Сакральная культура казахского народа кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вернуться к истокам, чтобы жить полноценной жизнью в настоящем и выстроить надежное будущее. На этой неделе презентован проект “100 общенациональных сакральных мест Казахстана”, которые должны стать центром притяжения жителей страны. Что такое “Сакральный Казахстан”, зачем стране и ее гражданам этот проект и почему он запускается именно сейчас – “КАРАВАН” узнал эксклюзивные подробности у

Пояс святынь

Научно-исследовательский центр “Қасиетті Қазақстан” (“Сакральный Казахстан”) создан в мае в Национальном музее РК при министерстве культуры и спорта. Появление структуры – закономерный шаг на пути реализации программной статьи Президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА “Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания”, где главным фактором успешного развития государства, помимо материальных, природных и человеческих ресурсов, назван национальный дух.

– Во всем мире наблюдаются естественные процессы глобализации. Но, как и у любого процесса, здесь происходят перекосы: люди стремятся к материальному обогащению, зачастую забывая о духовном наполнении. Как показывают социологические опросы, на первом месте у людей стоят частные вопросы, оттеснившие вопросы духовности, отношений, связи с корнями. Хорошо это или плохо? Судите сами: растет число суицидов, в том числе среди подростков, новорожденных находят в мусорных ямах. Эти факты сигнализируют, что все не так благополучно в сознании наших людей. Также наблюдается рост уровня миграции среди молодежи. Если человек не связывает свою дальнейшую жизнь с родиной, это тоже говорит о кризисе. В первую очередь о кризисе духовном, – говорит Берик Абдыгалиулы.

Глава государства в своей статье подчеркивает: для достижения конкурентоспособности нации в глобальном мире нужно выработать механизмы регенерации исторической и культурной памяти.

– Поэтому Президент инициировал культурно-идеологические проекты, в том числе проект по укреплению в сознании народа общенациональных святынь – “Сакральная география Казахстана”. Сакральные объекты призваны стать средством консолидации и идентичности нации. На всей территории страны будет создана единая сеть мест памяти, культурно-географический пояс святынь Казахстана, – рассказывает руководитель центра “Сакральный Казахстан”.

Пояс должен стать основой каркаса национальной идентичности. Причем, подчеркивает эксперт, здесь важна не столько материальная, вещественная сторона памятников, сколько духовные практики, связанные с сакральной сутью святых мест – объектов паломничества и поклонения.

Фото Назгуль АБЖЕКЕНОВОЙ

Фото Назгуль АБЖЕКЕНОВОЙ

– Именно они являются символической защитой, источником сохранения исторической, а значит, сакральной памяти народа. И задача проекта – расширить понимание этой географии, выработать единую символику и принципы национального иммунитета. Вкупе это поможет адекватно реагировать на инокультурное влияние и противостоять чуждым идеологическим культурам, – уверен Берик Абдыгалиулы.

Каньоны и городища

Эксперт уточняет: под сакральным объектом в проекте подразумеваются особо почитаемые памятники природного ландшафта и культурного наследия, светской и культовой архитектуры, мавзолеи, а также места, связанные с историческими и политическими событиями, имеющими непреходящую ценность в памяти народа Казахстана.

В рамках работы над проектом “Сакральная география Казахстана”, рассчитанным на 5 лет, создан экспертный совет, в который вошли ученые, историки, краеведы, общественные деятели.

– Список сакральных мест мы разделили на два уровня: объекты общереспубликанского, национального и местного, регионального значения. Один из принципов нашей работы – список не должен формироваться в Астане, в кабинете. Поэтому в каждом регионе были созданы областные комиссии, которые в итоге и предложили свои перечни.

Поступило порядка тысячи предложений, на их основе мы сформировали список общенациональных сакральных объектов, куда на текущий момент вошло 100 памятников (список не окончательный и будет дополняться). Они поделены на шесть категорий: особо почитаемые памятники природного наследия; археологические и архитектурные памятники; крупные средневековые городские центры и столицы Казахского ханства; религиозные и культовые объекты, являющиеся местами поклонения; сакральные места, связанные с историческими личностями; места, связанные с историческими и политическими событиями, – рассказывает Берик Абдыгалиулы.

В списке – гора Акмешит (Улытау), пик Хан-Тенгри, гора Белуха (Алтай), Чарынский каньон, Боралдайские и Иссыкские сакские курганы, поселение Ботай, городища Сарайшык, Сыганак, Сауран, мавзолеи Х. А. Ясави, Арыстан-Баб, Айша Биби, Кабанбай батыра, некрополи и подземные мечети Мангистау, поляна Абылай хана, монументы “Астана-Байтерек” и “Қазақ Елі”, Вознесенский кафедральный собор.

Символы единения

Напомним, что в регионах будут созданы карты региональных сакральных мест, на данный момент в них уже значится более 500 объектов.

– Проект “Сакральный Казахстан” находится на стыке интересов трех сторон: человека, науки и государства. Поэтому в список вошли столь разноплановые объекты. Например, в Алматы это площадь Республики, где находится монумент Независимости – символ обретения нашей страной суверенитета.

Список также включил мемориальный комплекс жертв политических репрессий АЛЖИР в Акмолинской области и монумент, посвященный жертвам Семипалатинского полигона, “Сильнее смерти” в Семее. Мы должны помнить и чтить эти святые места, где находятся могилы наших соотечественников, – говорит Берик Абдыгалиулы.

Как должны помнить и сакральные места национальной гордости в Алматинской области, где проходили Орбулакская и Булантинская битвы, местность Ордабасы близ Шымкента, где в 1726 году состоялся всеказахский курултай. Или Танбалы тас – скала между Улытау и Туркестаном, на которой были выбиты тамги всех жузов – символ единства казахского народа. Где был подвиг 600 казахов?

– В 60-х годах скала была взорвана геологами, сохранились только фрагменты. Такие места будут восстанавливаться. Также будет создана виртуальная карта сакральных мест. Кроме того, появятся визит-центры, которые объединят в себе собственно музейные комплексы, места для остановок, гостиницы. Нацелены мы провести и музеефикацию объектов. Нужно пересмотреть принцип археологических работ, когда специалисты приходят, раскапывают местность и уходят. А ведь надо проводить культивацию почвы, реставрацию объектов, иначе им грозит полное разрушение, – говорит глава центра.

Как сообщил собеседник “КАРАВАНА”, на реализацию проекта дополнительно не будут выделяться средства из госказны – все работы будут проведены в рамках уже запланированного финансирования в сфере культуры и образования. Средства будут переориентированы на научные исследования, реставрационные и иные работы в рамках “Сакрального Казахстана”.

Раз в 50 лет народ обновляется

Народ давно проложил свою тропу к святыням, теперь эта тема выходит на государственный уровень, продолжает глава центра “Сакральный Казахстан”. В обществе сейчас растет запрос на такие места, в пещеру Жылаган-ата в Южно-Казахстанской области, например, люди занимают очередь с 4 часов утра, чтобы помолиться!

– Когда спортсмены из Акмолинской области едут на соревнования, посещают могилу Балуана ШОЛАКА. А недавно мне рассказали случай, когда доктор наук, атеист поехала к святым местам на юге страны, чтобы попросить у небес благословения на материнство своей снохи, которая долго не могла забеременеть. И свершилось чудо – вскоре в семье появился малыш! И таких примеров немало.

Крайне важно, чтобы каждое место святое было таковым для казахстанцев вне зависимости от их места проживания, национальной, религиозной, родовой и прочей принадлежности. И закрепить эту национальную идентичность, национальную целостность и призван наш проект “Сакральный Казахстан”, – подчеркивает Берик Абдыгалиулы.

Проект решает и другой значимый вопрос – целостность исторического сознания. Плач из прошлого – урок для настоящего и будущего

– У нас историческое сознание обрывистое, фрагментарное, нет целостности восприятия истории. В рамках “Сакрального Казахстана” мы актуализируем ценности прошлого и на их основе выработаем новые.

У казахов есть пословица “Елу жылда – ел жаңа”. То есть раз в 50 лет народ обновляется.

И сейчас время модернизироваться, а начинать этот процесс следует с духовного обновления. Мы прекрасно понимаем, что за пять лет проекта мы не модернизируем сознание казахского общества, Моисею для этого понадобилось целых 40 лет. Но мы начали эту работу, и это самое главное, – заключил Берик Абдыгалиулы.

Уже в сентябре запланированы экспедиции по поясу сакральных мест страны, в ходе которых состоятся встречи с учеными и краеведами и будут задокументированы объекты “Сакрального Казахстана”.

10 сакральных мест Казахстана

Есть такие сакральные места и в Казахстане, которые считает посетить своим долгом каждый местный мусульманин. О том, что это за места, чем они известны и как до них добраться, читайте в нашей подборке.

Мавзолей Ходжа Ахмед Яссауи

Ходжа Ахмед Яссауи был великим учёным тюркских народов, поэтом, философом и проповедником, жившим в древнем Туркестане, который в те годы назывался Ясса. В своих проповедях он призывал мусульман к терпению и порицал привязанность к мирским благам.

После смерти Яссауи вокруг почитаемого места возник целый ряд построек, связанных с именем просветителя. Сам мавзолей стал архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки (монастыря), помещений административного и хозяйственного назначения, и представляет собой величественный ансамбль из дворцов и храмов. Один из самых больших возведён в эпоху тимуридов.

10 сакральных мест Казахстана: чем они известны и как до них добраться?

Мемориал, ставший местом паломничества ещё в ХII веке, сегодня является одной из главных святынь мусульманского мира и наиболее посещаемым храмом Центральной Азии. В тюркском мире Яссауи особо почитается и считается одним из самых значимых просветителей и приверженцев Ислама.

Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави (кон. XIV в.) — яркий образец архитектуры тимуридского времени. По своим масштабам мавзолей Ахмеда Яссави равен мечети Биби-Ханым в Самарканде (Узбекистан). Сегодня в Туркестан-Ясси приезжают туристы и паломники со всего мира, чтобы увидеть несравненный шедевр средневековой архитектуры – мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи.

Где находится: город Туркестан

Мавзолей Арыстан-Баба, ХII в.

По легендам, прожив сотни лет, Арыстан-Баба изучил основы тридцати трех религий и, признав верным ислам, стал одним из самых верных сподвижников самого пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Прославившись смелостью в битвах за веру, он получил свое прозвище — Лев (Арыстан).

Направляясь в Туркестан, паломник обязательно сделает крюк через мавзолей учителя и духовного наставника Ахмеда Яссауи Арыстан-Баба. Мавзолей на могиле учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Яссауи религиозного проповедника Арыстанбаба представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман.

10 сакральных мест Казахстана: чем они известны и как до них добраться?

Интересно, как появился сам памятник. По местной легенде, когда по приказу Тимура стали возводить стены туркестанского мавзолея, их снесла сильная буря. После вторичного возведения история повторилась. Тогда явившийся во сне Тимуру старец пояснил: сначала надо возвести мазар учителю и наставнику Ахмеда Арыстан-Бабу. Эмир Тимур так и поступил.

Главная же легендарная миссия Арыстан-Баба заключалась в передаче аманата — тайного порученобязательства и благословения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) будущему подвижнику и святому Ахмеду Яссауи.

Арыстан-Баб вызвался выполнить завещание Пророка и передать сладкий плод (по разным данным — хурму, сушёный финик или инжир) мусульманину Ахмеду, который родится через 400 лет. Получив его, он сразу же отправился странствовать. Чтобы не потерять заветный плод, хранил его во рту, под языком. Спустя 400 лет в окрестностях древнего Отырара у берегов Сырдарьи он отдал его 11-летнему мальчику, пожелавшему стать учеником старца и потребовавшему у него то, что лежит у того под языком. Это и был будущий великий проповедник Ахмед Яссауи, распространивший Ислам среди кочевых тюркских народов.

Согласно преданиям, Арыстан-Баб умер и был похоронен в окрестностях Отырара в XII веке. Вероятно, тогда же был заложен мавзолей. В XIV веке по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было сооружено новое, которое, как и сайрамские мавзолеи, несколько раз перестраивалось и реставрировалось.

Сегодня этот памятник XII-XX вв. является вторым по значимости памятником истории и архитектуры Южного Казахстана после мавзолея Яссауи и одной из мусульманских святынь Центральной Азии. Здесь функционируют Центр паломничества и гостиница. Возле мавзолея находится колодец с очень солёной водой, которая обладает исцеляющими свойствами.

Где находится: в 150 километрах от города Шымкента, недалеко от городища Отырар

Подземная мечеть Бекет-ата

Подземная мечеть Бекет-ата занимает особое положение в мусульманском мире. Круглый год сюда стекаются паломники, чтобы обрести покой души и приблизиться ко Всевышнему.

Бекет-ата известен в мусульманском мире как целитель, как человек, знающий законы физики, математики, астрономии. По преданию жил Бекет-ата родился в 1750 г. вблизи поселка Кульсары Атырауской области. Получил образование юноша в далёкой Хиве, в медресе. А достигнув возраста 40 лет принял решение обучать грамоте детей.

По возвращению, после учёбы, он построил четыре мечети: первая в Кульсарах – её называют Ак-мечеть, вторая в меловых скалах в 20 километрах от поселка Бейнеу, третья – в местности Байшатыр, на плато Устюрт, и четвёртая подземная мечеть вырублена в массиве мелового скального мыса в урочище Огланды. Комнат – семь. В них прекрасная акустика. Построенная им подземная мечеть в Огланды стала научным центром, обсерваторией под открытым небом.

При решении спорных вопросов он проявлял мудрость, приводившую обе стороны к согласию. В своих проповедях Бекет-ата наставлял верующих жить по правде, быть справедливым и творить добро. Мудрец остался в памяти народной и как воин, совершивший подвиги в битве с калмыками. Он обладал богатырской силой и смелостью. Умер Бекет ата в возрасте 63 лет и похоронен в подземной мечети в местности Огланды на Мангистау.

10 сакральных мест Казахстана: чем они известны и как до них добраться?

Некрополь Бекет-ата – духовный, исторический и архитектурный памятник казахского народа.

Мечеть была построена в 1895 году на деньги, собранные с переселенцев. За всё время своего существования она претерпела существенные изменения по сравнению с первоначальным проектом и несколько раз была на грани разрушения.

В 1965 году мечеть устояла при сильнейшем урагане, что удивительно, ведь по преданию она строилась без единого гвоздя. В 1970-х годах от сноса её спас Динмухамед Кунаев. На сегодняшний день Жаркентская мечеть – это один из действительно уникальных памятников, соединивших в своей архитектуре традиционные элементы разных народов Средней Азии.

10 сакральных мест Казахстана: чем они известны и как до них добраться?

Находится мечеть в городе Жаркент.

Ещё одно историческое исламское сооружение, куда на поклонение приходили мусульмане ещё в средние века. С момента постройки мавзолей несколько раз разрушался и вновь восстанавливался. Этот мавзолей тоже связан с именем Яссауи – здесь похоронен его отец, шейх Ибрагим.

В сохранившихся сказаниях говорится о том, что он проповедовал Ислам. Своими благими деяниями он заслужил славу просветителя, получил широкую известность и почёт. Любой желающий сегодня может посетить мавзолей, расположенный на месте крупного центра исламской жизни в Средневековье, а сегодня – селе Сайрам Южно-Казахстанской области.

10 сакральных мест Казахстана: чем они известны и как до них добраться?

Мавзолей Баба Тукти Шашты Азиз

Посвящен ещё одному святому, Баба Тукти Шашты Азиз. Согласно легендам, он был одним из первых, кто активно способствовал распространению Ислама на территории современного Казахстана. И делал он это мирным путём, с помощью своих благих поступков и красноречия. Он также лечил людей и помогал всем страждущим. Вот почему и сегодня его мавзолей до сих пор почитается и значится одним из обязательных мест посещения.

10 сакральных мест Казахстана: чем они известны и как до них добраться?

Находится рядом с аулом Кумкент Южно-Казахстанской области.

Мавзолей Машхур-Жусип Копеева

Машхур Жусуп Копеев – ещё одна историческая личность, оказавшая большое влияние на духовное, нравственное и религиозное становление общества в начале XX-го века. Он был не только исламским просветителем, но и поэтом, и этнографом.

По слухам, он сам заранее выбрал место, где попросил установить ему мазар. Мавзолей объединяет в себе как исламские традиции, так и древнетюркские, и это делает могилу своего рода уникальным историческим местом. К мавзолею ведет лестница из 73-х ступеней: ровно столько прожил Копеев.

10 сакральных мест Казахстана: чем они известны и как до них добраться?

Мавзолей можно посетить, отправившись в Баянаул, что неподалеку от Павлодара.

Мавзолей был создан в память о батыре Хорасан-ата, который всю жизнь посвятил просвещению народа и распространению Ислама и представляет собой уменьшенную копию священной Каабы. Во сне ему приснилась Кааба, и там, куда упала её тень, и построили мавзолей.

10 сакральных мест Казахстана: чем они известны и как до них добраться?

Расположен он в Жанакорганском районе Кызылординской области.

Неизвестно, кто спроектировал и построил этот мазар, но исторически мавзолей считается местом захоронения Султана Махмуд-хана – сына имама, который внёс большой вклад в распространение Ислама. Одним из его талантов было лечение людей, и этот навык позволил ему получить большую известность среди населения.

10 сакральных мест Казахстана: чем они известны и как до них добраться?

Первоначальный мавзолей был разрушен в 1935 году и лишь в наше время заново отстроен.

Комплекс высится на правом берегу реки Талас на вершине холма Тектурмас в городе Тараз.

Мечеть Кунанбая Ускенбаева

Мечеть была построена Кунанбаем Ускенбаевым, отцом Абая – главой каркалинских казахов, судьёй и примерным мусульманином. На строительство мечети он выделил свои собственные деньги, как и на постройку медресе, где многие дети смогли бы получить религиозное образование.

В 1853 году мечеть была открыта для посещения мусульман, однако в советское время частично была разрушена и применялась не по назначению: одно время здесь даже расположилась конюшня. Сегодня же она отреставрирована и всё также принимает под свой кров верующих.

10 сакральных мест Казахстана: чем они известны и как до них добраться?

Мечеть – главная достопримечательность города Каркаралинск Карагандинской области.

Специалисты Института Археологии им. А. Х. Маргулана занимались разработкой проекта наследия, привлекая к работе археологов, историков и этнографов

Бауыржан Байтанаев

Социальные инициативы молодых казахстанцев поддержат МОН РК и Всемирный банк

Социальные инициативы молодых казахстанцев поддержат МОН РК и Всемирный банк

Начиная со второй половины 2017 года специалисты Института Археологии им. А.Х. Маргулана занимались разработкой проекта наследия, привлекая к работе археологов, историков и этнографов.

Сакральные объекты Казахстана имеют древнюю историю. Это культовые архитектурные сооружения, города, поселения, курганы, некрополи, святилища, наскальные рисунки и исторические ландшафты.

Особую популярность имеют культовые архитектурные памятники, как правило, лучше сохранившиеся до наших дней и более почитаемые.

Основной объём историко-культурного наследия составляют археологические памятники, которые разбросаны по всей территории Казахстана. Они охватывают громадный хронологический период: от глубокой древности, каменного века, до позднего средневековья. Они беззащитны перед временем и требуют серьёзных научных исследований, работ по консервации и реставрации, а также продуманного подхода к эксплуатации.

Ещё одним видом духовного наследия являются объекты природы, сакрализация которых уходит в глубокую древность. Некоторые из них объявлены святыми, став объектами паломнического туризма, но требуя изучения и проведения научной экспертизы.

Наряду с известными сакральными объектами, вошедшими в историческую и археологическую науку, появляются новые - религиозные памятники и святые места.

Объектами паломничества также становятся и памятники архитектуры, имеющие историческое, научное и художественное значение. Обладая правом неприкосновенности, они не подвергаются вмешательству; а многие из них - культовые сооружения. Но стоит отличать их от вновь возникших сакрализованных мест, определяя наличие историко-художественной ценности.

У казахстанских вузов появится больше свободы и возможностей

У казахстанских вузов появится больше свободы и возможностей

В годы независимости, когда появилась возможность вернуть забытые имена легендарных предков, изменилось общественное сознание. Религиозный туризм разрастается, вовлекая в свою орбиту всё новые регионы. Тогда и назрела необходимость провести границу между религиозным туризмом и народным паломничеством, связанным с культом великих предков.

В связи с назревшим вопросом определения сакральных объектов Казахстана учёные работают над систематизацией сакральных мест по всей стране. Такое распределение будет препятствовать распространению шарлатанства в области историко-культурного наследия и проявлению на этой почве религиозного экстремизма.

Систематизация сакральных объектов на основе определённых критериев позволит выработать механизм историко-культурной экспертизы природных и других сакральных мест.

Реестр сакральных объектов составлен на основе коллегиального отбора научными коллективами трёх организаций: Института Археологии им. А.Х. Маргулана, Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, Института истории государства. Предварительный список сакральных мест Казахстана включает 574 объекта, из которых в 2017 году описано 279. Учёные, основываясь на материалах архивно-библиографического характера, полевых исследованиях, сформировали реестр с характеристикой объектов от древнейших времён до современности.

Улкен-Жезды, Караунгур, Белкарай - особо значимые памятники археологии каменного века. Ботай, Кожай, Кумкешу - памятники с доместикацией лошадей, одного из маркеров степной цивилизации. Атасу, Мыржык, Талдысай - уникальные памятники одного из крупнейших металлургических центров древнего мира на территории Центрального Казахстана в Жезказган-Улытауском регионе. Есть интересные погребально-поминальные и ритуальные объекты эпохи ранних кочевников: Талды-2, Шиликты, Иссык, Берел, Таксай и другие. Отрар, Сидак, Жуантобе, Испиджаб, Сауран - являются наиболее значимыми средневековыми городами - центрами торговли и ремесла с выдающимися образцами архитектуры и строительного мастерства.

Исторически территорию Казахстана можно условно разделить на несколько историко-культурных ареалов. Они отличаются более тесными внутренними связями, общностью развития, особенностями соответствия эколого-природных и социально-культурных факторов, что сказалось на содержательной стороне археологических и исторических памятников.

Профессиональный старт на равных: гранты - лидерам!

Профессиональный старт на равных: гранты - лидерам!

Сакральные места отражают долгую и насыщенную событиями жизнь и деятельность народа, борьбу за независимость. Работа над реестром сакральных объектов Казахстана - длительный и скрупулёзный труд, в котором задействованы различные учёные: археологи, историки, этнологи, филологи, востоковеды.

Последней целью в выполнении масштабной работы по систематизации и подготовке многотомного реестра сакральных памятников должна стать консолидация народа и формирование новой национальной идеи. Популяризация полученных знаний станет источником духовных ценностей. Реестр сакральных объектов - залог гармоничного развития народа Казахстана.

Бауыржан Байтанаев, директор Института Археологии им. А.Х. Маргулана Комитета науки Министерства образования и науки, академик НАН Республики Казахстан


В статье Елбасы Нурсултана Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" говорится о реализации проекта "Духовные святыни Казахстана" ("Сакральная география"), в рамках которого предлагается создание культурно-географического пояса святынь. Редакция Toppress.kz представляет вашему вниманию 10 сакральных мест Казахстана, которые обязательны к посещению.

Сакральные места – это широко известные среди населения Казахстана объекты культурного наследия, природные места, а также памятники связанные с политическими событиями страны.

Десять священных мест Казахстана презентованы благодаря информации научно-исследовательского центра "Сакральный Казахстан".

Городище Сыганак VІ-ХІХ вв.


Сыганак – городище расположенное на востоке нынешней Кызылординской области РК. Оно находится в двадцати километрах ближе к северу реки Сырдарьи, и в двух километрах на северо-западе поселка Сунакат.

Примечательно то, что древнее место славится интересной историей: в середине XI века будучи столицей огузов, городи являлся большим экономическим центром, куда стекались все купцы и ремесленники. В 1219 по истории, Сыганак разрушили монголы, однако во 2-ой половине XIII века он возродился вновь. Городище являлось средоточием Казахского ханства. Позже Сыганак разгромили джунгары.

В первый раз археологические исследования города осуществлялись в 1948 году кладоискателями из Москвы. В это время были обнаружены объекты, которые относятся к V веку нашей эры. Начиная с 2004 года исследование Сыганак ведется в соответствии с казахстанской государственной программой "Культурное наследие".

Башня Бегим-Ана


Одно из самых прославленных сооружений в Казахстане является башня Бегим-Ана. Башня была сооружена в XI веке, в нынешнем Казалинском районе, Кызылординской области.

Если поднять легенду, то она гласит о девушке Бегим, которая была дочерью предсказателя Карабура-аулие. Девушка, по мнению историков, имела очень яркую внешность и прослыла в народе красавицей. Вскоре, девушка вышла замуж за главу огузского государства Санжара, который отличался своим вспыльчивым характером и ревностью. Однажды, в очередной день охоты, когда Бегим осталась одна, ее заметил один из придворных. Этот факт разъярил правителя Санжара и он отрубил руку красавицы. Благодаря провидцу отцу, который воззвал к Богам, рука Бегим была восстановлена за один день. Правитель Санжар, оправившись от гнева, просил прощения у Бегим, но она не смогла забыть причиненный ей вред и на всю жизнь ушла в башню.

Этот поступок стал олицетворением женской силы. По преданиям, к Бегим именовали общей матерью, она покровительствовала местным женщинам, помогала им в решении трудностей и проблем. С тех пор, место стало именоваться башней Бегим-Ана. Сегодня, это одно из известнейших мест паломничества.

Говоря о построении, то оно являет собой башню с восьмью гранями и с двумя уровнями. Первый уровень — глухой монолит из сырца, на второй этаж можно попасть через проем стрельчатой формы. Стены выстланы саманной штукатуркой, макушка купола развалена. Общая высота здания десять метров, диаметр в основании шестнадцать метров. Еще при Советском Союзе в 1982 году башня Бегим-Ана была в числе исторических объектов культуры республиканского значения и пристально охранялась страной.

Мавзолей Кобланды батыра


В казахском народе олицетворением героизма являлся Кобланды батыр, мавзолей которому был сооружен в 2007 году в Актюбинской области.

Примечательно то, что строение ХХI века является уникальным в своем роде и не имеет аналога по архитектурному облику. Его высота около 17,5 метров, ширина – 12 метров, а по форме мавзолей схож со шлемом батыра, щитом и мечом.

Места, которые на слуху у каждого казахстанца – Жалгыз-оба, Кособа, Бесоба около села Жиренкопа Хобдинского района – это край, где ранее воевал сильный Кобланды батыр против калмыкских захватчиков. Само место захоронения Кобланды батыра расположено на левом берегу реки Кобда.

Рядом с сооружением был установлен камень, о который, по мнению историков, батыр точил свою меч, длина которого доходила до трех метров. Меч по сей день сохранился и находится на левобережье реки Кобда.

В 1995 году на месте захоронения был поставлен камень с надписью. Уже в 1996 году останки батыра были перемещены, и территорию захоронения огородили.


Мавзолей Абат-Байтак

Мавзолей Абат-Байтак возведен в честь батыра Абат, сына известного казахского философа Асан-Кайгы.

Легенды гласят, что Абат батыр вставал на защиту родных земель, отражая набеги калмыков, и даже смог в равноправной битве одержать победу над калмыцким правителем. В ходе чего, батыр сумел возвратить своим родным часть захваченных земель.

Помимо этого, в народе упоминается, что калмыки, ощутив на себе силу Абат батыра больше на земли казахов, до момента его гибели, не нападали. После смерти батыра местные жители, отдавая дань силе Абата, за три дня построили мавзолей. Историки утверждают, что это стало причиной того, что к названию "Абат" добавилось и "Байтак", что означает "всенародный", "всем миром".

Мавзолей Абат-Байтак расположен в 12 километрах к югу от поселка Талдысай Хобдинского района Актюбинской области на берегу реки Хобда.

Абат-Байтак является одним из памятников мемориально-культового зодчества мавзолей ХIV-ХV веков. Специалист культового зодчества Серик Ажигали в своей классификации казахстанских мавзолеев относит Абат-Байтак к портально-купольным, "шатровым мавзолеям" с двойным покрытием.


Мавзолей Айша-Биби

К 100 сакральным местам Казахстана относится уникальный памятник архитектуры XII века – мавзолей Айша-Биби.

Примечательно то, что мавзолей, по своей строительной-архитектурной культуре не похож ни на одно сооружение Казахстана и Средней Азии.

Айша-Биби отделан изумительным по красоте непрерывным покрытием из терракотовых листов, которые расписаны орнаментами 60 видов.

Мавзолей расположен в селе Айша-Биби Жамбылского района Жамбылской области. Он олицетворяет средневековое зодчество эпохи караханидов. По словам историков, сооружение воздвигнуто у караванной дороги к югу от Акыртаса.

Точных известий касательно строительства мавзолея нет, однако он являет собой символ любви и скорби. Имеется около 30 версий легенды о любви красавицы Востока Айши-Биби и могущественного Карахана.

Как гласят легенды, Айша-Биби являлась дочерью ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани, после смерти которого, воспитывалась у шейха Айкожи. Айша-Биби влюбилась в молодого хана Карахана Мухаммеда (в честь которого сооружен мавзолей Карахана в Таразе). В один день, Карахан Мухаммед воспылав ответными чувствами к девушке, решил на ней жениться, но шейх Айкожа не согласился. Не смирившись с решением воспитателя, Айша-Биби сбежала к возлюбленному, однако увидеть его не удалось. По преданию, девушка умерла от укуса змеи, на берегу реки Аса, которая спряталась в ее саукеле. На месте ее гибели, хан Карахан построил мавзолей.

По еще одному преданию, красавица Айша-Биби являлась женой правителя караханов, который став безутешным после ее ранней смерти, воззвал к лучшим мастерам, чтобы они могли воздвигнуть мавзолей над ее могилой.

Сегодня мавзолей Айша-Биби является территорией паломничества женщин и девушек, которые мечтают выйти замуж и родить долгожданного ребенка. В исторических сведениях информации о личности Айши-Биби нет. Примечательно то, что захоронение археологами не исследовано.

Будучи одним из старых сооружений, мавзолей начал разрушаться. Уцелели лишь остатки стен и угловых колонн, декорированные уникальным орнаментом. Уже в XIX столетии, на реставрацию сооружения были потрачены огромные средства. Несмотря на это, даже в полуразрушенном виде, мавзолей вызывает глубокое и неизгладимое впечатление изящества и гармонии, которое среди большого количества архитектурных произведений в народе величают шедевром.


Мавзолей Махамбета Утемисова

Мавзолей знаменитого акына и батыра Махамбета Утемисова в народе упоминается, как олицетворение духовной святыни Атырауской области. Сооружение возведено в Индерском районе, в сельском округе Жарсуат.

Архитектурный памятник построен в 1995 году и вошел в список сооружений республиканского значения. На сегодняшний день, мавзолей вошел сакральную карту Казахстана от Атырауской области.

Махамбет Утемисов родился в местности Бекетай Букеевская орда. Будучи увлеченным с детства стихосложением, он стал известным в народе благодаря мастерству владения словом, а также своей мудростью, которую не раз показывал в произведениях.

Историками упоминается, что Жангир хан, желавший получить расположение народа, захотел чтобы у него в подчинении был Махамбет, однако акын, так сильно любивший свободу, отказал ему. Не желая показывать свою слабость, хан заключил поэта в тюрьму, с желанием склонить его голову. В 1829–1830 годах Махамбет Утемисов находился под стражей в городской тюрьме. Обретя свободу, Махамбет стал сообщником Исатая Тайманова, и впоследствии внес свой вклад в восстание, призывая местных жителей своими песнями к борьбе с царской властью и ханскими угнетениями.

В своих произведениях акын отражал темы свободы и смелости народных вождей и батыров. В 1838 году после смерти Исатая Тайманова, Махамбет с соратниками переехал в Хивинское ханство. Он вновь желал поднять восстание против власти, но все закончилось неудачно. Приехав в Бокейскую орду под секретом, он побуждал местных жителей идти против ханов и царя, но при очередной пропагандистской программе его арестовали, привезли в Оренбург, где строго предупредив, освободили.

Заключительные годы жизни Махамбет Утемисов жил в ауле. Жангир хан и султан Баймагамбет, боясь влияния поэта на народ, следили за ним. В итоге его убили. В воспоминаниях народа Махамбет будет всегда борцом за свободу, независимость и справедливость.


Исторический комплекс "Бокей Ордасы"

Бокейординский историко-музейный комплекс был построен на добровольной основе 15 декабря 1962 года, и ранее назывался Урдинский историко-революционный музей.

К статусу государственного музея, он был причислен в 1967 году, а в 1969 году его переместили в здание "Казначейства". К 2002 году музей увеличен до целого комплекса, и стал именоваться "Бокейординским историко-музейным комплексом".

Как отмечают работники музея, наиболее частыми гостями историко-музейного комплекса являются гости из ближнего и дальнего зарубежья.

Бокейординский историко-музейный комплекс включает в себя четыре музея: "Музей истории Букеевской Орды", "Музей независимости", "Оружейная палата ханского дворца", "Музей истории первой школы Казахстана".

С 2003 года сооружение вошло в Международный Совет Музеев, а сегодня оно является частью 100 сакральных объектов Казахстана от Западно-Казахстанской области.


Мавзолей Жошы-хана

Мавзолей Жошы хана (Джучи-хана) является символом архитектуры XII –XIII веков. Историки причисляют его к одному из самых прославленных и значимых памятников казахского зодчества монгольского периода.

Мавзолей Жошы хана находится в Улытауском районе Карагандинской области, в 50 километрах на северо-востоке от города Жезказгана, в долине реки Каракенгир, в 2 километрах от села Малшыбай, Карагандинской области.

По мнению летописцев, историческое сооружение возведено в 1227 году над могилой сына Чингисхана – Жошы хана. Ко всему прочему есть легенда, что его воздвигнул в XIV или XV веке один из правнуков Жошы хана.

Говоря об архитектурном строении, мавзолей являет собой форму прямоугольника. Арка сооружения выполнена изысканно и живописно. У мавзолея двойной купол. Внешний купол не сохранился, раньше он опирался на звездчатый 17-гранный барабан очень редкой формы и был облицован плитками и бирюзовой поливой. Позже, после реконструкции в 2000 году, купол был восстановлен. Внутренний полусферический купол выложен кольцевыми рядами на ганчевом растворе. Пол мавзолея вымощен кирпичом. Интерьер освещается двумя арочными отверстиями, расположенными в боковых камерах.

Об истории возведения мавзолея можно узнать только по преданиям. В местности гор Улытау была расположена столица Жошы хана. Самому хану нравились тихие степи и горы. Вступив на ханский престол большого степного государства, Дешт-и-кыпчака, Жошы зазнавшись, отказался от исполнения поручений отца, безжалостного Чингисхана. Каган монголов не смог смириться с неповиновением старшего сына и тайно послал лазутчиков, чтобы они организовали гибель Жошы.

По преданиям, Жошы хан погиб во время охоты, где его убило дикое животное – хромоногий кулан, который уже был ранен стрелой. Убегавший кулан внезапно развернулся, бросился на Жошы, сорвал хана с коня и отгрыз ему правую руку.

Историю того, что в мавзолее погребен Жошы Хан, подтвердили итоги исследования археологов Советского Союза. В 1946 году тело Жошы-хана было выкопано. В гробнице был обнаружен скелет без правой кисти с надрубленным черепом.

Особое внимание изучению сооружения было отведено Шоканом Валихановым, который описал результаты в работе "О киргиз-кайсацких могилах и древностях вообще" (1855 г.). В 1868 г. в статье подполковника Красовского "Область сибирских киргизов" имеется информация об этом древнем мавзолее.


Культовый памятник Домбауыл

Имеются разные истории о Домбауыле. По одной из них, он являлся придворным музыкантом Чингисхана. Во период, когда сын Чингисхана, Джучи (Жошы) хан погиб на охоте, люди при дворе боялись гнева Повелителя. Только Домбауыл (по другим преданиям Кетбуга) решился поведать Чингисхану о гибели сына: он, не сказав ни слова, в тишине играл на домбре. Чингисхан проникнувшись языком музыки и все осознав, дал указ залить домбру горячим свинцом. Однако имеется другая легенда: Домбауыл был тем самым парнем, который уничтожил табун куланов, из-за которых умер Джучи хан. По третьей версии, имя музыканта-кобызиста написано в тюркском эпическом произведении "Огуз-наме".

Исходя из всего вышеперечисленного, Домбаул –фольклорный герой, нежели исторический. Однако тот факт, что у него есть не просто место захоронения, а целый мавзолей, многое говорит о зодчих Великой степи и тех, кто желает, что история народных героев передавалась не только из уст в уста, но и сохранилась на века.


Мавзолей Алаша-хана

Мавзолей Алаша хана был возведен народными мастерами в XI– XII веках. Историки отмечают, что имя хана, непрерывно с созданием трех жузов казахского народа. Один из самых прославленных мавзолеев Казахстана находится у подножья реки Каракенгир, близ деревни Малшыбай, в Улытауском районе, Карагандинской области.

В происхождении народа, в первой половине IX в. и X вках, когда население еще не именовало себя казахами, они говорили, что они алашовцы.

Алаша (Алаш) хан, по преданиям, стал родоначальником шести главных классов. В народе он упоминается, как человек, который собрал воедино воинственные тюркские племена. Помимо этого, его величают великим воином, прекрасным политиком, справедливым судьей, правителем государства. В формировании национального сознания образ Алаша хана играет роль прародителя.

Рашид ад-Дин и Абельгази утверждают, что место, где жил Алаша хан – центральная часть Дешт-и-Кыпчака. По легенде, записанной Шоканом Валихановым, у туркестанского хана Арслана очень рано появился сын, которому он, несмотря на старания, так и не смог подарить отцовскую любовь, поэтому и назвал Алаша. Став врослым, молодой человек смог за короткий промежуток найти людей со схожими мыслями и завоевать авторитет у простого народа.

Алаша был талантливым, умным человеком, его поднимали на ковре. Он почитался как деятель, объединивший племена кочевых тюрков и создавший первое государство Алаш (казахское государство).

Известный историк Ж. Артыкбаев в книге "Материалы к истории правящего дома казахов" сравнивает многочисленные легенды об Алаша хане и находит более полным вариант Машхур Жусупа Купеева: "До Алаша-хана казахи не были единым народом и государством, и другие народы не признавали их в таком качестве. Выбрав пегого мальчика правителем, они произносили его имя во время войн как девиз – боевой клич. У них был уговор двигаться на врага с этим девизом, а тех, кто не произнесет его, будь он даже родным отцом, убивать, как яростного врага".

Мавзолей Алаша хана – единственный из средневековых мавзолеев, архитектурное подражание которому стало в центрально-казахстанских степях традицией, глубоко укоренившейся в строительстве мавзолеев казахской знати XIX в. – начала XX в. Известен даже пример прямого копирования – мавзолей Дузена Сандыбаева, построенный в 60-х годах XIX в. По преданию, его строитель Сералы Еламанулы ежедневно ездил на лошади к мавзолею Алаша хана, чтобы изучать устройство и расположение его конструкций.

Напомним, 16 августа 2017 года в Национальном музее РК состоялось заседание научно-экспертного совета научно-исследовательского центра "Сакральный Казахстан", в ходе которого была презентована версия списка 100 объектов, определенных на национальном уровне.

Читайте также: