом обусловлена низкой информационной культурой. В условиях нарастающего переизбытка информации и подвижности всех социальных структур такие группы не могут формировать адекватные, успешные модели поведения и становятся все более социально не защищенными. Под влиянием информациионной культуры идет

-изменение (разрушение) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;

- ослаблением системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации.

Вторая основная проблема социализации – стремительное развитие различной техники и технологии. С одной стороны, развитие различных технологии споосбствует организации коопераций людей, что подразумевает владение знаниями, умениями и навыками межличностного взаимодействия. С другой стороны, достижения техники направлены на то, чтобы сделать человека максимально самостоятельным и независимым во всех сферах жизни, а подчас даже изолировать его от общества (например, распространение персональных компьютеров, персональных стереопроигрывателей, домашних кинотеатров и т.п.).

Третья проблема социализации. Профессиональная ориентация.

Усвоение социального опыта не заканчивается с завершением стадии целенаправленного привития человеку общепринятых правил норм в школе и других учебных заведениях, этот процесс стихийно продолжается всю жизнь. Поскольку процесс социализации неразрывно связан с индивидуализацией личности, ее становлением и развитием, то можно говорить о том, что современное общество в какой - то степени препятствует развитию и, более того, саморазвитию личности.

В современных условиях, из-за сложности профессиональной ориентации, что часто приводит к неправильному выбору профессии или неправильному подбору профессии, получаем не только неполноценного специалиста, но и недовольную жизнью личность, которой трудно найти свое место в жизни.

Четвертая проблема социализации.

Следует выделить отдельно и обратить особое внимание на главнейший компонент социализации - формирование мировоззрения. Мировоззрение - знание, информация о действительности, а также это позиция, отношение к окружающей среде, человечеству, к данному обществу, к самому себе. Сегодня информация дается легко, а формирование позиции и отношения является сложным процессом, подчас многим недоступным из за огронмого наплыва информации.

Пятая проблема социализации. Социализация детей-инвалидов. Долгое время такие дети находились в специальных учреждениях, наше российское общество было изолированно от них, дети инвалиды изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни. Сейчас по новым законам, ситуация меняется, идет итеграция детей-инвалидов в обычный социум, возникают новые проблемы.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию.

Взрослые и в особенности пожилые люди с каждым годом составляют всё более существенную в количественном отношении часть населения многих стран. Это заметно повышает значимость проблемы социализации взрослых людей, заставляет политиков, философов и учёных, исследующих личность и общество, по-новому смотреть на место и роль пожилых людей в обществе, требует проведения новых исследований как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Седьмая проблема социализации.

Список литературы:

1. И.В. Дубровина. Проблемы социализации человека. Журнал Вопросы психологии., М., 2005.

2. Социально-психологические механизмы и особенности социализации личности в современном обществе Автор: Андреева Мария Константиновна

3. Егошкин Ю.В. Новые пути интеграции проблемных детей в школьный социум. Авт. докт. псих. наук. - М., 2002.

Социализация раннего периода онтогенеза.

Следует отметить, что важнейшим фактором развития ребенка на начальной стадии онтогенеза является общение со взрослыми.

В. Штерн – теория конвергенции. Суть теории это саморазвертывание имеющихся у человека задатков, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок.

Бихевиористы сводили социализацию к социальному научению — приобретению новых форм реакций путем подражания поведению других людей или наблюдения за ними.

Психоаналитические взгляды (это прежде всего концепция Фрейда) можно обозначить как теорию конфронтации двух факторов: биологических тенденций и среды. Роль социальных влияний состоит в том, чтобы ограничить, табуировать поведение человека.

Ж. Пиаже не рассматривал процесс социализации как самостоятельный или специфичный. Он считал, что по мере становления логического мышления ребенок овладевает правилами и законами организации социума.

П. Шпитца, Дж. Боулби и их последователей. В их работах впервые были описаны последствия материнской депривации на психическое развитие ребенка, показана роль ранней эмоциональной привязанности к матери для психического здоровья, формирования личности ребенка. Описал теорию привязанности. Привязанность — избирательное отношение ребенка к матери, обеспечивающей ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку.

Согласно Л. С. Выготскому Культурно-историческая теория, таким образом, предлагала единственную детерминанту развития ребенка — социальное взаимодействие. Однако, декларируя социальную природу психического развития ребенка, культурно-историческая теория оставляла ребенка пассивным объектом взрослых социальных воздействий.

М. И. Лисина постулировала наличие особой потребности в общении, которая формируется на основе базовых биологических потребностей (в пище, тепле, безопасности и т. п.) и стремления к новым впечатлениям, богатым источником которых является взрослый

В. В. Лебединский (Лебединский и др., 1990) признает наличие врожденных реакций, обеспечивающих приспособление новорожденного к матери.

К. Тревартен описывал первичны врожденные аффективные механизмы, на базе которых формируется сначала социальное познание — общение с матерью, затем познание предметного мира;

Р. П. Хобсон описал, что первичны оба вида познания, но когнитивное на ранних стадиях онтогенеза является ведущим.

Основная идея всех концепции, описанный в книге А.А. Реана - представление о всеобъемлющей роли социальных взаимодействий в психическом развитии ребенка. Важным институтом социализации в раннем возрасте является семья, а агентом социализации выступает мать.

Список литературы:

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Социализация – это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание).

Для успешной адаптации ребенку необходимо не только освоить навыки социальной коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, но и определить различия между миром вещей и людей, выяснить закономерности взаимодействия как с предметным миром, так и с миром социальным. Для этого требуется определенный когнитивный базис. С другой стороны, в процессе общения с окружающими людьми ребенок расширяет свой запас сведений о мире, формируется его мышление, возникает речь. Таким образом, когнитивное и социальное развитие ребенка тесно связаны, неразрывны.

Для успешной адаптации ребенку необходимо не только освоить навыки социальной коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, но и определить различия между миром вещей и людей, выяснить закономерности взаимодействия как с предметным миром, так и с миром социальным. Для этого требуется определенный когнитивный базис. С другой стороны, в процессе общения с окружающими людьми ребенок расширяет свой запас сведений о мире, формируется его мышление, возникает речь. Таким образом, когнитивное и социальное развитие ребенка тесно связаны, неразрывны.


Социализация – это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание).

Понятие социализации было введено в 40-е годы в работах Дж. Долларда и П. Миллера. В разных научных школах понятие социализации получило различную интерпретацию. В необихевиоризме оно трактуется как социальное научение, в школе символического интеракционизма – как результат социального взаимодействия, в гуманистической психологии – как результат самоактуализации Я-концепции и т. д.

Для успешной адаптации ребенку необходимо не только освоить навыки социальной коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, но и определить различия между миром вещей и людей, выяснить закономерности взаимодействия как с предметным миром, так и с миром социальным. Для этого требуется определенный когнитивный базис. С другой стороны, в процессе общения с окружающими людьми ребенок расширяет свой запас сведений о мире, формируется его мышление, возникает речь. Таким образом, когнитивное и социальное развитие ребенка тесно связаны, неразрывны. С данных позиций рассмотрим процессы ранней социализации ребенка как процесс его когнитивно-социального развития.

Глава 6 Социализация в ранние периоды онтогенеза человека

В руководстве изложены общие аспекты артрологии (строение и функция суставов, классификация основных заболеваний суставов, методы диагностики и терапии заболеваний суставов, оценка нарушения функции суставов), особенности клиники, диагностики, дифференциальной диагностики наиболее частой костно-суставной патологии — остеопороза, остеоартроза, ревматоидного артрита, анкилозирующего спондилоартрита, псориатического артрита, подагры, паранеопластического артрита и поражений околосуставного аппарата. В книге отражены особенности суставной патологии в пожилом возрасте. Приведены современные литературные сведения и описание собственного опыта применения традиционных и нетрадиционных методов патогенетической терапии обсуждаемой патологии, а также изложены основы медико-социальной экспертизы при заболеваниях суставов. Книга рекомендована для терапевтов, артрологов, хирургов, гериатров, а также для студентов медицинских вузов.

Большой справочник симптомов

Большой справочник симптомов

Алкоголь – беседы врача. Руководство разумного любителя выпить

Алкоголь – беседы врача. Руководство разумного любителя выпить

Доктор Стуттафорд интересовался алкоголем (и как доктор и как потребитель) еще со времени своей службы в армии и учебы в университете. Его убеждение, что умеренное потребление алкоголя полезно, не ослабело и во время его наблюдений за пациентами, страдающими зависимостью от алкоголя или наркотиков. Целью этой книги является обоснование его мнения о том, что два-три ежедневных стаканчика так же полезны для сохранения здоровья и избегания посещений докторов, как и свежие фрукты. Доктор Стуттафорд обосновывает мнение, что широко принятые ранее ограничения по поводу употребления алкоголя чересчур строги и то, что считалось избыточным некоторое время назад, сегодня может рассматриваться как вполне умеренное. Однако, кроме этого книга предупреждает и описывает ужасные эффекты алкоголя, который разрушает тела и разум неумеренно пьющих людей. Предназначена для широкого круга читателей интересующихся проблемами своего здоровья и влиянием на него различных алкогольных напитков.

Справочник но массажу

Справочник но массажу

Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей

Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей

Книга известного отечественного психотерапевта Г. В. Старшенбаума посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной России - проблеме зависимостей. Многолетний опыт работы с пациентами, страдающими как химическими, так и эмоциональными зависимостями, позволяет автору проанализировать глубинные механизмы различных аддикций и на этой основе выделить новую клиническую дисциплину - аддиктологию, лежащую на стыке психиатрии, наркологии и сексологии. В книге дается детальное описание клинической картины, диагностики и терапии различных форм аддиктивного поведения, приводятся выдержки из историй болезни пациентов, успешно прошедших курс психотерапии по методике, разработанной автором.

Практическая психология, или Как подобрать ключик к любому человеку. 1000 подсказок на все случаи жизни

Практическая психология, или Как подобрать ключик к любому человеку. 1000 подсказок на все случаи жизни

Практическая психология, или Как подобрать ключик к любому человеку. 1000 подсказок на все случаи жизни

Как работать в удовольствие и достигать успеха без стресса, преодолевать кризисы в отношениях и находить общий язык с детьми, общаться без боязни и добиваться желаемого, распознавать психологические ловушки и устанавливать свои правила, справляться с фобиями и тревогами и помогать близким людям? Ответы вы найдете на страницах этой книги. Простые и понятные рекомендации практикующего психолога подскажут, как эффективно вести себя в различных жизненных ситуациях, а техники и упражнения помогут отработать необходимые навыки общения.

Читайте также: