Государственный строй японии по конституции 1947 г кратко

Обновлено: 02.07.2024

Итак, в 1947 г. Конституция вступила в действие. Была устанавливлена либерально-демократическая парламентарная монархия.

Законодательная власть была вручена парламенту, состоящему из палаты представителей (нижней) и палаты советников (верхней) (ст. 42). Первая избиралась на 4 года, вторая - на 6 лет с переизбранием половины советников через каждые три года. Предусматривалась парламентская неприкосновенность.

Каждая палата имела право проводить расследование по вопросам государственного управления и требовать при этом явки и пока-заний свидетелей (ст. 62). Парламент был наделен правом создавать из числа депутатов суд для рас-смотрения в порядке импичмента дел тех судей, против которых возбуждено дело об отстранении их от должности.

Японское правительство являлось главным звеном государственной машины. Исполнительная власть была вручена Кабинету министров. Премьер-министра выдвигал парламент из числа своих членов, а потом он назначался императором. Премьер-министр назначал министров и мог по своему усмотрению отстранить их от должности. Он от имени Кабинета выступал в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета и т.д. Статья 66 закрепляет принцип гражданского правительства, по которому ни один из членов Кабинета не мог быть военным лицом.

Американская оккупационная администрация проводила преобразования демократического характера в Японии. Конституция 1947 г. – итог этих преобразований. Проект, который разработало правительство Японии, был отвергнут, так как он почти во всем повторял предыдущий документ. В штабе американских оккупационных войск подготовили другой проект, который и был принят в октябре 1946 года. Конституцию утвердил Тайный совет, это был компромисс политических сил. Конституция вступила в действие в 1947 году.

В Японии учреждался государственный строй в форме парламентарной монархии. При наличии принципа народного суверенитета был сохранен институт монархии, который полностью отвечал традициям консервативных японцев. Народу принадлежит государственная власть, он и определяет императора.

Император

Император наделен церемониальными функциями во внешнеполитических контактах. Есть у него и конституционные полномочия, например, он назначает премьер-министра по представлению Кабинета, может промульгировать поправки к Конституции, созывать сессии парламента, распускать нижнюю палату, подтверждать назначения и отставки министров.

Промульгация – санкционирование закона в сроки, указанные в Конституции и публикация его в официальном издании.

По Конституции император зависим от Парламента и Кабинета в совершении многих государственных актов. Без одобрения Кабинета император не может принимать важнейшие государственные решения. Тем не менее, институт монархии в Японии важен и играет серьезную роль.

В Конституции не говорится о том, что император не может отвергнуть решения правительства, это допускается, но при наступлении ситуации чрезвычайного характера, например, войны.

По Конституции имущество императорской фамилии принадлежит государству, земельная собственность, капиталы национализированы.

Сегодня парламент утверждает бюджетные ассигнования, которые положены императорскому двору.

Парламент

В государственном строе Японии высшим органом является Парламент. Он состоит из нижней и верхней палат.

Нижняя палата называется Палатой представителей, в ней 512 человек, которые переизбираются каждые 4 года. Верхняя палата называется Палатой советников, в ней 252 человека, которые избираются на шесть лет, каждые три года палата обновляется наполовину. Палата советников обладает правом отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых нижней палатой. Верхнюю палату распустить невозможно, и если объявлено ЧП в стране, она становится единственным законодательным органом.

Правительство

Правительство – высший орган исполнительной власти. Фактическая власть принадлежит Кабинету министров по Конституции.

Кабинет министров может распустить Парламент. Многочисленная армия чиновников также подчиняется Кабинету, так как он формирует центральный госаппарат.

Японская бюрократия – закрытое сообщество, его члены отбираются на основе экзаменационных испытаний, вся деятельность выстроена на принципе жесткой иерархии.

Судебная власть

Конституция ставит во главе судебной власти Японии Верховный Суд, который состоит из Главного судьи и судей, их число устанавливается законом. Все судьи назначаются Кабинетом, а Главный судья Императором по представлению Кабинета.

Судебная система была перестроена. Император не является носителем судебной власти, особые суды запрещены, суд административного порядка тоже не предусматривается. Верховный суд имеет право решать вопросы о соответствии законов и других актов Конституции.

Политический режим Японии отличается от западных моделей. Здесь можно говорить о либеральной демократии или о демократии японского типа.

Особенности японской демократии

Можно выделить несколько особенностей японской демократии. В ее основе лежат групповые, коллективные и иерархические ценности и нормы, что соответствует национальному сознанию и культуре. В то время как западная демократия ориентирована на обеспечение индивидуальных прав и свобод.

Японская модель построена на самоорганизации личности, умении контролировать ее порывы, встраивать их в систему государственных интересов.

Современная Япония имеет разветвленную политическую инфраструктуру. Тысячи политических партий действуют на уровне префектур. Если говорить об общенациональных партиях, то их пять. Доминирует Либерально-демократическая партия, которая и является правящей. Партия является правой, была образована посредством слияния двух буржуазных партий Либеральной и Демократической. Ее основу составляют представители крупного бизнеса, высшей бюрократии, поддерживают партию мелкие и средние предприниматели, а также крестьянство. Партия состоит из 6 фракций, они выбирают лидера, который руководит ЛДП 2 года. С 1993 года ЛДП выступает в коалиции с другими партиями: с центристской Социал-демократической партией Японии, с Коммунистической партией Японии и др.

Кроме политических партий можно выделить заинтересованные группы. Например, интересы работников по найму отстаивают профсоюзные организации. Три профсоюзных центра существуют в Японии: Японская конфедерация профсоюзов, Национальная федерация профсоюзов, Национальный совет профсоюзов.

Существуют организации, которые представляют интересы предпринимателей: Федерация экономических организаций Японии, Японская торгово-промышленная палата, Японская федерация предпринимательских ассоциаций.

К особенным чертам японской демократии можно отнести неукоснительное следование процедуре принятия решений. Корпорации и государственная бюрократия тесно связаны, поэтому согласовываются интересы, принимаются решения корпоративистского характера.

Конституцией 1947 года провозглашено унитарное государство, состоящее из 47 префектур – административных единиц высшего уровня. Префектуры делятся на города, поселки и деревни. В префектурах населением избираются губернаторы, в городах – мэры, в сельских поселениях – старосты.

Законодательные собрания на местах осуществляют контроль за деятельностью исполнительных органов.

Японский Парламент не может без одобрения собрания определенной местности издать закон, касающийся этой местности.

Конституция 1947 г. (103 ст.)установила своеобразный строй, сочетающийпарламентскую республику сноминальным сохранениемконституционной монархии. Особыми статьями закреплялся отказ японского государства от войны как средства политики и запрещение организовывать армию и флот (кроме т. н. Корпуса обороны). Исходя из провозглашенного принципа народного суверенитета устанавливался безусловный государственный приоритет парламента.

Парламент учреждался двухпалатным.Нижняя, Палатапредставителейизбиралась (в составе 467 депутатов) по многомандатным округам на 4 года.Верхняя, Палата советников(в составе 252 депутатов) – на 6 лет с периодическим переизбранием по 1/2 по сложной системе (150 депутатов – по префектурам, 100 – по общеяпонскому многомандатному округу, 2 были делегатами о-ва Окинава). В целом полномочия обеих палат были равными. НоЗаконом о парламенте (26 апреля 1947 г.) закреплялся приоритет нижней палаты: она могла квалифицированным большинством преодолеть вето верхней, нижняя палата преимуществовала и при внесении поправок в Конституцию.Парламент был единственно законодательным органом, и эти его полномочия не могли ограничиваться никакими другими правительственными институтами.

Положение кабинета министров определялось не только Конституцией, но также и особым Законом (16 января 1947 г.).Глава правительства избирался парламентом, и кабинет нес коллективную ответственность перед депутатами. Правительству принадлежала полнота государственного управления, ведения государственных дел, проведения в жизнь законов, организации государственной службы, заключение международных договоров.

Конституция предусмотрела самостоятельную организацию судебной власти,следуя началу разделения властей.Главой судебной системы считался Верховный суд, который назначался и смещался по представлению парламента. Но в полномочиях которого было и право рассмотреть конституционность принятых законов.

Конституция впервые в истории Японии закрепила так­же автономию местных органов управления. Органы мест­ного самоуправления приобрели право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управ­лять своим имуществом и делами.

Районные административные бюро, заменившие в пер­вые послевоенные годы генеральные комиссариаты, сеть сель­ских групп и ассоциаций - оплот консерватизма и фашизма на селе - были ликвидированы вместе с Министерством внутренних дел. Губернаторы префектур, мэры городов и деревенские старосты должны избираться на основе всеоб­щего избирательного права. Губернатором может стать гра­жданин, достигший 30 лет, мэром и старостой - 35 лет.

Координация деятельности центральных и местных органов возлагалась на созданное в 1960 г. Министерство по делам местного самоуправления.

В соответствии с решениями Ялтинской конференции (февраль 1945 г.) 9 августа 1945 г. СССР вступил в войну с Японией , Квантунская армия была разгромлена.

Победа в войне на Дальнем Востоке привела к безоговорочной капитуляции Японии, ее незамедлительной демилитаризации и демократизации, временной военной оккупации американскими войсками, а также к созданию японского правительства, роспуску ультранационалистических и фашистских организаций, отмене репрессивных законов, ликвидации тайной полиции, Министерства внутренних дел, Военного и Морского министерства. Главная ответственность за выполнение этих требований была возложена на американские оккупационные власти, для чего им был передан ряд государственных функций: осуществление контроля над финансами и составлением государственного бюджета, внешней торговлей, органами правосудия, полиции и пр.

Под воздействием демократического движения и под контролем американских властей начал проводиться курс на искоренение тэнноизма, на развенчание мифа о божественном происхождении императора в Японии.

Не привела к существенным изменениям в кадровом составе государственного аппарата и его чистка от военных преступников (из 300 тыс. чиновников были отстранены лишь 1129 человек, из которых менее 200 принадлежали к верхушке японской бюрократии).

В 1946 г. была принята новая Конституция Японии (вступила в силу в 1947 г.), согласно которой: Япония отказывалась от войны и уничтожала свои вооруженные силы; суверенитет передавался народу, палата пэров упразднялась; собственность императорского дома поступала в распоряжение государства.

Японские министры называли такой проект, подготовленный оккупационными властями, противоречащим японским традициям. В нем был учтен ряд предложений из партийных проектов (из проекта японских коммунистов было включено положение о праве граждан требовать возмещения от государства в случае причинения им ущерба незаконными действиями властей (ст. 17, 40), а также о праве японских граждан на минимальный уровень здоровья и культурной жизни (ст. 25).

Для Японии это была принципиально новая Конституция, впервые в истории государственного развития страны построенная на принципах парламентской демократии. В преамбуле Конституции был закреплен принцип народного суверенитета, но под давлением правых сил и наличию консервативного монархического сознания у большинства японцев, особенно в сельской местности, наследственная императорская власть была сохранена.

Конституция сохраняла династийную преемственность императорского трона: император является символом государства и единства народа (ст. 1), при совершении государственных дел он должен руководствоваться советами и получать предварительное одобрение кабинета, который несет ответственность за его действия (под государственными делами императора подразумевались обязанности процессуального порядка (ст. 3). Полномочия императора: с согласия парламента назначает премьер-министра, имеет право созыва парламента и роспуска Палаты представителей, объявляет всеобщие парламентские выборы, подтверждает назначение министров и их отставку, назначает председателя Верховного суда, подтверждает амнистии, принимает иностранных дипломатов.

Конституция установила вместо полуабсолютистской парламентарную монархию. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом страны стал парламент . Были ликвидированы ранее стоящие над парламентом органы (Тайный совет и др.). Из Конституции была изъята статья о пожизненном сохранении за представителями знати их титулов.

Парламент состоит из Палаты представителей и Палаты советников . Палата представителей (нижняя) переизбирается каждые 4 года, но может быть распущена досрочно. Срок полномочий членов Палаты советников (верхней) — 6 лет, с переизбранием через каждые 3 года половины из них. Установленный Конституцией порядок выборов палаты советников (ст. 45, 46) делает ее состав более стабильным по сравнению с нижней палатой.

Обе палаты формируются путем всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза (активное избирательное право предоставляется с 20 лет, пассивное — с 25 лет в нижнюю и с 30 лет — в верхнюю палату). Избирательная система строится на мажоритарной системе. Для принятия закона требуется большинство депутатских голосов обеих палат парламента.

Высшим органом исполнительной власти является Кабинет министров во главе с премьер-министром. Члены кабинета должны быть гражданскими лицами. Главу Кабинета министров избирает парламент, им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и должен уходить в отставку в случае выражения ему недоверия, выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их.

Полномочия Кабинета: проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение договоров, организация и руководство гражданской службой, издание правительственных указов.

Судебная система построена по четырехзвенной структуре: Верховный суд, высшие суды, районные и семейные суды. Верховный Суд состоит из председателя суда (назначается императором по рекомендации премьер-министра) и установленного законом числа судей (избираются по представлению кабинета министров парламентом). Судьи независимы и подчиняются только закону. Исполнительные органы не вправе вмешиваться в деятельность судей.

Из американской Конституции заимствованы основные права граждан — право на жизнь, свободу и стремление к счастью (ст. 13). Конституция Японии провозглашает: право избирать публичных должностных лиц (ст. 15), свободу мысли и совести (ст. 19), свободу собраний, слова, печати [(с запрещением цензуры (ст. 21)]. Закрепляет в качестве главнейших гарантий свобод граждан демократические принципы уголовного права и процесса: право на разбирательство дела в суде (ст. 32), право на адвоката (ст. 37), запрещение произвольных арестов (ст. 33), обысков (ст. 55), применение пыток (ст. 36) и пр.

Новым явлением в практике стало включение в Конституцию декларации об отказе Японии от войны (ст. 9), а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.

Впервые в истории Японии Конституция закрепила автономию органов местного самоуправления, которые приобрели право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управлять своим имуществом и делами.

Районные административные бюро и Министерство внутренних дел были ликвидированы. Губернаторы префектур, мэры городов и деревенские старосты избирались на основе всеобщего избирательного права. Губернатором может стать гражданин, достигший 30 лет, мэром и старостой — 35 лет.

Однако скоро государственная политика декартелизации и демократизации Японии сменилась политикой обратного курса, с ужесточением политического режима. С принятием Конституции 1947 г. перед японским государством встали две главные задачи:

· внешнеполитическая задача — упорядочение отношений с оккупационными американскими властями, конечной целью которых должно было стать утверждение государственного суверенитета и ликвидация всех его ограничений;

· восстановление и развитие японской экономики, как опоры сильного и независимого, политически стабильного государства, с конкретной социальной ориентацией.

В 1951 г. были подписаны Сан-Францисский мирный договор и договор безопасности между США и Японией. На основании этих документов были отменены все ограничения национального суверенитета Японии , США получили право размещать свои наземные, воздушные и морские силы на ее территории, а также оказывать помощь своими вооруженными силами в подавлении крупных внутренних беспорядков. Это был путь к восстановлению военной силы страны.

Возрождение военной силы Японии началось с формирования резервного полицейского корпуса в составе 75000 человек, преобразованного в 1952 г. в охранные войска, и с восстановления военно-морских и военно-воздушных сил. В этом же году при Управлении национальной обороны был создан Комитет по планированию развития вооруженных сил . Вооруженные силы Японии формируются на контрактной основе, оснащены всеми видами современного вооружения, кроме атомного. С 80-х гг. Япония участвует в осуществлении американских военных программ, в расширении экспорта оружия и американской военной технологии.

Японская модель административного руководства промышленностью, основанная на разработке научно обоснованных проектов, в том числе и долгосрочных, совершенствуется вместе с организациями частного бизнеса и является эффективной в решении важнейших экономических задач. В ряде случаев решения административного органа носят рекомендательный характер, но они выполняются в силу корпоративной ответственности.

Для повышении эффективности развития экономики был принят новый план экономической стабилизации, главной задачей которого стало создание сбалансированного государственного бюджета за счет увеличения налоговых сборов, ограничение выплат субсидий, установление контроля над ценами, внешней торговлей и иностранной валютой, увеличение производства важнейших видов местной продукции и пр.

В 1951 г. Япония достигла довоенного уровня промышленного производства, в основном за счет восстановления старых производственных мощностей. Для улучшения качества промышленной продукции и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке, притока в страну необходимых валютных поступлений стимулировался импорт передовой техники и технологий, частными фирмами скупались лицензии во всем мире, что позволило в короткий срок преодолеть техническую отсталость японской промышленности по сравнению с Западом и достичь уже в 50-е гг. небывалого экономического роста.

В 70-х гг. Япония вышла на 2-е место в мире по размерам валового национального продукта и превосходит все другие страны в способности целенаправленного эффективного регулирования экономики.

Таким образом, в достижении экономических успехов Японии важную роль играет сохранившаяся традиционная система управления на микроуровне (на уровне отдельных фирм), основанная на взаимных обязательствах предпринимателя и работника, на идеях пожизненного найма с оплатой труда по старшинству, что поддерживается ныне и японскими профсоюзами. Труд на благо своей компании для многих японцев является не столько средством получения денег, сколько средством достижения морального долголетия. Традиционные предписания и нормы морали продолжают оказывать существенное влияние на процессы регулирования общественных отношений в Японии. Престиж, сохранение репутации, выполнение долга преданности императору, государству и нации, обязательства перед хозяином, родителями, предками остаются важнейшими стимулами мотивации поведения японцев по отношению к труду.

Читайте также: