Государственный строй россии в первой половине 19 века кратко

Обновлено: 03.07.2024

По форме правления Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией.

Во главе государственного аппарата стоял император, наделенный атрибутами абсолютного монарха. В своей деятельности по управлению государством царь опирался на разветвленный чиновничий аппарат.

В качестве высшего совещательного органа до 1801 е действовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили приближенные царя. В период 1801—1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титулованной знати и выполнявший исключительно совещательные функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской Империи.

Председателем Государственного совета был император; в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначаемые императором высшие государственные чиновники и помещики. Общая численность этого органа в различные годы составляла 40—80 человек.

Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии. Собственная Его Императорского Величества канцелярия постепенно становилась органом, возглавившим систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управления.

С созданием новых центральных органов управления роль сената уменьшилась. Он окончательно утверждается в качестве высшего судебного учреждения страны. Департаменты сената становятся высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции. Палата гражданского суда также выполняла некоторые нотариальные функции.

В 1802 г. было образовано Министерство юстиции, на которое возлагалось судебное управление.

В 1802 г. создано Министерство внутренних дел. Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных административно-полицейских учреждений. С период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, состоявшее из министра, двух канцелярий и трех департаментов (полиции исполнительной, хозяйственной и медицинской). В 1819 г. данное министерство было объединено с Министерством внутренних дел.

В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция. В 1826 г. по указу Николая I было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Третье отделение имело функции политического сыска: борьба с революционерами и сектантами; высылка и размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми иностранцами в государстве. Исполнительным органом Третьего отделения был созданный в 1827 г. жандармский корпус.

В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы — станы была реорганизована система полицейских органов. Появилась полицейская должность станового пристава. Он назначался губернатором из кандидатов, представленных местным дворянством. Становой пристав подчинялся земскому исправнику, нижнему земскому суду и уездному полицейскому управлению. В своей деятельности он опирался на сельскую выборную полицию и вотчинную полицию помещиков. Должность станового пристава была ликвидирована в 1917 г.

Армия строилась на организационно-правовых началах, заложенных еще Петром I. Передовые военные идеи развивались такими полководцами, как Румянцев, Суворов, Кутузов. Русская армия в этот период оставалась одной из самых сильных в Европе. После Отечественной войны 1812г. российский император Александр I возглавил антифранцузскую коалицию европейских держав.

Во второй половине XVIII — начале XIX в. шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений, который привел к изменению классовой структуры российского общества. Зарождались новые классы — буржуазия и пролетариат. Все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городских жителей.

Господствующим классом являлось дворянство. Экономическое и политическое могущество дворян основывалось на землевладении и праве эксплуатировать крестьян, живших на принадлежавших дворянам землях. Они обладали монопольным правом на владение крепостными людьми. Представители дворянского сословия занимали все важные должности в органах государственного управления. Феодальное государство стремилось усилить позиции дворян.

Среди личных прав дворян можно отметить: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний и т. д. К имущественным правам дворянства относились следующие: право собственности; права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества; право иметь в городах фабрики и заводы; право вести торговлю наравне с купечеством и др.

С одной стороны, представители духовенства получили большие привилегии: они и их дети были освобождены от телесных наказаний, дома духовенства освобождались от поземельного сбора, от постоя и т. д.

С другой стороны, самодержавие старалось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквах.

Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных.

В 1801 г. был принят Указ, в соответствии с которым купцам, мещанам и всем крестьянам (помещичьим крестьянам — Указом 1803 г.) было предоставлено право покупать земли.

В соответствии с Указом 1803 г. о вольных хлебопашцах помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. До крестьянской реформы 1861 г. вольными хлебопашцами стали около 112 тыс. человек.

В 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они были обязаны заниматься сельским хозяйством и нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить в город, их жизнь регламентировалась Воинским уставом.

В целях развития промышленности в 1818г. был издан Указ, который разрешил всем крестьянам учреждать фабрики и заводы.

В 1842 г. был принят Указ об обязанных крестьянах. В соответствии с этим актом помещики могли предоставлять крестьянам землю в арендное пользование, за что те должны были выполнять установленные договором повинности.

В 1847 г. для управления государственными крестьянами было учреждено Министерство государственных имуществ. Также было упорядочено оброчное обложение, увеличены земельные наделы государственных крестьян и регламентированы органы крестьянского самоуправления: волостной сход, волостное управление, сельский сход, сельский староста.

Первая половина XIX в. характеризуется бурным ростом городов: увеличивается численность городского населения, усиливается процесс его расслоения.

В 1832 г. было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. Почетным гражданам предоставлялись некоторые привилегии: они не платили подушной подати, не несли рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний.

Вследствие заинтересованности государства в развитии торговли и промышленности особыми правами наделялось богатое купечество. Купечество разделялось на две гильдии: в первую гильдию входили оптовые торговцы, во вторую гильдию — розничные.

Группу цеховых составлял и ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Цехи имели свои органы управления.

Рабочие люди, к которым относились лица, не принятые в состав мещанских обществ, составляли самую низшую группу городского населения.

В состав личных прав мещан входили: право на охрану чести и достоинства, личности, жизни, право на перемещение, право на выезд за границу и др. Среди имущественных прав мещанства можно выделить: право собственности на имущество, права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, право владения промышленными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и т. д.

Горожане имели свой сословный суд.

По форме правления Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией.

Во главе государственного аппарата стоял император, наделенный атрибутами абсолютного монарха. В своей деятельности по управлению государством царь опирался на разветвленный чиновничий аппарат.

В качестве высшего совещательного органа до 1801 е действовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили приближенные царя. В период 1801—1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титулованной знати и выполнявший исключительно совещательные функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской Империи.

Председателем Государственного совета был император; в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначаемые императором высшие государственные чиновники и помещики. Общая численность этого органа в различные годы составляла 40—80 человек.

Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии. Собственная Его Императорского Величества канцелярия постепенно становилась органом, возглавившим систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управления.

С созданием новых центральных органов управления роль сената уменьшилась. Он окончательно утверждается в качестве высшего судебного учреждения страны. Департаменты сената становятся высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции. Палата гражданского суда также выполняла некоторые нотариальные функции.

В 1802 г. было образовано Министерство юстиции, на которое возлагалось судебное управление.

В 1802 г. создано Министерство внутренних дел. Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных административно-полицейских учреждений. С период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, состоявшее из министра, двух канцелярий и трех департаментов (полиции исполнительной, хозяйственной и медицинской). В 1819 г. данное министерство было объединено с Министерством внутренних дел.

В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция. В 1826 г. по указу Николая I было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Третье отделение имело функции политического сыска: борьба с революционерами и сектантами; высылка и размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми иностранцами в государстве. Исполнительным органом Третьего отделения был созданный в 1827 г. жандармский корпус.

В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы — станы была реорганизована система полицейских органов. Появилась полицейская должность станового пристава. Он назначался губернатором из кандидатов, представленных местным дворянством. Становой пристав подчинялся земскому исправнику, нижнему земскому суду и уездному полицейскому управлению. В своей деятельности он опирался на сельскую выборную полицию и вотчинную полицию помещиков. Должность станового пристава была ликвидирована в 1917 г.

Армия строилась на организационно-правовых началах, заложенных еще Петром I. Передовые военные идеи развивались такими полководцами, как Румянцев, Суворов, Кутузов. Русская армия в этот период оставалась одной из самых сильных в Европе. После Отечественной войны 1812г. российский император Александр I возглавил антифранцузскую коалицию европейских держав.

Во второй половине XVIII — начале XIX в. шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений, который привел к изменению классовой структуры российского общества. Зарождались новые классы — буржуазия и пролетариат. Все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городских жителей.

Господствующим классом являлось дворянство. Экономическое и политическое могущество дворян основывалось на землевладении и праве эксплуатировать крестьян, живших на принадлежавших дворянам землях. Они обладали монопольным правом на владение крепостными людьми. Представители дворянского сословия занимали все важные должности в органах государственного управления. Феодальное государство стремилось усилить позиции дворян.

Среди личных прав дворян можно отметить: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний и т. д. К имущественным правам дворянства относились следующие: право собственности; права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества; право иметь в городах фабрики и заводы; право вести торговлю наравне с купечеством и др.

С одной стороны, представители духовенства получили большие привилегии: они и их дети были освобождены от телесных наказаний, дома духовенства освобождались от поземельного сбора, от постоя и т. д.

С другой стороны, самодержавие старалось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквах.

Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных.

В 1801 г. был принят Указ, в соответствии с которым купцам, мещанам и всем крестьянам (помещичьим крестьянам — Указом 1803 г.) было предоставлено право покупать земли.

В соответствии с Указом 1803 г. о вольных хлебопашцах помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. До крестьянской реформы 1861 г. вольными хлебопашцами стали около 112 тыс. человек.

В 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они были обязаны заниматься сельским хозяйством и нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить в город, их жизнь регламентировалась Воинским уставом.

В целях развития промышленности в 1818г. был издан Указ, который разрешил всем крестьянам учреждать фабрики и заводы.

В 1842 г. был принят Указ об обязанных крестьянах. В соответствии с этим актом помещики могли предоставлять крестьянам землю в арендное пользование, за что те должны были выполнять установленные договором повинности.

В 1847 г. для управления государственными крестьянами было учреждено Министерство государственных имуществ. Также было упорядочено оброчное обложение, увеличены земельные наделы государственных крестьян и регламентированы органы крестьянского самоуправления: волостной сход, волостное управление, сельский сход, сельский староста.

Первая половина XIX в. характеризуется бурным ростом городов: увеличивается численность городского населения, усиливается процесс его расслоения.

В 1832 г. было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. Почетным гражданам предоставлялись некоторые привилегии: они не платили подушной подати, не несли рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний.

Вследствие заинтересованности государства в развитии торговли и промышленности особыми правами наделялось богатое купечество. Купечество разделялось на две гильдии: в первую гильдию входили оптовые торговцы, во вторую гильдию — розничные.

Группу цеховых составлял и ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Цехи имели свои органы управления.

Рабочие люди, к которым относились лица, не принятые в состав мещанских обществ, составляли самую низшую группу городского населения.

В состав личных прав мещан входили: право на охрану чести и достоинства, личности, жизни, право на перемещение, право на выезд за границу и др. Среди имущественных прав мещанства можно выделить: право собственности на имущество, права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, право владения промышленными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и т. д.

Горожане имели свой сословный суд.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Государственный строй России первой половины XIX в.

В первой половине XIX в. абсолютизм в России достиг своего расцвета. В начале данного периода была предпринята попытка реформ государственного управления с тем, чтобы в условиях кризиса феодально-крепостнического строя, развития капиталистических отношений и обострения социально-политической ситуации в стране добиться более эффективной деятельности государственного аппарата.

Центральные органы власти и управления. Возглавлял огромный государственный аппарат император, обладавший всеми атрибутами абсолютного монарха. В управлении государством он опирался на большой чиновничий аппарат.

В 1801 году был создан Непременный совет, состоявший из 12 человек с чисто совещательными функциями, который заменил действовавший до этого Совет при Высочайшем дворе. Непременный совет прекратил свою деятельность после учреждения в 1810 г. Государственного совета.

Государственный совет, функционировавший до 1917 г., являлся высшим законосовещательным органом Российской империи. В Указе от 1 января 1810 г. о его учреждении, подчеркивалось, что законы не должны были представляться императору на утверждение, если они не обсуждались в Государственном совете. Тем не менее Государственный совет обладал только совещательными функциями, так как высшие законодательные полномочия принадлежали императору. Поэтому постановления Государственного совета по тому или иному проекту закона назывались мнениями, а вопрос об их утверждении решал монарх. Законопроекты вносились в Государственный совет министрами по инициативе императора. К ведению Государственного совета относились также вопросы, связанные с рассмотрением смет, уставов различных обществ, предложений по штатному составу отдельных учреждений.

Император назначал членами Государственного совета высокопоставленных чиновников, а министры становились его членами по должности. Первоначально в Государственный совет было включено 35 человек, а затем его численный состав неоднократно менялся. Так, в 1825 г. он насчитывал уже 42 человека. Руководил заседаниями Государственного совета император. Если же он отсутствовал в стране, то назначался председатель из состава членов Государственного совета.

Государственный совет состоял из пяти структурных подразделений: 1) департамента законов; 2) департамента военных дел; 3) департамента гражданских и духовных дел; 4) департамента государственной экономии; 5) департамента дел царства Польского. Пятый департамент был создан в 1832 г. после восстания в Польше. Департаменты фактически выполняли функции подготовительных комиссий по предварительному обсуждению проектов законов, а также рассматривали и решали незначительные вопросы.

Наиболее важные вопросы обсуждались на общих собраниях Государственного совета. Государственный секретарь возглавлял канцелярию Госсовета, отвечавшую за ведение делопроизводства по всем делам, поступавшим на его рассмотрение.

Однако начиная со второй четверти XIX в. законопроекты, поступавшие в Государственный совет, стали разрабатываться в Собственной его императорского величества канцелярии, министерствах и специальных комитетах. А их обсуждение в Государственном совете было по существу формальным, так как император предварительно высказывал свое мнение в форме резолюций на законопроектах о необходимости их принятия.

Собственная его императорского величества канцелярия приобрела функции общегосударственного органа в 1812 г. На первом этапе к ее ведению относились следующие вопросы: переписка с главнокомандующими армий, размещение военнопленных, комплектование и размещение армейских подразделений, сбор сведений о пострадавших во время войны 1812 г. дворянских имениях и др. Императорская канцелярия стала фактически органом, связывавшим монарха со всеми государственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики, оттесняя постепенно Государственный совет на второй план.

Во второй четверти XIX в. Собственная его императорского величества канцелярия стала высшим органом управления при монархе, компетенция которого распространялась на решение всех важнейших государственных вопросов. В связи с этим был увеличен аппарат канцелярии, а также изменена его структура. Так, в 1826 г. были учреждены I, II и III отделения, в 1828 г. — IV, в 1836 г. — V, а в 1842 г. — VI отделения.

I отделение занималось подготовкой проектов указов императора, контролировало деятельность министерств и органов местного управления, управляло кадрами чиновничьего аппарата (назначением и увольнением высших должностных лиц, их пенсионными делами и т.д.). К ведению II отделения были отнесены вопросы кодификации российского законодательства. Важную роль в его деятельности, а затем и успешной кодификации сыграл известный государственный деятель М.М. Сперанский.

III отделение, занимавшее особое место в государственном аппарате страны, стало органом политического сыска и следствия, борьбы с революционным движением. III отделение опиралось в своей деятельности на собственные воинские подразделения прежде всего на Корпус жандармов, созданный в 1827 г. и преобразованный в 1836 г. в Отдельный корпус жандармов.

IV отделение было сформировано на основе канцелярии императрицы Марии Федоровны (вдовы Павла I) и ведало благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

V К ведению V отделения, действовавшего до 1866 г., относились вопросы разработки проекта реформ управления государственными крестьянами, а также контроля за ее реализацией.

VI отделение, существовавшее с 1842 по 1845 г., занималось разработкой проектов административных реформ на Кавказе. После того как в 1845 г. по его предложению было учреждено кавказское наместничество, оно было упразднено.

В годы правления Николая I распространилась практика создания при Собственной его императорского величества канцелярии особых высших комитетов (секретных комитетов), непосредственно разрабатывавших проекты законов.

Сенат. Место и роль Сената в системе органов государственной власти и управления в рассматриваемый период значительно снизилась. Он был высшим судебным учреждением, а его департаменты являлись высшими апелляционными инстанциями для губернских судов.

В 1802 г. император Александр I предпринял попытку восстановить полномочия Сената, которыми он располагал в годы правления Петра I. Так, ему был передан контроль за деятельностью коллегий и губернаторов, а также право доклада монарху о несоответствии вновь издаваемых законов уже действовавшим правовым актам. Тем не менее вскоре функции Сената были существенно сужены и он остался в основном высшим судебным учреждением страны. Хотя он еще имел право осуществлять контроль за деятельностью местных органов власти, но принимать решения организационного характера Сенат самостоятельно уже не мог и должен был передавать свои заключения в Государственный совет, а затем в Собственную его императорского величества канцелярию.

Компетенция министров регламентировалась в уставах отдельных министерств. Хотя министры не обладали ни законодательной, ни судебной властью, они пользовались правом законодательной инициативы и личного доклада императору о состоянии государственной сферы, отнесенной к их ведению.

Комитет министров. После учреждения министерств начал оформляться и Комитет министров, деятельность которого не была регламентирована в Манифесте 1802 г. В нем лишь указывалось, что министры могли проводить совместные совещания для решения сложных вопросов. Комитет министров рассматривал вопросы, относившиеся к ведению нескольких министерств, а председательствовал на его заседаниях император.

В законе от 20 марта 1812 г. Комитет министров получил юридическое оформление своих функций и полномочий. Он являлся высшим органом управления при императоре и рассматривал ежегодные отчеты министров, дела о внутренней безопасности, проекты законодательных актов, дела о награждениях и взысканиях чиновников и др. Он мог обратить внимание императора на необходимость разработки проекта того или иного закона, а также принимать временные постановления, обязательные для министерств.

В состав Комитета министров входили председатель Государственного совета, министры, председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица, назначавшиеся царем. После усиления роли Собственной канцелярии его императорского величества роль Комитета министров в годы правления Николая I стала снижаться.

В данный период получила распространение деятельность Временных комитетов, создававшихся императором для решения важных вопросов, требовавших закрытого обсуждения. Поэтому их часто называли Секретными комитетами. Они создавались для обсуждения вопросов об устройстве государственных и крепостных крестьян, дворовых людей, финансовых проблем и др.

Местное управление. В системе органов местного управления не произошло существенных изменений. Изменения затронули в основном систему управления некоторых национальных окраин (Царства Польского и Великого княжества Финляндского), имевших особый правовой статус, и были направлены на укрепление централизации, единообразия и русификации этих территорий.

В 1837-1838 гг. были внесены изменения в порядок управления государственными крестьянами. В связи с чем в губерниях создавались Палаты государственных имуществ, а в уездах — Окружные управления государственных имуществ. В подчинении последних находились волостные правления. Палата государственных имуществ получила право утверждать избранных членов волостных правлений.

Армия сохранила основные организационно-правовые принципы, заложенные еще в законодательных актах первой четверти XVIII в. Тем не менее изменения затронули и этот важный карательный институт Российской империи. В связи с необходимостью укрепления дисциплины в армии была усилена полочная дисциплина и муштра. Наиболее жестким был режим в военных поселениях, созданных в 1816 г. Однако не оправдав себя ни с экономической, ни с военной точки зрения, военные поселения в 30-е годы стали ликвидироваться. Полностью они были упразднены только в 50-е годы XIX в.

Полиция. В органах полиции в рассматриваемый период произошли заметные изменения. После ликвидации в 1801 г. Тайной экспедиции при Сенате учрежденное в 1802 г. Министерство внутренних дел возглавило все органы полиции. В 1810 г. руководство ими было передано Министерству полиции, основные департаменты которого после ликвидации в 1819 г. вновь вошли в состав Министерства внутренних дел. Однако уже в 1826 г. Особая канцелярия Министерства внутренних дел, к ведению которой относились вопросы государственной и политической безопасности страны, была передана в Собственную его императорского величества канцелярию и на ее основе было создано III отделение. Именно ему было поручено осуществлять руководство полицией, вести борьбу с революционным движением, раскольниками и сектантами, управление тюрьмами и наблюдение за иностранными гражданами.

В связи с делением уездов на станы в 1837 г. была введена новая полицейская должность — становой пристав, который должен был опираться на сельскую выборную полицию (сотских и десятских), а также на вотчинную полицию помещиков.

Церковь. В первой половине XIX в. продолжились меры, направленные на полное огосударствление церкви. Их целью было преобразование церковного аппарата по аналогии с аппаратами министерств на основе принципа единоначалия. Возглавлял церковь светский чиновник — обер-прокурор Синода.

В 1817 году было учреждено Министерство духовных дел и народного просвещения, которое не смогло в силу экономических и историко-культурных причин решать поставленные задачи и в 1824 г. оно было ликвидировано. Однако во второй четверти XIX в. обер-прокурору были переданы некоторые функции Синода, связанные с управлением и организацией церковных учреждений. Так, компетенция обер-прокурора была распространена на канцелярию Синода и комиссию духовных училищ, а в 1836 г. в его подчинение перешли канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет. После того, как все исполнительные органы Синода стали подчиняться обер-прокурору, он как высший орган церковного управления фактически потерял связь с местными церковными учреждениями и был отделен от церкви соответствующими светскими органами. Однако данные изменения не были юридически закреплены в соответствующих нормативных правовых актах.

По форме правления Россия оставалась абсолютной монархией, при этом самодержавие давно уже стало тормозом исторического процесса. Происходит всемерная централизация, бюрократизация государственного аппарата, увеличивается число правительственных учреждений, подчиненных непосредственно царю. До 1801 года действовал Совет при Высочайшем дворе Екатерининский, затем был создан Непременный совет из 12 человек с совещательными функциями,

1 января 1810 г. был создан Государственный совет как высший законосовещательный орган, просуществовавший с некоторыми изменениями до 1917 г. Инициатором создания был М.М. Сперанский, который разработал концепцию деления власти на законодательную, исполнительную и судебную. Часть совета назначалась императором, другую часть составляли министры и главноуправляющие. В 1802 г. возник и в 1812 г. окончательно сформировался Комитет министров как высшее административное учреждение, совещание царя с наиболее важными вопросами управления. В его состав входили: министры,

государственного контроля. Во II четверти 19 в. с приходом к власти Николая I (1825-1855 гг.) в России усиливается реакция. Собственная канцелярии его императорского величества, созданная в 1812 г. оттесняет на второй план и Государственный совет и Комитет Министров, непосредственно связывая царя с правительственными учреждениями. Уже она рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Аппарат канцелярии разрастался, появились ее подразделения (отделения). Первое, Второе и Третье отделения с 1826 г., Четвертое - с 1826 г., Пятое - с 1836 г., Шестое - с 1842 г. Первое отделение контролировало Министерство, готовило законопроекты,

ведало назначением и увольнением высших чиновников. Второе отделение занималось кодификацией законов. Третье отделение получило мрачную известность в борьбе с революционным движением в стране. Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое отделение разрабатывало проекты реформ управления государственными крестьянами. Функции Шестого отделения (существовавшее с 1842 по 1845гг.) заключались в подготовке предложений по управлению Кавказом. Роль Сената после Петра I значительно упала. Александр I предпринял попытку возродить роль Сената. Но со временем Сенат снова утерял позиции и вновь превратился лишь в высший Судебный орган. Местные органы власти практически не претерпели никаких изменений. Судебные органы находились в руках созданного в 1802г. Министерства Юстиции. В I половине 19 в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Военные поселения и Народное ополчение. Комплектование войск по рекрутской системе перестал отвечать новым условиям. В I половине 19 в. царизм предпринял попытку заменить его другим способом - созданием военных поселений, а во время войны - созывом народного ополчения. 70 Военные поселения были созданы по инициативе Александра I. Практическим осуществлением решения царя занимался Аракчеев. Военные поселения - это особая форма организации русских войск, совмещающих военную службу с сельскохозяйственным трудом. Поселения создавались из солдат, прослуживших не менее 6 лет в армии и женатых, и местных жителей - мужчин в возрасте от 18 до 45 лет. Специальные карательные органы. В России карательные функции в той или иной мере выполняли почти все звенья гос аппарата, в особенности армия, полиция и суд. В этот период для борьбы с крестьянскими волнениями и революционным движением был создан ряд особых карательных органов. Министерство внутренних дел, которое наряду с другими функциями возглавляло деятельность местных административно - полицейских учреждений. в 1827 г. создан специальный жандармский корпус. Тюрьмы были одним из орудий самодержавия в борьбе с революционным движением в стране. Несмотря на довольно разветвленную сеть тюрем, какого-либо законодательства о них долго не было, что усиливало произвол тюремщиков. Управление зависимыми народами. Территории, входившие в состав России, находились на разных ступенях соц - экономического развития. В конце 18 века царизм ликвидировал самостоятельность органов местного управления ряда окраин,

которой они ранее располагали, и распространил на них губернскую реформу 1775 года. Местные феодалы были уравнены в правах с русскими дворянами. Церковь. Основные преобразования по огосударствлению церкви были осуществлены в 1-ой половине 19 века. Организационная сторона этой политики предусматривала дальнейшее приведение коллегиального церковного аппарата в соответствие с общим уровнем централизации гос аппарата и перестройку на основе принципа единоначалия, но единоначалия не духовного лица, а светского чиновника – обер-прокурора Синода. 71

Логотип

По форме правления Россия оставалась абсолютной монархией, при этом самодержавие давно уже стало тормозом исторического процесса. Происходит всемерная централизация, бюрократизация государственного аппарата, увеличивается число правительственных учреждений, подчиненных непосредственно царю. До 1801 года действовал Совет при Высочайшем дворе Екатерининский, затем был создан Непременный совет из 12 человек с совещательными функциями,

1 января 1810 г. был создан Государственный совет как высший законосовещательный орган, просуществовавший с некоторыми изменениями до 1917 г. Инициатором создания был М.М. Сперанский, который разработал концепцию деления власти на законодательную, исполнительную и судебную. Часть совета назначалась императором, другую часть составляли министры и главноуправляющие. В 1802 г. возник и в 1812 г. окончательно сформировался Комитет министров как высшее административное учреждение, совещание царя с наиболее важными вопросами управления. В его состав входили: министры,

государственного контроля. Во II четверти 19 в. с приходом к власти Николая I (1825-1855 гг.) в России усиливается реакция. Собственная канцелярии его императорского величества, созданная в 1812 г. оттесняет на второй план и Государственный совет и Комитет Министров, непосредственно связывая царя с правительственными учреждениями. Уже она рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Аппарат канцелярии разрастался, появились ее подразделения (отделения). Первое, Второе и Третье отделения с 1826 г., Четвертое - с 1826 г., Пятое - с 1836 г., Шестое - с 1842 г. Первое отделение контролировало Министерство, готовило законопроекты,

ведало назначением и увольнением высших чиновников. Второе отделение занималось кодификацией законов. Третье отделение получило мрачную известность в борьбе с революционным движением в стране. Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое отделение разрабатывало проекты реформ управления государственными крестьянами. Функции Шестого отделения (существовавшее с 1842 по 1845гг.) заключались в подготовке предложений по управлению Кавказом. Роль Сената после Петра I значительно упала. Александр I предпринял попытку возродить роль Сената. Но со временем Сенат снова утерял позиции и вновь превратился лишь в высший Судебный орган. Местные органы власти практически не претерпели никаких изменений. Судебные органы находились в руках созданного в 1802г. Министерства Юстиции. В I половине 19 в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Военные поселения и Народное ополчение. Комплектование войск по рекрутской системе перестал отвечать новым условиям. В I половине 19 в. царизм предпринял попытку заменить его другим способом - созданием военных поселений, а во время войны - созывом народного ополчения. 70 Военные поселения были созданы по инициативе Александра I. Практическим осуществлением решения царя занимался Аракчеев. Военные поселения - это особая форма организации русских войск, совмещающих военную службу с сельскохозяйственным трудом. Поселения создавались из солдат, прослуживших не менее 6 лет в армии и женатых, и местных жителей - мужчин в возрасте от 18 до 45 лет. Специальные карательные органы. В России карательные функции в той или иной мере выполняли почти все звенья гос аппарата, в особенности армия, полиция и суд. В этот период для борьбы с крестьянскими волнениями и революционным движением был создан ряд особых карательных органов. Министерство внутренних дел, которое наряду с другими функциями возглавляло деятельность местных административно - полицейских учреждений. в 1827 г. создан специальный жандармский корпус. Тюрьмы были одним из орудий самодержавия в борьбе с революционным движением в стране. Несмотря на довольно разветвленную сеть тюрем, какого-либо законодательства о них долго не было, что усиливало произвол тюремщиков. Управление зависимыми народами. Территории, входившие в состав России, находились на разных ступенях соц - экономического развития. В конце 18 века царизм ликвидировал самостоятельность органов местного управления ряда окраин,

которой они ранее располагали, и распространил на них губернскую реформу 1775 года. Местные феодалы были уравнены в правах с русскими дворянами. Церковь. Основные преобразования по огосударствлению церкви были осуществлены в 1-ой половине 19 века. Организационная сторона этой политики предусматривала дальнейшее приведение коллегиального церковного аппарата в соответствие с общим уровнем централизации гос аппарата и перестройку на основе принципа единоначалия, но единоначалия не духовного лица, а светского чиновника – обер-прокурора Синода. 71

В 1802 г. Александр I (1777–1825) своим Манифестом об образовании министерств заменил коллегиальный принцип принятия решений в органах центрального управления на принцип единоначалия а коллегии – министерствами.

Были учреждены следующие министерства:

1) военных сухопутных сил;

2) военных морских сил;

3) иностранных дел;

4) внутренних дел (впервые было учреждено подобное ведомство);

5) юстиции. Первым министром юстиции России стал Г.Р. Державин. Министр юстиции теперь по должности становится генерал-прокурором;

8) народного просвещения (также впервые)

В 10-х гг. XIX в. существовало также Министерство полиции.

Для координации деятельности министерств в 1802 г. был учрежден и Комитет министров, чем были значительно урезаны функции Сената.

Несколько позже Александр I одобрил подготовленные М.М. Сперанским Общее учреждение министерства (1810) и Положение о Комитете министров (1812). Данные акты являлись регламентами деятельности, соответственно, любого из министерств и Комитета министров.

В 1802 г. Александр I попытался вернуть Сенату управленческие гос. функции. Сенат, в частности получал право представления на императорский указ (право ремонстрации), однако его вскоре у Сената отняли, когда сенаторы им попробовали воспользоваться. Вскоре центр тяжести управления государством был перенесен Александром I с Сената на министерства. За Сенатом до 1917 г. окончательно остались лишь судебные и некоторые другие полномочия. К 20-м гг. XIX в. Сенат стал высшим имперским апелляционным судебным учреждением.

Число департаментов Сената (во главе каждого стоял свой обер-прокурор) к середине XIX в. возросло до 127. Первый департамент осуществлял надзор за правительственным аппаратом и проводил обнародование законов. Все остальные департаменты играли роль высших апелляционных судов для определенных губерний империи.

В 1810 г. учрежден Государственный совет, кот. просуществовал вплоть до 1917 г. У Государственного совета первоначально были законосовещательные функции. Делился на департаменты: департамент закона, гражданских и духовных дел, военный и финансовый. После польского восстания 1830 г. в составе Государственного совета был образован спец. департамент дел Царства Польского.

При Александре I Государственный совет занимался ел. вопросами: разработка плана финансовых преобразований с последующим представлением императору (1810); обсуждение плана преобразования Сената, предложенного М.М.Сперанским (1811) разработка проектов гражданского и уголовного уложений на основе наполеоновских кодексов (1812) вопросы создания особого совета кредитных установлений и Коммерческого банка (1816) и пр.

При Александре I Собственная Его Императорского Величества Канцелярия выполняла чисто канцелярские функции при императорском дворе.

Глава 6. Католичество в России в первой половине XIX в.

Глава 8. Католичество в России в первой половине XX в.

Глава 8. Католичество в России в первой половине XX в. К началу XX века в России проживало около 10, 5 млн. людей, исповедующих католическую веру. Работало более 5000 католических церквей, где служило 4300 священников. Действовало 8 мужских и 16 женских католических монастырей, где

Глава XIV КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Глава XIV КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в § 73. Просвещение и наука Высшее и среднее образование. Начиная со второй половины XVIII в. европейское образование распространялось среди высшего и среднего дворянства, в первой четверти XIX в. оно стало доступно для более

Изменения в государственном управлении в годы Первой мировой войны

Изменения в государственном управлении в годы Первой мировой войны Россия была готова только к быстротечной войне: военные запасы были сделаны всего на три месяца. Мобилизация не вызвала общественного недовольства, однако она поглотила квалифицированных рабочих.

§ 14. ЭКОНОМИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

§ 14. ЭКОНОМИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. В первой половине XIX в. Россия оставалась страной аграрной. Ее сельское хозяйство основывалось на крепостнических принципах. Крепостничество оказывало решающее влияние на экономику в целом.Экономическое

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Важнейшей особенностью социально-экономического развития России в первой половине XIX в. (или, как принято говорить, в предреформенные годы) являлся прогрессирующий процесс разложения

§ 1. Социально-экономические развитие России в первой половине XIX в.

§ 1. Социально-экономические развитие России в первой половине XIX в. Важнейшей особенностью социально-экономического развития России в первой половине XIX в. (или, как принято говорить, в предреформенные годы, до 1861 г.) являлся прогрессирующий процесс разложения

24. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

24. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. В 1785 г. Екатерина II издала Жалованную грамоту дворянству, которая представляла собой кодификацию законодательства о статусе дворянства. За дворянами закреплялись следующие права:1) личные – телесная

27. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ РОССИИ ПРИ НИКОЛАЕ I. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

27. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ РОССИИ ПРИ НИКОЛАЕ I. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. При Николае I (с 1826 г.) Собственная Его Императорского Величества Канцелярия состояла из следующих отделений:1-е отделение Собственной Его

Тема 37 Культура России в первой половине XIX в.

Тема 37 Культура России в первой половине XIX в. ПЛАН1. Общая характеристика.1.1. Социально-исторические условия: Подъем общественной мысли. – Влияние Отечественной войны 1812 г.1.2. Основные тенденции развития: Усиление социально-политической роли культуры. – Общая

3.1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

3.1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. К концу XVIII столетия численность населения в России составляла около 36 млн человек, а во второй половине 50-х гг. XIX в. около 59 млн (без Царства Польского и Финляндии), т. е. приблизительно четверть населения

Читайте также: