Государственный совет в истории это кратко

Обновлено: 16.05.2024

Государственный совет — это высший законосовещательный орган при российском императоре в 1810—1917 годах, с 1906 года – это верхняя палата парламента.

Государственный совет в 1810—1906 годах

Члены Государственного совета назначались и увольнялись императором вне зависимости от сословия, возраста, чина и образования. Большую часть мест в Госсовете занимали дворяне, в большинстве случаев назначение в Госсовет было пожизненным. Ежегодно императором назначались председатель и вице-председатель Совета. До 1865 года председатель Госсовета был председателем Комитета министров, в состав Госсовета всегда входили члены императорской фамилии, а с 1865 председателями были великие князья. Если на заседании присутствовал император, председательствовал он. В 1810 году членов Государственного совета было 35, в 1890 году — 60, а в начале XX века их число достигало 90. За время существования членами Госсовета побывали 548 человек.

В полномочия совета входило рассмотрение:

  • предложений новых законов или изменений в принятых законах;
  • вопросов внутреннего управления, требующих ограничения, отмены, дополнения или разъяснения законов;
  • вопросов внешней и внутренней политики в чрезвычайных обстоятельствах;
  • ежегодной сметы государственных приходов и расходов;
  • отчетов Государственного контроля по исполнению сметы доходов и расходов;
  • чрезвычайных финансовых мер.

Готовые работы на аналогичную тему

В структуру Государственного совета входили:

  • общее собрание;
  • Государственная канцелярия;
  • Департаменты;
  • Постоянные комиссии;
  • временные особые комитеты, совещания, присутствия и комиссии.

Все дела в Госсовет поступали через Государственную канцелярию. После определения, относятся ли дела к ведению Госсовета, государственный секретарь распределял их в соответствующие отделения канцелярии, которые готовили их к слушанию в соответствующем департаменте. По повелению императора срочные дела могли сразу переходить в общее собрание, однако обычно дело проходило соответствующий департамент, и лишь потом попадало в общее собрание. В соответствии с манифестом 1 января 1810 года через Госсовет были должны проходить все законы, но это правило не всегда соблюдалось. Решение в общем собрании и департаментах принималось большинством голосов, но решающее слово было у императора, который имел право утвердить мнение меньшинства, если оно отвечало его взглядам.

Согласно указу от 5 апреля 1812 года Госсовету на время отсутствия в столице императора подчинялись министерства. В 1832 году полномочия были сокращены: министры перестали делать ежегодные отчеты о деятельности.

Государственный совет в 1906—1917 годах

Избрание проходило по 5 куриям:

  • 6 человек от православного духовенства (Синод избирал по 3 человека от белого и чёрного духовенства по представлению епархиальных архиереев);
  • 18 человек от губернских дворянских обществ (по 2 выборщика от каждой губернии на общее собрание, избиравшее членов Государственного совета);
  • по одному от каждого от губернских земских собраний (из лиц, владеющих утроенным имущественным или земельным цензом для выборов в Государственную думу; избирались на три года);
  • 6 человек от академии наук и университетов (Академия наук и университеты выбирали из числа ординарных академиков или профессоров трёх выборщиков, на общем собрании избиравших членов Государственного совета);
  • 12 человек от Совета торговли и местных комитетов торговли и мануфактур, купеческих управ и биржевых комитетов;
  • 2 человека от Финляндского сейма.

Выборы были двухступенчатыми или прямыми. Срок избрания составлял 9 лет. В результате ротации каждые 3 года выбывала 1/3 членов Совета в очередном порядке. Избранные от земств члены переизбирались в полном составе каждые три года. Не могли избираться лица моложе 40 лет, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную Думу, не окончившие курса в средних учебных заведениях и иностранные подданные. Император ежегодно назначал Председателя Государственного совета и его заместителя из числа назначенных членов Совета.

После 1906 года структура Госсовета существенно изменилась. Помимо Государственной канцелярии и общего собрания в нём осталось лишь два департамента, увеличилось число постоянных комиссий. Заседания общего собрания стали публичными.

В Российской империи в 1810-1906 годах совещательное государственное учреждение при императоре, в 1906-1917 годы законодательный орган, фактически верхняя палата парламента (существовал наряду с нижней палатой - Государственной думой). Учреждён по проекту М. М. Сперанского указом императора Александра I от 1(13).1.1810 года, заменил упразднённый Непременный совет. Председатель Государственного совета (в 1812-1865 годы являлся одновременно председателем Комитета министров) и его члены назначались императором из числа наиболее опытных государственных и военных деятелей; министры входили в состав Государственного совета по своей должности. Членство в Государственном совете фактически было пожизненным. В 1810 году в Государственный совет назначено 35 членов, в 1890 году их насчитывалось 60. Государственный совет состоял из Общего собрания и департаментов: законов; государственной экономии; гражданских и духовных дел (все 1810-1906 годы); военных дел (1810-1854 годы); дел Царства Польского (1832-1862 годы); промышленности, наук и торговли (1900-1906 годы). Обычно поступавшие в Государственный совет дела первоначально рассматривались в одном из департаментов по принадлежности (или в соединённых собраниях двух департаментов), а затем поступали в Общее собрание; в особо важных или чрезвычайных случаях они поступали прямо в Общее собрание. Заседания Государственного совета были закрытыми.

Все результаты обсуждения законопроектов и других вопросов представлялись государственным секретарём (возглавлял Государственную канцелярию, которая занималась организацией работ Государственного совета) императору, который мог утвердить мнение любого числа членов Государственного совета или наложить собственную резолюцию.

В 1815-1841 и 1861-1867 годах существовал также региональный Государственный совет Царства Польского, контролировавший и координировавший деятельность основных ведомств Царства Польского.

Преобразование Государственного совета Российской империи в за­ко­но­дательный ор­ган состоялось согласно указу императора Николая II от 20.2(5.3).1906 года и было закреплено в Основных государственных законах 1906 года. Половина или менее половины членов Государственного совета ежегодно назначались императором (члены по назначению; из них император назначал председателя Государственного совета), другие члены Государственного совета избирались путём двухстепенных или прямых выборов на срок 9 лет (члены по выборам). Последние избирались: дворянскими обществами (18 человек); Советом торговли и мануфактур, комитетами торговли и мануфактур, биржевыми комитетами и купеческими управами (12 человек); Петербургской Академии Наук и университетами (6 человек); Сеймом Великого княжества Финляндского (2 человека); губернскими земствами (по одному человеку); землевладельцами тех губерний Европейской России, где отсутствовали земства, а также землевладельцами Области войска Донского (по одному человеку от каждой губернии); землевладельцами губерний Привислинского края (6 человек). К членам по выборам относились 6 человек из числа православного ду­хо­вен­ст­ва, назначавшихся Синодом. Каждые 3 года треть выборных членов Государственного совета переизбиралась по жребию. В 1914 году Государственный совета состоял из 188 членов.

Государственный совет имел равные законодательные права с Государственной ду­мой. На рассмотрение Государственного совета поступали законопроекты, одобренные Государственной думой или внесённые самими членами Совета. Принятый в Государственном совете законопроект передавался на рассмотрение или императору (если поступил в Государственный совет из Государственной думы), или в Государственную думу (если был разработан по инициативе самих членов Государственного совета). И император, и Государственная дума могли отклонить или утвердить законопроект Совета. Как и Государственная дума, Государственный совет мог обращаться к министрам и главноуправляющим с запросами по поводу незаконных действий подведомственных им учреждений или должностных лиц.

Основной формой работы Государственного совета стало Общее собрание. Для предварительного рассмотрения законопроектов в составе Государственного совета учреждались комиссии, из которых важнейшую роль играла постоянная Финансовая комиссия, рассматривавшая проекты росписи государственных доходов и расходов, смет и чрезвычайных расходов.

Реформированный Государственный совет сохранил ряд прежних функций: он продолжал рассматривать дела о должностных преступлениях высших чиновников, возведении в княжеское, графское и баронское достоинство, отчёты финансово-кредитных учреждений и некоторые другие вопросы. Они обсуждались в двух вновь созданных департаментах (1-м и 2-м), состоявших из членов Государственного совета по назначению. Их заключения представлялись непосредственно на усмотрение императора.

С 1906 года публиковались протоколы открытых заседаний Государственного совета (заседание Государственного совета могло быть и закрытым по решению его председателя или Общего собрания).

После Февральской революции 1917 года деятельность Государственного совета прекратилась. Государственный совет упразднён декретом СНК от 14(27).12.1917 года.

Совещательный орган при Президенте Российской Федерации (с 2000 года). Председателем Государственного совета является Президент Российской Федерации, а его членами - высшие должностные лица (руководители исполнительных органов государственной власти) всех субъектов Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации может включить в состав Государственного совета лиц, замещавших должностных лиц субъектов Российской Федерации два и более срока подряд. Для решения оперативных вопросов в составе Государственного совета формируется его президиум (7 членов). Состав президиума подлежит ротации (обновлению) один раз в полгода. Основные задачи Государственного совета: содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и её субъектов, обсуждение (по предложению Президента Российской Федерации) проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение, проекта федерального бюджета, информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения бюджета, основных вопросов кадровой политики Российской Федерации и др. Государственный совет не имеет своего аппарата, его деятельность обеспечивает Администрация Президента Российской Федерации. Организационными вопросами ведает секретарь Государственного совета, который не входит в его состав. Заседания Государственного совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца.

Законодательные органы государственной власти ряда республик в составе Российской Федерации - Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Республики Татарстан и др.

Иллюстрации:

За­се­да­ние Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­тапри Пре­зи­ден­те РФв Алек­сан­дров­ском за­ле Боль­шо­го Крем­лёв­ско­го двор­ца. Мо­ск­ва. Фо­то. 2005. Фото Ю. М. Инякина.

Исторические источники:

От­че­ты по де­ло­про­из­вод­ст­ву Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та. СПб., 1870–1906. [Т. 1–38];

Сте­но­гра­фи­че­ские от­че­ты Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та. [Сес­сия 1–13]. СПб., 1906–1916. [Т. 1–221].

Государственный совет (также иногда сокращённо — Госсовет) — высшее законосовещательное учреждение при императоре Всероссийском в 1810—1906 годах, позднее, в 1906—1917 годах — законодательный государственный орган, фактически — верхняя палата парламента Российской империи, существовавшая наряду с нижней палатой — Государственной думой.

Энциклопедичный YouTube

Гражданская война в России 1917-1922. История на карте

Баскова А.В./ ИОГиП / Государство в России в первой половине XIX в.

Россия от Февраля к Октябрю 1917-го. Видеоурок по истории России 11 класс

История России с Алексеем ГОНЧАРОВЫМ. Лекция 100. Первые Государственные Думы Российской империи

высший совещательный орган Российской империи в 1810 – 1917 гг. Рассматривал законопроекты до их утверждения императором. Состав назначался верховной властью. После создания Государственной думы (1906) играл роль верхней палаты парламента и частично избирался, обсуждал принятые Думой законопроекты до утверждения царем.

высший законосовещательный орган Российской империи в 1810 - 1917 гг. Состав назначался верховной властью из числа высших сановников, а также министров, которые входили в него по должности. После создания Государственной думы (1906) играл роль верхней палаты парламента и частично избирался, обсуждал принятые Думой законопроекты до утверждения их царем.

1) высший законосовещательный орган Российской империи в 1810—1906 гг. Председатель и члены Государственного совета назначались императором и рассматривали важнейшие законопроекты, внесённые министрами, после чего рекомендовали или не рекомендовали их к утверждению царём; 2) верховная законодательная палата Российской империи в 1906—1917 гг. Государственный совет рассматривал законопроекты, одобренные Государственной думой, и принимал решение об их рекомендации для утверждения императором; 3) временный высший орган власти в СССР после августовского кризиса 1991 г. Образован в качестве высшего исполнительно-распорядительного органа СССР в составе руководителей союзных республик и Президента СССР; 4) законосовещательный орган в Российской Федерации. Образуется указом Президента РФ для обсуждения проектов важнейших законов и реформ.

высший законосовещательный орган Российской империи с 1810; с 1906 верховная законодательная палата. Рассматривал внесенные министрами законопроекты до их утверждения императором, сметы и штаты государственных учреждений, жалобы на определения департаментов Сената и других органов. Председатель и члены Г. с. назначались императором. Состоял из Общего собрания, нескольких департаментов и Государственной канцелярии во главе с государственным секретарем. После создания Государственной думы (1906) в Г. с. входили члены по назначению императора и члены по выборам (поровну) от духовенства, губернских земских собраний, губернских и областных дворянских обществ, АН и университетов, а также от промышленности и торговли (частично путем косвенных выборов). Г. с. рассматривал принятые думой законопроекты до их утверждения императором. После Февральской революции Г. с. не собирался, упразднен в декабре 1917. В СССР Г. с. как временный высший орган власти был создан в сентябре 1991 после Августовского кризиса 1991.

высший совещательный орган Российской империи в 1810-1917 гг. Рассматривал внесенные министрами законопроект до их утверждения царем, сметы и штаты госучреждений, жалобы на определения департаментов Сената и других органов. Председатель и члены Г. С. назначались императором. Состоял из нескольких департаментов и Государственной канцелярии во главе с госсекретарем. После создания Государственной Думы (1906 г.) в Г. С. входили члены по назначению царя и члены по выборам (поровну). Выборные избирались от духовенства, губернских земских собраний, дворянских обществ, академии наук и университетов, от промышленности и торговли. Рассматривал принятые Госдумой законопроекты до их утверждения царем. Г. С. также в Болгарии, Вьетнаме, бывшей ГДР, Кампучии, на Кубе, в Польше и Румынии — коллегиальный орган государственной власти, избирается высшим представительным органом — народной палатой сеймом и т. д. Во Франции — высший орган администрации юстиции. 8 Дании, Норвегии и ряде других стран - название исполнительного органа власти, в котором председательствует король.

1) высший законосовещательный орган Российской империи с 1810 по 1906 г. Председатель и члены Г.с. назначались императором и рассматривали важнейшие законопроекты, внесенные министрами, после чего рекомендовали или не рекомендовали их к утверждению царем. Состоял из Общего собрания, нескольких департаментов и Государственной канцелярии во главе с государственным секретарем; 2) верховная законодательная палата Российской империи в 1906—1917 гг. По Основным законам 1906 г. Г.с. формировался поровну из лиц, назначенных императором и выборных представителей, назначенных по представлению духовенства, земских губернских собраний, дворянских обществ, Академии наук и университетов, представителей промышленности и торговли. Рассматривал законопроекты, одобренные Государственной думой, и принимал решение об их рекомендации для утверждения императором. После Февраля не собирался. В декабре 1917 г. упразднен; 3) временный высший орган власти в СССР после августовского кризиса 1991 г. Образован в сентябре 1991 г. в качестве высшего исполнительно-распорядительного органа СССР в составе руководителей союзных республик и Президента СССР. Первым актом стало признание независимости республик Прибалтики 06.09.91; 4) законосовещательный орган в современной РФ. Образуется Указом Президента РФ для обсуждения важнейших законопроектов и проектов реформ. Включает в свой состав преимущественно губернаторов (в порядке ротации).

1) высшее законосовещательное учреждение Российской империи. Его члены и Председатель назначались царем. Создан в 1810 г. Рассматривал внесенные министрами законопроекты до их утверждения царем, сметы и штаты государственных учреждений, решал административные и судебные дела, превышающие компетенцию других государственных органов. Председатели и члены Государственного совета назначались царем. Состоял из четырех департаментов и канцелярии, которую возглавлял государственный секретарь. С 1906 г. – полупредставительный орган: половина его членов избиралась духовенством, помещиками, буржуазией и профессурой. Обсуждал рассмотренные Государственной думой законопроекты до их утверждения царем. Упразднен в 1917 г.; 2) Государственный Совет СССР в 1991 г. орган государственной власти СССР под председательством президента СССР М. С. Горбачёва, не предусмотренный Конституцией СССР. Решения Государственного Совета СССР носили обязательный характер. Государственный Совет СССР наряду с Президентом СССР осуществлял руководство общесоюзными органами, ведающими вопросами обороны, безопасности, правопорядка и международными делами. На первом заседании была признана независимость трёх прибалтийских республик: Латвии, Литвы и Эстонии, но соответствующие поправки в Конституцию СССР внесены не были. Всего Государственный Совет СССР утвердил 24 постановления; 3) Государственный совет при Президенте РСФСР -образован Указом Президента РСФСР от 19 июля 1991 г. № 12 в качестве совещательного органа. Положением о совете, утвержденным распоряжением Президента РСФСР от 14 августа 1991 г. № 17-рп установлено, что Государственный совет при Президенте РСФСР (Государственный совет РСФСР) – постоянно действующий совещательный орган, разрабатывающий стратегию общенационального развития и координирующий деятельность органов государственного управления РСФСР по реализации принятой стратегии. Упразднен Указом Президента РСФСР от 6 ноября 1991 г. № 172; 4) Государственный совет Российской Федерации - совещательный орган при Президенте Российской Федерации. Образован Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 1602. Этим же указом утверждено положение о Государственном совете Российской Федерации. Госсовет рассматривает насущные вопросы жизни страны. Он не является органом государственной власти, поскольку не обладает властными полномочиями.

высшее законосовещательное учреждение при императоре. Образован Александром I в 1801 г. вместо Совета при высочайшем дворе. Первоначально Г.с. состоял из 35 чел., к 1890 г. – из 60 чел., назначаемых императором из числа высших сановников; министры являлись членами Г.с. по должности. Фактически членство в Г.с. было пожизненным. Члены Г.с. делились на присутствовавших только на общем собрании и присутствовавших в департаментах.
В ведении Г.с. находились все вопросы, требовавшие отмены, ограничения, дополнения или пояснения прежних узаконений и принятия новых, общие распоряжения к исполнению существующих законов. Г.с. рассматривал ежегодные отчеты министерств (до 1827 г.), сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 г.), годовые отчеты Госбанка (с 1894 г.), внесенные министрами законопроекты до их утверждения императором, сметы и штаты государственных учреждений, жалобы на определения департаментов Сената и других органов. Первоначально Г.с. действительно занимался обсуждением важнейших правительственных мероприятий, однако довольно скоро его значение уменьшилось и Г.с. сосредоточил свое внимание на рассмотрении различных маловажных запутанных дел. Все постановления Г.с. должны были утверждаться императором.
Г.с. состоял из общего собрания и 4 департаментов: Департамента законов, рассматривавшего общегосударственные законопроекты; Департамента гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства; Департамента государственной экономии-вопросы финансов, промышленности, торговли, наук; Военного департамента (до 1854 г.). Г.с, превратившийся после его реформы в 1906 г. во вторую палату российского парламента, получил права, тождественные Государственной думе. Прошедшие через Государственную думу законопроекты должны были заручиться поддержкой Г. с, и лишь в этом случае они поступали на утверждение императору. Правящие круги рассматривали Г.с. как своеобразный противовес Думе, призванный парализовать нежелательные для монарха и высшей бюрократии думские инициативы. Порядок формирования Г.с. обеспечил преобладание в нем фигур, преданных трону. Число членов по назначению императором не должно было превышать число выборных членов, которые посылались в Г.с. губернскими собраниями, губернскими дворянскими обществами, торгово-промышленными организациями, православной церковью в лице Синода, Академией наук и университетами. Ликвидирован в 1917 г.

высшее законосовещат. учреждение Росс, империи. Образован 1 янв. 1810 в соответствии с планом гос. преобразований М. M. Сперанского, при противодействии наиболее консервативных придворно-дворянских кругов, недовольство к-рых созданием Г. с. выразил в своей известной записке Н. M. Карамзин. Предусматривалось рассмотрение в Г. с. перед утверждением царем всех законопроектов, что часто не исполнялось. Внесение законопроектов в Г. с. фактически определялось волей царя. Законодат. инициативой Г. с. не обладал. Помимо законопроектов, Г. с. рассматривал сметы и сверхсметные предположения, уставы различных об-в, штаты тех или иных учреждений, отд. вопросы, требовавшие утверждения верховной власти. Первоначально в Г. с. было 35 чл., в 1890 уже 60. Они назначались царем из высших сановников. Министры являлись членами Г. с. по должности. Пред. Г. с. назначался царем. В случав присутствия царя председательство переходило к нему. С 1812 по 1865 пред. Г. с. являлся одновременно и пред. К-та министров.

Г. с. состоял из 4 департаментов: 1) законов - рассматривавшего законопроекты общегос. значения; 2) гражд. и духовных дел - ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства; 3) гос. экономии - вопросы, касавшиеся финансов, пром-сти, торговли, наук и пр.; 4) военного - (до кон. 50-х гг. 19 в.). С 1832 по 1862 существовал департамент Царства Польского. С 1866 по 1871 с аналогии, функциями - К-т по делам Царства Польского. В 1901-06 - департамент пром-сти, наук и торговли. Все дела поступали в Гос. канцелярию, к-рая делилась на отделения, соответствовавшие числу департаментов. Во главе канцелярии стоял гос. секретарь. Первым гос. секретарем был М. М. Сперанский. После обсуждения дел в департаментах наиболее важные из них поступали в Общее собрание (нек-рые же поступали непосредственно в Общее собрание). Часть членов Г. с. распределялась по департаментам (они являлись вместе с тем и членами Общего собрания), часть же состояла только в последнем. Кроме того, в составе Г. с. были: 1) Комиссия составления законов, преобразованная в 1826 во 2-е Отделение собственной его императорского величества канцелярии. В 1882 после ликвидации 2-го отделения в состав Г. с. были включены Кодификац. отдел (1882-93), ведавший составлением полного собрания законов - "Свода законов"; 2) Комиссия прошений (1810-35); 3) Особое присутствие для предварит, рассмотрения жалоб на определения департаментов Сената (1884 -1917); 4) Особое присутствие о воинской повинности (1874-81).

Роль Г. с. была не всегда одинакова. В царствование Николая I (1825-55) было окончательно определено место Г. с. в системе гос. учреждений как законосовещат. инстанции, В 1815-25 и в 80-е гг. роль Г. с. падает, он подменяется К-том министров. С 1906, в связи с созданием Государственной думы функции, состав и структура Г. с. несколько меняются. Г. с., как и Гос. дума, получал законодат. инициативу, исключая вопрос об изменении осн. гос. законов. В Г. с. поступали на обсуждение законопроекты, рассмотренные в Гос. думе. Если законопроект первоначально обсуждался в Г. с., он поступал на рассмотрение в Гос. думу. Г. с. составлялся наполовину из членов по назначению, наполовину по выборам. Члены Г. с. избирались Синодом от православного духовенства (6 чел.), от каждого губ. земского собрания (по 1 чел.), от дворянских губ. и обл. обществ (18 чел.), от академиков и профессоров ун-тов (6 чел.), от крупнейших орг-ций промышленников и торговцев (12 чел.). Финляндский сейм избирал 2 чел. Члены Г. с. избирались на 9 лет, каждые 3 года обновлялась 1/3 состава.

Лит.: Сперанский М. M., Проекты и записки М.-Л., 1961; ПСЗ, т. 31, No 24064; 3 ПСЗ, т. 26, отд. 1, No 27805, No 27808; Отчеты по делопроизводству Гос. совета, т. 1-38, СПБ, 1870-1906; Стенографич. отчеты Гос. совета. Сессия 1-12, СПБ, 1906-1916; Щеглов В. Г., Гос. совет в России в особенности в царствование имп. Александра Первого, Я., 1892; Гос. совет 1801-1901, СПБ, 1901; Ерошкин Н. П., Очерки истории гос. учреждений дореволюц. России, М., 1960; Центр. гос. ист. архив СССР в Ленинграде. Путеводитель, Л., 1956.

высший законосовещательный орган Российской империи с 1810; с 1906 верховная законодательная палата. Рассматривал внесенные министрами законопроекты до их утверждения императором, сметы и штаты государственных учреждений, жалобы на определения департаментов Сената и других органов. Председатель и члены Г. с. назначались императором. Состоял из Общего собрания, нескольких департаментов и Государственной канцелярии во главе с государственным секретарем. После создания Государственной думы (1906) в Г. с. входили члены по назначению императора и члены по выборам (поровну) от духовенства, губернских земских собраний, губернских и областных дворянских обществ, АН и университетов, а также от промышленности и торговли (частично путем косвенных выборов). Г. с. рассматривал принятые думой законопроекты до их утверждения императором. После Февральской революции Г. с. не собирался, упразднен в декабре 1917. В СССР Г. с. как временный высший орган власти был создан в сентябре 1991 после Августовского кризиса 1991.

Смотреть что такое ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

I(Staatsrath, Conseil d'Etat) — установление, призванное подавать свои мнения по вопросам, подлежащим непосредственному разрешению верховной власти. В. смотреть

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

1) высшее законосовещательное учреждение Российской империи. Образован 1 (13) января 1810 в соответствии с планом государственных преобразовани. смотреть

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

высшее законосовещат. учреждение Росс, империи. Образован 1 янв. 1810 в соответствии с планом гос. преобразований М. M. Сперанского, при противодействи. смотреть

Читайте также: