Государственный совет во франции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Государственный совет Франции (фр. Conseil d'État) — орган французского правительства, призванный подавать свои мнения по вопросам, подлежащим непосредственному разрешению верховной власти.

Государственный совет, после его создания Конституцией от 13 декабря 1799 г. (22 фримера год VIII), осуществляет двойную функцию: функцию административного судьи и функцию советника правительства.

Исторически сложилось так, что в состав Государственного совета включались лица, находившиеся на высоких административных, военных, судебных или церковных должностях.

Государственный совет Франции (а впоследствии и его аналоги в других европейских государствах) - весьма представительный орган, насчитывающий более 200 членов: вице-председатель, шесть председателей секций; 79 государственных советников, находящихся на действительной службе, 12 экстраординарных государственных советников, 81 докладчик, 33 аудитора 1-го и 2-го классов. Председателем Государственного совета является Премьер-министр, в его отсутствие - министр юстиции.

Государственный совет, который формируется правительством, разрешает дела о несоответствии Конституции актов исполнительной власти по жалобам лиц, права которых затронуты тем или иным актом. Если неконституционность акта будет установлена, он аннулируется. Такой конституционный контроль уже после вступления закона в силу называется последующим. Данные полномочия по конституционному контролю, осуществляемые Государственным советом, рассматриваются в рамках его полномочий как органа, возглавляющего систему административных судов. Он имеет также полномочия по экспертизе проектов правовых актов, подготовленных правительством, а также по консультированию правительства по правовым и административным вопросам. Различные полномочия осуществляются секциями Государственного совета.

- В законодательной сфере, Государственный совет обязательно даёт заключение обо всех проектах законов. Зато он никогда не проверяет предложения закона, исходящие от парламентариев (поскольку его роль состоит в предоставлении совета правительству, но не парламентариям). Тем не менее, поскольку проектов закона гораздо больше, чем предложений закона, можно сказать, что Государственному совету есть что сказать о квази-совокупности деятельности законодателя.

Кроме того, Государственный совет может факультативно консультировать о проектах простого декрета.

- В сфере индивидуального решения, Государственный совет обязательно консультирует, когда правовая норма это предусматривает, обо всех вопросах, по которым его вмешательство показалось бы способным дать гарантии управляемым лицам. То же самое, в частности, происходит в сфере изменения имени или лишения французского гражданства.

Наконец, Государственный совет может также играть роль юридического советника, но не по случаю рассмотрения нормативного акта, а в отношении вопросов, которые ему переданы министром. Можно привести пример знаменитого постановления от 27 ноября 1989 г. по вопросу исламских платков, когда Государственный совет был призван Лионелем Жоспином (Lionel Jospin), являющимся министром образования. Это заключение ориентировало действующее право до принятия закона от 15 марта 2004 о ношении знаков или одежды, подтверждающих религиозную принадлежность, в публичных школах, колледжах и лицеях.

Государственный совет осуществляет консультативные функции при правительстве при подготовке законопроектов и по проектам распоряжений и некоторых указов.
Заключения Госсовета могут быть затребованы правительством по любым юридическим вопросам. Госсовет осуществляет либо по запросу правительства, либо по своей собственной инициативе, подготовку докладов и исследовательскую работу по любым вопросам административного права, связанным с государственной политикой.

Государственный совет является высшим органом административной юстиции, рассматривающим кассационные и апелляционные жалобы на решения нижестоящих органов административной юстиции.Таким образом Государственный совет является высшей судебной инстанцией исполнительной власти, местных властей, независимых общественных организаций и административных учреждений, имеющих статус государственных.

Благодаря своим консультативным и юридическим функциям Госсовет гарантирует полное соблюдение права французской администрацией.Таким образом он является одним из главных механизмов правового государства в нашей стране.

К тому же Государственный совет осуществляет управленческие функции административных трибуналов и административных апелляционных судов.

Cоветовать

Ежегодно рассматривается 110 законопроектов, 900 проектов указов нормативного характера, 300 проектов ненормативного характера.

Государственный совет осуществляет свои консультативные полномочия при правительстве через пять специализированных отделов : отдел внутренних дел, отдел финансов, отдел общественных работ, отдел социального обеспечения и административный отдел, который был создан в 2008 году. Для изучения материалов каждого досье назначается докладчик (референт). Представители министров, имеющие звание Комиссаров правительства уполномочены разъяснять в Госсовете общее значение того или иного положения текста законопроекта, условия его разработки и причины его выбора. Разработанный референтом проект обсуждается на заседании отдела, на котором в ходе дискуссии и голосования рассматриваются поправки и изменения, сделанные представителями правительства.

Найболее важные вопросы решаются более широким составом Госсовета - общим собранием, включающим сотрудников всех отделов под руководством заместителя предселателя Государственного совета, который должен рассматривать большую часть законопроектов и ордонансов. За редким исключением, заключения Госсовета не носят принудительного характера, хотя в действительности правительство в подавляющем большинстве случаев следует его заключениям.

Кроме административных отделов, выполняющих консультативные функции при рассмотрении текстов законопроектов, подготовленных правительством, есть так называемый отдел исследовательской работы. Этот отдел, недавно созданный, занимается подготовкой годового отчета (доклада), исследованиями и юридическим наблюдением за европейским правом. Этот отдел следит за исполнением заключений и решений Госсовета. В этот отдел входит Комиссия по международным вопросам, уполномоченная координировать вопросы сотрудничества между Госсоветом и юридической администрацией в рамках двусторонних связей с многочисленными иностранными юрисдикциями или в рамках многосторонних отношений посредством многих международных юридических ассоциаций (Международная ассоциация высшей административной юрисдикции, Ассоциация Государственных советов и высших административных юрисдикций Европейского Союза).

Cудить

Ежегодно выносится 170000 решений административными трибуналами,
26000 – апелляционными судами,
12000 – Государственным советом.

Административная юрисдикция рассматривает споры между должностными и частными лицами, ассоциациями, обществами или между двумя администрациями. Она охватывает широкое поле деятельности : общественные свободы, налоги, административные контракты, органы административного контроля, органы государственной службы, здравоохранения, конкуренции, охраны окружающей среды, строительство и урбанизм. Государственный совет является центральным звеном в отношениях между гражданами и государственными органами, так как он представляется высшей ступенью административной юрисдикции. Только судьи административных трибуналов имеют полномочия отменить или изменить решения, принятые исполнительной властью, центральной администрацией, местной администрацией или другими подотчетными им государственными органами. За последние годы в общем контексте больших политических и общественных ставок количество жалоб на действия и акты органов управления увеличилось в среднем более чем на 10% в год.

Pуководить

Госсовет имеет управленческие полномочия административных трибуналов и апелляцонных судов. Для управления административным персоналом при Госсовете существует независимый консультативный орган - Высший совет административных трибуналов и апелляционных судов. Этим органом руководит заместитель председателя Государственного совета. В состав этого органа входят члены Госсовета, директора центральной администрации, избранные судьи администрктивных судов и трое квалифицированных специалистов. Этот орган занимается карьерными вопросами персонала административной юстиции и вопросами и проектами, представляющими интерес для административной юстиции. Благодаря своему предназначению и своему составу этот орган представляет очень большие и важные гарантии независимости персонала судей административной юстиции. Эти судьи назначаются пожизненно.

Что касается секретарей административных судов, то управленческие функции этим персоналом Госсовет разделяет с Министерством внуренних дел. Хотя работа этих чиновников подлежит компетенции Госсовета, они административно входят в состав префектур или относятся к центральной администрации Министерства внутренних дел.

Наконец Государственный совет осуществляет управление бюджетными средствами административных трибуналов и апелляционных судов. Он распределяет бюджетные средства на инвестиции в недвижимость и на оборудование по информатике. Таким образом на протяжении многих лет осуществляется широкая программа реконструкции и ремонтных работ для улучшения условий работы в административных помещениях. В административных трибуналах и в административных апелляционных судах было установлено современное информатическое оборудование для ведения дел по рассмотрению споров и жалоб.

Члены

Высший государственный орган, Государственный совет целиком состоит из 300 госслужащих. Стать его членом можно по конкурсу или по выбору кадров из других администраций. Ежегодно в среднем предоставляется пять мест аудиторов лучшим выпускникам Высшей национальной административной школы. После 4 лет аудиторы становятся докладчиками по ходатайствам. Через 12 лет в этом качестве они переходят в ранг государственных советников. Продвижение по службе зависит только от выслуги лет, что составляет важную гарантию их независимости.

Кроме конкурсной системы существует и система подбора правительством докладчиков из других администраций. Каждый четвертый докладчик и каждый третий государственный советник являются выходцами из этой системы подбора кадров, часть из этих мест предоставляется членам административных трибуналов и апелляционных судов по предложению заместителя председателя Государственного совета. К тому же Госсовет включает в свой состав чрезвычайных советников, назначаемых на четыре года и не входящих в административные отделы. Ценнейшая опытность и компетентность этих кадров из двух систем подбора госслужащих значительно обогащает Госсовет своим многообразием.

Чиновники Госсовета назначаются или одновременно или последовательно либо в отдел по рассмотрению жалоб ( возглавляющий систему административной юстиции) или в отделы, выполняющие консультативные функции при правительстве. Некоторые члены Государственного совета пользуясь возможностью текучести кадров работают при президенте или при премьер-министре, или при других членах правительства. Таким образом они имеют возможность на определенный срок занимать важные должности в административной системе Франции. Некоторые государственные советники работают судьями в высштх международных юрисдикциях ( в Международном Суде, в Суде Европейских сообществ, в Европейском Суде по правам человека). Наконец некоторые из членов Госсовета на ограниченное время имеют право перехода на работу в частный сектор.

Персонал

В своей деятельности члены Госсовета опираются на 350 человек обслуживающего персонала, занимающегося приемом и информированием посетителей, общими административными вопросами, профессиональной переподготовкой кадров, социальными вопросами, уходом за фондом недвижимости, техническим обслуживанием системы связи и коммуникаций, документацией, бюджетными и финансовыми вопросами и их контролированием. Тридцать лет назад обслуживающий персонал Госсовета состоял из 150 человек. Но с тех пор Госсовет действительно был призван удвоить свою работу по рассмотрению жалоб и консультированию. Государственный совет возглавляет систему административной юстиции. В его ведении находятся все административные трибуналы и апелляционные административные суды, в общей сложности около 2500 судей и чиновников.


Государственный совет Франции (фр. Conseil d'État ) — орган французского правительства, призванный подавать свои мнения по вопросам, подлежащим непосредственному разрешению верховной власти.

Содержание

История

Во Франции Государственный совет окончательно оформился при Людовике XIV в 1673 году. Он был одновременно и высшим судебным учреждением, и верховным административным судом, и советом правительства.

Во время революции 1791 году Государственный совет был уничтожен, но скоро восстановлен по замыслу Сийеса, и явился одним из важнейших установлений консульской (потом императорской) конституции VIII-го (1799) г. Совет составлял законопроекты, которые затем предлагались трибунату и законодательному корпусу.

Будучи консулом, Наполеон любил вызывать споры в Государственном совете; сделавшись императором, он постоянно оказывал ему большое доверие, подчинял его контролю действия своих министров, поручал ему самые трудные и щекотливые дела. При деятельном участии совета был организован университет, изданы кодексы: гражданский, процессуальный, коммерческий, уголовный.

Во время Реставрации и Июльской монархии Государственный совет не имел политического значения. Во время Второй империи он играл приблизительно такую же роль, как и при Наполеоне I. Члены Совета, особенно до 1860 г., являлись защитниками законопроектов, внесённых правительством.

По закону 24 мая 1872 г. и конституции 25 февраля 1875 г. участие Государственного совета в законодательстве стало факультативно: мнение совета по законодательным вопросам могло быть испрошено Национальным собранием или правительством. На Государственный совет возлагалась подготовка проектов общих административных правил и разрешение в видах единства управления затруднений, возникающих на практике. Для разрешения пререканий между судебным и административным ведомствами образован в 1872 г. особый трибунал, состоящий под председательством министра юстиции из членов, избираемых Государственный советом и кассационным судом из своей среды.

Государственный совет состоял из президента (министр юстиции), 32 штатных советников (conseiller d'état en service ordinaire), из числа которых назначались вице-президент совета и председатели отделений, 18 сверхштатных советников (с. d'état en service extraordinaire) и министров, заседавших в совете ex officio. Делопроизводство было вверено рекетмейстерам (maîtres de requêtes) и аудиторам. Назначение членов Государственный совета предоставлялось президенту республики. Сверхштатные советники — лица, занимавшие иные должности по администрации и не принадлежавшие к составу отделений. Государственный совет разделялся на отделения (sections); дела рассматривались в отделениях (некоторые — окончательно), в соединенных присутствиях нескольких отделений и в общем собрании. Особое отделение было образовано для дел административной юстиции, по которым Совет являлся высшей инстанцией. Жалобы на распоряжения министров Государственный совет разрешал окончательно, — под председательством вице-президента. Производство в Государственный совете было письменное, но становилось гласным и устным, если жалобщик имел адвоката или этого требовал член отделения Государственный совета или представитель министерства.

Состав Государственного совета

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Организация Государственного совета

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

См. также

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами – Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй – акты органов исполнительной власти.

Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета – все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей, принимает решения о конституционности регламентов палат парламента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции.

В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент республики, председатель правительства, председатели обеих палат парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек.

Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.

Государственный совет назначается президентом и дает заключения правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также судебные полномочия, о которых будет сказано ниже.

Конституционный контроль во Франции является, по существу, предварительным. Последующий конституционный контроль осуществляется лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в конечном счете – в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.

Государственный совет возглавляет систему судов административной юстиции. Есть административные суды первой инстанции и апелляционные суды. Жалобы на решения последних подаются в Государственный совет. Административные суды вправе проверять законность всех административных актов – от муниципальных постановлений до ордонансов президента по самым разным вопросам: политическим (например, выборы), экономическим (хозяйственное руководство на государственных предприятиях), социальным (охрана окружающей среды), по вопросам образования, нравственности (цензура кино) и др.

Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами – Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй – акты органов исполнительной власти.

Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета – все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.




Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей, принимает решения о конституционности регламентов палат парламента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции.

В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент республики, председатель правительства, председатели обеих палат парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек.

Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.

Государственный совет назначается президентом и дает заключения правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также судебные полномочия, о которых будет сказано ниже.

Конституционный контроль во Франции является, по существу, предварительным. Последующий конституционный контроль осуществляется лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в конечном счете – в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.

Государственный совет возглавляет систему судов административной юстиции. Есть административные суды первой инстанции и апелляционные суды. Жалобы на решения последних подаются в Государственный совет. Административные суды вправе проверять законность всех административных актов – от муниципальных постановлений до ордонансов президента по самым разным вопросам: политическим (например, выборы), экономическим (хозяйственное руководство на государственных предприятиях), социальным (охрана окружающей среды), по вопросам образования, нравственности (цензура кино) и др.


Государственный совет Франции (фр. Conseil d'État ) — орган французского правительства, призванный подавать свои мнения по вопросам, подлежащим непосредственному разрешению верховной власти. Высшая судебная инстанция по административным делам.

Во Франции Государственный совет окончательно оформился при Людовике XIV в 1673 году. Он был одновременно и высшим судебным учреждением, и верховным административным судом, и советом правительства.

Во время революции 1791 году Государственный совет был уничтожен, но скоро восстановлен по замыслу Сийеса, после чего явился одним из важнейших установлений консульской (потом императорской) конституции VIII-го (1799) г. Совет составлял законопроекты, которые затем предлагались трибунату и законодательному корпусу.

Будучи консулом, Наполеон любил вызывать споры в Государственном совете; сделавшись императором, он постоянно оказывал ему большое доверие, подчинял его контролю действия своих министров, поручал ему самые трудные и щекотливые дела. При деятельном участии совета был организован университет, изданы ексы: гражданский, процессуальный, коммерческий, уголовный.

Во время Реставрации и Июльской монархии Государственный совет не имел политического значения. Во время Второй империи он играл приблизительно такую же роль, как и при Наполеоне I. Члены Совета, особенно до 1860 г., являлись защитниками законопроектов, внесённых правительством.

По закону 24 мая 1872 г. и конституции 25 февраля 1875 г. участие Государственного совета в законодательстве стало факультативно: мнение совета по законодательным вопросам могло быть испрошено Национальным собранием или правительством. На Государственный совет возлагалась подготовка проектов общих административных правил и разрешение в видах единства управления затруднений, возникающих на практике. Для разрешения пререканий между судебным и административным ведомствами образован в 1872 г. особый трибунал, состоящий под председательством министра юстиции из членов, избираемых Государственный советом и кассационным судом из своей среды.

Государственный совет состоял из президента (министр юстиции), 32 штатных советников (conseiller d'état en service ordinaire), из числа которых назначались вице-президент совета и председатели отделений, 18 сверхштатных советников (с. d'état en service extraordinaire) и министров, заседавших в совете ex officio. Делопроизводство было вверено рекетмейстерам (maîtres de requêtes) и аудиторам. Назначение членов Государственного совета предоставлялось президенту республики. Сверхштатные советники — лица, занимавшие иные должности по администрации и не принадлежавшие к составу отделений. Государственный совет разделялся на отделения (sections); дела рассматривались в отделениях (некоторые — окончательно), в соединённых присутствиях нескольких отделений и в общем собрании. Особое отделение было образовано для дел административной юстиции, по которым Совет являлся высшей инстанцией. Жалобы на распоряжения министров Государственный совет разрешал окончательно, — под председательством вице-президента. Производство в Государственном совете было письменное, но становилось гласным и устным, если жалобщик имел адвоката или этого требовал член отделения Государственного совета или представитель министерства.

Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 декабря 2016 года.

Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 декабря 2016 года.

Читайте также: