Государственный строй фашистской италии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Проблема выбора будущего государственного строя Италии появилась после освобождения от фашизма. Король Виктор Эммануил III возглавил монархический режим, скомпрометировавший себя сотрудничеством с фашистами. В борьбу за установление республики и демократизацию политических институтов вступили партии антифашистского блока, в том числе бывшая партия Пополяри.

По вопросу правления в стране был собран референдум, на котором 12 700 000 голосов было подано за республику, и 10 700 000 за сохранение монархии. Проводившиеся в это же время выборы в Учредительное собрание, задача которого состояла в разработке новой конституции, дали следующий результат. Из 556 депутатов большее количество получили три партии:

  • христианские демократы – 35%;
  • социалисты – 21%;
  • коммунисты – 19%.

Под председательством М. Руини была создана так называемая Комиссия семидесяти пяти. Проводившиеся 22 декабря 1947 года длительные дебаты привели к утверждению Конституции Итальянской республики, которая уже 1 января 1948 года вступила в силу.

Конституция 1947 года

Левые и демократические силы оставили свой след на содержании Конституции 1947 года, которая, в свою очередь, относится к конституциям второго поколения. Эти конституции выделяются тем, что были приняты на пике популярности идей о равенстве и социальной справедливости и непосредственно на потоке демократического подъема.

Перед республикой в первую очередь встает задача по устранению препятствий экономического и социального характера. Эти препятствия являются ограничителем для развития человеческой личности и участия граждан в жизни страны, для свободы и равенства граждан.

Один из разделов Конституции 1947 года разрешает совмещение абсолютно разных форм собственности (частная, государственная, корпоративная). Появилась возможность национализации предприятий, имеющих важное значение для общества. Тем не менее землевладение было ограниченно, но вмешательство государства в экономику с целью полного контроля существовало.

Конституция Италии 1947 года объединяет в себе широкий круг демократических прав и свобод граждан. Закреплялись такие права, как право на труд и справедливое вознаграждение за него, права женщин и мужчин были абсолютно равны в экономической области, свобода профсоюзов и стачек, трудящиеся имели право принимать участие в управлении предприятиями.

Равенство абсолютно всех граждан перед законом, социальные, политические, национальные и другие различия не дают никому гражданам никаких привилегий. Свобода личности, неприкосновенность личности, свобода слова – все это относилось к личным и политическим правам.

Сохранение Латеранских соглашений о независимости и суверенности Ватикана было подтверждено. Конституция 1947 года обозначала, что государственный строй Италии – парламентская республика, которая основана на принципе разделения властей.

Устройство органов власти

Двухпалатный парламент, состоящий из палаты депутатов и Сената, имеет законодательную власть. Власть избирается путем всеобщих выборов по пропорциональной системе (Нижняя палата) либо по смешанной избирательной системе органами, представляющими области (Сенат). Возрастные рамки для членов парламента устанавливаются следующие – не ниже 25 лет (член Палаты), не ниже 40 лет (сенатор).

В решении вопросов законодательства и контроля над правительством палаты абсолютно равны. Важным пунктом является возможность проведения референдумов и перенаправления права, издания законов на ограниченное время и по ограниченному кругу вопросов, что ослабило полномочия итальянского парламента на издание законов. Такие права, как право на объявление войны, право утверждения налогов, бюджета, право на утверждения важных международных соглашений принадлежат только парламенту. Правительство, в свою очередь, несет большую ответственность перед парламентом.

Для управления страной избирается президент возрастом не ниже 50 лет. Избирается глава государства путем голосования обеих палат парламента и представителями областей. Срок правления президента – семь лет. Помимо командования армией президент выполняет следующие полномочия: имеет право распустить парламент, но только с согласия председателей самого парламента, может требовать повторного согласования законопроекта, имеет право издавать декреты и постановления. Принцип контрассигнатуры всех актов и полномочий президента премьер-министром прописан в конституции страны.

В Конституции зафиксировано главенство в исполнительной власти за советом Министров, возглавляемым председателем. Так как правительство несет ответ перед обеими парламентскими палатами, политические силы перераспределяются после каждых выборов.

В парламенте ни одна из партий не обладает абсолютным большинством, правительство можно охарактеризовать как коалиционное. На почве этого часто возникают правительственные кризисы.

Согласно принятой Конституции, судебная ветка власти была независимой, она включала в свой состав органы разных компетенций: административные суды и общей юрисдикции, военные трибуналы и Высший совет магистратуры, за которым признано главенство в данной системе. Высшим органом в сфере контроля за соблюдением конституционных норм является Конституционный суд, его работу вели 15 судей. Именно Конституционный суд занимался решением конфликтов между республикой и областями, также в его полномочия входило выдвижение обвинений министрам и президенту.

Особенности государства

Унитарное государство – государство, состоящее из областей, провинций, коммун.

Италия относится именно к таким государствам, с такими представительными органами, как областные и провинциальные собрания, муниципалитеты, которые избирают коллегиальные или же единоличные исполнительные органы, все они создаются на основе всеобщих выборов. Деятельность автономных областей, на которых лежит достаточно широкая компетенция местных органов, во многом контролируется правительственными комиссарами. Правительство назначает префекты, от которых в большей степени зависят провинциальные и коммунальные органы.

Основной проблемой для образовавшейся парламентской республики стала политическая нестабильность. В период после 1946 года произошло более 50 роспусков правительства, парламент не нес ответственности за принятые им решения, границы страны не были зафиксированы на конституционном уровне. Позитивные изменения начали происходить с 1953 года, когда по инициативе Христианско-демократической партии вышел новый избирательный закон. Теперь для того, чтобы получить 65% депутатских кресел, нужно было на выборах набрать 50% голосов плюс еще один голос. Списочная система стала неактуальной, в случае, если ни одна партия не смогла набрать нужного количества, поступали иным образом. По итогам голосования применялась пропорциональная система.

Новый закон был принят с целью создания парламентского большинства, на которое могло бы опираться правительство.

Изменения регламента затронули:

  • полномочия председателей палат, теперь они стали шире, что сделало работу парламента более организованной;
  • временные рамки для выступлений депутатов, теперь каждому представителю народа отводилось равно время;
  • требования относительно дисциплины, контроль парламента за правительством стал более пристальным.

Следующий значимый закон был принят уже в 1998 году, он был призван внести регламент в работу Совета министров, в частности в президиум. В результате данного нововведения многие полномочия Совета, которые фактически осуществлялись ранее, были легитимизированы. Затем в 2000 году вступил в силу Кодекс о местном самоуправлении, его назначение – в упорядочении деятельности на местном уровне, много внимания было уделено работе коммунальных органов.

Государственный строй: установление фашистской диктатуры привело к существенным изменениям в гос. строе, уничтожению демократических принципов организации и деятельности государственного механизма.

Сконцентрировав всю полноту исполнительной власти в руках главы правительства, фашистский режим наделил его и широкими полномочиями в законодательной области, глава правительства издавал постановления, регулирующие исполнение законов, касающиеся организации и деятельности гос. аппарата.

Следующим шагом стала ликвидация демократических принципов формирования высших представительных органов. Законы 1926, 1928, 1932гг. заменили выборные органы на местах назначаемыми –из кандидатов, выдвинутых синдикатами и организациями фашистской партии. Низшим звеном стали подесты (старшины), назначаемые от имени короля министром внутренних дел, и муниципальные советы, назначаемые префектами областей. Они являлись только совещательными органами при подестах и префектах.

В 1931г. суд присяжных был заменен судом шеффенов (судья и 5 шеффенов). На предварительном следствии действовала презумпция невиновности. В суде обвиняемый не имел ни каких гарантий своих прав, гласность судебного заседания зависела от председателя суда.

Конституция 1947г.: конституция провозгласила Италию демократической республикой и установила, что суверенитет принадлежит народу. В ней закреплен широкий круг демократических прав и свобод граждан: равенство всех перед законом, свобода личности и ее неприкосновенность, свобода собраний, союзов, партий, слова, печати, право на труд, на справедливое вознаграждение за него, равенство мужчины и женщины ит.д.

Высшим органом законодательной власти стал двухпалатный парламент: нижняя палата: палата депутатов, верхняя палата –сенат. Палаты равноправны в вопросах законодательства и контроля над правительством.

Главой гос-ва являлся президент: избирался сроком на 7 лет. Верховнокомандующий вооруженными силами, назначал на высшие гос. должности, имел право помилования, представитель в международных отношениях.

В системе высших органов республики Конституция предусмотрела также Высший совет магистратуры: орган по руководству судебной системой, и Конституционный суд, предназначенный для проверки конституционности законов и иных актов властей. Италия согласно конституции делиться на области, провинции и общины. Создаются представительные органы –областные и провинциальные собрания и муниципалитеты.

Созданаразветвленной гос. системы соц. Защиты населения. В 1935г. был принят Закон о социальном страховании, который предусматривал соц. Помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения.

Законодательная власть осуществлялась совместно королем и двухпалатным парламентом, состоящим из назначаемого королем сената и избираемой палаты представителей. Избирательными правами пользовалось только около 28% населения страны. '

Воссоединенная Италия была отсталой в промышленном отношении страной. Этому способствовало сохранение феодальных отношений на юге. Война истощила и без того слабую экономику, вызвала серьезные экономические трудности и серьезно ухудшила материальное положение не только трудящихся масс, но и мелкой и средней буржуазии.

Под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции после первой мировой войны в стране развернулось мощное революционное движение, высшей точкой которого стал 1920 год: в крупных промышленных центрах рабочие начали занимать фабрики и заводы и создавать фабрично-заводские комитеты для управления производством, кое-где рабочие приступили к созданию отрядов Красной гвардии. Крестьяне захватывали помещичьи земли, а отдельные районы полностью оказались в руках революционного крестьянства.

Италия стояла на пороге социалистической революции. Ho правые реформистские лидеры социалистической партии и профсоюзов за спиной рабочих вступили в соглашение с правительством и предпринимателями и дали указание освободить занятые рабочими заводы и фабрики.

Революционный подъем 1920 года подготовил условия для образования Коммунистической партии Италии. B январе 1921 года на съезде социалистической партии произошел раскол: делегаты, возглавляемые А.

B пё'^иод спада революции мелкобуржуазные элементы города и леревни, а также наиболее отсталая часть рабочего класса, разочаровавшись в революционном движении, стали прислушиваться к фашистской демагогии. Численность фашистских отрядов увеличивалась. Они вооружались на средства, предоставлявшиеся финансовой и промышленной буржуазией, помещиками и Ватиканом.

;В конце OKTn6pnJ922 года вооруженные отряды фашистов с согласия королевекснЪдвбра, реакционной верхушки армии и Ватикана предприняли так называемый поход на Рим для захвата власти. He встретив сопротивления со стороны правительства, фашистские отряды вошли в Рим. 28 октября 1922 г. король назначил Муссолини премьер-министро^

Фашизм сумел прийти к власти в Италии в результате политической и организационной слабости рабочего класса, находившегося в тот период под влиянием реформистской

идеологии. Единственными до конца последовательными борцами против фашизма были коммунисты.

Однако сама коммунистическая партия не была в тот период достаточно сильна, чтобы повести за собой основные массы трудящихся.

Политический режим фашистской Италии. Первое время фашисты в силу своей политической слабости вынуждены были сохранять видимость парламентарного режима.Щравительство, сформированное Муссолини, носило коалиционный характер: оно включало, кромефашистов, представителей либеральной и католической народной партий.

Вместо выполнения обещаний, данных рабочим, крестьянам н мелкой буржуазии, правительство Муссолини начало проводить политику, защищавшую интересы крупной буржуазии и помещиков. Оно отменило закон, ограничивавший мошеннические операции С' акциями и другими ценными бумагами, отменило налог на дивиденды от акций, на крупные наследства, на недвижимое имущество и резервные фонды акционерных обществ и т. п.

Серией чрезвычайных законов, изданных в октябре—ноябре 1926 года, распущены нефашистские политические

партии и организации, мандаты депутатов от оппозиционных партий аннулировались,! Были произведены массовые аресты коммунистов, социалистов и членов других оппозиционных nap- . тий. Компартия оказалась вынуждена уйти в подполье.

Фашистский политический режим получил полную поддержку со стороны Ватикана. B 1929 году фашистское правительство и римский папа заключили так называемый Латеран- ский пакт, признавший суверенитет папы над территорией Ватикана. Католическая религия была признана государственной: в школах вводилось обязательное преподавание католического учения, был узаконен церковный брак и т. д.

Механизм фашистской диктатуры. После прихода к власти фашистЦ подвергли государственный аппарат коренной реорга- низации/хотяформально продолжала действовать конституция 1848 года.

Таким образом, закон ликвидировал принцип ответствен- ности правительства- и~ёго главы перед парламентом, лишив тем самым последний права сШфгать правительство путем выражения недоверия.' Вместе с тем была установлена зависимость парламента от главы правительства, ибо парламент лишался права включать в повестку дня какой-либо волресбезсогласия главы правительства.

B январе 19?6 года правительство получило законодательные полномочий и в руках Муссолини сосредоточилась вся полнота исполнительной и законодательной власти. V^

Одновременно шел процесс огосударствления фашистской партий, завершившийся изданием закона 9 декабря 1928 г. Фашистская партия стала частью государственного аппарата.

Фашисты, придя к власти, ликвидировали всякие элементы выборности при формировании органов местного управления. Глава общинного управления (подеста) назначался правительством. Bo главе провинциального управления стоял префект, назначавшийся королевским декретом и подчинявшийся непосредственно министру внутренних дел. Префект и подеста — это.как правило, главари соответствующих фашистских организаций.

Главным орудием фашистской диктатуры являлись кара- тельные 6рганы (арШТя, шзліщия, суд),призванные осущестълять непосредственную террористическую расправу над трудищпмися.

Каждый гражданин в возрасте от 18 до 55 лет считался военнообязанным и должен был проходить военное обучение: в форме обязательной военной подготовки в возрасте от 18 лет до 21 года, а с 21 года он подлежал призыву на действительную военную службу сроком на 18 месяцев.

K террористическим карательным целям фашистской диктатуры была приспособлена н судебная система Италии. Низшей судебной инстанцией является единоличный судья^претор, к компетенции которого относилось рассмотрение дел о незначительных преступлениях. Претор по делам своей подсудности сам возбуждал уголовное преследование и производил следствие.

Второй инстанцией по отношению к суду претора и первой инстанцией по более крупным делам являлись окружные суды (трибуналы). Они рассматривали дела в составе трех судей без участия присяжных заседателей. Дела о преступлениях.'за которые могла быть назначена смертная казнь, каторжные работы или тюремное заключение на срок не ниже восьми лет, слушались в этих судах с участием асессоров. B отличие от выборных присяжных асессоры назначались королевским декретом по предложению министра юстиции из весьма ограниченного круга лиц. По закону от 5 июля 1934 г. асессором мог быть назначен только член фашистской партии. Двое судей и пятеро асессоров составляли единую коллегию, решавшую вопросы права и факта и рыносившую приговоры.

Корпоративная система. Значительное место в механизме фашистской диктатуры занимали массовые организации, стоявшие под контролем фашистского государства и фашистской партии. Рабочие и служащие принудительно объединялись в фашистские профсоюзы (синдикаты). Члены профсоюзов были отстранены от всякого участия в формировании профсоюзных органов, которые назначались сверху. Центральное руководство синдикатов утверждалось правительством по предложению руководства фашистской партии.

B 1930 году из представителей предпринимательских организаций, синдикатов и фашистской партии был создан национальный совет корпораций во главе с Муссолини. Одним,из первых мероприятий этого совета было решение о всеобщем снижении заработной платы в размере от 8 до 25%. B 1934 году были созданы 22 корпорации по всем отраслям народного хозяйства.

Фашисты пытались представить корпоративную систему в виде надклассовой организации, призванной якобы установить равенство между трудом и капиталом и примирить классовые противоречия. Практически корпоративная система являлйсь одной из форм подчинения государственного аппарата крупному капиталу и угнетения рабочего класса.

Участие в Первой мировой войне превратило Италию в развитую промышленную державу. Военные заказы стимулировали рост производства и, как следствие этого, рост рабочего класса. Окончание войны означало прекращение военных заказов и ухудшение положения рабочих. Италия столкнулась с массовым ростом рабочего движения, в котором огромным влиянием стали пользоваться левые, социалистические силы и коммунисты в том числе. В этой среде появляются первые ростки Partito Nazionale Fascista - Национальной фашистской партии, символом фашистов стал fascis - связка розог, которую в качестве символа власти носили за консулом в Древнем Риме.

· Фактически отменялась парламентская монархия в Италии

· Правительство ответственно только перед королем, а не перед парламентом

· Усиливалось положение главы правительства: теперь без его согласия в повестку дня обеих палат парламента (Национального собрания) не могло быть внесено ни одно дело

· Закон также устанавливал усиленную уголовную защиту личности главы правительства от покушений на его жизнь

· для исполнения законов

· для исполнения прав, принадлежащих правительству

· для организации и функционирования государственных административных органов, общественных организации, церкви и университетов

Получалось, что правительство могло законодательствовать по абсолютно всем вопросам государственной жизни. При этом оно еще могло фактически изменять нормы действующего законодательства!

Главой Совета являлся глава правительства, а членами - виднейшие деятели фашисткой партии и государства. Членов Совета назначал дуче. Заседания Совета объявлялись секретными, помимо законодательствования и подачи советов Муссолини, Верховный совет фашизма занимался формированием Национального собрания. Он же занимался и вопросами кадровой политики - вел списки лиц для назначения на высшие государственные должности. Устав фашисткой партии становился официальным актом государства – он утверждался указом короля.

В мае 1928 года дуче провел избирательную реформу. Теперь сенаторы назначались им пожизненно, а в палату депутатов - назначались на срок Верховным советом фашизма, который выбирал кандидатов из списков, формировавшимися национальными корпорациями. В 1926 году Муссолини учредил чрезвычайный трибунал для рассмотрения преступлений, направленных против режима, что позволило ему запретить все нефашистские политические и общественные организации.

Предприниматели объявлялись ответственными за организацию работы своего предприятия и за качество выпускаемой продукции. Рабочие обязаны были подчиняться требованиям предпринимателей. Рабочие и работодатель заключали трудовой коллективный договор и образовывали свои объединения, входившие в корпорации. Сама же корпорация была синдикатом - стояла над этими объединениями и руководила ими.

Фашистское государство брало на себя заботу о материальном положении личности, ее воспитании и моральном состоянии. Предполагалось проведение широкой реформы социального страхования от несчастных случаев на производстве до страхования от безработицы молодых работников.

Опыт 23-летнего нахождения фашистов у руля власти в Италии не может быть оценен однозначно. Фашисты, в отличие от нацистов не страдали зоологическим антисемитизмом. С полным основанием также можно утверждать, что именно при фашистах в Италии была проведена окончательная индустриализация страны, притом опыт корпораций оказался удачным настолько, что некоторые из них продолжили свою работу и после 1945 года. Даже сама фашистская партия не была запрещена после окончания Второй мировой войны, она действует в Италии до сих пор, но под другим названием. Наконец, можно указать и на другой парадоксальный факт - знаменитая итальянская мафия при фашистах была уничтожена как социальное явление. Муссолини приказывал расстреливать мафиозо без суда и следствия. Поэтому очень многие из них предпочли эмигрировать при фашистах в США.

Участие в Первой мировой войне превратило Италию в развитую промышленную державу. Военные заказы стимулировали рост производства и, как следствие этого, рост рабочего класса. Окончание войны означало прекращение военных заказов и ухудшение положения рабочих. Италия столкнулась с массовым ростом рабочего движения, в котором огромным влиянием стали пользоваться левые, социалистические силы и коммунисты в том числе. В этой среде появляются первые ростки Partito Nazionale Fascista - Национальной фашистской партии, символом фашистов стал fascis - связка розог, которую в качестве символа власти носили за консулом в Древнем Риме.

· Фактически отменялась парламентская монархия в Италии

· Правительство ответственно только перед королем, а не перед парламентом

· Усиливалось положение главы правительства: теперь без его согласия в повестку дня обеих палат парламента (Национального собрания) не могло быть внесено ни одно дело

· Закон также устанавливал усиленную уголовную защиту личности главы правительства от покушений на его жизнь

· для исполнения законов

· для исполнения прав, принадлежащих правительству

· для организации и функционирования государственных административных органов, общественных организации, церкви и университетов

Получалось, что правительство могло законодательствовать по абсолютно всем вопросам государственной жизни. При этом оно еще могло фактически изменять нормы действующего законодательства!

Главой Совета являлся глава правительства, а членами - виднейшие деятели фашисткой партии и государства. Членов Совета назначал дуче. Заседания Совета объявлялись секретными, помимо законодательствования и подачи советов Муссолини, Верховный совет фашизма занимался формированием Национального собрания. Он же занимался и вопросами кадровой политики - вел списки лиц для назначения на высшие государственные должности. Устав фашисткой партии становился официальным актом государства – он утверждался указом короля.

В мае 1928 года дуче провел избирательную реформу. Теперь сенаторы назначались им пожизненно, а в палату депутатов - назначались на срок Верховным советом фашизма, который выбирал кандидатов из списков, формировавшимися национальными корпорациями. В 1926 году Муссолини учредил чрезвычайный трибунал для рассмотрения преступлений, направленных против режима, что позволило ему запретить все нефашистские политические и общественные организации.

Предприниматели объявлялись ответственными за организацию работы своего предприятия и за качество выпускаемой продукции. Рабочие обязаны были подчиняться требованиям предпринимателей. Рабочие и работодатель заключали трудовой коллективный договор и образовывали свои объединения, входившие в корпорации. Сама же корпорация была синдикатом - стояла над этими объединениями и руководила ими.

Фашистское государство брало на себя заботу о материальном положении личности, ее воспитании и моральном состоянии. Предполагалось проведение широкой реформы социального страхования от несчастных случаев на производстве до страхования от безработицы молодых работников.

Опыт 23-летнего нахождения фашистов у руля власти в Италии не может быть оценен однозначно. Фашисты, в отличие от нацистов не страдали зоологическим антисемитизмом. С полным основанием также можно утверждать, что именно при фашистах в Италии была проведена окончательная индустриализация страны, притом опыт корпораций оказался удачным настолько, что некоторые из них продолжили свою работу и после 1945 года. Даже сама фашистская партия не была запрещена после окончания Второй мировой войны, она действует в Италии до сих пор, но под другим названием. Наконец, можно указать и на другой парадоксальный факт - знаменитая итальянская мафия при фашистах была уничтожена как социальное явление. Муссолини приказывал расстреливать мафиозо без суда и следствия. Поэтому очень многие из них предпочли эмигрировать при фашистах в США.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Читайте также: