Силовое предпринимательство в россии волков кратко

Обновлено: 28.06.2024

Введение
Часть I. Социологическая теория силового предпринимательства
Гл. 1. Силовой ресурс и политическое сообщество
Гл. 2. Государство
Гл. 3. Мафия в зеркале социологии
Гл. 4. Рынок охранных услуг и функционирование экономики

Часть II. Силовое предпринимательство в современной России
Гл. 5. Организованная преступность и рыночные реформы
Гл. 6. Основные формы силового предпринимательства в России 1990-х
Гл. 7. Воры и бандиты: эволюция традиционной уголовной среды
Гл. 8. Неформальная силовая структура
Гл. 9. Капитализация охранной дани
Гл. 10. Приватизация силовых ведомств
Гл. 11. Фрагментация государства
Гл. 12. Противоречия политики укрепления государства

ПОЛЕЗНЫЕ КНИГИ

ПОЛЕЗНЫЕ КНИГИ

ПОЛЕЗНЫЕ КНИГИ запись закреплена

Вадим Волков - Силовое предпринимательство, ХХI век. Экономико-социологический анализ

Книга содержит теорию и эмпирическое исследование силового предпринимательства - использования организованного насилия и принуждения для получения постоянного дохода в условиях рыночной экономики. Силовое предпринимательство рассматривается в контексте создания институциональной среды рыночной экономики и формирования российского государства. В настоящем, третьем, издании представлен анализ организованных преступных группировок 1990-х гг., частных охранных предприятий, а также межведомственных сетевых группировок 2000-х гг., состоящих из сотрудников государственных правоохранительных организаций.

Год издания: 2012
Формат: Djvu, pdf
Качество: отсканированные страницы

Время господства государственных служащих, вовлеченных в силовое предпринимательство, пришлось на нулевые и было связано с политикой укрепления государства, точнее с ее неудачным и непоследовательным проведением.

Структуре, созданной Бульбовым и его коллегами, и другим аналогичным случаям, которые будут приведены ниже, присущи некоторые общие свойства. Во-первых, эти структуры являются межведомственными. То есть их участники не ограничены сотрудниками какой-либо одной государственной организации, состоящими в отношениях субординации и формального разделения обязанностей, а наоборот, включают сотрудников разных организаций, причем отношения между этими сотрудниками выстроены уже по другим принципам.

Каждый сотрудник вносит в новую неформальную структуру возможности и ресурсы, специфические для организации, в которой он работает, или для занимаемой должности. Если в рамках формальной госструктуры эти ресурсы разделены (оперативные действия, специальные мероприятия, следствие, надзор), то в рамках новой структуры они могут быть скомбинированы по-новому. Формальные ограничения тем самым нейтрализуются, а административные и силовые ресурсы задействованы без процессуальных ограничений и использованы для извлечения дохода. Например, сотрудники одной организации привносят связи с политическим руководством страны (прикрытие), другие — технические средства добывания информации, третьи — ведения следственных действий, четвертые — нейтрализацию функции надзора, пятые выступают как посредники или связующие звенья с бизнесом, шестые — возможности влияния на суды, и т. п.

Возможности нанесения ущерба работе хозяйствующего субъекта путем проведения оперативных мероприятий и следственных действий по уголовному делу дают возможность госслужащим заниматься силовым предпринимательством. Так же, как и в более ранней, бандитской форме, силовое предпринимательство по закону может варьироваться от простого вымогательства к более сложному набору услуг и долгосрочным видам силового партнерства. Решающее значение имеет возможность нарушения делового оборота компании, а также физического принуждения, то есть арест и возможность длительного лишения свободы, а также пытки и другие формы физического воздействия.

Это очень существенный момент. Дело оперативного учета позволяет сотрудникам правоохранительных органов на законных основаниях делать две вещи. Во-первых, оказывать давление на бизнес посредством сбора информации и проведения оперативных мероприятий. Во-вторых, обеспечивать безопасность бизнеса отдельных клиентов, в том числе теневого бизнеса, поскольку если оперативное дело ведет один сотрудник, то другие сотрудники или подразделения уже не имеют права вмешиваться.

То есть дело оперативного учета является легальным средством оказания охранных услуг по защите бизнеса оперативными сотрудниками одного подразделения от возможных посягательств других подразделений. При этом в отличие от уголовных дел, которые регулируются УПК, процедура возбуждения дела оперативного учета регулируется ведомственными приказами МВД. С помощью дел оперативного учета происходит выявление экономических преступлений, которые, мы помним, имеют минимум объективных признаков, а являются артефактами законодательства и усмотрения правоприменителей.

Если дела оперативного учета являются бизнесом оперативного состава, то уголовные дела, которые возбуждаются и ведутся следователями и являются объектами прокурорского надзора, используются сотрудниками следственных управлений (теперь Следственного комитета РФ) и прокуратуры.


В этом эпизоде есть характерный прием, используемый оперативными сотрудниками, — фабрикация основания для осуществления оперативных мероприятий в целях последующего нанесения ущерба хозяйствующим субъектам. Попросту говоря, надо написать документ про агентурное донесение и в рамках проверки этого донесения произвести обыск с выемкой документов. Дальше можно заниматься вымогательством, причем в этом эпизоде присутствует не только фабрикация оснований для оперативных действий, но и появление фиктивных посредников, действовавших от имени высокого должностного лица, руководителя главного следственного управления, который по должности имеет контроль над предварительным следствием.

Силовое партнерство

Вопреки общепринятому словоупотреблению заказываются не уголовные дела, а воздействие на юридическое или физическое лицо с целью принуждения к определенному поведению (перечислению денег, продаже актива, изменению цены, изменению структуры собственников, отказ от каких-либо действий). То есть оплачивается применение власти, а не само уголовное дело — юридический термин только прикрывает суть дела. Но для того чтобы иметь возможность воздействовать на поведение других людей в своих интересах или интересах заказчиков, а также избегать ответственности за последствия своих действий, отдельным сотрудникам органов или МСГ необходимо фабриковать обоснования по закону. Способами фабрикации оснований являются уголовные дела, но заказывают, повторим, отнюдь не дела, а действия, которые они санкционируют.

Распространенной услугой является принуждение к продаже актива и к снижению его цены ниже рыночной. С точки зрения рынка и рационального размещения ресурсов отклонение от свободного ценообразования, то есть любое принудительное отклонение цены от рыночного уровня, наносит ущерб экономике. Но с точки зрения индивидуального покупателя покупка такой услуги имеет смысл, если принудительный дисконт выше, чем цена заказного уголовного дела и оперативных мероприятий. Следуя личной выгоде при покупке активов по заниженной цене за счет давления на продавца с помощью уголовного дела, отдельный бизнесмен поддерживает рынок услуг силовых предпринимателей, тем самым повышая общие риски и воспроизводя систему, которая явно невыгодна для бизнеса в целом.

Книга содержит теорию и эмпирическое исследование силового предпринимательства — использования организованного насилия и принуждения для получения постоянного дохода в условиях рыночной экономики. Силовое предпринимательство рассматривается в контексте создания институциональной среды рыночной экономики и формирования российского государства. Представлен анализ организованных преступных группировок 1990-х гг., частных охранных предприятий, а также межведомственных сетевых группировок 2000-х гг., состоящих из сотрудников государственных правоохранительных организаций. Для 4-го издания автор значительно переработал Главу 13 ("Силовое предпринимательство по закону"), дополнив ее анализом практики давления правоохранителей на бизнес за последнее десятилетие.


Часть I. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СИЛОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ГЛАВА 1. СИЛОВОЙ РЕСУРС И ПОЛИТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО. 16
Типы ресурсов и типы власти. 17
Использование силового ресурса: насилие и принуждение. 20
Политическое сообщество. 23

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО. 26
Монополия легитимного насилия. 27
Некоторые экономические последствия монополии силы. 31
Изъятие ресурсов и социальный контроль. 33
Государство и бандит — есть ли различия. 37

ГЛАВА 3. МАФИЯ В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИИ. 42
Генезис сицилийской мафии. 43
Мафия как субкультура, политическое сообщество и предприятие. 47
Мафия как экономическое предприятие. 58
Мафия в США. 62
Дебаты о природе мафии и ее деятельности. 68

ГЛАВА 4. РЫНОК ОХРАННЫХ УСЛУГ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ. 73
Рынок охранных услуг. 73
Дань и охранная рента. 84
Охранные предприятия и хозяйственное развитие. 86
Определение силового предпринимательства и типы силовых структур. 89

Часть II. СИЛОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ГЛАВА 5. ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И РЫНОЧНЫЕ РЕФОРМЫ. 94
Криминальная мобилизация. 94
Постановка проблемы. 110

ГЛАВА 6. СИЛОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ 1990-х. 122
От вымогательства к охранным услугам. 122
Силовое партнерство. 133
Силовое партнерство и силовое посредничество. 142

ГЛАВА 7. ВОРЫ И БАНДИТЫ. 150
Воровской мир. 151
Сравнение идеальных типов. 158
Конфликт и рационализация. 160

ГЛАВА 8. НЕФОРМАЛЬНАЯ СИЛОВАЯ СТРУКТУРА. 164
Организованная преступная группировка. 165
Образцы нормативной культуры. 181
Практики. 193

ГЛАВА 9. БАНДИТЫ И КАПИТАЛИСТЫ. 203
Карьера силового предпринимателя. 205
Эволюция неформальных силовых структур. 216

ГЛАВА 11. ФРАГМЕНТАЦИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. 272
Теория государства. 272
Определение и признаки скрытой фрагментации государства. 278

ГЛАВА 12. ПРОТИВОРЕЧИЯ ПОЛИТИКИ УКРЕПЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. 293
Идея укрепления государства. 293
Силовое предпринимательство и захваты предприятий. 296
Почему бандиты исчезли как класс. 306

ЧТО ДАЛЬШЕ? ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. 347
Таблица респондентов. 350
Библиография. 352

Читайте также: