Государство и церковь в россии в xvi xvii вв кратко

Обновлено: 25.06.2024

С 1547 г. при Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству.

В своей деятельности он опирался на Боярскую думу постоянно действовавшую при царе. В 1549 г. в ее составе была учреждена "Избранная дума" ("Избранная рада") из доверенных лиц. Подготовку материалов для думы осуществлял целый штат профессиональных чиновников, связанных с приказами.

Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины ХVIв. до середины XVII в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили: Боярская дума, "Освященный собор" (церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов.

Духовная и светская аристократия представляла элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не мог обойтись без ее участия. Дворянство составляло основу царского войска и бюрократического аппарата, являлось главным служилым сословием. Верхушка посадского населения была главным источником денежных доходов для казны. Этими основными функциями обменяется присутствие представителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться.

Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям ("по палатам"), но принимались всем составом Собора.

Сословно-представительными органами на местах (в середине XVI в.) стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений: выборные самоуправляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялось в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем, их штат состоял из "лучших людей", сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков.

Деятельность земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых возрастало (наряду с новыми отраслевыми - Разбойный, Стрелецкий - появились новые территориальные - Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы). Происходила достаточно частая реорганизация приказной системы, поочередное разукрупнение или слияние приказов. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое руководство инструкциям и предписаниям (по горизонтали). В XVII в. происходит реорганизации местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.

Смута и приход к власти Романовых и их влияние на государственность.

Смута, в период которой политическая борьба за власть переплелась с польско-шведской интервенцией и мощными народными и казацкими выступлениями, привела к полному развалу российской государственности, подрыву авторитета боярской и дворянской знати. Экономика страны находилась на грани катастрофы, сложной оставалась геополитическая обстановка, тяжелые социально-психологические последствия имел массовый террор. Однако в России была восстановлена монархия и началась более чем 300-летняя эпоха династии Романовых.

Основное содержание царствования первых двух царей из династии Романовых - Михаила и Алексея - заключалось в восстановлении пришедшего в полный упадок после полутора десятилетий Смуты и войн хозяйства и в укреплении расшатанного государственного аппарата. Михаил Романов восстановил прежние управленческие учреждения, в частности заметно активизировалась деятельность Земских соборов, развивалась и усложнялась система приказов. Продолжалось закрепощение крестьянства, были установлены дипломатические связи с Европой, реорганизована армия, осваивалась Сибирь. При Михаиле Романове церковь восстановила свое пошатнувшееся положение.

Алексей Михайлович Романов вошел в историю как устроитель и успокоитель государства. В экономической области он поддерживал отечественное купечество, поощрял промышленную деятельность. При этом царе прекратилась деятельность Земских соборов, уменьшилась роль Боярской думы. Таким образом, можно сказать, что в России формируется абсолютизм, формирующийся на базе феодальной системы в отличие от Западной Европы.

Алексей Михайлович проводил активную внешнюю политику, наиболее крупным успехом которой было воссоединение в 1654 году Украины с Россией.

Одним из главных достижений царствования Алексея Романова было принятие Соборного уложения 1649 года - кодекса законов Русского государства, которое оставалось основным законом России вплоть до первой половины XIX века. Его принятие явилось важной вехой в развитии самодержавия и крепостного строя, оно отвечало интересам господствующего класса дворян.

При этом царе в середине XVII столетия Никоном была проведена церковная реформа, в результате которой все русское общество раскололось на никонианцев (приверженцев новой веры) и старообрядцев, а в русской истории впервые появился феномен раскольничества. Церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который не только отразил тенденции к централизации и определенной унификации церковной жизни, но и повлек за собой существенные социокультурные последствия.

Таким образом, все усилия Алексея Михайловича были направлены на восстановление и укрепление государственности Московского царства. Однако его усилия обострили социальные противоречия, которые вылились в народные движения во второй половине XVII века. Народные движения имели двойственное значение для развития страны. Они отчасти играли роль ограничителя эксплуатации и злоупотребления властей, но с другой стороны, еще больше подталкивали к централизации и укреплению государственного аппарата.

Таким образом, можно сделать вывод, что XVII век - это век кризиса Московского царства, который характеризовался политической борьбой за власть, польско-шведской интервенцией, национально-освободительными движениями в период Смуты, и который завершился приходом на царский престол новой царской династии - династии Романовых.

Этапы формирования крепостного права

Кратко хронологию закрепощения крестьян в России можно представить так:

1497 год — Введение ограничения права перехода от одного помещика к другому — Юрьев день.

1607 год — Соборное уложение 1607 года: Срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.

1649 год — Соборное уложение 1649 года отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.

1718—1724 гг. — податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле.

1747 год — помещику предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу.

1760 год — помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь.

1765 год — помещик получил право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы.

1767 год — крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императрице или императору.

1783 год — распространение крепостного права на Левобережную Украину.

Крепостное право – это форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала, наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.

В истории России крепостное право зарождалось вместе с Древнерусским государством, свое начало крепостное право берет в Киевской Руси и просуществует до середины XIX в.

Смерды были свободными людьми, имеющими свое хозяйство, если смерд работал на землевладельца, он оставался свободным, однако его статус менялся и он становился закупом, но при этом он мог в случае расчета с хозяином снова стать закупом. Если же (господин) возьмет с него (т.е. закупа) больше денег (чем полагалось), то ему (следует) возвратить назад взятые (сверх положенного) деньги и заплатить за обиду князю 12 гривен штрафа. Еще одной формой зависимости – это рядовичи (крестьяне заключающие договор, ряд).

В XV-XVII- вв. идет постепенное закрепощение населения: в общегосударственном масштабе выход крестьянский был ограничен в Судебнике 1497 двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня: А крестьянам отказываться из волости (в волость), из села в село в один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и в течение недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября) ст. 57: Дожитое за дворы (крестьяне пусть) платят в полях из расчета рубль за двор, а в лесах полтина (за двор). Если какой-либо крестьянин поживет за кем-нибудь год и уйдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) четверть двора; если поживет два года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) поддвора; если поживет три года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) три четверти двора; если поживет четыре года, то (пусть) он заплатит (пожитое) за весь двор.

Судебник 1497 года удовлетворил требование господствующего класса, законодательно оформив повсеместное ограничение крестьянского выхода. При этом каждый уходящий крестьянин обязан был внести пожилое, т. е. определенную условную сумму обязательной для всех крестьян, размер пожилого зависел от того, находился ли двор в степной или лесной полосе. Судебник 1497 года в сравнении с грамотами XIV — XV вв. сделал новый шаг по пути закрепощения крестьянства. Особенно ясно это выражено во второй части статьи, которая направлена на ограничение выхода наиболее подвижной и многочисленной массы сельского населения, так называемых нового рядчиков или новоприходцев, т. е. крестьян похожих, переходящих с земли одного землевладельца на землю другого по истечении годичного или иного небольшого срока.

Судебник 1550 подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением заповедных лет (историки датируют введение различно — 1580, 1581 или 1584-85).

В 1642 г. Указом Михаила Федоровича (Романова) Срок сыска беглых крестьян увеличен до 10 лет, а вывезенных крестьянах до 15 лет.

В XVII-XVIII вв. в России идет процесс с формирования абсолютной монархии, отмиранием сословно- представительных институтов, все это происходит на фоне консолидации и консервации сословной системы, превращение сословий в замкнутый общественный слои. Даже при Петре I Россия продолжала оставаться сельскохозяйственной страной. Подавляющее большинство населения состояло крестьянство, занятое землевладельческим трудом. В 1718 г. была проведена всеобщая перепись поданного населения, и холопы были записаны наравне с крестьянами.

К середине XVII в. в России в общегосударственном масштабе сформировалось крепостного права. Завершилась многовековая история холопства, которое слилось с крестьянством. В XVII-XVIII вв. все несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Зависимые крестьяне в XVIII в., составляли 90 % населения страны. Крестьянское сословие стало замкнутым рядом. XVIII в. происходит постепенное усиление крепостного права в России.

Однако выход из крестьянского сословия возможен был при Петре I путем рекрутчина (вступление в армию добровольно), но впоследствии военная служба не освобождала от крепостной зависимости. Отставной солдат в случаи, если помещик на него не претендовал, должен был в течение одного года после увольнения найти нового хозяина. Начиная с Петра I, крестьяне, как государственные, так и помещичьи, которые занимались торговлей в городах, очень непоследовательно и с многочисленными оговорками, начинают допускать в купеческое сословие.

Таким образом, процесс становления крепостного права в России длился несколько столетий, однако надо заметить, что общих мер прикреплении крестьян путем издания норм права не было.

Соборное уложение 1649г.

По окончании Смутного времени, правительство новой династии — Романовых приступает к активной законотворческой деятельности.

Интенсивный рост числа указов за период от Судебника 1550 года до Уложения 1650 года виден из следующих данных:

Церковь в Московском государстве оставалась носителем духов­ных ценностей и национальной идеологии. В 1589 г. при Борисе Году­нове было учреждено патриаршество. Церковь имела некоторую не­зависимость в сфере управления и суда. Это было как бы государство в государстве, возглавляемое высшими иерархами. Патриарх, митро­политы, архиепископы имели своих дворян и детей боярских, свою по­местную систему, не облагаемые налогами слободы в городах, свой суд, а патриарх - высшие учреждения (приказы).

К XVI в. церковь превратилась и в крупнейшего земельного соб­ственника. Ее владения составляли около трети феодальных земель­ных площадей. Попытки секуляризации церковных земель не имели успеха, но все же царской власти удалось ограничить права церкви по расширению земельных владений.

Соборное Уложение 1649 г. нанесло серьезный удар по экономи­ческим интересам духовенства. Оно запретило патриарху, митрополи­там и монастырям приобретать вотчины как родовые, так и жалован-

Была ограничена церковная юрисдикция, из нее были исключены дела о преступлениях, совершенных духовными лицами, такие как ду­шегубство, разбой и политические преступления, дела против семьи и нравственных устоев общества. Учрежден Монастырский приказ, ве­давший сбором податей с монастырских земель.

Но вместе с тем духовенство еще продолжало владеть многими зем­лями и крестьянами, не платило податей, не отбывало многих повин­ностей. Статьи Уложения четко защищали честь и достоинство лицду-ховного звания.

Крупнейшим событием государственной и церковной жизни стала реформа патриарха Никона по исправлению церковных обрядов. Цер­ковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Распространение книгопе­чатания открывало возможность унификации церковных книг.

После своего избрания в 1652 г. московским патриархом, стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обря­ды. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недо­вольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены подорвут авторитет церкви в народе. Произошел раскол в русской церкви, вызвавший появление старооб­рядчества, отколовшегося от официальной церкви.

Приверженцы старых порядков (старообрядцы) отказывались при­знать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным по­рядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам (греческим или русским) унифицировать церковные книги, как следует креститься (двумя или тремя перстами), как совершать крестный ход (по солнцу или против солнца), как пи­сать богослужебные книги и т.д. В старообрядчество оказались вовле­чены многие горожане, крестьяне, стрельцы, связывавшие ухудшение своего положения с реформой церкви. Старообрядчество преследова­лось как церковными, так и государственными властями.

Взаимоотношения церкви и государства в XVI–XVII вв. определяли многие процессы в развитии общества и государства. Со времен Ивана IV власть в Московском государстве в лице царя носила сакральный (священный) характер, так как ее источником был Бог, а ограничивалась она только христианскими заповедями, церковными уложениями и традициями. В этой связи православная церковь не посягала на светское управление, а выступала нравственным противовесом русскому самодержавию. Важное значение в этом имело такое явление в жизни общества, как юродство. Юродивые, поддерживаемые церковью и простыми мирянами, обладали неограниченной возможностью обличать власть.

Церковь и монастыри располагали значительной экономической мощью, развитым и эффективным хозяйством, были очагами культуры. Монастыри строились часто в стратегически важных местах и имели огромное значение в обороне страны. Церковь была в состоянии выставлять до 20 тысяч ратников. Не претендуя на светские функции власти, она была приобщена к принятию государственных решений. Так, Священный собор как орган церковного управления принимал участие в работе земских соборов. В годы Смуты патриаршество, несмотря на некоторые колебания, сыграло большую роль в борьбе с самозванцами и польско-шведскими войсками, что подтверждается трагической смертью патриарха Гермогена, гибелью монахов при защите монастырей, материальной поддержкой ополчения.

После Смутного времени роль церкви заметно возросла. Это связано с именем патриарха Филарета (отца царя Михаила), который сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил Россией, заботясь об укреплении самодержавия и новой династии.

Одновременно Никон стал претендовать и на светскую власть. Это привело к конфликту между царем и патриархом. На церковном Соборе в 1666 г. Никон был низложен, что усилило позиции светской власти. На этом же соборе были осуждены все противники церковной реформы.

После этого раскол усилился и приобрел социальную окраску. Общим лозунгом раскольников (сторонников Аввакума, стоящих за сохранение русской церковной старины) была борьба с никоновскими преобразованиями и светскими властями.

Причинами неприятия частью российского общества церковных реформ являлись социальные проблемы: рост государственных налогов, крепостничества. Однако нельзя забывать и о религиозном аспекте протеста, прежде всего против греческого и украинского влияния на русское православие, что, по мнению раскольников, вело к утрате духовной самобытности России.

Борьба со старообрядцами, хотя и сопровождалась жестокими преследованиями, все же не привела к крупномасштабным религиозным войнам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4.4. Русская Православная Церковь. Раскол

4.4. Русская Православная Церковь. Раскол При царе Федоре Ивановиче завершился процесс конституирования Русской православной автокефальной церкви. Учреждение в 1589 г. патриаршества поставило Русскую церковь в один ряд с древними восточными патриархиями –

8.3.6. КОНЕЦ ОПРИЧНИНЫ И РАЗГРОМ ЗАХАРЬИНЫХ В XVI ВЕКЕ. ПОЧЕМУ РОМАНОВЫ ИСКАЗИЛИ РУССКУЮ ИСТОРИЮ В XVII ВЕКЕ

8.3.6. КОНЕЦ ОПРИЧНИНЫ И РАЗГРОМ ЗАХАРЬИНЫХ В XVI ВЕКЕ. ПОЧЕМУ РОМАНОВЫ ИСКАЗИЛИ РУССКУЮ ИСТОРИЮ В XVII ВЕКЕ Знаменитая опричнина кончается московским разгромом 1572 года. В это время громят саму опричнину. Наш анализ этих событий см. в [нх6а], т.1, с. 300–302. Как показывают документы,

Глава 14 Раскол Руси и церковь

Глава 14 Раскол Руси и церковь В Киевской Руси православная церковь была строго централизована. Во главе ее стоял киевский митрополит, назначаемый константинопольским патриархом.Во время батыева нашествия митрополитом на Руси был Иосиф, но после 1240 г. он совершенно

§ 6. Государство и церковь

§ 6. Государство и церковь Большие богатства, накопленные иерархами, церквами и монастырями — земли и тысячи крестьян, промыслы и деньги, огромное идеологическое влияние в обществе обусловили рост политических притязаний церкви. Ее руководители нередко вмешивались в

Государство и церковь

Государство и церковь Социально-экономические изменения, происшедшие в государстве, и преследования значительно уменьшили влияние православной церкви и сократили число практикующих верующих. Из насчитывавшихся до революции 50 тысяч священнослужителей русской

Церковь и государство в XV–XVI вв

Церковь и государство в XV–XVI вв С конца XIV в. начинается острое политическое противостояние церкви и светского государства. Усилившись экономически, став крупнейшим землевладельцем, церковь стала претендовать на принятие самостоятельных независимых решений. Светская

Государство и церковь в XVII в. Раскол

Государство и церковь в XVII в. Раскол В событиях Смутного времени церковь играла видную роль. Еще более ее авторитет повысился в 20-е годы XVII в., когда вернувшийся из плена Филарет фактически соединил в своих руках прерогативы светской и церковной власти. Своей

4. Новый раскол в Церкви. — synodus palmaris. — Борьба партий в Риме.— Риммах украшает церковь Св. Петра. — Он же строит круглую капеллу Св. Андрея, базилику Св. Мартина, церковь Св. Панкратия. — Папа Гормиздас, 514 г. — Папа Иоанн I. — Разрыв Теодориха с католической церковью

4. Новый раскол в Церкви. — synodus palmaris. — Борьба партий в Риме.— Риммах украшает церковь Св. Петра. — Он же строит круглую капеллу Св. Андрея, базилику Св. Мартина, церковь Св. Панкратия. — Папа Гормиздас, 514 г. — Папа Иоанн I. — Разрыв Теодориха с католической церковью Однако

18.6. Ферраро-флорентийский собор и неудавшаяся попытка в XV или в XVI веке предотвратить церковный раскол

18.6. Ферраро-флорентийский собор и неудавшаяся попытка в XV или в XVI веке предотвратить церковный раскол Естественно предположить, что в XVI веке конкурирующие религии-ветви сначала пытались сгладить нарастающие между ними противоречия. И действительно, мы видим якобы в XV

21. Конец опричнины и разгром Захарьиных в XVI веке Почему Романовы исказили русскую историю в XVII веке

21. Конец опричнины и разгром Захарьиных в XVI веке Почему Романовы исказили русскую историю в XVII веке Известно, что опричнина, при которой развернули террор-Пурим, кончается известным московским разгромом 1572 года. В это время громят уже саму опричнину. Как показывают

Церковь и государство

Церковь и государство Возможно, именно это влияние церкви, в конце концов, оказалось для нее роковым. Как мы уже видели, царя Алексея всерьез обеспокоили чрезмерные амбиции патриарха Никона: он был уверен, что при наличии двух соперничающих правителей империи не избежать

Глава XIV РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVII ВЕКЕ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА В НЕМ

1.6. Русское государство в XVII веке

1.6. Русское государство в XVII веке Основной проблемой развития России, начиная с XVII в., был поиск путей модернизации страны. Суть модернизации в изменении социально-политической,экономической, духовной и частной жизни общества в соответствии с требованиями новой

В $XV$ в. произошла автокефалия Русской православной церкви. Вскоре Византийская империя пала, и Россия стала воспринимать себя ее преемницей. При этом церковь, больше не зависящая от Константинополя, стала более зависимой от светской власти.

После Смуты церковь также подверглась кризису. Упал общий уровень подготовки священнослужителей, кроме того произошло заметное обмирщение – падение нравственности, участие в коррупции. В богословских вопросах также не все было идеально, поскольку со временем увеличилось число разночтений в литературе.

Отношения церкви и власти накалялись на протяжении $XV-XVII$ вв. Причина состояла в стремлении светской власти поставить церковь под свой контроль, а церковь, в свою очередь, стремилась дистанцироваться и ставила себя выше царя.

Стоит понимать, что религия в жизни общества и каждого отдельного человека того времени занимала важнейшее место.

Патриарх Никон. Реформа

Будущий патриарх родился под именем Никиты Минина в крестьянской семье под Нижним Новгородом. Потеряв в молодости всех детей, он, будучи священником, ушел в монастырь под именем Никона. Вскоре Никон стал игуменом Кожеозерского монастыря.

В $1649$ г. Никон был назначен архиепископом в Новгород. Там он столкнулся с восстанием $1650$ г., с которым активно сопротивлялся. Его осуждение восставших и твердая поддержка царя надломили дух бунта, что помогло навести порядок.

В $1652$ г. Никон стал патриархом. Он сразу же начал активное проведение реформы. По характеру патриарх был слишком резким и грубым, а кроме того, стремился к власти, возможно, отчасти, поэтому его реформа тяжело принималась.

Готовые работы на аналогичную тему

В обрядах произошли следующие изменения:

Реформа была все же принята, на церковных соборах $1654$ и $1656$ гг.

Вскоре Никон надоел царю своими выходками. Он не пригласил его на церемонию, патриарх обиделся и покинул Москву. Вскоре от него потребовали сложить полномочия, но он отказался. У царя и собора не было полномочий для смещения, поэтому дело Никона шло долго. В итоге, в $1666$ г. Большой собор с участием вселенских патриархов разжаловал Никона. А кроме того собор определил разделение властей: приоритет царя в светских делах, а патриарха – в религиозных. Никон был отправлен в ссылку.

Раскол

Читайте также: