Государственные гарантии это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Государственные гарантии Российской Федерации предоставлялись в рамках следующих постановлений Правительства Российской Федерации: от 10.05.2017 № 549, от 14.08.2012 № 825, от 14.12.2010 № 1017, от 05.03.2010 № 128, от 04.05.2011 № 338, от 06.02.2013 № 97, от 01.11.2008 № 803, от 11.10.2014 № 1044, от 14.02.2009 № 103, от 30.12.2011 № 1224, от 29.06.2018 № 759, от 28.12.2012 № 1451, от 18.03.2013 № 224, от 03.06.2015 № 544, от 25.08.2001 № 628, от 04.07.2017 № 794, от 05.10.2010 № 786, от 13.09.2010 № 721 и № 722, от 10.09.2010 № 709, от 29.06.2012 № 661, от 06.06.2018 № 654, от 17.05.2017 № 582, от 17.06.2016 № 546, от 29.12.2017 № 1700, от 28.12.2016 № 1526, от 24.12.2014 № 1477, от 29.11.2012 № 1233, от 31.12.2010 № 1215, от 14.02.2009 № 104.

За истекший период 2020 года предоставлено 3 государственных гарантий Российской Федерации на общую сумму 290 млрд руб. в рамках следующих постановлений Правительства Российской Федерации: от 10.05.2017 № 549 и от 26.05.2020 № 753. В 2020 году возможно предоставление государственных гарантий Российской Федерации в рамках постановлений Правительства Российской Федерации от 10.05.2017 № 549 и от 01.11.2008 № 803.

Предоставление государственных гарантий Российской Федерации

  • проверка и анализ:
    • соответствия представленных принципалами и/или кредиторами (бенефициарами), иными лицами документов установленным требованиям;
    • информации об отсутствии просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
    • информации о том, что в отношении принципала в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) не возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) и что принципал не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
    • условий кредитных договоров и связанных с ними обязательств на предмет наличия в них положений, которые могут ущемлять интересы и (или) права Российской Федерации, в том числе после уступки ей прав требований кредиторов по кредитным договорам;
    • финансового состояния принципалов и иных лиц (осуществляется в соответствии с положениями Правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации, а также согласно постановлению Правительства Российской федерации от 05.02.2020 г. № 92);
    • достаточности и соответствия предложенного обеспечения исполнения обязательств принципалов требованиям законодательства Российской Федерации и возможности его принятия (осуществляется в соответствии с положениями Правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации, а также согласно постановлению Правительства Российской федерации от 05.02.2020 г. № 92);
    • иных установленных требований, и представление соответствующих заключений;

    Исполнение государственных гарантий Российской Федерации

    • анализ предъявленных Российской Федерации в лице Минфина России требований кредиторов об исполнении гарантий и прилагаемых к ним документов на предмет их обоснованности и соответствия условиям гарантий, подготовку и представление в Минфин России соответствующих заключений;
    • подготовка и оформление сделок (договоров), заключаемых в связи с исполнением государственных гарантий Российской Федерации;
    • осуществление мер по документальному удостоверению (подтверждению) прав требования Минфина России, обеспечению возврата (погашения) или иному урегулированию задолженности принципалов и иных лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, возникшим в связи с предоставлением и исполнением государственных гарантий Российской Федерации, и связанным с ними сделкам.

    Внесистемный аналитический учет государственных гарантий Российской Федерации и обязательств, связанных с предоставлением или исполнением государственных гарантий Российской Федерации

    Общий порядок и принципы предоставления гарантий публично-правовых образований регулируются нормами БК РФ (ст.ст. 115-117).

    Государственная или муниципальная гарантия (далее - гарантия) - вид долгового обязательства, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром (ст. 6 БК РФ).

    Государственная или муниципальная гарантия может обеспечивать:

    - надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства);

    - возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.

    Гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем.

    Для гарантии предусмотрена обязательная письменная форма, несоблюдение которой влечет недействительность (ничтожность) гарантии.

    Условия гарантии не могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара. Гарант имеет право отозвать гарантию только по основаниям, указанным в гарантии. Принадлежащее бенефициару право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное.

    Государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала (п.п. 2-4 ст. 115 БК РФ).

    В государственной или муниципальной гарантии указываются:

    - наименование гаранта (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

    - обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;

    - объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;

    - определение гарантийного случая;

    - безотзывность гарантии или условия ее отзыва;

    - основания для выдачи гарантии;

    - вступление в силу (дата выдачи) гарантии;

    - срок действия гарантии;

    - порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;

    - порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

    - наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу);

    - иные условия гарантии, а также сведения, определенные БК РФ, правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

    Вступление в силу гарантии может быть определено календарной датой или наступлением события (условия), которое может произойти в будущем.

    Требование бенефициара об уплате денежной суммы должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. По получении требования бенефициара гарант должен уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами. Гарант должен рассмотреть требование бенефициара в срок, определенный в гарантии, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии.

    При этом требование бенефициара может быть признано необоснованным и бенефициару отказано в удовлетворении его требований в следующих случаях:

    - требование предъявлено гаранту по окончании определенного в гарантии срока;

    - требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;

    - бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обязательств принципала, предложенное принципалом или третьими лицами.

    Гарант должен уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование.

    Кроме того гарант вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, которые мог бы представить принципал, если иное не вытекает из условий гарантии. Гарант не теряет право на эти возражения даже в том случае, если принципал от них отказался или признал свой долг.

    В случае признания требования бенефициара обоснованным гарант обязан исполнить обязательство по гарантии в срок, установленный в гарантии.

    Предусмотренное гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы не исполненных на момент предъявления требования бенефициара обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы, на которую выдана гарантия.

    Обязательство гаранта перед бенефициаром прекращается :

    - уплатой гарантом бенефициару суммы, определенной гарантией;

    - истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана;

    - в случае исполнения в полном объеме принципалом или третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

    - вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту или письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств;

    - если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло;

    - в иных случаях, установленных гарантией.

    Удержание бенефициаром гарантии после прекращения обязательств гаранта по ней не сохраняет за бенефициаром каких-либо прав по этой гарантии.

    Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен уведомить об этом принципала.

    Если исполнение гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.

    Если же исполнение гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу и не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе расходов соответствующего бюджета.

    Средства, полученные гарантом в счет возмещения в порядке регресса сумм, уплаченных им во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, а также в счет исполнения обязательств, права требования по которым перешли от бенефициара к гаранту, отражаются как возврат бюджетных кредитов.

    Государственная (муниципальная) гарантия может предоставляться в обеспечение обязательств, по которым невозможно установить бенефициара в момент предоставления гарантии или бенефициарами является неопределенный круг лиц. Особенности такой гарантии установлены ст. 115.1 БК РФ.

    К ним относятся:

    - заключение договора о предоставлении гарантии с принципалом. При этом получателем (держателем) такой гарантии является принципал;

    - возможность предусмотреть в договоре о предоставлении гарантии и гарантии предъявление к гаранту требования об уплате денежной суммы по гарантии (требование об исполнении гарантии) принципалом , которое предъявляется, рассматривается и исполняется в порядке, установленном ст. 115 БК РФ для требований бенефициара;

    - возможность установления договором о предоставлении гарантии и гарантией порядка и срока принятия бенефициаром (бенефициарами) гарантии. Срок, установленный для ответа бенефициара (бенефициаров) о принятии гарантии, включается в срок действия гарантии. Если со стороны бенефициара (бенефициаров) в установленный срок не были предприняты действия, необходимые для принятия гарантии, гарантия считается непредоставленной и подлежит возврату гаранту. Удержание принципалом гарантии в этих случаях не сохраняет за принципалом или бенефициаром (бенефициарами) каких-либо прав по дальнейшему использованию этой гарантии.


    Государственная гарантия - это документально оформленное стратегическое планирование. Документ содержит мероприятия, связанные c задачами и сроками по их выполнению, с исполнителями и ресурсами. Программы разрабатывает исполнительная власть с помощью федеральных органов для достижения социального приоритета. Обеспечить национальную безопасность в области развития экономики, реализовать ключевые государственные функции поможет государственная гарантия – это инструмент политики страны.

    Государственные гарантии

    Понятие терминологии

    Можно по разному трактовать значение сказанных обществу обещаний со стороны властей. Государственная гарантия - это обязательства, которые дает государство населению, юридическим структурам, что предоставит материальные или нематериальные блага по специальным стандартам в соответствии с международными нормативами. Бюджетный кодекс включил свое видение понятия и если ориентироваться на статью 115, то данные обязательства могут обеспечивать нуждающихся в настоящий момент, или они могут рассчитывать на получение благ в перспективе будущего развития.

    Характерные особенности

    Государственная гарантия – это разработанная целевая программа, представляющая способы по ее реализации и характеру:

    • организационному;
    • производственному;
    • технологическому;
    • социальному.

    Реализацию программ осуществляют исполнители по комплексным мероприятиям:

    • исследовательским;
    • конструкторским;
    • производственным;
    • социальным;
    • экономическим;
    • хозяйственным.

    Если обещанные поручительства закреплены в Конституции, они переходят в ранг конституционных гарантий. Предоставление государственных обязательств сопровождаются ключевыми условиями:

    • бесплатной выдачей;
    • безвозмездными процедурами по оформлению;
    • передачей в валюте;
    • частичным покрытием сделок;
    • установкой фиксированных сроков действительности.

    Утверждением программ и их перечнем занимается правительство, они в обязательном порядке соответствуют Бюджетному кодексу РФ.

    Пирамида обслуживания

    Медицинское содействие в планах до 2021 года

    Правительство опубликовало утвержденную схему бесплатного медицинского содействия для населения в Постановлении № 1506 от 10.12.2018 года. Государственные гарантии гражданам разработаны по плану до 2021 года. В разработки включены разделы с содержанием:

    • общих условий;
    • видов и предложений по предоставлению медицинских услуг;
    • источников финансирования;
    • нормативных объемов по оказанию помощи и финансовым затратам;
    • порядка тарифного формирования;
    • критериев по доступу и качеству медицинского обеспечения.

    Программу каждый год обновляет и утверждает правительство, чтобы реализовать конституционные права жителям РФ на бесплатное медицинское обслуживание.

    С какой целью планируют выполнение задач?

    Государственные гарантии медицинской помощи созданы для предоставления населению:

    • бесплатного обеспечения в едином правовом и экономическом направлении;
    • организованного сбалансированного предоставления по выделенным ресурсам.

    Государство гарантирует оказывать медицинские услуги гражданам в рамках следующих мероприятий:

    • первичную санитарную поддержку;
    • скорую специализированную помощь.

    Для предоставления всех видов содействия выделены бюджетные средства совместно с обязательным медицинским страхованием. На разработку потребовались объемные и финансовые нормативы:

    • амбулаторные;
    • клинические;
    • стационарные.

    Программа государственных гарантий медицинской помощи включила бесплатные услуги по списку заболеваний, которые предоставляются застрахованным лицам.

    Медицинское обследование

    Конкретное участие

    Основы по защите здоровья у населения указаны в Федеральном законе № 323. В законодательном акте говорится о правах граждан получать безвозмездное медицинское обеспечение, эти положения взяли как основные разработчики программы медицинских государственных гарантий, распределив услуги по типовым признакам заболеваний. Распределение содержит услуги:

    • реабилитационные, профилактические, диагностику с лечением, а также ведение беременных в дневном стационарном или амбулаторном отделении;
    • акушерские, фельдшерские;
    • врачебные терапевтические и педиатрические.

    Предусмотрены программы государственных гарантий оказания:

    • экстренной, неотложной медицинской помощи вне территории медучреждений в стационарах и поликлиниках;
    • лечебных мероприятий при травмировании, отравлении;
    • транспортировки во время родов, а также потерпевших от катастроф и стихийных бедствий.

    Проект предусматривает выполнение комплексных паллиативных услуг с предоставлением обезболивания неизлечимым больным. Государственные гарантии бесплатной медицинской помощи передают гражданам все виды обеспечения, где отказ недопустим и накладывает на врачей ответственность за нарушения в данной области деятельности.

    Бесплатные лекарства

    Базовое содержание

    Когда больной поступает на лечение в больницу, государство гарантирует ему предоставление бесплатных медикаментов, которые содержит перечень, предусмотренный планированием. Стационарное лечение наиболее дорогостоящее, поэтому государственные гарантии оказания медицинской помощи предполагают технологическое замещение на домашний сестринский уход или лечение в больницах в дневное время.

    Только в базовой программе имеются разделения на заболевания и состояния, при которых возможно бесплатное лечение в поликлинике, больнице или дома. Застрахованные лица могут получить помощь при инфекционных или паразитарных заболеваниях, а также если диагноз выявил болезнь:

    • глаз;
    • ушей;
    • нервной или эндокринной системы;
    • кожи;
    • с нарушением обмена веществ и питания.

    Чтобы полностью ознакомиться с перечнем, необходимо знакомство с самой программой, которая включает требования медицинского страхования.

    Врачебная помощь

    Предоставление территориальных условий

    В каждом регионе существуют свои разработки по медицинским услугам на определенной территории. В них разработчики закладывают объем предоставления врачебного обеспечения и условия, в которых они могут выполняться. В поликлиниках больные могут:

    • выбрать специалиста, который указан в договоре ОМС;
    • получить диагноз с лечебной схемой;
    • провести лабораторные исследования.
    • быть направлены в стационар для более эффективного лечения.

    В больнице пациента:

    • помещают в палату;
    • кормят по лечебному рациону;
    • предоставляют возможность находиться с больными детьми.

    Следует учесть, что бесплатное лечение предоставляется только застрахованным лицам. Страховка не предусматривает оказание бесплатной помощи при туберкулезе и СПИДе.

    Российский госпиталь

    Кем финансируются особые виды заболеваний?

    Если страховка не включает лечение туберкулеза, это не значит, что граждане не получат помощь, не имея собственных средств на лечение. Подобные расходы покрывает государственный бюджет. Для этого и разрабатывают разные медицинские проекты, они получают финансирование из средств:

    Перечни по предоставлению дорогостоящих услуг утверждает Минздрав РФ. Для этого они перечисляют средства в отделения и пункты, оказывающие скорую помощь. Существует специализированное финансирование для лечения пациентов в диспансере, лечебнице или поликлинике с наличием:

    • венерических болезней;
    • туберкулеза;
    • СПИДа;
    • психического расстройства;
    • наркологической зависимости;
    • врожденных аномалий;
    • детских пороков.

    Обследование на ВИЧ

    Особенности оздоровительных мероприятий

    Все бюджеты, которые существуют в стране, принимают участие в программах по детским оздоровительным мероприятиям. Особое отношение у государства:

    • к льготному лекарственному обеспечению;
    • зубопротезированию;
    • фельдшерским акушерским пунктам;
    • хосписам;
    • сестринскому уходу;
    • профилактическим медицинским центрам;
    • врачебно-физкультурным диспансерам;
    • детским санаториям;
    • приютам для детей;
    • отделениям, где проводят судебно-медицинские экспертизы;
    • патологоанатомическим участкам.

    Финансовых забот у государства множество, в каждом случае требуется предоставить населению качественное медицинское обслуживание, при этом выплатить достойную заработную плату специалистам. Не всегда получается у власти установить баланс по минимальным социальным стандартам, закрепить основные принципы с географической справедливостью, сравнять на высоком уровне государственные и муниципальные услуги. В настоящее время эту задачу выполняют государственные гарантии. Для обеспечения взятых обязательств разработаны специальное правительственное планирование, куда направляют финансы всех бюджетных уровней, включая ОМС.

    Над федеральной программой работает Минздрав и фонд ОМС. Территориальной разработкой занимаются региональные власти с условием, что эти проекты не должны ни содержанием, ни стоимостью уступать вышестоящему статусу, чтобы граждане получили равную доступную медицинскую помощь. Жителей удивляет: как получается при таких совершенных законах, разработанных и предоставленных гарантиях, так трудно их реализовать на практике? По крайней мере население российской глубинки не слышало ни о каких медицинских программах, потому что в данных областях они не работают.

    1. Государственная (муниципальная) гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его денежных обязательств перед бенефициаром, возникших из договора или иной сделки (основного обязательства).

    2. Государственная (муниципальная) гарантия не обеспечивает досрочное исполнение обязательств принципала, в том числе в случае предъявления принципалу требований об их досрочном исполнении (за исключением случая, указанного в пункте 4 статьи 115.1 настоящего Кодекса) либо наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обязательств принципала считается наступившим (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса).

    3. Письменная форма государственной (муниципальной) гарантии является обязательной.

    4. Государственная (муниципальная) гарантия предоставляется в валюте, в которой выражена сумма основного обязательства.

    5. Гарант по государственной (муниципальной) гарантии несет субсидиарную ответственность по обеспеченному им обязательству принципала в пределах суммы гарантии.

    6. В государственной (муниципальной) гарантии указываются:

    1) наименование гаранта (соответствующее публично-правовое образование - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

    2) наименование бенефициара;

    3) наименование принципала;

    4) обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия (с указанием наименования, даты заключения и номера (при его наличии) основного обязательства, срока действия основного обязательства или срока исполнения обязательств по нему, наименований сторон, иных существенных условий основного обязательства);

    5) объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;

    6) основания выдачи гарантии;

    7) дата вступления в силу гарантии или событие (условие), с наступлением которого гарантия вступает в силу;

    8) срок действия гарантии;

    9) определение гарантийного случая, срок и порядок предъявления требования бенефициара об исполнении гарантии;

    10) основания отзыва гарантии;

    11) порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;

    12) основания уменьшения суммы гарантии при исполнении в полном объеме или в какой-либо части гарантии, исполнении (прекращении по иным основаниям) в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципала, обеспеченных гарантией, и в иных случаях, установленных гарантией;

    13) основания прекращения гарантии;

    14) условия основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;

    15) наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении денежных средств, уплаченных гарантом бенефициару по государственной (муниципальной) гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);

    16) иные условия гарантии, а также сведения, определенные настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

    7. Государственной (муниципальной) гарантией, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, могут обеспечиваться только обязательства хозяйственного общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит соответствующему публично-правовому образованию (гаранту), государственного (муниципального) унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности соответствующего публично-правового образования (гаранта), а государственной гарантией Российской Федерации, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, также могут обеспечиваться обязательства государственной корпорации или государственной компании, учрежденных (созданных) Российской Федерацией.

    8. Вступление в силу государственной (муниципальной) гарантии определяется календарной датой или наступлением определенного события (условия), указанного в гарантии.

    9. Гарант не вправе без предварительного письменного согласия бенефициара изменять условия государственной (муниципальной) гарантии.

    10. Принадлежащие бенефициару по государственной (муниципальной) гарантии права требования к гаранту не могут быть переданы (перейти по иным основаниям) без предварительного письменного согласия гаранта, за исключением передачи (перехода) указанных прав требования в установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах порядке в связи с переходом к новому владельцу (приобретателю) прав на облигации, исполнение обязательств принципала (эмитента) по которым обеспечивается государственной (муниципальной) гарантией.

    11. Государственная (муниципальная) гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, в том числе облигационному), подлежит отзыву гарантом только в следующих случаях:

    1) изменение без предварительного письменного согласия гаранта указанных в государственной (муниципальной) гарантии условий основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;

    2) нецелевое использование средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией.

    12. Требование бенефициара об уплате денежных средств по государственной (муниципальной) гарантии (требование бенефициара об исполнении гарантии) может быть предъявлено гаранту только в случае, установленном гарантией (при наступлении гарантийного случая). Требование бенефициара об исполнении гарантии должно быть предъявлено гаранту в порядке, установленном гарантией, в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов.

    13. Бенефициар не вправе предъявлять требования об исполнении гарантии ранее срока, установленного государственной (муниципальной) гарантией и договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии, в том числе в случае наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обеспеченных гарантией обязательств принципала считается наступившим.

    14. Гарант обязан уведомить принципала о предъявлении требования бенефициара об исполнении гарантии и передать принципалу копию требования.

    15. Гарант обязан в срок, определенный в государственной (муниципальной) гарантии, рассмотреть требование бенефициара об исполнении гарантии с приложенными к указанному требованию документами на предмет обоснованности и соответствия условиям гарантии требования и приложенных к нему документов.

    16. Требование бенефициара об исполнении гарантии и приложенные к нему документы признаются необоснованными и (или) не соответствующими условиям гарантии и гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования в следующих случаях:

    1) требование и (или) приложенные к нему документы предъявлены гаранту по окончании срока, на который выдана гарантия (срока действия гарантии);

    2) требование и (или) приложенные к нему документы предъявлены гаранту с нарушением установленного гарантией порядка;

    3) требование и (или) приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;

    4) бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обеспеченных гарантией обязательств принципала, предложенное принципалом и (или) третьими лицами;

    5) утратил силу. - Федеральный закон от 22.04.2020 N 120-ФЗ;

    6) в иных случаях, установленных гарантией.

    17. В случае признания необоснованными и (или) не соответствующими условиям государственной (муниципальной) гарантии требования бенефициара об исполнении гарантии и (или) приложенных к нему документов гарант обязан уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование.

    18. Гарант вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, которые мог бы представить принципал. Гарант не теряет право на данные возражения даже в том случае, если принципал от них отказался или признал свой долг.

    19. В случае признания требования бенефициара об исполнении гарантии и приложенных к нему документов обоснованными и соответствующими условиям государственной (муниципальной) гарантии гарант обязан исполнить обязательство по гарантии в срок, установленный гарантией.

    20. Предусмотренное государственной (муниципальной) гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой денежных средств в объеме просроченных обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы гарантии.

    21. Обязательство гаранта перед бенефициаром по государственной (муниципальной) гарантии прекращается:

    1) с уплатой гарантом бенефициару денежных средств в объеме, определенном в гарантии;

    2) с истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана (срока действия гарантии);

    3) в случае исполнения принципалом и (или) третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией, либо прекращения указанных обязательств принципала по иным основаниям (вне зависимости от наличия предъявленного бенефициаром гаранту и (или) в суд требования к гаранту об исполнении гарантии) (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса);

    4) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту и (или) письменного заявления бенефициара об освобождении гаранта от его обязательств по гарантии, вследствие возвращения принципалом гаранту предусмотренной статьей 115.1 настоящего Кодекса гарантии при условии фактического отсутствия бенефициаров по такой гарантии и оснований для их возникновения в будущем;

    5) если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло в установленный срок;

    6) с прекращением основного обязательства (в том числе в связи с ликвидацией принципала и (или) бенефициара после того, как бенефициар предъявил гаранту и (или) в суд требование к гаранту об исполнении гарантии) (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса) или признанием его недействительной сделкой;

    7) в случае передачи бенефициаром другому лицу или перехода к другому лицу по иным основаниям принадлежащих бенефициару прав требования к гаранту по гарантии, прав и (или) обязанностей по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта (за исключением передачи (перехода) указанных прав требования (прав и обязанностей) в установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах порядке в связи с переходом к новому владельцу (приобретателю) прав на облигации, исполнение обязательств принципала (эмитента) по которым обеспечивается гарантией);

    8) в случае передачи принципалом другому лицу или перехода к другому лицу по иным основаниям принадлежащих принципалу прав и (или) обязанностей (долга) по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта;

    9) вследствие отзыва гарантии в случаях и по основаниям, которые указаны в гарантии;

    10) в иных случаях, установленных гарантией.

    22. Удержание бенефициаром гарантии после прекращения обязательств гаранта по ней не сохраняет за бенефициаром каких-либо прав по указанной гарантии.

    23. Гарант, которому стало известно о прекращении государственной (муниципальной) гарантии, обязан уведомить об этом бенефициара и принципала.

    Бенефициар и принципал, которым стало известно о наступлении обстоятельств, влекущих отзыв или прекращение государственной (муниципальной) гарантии, обязаны уведомить об этом гаранта.

    24. Если исполнение гарантом государственной (муниципальной) гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, денежные средства на исполнение такой государственной (муниципальной) гарантии учитываются в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета, а исполнение обязательств по такой государственной (муниципальной) гарантии отражается как предоставление бюджетного кредита.

    25. Если исполнение гарантом государственной (муниципальной) гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, денежные средства на исполнение такой государственной (муниципальной) гарантии учитываются в расходах соответствующего бюджета.

    26. Денежные средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса денежных средств, уплаченных гарантом во исполнение в полном объеме или в какой-либо части обязательств по гарантии, или исполнения уступленных гаранту прав требования бенефициара к принципалу, отражаются как возврат бюджетных кредитов.

    27. Кредиты и займы (в том числе облигационные), обеспечиваемые государственными (муниципальными) гарантиями, должны быть целевыми. Государственная (муниципальная) гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, за исключением облигационного), предоставляется при условии установления в кредитном договоре (договоре займа) и (или) договоре о предоставлении указанной государственной (муниципальной) гарантии обязательств кредитора (займодавца) осуществлять со своей стороны контроль за целевым использованием средств указанного кредита (займа).

    28. В случае установления факта нецелевого использования средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, установленных договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии, принципал и бенефициар несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии.

    Читайте также: