Теория дэн сяопина кратко

Обновлено: 02.07.2024

Дэн Сяопин занимает исключительное место в истории не только Китая, но и всего мира в XX веке. В его необычной биографии в концентрированном виде отразилась история великой страны, прошедшей путь от национального унижения и отсталости к обретению чувства собственного достоинства, росту государственной мощи, прогрессу и реформам. Еще более важно, что эта история неотделима от его мышления и мудрости, которые так изменили китайское общество, что и сейчас заставляют поражаться загадочной исторической диалектике мышления и реальности.

1. Мудрость продуманных решений

В высшей точке своей карьеры Дэн Сяопин оставил в памяти человечества не­обыкновенно яркий след. Его мудрость была не только личным достижением: изменив Китай, она повлияла на весь мир.

Успех Дэн Сяопина выглядит чудом. В Китае второй половины XX века старые революционеры, подобные Дэн Сяопину, как правило, либо становились жертвами политической борьбы, либо, не сумев приспособиться к новым условиям, сходили с политической сцены, либо закостеневали в идейном плане и сами превращались в препятствие для прогресса. И только Дэн Сяопин, трижды изгнонявшийся из большой политики и каждый раз возвращавшийся вновь, стал высшим руководителем государства, причем с прогрессивными идеями.

2. Мышление, обращенное ко всему миру

3. Диалектический метод мышления

Дэн Сяопин смог так предупредительно и успешно действовать, создать мир идей, ориентированных в глобальном масштабе потому, что он воспринял передовую методологию мышления - диалектический метод. В традиционной китайской культуре содержатся богатые диалектикой идеи, что было одной из важных предпосылок распространения и развития марксизма в Китае. Однако диалектика, свойственная традиционной китайской культуре, была достаточно простой. До Маркса Гегель олицетворял собой апогей развития диалектического метода. Однако после Гегеля различные философские направления третировали его и, одновременно с отрицанием его огромной системы идеалистической философии, отрицали и дух его диалектического метода. Только Маркс продолжил его диалектические идеи и преобразовал их с помощью материализма. Мао Цзэдун обогатил пришедшую с Запада материалистическую диалектику теорией отношений между общими и особенными противоречиями, которая вскрывает сущность противоречий, подробно анализирует взаимосвязь между основными и второстепенными противоречиями, основными и неосновными сторонами противоречия. Мао Цзэдун был большим мастером использования диалектического метода.

3. Практицизм и хладнокровность мышления

В Китае многим молодым людям, читающим сейчас статьи Дэн Сяопина, в силу простоты и незатейливости их стиля кажется, что они не содержат никакой глубокой теории или идейной системы, а просто передают богатый и своеобразный жизненный опыт пожилого человека. Однако на­стоящая большая мудрость диалектическим образом возвращается к практическому миру повседневной жизни, она лишена всякой мишуры и показной учености; то, что на вид кажется простым, на самом деле может быть самым необыкновенным, а самое обыденное может оказаться самым чудесным.

1. Мышление простое на вид, но не по содержанию

2. В спокойствии - сопричастность

4. Ценностные ориентиры мышления Дэн Сяопина

Мышление человека развертывается в сочетании с определенными ценностными установками и служит им. Мышление Дэн Сяопина имело ясную ценностную ориентацию.

Ориентация на практическую эффективность - это внутреннее требование тезиса о поиске истины в фактах, это также цель поиска истины в фактах. Подчеркивание, что во всех видах деятельности необходимо ориентироваться на конечный результат - это самый нетривиальный аспект идей Дэн Сяопина. Бывший помощник президента США на национальной безопасности 3.Бжезинский говорил, что самое важное достоинство Дэн Сяопина - в его уникальной способности правильно оценить стратегическое положение: он никогда не тратил время на второстепенные вопросы, сосредотачиваясь на главной цели. Многие считают ценностные установки Дэн Сяопина классическими ценностями утилитаризма. Вопрос не в том, чтобы отрицать сходство с этим течением мысли, а в том, чтобы понять причины позиции Дэн Сяопина. В период до его прихода к власти страна была во власти разгула революционного романтизма, и, когда разгул пустой риторики дошел до логического предела, Дэн Сяопин стал своего рода перегибанием палки в обратную сторону. Одновременно отсталость Китая и бесчисленные упущенные шансы придали ему ощущение неотложности, поэтому он подчеркивал, что нельзя тратить время и упускать шансы в бесплодных дискуссиях.

5. Исторические сравнения мышления Дэн Сяопина

Сравнение - метод овладения характеристиками вещей. В анализе мышления Дэн Сяопина важными факторами, помимо марксизма-ленинизма, являются китайские традиционные идейные системы, метод мышления Мао Цзэдуна и метод мышления руководителей Китая в эпоху после Дэна.

Различия мышления Дэн Сяопина и традиционного мышления заключаются в пре­одолении им рамок последнего.

Прежде всего, основанная на осознанном использовании марксистской методологии устремленность мышления Дэн Сяопина на мир и будущее коренным образом отличается от китайской традиции. Традиционное мышление, хоть и полное сил и энергии по своей внутренней жизненной силе, по своему кругозору было закрытым, ориентированным вовнутрь и глядящим в прошлое.

Наконец, важным отличием мышления Дэн Сяопина от традиционного, ориентировавшегося на внутренние размышления и медитацию, была опора на богатый внешний опыт.

2. Сравнение мышления Дэн Сяопина и Мао Цзэдуна

Мао Цзэдун был учителем и соратником Дэн Сяопина. Они оба были защитниками и продолжателями марксизма, а также национальными героями китайской нации. С точки зрения идейного спектра один является продолжателем другого, их отли­чия - это отличия в рамках одного направления мысли.

Конечно же, различия в мышлении Дэн Сяопина и Мао Цзэдуна, вызванные различием исторических условий и темперамента, также очень заметны.

Во-вторых, различие бескомпромиссности, идеализма и прагматичности, терпимости. Мао Цзэдун в своих ценностных суждениях, как правило, отталкивался от идеалов и понятия чистоты, пытался быстро создать идеального человека и построить идеальное общество. Отправной точкой мышления Дэн Сяопина были реалии Китая: то, что он только что освободился от пут феодального общества, существовавшего несколько тысяч лет, что население огромно, инфраструктура слаба, страна отстает от капиталистических. С точки зрения Дэн Сяопина принцип эффективности может быть поставлен впереди принципа справедливости.

В-четвертых, различие между ориентацией на мораль и на законность. Общество - это упорядоченная система, которая на двойной основе моральных и институциональных норм. Мао Цзэдун и Дэн Сяопин придавали большое значение реконструкции этих норм, но. Мао Цзэдун больше обращал внимание на моральные, а Дэн Сяопин - на институциональные. В этом аспекте его мышление обладало большей современностью. Он сформировал его в ходе осмысления ошибок, допущенных в последние годы жизни Мао Цзэдуна.

3. Сравнение с мышлением лидеров Китая в эпоху после Дэн Сяопина

В Китае после Дэн Сяопина уже сменились три эпохи – Цзян Цзэминя, Ху Цзиньтао и Си Цзиньпина, которые сознательно наследовали и развивали его теорию. Только сравнив сходство и различие между ними, можно понять характер мышления Дэн Сяопина и его историческое место. Стиль управления и способ мышления Си Цзиньпина отличаются от Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао, причем в этом отношении отличий между Цзян Цзэминем и Ху Цзиньтао сравнительно мало. Поэтому постдэновскую эпоху можно разделить на два больших периода: эпоху Цзяна и Ху и эпоху Си.

Однако в ходе реформ накопились противоречия и проблемы - такие, как имущественное расслоение, ухудшение экологии, коррупция и моральное разложение, распространение суеверий. Только решив эти проблемы, Китай сможет действительно стать сильным и богатым. Эти проблемы, которые не имелись или не проявились в достаточной степени в эпоху Дэн Сяопина, стали повесткой дня руководителей постдэнсяопиновского периода. Это стало объективной основой относительно новых особенностей в идейной сфере.

Отличия мышления лидеров постдэнсяопиновского периода от мышления Дэн Сяопина сводятся к следующему:

Во-первых, в постдэновский период больше под­черкивается рациональность мышления. В эпохи Цзян Цзэминя и Ху Цзинтао большинство руководителей Китая были специалистами в области технических наук, получили строгую научную подготовку. В анализе проблем и принятии решений они в еще большей степени подчеркивают логическую всесторонность, осуществимость, просчитываемость. Они еще больше учитывают рекомендации аналитических центров, в которых работают интеллектуалы высокого уровня. Дэн Сяопин тоже обращал внимание на рациональность мышления и роль интеллигенции, но, поскольку он обладал начитанностью, которой не было у подавляющего большинства людей, колоссальным опытом и уникальной силой логики и интуиции, его мышление демонстрировало особый стиль: в нем сочетались опыт и логика, при этом опыт превосходил логику; совмещались интуиция и рациональность при более важной роли интуиции.

Литература

1. Дэн Сяопин вэньсюань (Избранные работы Дэн Сяопина). Изд. Жэньминь чубаньшэ, 1994, т.2 (на кит.яз.).

2. Дэн Сяопин вэньсюань (Избранные работы Дэн Сяопина). Изд. Жэньминь чубаньшэ, 1993, т.З, с. 310.

3. Мао Цзэдун сюаньцзи (Избранные произведения Мао Цзэдуна). Т. 5, Издательство Жэньминь чубаньшэ, 1977, с. 361 (на кит.яз.).

4. Мао Цзэдун сюаньцзи (Избранные произведения Мао Цзэдуна). Т. 7, Жэньминь чубаньшэ, 1999, (на кит.яз.).

5. Мао Цзэдун чжуань (1949-1976). (Биография Мао Цзэдуна). Институт изучения документации ЦК КПК. Изд. Чжунъян вэньсянь чубаньшэ, 2003, т.4. с. 1674 (на кит.яз.).

Теория Дэн Сяопина (邓小平理论)

Стратегическое решающее сражение Северо-Восточной полевой армии Народно-освободительной армии Китая с Национально-революционной армией Гоминьдана на западе провинции Ляонин и районе Шэньяна и Чанчуня во время Гражданской войны.

Политическая партия, состоящая главным образом из реэмигрантов и живущих в КНР членов семей хуацяо среднего и высшего класса, характеризующаяся как политический альянс и прикладывающая усилия для строительства социализма с китайской спецификой.

Подчиняющаяся Коммунистической партии Китая массовая организация передовой молодежи; школа, в которой широкие массы на практике изучают идеи коммунизма; помощник и резерв КПК.

Сегодня Китай – один из мировых лидеров, однако еще сто лет назад это была разрозненная аграрная страна с бедным населением. В 1949 году к власти в стране пришли коммунисты, было объявлено о создании КНР. Страна стала частью мирового социалистического лагеря.

Но в конце 1980-х началось падение таких стран либо полный их переход на демократические и капиталистические методы управления. Как Китай пережил это сложное время и как так случилось, что в стране до сих пор управляет местная компартия? Ответ на этот вопрос нужно искать в такой исторической личности как Дэн Сяопин и в его реформах.

Коммунистический Китай

После окончания Второй мировой войны в Китае началась Гражданская война: за власть боролись Гоминьдан (либеральная партия) и Коммунистическая партия Китая, которую возглавлял Мао Цзэдун. В 1949 году КПК выиграли борьбу, страна получила название КНР, а первой страной, признавшей ее существование, стал, естественно, СССР.

Гонения коснулись даже видных деятелей КПК, которых опасался Мао. В результате было репрессировано около 5 миллионов участников КПК, часть из них заменили на молодежь, верную Мао. В стране окончательно формировался культ личности.

Путь Дэн Сяопина в политику

Любопытно, но Дэн Сяопин не занимал должности руководителя партии или президента страны, хотя являлся неформальным правителем Китая аж до 1992 года, когда добровольно ушел из большой политики. Но обо всем по порядку.

  1. Коммунизм – не означает бедность.
  2. В экономике может существовать частный капитал.

Дэн Сяопин понимал, что стране нужны передовые технологии, а также иностранный капитал. Привлечь инвестиции можно было с помощью дешевой рабочей силы, а позже это давало возможность китайцам перенять передовые технологии Запада.


За относительно короткий период Ден Сяопин сумел добиться улучшения отношений с США, Великобританией и Японией, а также улучшить международный имидж страны. В 1979 году он начинает масштабные экономические реформы, созданные под влиянием опыта Гонконга, Тайваня, Сингапура и Южной Кореи. Основными направлениями этой программы являлись плавный переход к рыночной экономике, реформы собственности и аграрного сектора, а также либерализация цен и внешней торговли.

Переход от плановой экономики к рыночной осуществлялся достаточно плавно, но это позволило избежать перекосов и превратить КНР из отсталой аграрной страны в одну из ведущих мировых держав.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Этапы экономических реформ

По инициативе Ден Сяопина, экономические реформы были разделены на четыре основных этапа:

За 30 лет реформ Ден Сяопину удалось добиться поддержки на государственном уровне взаимосвязи развития, стабильности и реформ.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Вместе с тем переход от плановой к рыночной экономике обнажил две серьезные проблемы:

  • Из-за отказа от центрального планирования потребовалось вносить кардинальные изменения в работу банков и рынков капитала, а также проведение финансовой политики;
  • Работа практические всех государственных предприятий стала убыточной, так как система исчисления расходов и доходов стала происходить по рыночным ценам.

Чтобы устранить эти проблемы, государству пришлось налаживать практически на протяжении всех 1990-х годов работу банковского и финансового сектора, создавать систему социального страхования и закрывать наиболее убыточные предприятия государственного сектора.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Читайте также: