Живопись эпохи просвещения кратко

Обновлено: 07.07.2024

Художественная культура эпохи Просвещения развивалась весьма успешно.docx

Художественная культура эпохи Просвещения развивалась весьма успешно. Искусство 18 века выступает во многом прямым продолжением века предыдущего. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление на растущее число тенденций и направлений, которые выглядят не очень четкими, размытыми. Возникают новые стили, в частности, рококо и сентиментализм.

В целом искусство 18 века - по сравнению с предыдущим - представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Оно демонстрирует ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. В нем заметно усиливается эпикурейское начало, тяга к гедонизму, дух удовольствия и наслаждения. Вместе с тем искусство становится более естественным, ближе к реальной действительности. Более того, оно все больше вторгается в социальную жизнь, борьбу и политику, становится ангажированным.

Самые великие художники 18 века выходят за стилевые рамки. К ним относятся прежде всего французский художник А. Ватто (1684-1721) и испанский живописец Ф. Гойя (1746-1828).

Творчество Ватто находится ближе всего к стилю рококо. Поэтому его иногда называют гением эпохи рококо. В то же время его произведениях ощущается влияние Рубенса и Ван Дейка, Пуссена и Тициана. Он по праву считается предшественником романтизма и первым великим романтиком в живописи. Ж. Кокто сравнивает Ватто с Моцартом. все это делает творчество французского художника исключительно сложным и многозначным.

Не менее сложным и многогранным является искусство Ф. Гойи. Своим творчеством он продолжает реалистическую тенденцию Рембрандта. В его произведениях можно обнаружить влияние Пуссена, Рубенса и других великих художников. Вместе с тем его искусство органически слито с испанской живописью - в особенности с искусством Веласкеса. Гойя принадлежит к числу живописцев, творчество которых имеет ярко выраженный национальный характер.

Особенно необходимо выделить музыкальное искусство, переживавшее в 18 веке невиданный подъем и рассвет. Если 17 век считается веком театра, то 18 век можно по праву назвать веком музыки. Ее общественный престиж возрастает настолько, что она выходит на первое место среди искусств, вытеснив оттуда живопись.

Музыку эпохи Просвещения представляют такие имена, как Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель. Из числа великих композиторов пристального внимания заслуживают И.С. Бах (1685-1750) и В.А. Моцарт (1756-1791).

Австрийский композитор В.А. Моцарт входит в число величайших гениев мирового искусства. Он принадлежит к венской классической школе. Его музыку отличают классическая, прозрачная ясность и пронзительная чистота звучания. Однако его творчество выходит за рамки какого-либо определенного стиля. В его произведениях принципы классицизма сочетаются с эстетикой сентиментализма. В них также присутствуют изящество, легкость, изысканность и нежность галантного стиля.

Что касается архитектурного искусства, то в эпоху Просвещения оно претерпело значительные изменения. Если в 17 веке основное внимание архитекторов было обращено на фасадную часть здания, то теперь главным становится интерьер. Прямую линию в очертаниях предметов, которая стала казаться слишком строгой, заменила кудрявая, волнообразная линия, характеризующая стиль рококо. Этот стиль культивирует сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, маскиголовки амуров. В убранстве помещений большую роль играют рельефы и живописные панно, а также многочисленные зеркала.

Прогрессивные тенденции в изобразительном искусстве нашли выражение в увлечении античностью. Архитекторы Габриель, Суфло, В. Луи во второй половине 18 века создали грандиозные постройки в античном стиле. Это Пантеон в Париже, театр в Бордо, Малый Трианон в Версале. Для них характерны простота, гармония и пропорциональность всех частей архитектурной композиции.

Вывод. Эпоха просвещения имеет фундаментальное значение для последующей истории Западной Европы. Она стала временем дробления искусства на растущее число тенденций и направлений. В это время было создано много различных шедевров мирового искусства в различных стилях (барокко, рококо, сентиментализм, классицизм). С одной стороны, искусство 18 века выступает во многом прямым продолжением века предыдущего, но в то же время оно предстает более легким, воздушным и поверхностным.

В конце XVII века началась эпоха Просвещения, которая охватила все последующее XVIII столетие. Ключевыми особенностями этого времени стали свободомыслие и рационализм. Сложилась культура эпохи Просвещения, которая подарила миру новое искусство.

Философия

Вся культура эпохи Просвещения основывалась на новых философских идеях, сформулированных мыслителями того времени. Главными властителями дум были Джон Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Гете, Кант и некоторые другие. Именно они определили духовный облик XVIII столетия (который также называют Веком разума).

Адепты Просвещения верили в несколько ключевых идей. Одна из них заключается в том, что все люди по природе своей равны, у каждого человека есть свои интересы и потребности. Для их удовлетворения необходимо создать комфортное для всех общежитие. Личность не появляется на свет сама по себе – она формируется со временем в силу того, что у людей есть физическая и духовная сила, а также разум. Равенство должно в первую очередь заключаться в равенстве всех перед законом.

Культура эпохи Просвещения – это культура доступных для всех знаний. Ведущие мыслители считали, что только с помощью распространения образования можно покончить с социальными неурядицами. Это и есть рационализм – признание разума основой поведения и познания людей.

В эпоху Просвещения продолжились споры о религии. Нарастало отмежевание общества от косной и консервативной церкви (в первую очередь католической). Среди образованных верующих людей распространилось представление о боге, как о некоем абсолютном механике, внесшем порядок в изначально существовавший мир. Благодаря многочисленным научным открытиям распространилась точка зрения, что человечество может раскрыть все тайны мироздания, а загадки и чудеса остались в прошлом.

деятели культуры эпохи просвещения

Направления искусства

Помимо философии, существовала и художественная культура эпохи Просвещения. В это время искусство Старого Света включало в себя два основных направления. Первым был классицизм. Он воплотился в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Это направление подразумевало следованию античным римским и греческим принципам. Подобное искусство отличалось симметрией, рациональностью, целенаправленностью и строгим соответствием форме.

В рамках романтизма художественная культура эпохи Просвещения отвечала на другие запросы: эмоциональность, воображение, творческую импровизацию художника. Нередко бывало и такое, что в одном произведении эти два противоположных подхода комбинировались. Например, форма могла соответствовать классицизму, а содержание – романтизму.

Культ природы

Именно сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. Мыслители XVIII века искали в ней образец того прекрасного и доброго, к чему должно было стремиться человечество. Воплощением лучшего мира оказались активно появлявшиеся в то время в Европе парки и сады. Они создавались в качестве совершенной среды для совершенных людей. В их композицию включались картинные галереи, библиотеки, музеи, храмы, театры.

культура эпохи возрождения эпохи просвещения

Живопись

В живописи художественная культура Европы эпохи Просвещения развивалась в направлении большей светскости. Религиозное начало сдавало позиции даже в тех странах, где прежде оно чувствовало себя достаточно уверенно: Австрии, Италии, Германии. Пейзажную живопись заменил пейзаж настроения, а интимный портрет пришел на смену парадному портрету.

В первой половине XVIII столетия французская культура эпохи Просвещения породила стиль рококо. Подобное искусство строилось на асимметрии, было насмешливым, игривым и вычурным. Любимыми персонажами художников данного направления являлись вакханки, нимфы, Венера, Диана и другие фигуры античной мифологии, а главными сюжетами – любовные.

Антуан Ватто, напротив, больше обращался к современной жизни. Под его влиянием сложился стиль крупнейшего английского портретиста Томаса Гейнсборо. Его образы отличались одухотворенностью, душевной утонченностью и поэтичностью.

Главным итальянским живописцем XVIII века был Джованни Тьеполо. Этот мастер гравюр и фресок считается искусствоведами последним великим представителем венецианской школы. В столице знаменитой торговой республики также возникла ведута – повседневный городской пейзаж. Самыми прославленными творцами в этом жанре стали Франческо Гварди и Антонио Каналетто. Эти деятели культуры эпохи Просвещения оставили после себя огромное количество впечатляющих картин.

русская художественная культура в эпоху просвещения

Театр

Европейская культура эпохи Просвещения не была однородной. В некоторых странах в искусстве возникали свои национальные особенности. Например, немецкие драматурги (Шиллер, Гете, Лессинг) свои самые выдающиеся произведения написали в жанре трагедии. При этом театр Просвещения в Германии появился на несколько десятилетий позже, чем во Франции или Англии.

художественная культура европы эпохи просвещения

Художественная литература

Главным литературным жанром XVIII века стал роман. Именно благодаря новым книгам наступило торжество буржуазной культуры, сменившей прежнюю феодальную старую идеологию. Активно издавались произведения не только художественных литераторов, но также социологов, философов, экономистов.

Музыка

Другое важнейшее музыкальное явление того времени – венская школа. Произведения ее представителей продолжают исполняться академическими оркестрами и сегодня, благодаря чему современные люди могут прикоснуться к наследию, которое оставила культура эпохи просвещения. 18 век ассоциируется с именами таких гениев, как Вольфганг Моцарт, Йозеф Гайдн, Людвиг Ван Бетховен. Именно эти венские композиторы переосмыслили прежние музыкальные формы и жанры.

Гайдн считается отцом классической симфонии (он написал их более ста). Многие из этих произведений основывались на народных танцах и песнях. Вершиной творчества Гайдна является цикл Лондонских симфоний, написанных им во время поездок в Англию. Культура эпохи Возрождения, эпохи Просвещения и любого другого периода человеческой истории редко порождала столь плодовитых мастеров. Помимо симфоний, Гайдну принадлежит 83 квартета, 13 месс, 20 опер и 52 клавирных сонат.

Моцарт не только писал музыку. Он непревзойденно играл на клавесине и скрипке, освоив эти инструмент в самом раннем детстве. Его оперы и концерты отличаются самым разным настроением (от поэтической лирики до веселья). Главными произведениями Моцарта считаются три его симфонии, написанные в одним тот же 1788 год (номер 39, 40, 41).

культура эпохи просвещения в россии

Английское Просвещение

Англия была родиной европейского Просвещения. В этой стране раньше других, еще в XVII веке, произошла буржуазная революция, что дало толчок культурному развитию. Англия стала наглядным примером общественного прогресса. Философ Джон Локк был одним из первых и главных теоретиков либеральной идеи. Под влиянием его сочинений был написан важнейший политический документ эпохи Просвещения – американская Декларация независимости. Локк считал, что человеческое знание определяется чувственным восприятием и опытом, чем опровергал прежде популярную философию Декарта.

Другим важным британским мыслителем XVIII столетия был Дэвид Юм. Этот философ, экономист, историк, дипломат и публицист обновил науку о нравственности. Его современник Адам Смит стал основоположником современной экономической теории. Культура эпохи просвещения, кратко говоря, предварила многие современные концепции и идеи. Творчество Смита было именно таким. Он первым приравнял важность рынка к важности государства.

художественная культура эпохи просвещения

Мыслители Франции

Французские философы XVIII века творили в условиях оппозиционности существовавшему тогда общественному и политическому строю. Руссо, Дидро, Монтескье – все они протестовали против отечественных порядков. Критика могла принимать самые разные формы: атеизм, идеализацию прошлого (восхвалялись республиканские традиции античности) и т. д.

Монтескье остро критиковал произвол и деспотизм властей. Сегодня его справедливо считают основоположником буржуазного либерализма. Вольтер стал примером выдающегося остроумия и таланта. Он был автором сатирических поэм, философских романов, политических трактатов. Дважды мыслитель попадал в тюрьму, еще больше раз ему приходилось скрываться в бегах. Именно Вольтер создал моду на вольнодумство и скептицизм.

культура эпохи просвещения

Немецкое Просвещение

Немецкая культура XVIII века существовала в условиях политической раздробленности страны. Передовые умы выступали за отказ от феодальных пережитков и национальное единство. В отличие от французских философов немецкие мыслители осторожно относились к вопросам, связанными с церковью.

Культура эпохи просвещения [01.10.15]

1. Отличительные черты Просвещения.

1.1. Значение Великой Французской буржуазно-демократической революции для мирового развития.

Великая французская революция, буржуазно-демократическая революция 1789-1794 во Франции, нанёсшая решающий удар по феодально-абсолютистскому строю и расчистившая почву для развития капитализма. На смену монархии пришла демократическая форма правления – республика. Вместо средневековых феодальных отношений, которые тормозили экономический прогресс, был расчищен путь для молодого, амбициозного, более современного периода мировой цивилизации – капитализма.[2]

1. Консолидировала и упростила сложное многообразие дореволюционных форм собственности. В результате появилась современная индивидуализированная частная собственность.

2. Революция смела все сословные барьеры и ввела равные социальные возможности для всех граждан. Это способствовало социальной мобильности, открыло доступ к образованию, высокопрофессиональной деятельности, предпринимательству из разных слоев. Принятая Конвентом Декларация прав человека и гражданина, гарантировала свободу, равенство, безопасность и право собственности. Все это способствовало расширению гражданских прав во всех европейских странах, введению конституций там, где их раньше не было.

3. Она породила парламентскую республику и реализовала работу выборных органов. Это были: Национальное учредительное собрание (1789 - 1791 гг.), Законодательное собрание (1791 - 1792 гг.), Конвент (1792 - 1794 гг.). Это способствовало развитию и укреплению парламентской демократии, несмотря на дальнейшие откаты.

4. Новое государство, родившееся в ходе революции обладало большей властью над жизнью и имуществом граждан, оно получило большую возможность для обеспечения стабильности, равенства возможностей, социального порядка и выступало гарантом равных прав для всех граждан, контролируя социально значимые области (такие как образование, финансы и т.д.). Оно выступало гарантом равных прав всех граждан.[3]

1.2. Просвещение и его основополагающие идеи.

Просвещение- широкое культурное движение в Европе и Сев. Америке кон. 17-18 в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. [4]

В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа. Если рассудок как мыслящее сознание направлено на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивость знания, равенство себе в мышлении, то разум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого, разум может удерживать противоречия. Гегель считал, что только разум достигает, наконец, истинного выражения истины как конкретного, то есть включающее в свое единство противоположные характеристики.[6]

Гражданское общество — это горизонтально структурированная сеть некоммерческих организаций, функционирующая ради реализации общественных интересов, но без цели достижения политической или коммерческой выгоды и объединяющая граждан-волонтеров, участвующих в общественной жизни без цели материальной выгоды. Гражданское общество организуется после разделения сфер влияния между государством и гражданином. Сужение тотальной власти государства осуществляется через введение неотъемлемых прав человека по определенным неполитическим категориям. Категориями неотъемлемых прав считаются право на труд (экономика), на национальные культурные ценности (культура), на исполнение религиозных обрядов, на свободу обмена информацией, свободу самореализации. Все спорные вопросы между гражданами решаются независимым судом.[7]

1.3. Главные представители Просвещения в Англии, Франции, Германии.

Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) - философ, основатель либерализма Джон Локк; философ-деист Джон Антони Коллинз; философ Джон Толанд; философ-деист Антони Эшли Шефтсбери.

В Германии — драматург, теоретик искусства и литературный критик Просвещения, основоположник немецкой классической литературы Готхольд Эфраим Лессинг; философ, критик, эстетик Иоганн Готфрид Гердер; поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения Иоганн Фридрих Шиллер; писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гете.[9]

2. Искусство в XVIII в. Рококо и сентиментализм.

2.1. Основные характеристики искусства в эпоху Просвещения.

Просвещение — общественное, эстетическое, идейное и культурное движение в странах Америки и Европы, связанное с переменами в условиях жизни, сложившихся под влиянием распада феодальных и становления капиталистических отношений в экономике. Исторические рамки — 1689-1789 года.

Художественная культура 18 века — это период ломки воздвигавшейся веками художественной системы: скептическое и ироническое отношение ко всему, что считалось избранным и возвышенным ранее. Перед художниками впервые открылись возможности свободы наблюдения и творчества. Культура эпохи Просвещения использовала стилистические формы классики, отражая с их помощью уже совершенно новое содержание.

Искусство Европы 18 столетия соединило в себе два противоположных начала: классицизм, означающий подчинение человека системе и романтизм. В культуре разных народов, классика и романтизм то образовывали некий синтез, то существовали во всевозможных смешениях и комбинациях.

Новым началом в культуре эпохи Просвещения было так же появление течений, которые не имели собственной стилистической формы и не испытывали потребности в ее генерации. Одним из крупнейших течений был прежде всего сентиментализм, который в полной мере отражал просветительские представления о доброте и чистоте натуры человека, которые были утрачены вместе с “естественным состоянием” общества, во время его постепенного отдаления от природы. Сентиментализм, прежде всего, обращался к внутреннему, интимному, личному миру человеческих мыслей и чувств, поэтому не требовал особых стилистических изысков. Сентиментализм был близок к романтизму. “Естественный” человек, воспеваемый им, постоянно испытывает трагичность столкновения с силами природы и общества, с самой жизнью, которая готовит ему великие потрясения. Их предчувствие пропитывает всю культуру эпохи Просвещения.

Процесс вытеснения религии в искусстве светскими является характерной чертой культуры Просвещения. Светское зодчество в18 веке, впервые за долгую историю, берет верх над религиозным по всей территории Европы. Жанровая живопись, в которой отражались повседневные наблюдения художников за жизнью реальных людей в реальном мире, широко распространяется по территории европейских странах, а порой даже стремится занять главенствующее место. Место Парадного портрета, столь популярного в прошлом, занимает портрет интимный, а в пейзажной живописи возникает “пейзаж настроения”, представленный такими художниками как Гейнсборо, Гварди, Ватто.

Культура эпохи Просвещения, воплощенная в архитектуре и живописи рококо, прежде всего, были настроены на создание комфорта для человека, который будет наслаждаться этими произведениями. Маленькие по объему комнаты не выглядят тесно благодаря иллюзиям “играющего пространства”, что достигается архитекторами и художниками за счет использования различных художественных средств: орнамента, зеркал, панно, особой цветовой гаммы и т.д. Этот стиль стал популярным в небогатых домах, в которые он внес дух комфорта и уюта без излишней помпезности и роскоши.

Еще одной отличительной чертой культуры Просвещения было отображение с помощью художественных средств человеческих ощущений и наслаждений — духовных и физических. Начиная с 18 в. как публика, так и критики требуют от новой живописи, музыки и театра больше “приятного” или “чувственного”.[10]

2.2. Творчество Д. Дефо, Дж. Свифта, Ф. Шиллера, И. В. Гете.

2.3. Живопись в эпоху Просвещения.

Ярким представителем французского рококо были Франсуа Буше (1703-1770) -"первый художник короля". Он создавал панно, театральные декорации, иллюстрации для книг и т.д. Любую тематику он сводил к пасторали, а всех богинь видел аристократка-парижанка. Типичные сюжеты его полотен - "Триумф Венерн" или "Туалет Венеры", "Венера с Амуром", "Купание Дианы", "Тет-а-тет" и другие.

Творчество А.Ватто (1684-1721) ближайшее находится к стилю рококо. Его по праву считают предшественником романтизма и первым романтиком в живописи. Самыми прославленными произведениями художника считаются картины "паломничество (Паломничество) на остров Киферу", "Праздник любви".[12]

2.4. Классическая музыка в эпоху Просвещения.

В конце восемнадцатого столетия восходит еще одна звезда классической музыки - Людвиг Ван Бетховен, композитор, который начал сочинять музыку в классическом стиле. Великие произведения Классической эпохи Бетховена: Симфония № 3 "Eroica" .[13]

3. Тест.

Установите соответствие между живописцами и их произведениями:

1-б; 2-д; 3-в; 4-а; 5-е; 6-г.

Заключение.

Для России, как и для многих других стран, Просвещение стало эпохой зарождения и развития науки, образования и искусства. Фактически многие виды искусства, а также отрасли науки зародились и получили свое развитие в эпоху Просвещения и позже. Именно эпоха Просвещения стала важной отправной точкой в развитии науки, образования и искусства в России.

Список литературы:

2. Значение Великой французской революции [Электронный ресурс]. / Режим доступа:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Автопортрет Каналетто

Давайте вспомним самых знаменитых художников. Сразу в памяти всплывают громкие имена Эпохи Возрождения с Леонардо да Винчи во главе. Либо импрессионисты со своей цветовой революцией. Либо такие талантливые эксцентрики, как Сальвадор Дали и Энди Уорхол. И наверняка Вы также вспомните малых голландцев.

Получается, что на слуху чаще художники XVI, XVII, XIX и XX веков…

А как же век XVIII?

Между тем, XVIII столетие в истории живописи было не менее интересно. И в это время тоже творили талантливые мастера, которые внесли в изобразительное искусство что-то совершенно новое и удивительное.

Предлагаю поближе познакомиться с этими замечательными художниками.

1. Жан-Антуан Ватто (1684-1721).

Герои Ватто танцуют, музицируют, отдыхают, гуляют в парке. Завидные сцены беззаботной жизни.

Однако во всем этом улавливается ироничный взгляд художника. Чувствуется и двусмысленность, и меланхолия, а порой и грусть.

Ваттом затруднительное положение

Жан-Антуан Ватто. Затруднительное предложение. 1716. Эрмитаж.

На первый взгляд в сюжете нет ничего интригующего. На фоне природы, будто на сцене, отдыхает компания аристократов. Звуки гитары, неспешные разговоры. Но присмотритесь внимательнее: перед нами мнимая идиллия!

Молодой юноша в синем камзоле пытается остановить девушку, порывающуюся уйти. Пунцовые щёки дамы говорят о возмущении, обиде.

Остальные девушки не смотрят на рассорившуюся пару, но человек в красном всё понимает. Его лёгкая усмешка с долей ехидства говорит, что он в курсе всех событий. Но он не собирается вступаться за девушку. Наоборот, ему доставляет удовольствие наблюдать за ее реакцией.

Неловкая ситуация, которая поначалу казалась обыденной пасторалью. Так что картина в стиле рококо тоже может быть многослойной.

В историю живописи Ватто вошёл, как талантливый колорист. Тончайшие оттенки и наслоения коричневых, сиреневых, жёлтых, розовых тонов – всё это фирменное цветовое решение художника.

Ватто паломничество на остров Киферу

Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 1717. 129 × 194 см. Лувр, Париж.

На картине изумительно выстроена композиция. Персонажи расставлены просто гениально: они будто танцуют, то устремляясь вглубь картины, то приближаясь к зрителю.

Ватто вывеска лавки Жерсена

Жан-Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена. 1720. Шарлоттенбург, Германия.

Ватто создал эту картину в качестве вывески для реальной лавки своего друга. Поэтому какое-то время этот шедевр висел на улице, над дверью в эту лавку.

Казалось бы, это просто бытовая сцена. Посетители рассматривают картины. Но у Ватто же всегда что-нибудь ещё заложено.

Вот и тут он показывает закат эпохи Короля-Солнце, Людовика XIV. Аллегорически, конечно — портрет Людовика убирают в ящик.

Вот так Ватто умел передавать смыслы с помощью изящных и малозаметных поз и жестов.

И в этом сквозит все та же меланхолия: ведь именно при этом правителе расцвело искусство. Именно в эту эпоху Ватто состоялся, как художник.

Плодотворный период художника длился всего 12 лет! Но за это время он успел получить признание, вырастить последователей и дать старт новому стилю в искусстве (рококо).

2. Жан-Батист Шарден (1699-1779).

Шарден автопортрет

Жан-Батист Шарден. Автопортрет. 1771. Лувр, Париж.

Жан-Батист Симеон Шарден признанием при жизни был обделён. А зря — его работы являются величайшим достижением реализма в живописи.

Но в результате его работы оказались вне времени. Невольно удивляешься, сколько любви к окружающему миру читается в его картинах. Кажется, Шарден восхищался буквально всем, что видел вокруг.

Шарден медный бак

Жан-Батист Шарден. Медный бак. 1734. Лувр, Париж.

В этой простоте мастер видел поэзию. Цветом он передаёт полированный блеск от множества прикосновений рук, игру солнца на медных боках.

Это больше, чем натюрморт. Это образ, полный благородства. И никакая простота предмета не может нивелировать это.

Только самые прозорливые современники сумели по достоинству оценить Шардена. Например, Дидро. Да и как можно не восхищаться честностью и наблюдательностью художника.

Шарден мальчик с юлой

Жан-Батист Шарден. Мальчик с юлой. 1738. Лувр, Париж.

Модный парик, чопорный костюм, тугой шейный платок, строгая осанка. Но Шарден показывает, что это всего лишь мальчик, которому свойственно любопытство и живость характера. И никакими атрибутами это не скрыть.

Художник был преданным семьянином. Даже на автопортрете он предстаёт перед нами в домашнем колпаке, этаким добрым дедушкой.

А образ супруги чрезвычайно правдив, без прикрас.

Это уже немолодая женщина, но как много здесь преданности и искренности. И это во времена, когда от портрета ждали декоративности и вычурной красоты.

Что ж, Шарден смело двигался своей дорогой. Он предпочитал манерности простой рассказ о жизни, о людях и их быте.

3. Каналетто (1697-1768).

Каналетто автопортрет

Каналетто. Автопортрет. XVIII век. Частная коллекция.

Каналетто был основателем школы ведуистов. Нет, это никакое не религиозное течение. А всего лишь живописный жанр, который предполагает детальное изображение городского пейзажа.

Такой подход к пейзажу был в новинку в те времена. И именно метод Каналетто оказал наибольшее влияние на все последующие поколения ландшафтных художников.

Начинал Каналетто с изображений повседневной жизни венецианских улиц. И уже в первых его работах есть точность рисунка, владение композицией, знание архитектуры.

Каналетто гранд-канал

Каналетто. Гранд-Канал. 1730. Галерея Уффици, Флоренция.

А здания вокруг – это уже не бездушные театральные декорации, а полноценные герои картины. Удивительная передача света и тени! Ну как тут не вспомнить об импрессионистах?

Каналетто много работал на натуре, что в то время было редкой практикой. Много экспериментировал с расположением элементов на полотне. И активно применял камеру-обскуру, чтобы достичь документальной точности в изображении.

В 1746 году Каналетто переехал в Англию, где быстро завоевал любовь публики.

Но зато сколько за счёт этой свободы появляется симметрии и гармонии! Ни одно точное фото не способно передать величавость собора так, как это сделал Каналетто!

Каналетто Скуола Сан-Марко

Каналетто. Скуола Сан-Марко. 1765. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид.

Художник подбирает необычный, драматичный цвет неба. Здание написано невероятно тонкой линией. Рассветные лучи мягко обволакивают Скуолу. Потрясающее сочетание красоты природы и архитектуры. В этом весь Каналетто!

В конце жизни мастера мода на подобные пейзажи прошла. Он был забыт. Но его влияние на искусство уже не ослабеет никогда. Ведь Каналетто заложил основы совершенно новой эстетики городских пейзажей.

4. Жан-Этьен Лиотар (1702-1789)

Лиотар автопортрет

Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет. 1868. Частная коллекция.

Личность Лиотара загадочна. А его жизненный путь полон белых пятен. Например, до сих пор биографы гадают, почему он одевался как турецкий поданный.

Но известно, что он был 13 ребёнком в семье и получил первое образование, как миниатюрист. После были годы странствий, о которых мало что известно.

Но именно в это время он открыл для себя пастель. Эта техника прославила его на всю Европу.

Лиотар три грации

Жан-Этьен Лиотар. Три грации. 1737. Рейксмузей, Амстердам.

Здесь можно воочию увидеть, за что мастер так любил пастель. Мягкие линии, плавные цветовые переходы, реалистичное изображение деталей и, конечно, нежный колорит.

Сам художник упоминал, что живопись – это зеркало всего прекрасного, и только пастель позволяет реалистично передавать восхитительный окружающий мир.

Глядя на эту пастельную картину, сложно возразить мастеру.

Лиотар Шоколадница

Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница. 1745. Пастель, пергамент. 82,5х52,5 см. Дрезденская галерея.

Личность прекрасной героини породила немало мифов. О части из них я рассказываю в статье про эту картину .

Взгляд модели в сторону разрушает все каноны классического портрета. Нейтральный фон делает изображение ещё более рельефным.

Лиотар Портрет принца уэльского

Жан-Этьен Лиотар. Портрет Георга, Принца Уэльского (позже Георга 3). 1754. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

Молодой юноша предстаёт перед нами в пол-оборота. Мы не видим пышных одежд, атрибутов королевской принадлежности. Зато сразу наше внимание привлекает румянец на щеках героя: перед нами всего лишь юноша, хоть и принц.

Ссылка на бесплатный курс

Менгс автопортрет

Антон Рафаэль Менгс. Автопортрет. 1773. Галерея Уффици, Флоренция.

Он призывал объединить выверенность классических канонов античного искусства с лучшими находками мастеров Возрождения . Нужно взять всё лучшее у лучших. Что может быть проще?

Работа явно выполнена в классическом стиле. Никакой излишней драматизации барокко, скрупулёзной фотографической точности реализма и экспериментов со световыми эффектами импрессионизма.

Герой портрета выглядит, как идеальный представитель своего сословия. Дорогое одеяние, уверенный взгляд, гордая осанка, правильные черты лица. Немного полноват, но тогда это было признаком достатка.

Современники называли портреты Менгса слишком холодными. Но он всего лишь следовал точным правилам композиции, светотени и перспективы.

Менгс Рождество

Антон Рафаэль Менгс. Рождество. 1772. Прадо, Мадрид.

Кажется, что перед нами картина эпохи Ренессанса. Нет, это Менгс. Живописец считал, что художники Возрождения обладали безупречным вкусом. И нет ничего плохого, чтобы им подражать.

Если бы Менгс жил в XVI веке, то однозначно был бы записан в список величайших художников Ренессанса. Наравне с Рафаэлем и Тицианом. Но этого не случилось, так как он просто шел по их стопам. Пусть и очень мастерски.

Менгс Юпитер целует Ганимеда

Антон Рафаэль Менгс. Юпитер целует Ганимеда. 1758.Национальная галерея, Рим.

Именно эта картина навсегда рассорила Менгса с его учителем Иоганном Винкельманом. Последний принял картину за античный подлинник: настолько точно скопировал Менгс стиль древних мастеров.

Более того, он даже внёс полотно в свою искусствоведческую книгу, чем сильно навредил своей репутации, когда обман раскрылся.

Что за авантюрные мысли обуревали Менгса так поступить, неизвестно. Но правду об авторстве он открыл только перед смертью.

6. Федор Рокотов (1735-1808)

Автопортрет Рокотова

Фёдор Рокотов. Автопортрет. 1757. Третьяковская галерея.

Фёдор Степанович Рокотов… был крепостным. Что на самом деле не удивительно для той эпохи.

Именно людей подневольных в первую очередь отправляли учиться живописи. Так художественная академия была спокойна, что спорить с заведёнными традициями люди, привыкшие подчиняться, не будут.

Но, так или иначе, только талант помог Рокотову пробиться на самый верх, к пышным залам аристократов и самой императрицы Екатерины II.

Рокотов дама в розовом

Фёдор Рокотов. Портрет неизвестной (Дама в розовом). 1764. Третьяковская галерея.

А портрет внебрачного сына Екатерины II, Алексея Бобринского видел каждый, кто интересуется историей.

Милый мальчуган с погремушкой, в чепчике с оборками больше походит на девочку. До пяти лет детей не делили по половому признаку, и наряды были одинаковые для всех.

В это время Рокотов был самым почитаемым при дворе художником и любимцем императрицы. Поэтому художник рискнул и придал портрету мальчика черты матери. Хотя происхождение Алексея хранилось в строжайшем секрете.

В портретах Рокотова можно отметить не только реализм свето-воздушной среды. Но и умение передать характер модели: чувство достоинства, гордость, внутреннюю красоту, душевное богатство.

Ни на каком другом портрете Екатерина Великая не была столь грандиозна, величава и…красива, как у Рокотова.

6 самых выдающихся художников XVIII века

Фёдор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763. Третьяковская галерея.

Написанный в честь коронации, портрет стал эталонным изображением Екатерины II. Мастер выбрал редкий ракурс для того времени – профильное изображение, выстроив всю композицию вокруг героини.

Властность и честолюбие императрицы Рокотов облагораживает, превращая в прекрасные стремления. Художник улавливает её живой характер, ясный ум, энергию.

Именно благодаря Рокотову мы имеем редкую возможность увидеть, как выглядели его знатные современники. И везде мы отметим реалистичность, благородство и красоту.

Такие разные, художники XVIII века, каждый по-своему видел живопись и будущее любимого искусства.

Еще один француз, Шарден, впервые обратился к бытовым сюжетам, найдя в этом чрезвычайную красоту и поэзию.

Итальянец Каналетто прославил городские пейзажи.

Швейцарец Лиотар по-новому взглянул на портретный жанр, выдвинув на передний план пастельную технику.

А русскому Рокотову было суждено, словно летописцу, оставить для нас талантливые изображения многих влиятельных соотечественников.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Мир художественной культуры Просвещения в таблице кратко для доклада (7-8 класс)

XVIII век стал для Европы эпохой Просвещения, которое началось под влиянием развития науки и философии в XVII веке. Просвещение началось в Англии и начало распространяться на Францию, германские государства, Нидерланды, Швецию и Российскую империю. Оно затронуло все государства Европы, кроме Османской империи. Под влиянием идей Просвещения произошли война за независимость США и Великая французская революция.

Живопись Просвещения

Для живописи XVIII века характерны светскость, сентиментализм, культ природы и кризис религиозного жанра.

Рис. 1. Уильям Хогарт.

Новым явлением в живописи стало возникновение стиля рококо во Франции. Видными его представителями стали Франуса Буше и Антуан Ватто. В Англии первым живописцем-просветителем является Уильям Хогарт. В Венеции зародилось новое направление живописи городского архитектурного пейзажа — ведута.

В XVII веке царство Русское не могло похвастаться живописью на уровне европейской, зато в нём умели писать иконы и рисовать парсуны. В XVIII веке появилась отечественная школа живописи, а в 1757 году открылась Академия художеств.

Художники XVIII века работали в различных жанрах: натюрморт, портрет, рококо, гравюра и неоклассицизм. К последнему относится художник наполеоновских войн — Жак Луи Давид. Он был создателем исторических стилей французского искусства — революционного неоклассицизма, периода Директории и Консульства, ампира.

Мир художественной культуры Просвещения в таблице кратко для доклада (7-8 класс)

Рис. 2. Даниель Дефо.

Литература и музыка Просвещения

К особенностям литературных произведений эпохи Просвещения относится:

  • занимательность сюжета;
  • поучительность;
  • иносказательный характер повествования.

В XVIII веке возникает новый жанр романа — эпос личной жизни отдельного человека. Авторов интересует человек сам по себе, отдельно от общественного положения. Пережил расцвет и жанр социально-бытового нравоучительного романа в воспитательном стиле.

Литературный герой Просвещения часто ошибается, но в итоге делает выбор на стороне добра. Авторы XVIII века верили в человеческие силы. Их литературный герой умел принимать серьёзные решения и достигать поставленных целей. Ключевая роль в восприятии мира перешла к ощущениям.

Одним из самых интересных писателей эпохи Просвещения стал английский писатель Даниель Дефо, живший с 1660 по 1731 год. Он написал свыше 500 произведений, в том числе, книг и памфлетов, а также стал создателем жанра экономической журналистики. За свое свободомыслие и памфлет с издевательством на церковью он сидел в тюрьме и стоял у позорного столба. Среди наиболее интересных его произведений следует отметить:

Культурные достижения эпохи просвещения можно представить в таблице.

Мир художественной культуры Просвещения в таблице кратко для доклада (7-8 класс)

Рис. 3. Людвиг ван Бетховен.

Мир художественной культуры Просвещения богат и разнообразен, о нём можно кратко рассказать в докладе для 8 класса на уроке истории.

Всемирная история Венская система международных отношений в истории – определение, цели и принципы кратко

Читайте также: