Учения о справедливом обществе в новое время кратко

Обновлено: 07.07.2024

Западноевропейские мыслители XVII века пытались осмыслить широкий круг проблем политической жизни современного им общества. Их теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Среди этих теорий отметим главные: теорию естественного права и теорию общественного договора.

Г. Гроций высказал ряд идей, касающихся теории договорного характера возникновения государства. Государство - это соединение свободных людей на основе договора между ними. Более детально эту теорию разрабатывали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо.

В отличие от идеолога абсолютизма Ж. Бодена Гуго Гроций был убежденным республиканцем, предлагал ввести многие ограничения власти правителей.

Учение о справедливости является методологической основой решения Гроцием всех политических и правовых проблем, как внутригосударственных, так и международных. Так, войны могут быть справедливыми (в целях защиты, освободительные) и несправедливыми (захватнические). Высшая справедливость, на основе которой должны строиться все отношения в государстве, заключается в подчинении и правителей, и народа законам.

Гоббс обосновал необходимость абсолютной, единой и неделимой власти в форме абсолютной монархии. Гоббса называли самым крупным защитником монархического абсолютизма в Англии. Он утверждал, что монархия лучше других форм правления способна защитить права и свободы граждан.

Английский философ подробно анализирует различные стороны функционирования государства, образованного на основе общественного договора. Особо останавливается на причинах упадка государств: дурных, бесполезных учреждениях, ограничениях верховной власти, казнокрадстве и др. Основной причиной разрушения государства Гоббс считал мятеж.

Локк не был согласен с утверждением Гоббса об абсолютном господстве над своими подданными созданного на основе общественного договора государства. Граждане в таком государстве не бесправны, они создают государство, чтобы оно защищало их права и свободы, а не посягало на них. Они уполномочивают государство создавать законы, которые отвечали бы общему благу и защищали интересы каждого человека. В свою очередь граждане обязуются нести перед государством разного рода повинности и обеспечивать его существование. В принятии этих взаимных обязательств заключается сущность общественного договора, на основе которого учреждается государство.

Важно отметить, что, по Локку, источником политической власти в стране и ее верховным сувереном является не правительство, а народ, нация. Если правительство не обеспечивает должного исполнения законов и соблюдения прав личности, народ может сместить правительство.

Локк неоднократно высказывал идею верховенства закона в политической жизни общества, которая впоследствии была сформулирована как идея правового государства.

Локк выступал против абсолютной монархии, сторонником которой был Гоббс, обосновал преимущества конституционной парламентской монархии, сочетающей в себе черты традиционной монархии и республики. Считал необходимым конституционное ограничение власти монарха, функционирование парламента, обеспечение конституционных прав граждан и т. д.

В учении Локка о политической жизни общества доминирует идея свободы, равенства и прав личности, а также конституционные принципы существования государства, что и позволяет считать его родоначальником идеологии либерализма.

Томас Гоббс (1588—1679) свои политические идеи изложил в работах:




Многие идеи Руссо получили законодательное закрепление во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года и французской конституции 1791 года.

По Локку, полные гарантии экономической свободы человека возможны лишь при дополнении ее свободой политической. Для обеспечения политической свободы, для предотвращения посягательств на свободу человека со стороны государственных органов, считал он, необходимо разделить властные полномочия государства между его различными структурами. Законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную и федеральную, которая ведает внешними сношениями). Законодательная власть должна принадлежать представительному собранию, исполнительная — королю и кабинету министров. Разделение государственной власти между ее структурами будет взаимоограничивать и уравновешивать их. Локк ратовал за такое государство, в котором верховенствует, закон, соответствующий своим содержанием естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы человека. При узурпации власти народ, по Дж. Локку, имеет право на восстание и свержение правителя или правителей.

Все формы государственной власти, по Локку, вырастают из общественного договора, а потому имеют право па существование. Утверждая это, Локк, однако, предпочтение отдавал конституционной монархии.

Спиноза считал, что государство возникло на основе общественного договора. Оно призвано обеспечить каждому человеку возможность руководствоваться разумом, обрести свободу. Лучше всего это может быть сделано, по его мнению, при демократической форме правления. Будучи сторонником сильной государственной власти, он вместе с тем полагал, что она не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей, не должна посягать на свободу их совести. По мнений Спинозы, государственная власть, управляющая людьми только посредством страха, не может быть признана добродетельной. Государство должно вести людей так, чтобы им казалось, будто их не ведут, а они живут так по собственному желанию, по своему разумению.

Если рассматривать теорию разделения властей, то в наиболее развернутом виде она получила воплощение в трудах французского философа и политического мыслителя Шарля Луи Монтескье (1689—1755).

Выделяя три основные формы правления: республику, монархию и деспотию, Монтескье своим идеалом считал конституционную монархию. Вместе с тем он отмечал, что республиканская форма государственного правления так же закономерна, как и монархическая. К деспотической форме правления мыслитель относился крайне отрицательно.

Большой вклад в развитие теории демократии внесли отцы-основатели американского государства и авторы Конституции США:

- Джеймс Мэдисон (1751-1836);

- Томас Джефферсон (1743-1826);

- Александр Гамильтон (1757-1804).

Они вовсе не предусматривали необходимость непосредственного прямого контроля граждан за осуществлением важных направлений политики или выбором главы исполнительной власти.

Для того, чтобы образующуюся в результате выборов фракцию большинства лишить возможности подавлять права меньшинства, Дж. Мэдисон предложил модель федеральной республики с представительным правлением.

Согласно этой модели потребности граждан выражает двухпалатный парламент, палаты которого и обеспечивают компромисс между интересами больших и малых штатов США. Создавшиеся специфические институты были призваны воспрепятствовать установлению прямого правления народа. Поэтому в американской политической системе все ветви власти (законодательная, исполнительна и судебная) не только разделены, независимы друг от друга, но и равноценны. В соответствии с этой моделью и был создан механизм сдержек и противовесов, который до сих пор обеспечивает эффективность и стабильность американской политической системы.

Значительный вклад в развитие политологического знания внесли представители классической немецкой философии - Кант, Фихте, Гегель, Фейербах и другие.

Кант признавал равенство всех перед законом. Гражданскую свободу он понимал как право гражданина повиноваться только тем законам, на которые он сам изъявил желание. По мнению Канта, государственное устройство можно изменять только конституционным путем. Вместе с тем он допускал и возможность сопротивления злоупотреблениям государственной власти.

Выдающимся представителем классической немецкой философии, взгляды которого в значительной мере повлияли на развитие всей последующей политологической мысли, явился Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831).

Гегелевское учение о диалектике позволило понять источник развития общества, всех его проявлений. По Гегелю, источник развития общества, состоит во внутренних противоречиях.

Всемирная историй человечества, по Гегелю, - это процесс осознания человеком свободы. В то время, когда человек еще не осознавал, что свобода составляет его сущность, человечество переживало восточную эпоху. В это время все люди были рабами. Восточную эпоху сменила античная. В античную эпоху часть людей осознавала, что их духовная сущность - свобода. Эти люди были свободными в отличие от тех, которые не осознавали этого и оставались рабами. Античную эпоху сменила христианская эпоха. В христианском, или германском, мире все люди осознают свою духовную сущность. Это позволяет им быть свободными.

По мнению Гегеля, высшим воплощением свободы является государство. Поэтому является вполне закономерным то, что он уделил значительное внимание проблемам гражданского общества и государства.

Государство, по Гегелю, - сфера деятельности политической. Государственная власть состоит из трех властей: законодательной, правительственной и власти государи. Эти власти, полагал он, не являются самостоятельным, взаимосдерживающими. Если они оказываются такими, то это делит государство па противодействующие части. Суверенитет государства, по Гегелю, принадлежит не всем властям, а конституционному монарху. Интересы гражданского общества в делах государства представляются через законодательную власть.

Значительный вклад в развитие политической мысли внесли представители критического утопического социализма. Среди них особенно выделяются Сен Симон, Фурье, Оуэн.

По Сен-Симону, общество - это целостный и закономерно развивающийся организм. Все элементы общества, полагал он, связаны между собой не только философскими, религиозными и моральными принципами, но и трудовой деятельностью. Общество развивается, переходя от одной эпохи к другой. Смена эпох, по мнению Сен-Симона, это, в первую очередь, - смена идей и мировоззрений, систем человеческих знаний.

В новом обществе люди перестанут расходовать силы на управление друг другом. Такое общество сведет политику к управлению вещами и производственными процессами.

На смену капитализму, был убежден мыслитель, придет гармонический общественный строй, который устранит анархию производства, создаст единое крупное коллективное и планомерно развивающееся производство, высокие науки, передовое искусство. В таком обществе будет устранен разрыв между городом н деревней, умственным и физическим трудом, труд из подневольного превратится в свободную деятельность, исчезнет паразитизм одних за счет ограбления других.

Р. Оуэн обстоятельно проанализировал состояние капиталистического общества после промышленной революции. По его мнению, промышленный переворот, не привел к улучшению жизни людей, а способствовал дальнейшей поляризации социальных . слоев, обогащению одних и обнищанию других. Однако, полагал он, главный результат промышленной революции — утверждение нового типа производительных сил из орудия усиления эксплуатации можно превратить в средство повышения эффективности производственной деятельности, облегчения труда, создания всеобщего благоденствия. Это невозможно решить без замены существующего общественного строя новым.

Томас Гоббс (1588—1679) свои политические идеи изложил в работах:

Многие идеи Руссо получили законодательное закрепление во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года и французской конституции 1791 года.

По Локку, полные гарантии экономической свободы человека возможны лишь при дополнении ее свободой политической. Для обеспечения политической свободы, для предотвращения посягательств на свободу человека со стороны государственных органов, считал он, необходимо разделить властные полномочия государства между его различными структурами. Законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную и федеральную, которая ведает внешними сношениями). Законодательная власть должна принадлежать представительному собранию, исполнительная — королю и кабинету министров. Разделение государственной власти между ее структурами будет взаимоограничивать и уравновешивать их. Локк ратовал за такое государство, в котором верховенствует, закон, соответствующий своим содержанием естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы человека. При узурпации власти народ, по Дж. Локку, имеет право на восстание и свержение правителя или правителей.

Все формы государственной власти, по Локку, вырастают из общественного договора, а потому имеют право па существование. Утверждая это, Локк, однако, предпочтение отдавал конституционной монархии.

Спиноза считал, что государство возникло на основе общественного договора. Оно призвано обеспечить каждому человеку возможность руководствоваться разумом, обрести свободу. Лучше всего это может быть сделано, по его мнению, при демократической форме правления. Будучи сторонником сильной государственной власти, он вместе с тем полагал, что она не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей, не должна посягать на свободу их совести. По мнений Спинозы, государственная власть, управляющая людьми только посредством страха, не может быть признана добродетельной. Государство должно вести людей так, чтобы им казалось, будто их не ведут, а они живут так по собственному желанию, по своему разумению.

Если рассматривать теорию разделения властей, то в наиболее развернутом виде она получила воплощение в трудах французского философа и политического мыслителя Шарля Луи Монтескье (1689—1755).

Выделяя три основные формы правления: республику, монархию и деспотию, Монтескье своим идеалом считал конституционную монархию. Вместе с тем он отмечал, что республиканская форма государственного правления так же закономерна, как и монархическая. К деспотической форме правления мыслитель относился крайне отрицательно.

Большой вклад в развитие теории демократии внесли отцы-основатели американского государства и авторы Конституции США:

- Джеймс Мэдисон (1751-1836);

- Томас Джефферсон (1743-1826);

- Александр Гамильтон (1757-1804).

Они вовсе не предусматривали необходимость непосредственного прямого контроля граждан за осуществлением важных направлений политики или выбором главы исполнительной власти.

Для того, чтобы образующуюся в результате выборов фракцию большинства лишить возможности подавлять права меньшинства, Дж. Мэдисон предложил модель федеральной республики с представительным правлением.

Согласно этой модели потребности граждан выражает двухпалатный парламент, палаты которого и обеспечивают компромисс между интересами больших и малых штатов США. Создавшиеся специфические институты были призваны воспрепятствовать установлению прямого правления народа. Поэтому в американской политической системе все ветви власти (законодательная, исполнительна и судебная) не только разделены, независимы друг от друга, но и равноценны. В соответствии с этой моделью и был создан механизм сдержек и противовесов, который до сих пор обеспечивает эффективность и стабильность американской политической системы.

Значительный вклад в развитие политологического знания внесли представители классической немецкой философии - Кант, Фихте, Гегель, Фейербах и другие.

Кант признавал равенство всех перед законом. Гражданскую свободу он понимал как право гражданина повиноваться только тем законам, на которые он сам изъявил желание. По мнению Канта, государственное устройство можно изменять только конституционным путем. Вместе с тем он допускал и возможность сопротивления злоупотреблениям государственной власти.

Выдающимся представителем классической немецкой философии, взгляды которого в значительной мере повлияли на развитие всей последующей политологической мысли, явился Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831).

Гегелевское учение о диалектике позволило понять источник развития общества, всех его проявлений. По Гегелю, источник развития общества, состоит во внутренних противоречиях.

Всемирная историй человечества, по Гегелю, - это процесс осознания человеком свободы. В то время, когда человек еще не осознавал, что свобода составляет его сущность, человечество переживало восточную эпоху. В это время все люди были рабами. Восточную эпоху сменила античная. В античную эпоху часть людей осознавала, что их духовная сущность - свобода. Эти люди были свободными в отличие от тех, которые не осознавали этого и оставались рабами. Античную эпоху сменила христианская эпоха. В христианском, или германском, мире все люди осознают свою духовную сущность. Это позволяет им быть свободными.

По мнению Гегеля, высшим воплощением свободы является государство. Поэтому является вполне закономерным то, что он уделил значительное внимание проблемам гражданского общества и государства.

Государство, по Гегелю, - сфера деятельности политической. Государственная власть состоит из трех властей: законодательной, правительственной и власти государи. Эти власти, полагал он, не являются самостоятельным, взаимосдерживающими. Если они оказываются такими, то это делит государство па противодействующие части. Суверенитет государства, по Гегелю, принадлежит не всем властям, а конституционному монарху. Интересы гражданского общества в делах государства представляются через законодательную власть.

Значительный вклад в развитие политической мысли внесли представители критического утопического социализма. Среди них особенно выделяются Сен Симон, Фурье, Оуэн.

По Сен-Симону, общество - это целостный и закономерно развивающийся организм. Все элементы общества, полагал он, связаны между собой не только философскими, религиозными и моральными принципами, но и трудовой деятельностью. Общество развивается, переходя от одной эпохи к другой. Смена эпох, по мнению Сен-Симона, это, в первую очередь, - смена идей и мировоззрений, систем человеческих знаний.

В новом обществе люди перестанут расходовать силы на управление друг другом. Такое общество сведет политику к управлению вещами и производственными процессами.

На смену капитализму, был убежден мыслитель, придет гармонический общественный строй, который устранит анархию производства, создаст единое крупное коллективное и планомерно развивающееся производство, высокие науки, передовое искусство. В таком обществе будет устранен разрыв между городом н деревней, умственным и физическим трудом, труд из подневольного превратится в свободную деятельность, исчезнет паразитизм одних за счет ограбления других.

Р. Оуэн обстоятельно проанализировал состояние капиталистического общества после промышленной революции. По его мнению, промышленный переворот, не привел к улучшению жизни людей, а способствовал дальнейшей поляризации социальных . слоев, обогащению одних и обнищанию других. Однако, полагал он, главный результат промышленной революции — утверждение нового типа производительных сил из орудия усиления эксплуатации можно превратить в средство повышения эффективности производственной деятельности, облегчения труда, создания всеобщего благоденствия. Это невозможно решить без замены существующего общественного строя новым.

Термин новое время означает, период с семнадцатого века до двадцатого (1914 год). До того как общество стало массовым оно прошло свой "вектор" развития.

Само понятие появилось в эпоху Ренессанса. Точка отсчёта нового времени начинается в 1640 году (начало английской революции), конечная точка эпохи, - начало первой мировой войны (1914-1918).

Эпоха Нового времени, так же подразделяется на 2 под периода:

- Венский конгресс (1814-1815 гг.). Система международных отношений, сложившаяся в Европе, державами победителями в Наполеоновских войнах. Она просуществовала около 35 лет, вплоть до начала Крымской войны 1854 году.

Новое время для развития России.

Но, для того что бы общество стало массовым, необходима свобода (где каждый будет в равной степени ответственен перед государством, где у всех есть равные права).

Общество в борьбе за права и свободы.

В общественной мысли Нового времени видное место занимает учение о естественных правах человека и теория общественного договора, которые развивались в творчестве многих известных европейских мыслителей (Гроций, Локк, Гоббс и др.).

Девятнадцатый век, дал массе многое, она идейно и физически оформилась. Самое главное что он дал ей так это социализм и учение К. Маркса. Рабочие (пролетарии) начинают объединятся для отстаивания своих экономических а позднее и политических устремлений.

В 1861 году, в России наконец то было отменено крепостное право, почти 95 миллионов стали свободными людьми.

Нужно сразу отметить, что истинное общество, это не есть масса. Однако именно масса в конце девятнадцатого и в двадцатом веке подменила общество (его желания и устремления).

Из-за корыстных интересов правительства Европы и США, потащили свои народы на войну (Первая мировая 1914-1918 гг). Учёные историки утверждают что на моменте начала войны (1 августа 1914 года), заканчивается этап нового времени и начинается новейшее.

Фашизм (от итальянского пучок), - крайне правое движение в Италии в 20-40 гг., двадцатого века. Предполагает именно диктаторскую форму правления.

Национал-социализм была государственной идеологией в Германии, являющаяся формой фашизма, ему присуще расизм и антисемитизм. Ориентируется только на диктатуру.

Большевизм, фашизм, национал-социализм, это всё массовые движения и идеология так же рассчитана на массу.

Картинка Философия нового времени – кратко, самое главное

Новое время характеризуется прежде всего активным развитием наук: астрономии, математики, естествознания и других. Это открыло перед человечеством новые горизонты и помогло совершенно по-иному взглянуть на мир. Это отразилось и в философии, задачей которой на протяжении всей ее истории было понять мировые и общечеловеческие законы и использовать эти знания во благо.

Когда в науке было совершено множество удивительных и передовых открытий, меняющих представление об окружающем мире, философам также пришлось принять эти изменения и уже на их основе делать определенные умозаключения.

Важной характеристикой Нового времени является материалистическая тенденция, вызванная значительными успехами ученых в области естествознания. Наука стала играть куда большую роль, нежели религия, требующая слепой веры и безусловного подчинения.

Теперь же имело значение лишь то, что могло быть доказано в ходе эксперимента или объяснено с научной точки зрения или с помощью неопровержимых доказательств.

Проблемы философии Нового времени

В данный исторический период много внимания уделялось онтологии, то есть учению о бытии в целом, его основах и принципах, сущности, закономерностях, категории. Наибольший интерес представляло изучение движения, пространства и времени.

Кроме понимания основ бытия, для ученых было важно разобраться с проблемами и свойствами субстанции, ведь это знание было важно для дальнейшего исследования явлений.

Именно изучение субстанции объединяло интересы науки и философии, у которых была общая цель: сделать все возможное, чтобы человек мог овладеть природой, полностью подчинить ее своему влиянию и стать ее царем.

Эта тенденция прямо противоположна мировоззрению человека предыдущих эпох: ранее люди видели в природных явлениях знамения, волю богов (кару или награду). Теперь же считалось, что это природа должна зависеть от воли человека, а не наоборот.

Два подхода к пониманию субстанции

В философии Нового времени сформировались два подхода к пониманию субстанции:

  1. С точки зрения онтологии субстанцию рассматривал Френсис Бэкон, считавший ее безусловной основой бытия.
  2. С точки зрения гносеологии к явлению подходили Джон Локк и последователи. Они считали, что идеи и понятия зарождаются в мире материальных вещей, которые различались лишь формой размером, движением или покоем, то есть тем, что Локк считал первичными качествами. От них зависели так называемые вторичные качества: запах, вкус, цвет, звук… То есть с гносеологической точки зрения существовали лишь количественные особенности материи, но никак не качественные.

Дэвид Юм отрицал материалистический подход к пониманию явления. Он не признавал духовную и материальную субстанцию, утверждая, что существует только ее идея, подверженная бытовому пониманию человека и далекая от научного познания.

Особенности философии Нового времени

Лозунгом философии Нового времени считаются слова Ф. Бэкона “Знание – сила”. Он отражает суть реформации подхода к познанию мира: церковь больше не имеет господствующего положения, роль теперь играет наука, свободная от религиозного давления.

Первостепенные задачи мыслителей Нового времени: разработка наиболее эффективного метода научного познания и систематизация уже имеющихся и новых знаний.

Методы философии Нового времени: эмпирико-индуктивный и дедуктивно-рационалистический. Они подразумевают противоположные подходы, поэтому ученые старались найти точку пересечения, чтобы из каждого из них взять наиболее полезное, отбросив лишнее.

Помимо господства математических наук, для ученых Нового времени большое значение имело происхождение государства. Это было обусловлено в основном двумя факторами:

  1. Революции, бушевавшие в тот период, приводили к свержению текущей власти и смене правителя, но не предлагали ничего качественно нового. То есть людей не устраивало текущее положение вещей, но они не знали, как сделать лучше.
  2. Согласно теологической философии, весь мир был создан Богом и работает по его законам. Эта убежденность давала церкви неограниченный авторитет и позволяла ее служителям действовать в своих интересах, объясняя любое деяние религией. Философы пришли к тому, теологию необходимо отделить от социологии, ограничив ее влияние на любую из наук.

Так, именно в Новом времени была сформирована договорная теория происхождения государства, актуальная и сейчас.

Именно в Новом времени сформировались те принципы философии, которых придерживается большинство ученых в настоящее время: рационализм и эмпиризм. Это значит, что философия того периода своей основой считала научность явлений, возможность неопровержимо доказать их и при необходимости экспериментально повторить.

Учения, разработанные в эту эпоху, опираются на науку и противостоят религии, а целью мыслителей является не просто понимание законов мироздания, но и подчинение их собственным интересам, возможность влиять на них и использовать в своих целях.

Читайте также: