Белая кость значение фразеологизма кратко

Обновлено: 03.07.2024

По поводу "тюркского следа" есть и такое мнение:
Вы бы могли пояснить, что подразумевается под "белой" и "черной костью" у казахов. Какие-то племена являются белой костью по отношению к другим?
(А Чингизиды ко всем остальным, насколько я понимаю? )

Или деление на эти две кости есть также и внутри племен между родами одного племени? Например род, из которого выходили потомственные беки какого-то племени? Было ли такое?
(Я не ошибаюсь называя старшин или начальтников племен беками7 Может их называли по-иному? )

Кроме того Л. Н. Гумилев писал, что у казахов "бек черной кости" означает того, кого обычно в русском языке принято называть "белой костью", т. е черная кость наоборот выше белой.
Получается - есть две разных традиции использования этих терминов?

Мнение Г. Климова:

Народное выражение утверждает, что интеллигенция, которая нередко грешила "союзом сатаны и антихриста", имеет белую кость и голубую кровь. Россияне давно приметили, что цвет костей простых людей и родовитых "аристократов", находящихся в равных условиях и одного возраста, имеет значительное различие. Как определила современная наука с помощью химического исследования, белый цвет костей связан с нарушением фосфорно-кальциевого соотношенния, а "голубая" кровь - это то, что теперь называется отрицательным резус-фактором в крови, мешающим деторождению, при наличии которого рождаются нежизнеспособные дети "синего цвета". От этого-то и произошло выражение "голубая кровь", которому асиаты, ничтоже сумнящеся, придают оттенок превосходства, но, как видите, похвалы здесь нет!

(значение фразеологизма) — барская, дворянская порода.

Толковый словарь живого великорусского языка (1863-1866) В.И. Даля поясняет, что различают "белая кость" - благородное поколение и "черная кость" - простое поколение.

В русском языке черный цвет ассоциировался с простым и низменным. Так, например, на Руси простых людей называли черные люди. Белый же цвет ассоциировался с хорошим и благородным (см. На белом коне).

В словарях

(ирон.) — барская, дворянская порода. ( Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.) , "Белый")

Примеры

"В усадьбе" - Рашевич говорит молодому человеку:

"с точки зрения братства, равенства и прочее, свинопас Митька, пожалуй, такой же человек, как Гёте или Фридрих Великий; но станьте вы на научную почву, имейте мужество заглянуть фактам прямо в лицо, и для вас станет очевидным, что белая кость - не предрассудок, не бабья выдумка. Белая кость, дорогой мой, имеет естественно-историческое оправдание, и отрицать ее, по-моему, так же странно, как отрицать рога у оленя. Надо считаться с фактами! Вы - юрист и не вкусили никаких других наук, кроме гуманитарных, и вы еще можете обольщать себя иллюзиями насчет равенства, братства и прочее; я же - неисправимый дарвинист, и для меня такие слова, как порода, аристократизм, благородная кровь, - не пустые звуки."

"Кому на Руси жить хорошо" (1877 г.):

"Не так ли, благодетели?"

"Так!- отвечали странники.

Кость белая, кость черная,

И поглядеть, так разные,

Им разный и почет!"

"Ну, вижу, вижу: поняли!

Так вот, друзья - и жили мы,

Как у Христа за пазухой,

И знали мы почет".

Поздравление молодых в доме помещика

Землевладельцы. То есть имеющие землю в собственности, полностью ей распоряжающиеся. Если кого-то нам Руси можно назвать вассалами, то бояр. А… дворяне? То есть пока сыны боярские?

В середине 16−17 в. выходит ряд указов, регламентирующих и во многом ограничивающих права вотчинников. В частности, ограничивались права наследования правнуками (при отсутствии других родственников вотчина поступала в казну); регламентировались права наследования женами и дочерьми (бездетная жена не наследовала вотчинную землю, получая четверть приобретенных земель и движимого имущества) и пр.

Началась же регламентация с ограничения земельных прав церкви.

Но служба помещиков обязательна до середины 18 века! Причем со времени Петра I — не только военная, но и гражданская служба (хотя военная престижнее; на практике она давала больше возможностей и льгот). Владение имением, как и раньше, направлено на материальное обеспечение служилого человека, давая государству возможность тратить меньше денег на его содержание. При Петре I выслужившие определенный срок дворяне могут приобретать земли. Не служившие — не могут!

До середины 18 века в России все служили на благо государства. По большому счету, все были закрепощены, жестко привязаны к сословным обязанностям. Действует знаменитая формула: дворяне служат, крестьяне работают, духовенство молится.

При Петре I один из братьев (если в семье их несколько) мог остаться для ведения хозяйства. Но ведь и это — служба. Хозяйственник, управляющий своим имением, обеспечивает остальным братьям возможность заниматься военной или гражданской службой. Имение все еще используется по прямому назначению: обеспечивать служащего дворянина.

При Петре I дворянство — еще полноценно служилое сословие. Но похоже, именно тогда начинается культурное расслоение общества.

Петр — первый царь, ездящий за границу! А вот идея посылать дворян учиться в Европу не нова, тем более — приглашение западных специалистов в Россию. Просто у Петра другие масштабы и темпы…

С начала 17 в. роль дворянства постепенно растет. Это нормально! Наверное, первое проявление самостоятельности, социальной активности — участие в Смуте. На обеих сторонах! Затем — избрание царя, новой династии. А с усилением центральной власти дворянство традиционно, как и в Европе, становится главной опорой правителя. Но его крепко держат в узде и эксплуатируют на благо государства.

Эпоха Петра I — апогей закрепощения дворянства. С 1730-х годов положение дворян облегчается. Эпоха дворцовых переворотов!

1730 — Анна Иоанновна по просьбе дворянства рвет кондиции; 1741 — дворянская гвардия возводит на трон Елизавету; гвардейский переворот в пользу Екатерины, не имеющей совсем уж никакого отношения к Романовым… Правление Екатерины II, апогей дворянства!

К этому шли постепенно.

1730−50 гг. — ряд указов в пользу дворянства: помещики сами собирают с крестьян налоги; ограничение срока службы, в 45 лет можно уйти в отставку; запрет всем кроме дворян владеть поместьями и крепостными; помещик получает право судить крепостных; может своей властью ссылать крестьян в Сибирь и пр.

Анна Иоанновна отменяет закон о единонаследии. Помещики становятся полноправными собственниками земли, полностью ею распоряжающимися.

Один из первых указов европейца Петра III (после подтвержденный Екатериной II) — о дворянской вольности. Чем он руководствовался? Не знаю. Одна из версий — зарабатывал популярность, ища опору в лице дворян в противовес почувствовавшей свою силу гвардии. И вероятно, рассчитывал развязать дворянам руки для занятий хозяйством, что поспособствует прогрессу. Земля при этом оставалась собственностью помещиков. Итог: страна получила полноценно привилегированный класс.

Теперь… Не зря с указом о вольности дворян крестьянство ждало и отмены крепостного состояния. Логично: если дворянин не воюет, с какой стати его кормить?

Но о крепостном состоянии стоит поговорить отдельно. Эпоху Екатерины называют Золотым веком. Пожалуй, для дворянства.

Дворяне убивают Павла I, пытавшегося приструнить распустившееся и ставшее привилегированным сословие. Недовольны были очень многие, особенно столичные дворяне. И гвардия — в первую очередь. Ну надо же, император посмел вернуть телесные наказания! И смягчить эксплуатацию крепостных! Убили на этот раз императора более чем легитимного, рожденного и выросшего в России. Правда, и непосредственно убили императора люди более чем высокопоставленные! Не простые гвардейцы…

Пик дворянской вольницы — заговор 1825 г. Пик, он же конец. В первый раз император успел первым и не побоялся проявить силу. Второго раза не было.

Читайте также: