Сатирические повести 17 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Однако и анонимной беллетристике присуща та же художественная и идеологическая пестрота, которая свойственна авторской продукции. Связи с Европой дали переводный рыцарский роман и новеллу. Расширение социальной базы культуры вызвало к жизни смеховую литературу низов. Эти низы – площадные подьячие, грамотное крестьянство, бедное духовенство – заговорили независимым и свободным языком пародии и сатиры.

Социальная острота, антифеодальная направленность литературной сатиры сближали ее с устно-поэтической сатирой: сатирическими сказками о животных, сказками о неправедных судьях и антипоповскими сказками. Именно из народной сатиры черпала русская демократическая сатирическая повесть свои темы, образы и художественно-изобразительные средства.

Основным средством сатирического обличения является язвительная ирония, скрытая в слезной жалобе чиновников.

О том, что в Москве существует запрет на смех и веселье, с удивлением и страхом писал единоверный путешественник XVII в.

мир сплошь населен дураками, и среди них самый большой дурак тот, кто не догадывается, что он дурак. Отсюда логически вытекает, что в мире дураков единственный неподдельный мудрец – это шут, который валяет дурака, притворяется дураком.

Русская смеховая литература XVII в. родственна европейской и в то же время отличается от нее. Если в европейской традиции появляется репрезентант – немецкий Эйленшпигель, чешский Франта, польский Совизджал, то в традиции русской его место занимает собирательный персонаж, безымянный молодец.

Авторы смеховых произведений и не ищут конкретных объектов осмеяния. Они смеются горьким смехом, обличая и отрицая всю без исключений официальную культуру.

излюбленный стилистический прием этой литературы – оксюморон и оксюморонное сочетание фраз (соединение либо противоположных по значению слов, либо предложений с противоположным смыслом).

В целом русская демократическая сатира, явившись результатом классового самосознания городских низов населения, свидетельствовала об утрате церковью былого авторитета во всех сферах человеческой жизни.

Развитие русской демократической сатиры шло рука об руку с развитием народной сатиры. Общая идейная направленность, четкий классовый смысл, отсутствие отвлеченного морализирования сближали литературную сатиру с народной сатирой, что способствовало переходу ряда сатирических повестей в фольклор.

Опираясь на опыт народной сатиры, писатели-сатирики нередко использовали формы деловой письменности, церковной литературы. Основными средствами сатирического обличения можно назвать пародию, преувеличение, иносказание.

Демократическая сатира XVII века сделала огромный шаг на пути сближения литературы с жизнью и заложила основы сатирического направления, которое развивалось в XVIII веке и достигло небывалых вершин в XIX веке.

В целом русская демократическая сатира, явившись результатом классового самосознания городских низов населения, свидетельствовала об утрате церковью былого авторитета во всех сферах человеческой жизни. Это сказалось, в частности, в широком использовании пародий на древнерусские жанры, особенно на жанры богослужений литературы. Городской посад и беспокойные крестьянские слои смеялись над вековыми устоями русской средневековой жизни. Развитие русской демократической сатиры шло рука об руку с развитием народной сатиры. Общая идейная направленность, четкий классовый смысл, отсутствие отвлеченного морализирования сближали литературную сатиру с народной сатирой, что способствовало переходу ряда сатирических повестей в фольклор.

Опираясь на опыт народной сатиры, писатели-сатирики нередко использовали формы деловой письменности, церковной литературы. Основными средствами сатирического обличения можно назвать пародию, преувеличение, иносказание. Безымянные герои сатирических повестей несли в себе широкое художественное обобщение. Правда, герои еще лишены индивидуальных черт, это лишь собирательные образы той социальной среды, которую они представляли, но они действовали в будничной, повседневной обстановке, и, что особенно важно, их внутренний мир раскрывался впервые в сатирических характерах.

Сатира XVII века сделала огромный шаг на пути сближения литературы с жизнью и заложила основы сатирического направления, которое развивалось в XVIII веке и достигло небывалых вершин в XIX веке.

Основными средствами сатирического обличения являлись пародия, гротеск, преувеличение, иносказание.

Так, например, пародии на Лечебники были очень популярны, так как являлись особой формой выражения ненависти к иноземцам. Такие Лечебники предлагали невероятные лечебные меры, граничащие с небылицами и могли только уморить людей.

На гротескном нагромождении невероятных обстоятельств построена "Повесть о Шемякином суде": чтобы разоблачить пристрастность судьи, автор сначала заставляет своего героя невольно совершить цепь случайных преступлений, а затем комически отражает их в столь же невероятном судебном приговоре.

В сатире XVII века есть два вида "героя": первый герой - страдалец от гнета притеснителей; другие герои - непосредственные объекты сатирического обличения, это "богатые мужики", "ябедники", целовальник, "кабак", являющийся воплощением зла, судьи-взяточники, пьянствующие монахи, поп Сава и т.д.

Сатира всегда показывает своих героев в будничной обстановке их повседневного быта, с его мелкими заботами и тревогами.

В сатирических произведениях XVII века впервые в русской литературе с такой выразительностью показывается, во всем его не прикрашенном убожестве, быт "голеньких" - обездоленных феодально-крепостническим строем людей. У "голенького" "балахонишко в полденьги", "лаптишки", "платье худое и то чужое". Что свяжет древнерусскую литературу XVII в. С литературой XVIII века.

В основе повести лежит сюжет о судебной тяжбе двух братьев-крестьян, богатого и бедного. Повесть изобличает неправедный суд на Руси в XVII веке, рассказывая о поведении судьи-взяточника по прозвищу Шемяка.

Жили два брата — богатый и бедный. Однажды бедный брат пришел к богатому с просьбой дать ему лошадь, чтобы привезти из лесу дрова. Богатый лошадь дал, но не дал хомута, пожадничал. Пришлось бедному брату привязывать дровни к хвосту лошади. Стал бедняк проезжать через ворота, дровни зацепились за воротину, которую он забыл выставить, и хвост у лошади оторвался. Богатый брат идет в город к судье Шемяке жаловаться, а бедный идет следом за ним. По дороге на ночь они останавливаются в доме попа. Поп богатого брата усадил за стол ужинать, а бедный забрался на полати и тянется хотя бы посмотреть, что они едят. Двигался, двигался, упал с полатей прямо на люльку с младенцем попа и задавил его до смерти. Теперь уже двое идут жаловаться на бедняка судье Шемяке. Бедный брат, не ожидая для себя ничего хорошего от предстоящего суда, решает покончить жизнь самоубийством. Они проходят по мосту, и он бросается с моста прямо в ров. А в это время под мостом какой-то горожанин вез своего больного отца в баню. Бедняк упал на старика и задавил. Теперь уже трое ведут его к судье Шемяке. Бедный брат задумался, поднял с дороги камень, завернул его в платок, положил в шапку и решил, что, если судья его осудит, то он его этим камнем прибьет.




Начинается суд. Истцы по очереди излагают свои жалобы, бедняк каждый раз показывает судье узелок с камнем, а взяточник Шемяка думает о том, что узелок большой, значит там много золота, хорошая взятка. И выносит приговоры: оставить у бедного брата лошадь до тех пор, пока у нее не вырастет хвост, отдать ему попадью, пока он с ней не приживет ребенка, и того ребенка вместе с попадьей вернуть попу, а сыну убитого старика самому прыгнуть с моста на бедняка, когда тот будет стоять под мостом, и задавить его, если удастся.

Решение суда ставит в смешное положение и богатого крестьянина, наказанного за свою жадность, и попа, оказывающегося в положении обманутого мужа.

Итак, здесь объектом сатиры прежде всего являются судьи-взяточники. Но в повести есть и второй, не менее важный объект сатиры. Это сам свод законов того времени (Уложение 1649 г.), позволявший судьям в рамках закона выносить приговоры в пользу того, кто больше даст. Ведь Шемяка по одной статье закона оправдал бедняка, а по другой мог бы и осудить. Слишком запутан и противоречив был сам свод законов. И народ это прекрасно видел.

Повесть представляет собой первый образец литературной иносказательной сатиры, где действуют рыбы в строгом соответствии со своими рыбьими свойствами, но их отношения — это зеркало отношений человеческого общества. Автор повести использует образы народных сказок о животных, сатирически заостряя их социальное звучание. Сатирическое обличение усиливается и удачно найденной формой делового документа — протокола судебного заседания. Строгое соблюдение формул канцелярского языка и их несоответствие с содержанием придают повести яркую сатирическую выразительность.

Афористичность, лаконизм и выразительность стиля повести, социальная острота сделали эту повесть очень популярной в народе.

"Есть у людей всего много, денег и платья, толко мне не дают"

"Как мне во своей скудости жить, а в руках у меня ничего нет"

"Покою себе не обретаю, лапти и сапоги завсегда разбиваю, а добра себе не наживаю"

"Ел бы я мясо, да лих в зубах вязнет, а при том же и негде взять"

Основным средством сатирического обличения является язвительная ирония, скрытая в слезной жалобе челобитчиков.

Основными средствами сатирического обличения являлись пародия, гротеск, преувеличение, иносказание.

Так, например, пародии на Лечебники были очень популярны, так как являлись особой формой выражения ненависти к иноземцам. Такие Лечебники предлагали невероятные лечебные меры, граничащие с небылицами и могли только уморить людей.

На гротескном нагромождении невероятных обстоятельств построена "Повесть о Шемякином суде": чтобы разоблачить пристрастность судьи, автор сначала заставляет своего героя невольно совершить цепь случайных преступлений, а затем комически отражает их в столь же невероятном судебном приговоре.

В сатире XVII века есть два вида "героя": первый герой - страдалец от гнета притеснителей; другие герои - непосредственные объекты сатирического обличения, это "богатые мужики", "ябедники", целовальник, "кабак", являющийся воплощением зла, судьи-взяточники, пьянствующие монахи, поп Сава и т.д.

Сатира всегда показывает своих героев в будничной обстановке их повседневного быта, с его мелкими заботами и тревогами.

В сатирических произведениях XVII века впервые в русской литературе с такой выразительностью показывается, во всем его не прикрашенном убожестве, быт "голеньких" - обездоленных феодально-крепостническим строем людей. У "голенького" "балахонишко в полденьги", "лаптишки", "платье худое и то чужое". Что свяжет древнерусскую литературу XVII в. С литературой XVIII века.

В основе повести лежит сюжет о судебной тяжбе двух братьев-крестьян, богатого и бедного. Повесть изобличает неправедный суд на Руси в XVII веке, рассказывая о поведении судьи-взяточника по прозвищу Шемяка.

Жили два брата — богатый и бедный. Однажды бедный брат пришел к богатому с просьбой дать ему лошадь, чтобы привезти из лесу дрова. Богатый лошадь дал, но не дал хомута, пожадничал. Пришлось бедному брату привязывать дровни к хвосту лошади. Стал бедняк проезжать через ворота, дровни зацепились за воротину, которую он забыл выставить, и хвост у лошади оторвался. Богатый брат идет в город к судье Шемяке жаловаться, а бедный идет следом за ним. По дороге на ночь они останавливаются в доме попа. Поп богатого брата усадил за стол ужинать, а бедный забрался на полати и тянется хотя бы посмотреть, что они едят. Двигался, двигался, упал с полатей прямо на люльку с младенцем попа и задавил его до смерти. Теперь уже двое идут жаловаться на бедняка судье Шемяке. Бедный брат, не ожидая для себя ничего хорошего от предстоящего суда, решает покончить жизнь самоубийством. Они проходят по мосту, и он бросается с моста прямо в ров. А в это время под мостом какой-то горожанин вез своего больного отца в баню. Бедняк упал на старика и задавил. Теперь уже трое ведут его к судье Шемяке. Бедный брат задумался, поднял с дороги камень, завернул его в платок, положил в шапку и решил, что, если судья его осудит, то он его этим камнем прибьет.

Начинается суд. Истцы по очереди излагают свои жалобы, бедняк каждый раз показывает судье узелок с камнем, а взяточник Шемяка думает о том, что узелок большой, значит там много золота, хорошая взятка. И выносит приговоры: оставить у бедного брата лошадь до тех пор, пока у нее не вырастет хвост, отдать ему попадью, пока он с ней не приживет ребенка, и того ребенка вместе с попадьей вернуть попу, а сыну убитого старика самому прыгнуть с моста на бедняка, когда тот будет стоять под мостом, и задавить его, если удастся.

Решение суда ставит в смешное положение и богатого крестьянина, наказанного за свою жадность, и попа, оказывающегося в положении обманутого мужа.

Итак, здесь объектом сатиры прежде всего являются судьи-взяточники. Но в повести есть и второй, не менее важный объект сатиры. Это сам свод законов того времени (Уложение 1649 г.), позволявший судьям в рамках закона выносить приговоры в пользу того, кто больше даст. Ведь Шемяка по одной статье закона оправдал бедняка, а по другой мог бы и осудить. Слишком запутан и противоречив был сам свод законов. И народ это прекрасно видел.

Повесть представляет собой первый образец литературной иносказательной сатиры, где действуют рыбы в строгом соответствии со своими рыбьими свойствами, но их отношения — это зеркало отношений человеческого общества. Автор повести использует образы народных сказок о животных, сатирически заостряя их социальное звучание. Сатирическое обличение усиливается и удачно найденной формой делового документа — протокола судебного заседания. Строгое соблюдение формул канцелярского языка и их несоответствие с содержанием придают повести яркую сатирическую выразительность.

Афористичность, лаконизм и выразительность стиля повести, социальная острота сделали эту повесть очень популярной в народе.

"Есть у людей всего много, денег и платья, толко мне не дают"

"Как мне во своей скудости жить, а в руках у меня ничего нет"

"Покою себе не обретаю, лапти и сапоги завсегда разбиваю, а добра себе не наживаю"

"Ел бы я мясо, да лих в зубах вязнет, а при том же и негде взять"

Основным средством сатирического обличения является язвительная ирония, скрытая в слезной жалобе челобитчиков.

Русская антиклерикальная сатира 17 века.

За внешним балагурством пьяных монахов в повести скрыта народная ненависть к монастырям, к церковным феодалам. Основным средством сатирического обличения является язвительная ирония, скрытая в слезной жалобе челобитчиков.

Остросюжетной занимательной повестью является и Сказание о Куре и Лисице. В ней также в пародийных, сатирических целях используется Священное писание. Повесть распространялась в трех редакциях: прозаической, стихотворной, смешанной.

По своему построению повесть повторяет схему сказки о животных. Ее сатирическая цель- безжалостное осмеяние авторитета официальной церкви. В образе Лисицы высмеивается лицемерный и жадный поп -исповедник. Наделив лису внешним благочестием, ханжеской кротостью и смирением ,а затем противоположными чертами грубости и жестокости, когда она сбрасывает с себя ставшую ненужную маску, автор разоблачает лицемерие и формальное благочестие духовного сословия. В повести большую роль играет диалог героев, она имеет вид драматический оценки, нравоучительной басни. Можно найти в ней и элементы пародии одного из самых распространенных жанров церковной литературы-проповеди.

В аллегорических образах русской народной сказки о животных обличает лицемерие и ханжество попов и монахов, внутреннюю фальшьь их формального благочестия “Повесть о Куре и Лисице”. В хитрой, лицемерной ханже Лисе нетрудно узнать типичного священнослужителя, который елейными” божественными словесами” прикрывает свои низменные корыстные цели. Стоило только Лисе заманить Кура и схватить в когти , как с нее спадает елейная маска исповедницы, печалящейся о грехах Кура. Теперь Лиса исчисляет личные обиды, которые причинил ей Кур, помешав опустошить курятник.

Читайте также: