Способы передачи медицинских знаний в древней руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первые письменные упоминания о древнерусской медицине появились в XI в. Основными формами лечения в тот период были народное врачевание, монастырская медицина и светская медицина.

Врачи на Руси

Особо популярна и доступна была народная медицина. Она вела свое происхождение еще от языческой религии. Считалось, что заговоры, обращаемые к языческим божествам, были способны прогнать болезнь. Передавались они в устной форме из поколения в поколение.

Более распространенным методом лечения было лечение зельями. Таким способом обычно лечили пожилые женщины, которых называли лекарками или травницами. Они готовили порошки из трав и настойки. Дополнением к зельям были заговоры и заклинания. Болезни считали причиной действий злых духов, а для их профилактики применяли обереги. Для лечения использовались:

  • различные растения (полынь, крапива, подорожник),
  • продукты животного происхождения (мед, молоко, жир),
  • минералы.

Народ считал, что врачи были посредниками между человеком и силами природы, поэтому их называли кудесниками, ведьмами.

Готовые работы на аналогичную тему

В Х в. деятельность врачей пользовалась огромной популярностью. Они умели лечить болезни, распознавать их и предсказывать исход.

Популярным в народе был врач Агапит (XI в.), который работал в Киево-Печерском монастыре безвозмездно. В XII в. врач Петр Сирианин, араб по происхождению, работал при дворе князя в Чернигове.

Методы лечения болезней

Врачи уже тогда занимались такими сложнейшими операциями как трепанация черепа, кровопускание, водолечение и ампутация. В качестве наркоза использовали корни мандрагоры, мак и вино. Инструментами служили пилки, ножницы, топоры, которые перед операцией проводили через огонь.

Обрабатывали рану березовой водой, вином, золой, а зашивали волокнами льна, конопли либо т тонкими кишками зверей.

Лечение проводилось разными средствами растительного и животного происхождения. Применялись полынь, скифская трава, бодяга, крапива, кора, подорожник, можжевеловые ягоды, березовый сок, листья березы и липы, мед с мукой, лук печеный, закваска теста и многое другое; были в использовании также панты, сырая печень трески, кобылье молоко и др.

Для сохранения знаний создавались лечебники (или травники). Они представляли собой рукописные сборники, включающие в себя как врачебные пособия, так и ряд наставлений, как действовать в различных ситуациях, когда будет полезна молитва или заговор.

Большинство древнерусских лечебников не имеют датировки и написаны анонимно, поэтому сложно установить, когда они начали составляться. Возможно, что они создавались на основе византийских и болгарских сочинений. В основе текста находились молитвы об отваждении болезней, а позже к ним прибавлены тексты народных заговоров, примет, выписки из других лечебников. Лечебники можно поделить на несколько видов:

  • переводные с европейских языков;
  • травники: описывают опыт наблюдения над целебными свойствами растений с указанием названия растения, внешнего вида, места произрастания, сведений, когда собирать и как применять. К этому прилагается большое количество примет и заговоров;
  • непосредственно лечебники: описывают болезнь, ее признаки и способ лечения.

Интересно, что основными причинами болезней считались сверхъестественные силы, изменения климата, расположение звезд.

На Руси огромную популярность имела баня. Кроме своих гигиенических функций, она выполняла еще и роль места, где лечили различные простудные, кожные и другие болезни (ревматизм, боли в животе, грыжа, короста). В ней лечцы вправляли вывихи, проводили кровопускание, массаж, принимали роды. Бани строились и при монастырских больницах, и при усадьбах. Первые больницы при монастырях появились в XI-XII вв. в Переяславле и Киеве, позже – в Новгороде, Смоленске и Львове.

Во время монголо-татарского ига на Руси все же развивалась народная медицина. Монголы не трогали уцелевшие монастырские больницы (хотя, во время нашествия были уничтожены некоторые из них). Монастырские врачи использовали накопленный народной медициной опыт. Масла, мед, сливы, различные пластыри были обязательными лекарствами при больницах.

Таким образом, мы видим, что медицина на Руси развивалась и достигла определенных успехов. Четкой структуры медицинского образования еще не сложилось, информация обычно передавалась из поколения в поколения, профессия врача была наследственной. Народная медицина была еще близка к профессиональной, хотя, лечцы проводили более сложные и трудоемкие операции. Даже разрушительное монголо-татарское нашествие не помешало дальнейшему развитию древнерусской медицины.

3) светская (или ее еще называют мирской) медицина, появившаяся во время правления Ярослава Мудрого. Она же носила название иноземной.

Народная медицина. Передача медицинских знаний

Народная медицина – это древнейшая ветвь медицины в истории России. По сути, корнями ее было язычество, которое исповедовали славянские племена до объединения и создания государства и до принятия христианства. Таким образом, момент зарождения народной медицины можно отнести к тому времени, с которого начинается историческое описание жизни русского народа, т. е. ко временам доисторическим. С принятием христианства она не искоренилась, пережила более чем тысячелетие уже исторической жизни народа и даже в наше время она продолжает развиваться, широко применяется на практике теми людьми, которые владеют этим искусством, а иной раз вступают в спор с научной медициной.

Лишь Александр II, отменивший в 1861 г. крепостное право и проведший большое количество преобразований во всех сферах жизни россиян, стал автором первых шагов к доступности медицинской помощи, провел земскую реформу и ввел земскую медицину.

Врачевание со времен его зарождения отличалось от других видов медицины тем, что сочетало в себе и знание целебных свойств природных средств, и веру в чудодейственные силы.

Врачеванием на Руси занимались знахари и предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники, их побаивались, так как они были возведены в ранг посредников между исцеляющими силами природы и человеком.

Боялись их потому, что верили, что они могут таинства природы обратить как во благо, так и во вред человеку. Они занимались совершением различных магических приворотов, отворотов, лекарским делом, гаданием, напусканием и снятием порчи и т. д. Им настолько доверяли, что обращались за помощью к ним не только простолюдины, но и князья и члены княжеских семей.

Народные лекари умели делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы (накладывать лубки), раны с помощью различных мазей, прижиганием.

По прошествии времени врачеватели обрели новое название – лечцы. Они стали организаторами семейных школ, в которых знания медицины переходили от отца к сыну.

Народные врачеватели составляли трактаты об использовании целебных сил природы – травники и лечебники. Особенно широкое распространение это получило после принятия христианства и появления письменности. К сожалению, нам досталась в наследство лишь малая толика тех источников, так как большинство из них погибло или было украдено во время войн. Интересно то, что в дошедших до нас книгах есть средства, которые применялись не только после принятия христианства, но и задолго до него.

Монастырская медицина

Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия христианства на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог, воспринимали болезни как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бесов в человеческую душу и тело. Следовательно, исцеление от болезни рассматривалось как прощение Божие и отпущение грехов.

В пещерах монастыря похоронены люди, вошедшие в историю России: основатель Лавры Антоний, летописец Нестор, врачеватели Дамиан и Агапий и даже основатель Москвы – Юрий Долгорукий.

Как ни странно, в лавре находили способы лечения самых различных болезней – от инфекционных до психических. В стенах монастыря даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход. Люди, которые не имели уже надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами, после чего уверовали в Бога и молитвы и постригались в монахи.

Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Так же святой и блаженный Агапий был монахом лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах.

Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относились терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования. Это отношение является азами врачебной этики, которой в наше время при обучении в вузах придается большое значение.

Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения (лечец-армянин, имя которого неизвестно, который пользовался огромной популярностью даже при княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе Николая Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со светской и народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина.

Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. Это видно из источников, относящихся к периоду классического Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская медицина. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособлились друг от друга.

Санитарное дело. Бани. Эпидемии

Так, например, в 1230 г. в Смоленске эпидемия унесла десятки тысяч жизней, что свидетельствует о чрезвычайной заразности болезни. Люди понимали, что болезнь переходит от человека к человеку, поэтому отграничивали зараженные места, где были больные. Если эпидемия распространялась на весь город, жители уходили в леса, бросая дома, скарб и больных родственников, и отсиживались до тех пор, пока не пройдет мор. Однако за избавление от болезни принимался тот момент, когда умирал последний больной и заразиться вроде бы было не от кого. Ничего не зная о возбудителях заболеваний, люди возвращались в города, и эпидемия иной раз возвращалась вместе с ними. Считая место проклятым, люди доходили до того, что сжигали целые поселения. Ошибкой их было еще и то, что до XV в. умерших от эпидемий людей хоронили согласно религиозным законам на кладбищах при церквах.

Это способствовало возобновлению и распространению мора. Лишь в XVI в. умерших от заразных болезней стали хоронить вне кладбища, за пределами городов и селений. Люди недопонимали, что причиной возникновения эпидемий были не сверхъестественные силы, а нищета и несоблюдение правил гигиены, поэтому в отдельных случаях доходило до отчаянных поступков: так, например, в XIV в. в Новгороде во время эпидемий чумы жители за 24 ч. возвели церковь Андрея Стратилата. Она сохранилась и до сих пор. В период монголо-татарского нашествия на Руси было самое большое количество эпидемий, больше всего погибло людей.

Просуществовало Древнерусское государство три столетия. В 1132 г. умер сын Владимира Мономаха, последний князь Киевский Мстислав Владимирович. Государство распалось на несколько княжеств – это был период феодальной раздробленности, ослабивший политическую и экономическую независимость Древней Руси. Нашествия монголо-татарских орд хана Батыя окончательно разрушило все принципы правления и жизни на земле русской.


Народная медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь. Во врачебной практике использовались растения (полынь, крапива, подорожник, листья березы, кора ясеня, лук, чеснок, хрен, березовый сок и т.д.), продукты животного происхождения (например, мед, кобылье молоко, сырая печень трески) и минералы. Врачеватели-знахари назывались волхвами, ведунами, кудесниками, ведьмами. Они считались в народе посредниками между человеком и таинственными силами природы.

Это интересно. Олицетворением болезней и невзгод в славянской мифологии были демонические существа — Горе и Лихо. Наслать на людей и домашний скот болезни могла и Кикимора — злой дух дома. Представление об удивительных лекарствах, спасающих от болезней и старости, дошло до нашего времени в сказках о живой воде, о молодильных яблоках, о кипящих котлах, искупавшись в которых, старик становился юношей.

Это интересно. Среди резалников были костоправы, зубоволота. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака и вина. Инструменты (пилки, ножницы, долота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими кишками животных. Для извлечения металлических осколков стрел применяли магнитный железняк. Славились на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.

В летописи Нестора (XI в.) содержится первое письменное упоминание о русской паровой бане, целебная сила которой была известна на Руси с самых древних времен.

Вплоть до конца XVII столетия народная медицина занимала на Руси ведущее положение.

Медицина того времени была бессильна перед эпидемиями, и тем большее значение имела система государственных карантинных мероприятий, разработанная в то время в Московском государстве. Важное значение в борьбе- с эпидемиями имело создание Аптекарского приказа.

Аптекарский приказ — первое государственное медицинское учреждение в России — был основан около 1620 г. В первые годы своего существования он располагался на территории Московского Кремля в каменном здании напротив Чудова монастыря. Сначала это было придворное лечебное учреждение, попытки создания которого восходят ко временам Ивана Грозного. Располагалась аптека в Кремле и длительное время (почти в течение века) была единственной аптекой в Московском государстве.

Анатомия в лекарской школе преподавалась наглядно: по костным препаратам и анатомическим рисункам, учебных пособий еще не было. Лекари, которые оказывали врачебную помощь гражданскому населению, чаще всего лечили на дому или в русской бане. Стационарной медицинской помощи в то время практически не существовало.

Зачат­ки вра­че­ва­ния у восточ­ных сла­вян отме­ча­лись еще в пер­во­быт­но­об­щин­ный пери­од. В обра­зо­вав­шем­ся после объ­еди­не­ния сла­вян­ских пле­мен обшир­ном Киев­ском госу­дар­стве наря­ду с куль­ту­рой про­дол­жа­ла раз­ви­вать­ся меди­ци­на. Древ­няя Русь зна­ла несколь­ко форм меди­цин­ской помо­щи: ремес­лен­но-меди­цин­ская прак­ти­ка част­но­го харак­те­ра, меди­цин­ское попе­чи­тель­ство и боль­нич­ная помощь.

Необ­хо­ди­мо отверг­нуть лож­ное утвер­жде­ние неко­то­рых исто­ри­ков меди­ци­ны (Рих­те­ра) о Древ­ней Руси как стране бес­куль­ту­рья, кос­но­сти, о гос­под­стве в рус­ской меди­цине того вре­ме­ни мисти­ки, гру­бо­го суе­ве­рия, а в быту рус­ско­го наро­да — вопи­ю­щей анти­са­ни­та­рии. Памят­ни­ки изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства и пись­мен­но­сти, иссле­до­ва­ния архео­ло­гов пока­зы­ва­ют, что основ­ные сани­тар­но-гиги­е­ни­че­ские навы­ки рус­ско­го наро­да сто­я­ли на зна­чи­тель­ной для того вре­ме­ни высо­те. Наши пред­ки еще на заре их исто­рии име­ли пра­виль­ные пред­став­ле­ния в обла­сти сани­та­рии и гиги­е­ны— обще­ствен­ной, пище­вой и лич­ной. Для вре­ме­ни Киев­ско-Нов­го­род­ско­го госу­дар­ства харак­тер­но нали­чие у восточ­ных сла­вян опре­де­лен­но­го уров­ня сани­тар­ной культуры.

В неко­то­рых слу­ча­ях рус­ский народ опе­ре­жал сосед­ние стра­ны по внед­ре­нию в быт сани­тар­но-гиги­е­ни­че­ских меро­при­я­тий. Ули­цы в Нов­го­ро­де и Льво­ве были вымо­ще­ны в X веке, т. е. зна­чи­тель­но рань­ше, чем ули­цы горо­дов Запад­ной Евро­пы. В Нов­го­ро­де уже в XI веке был дере­вян­ный тру­бо­про­вод. Архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния обна­ру­жи­ли остат­ки бани в Нов­го­ро­де в X веке, в Ста­рой Ладо­ге — в слое IX—X веков. Ино­стран­цы все­гда с удив­ле­ни­ем отме­ча­ли любовь рус­ских к бане. В дого­вор с Визан­ти­ей, отне­сен­ный по лето­пи­си к 907 г., было вне­се­но обя­за­тель­ство побеж­ден­ной Визан­тии предо­став­лять воз­мож­ность рус­ским куп­цам в Кон­стан­ти­но­по­ле поль­зо­вать­ся баней.

В фео­даль­ной Руси XI—XVI веков носи­те­ля­ми меди­цин­ских зна­ний яви­лись народ­ные вра­чи ремес­лен­ни­ки. Свой прак­ти­че­ский опыт они пере­да­ва­ли из поко­ле­ния в поко­ле­ние, исполь­зо­ва­ли резуль­та­ты непо­сред­ствен­ной наблю­да­тель­но­сти и опы­та рус­ско­го наро­да, а так­же раз­лич­ные спо­со­бы и при­е­мы вра­че­ва­ния мно­го­чис­лен­ных пле­мен, вхо­дя­щих в состав обшир­но­го рус­ско­го госу­дар­ства. Прак­ти­ка вра­чей-ремес­лен­ни­ков опла­чи­ва­лась и пото­му была доступ­на лишь иму­щим сло­ям населения.

Город­ские лека­ри содер­жа­ли лав­ки для про­да­жи лекарств. Лекар­ства в основ­ном были рас­ти­тель­но­го про­ис­хож­де­ния; с лечеб­ны­ми целя­ми исполь­зо­ва­лись десят­ки видов рас­те­ний. Архео­ло­ги­че­ские наход­ки пока­зы­ва­ют, что рус­ская зем­ля изоби­ло­ва­ла лекар­ствен­ны­ми рас­те­ни­я­ми и дава­ла бога­тый выбор для лечеб­но­го при­ме­не­ния. Это обсто­я­тель­ство отме­ча­ли запад­но-евро­пей­ские писа­те­ли. При­ме­ня­лись такие рас­те­ния, кото­рых не зна­ли в Запад­ной Европе.

Как было пока­за­но ранее, в Арме­нии, Гру­зии и у наро­дов Сред­ней Азии меди­цин­ские све­де­ния име­ли доволь­но широ­кое рас­про­стра­не­ние уже при пер­во­быт­но-общин­ном и рабо­вла­дель­че­ском строе. Эко­но­ми­че­ские и куль­тур­ные сно­ше­ния с Визан­ти­ей, Пра­вом, Арме­ни­ей. Гру­зи­ей и Сред­ней Ази­ей спо­соб­ство­ва­ли рас­про­стра­не­нию в Киев­ской Руси меди­цин­ских знаний.

Вра­чи при­ез­жа­ли в Киев из Сирии, напри­мер, врач кня­зя Нико­лая Чер­ни­гов­ско­го (очень опыт­ный врач). При­ез­жа­ли так­же вра­чи из Армении.

Све­де­ния о дея­тель­но­сти вра­чей в Киев­ской Руси содер­жат­ся в раз­лич­ных источ­ни­ках: лето­пи­сях, юри­ди­че­ских актах того вре­ме­ни, уста­вах, дру­гих пись­мен­ных памят­ни­ках и памят­ни­ках мате­ри­аль­ной куль­ту­ры. Меди­цин­ские эле­мен­ты вво­ди­лись в систе­му рус­ских пра­во­вых поня­тий и юри­ди­че­ских опре­де­ле­ний: при юри­ди­че­ской оцен­ке здо­ро­вья чело­ве­ка, телес­ных повре­жде­ний, уста­нов­ле­нии фак­та насиль­ствен­ной смерти.

Мона­сты­ри в Киев­ской Руси были в зна­чи­тель­ной мере пре­ем­ни­ка­ми визан­тий­ской обра­зо­ван­но­сти. В их сте­ны про­ни­ка­ли и неко­то­рые эле­мен­ты меди­ци­ны, соеди­ня­лись с прак­ти­кой рус­ско­го народ­но­го вра­че­ва­ния, что дава­ло воз­мож­ность зани­мать­ся лечеб­ной дея­тель­но­стью. Пате­рик (лето­пись Кие­во-Печер­ско­го мона­сты­ря, XI—XIII веков) содер­жит све­де­ния о появ­ле­нии в мона­сты­рях сво­их лека­рей и при­зна­нии свет­ских вра­чей. Сре­ди мона­хов ока­зы­ва­лось мно­го ремес­лен­ни­ков, хоро­шо вла­дев­ших сво­ей про­фес­си­ей; были сре­ди них и лечцы.

Обра­зо­ва­ние в Киев­ской Руси было в первую оче­редь досто­я­ни­ем лиц из пра­вя­ще­го клас­са и духо­вен­ства. Мно­гие лите­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния исто­ри­че­ско­го, юри­ди­че­ско­го и бого­слов­ско­го харак­те­ра, а так­же есте­ствен­но­на­уч­но­го содер­жа­ния, сохра­нив­ши­е­ся от вре­ме­ни Киев­ской Руси, сви­де­тель­ству­ют не толь­ко о высо­ком лите­ра­тур­ном талан­те их авто­ров, но и об их широ­кой осве­дом­лен­но­сти, общей обра­зо­ван­но­сти, зна­ком­стве с гре­че­ски­ми и латин­ски­ми источ­ни­ка­ми и мно­ги­ми про­из­ве­де­ни­я­ми Древ­не­го Востока.

В Киев­ской Руси XI—XIII веков вид­ны заро­ды­ши насто­я­щей нау­ки, т. е. эле­мен­ты объ­ек­тив­но­го, истин­но­го зна­ния о мате­ри­аль­ной дей­стви­тель­но­сти в духе сти­хий­но­го материализма.

Тата­ро-мон­голь­ское иго не спо­соб­ство­ва­ло сохра­не­нию древ­ней­ших лите­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний спе­ци­аль­но­го харак­те­ра, не имев­ших тако­го широ­ко­го рас­про­стра­не­ния, как бого­слов­ские сочи­не­ния или юри­ди­че­ские кодексы.

Бич сред­не­ве­ко­вых рус­ских горо­дов и мона­сты­рей — мно­го­чис­лен­ные пожа­ры уни­что­жи­ли мно­го цен­ных источников.

В сере­дине XIII века Русь под­верг­лась татар­ско­му наше­ствию. В 1237—1238 гг. Батый напал на Севе­ро-Восточ­ную Русь, а в 1240—1242 гг. осу­ще­ствил поход в Южную Русь. В 1240 г. тата­ры заня­ли Киев, южную часть Поль­ши, Вен­грию и Мора­вию. Татар­ское наше­ствие XIII века яви­лось страш­ным бед­стви­ем для рус­ско­го наро­да. Разо­ре­ние горо­дов, увод в плен насе­ле­ния, тяже­лая дань, сокра­ще­ние посе­вов — все это нару­ши­ло эко­но­ми­че­ское, поли­ти­че­ское и куль­тур­ное раз­ви­тие стра­ны. Мон­голь­ские заво­е­ва­те­ли рас­топ­та­ли и рас­хи­ти­ли цве­ту­щую куль­ту­ру Киев­ской Руси в момент ее наи­выс­ше­го подъема.

Геро­и­че­ская борь­ба рус­ско­го наро­да про­тив тата­ро-мон­голь­ских пора­бо­ти­те­лей, не пре­кра­щав­ша­я­ся на про­тя­же­нии XIII—XV веков, не поз­во­ли­ла тата­рам дви­нуть­ся на Запад, созда­ла тем самым усло­вия для раз­ви­тия запад­но­ев­ро­пей­ской цивилизации.

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков

С обра­зо­ва­ни­ем Мос­ков­ско­го госу­дар­ства, в осо­бен­но­сти с нача­ла XVI века, отме­чал­ся быст­рый про­гресс в раз­ви­тии вра­чеб­но­го дела. В свя­зи с ростом и укреп­ле­ни­ем Мос­ков­ско­го госу­дар­ства в XVI и XVII сто­ле­ти­ях воз­ник­ли пре­об­ра­зо­ва­ния и ново­вве­де­ния в обла­сти медицины.

В XVI веке в Мос­ков­ской Руси отме­ча­лось раз­де­ле­ние меди­цин­ских про­фес­сий. Их насчи­ты­ва­лось более десят­ка: лека­ри, дох­ту­ры, зелей­ни­ки, трав­ни­ки, рудо­ме­ты (кро­во­пус­ки), зубо­во­ло­ки, очные масте­ра, косто­пра­вы, кам­не­сеч­цы, пови­валь­ные баб­ки. Народ­ные вра­чи и апте­ка­ри-тра­вознат­цы прак­ти­че­ской шко­лы обслу­жи­ва­ли меди­цин­ской помо­щью рус­ский народ Прак­ти­ка, пере­да­ва­е­мая века­ми, трав­ни­ки, лечеб­ни­ки были их нау­кой. Зелей­ни­ки лечи­ли болез­ни тра­ва­ми, коре­нья­ми и дру­ги­ми сна­до­бья­ми. Лека­ри име­ли лав­ки в тор­го­вых рядах, где про­да­ва­ли соби­ра­е­мые тра­вы, семе­на, цве­ты, коре­нья и при­воз­ные лекар­ствен­ные сред­ства. Соб­ствен­ни­ки подоб­ных лавок изу­ча­ли каче­ство и целеб­ную силу мате­ри­а­лов, кото­ры­ми они тор­го­ва­ли. Вла­дель­цы лавок — вра­чи-ремес­лен­ни­ки и тра­вознат­цы в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве были русские.

Лека­рей было немно­го и жили они в горо­дах. Име­ет­ся мно­го сви­де­тельств о дея­тель­но­сти вра­чей-ремес­лен­ни­ков в Москве, Нов­го­ро­де, Ннж-нем-Нов­го­ро­де и др. Опла­та за вра­че­ва­ние про­из­во­ди­лась в зави­си­мо­сти от уча­стия лека­ря, осве­дом­лен­но­сти его и затра­ты лекар­ства. Услу­га­ми зра­чей поль­зо­ва­лись в первую оче­редь состо­я­тель­ные слои город­ско­го насе­ле­ния. Кре­стьян­ская бед­но­та, отя­го­щен­ная фео­даль­ны­ми повин­но­стя­ми, не мог­ла опла­чи­вать доро­гие услу­ги вра­ча и при­бе­га­ла к источ­ни­кам более при­ми­тив­ной меди­цин­ской помощи.

Учре­жде­ния аптеч­но­го типа в XVI веке были в раз­ных горо­дах Мос­ков­ско­го госу­дар­ства. Дошед­шие до наше­го вре­ме­ни так назы­ва­е­мые пис­цо­вые кни­ги, пред­став­ля­ю­щие собой пере­пись домо­вла­де­ний в горо­дах в целях уста­нов­ле­ния обро­ка, дают точ­ные све­де­ния (име­на, адре­са и харак­тер дея­тель­но­сти) о рус­ских лека­рях XVI и XVII веков. По этим дан­ным, в Нов­го­ро­де в 1583 г. было шесть лека­рей, один док­тор и одна лека­ри­ца, в Пско­ве в 1585—1588 гг. — три зелей­ни­ка. Име­ют­ся све­де­ния о зелей­ных рядах и лав­ках в Москве, Сер­пу­хо­ве, Коломне и дру­гих городах.

Лето­пи­си ран­не­го пери­о­да дают пред­став­ле­ние о том, как лечи­ли ране­ных и боль­ных. Мно­го­чис­лен­ные сви­де­тель­ства и мини­а­тю­ры в руко­пис­ных памят­ни­ках пока­зы­ва­ют, как в XI—XIV вв. на Руси пере­но­си­ли боль­ных и ране­ных на носил­ках, пере­во­зи­ли на вьюч­ных носил­ках и в повоз­ках. Уход за постра­дав­шим и боль­ным был широ­ко рас­про­стра­нен на Руси. Попе­чи­тель­ства суще­ство­ва­ли при церк­вах и по квар­та­лам горо­дов. Мон­голь­ское наше­ствие затор­мо­зи­ло меди­цин­ское попе­че­ние со сто­ро­ны наро­да и госу­дар­ства. Со вто­рой поло­ви­ны XIV века меди­цин­ское попе­че­ние ста­ло при­об­ре­тать преж­нее покро­ви­тель­ство со сто­ро­ны госу­дар­ства и наро­да. Это было след­стви­ем круп­ных хозяй­ствен­но-поли­ти­че­ских успе­хов в стране: уси­ле­ние Мос­ков­ско­го кня­же­ства, под­чи­не­ние ему дру­гих фео­даль­ных уде­лов, рас­ши­ре­ние тер­ри­то­рии, уве­ли­че­ние тор­гов­ли и ремес­ла. Кули­ков­ская бит­ва 1380 г. Меди­цин­ское попе­чи­тель­ство заклю­ча­лось в орга­ни­за­ции при­ютов и бога­де­лен для увеч­ных, калек и дру­гих хро­ни­че­ски больных.

Бога­дель­ни в Мос­ков­ской Руси содер­жа­лись глав­ным обра­зом самим насе­ле­ни­ем, роль церк­ви была мень­ше, чем в Запад­ной Евро­пе. Каж­дые 53 дво­ра в селе и горо­де содер­жа­ли на сво­ем ижди­ве­нии бога­дель­ню для оби­та­ния недуж­ных и ста­рых: извест­ны бога­дель­ни в Нов­го­ро­де, Коломне.Для ока­за­ния помо­щи в поряд­ке бла­го­тво­ри­тель­но­сти бога­дель­ню юсе­ща­ли лекарь и кро­во­пуск. Сохра­нив­шим тру­до­спо­соб­ность предо­ста­ви­лась воз­мож­ность рабо­тать, для чего бога­дель­ням выде­ля­лась зем­ля для обработки.

В отли­чие от схо­ла­сти­че­ско­го чисто книж­но­го обу­че­ния меди­цине на меди­цин­ских факуль­те­тах сред­не­ве­ко­вых уни­вер­си­те­тов Запад­ной Евро­пы обу­че­ние буду­щих вра­чей в Мос­ков­ском госу­дар­стве в XVII веке носи­ло прак­ти­че­ский харак­тер. Мос­ков­ское госу­дар­ство не зна­ло цехо­во­го деле­ния меди­цин­ских работников.

В 1681 г. штат Апте­кар­ско­го при­ка­за пре­вы­шал 100 чело­век: сре­ди них было 23 ино­стран­ца: 6 док­то­ров, 4 апте­ка­ря, 3 алхи­ми­ста, 10 лека­рей. Основ­ную мас­су работ­ни­ков Апте­кар­ско­го при­ка­за состав­ля­ли рус­ские: подъ­ячих — 9, рус­ских лека­рей — 21, уче­ни­ков лекар­ско­го, косто­прав­но­го и чепу­чин­но­го дела — 38.

Меди­цин­ская наблю­да­тель­ность к тому вре­ме­ни зна­чи­тель­но обо­га­ти­ла симп­то­ма­то­ло­гию болез­ней и часто дава­ла ей реа­ли­сти­че­скую трак­тов­ку. Ито­гом симп­то­ма­то­ло­гии и свя­зан­ной с нею диа­гно­сти­ки к XVII веку яви­лись рус­ские руко­пис­ные лечебники.

Лекар­ствен­ные сред­ства рас­ти­тель­но­го про­ис­хож­де­ния состав­ля­ли основ­ную часть лечеб­но­го арсе­на­ла. Лекар­ствен­ны­ми рас­те­ни­я­ми, про­из­рас­тав­ши­ми в Рос­сии, инте­ре­со­ва­лись ино­стран­цы. В 1618 г. англий­ский бота­ник Тра­де­скант был направ­лен в Рос­сию под видом част­но­го лица. , Тра­де­скант нашел в Рос­сии чеме­ри­цу, чере­му­ху и дру­гие лекар­ствен­ные 1 рас­те­ния, узнал о при­ме­не­нии морош­ки как сред­ства про­тив цин­ги, об I упо­треб­ле­нии бере­зо­во­го сока, брус­ни­ки, чер­ни­ки и ряда дру­гих лекар­ствен­ных рас­те­ний. Из Рос­сии Тра­де­скант вывез мно­го семян трав, кустар­ни­ков и черен­ки дере­вьев и исполь­зо­вал их при осно­ва­нии в Лон­доне зна­ме­ни­то­го бота­ни­че­ско­го сада.

Рус­ская меди­ци­на в Мос­ков­ском госу­дар­стве в сво­ем лекар­ство­ве­де­нии не избег­ла и мисти­циз­ма. Мисти­че­ская сила вкла­ды­ва­лась в дра­го­цен­ные кам­ни, кото­рым при­пи­сы­ва­лись спо­соб­ность лечить болезни.

Вра­чи-ино­стран­цы появи­лись в Мос­ков­ском госу­дар­стве, начи­ная с XV века. Одним из пер­вых при­бил врач-ино­стра­нец в сви­те Софии Палео­лог в 1473 г. Неко­то­рые исто­ри­ки меди­ци­ны (напри­мер, Рих­тер) пере­оце­ни­ва­ли роль вра­чей-ино­стран­цев, утвер­ждая, что они игра­ли в меди­цине Мос­ков­ско­го госу­дар­ства чуть ли не глав­ную роль. Одна­ко мы уже виде­ли, что глав­ную роль игра­ли рус­ские лека­ри, полу­чив­шие свои зна­ния в поряд­ке ремес­лен­но­го уче­ни­че­ства. В сере­дине XVII века при Апте­кар­ском при­ка­зе была созда­на лекар­ская шко­ла, выпус­кав­шая вра­чей. При­гла­ше­ние ино­стран­цев вовсе не озна­ча­ло отсут­ствия сво­их мастеров.

В 40‑х годах XVI века при Иване IV Мос­ков­ское пра­ви­тель­ство при­гла­си­ло на служ­бу ряд ино­стран­ных вра­чей. Осо­бен­но мно­го их было при­гла­ше­но в XVII веке. Вра­чи-ино­стран­цы в Мос­ков­ской Руси были постав­ле­ны в при­ви­ле­ги­ро­ван­ное поло­же­ние, полу­ча­ли зна­чи­тель­но более зыс­о­кое содер­жа­ние по срав­не­нию с оте­че­ствен­ны­ми лека­ря­ми. Мно­гие вра­чи-ино­стран­цы при­ез­жа­ли за высо­ким зара­бот­ком и обыч­но не дол­го жили в Москве, не инте­ре­со­ва­лись нуж­да­ми наро­да, не стре­ми­лись пере­дать свои зна­ния. В ито­ге они ниче­го не сде­ла­ли для меди­цин­ско­го про­све­ще­ния Рос­сии, для устрой­ства и улуч­ше­ния меди­цин­ской помо­щи, а во мно­гих слу­ча­ях высту­па­ли с иде­я­ми, даже враж­деб­ны­ми рус­ско­му народу.

В XVI и XVII веках в Мос­ков­ском госу­дар­стве была под­го­тов­ле­на поч­ва для корен­ных сдви­гов и пре­об­ра­зо­ва­ний, про­ис­шед­ших в оте­че­ствен­ной меди­цине в XVIII веке.

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

Читайте также: