Тактика игры это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тактика игры - это организация спортивной борьбы с помощью индивидуальных, групповых и командных действий. Под тактикой игры следует понимать целесообразные, согласованные действия игроков команды, направленные на достижение победы. Тактика игры определяется уровнем технического мастерства игроков. Главной движущей силой развития ее является борьба между нападением и защитой. Появление новых эффективных средств и способов нападения диктует необходимость поисков средств и способов защиты.

Средствами ведения игры являются все технические приемы и способы их выполнения.

Способами ведения игры называются индивидуальные, групповые и командные действия игроков, применяемые в борьбе с противником.

Индивидуальные действия - это действия игрока, направленные на решение определенной тактической задачи в данный момент игры.

Групповые действия - взаимодействие двух или нескольких игроков, выполняющих конкретную игровую задачу.

Командное действие - это взаимодействие всех игроков команды, направленные на выполнение определенных задач в нападении и защите. Они реализуются с помощью определенных систем игры.

Система игры - это определенная организация действий команды, основанная на функциях игроков и их расстановке на площадке.

Тактическая комбинация - это взаимодействие игроков, направленное на создание одному из них условий для завершения атаки или контратаки.

Форма ведения игры - это характер проявления игровых действий команды, выражающийся в определенном темпе и стиле ведения игры, в тактике замен и перерывов, в соблюдении игровой дисциплины, в проявлении активной борьбы и т. д.

Игровая дисциплина - это подчинение действий каждого игрока командным действиям, стремление четко выполнять поставленные задачи на протяжении всей игры и турнира, сохранять исключительную собранность и уметь переключаться с одних действий на другие в соответствии с заданием.

Тактику игры в волейбол принято делить на тактику нападения и тактику защиты, причем в зависимости от принципа организации действий игроков различают следующие группы: индивидуальные, групповые и командные действия.

В свою очередь, каждая из этих групп подразделяется на виды. Например, индивидуальные действия в нападении подразделяются на два вида действий: действия игрока без мяча и действия с мячом. Виды в зависимости от конкретного содержания игровых действий подразделяются на системы и способы. Отдельные способы, имеющие особенности в содержании их выполнения, подразделяются на варианты и комбинации.

Игра начинается с подачи мяча одной из команд. Подача выполняется из 1 зоны. Три игрока занимают места на передней линии у сетки (зоны 2, 3, 4), остальные - на задней линии (5, 6). Игроки располагаются на площадке так, чтобы можно было контролировать всю площадку (Рис.1). Волейболисты, находящиеся на передней линии, участвуют в приеме и передачах мяча, нападают, блокируют, подстраховывают друг друга. Игроки задней линии подают подачу, принимают и передают мяч, подстраховывают, но не имеют права выходить на переднюю линию для атаки и блокирования.













Рис. 1. Расположение игроков и нумерация зон

Для организации действий команды необходимо распределение игровых функций между игроками.

В современном волейболе функции распределяются следующим образом: нападающие (основные и вспомогательные) и связующие игроки.

Основной нападающий, как правило, высокорослый игрок с хорошими физическими данными, обладающий стабильными и результативными ударами. На основного нападающего возлагается функция центрального блокирующего.

Вспомогательный нападающий должен быть универсально подготовленным игроком, отличающимся сильной игрой и в нападении и в защите. Всесторонне физически развитый, с отличной прыгучестью, ловкий, подвижный, быстро ориентирующийся, с острым тактическим мышлением.

При блокировании им отводится функция крайнего или центрального блокирующего. При защите в поле они участвуют в приеме ударов, и в страховке блокирующих.

Связующий игрок должен обладать качествами организатора командных действий, и главным образом в нападении, быть всесторонне технически подготовленным, особенно хорошо владеть мастерством выполнения второй передачи в различных ситуациях.

Основные обязанности его в нападении: точно по адресу направлять передачу для удара в простых и сложных тактических комбинациях, учитывая особенности каждого нападающего; разыгрывать комбинации с учетом расположения блокирующих противника; умело выходить с задней линии (из разных зон) для передачи на удар не только при приеме подач, но и по ходу игры, в контратаках; владеть нападающим ударом и проявлять инициативу в нападении.

В защитных действиях на связующих игроков возлагают следующие обязанности: при блокировании владеть одиночным и групповым блоком, быть подвижными и быстрыми при страховке и на приеме нападающих ударов; на задней линии, если это необходимо, брать на себя больший район действий и цепко играть в защите, поддерживая боевой дух команды.

Специфика игры позволяет условно разделить нападение и защиту, хотя они тесно связаны между собой.

Главная цель нападающих действий заключается в том, чтобы мяч коснулся площадки противника или чтобы игрок команды противника допустил техническую ошибку. Активными атакующими действиями команда овладевает инициативой в игре, заставляет противника принять выгодный ей план и имеет моральное превосходство.

Индивидуальные действия игрока являются частным выражением командных действий. Они включают действия без мяча и с мячом.

Действия игрока без мяча - это выбор места для вторых передач и место для нападающего удара. Они носят постоянный характер в течение всей игры.

Действия игрока с мячом - это выбор способа приема и своевременное и эффективное его применение.

Игрок может угрожать противнику и оказывать на него психологическое давление сменой способа подачи; может нарушать стройную смену защиты разнообразными ударами на точность, сильными, тихими, обманными и т.п., а также ввести его в заблуждение внезапной сменой скорости и направления вторых передач на удар.

Выполнение подач, умелое, четкое, может затруднить противнику их прием, нарушить организацию его нападающих действий. Иногда подача приносит команде сразу очко. Тактика подач строится с учетом особенностей игры команды противника.

В играх на летних площадках надо учитывать метеорологические условия, чтобы по возможности затруднить противнику прием подач.

Выполнение передач, грамотное, успешное, возможно только при правильной оценке игровой обстановки. А это зависит от уровня тактического мышления игрока: его сообразительности, находчивости и знания возможностей нападающих в данный момент игры, умения принимать решения.

При выполнении нападающих ударов индивидуальная тактика важна в те моменты, когда нападающий остается в единоборстве с блокирующими противниками или когда ему приходится выбирать средства и способы для завершения действий.

Очень важно умение обходить блок противника, когда блокирующие закрывают определенную зону площадки или направление предполагаемого удара, а нападающий выполняет удар в другую зону.

Необходимо уметь пользоваться ударами по блоку так чтобы мяч резко отлетал за пределы площадки.

Каждый нападающий должен стремиться применять удары с различных передач - высоких, средних, низких, вертикальных и прочих; умело пользоваться таким тактическим приемом как имитация передачи в прыжке с внезапно последовавшим ударом.

Групповые действия представляют собой взаимодействия двух или нескольких игроков, решающих часть задачи, поставленной перед командой.

Реализуя тактические комбинации и совершенствуя взаимодействия игроков, надо придерживаться определенных принципов:

  1. Нельзя использовать непосильную по технике выполнения для команды или не разученную тактическую комбинацию.
  2. Всякая тактическая комбинация должна основываться на конкретной игровой обстановке.

Результативность нападения зависит не только от индивидуальной технической и тактической подготовленности игроков и четкого взаимодействия звеньев, но и от единства и слаженности действий всей команды.

Наибольшей результативности добиваются в том случае, когда нападающие владеют не только ударами с различных передач и не только в своих зонах, но и со скрестным перемещением. Связующий игрок должен уметь разыгрывать мяч, учитывая действия блокирующих противника.

Цель защитных действий - нейтрализация нападения противника. Главное - не дать мячу упасть на свою половину площадки и не допустить технической ошибки.

При этом команда решает такие задачи:

- не дать противнику выиграть очко подачей или затруднить ее прием;

- препятствовать противнику в выполнении нападающего удара;

- не допустить падения мяча на своей стороне площадки и создать возможность для контратаки;

- постоянными активными действиями на блоке, на страховке и непосредственно в защите расстраивать атаки противника.

Упорные защитные действия нарушают результативность нападения противника.

Общую схему организации защитных действий намечают заранее и строят в зависимости от подготовленности игроков команды и особенностей тактики противника.

Как и в нападении, игра в защите состоит из индивидуальных, групповых и командных действий.

Индивидуальные действия игрока в защите предполагают подготовку, выбор места дальнейших действий и непосредственные действия с мячом. К таким действиям относятся выбор места для приема подач, для блокирования и для приема нападающих ударов.

При выборе места для приема подач игрок в первую очередь занимает наиболее удобную исходную позицию, учитывая общую схему построения. Занятая им позиция не должна сковывать действия рядом стоящих игроков. Он должен предугадывать направление и возможную траекторию полета мяча, чтобы ориентироваться в дальнейших действиях, связанных со своевременным перемещением для приема мяча.

При выборе места для приема подачи необходимо помнить об условной зоне своих действий, но в то же время действовать нестандартно.

Блокирующий при обычных ударах по ходу должен располагаться против мяча (или места нанесения удара); при косых ударах левее мяча (или места нанесения удара), если удар следует из зоны 4, и правее мяча, если из зоны 2.

У игроков должна быть развита интуиция выбора места для приема нападающих ударов, в какой бы зоне площадки они не находились.

Защитник, определяющий предполагаемое направление нападающего удара и выбирающий место выхода, постоянно находится в движении. Перемещения игроков, выбор места для приема мяча и выход к нему во многом зависят от исходной позиции и от умения разгадать действия нападающего противника. А для этого важно уметь правильно оценить игровую ситуацию.

Индивидуальные тактические действия при выборе места в защите совершенствуются с приобретением игрового опыта.

К индивидуальным действиям игрока с мячом относятся действия при одиночном блокировании, самостраховка или передача после блокирования, а так же определенные способы приема подач или нападающих ударов.

Блокирование - это самый эффективный способ защиты.

Своевременность прыжка во многом определяет качество блока. Прыжок при блокировании не всегда надо выполнять в полную силу. Это зависит от:

- роста блокирующего и прыжка нападающего;

- высоты и удаленности передачи от сетки;

- высоты удара относительно сетки;

- направление ударов нападающего (какие удары он чаще применяет прямолинейные или переводы);

- роста и прыжка самого блокирующего.

Иногда при блокировании возникает необходимость сделать два прыжка подряд.

Главное при постановке блока - внимательное наблюдение за нападающим. В прыжке игрок должен следить за действиями нападающего противника, тогда блок будет гораздо результативнее.

Для блокирования следует выносить руки над сеткой в последний момент, непосредственно перед нападающим ударом. Преждевременный вынос рук раскрывает нападающему замысел блокирующего и тем самым облегчает ему действия в нападении.

Направление выноса рук и положение кистей зависят от удаленности мяча от сетки. При нападающих ударах с близких от сетки передач надо активно переносить руки через сетку к мячу. При ударах с относительно далеких передач (примерно 1- 1,5 м) руки следует максимально вытягивать вверх у самой сетки.

Постановка рук блокирующего (и особенно кистей) зависит от направления удара.

Очень важно уметь по действиям передающего игрока предугадать зону завершающего удара.

Таким образом, тактическое мастерство блокирующего заключается в умении предугадать зону и направление нападающего удара и действовать в зависимости от этого, а так же учитывая индивидуальные особенности нападающего, свои возможности и возможности защитников своей команды.

К индивидуальным тактическим действиям в защите относится самостраховка после постановки блока. Самостраховка применяется, когда мяч от блока оказывается на стороне блокирующего на расстоянии вытянутой руки.

К тактическим действиям игрока при приеме подач или нападающих ударов относится выбор способа приема мяча, определение зоны, направления приема мяча в связи с дальнейшими действиями команды и точное доведение туда мяча.

Групповые тактические действия в защите предусматривают взаимодействия нескольких игроков или звеньев в отдельных положениях. Игроков делят на блокирующих, страхующих и защитников. Взаимодействие игроков проявляется в групповом блокировании (двойном или тройном), в различных действиях при приеме нападающих ударов, при страховке игроков.

При отработке взаимодействий между игроками, выполняющими различные задачи, большую роль отводят блокирующим. В зависимости от их игры строят свои действия защитники и страхующие.

Основа тактики группового блока - двойное блокирование. Тройной блок встречается очень редко.

Разделяют блокирующих на средних (центральных) и крайних. Из тактических соображений сильнейший блокирующий в большинстве случаев играет в центре. Делается это главным образом для того, чтобы он успевал действовать и в зоне 2, и в зоне 4, не говоря уже о зоне 3. Он является еще и организатором блока. Поэтому в центре целесообразно оставлять более подвижного игрока.

Групповые действия при приеме нападающих ударов выражаются во взаимодействии:

- защитников между собой;

- защитников со страхующими;

- защитников с блокирующими;

- страхующих с блокирующими;

- страхующих между собой при двойной (смешанной) страховке.

Обязанности между защитниками могут быть распределены по - разному: один из них отвечает за середину площадки, другой за боковую линию; один больше за прием удара впереди, другой у лицевой линии и т.п. По ходу игры игроки могут меняться зонами.

Взаимодействия защитников со страхующими игроками должно быть точным, без потерь мяча. Такие потери возможны, если страхующий игрок несвоевременно занимает исходную или окончательную позицию, мешает своими перемещениями защитникам, пропускает свои мячи или берет чужие.

Взаимодействие защитников с блокирующими во многом определяет результативность игры в защите.

Взаимодействие блокирующих при страховке определяется зоной постановки блока и расположением страхующих.

В зависимости от тактики подач противника и распределение зон приема условно выделяют расстановку в линию и уступами.

При расстановке в линию игроки стоят почти на одной линии, не нарушая правил расстановки.

При расстановке уступами, или в две линии, игроки стоят на различном расстоянии друг от друга, не загораживая один другого.

В большинстве случаев команды предпочитают расстановку уступами. Такое расположение игроков помогает лучше принимать разнообразные по способу выполнения и направлению подачи.

"Понятие тактика должно пониматься как исполнительная часть стратегии" (Qayoso, 1983, 5).

"Искусство, которое учит наводить порядок" (D.R.A.E.L., 1992, 1369).

"Реализация определенного стратегического плана, посредством которого каждый из участвующих спортсменов, индивидуально и коллективно, получает и применяет конкретные инструкции для определенного поведения в ходе матча или спортивного соревнования с целью достижения победы или результата, наиболее подходящего для данного момента и обстоятельств" (GEP, 1999, 29).

Зачастую, что некоторые репортеры и спортивные комментаторы неправильно интерпретируют оперативную тактику со стратегией. Благодаря таким мерам (например, замена некоторых игроков), тренер может показаться хорошим тактиком, как только его эффективность будут оценена за то, что он сделал в подготовке команды до начала игры. Это замечание разъяснил Теодореску (1984).

Мы будем говорить о тактике в игре, ссылаясь на:

2.3.1 Общая тактика. Охватывает теоретические основы и практические методы, общие для всех коллективных видов спорта.

2.3.2 Индивидуальная тактика. Она является основой для работы команды. Это то, что происходит во время игры, в которой игроку нужно сделать выбор (тактическое решение), которые он обоснованно считает наиболее подходящими.

Чем больше информации мы постоянно получаем от игры, и мы знаем, как адаптировать ее к нашим собственным обстоятельствам, в интересах нашей команды, мы придем, как говорит Эспар (1998, 18), "от инстинктивной игры, основанной на вариативности, до преднамеренной игры, основанной на ожидании, которое приведет к скачку в коллективной работе" . Важно воспринимать и понимать игровое действие для того, чтобы адаптировать нашу реакцию к тактическому умыслу противника, а не к широкому техническому арсеналу, чтобы при необходимости использовать тот, который лучше подходит в конкретный момент. Не следует также забывать, что уловка является чем-то вроде фундаментального ориентиром, во всех тактических действиях, без чего очень трудно удивить соперников.

2.3.3 Коллективная тактика. Это следствие индивидуальной тактики, но она не должна отрабатываться изолированно от компонента команды, нужно действовать правильно и коллективно в любой игровой ситуации.

Для дальнейшего разъяснения этой концепции мы также ссылаемся на определение Вайнека (1988, 341), которое, хотя и охватывает различные проявления тактики, но заставляет нас задуматься об универсальности и коллективизме. Он определяет тактику следующим образом: "Рациональное поведение, которое регулируется исходя из индивидуальных и командных способностей спортсмена и противника, а также внешних условий, в индивидуальном или командном виде спорта".

Нет нужды говорить, что победить в командном спорте невозможно, если один из игроков команды не понимает или не смог истолковать определенную игровую ситуацию (Weineck, 1988).

2.3.3.1.1 Групповая тактика.

Небольшие группы, которые помогают развитию и совершенствованию коллективной тактики, не игнорируя командный стиль. Например: "асимметрия" или "стенка".

2.3.3.1.2 Коллективная тактика.

Игровая система атаки или обороны

Распределение ролей для каждого игрока в игре, группировки, распределение пространств.

Плановая комплексная работа всех игроков для того, чтобы выполнять все задачи атаки и обороны скоординированно.

С глобальной точки зрения, команда развивается на протяжении всего спортивного сезона и, в частности, во время матча; допустим, это участие всех его компонентов в конкретной ситуации в игре. Например: выполнить четыре атаки.

2.3.3.2 Условия коллективной тактики

  1. Соперник
  2. Технический уровень (тактика возможна только при использовании техники).
  3. Физическая подготовка.
  4. Психологический фактор (единство, безопасность, мотивация. ).
  5. Правила игры (эти знания важны для развития тактической работы).
  6. События, произошедшие во время матча (удаление, предупреждение, травмы. ).
  7. Покрытие площадки.

2.3.4 Эволюция тактики

Если объяснить схему, которую мы рассматриваем в верхней части (таблица 2), то увидим, как эволюция игры влечет за собой совокупный прогресс тех аспектов, которые мы наблюдаем в ней. Ключом к успеху является изменение правил игры, чтобы они способствовали эффектности и зрелищности вида спорта. Застой или неуместные правила в игре приводят к несмотрибельности, так как практика повышает превосходство игрока за счет ее технико-тактико-физического усовершенствования. Давайте вспомним, когда мы могли вернуть мяч вратарю, мяч летал из стороны в сторону от зоны ворот до тех пор, пока атака не стала благоприятной. Это скучно.

Морено (2000) объяснял это так:

Большие физические возможности подразумевают большее участие в игре, заставляя модифицировать технику.

Изучение новых методов и исправление недостатков дают игроку больше возможностей.

Позволяет уделять больше внимания другим ситуациям в игре, облегчая принятие решений.

В тактическом аспекте они влияют на:

  • Физику и технику;
  • Крупные спортивные мероприятия;
  • Перенос из других командных видов спорта;
  • Техническое творчество.

Изменения в правилах:

Основополагающее значение для развития любого вида спорта - это тщательное изучение свода правил и исправления ошибок в интересах зрелищности и здоровья спортсменов в этом виде спорта.

ТАКТИКА ИГРЫ

Под тактикой командной игры надо понимать индивидуальные и коллективные способы и формы действий игроков, творчески осуществляемых в конкретных условиях спортивных соревнований и направленных на достижение наивысших результатов.

Необходимо научить игроков сознательно и целенаправленно организовывать игровые действия и согласовывать их с действиями других игроков в зависимости от сложившейся обстановки во время борьбы с противником.

Постоянное повышение уровня физической подготовки, активизация форм ведения борьбы постоянно обогащают тактику. Современная тактика весьма разнообразна и позволяет тонко и умно строить борьбу.

Тактика зависит от многих факторов: технической оснащенности команды, ее работоспособности, психологической подготовки и психологической устойчивости игроков, умения распределять силы и создавать менее выгодные условия для действий противников и др.

К основным чертам тактики, характеризующейся простотой и целесообразностью действий, следует отнести:

А) быстроту атакующих действий, требующих хорошей подготовки, ориентировки и умения взаимодействовать с партнерами;

Б) быстроту комбинационного стиля игры, основанную на использовании совершенной индивидуальной техники;

В) преимущественное применение малоходовых комбинаций с короткими взаимодействиями двух-трех человек, направленными на быстрое создание условий для атаки или обороны;

Г) активные формы ведения игры в защите.

Четкая организация действий обеспечивается распределением функций в команде. Определение функций позволяет более точно представить задачи и роль, которую должен выполнить игрок.

В настоящее время /целесообразно распределять функции следующим образом: игроки передней линии (центровой и крайние нападающие), игроки задней линии. Количество выполня­ющих функцию зависит от избранной системы ведения игры и конкретных комбинаций.

Центровой игрок, как правило, имеет высокий рост. Он ближе всех расположен к щиту, благодаря чему имеет возможность либо завершать атаку, руководя действиями в нападении, либо организовывать борьбу в защите, а при овладении отскоком начинать атаку.

Игроки задней линии в основном выполняют обязанности ведения комбинационной игры в роли организаторов атаки. В защите они первыми вступают в единоборство с противником, сдерживают быстроту атаки и оказывают помощь партнерам в противодействии нападению.

В настоящее время все более выраженной является тенден­ция к взаимозаменяемости игроков по функциям: центровые игроки должны уметь вести игру в позиции крайних нападающих и наоборот, крайние должны уметь выполнять функции центрово­го. Аналогичное положение между игроками передней линии (крайними) и задними игроками. Универсализм не ликвидирует функций игроков, а способствует более гибкой и оперативной тактике в тех случаях, когда в ходе игры игроки оказались не на своих игровых местах. С тем чтобы не тратить время на дополнительные перемещения и перестроения, надо уметь выполнять функции того игрока, на месте которого оказался.

Свободному раскрытию творческих комбинаций и инициативы активных действий каждого игрока способствует знание основных закономерностей тактического поведения.

В основу классификации тактики баскетбола положен принцип организации действий, в соответствии с которым различают индивидуальные, групповые и командные действия.

Трудно переоценить значение разумной тактики игры для успеха команды. Мало научить игроков бросать по корзине, владеть техническими приемами передач, ведению мяча, заслонам, развить хорошие физические качества. Если игроки не будут сыгранными, не будут действовать на площадке осмысленно, коллективно, то команда из таких игроков не сможет добиться большого успеха в баскетболе.

Так как же тренеру подобрать для своей команды такую тактику, которая приносила бы успех в соревнованиях? Это сложный и важный вопрос, от его правильного решения будет многое зависеть в дальнейшей работе с командой.

Часто характер спортсменов, их эмоциональность не берутся во внимание тренерами при подборе тактики игры, а это далеко не второстепенные детали.

Другим критерием подбора тактики игры для команды является уровень физической подготовленности игроков: их рост, быстрота, сила, выносливость, ловкость, прыгучесть. Поэтому если игроки команды не воспитали в себе скоростной выносливости, то команда не сможет строить атаки на быстрых прорывах. Или взять вид защиты – прессинг. Если взглянуть со стороны необходимых для него физических способностей игроков, то прессинг это сильные ноги, отличная скорость передвижения, выносливость, быстрота реакции, ловкость и прыгучесть. Применение прессинга требует колоссальных физических напряжений игроков, больших затрат энергии. Поэтому чтобы создать фундамент для применения прессинга необходимо провести огромную тренировочную работу по совершенствованию физических качеств – скорости, выносливости, прыгучести и т.д. Предлагая команде определенную тактику игры, нужно учитывать физические качества игроков.

Прежде чем разучивать взаимодействия игроков, нужно подумать о завершении всей комбинации, решить вопрос о технике броска, о точности попадания в корзину с этой дистанции.

Итак, для разумного подбора тактики команды тренер должен учесть: характер спортсменов, их эмоциональность, темперамент, уровень физической подготовленности игроков, техническую оснащенность баскетболистов.

Под тактикой понимают рациональное использование приемов игры и организацию действий игроков с целью достижения успеха в соревновательном противоборстве с соперником. Тактика игры подразделяется на два раздела: тактику нападения и тактику защи­ты. В каждом разделе из них выделяют индивидуальные, группо­вые и командные тактические действия (рис. 33). Распределение во­лейболистов по игровым функциям позволяет наилучшим образом использовать их индивидуальные возможности.

6.3.1. Тактика игры в нападении: индивидуальные, командные действия

Индивидуальные тактические действия,с одной стороны, тесно связаны с техникой, с другой - с групповыми тактическими дей­ствиями. В них входят действия без мяча - выбор места и с мячом -при второй передаче,"подаче, нападающем ударе.

При выполнении передач для атакующих ударов:

• передача нападающему, находящемуся впереди связующего;

• передача нападающему, находящемуся сзади связующего;

• равномерное распределение передач мяча нападающим;

• передача нападающему против слабого блокирующего игро­ка соперника;

• изменение траектории передач в зависимости от качества при­ема мяча и тактического плана игры;

• изменение направления передач: на сторону соперника после имитации передачи вперед или назад; за голову после имитации передачи вперед; вперед после имитации передачи за голову.



При выполнении подач:

• чередование способов подач;

• подача на игрока, слабо владеющего навыком приема подачи;

• подача на основного нападающего;

• подача на игрока, вступившего в игру после замены;

• подача на связующего, выходящего с задней линии;

• подача между игроками;

• подача к боковым и лицевой линиям. При выполнении атакующих ударов:

• выбор способа отбивания мяча через сетку;

• чередование способов атакующих ударов с учетом игровой си­туации;

• имитация атакующего удара и передача в прыжке партнеру;

• имитация передачи в прыжке и обманный атакующий удар.
Групповые тактические действия.Сюда входят взаимодействия

2-5 игроков, решающих часть общекомандной задачи. Групповые тактические действия, таким образом, с одной стороны, связаны с индивидуальными, с другой - с командными. Взаимодействия осу­ществляются:

• между игроками задней и передней линии (принимающими по­дачу и нападающий удар - со связующим) при игре связующего на передней линии;

• то же, но при выходе связующего со второй линии (при второй передаче на удар);

• принимающих подачу и нападающий удар - с нападающими;

• нападающих с нападающими при имитации атакующего удара и передаче в прыжке партнеру.


и разученных взаимодей­ствиях. По структуре пере­мещения нападающих взаи­модействия можно разде­лить на три группы: взаимо­действия без изменения на­правления перемещения (каждый в своей зоне); с из­менением направления пе­ремещения; со скрестным перемещением. Рассмот­рим наиболее типичные тактические комбинации из названных групп.

1. Принимающий пода­чу (нападающий удар)








передачи или с откидки. В организации групповых нападающих действий основная роль при-адлежит связующему (пасующему) гроку, которого метко называют испетчером игры. Командные тактические действия.командные тактические действия ключают три системы: первая - со торой передачи игрока передней инии; вторая - со второй передачи грока, выходящего из тыловых зон сетке; третья - с первой передачи ли с передачи в прыжке после ими-ации удара. Нападение со второй передачи иг-ока передней линии - самый простой доступный способ организации ата-

направляет мяч связующему в зону 3, который посылает его в зону 4 или 2 (за голову). Если связующий будет находиться в зоне 2, то он может передавать мяч для завершения атаки в зоны 4 или 3 (рис. 34). Аналогичные варианты этих комбинаций возможны и при выходе связующего к сетке из тыловых зон. Ведущую роль здесь будет играть игрок зоны 3, который первым должен начинать раз­бег для атаки с низкой, короткой или передачи на взлете и создать впечатление у соперника, что именно он будет выполнять атакую­щий удар.

3. Более высокий уровень мастерства предъявляют тактические комбинации со скрестным передвижением нападающих.

К наиболее эффективным групповым действиям нападения, как уже отмечалось, относятся взаимодействия, в результате которых мяч при приеме подачи или нападающего удара сразу адресуется для атаки в одну из зон передней линии. Это возможно лишь в тех

случаях, когда соперники не смогли завершить свои действия ата­кой и игрок вынужден без явной угрозы отбить мяч через сетку. Здесь возможны два варианта атаки: непосредственно с приема-

ки. В зависимости от начальной расстановки игроков и плана ве­дения игры передача может выполняться из зон 2, 3, 4. В заверше­ние атакующих действий участвуют только два нападающих пере­дней линии (см. рис. 34).

Нападение со второй передачи игрока, выходящего из тыловых зон к сетке, позволяет значительно расширить фронт атакующих действий, что повышает их эффективность. В зависимости от рас­становки игроков и плана ведения игры выход связующего игро­ка может осуществляться из любой тыловой зоны площадки: 1, 5, 6 (рис. 38). В последние годы в атаку активно подключаются игро­ки задней линии, расширяя арсенал тактических комбинаций в на­падении.

Нападение с первой передачи или с передачи в прыжке - сложный, но эффективный способ организации завершающих действий. Обычно он применяется в тех случаях, когда соперник вынужден действовать с малой вероятностью выигрыша. Откидка - это услов­ное название передачи в прыжке после имитации атакующего уда­ра. Таким образом можно считать, что командные действия в напа­дении осуществляются преимущественно по двум системам - с пе­редач игроком передней линии и с выходом к сетке из тыловых зон.

6.3.2. Тактические действия в защите: индивидуальные, групповые, командные

Цель защитных действий - противодействие атакующим дей­ствиям соперника над сеткой или падению мяча на площадку. Выделяют индивидуальные, групповые и командные тактичес­кие действия.

Индивидуальные тактические действия. Индивидуальные действия игрока в защите включают: выбор места и действия с мячом при приеме подач, атакующих ударов, отскочившего мяча от блока со­перника, при блокировании и самостраховке при блокировании.

При приеме подач игрок выбирает место с учетом зоны (радиу­са) своих действий и особенностями подачи соперника. При пода­чах на силу он располагается за средней частью площадки с таким расчетом, чтобы принять мяч снизу на уровне пояса. В том случае, когда соперник чередует подачи на силу с подачами на переднюю линию, принимающий должен внимательно следить за действиями подающего: наиболее надежной информацией предполагаемых дей­ствий соперника служит амплитуда замаха при подаче. В любом случае необходимо располагаться не ближе средней части площад­ки, так как передвижение вперед более удобно для приема мяча, нежели назад.

При приеме атакующих ударов большое значение имеет анализ игровых ситуаций, что в общем обусловливается игровым опы­том. При выборе места для приема атакующего удара важно оп-

ределить направление удара, траекторию и направление переда­чи, удаление мяча от сетки, индивидуальные особенности напа­дающего, а также учитывать требования принятой системы ко­мандных и групповых действий в защите. Предварительная ин­формация при действиях в защите:

• передача для удара удалена от сетки: атакующий удар будет направлен в дальние зоны площадки;

• передача занижена и нападающий ускоряет разбег к мячу: ко­сой удар или обман;

• передача для удара выполнена на сетку: атака на опережение в косом направлении или отбивание мяча кулаком;

• атака против низкорослого блокирующего: удар по задней ли­нии или с отскоком от блока.

При приеме мяча от блока (страховка атакующего) важно учиты­вать расстояние до атакующего игрока, характер передачи на удар и блока соперника. Так, если атака выполняется с передач, близких к сетке, против организованного блока, то следует ожидать почти вертикального падения мяча вниз. Для этого ближайшему страху­ющему необходимо располагаться в метре от атакующего в низкой стойке с вытянутыми вперед руками для приема мяча снизу.

При атакующих ударах с передач заниженной траектории и удаленных от сетки увеличивается вероятность отскока в глу­бину площадки. Важнейшими факторами успешных действий иг­рока в защите являются наблюдательность (внимание) и готов­ность к действию.

Время (момент) для прыжка на блок во многом зависит от ха­рактера передач на удар. При ударах с высоких и средних пере­дач блокирующий прыгает после атакующего. При ударах с низ­ких и скоростных передач - одновременно с атакующим, при ата­ке на взлете - раньше атакующего.

Вынос рук над сеткой осуществляется в последний момент, что затрудняет нападающему оценку характера блока. Однако это не распространяется на те случаи, когда передача выполнена на сетку и атакующий стремится выиграть дуэль на опережении. В этих слу­чаях, как и при ударах с близких к сетке передач, вынос рук и пере­нос их через сетку должны осуществляться активно.

Постановка рук и особенно кистей зависит от направления уда­ра. При ударах по ходу разбега ладони располагают точно на пути мяча почти в одной плоскости. При блокировании косых ударов из зон 4 и 2 руки выносят левее (правее) мяча и одну ладонь пово­рачивают навстречу мячу. Аналогично поступают и при ударах с переводами, с той лишь разницей, что при переводе влево руки выносят справа от мяча.

При самостраховке после выполнения блока (а иногда и атаку­ющего удара) игрок должен помнить, что радиус его действий -вытянутая рука. На этом расстоянии от сетки он обязан, быстро повернувшись после блока, принять отскочивший мяч. Опытные игроки начинают поворот еще будучи в безопорном положении, что позволяет лучше контролировать мяч.

Групповые тактические действия.Групповые тактические дей­ствия - это взаимодействия 2-5 игроков в отдельных моментах игры: при приеме подач и атакующих ударов, блокировании атаки соперника и страховке своего атакующего игрока.

Основу групповых тактических действий у сетки составляет груп­повой (преимущественно двойной) блок. Тройной блок применя­ется реже. Блокирующие разделяются на среднего и крайних игро­ков. При этом ведущую (основную) роль в организации двойного блока играет игрок, противодействующий основному направлению атаки. Отсюда, например, если удастся установить, что преимуще­ственное направление атак соперника по диагонали, то в середине сетки должен находиться сильнейший блокирующий игрок. При тройном блокировании, а оно чаще всего применяется в середине сетки, крайние игроки пристраиваются к среднему.

Успех группового блока всецело зависит от согласованности действий игроков. Вот наиболее важные положения организации

при блокировании ударов по ходу с высоких передач руки бло­кирующих соприкасаются друг с другом;

при блокировании ударов с переводом вправо в зоне 4 сред­ний игрок располагается левее мяча, выставляя руки под углом к сетке, а крайний блокирующий - напротив мяча и приближает руки к среднему;

при блокировании ударов с переводом влево в этой зоне край­ний игрок должен развернуть правую ладонь навстречу мячу, а ле­вую напротив мяча, средний блокирующий приближает руки вплот­ную к крайнему.

Групповые действия при приеме подач сводятся к следующему:

• страховка игрока, принимающего подачу;

• страховка игрока, слабо принимающего подачу;

• взаимодействие при полном выключении из приема определен­ного игрока (игроков);

• взаимодействие с выходящим (связующим) игроком.

Каждый игрок должен быть готов подстраховать партнера, при­нимающего подачу, особенно у боковых линий. Игрок, не владею­щий приемом, в критические моменты игры выключается вообще. При этом зоны действий перераспределяются между другими иг­роками. Должна быть четкая согласованность игроков на приеме подачи и связующего, выходящего к сетке.

Групповые действия при приеме атакующего удара включают следующие взаимодействия игроков: защитников между собой, за-


щитников со страхующими (первый и второй эшелон страховки); страхующих с блокирующими; страхующих между собой. При вза­имодействиях функции игроков детализируются и распределяют­ся за конкретными волейболистами, контролируются игровой дис­циплиной. Успешность взаимодействий в защите во многом обусловли­вают строгое определение функций игроков и их подготовленно­сти с учетом принятых систем игры, а также особенностей и дей­ствий игроков команды соперника, коррекция спорных ситуаций путем предварительной договоренности между игроками и уста­новок тренера. Командные тактические действия.Содержание командных дей­ствий в защите обусловлено следующими основными факторами: особенностью нападающих действий команды соперника, испол­нительским мастерством своих игроков, характером последующих действий команды, особенностью игровой ситуации. В этих усло­виях игроки команды должны уметь предвидеть и подготовить спо­собы противодействия.

При приеме подач команды используют в основном два вари­анта расположения игроков: в линию и уступами. Вариант в ли­нию (рис. 39, а) используется тогда, когда все игроки одинаково владеют мастерством приема подачи, а в нападении не применяет­ся каких-либо сложных построений. Игровое пространство пло­щадки при данном варианте расстановки игроков распределяется равномерно. Однако следует учитывать следующие основные осо­бенности тактики подающего игрока соперника:

• выбор места при подаче;

• возможность чередования способов подач;

• возможность подачи на выходящего к сетке связующего.









Расстановка игроков должна обеспечить использование поло­жительных качеств игроков как при приеме подач, так и при орга­низации атакующих действий. Так, если игрок зоны 3 не владеет хорошо передачей мяча, а игрок зоны 4 атакующим ударом, то одним из вариантов расстановки может быть показанный на ри­сунке 39, б. При этом, если игрок зоны 3 хорошо владеет приемом подачи, то он может отойти и в глубину площадки, но не далее игрока зоны 6. При выходе связующего игрока из зоны 1 наибо­лее оптимальной признается расстановка, показанная на рисунке 38, а из зоны 6 - на рисунке 40, а. Есть несколько сложный, но часто встречающийся вариант расстановки команды при выходе связующего из зоны 5 (рис. 40, б). Он особенно оправдывает себя, если команда использует в игре одного связующего (5+1).

При приеме атакующих ударов используется в основном три системы расстановки игроков защиты: первая - в линию - при стра-

ховке блокирующих (блокирующего) свободным игроком передней линии (рис. 41, а); вторая - углом вперед - при страховке игроком зоны 6 (рис. 41,6); третья - углом назад - при страховке блокирую­щих игроками зон 5 или 1 (рис. 41, в). При страховке игроками передней линии игрок зоны 6 нахо­дится в середине площадки, куда зачастую направляется обман­ный удар в игре команд-новичков. При страховке игроком зоны 6 крайние защитники оттягиваются дальше к лицевой линии. И, на­оборот, к лицевой линии отходит игрок зоны 6 в том случае, если страховку осуществляют крайние защитники. В командах высокой квалификации каждая из систем может не только корректироваться в зависимости от особенностей постанов­ки блока и атакующих действий соперника, но и модифицировать­ся с учетом специализации игроков на блоке и в защитных дей­ствиях. В организации защитных действий команды во внимание принимаются главные характеристики систем: первая применяет­ся на начальном освоении взаимодействия, вторая - при использо­вании соперником частых обманных ударов за блок, третья - при мощных атакующих действиях соперника. Отсюда понятно, что эф­фективность защитных действий обусловливается не достоинства­ми той или иной системы, а умением команды применять их в зави­симости от характера атакующих действий соперника. В этом смыс­ле оправдывают себя смешанные варианты защиты.

Страховка атакующего игрока - один из наиболее сложных ас­пектов командных защитных действий. Это объясняется высокой скоростью отскока мяча от рук блокирующих и вариативностью направления его полета. Здесь конкретные действия каждого игро­ка обусловлены применяемой системой защиты.

Первый (ближний) эшелон страховки составляют: связующий (если атакует ближний от него игрок), защитник (зоны 6 или 5, 1) и ближайший нападающий, если он не занят в организации атаку­ющих действий (рис. 42, а). Второй эшелон (дальний) составляют: оставшийся игрок передней линии (для страховки площади атаки) и задней (для страховки площади защиты). Как бы ни варьирова­лись атакующие действия соперника, этот принцип организации страховки должен быть неизменным (рис. 42, б). При этом глав­ным фактором высокой эффективности страховки является высо­кая готовность всех игроков команды. Чем ближе к атакующему располагается страхующий игрок, тем ниже должна быть его стой­ка и тем выше степень готовности.

Читайте также: