Государственное устройство турции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Турция является унитарным государством со смешанной формой управления, в нём сливаются элементы как президентской, так и парламентарной республики. В стране на сей день сохраняет свое действие Конституция 1982 года.

Наиболее крупными городами (центрами провинций) с населением свыше 1 миллиона человек являются: Стамбул; Анкара; Измир; Бурса; Адана; Конья; Анталья; Антакья; Газиантеп; ШанлыУрфа; Самсун.

Законодательная функция в турецком государстве сосредоточена в руках однопалатного парламента (меджлиса) — Великом национальном собрании Турции (ВНСТ), которое включает в свой состав около 550 депутатов.

Исполнительная власть реализуется президентом и Советом министров. Глава государства именуется президентом республики. По Конституции он является олицетворением единства и неделимости государства и нации. Президент наделяется широчайшими полномочиями в сфере и законодательной, исполнительной и судебной власти.

По традиции президент назначает лидера победившей на выборах партии премьер-министром, а рекомендуемых последним лиц - министрами. Конституция Турции не дает Совету министров права самостоятельного издания нормативных актов, но ограниченность его правовых возможностей является лишь кажущейся, так как Совет министров инициирует издание многих постановлений по важным вопросам внешней и внутренней политики, потом подписываемых президентом и соответственными министрами.

Избирательное право в Турции урегулировано действующей Конституцией 1982 года, а также законом о выборах от 10 июня 1983 года. Избирательная система включает в себя элементы мажоритарной, пропорциональной системы подсчёта голосов.

Сочетание данных элементов подбирается таким образом, чтобы создавать особые преимущества для крупнейших политических партий, что должно посодействовать образованию однопартийных правительств, обеспечивавэтим самым стабильность политической системы Турции.

Готовые работы на аналогичную тему

По Конституции 1982 года выборы - свободные, прямые, равные, тайные, одноступенчатые, всеобщие, при открытом счёте и системе учёта голосов и производятся совместно с судебным руководством и надзором.

Политическая система Турции

Среди политических деятелей Турции, особо длительное время занимавших пост премьер-министра, стоит назвать:

  • И.Иненю;
  • А. Мендереса;
  • С. Демиреля;
  • Б. Т. Озала;
  • Эдже-вита.

При этом, трое из них, - Т. Озал, И. Иненю и С.Демирель позже заняли пост президента республики.

По итогу последних досрочных парламентских выборов, которые состоялись в ноябре 2002 году, потерпели полное поражение партии, которые занимали лидерские позиции после создания многопартийной системы в 1983 году. К ним относятся:

  • Партия Отечества;
  • Партия верного пути;
  • Партия националистического движения;
  • Демократическая левая партия.

В последние годы на передний план выступили умеренные исламисты в лице Партии справедливости и развития, которая возглавляется Р.Т. Эрдоганом.

Президент республики может быть избран 2/3 голосов полного состава членов ВНСТ посредством тайного голосования. Президент может избираться не из числа депутатов, для этого необходимо получить предложение в письменной форме от 1/5 депутатского корпуса. Кандидатом в президенты должно являться лицо старше 40 лет, обладающее высшим образованием, имеющее право избраться в парламент. Конституция гласит, что президент должен являться беспартийным, нейтральным в отношении партийного состава парламента.

Среди общественных организаций влиятельного типа находятся профсоюзы Турции:

  • Конфедерация профсоюзов рабочих Турции;
  • Конфедерация справедливых рабочих профсоюзов;
  • Конфедерация революционных рабочих профсоюзов Турции;
  • Союз турецких промышленников и предпринимателей;
  • Конфедерация профсоюзов предпринимателей Турции;
  • Союз турецких промышленных и торговых палат;
  • Союз независимых промышленников и предпринимателей.

Главные направления по внешней политике государства задаются традиционными близкими отношениями партнерского типа с США и желанием вступить в Европейский Союз. Частично они уравновешены попытками Турции по усилению региональной внешней политики за счёт развитости связей со странами Центральной Азии, РФ, Закавказья, Израилем, с мусульманскими государствами.

Базисные векторы внутренней политики в настоящий момент продиктованы устремлением государства к достижению соответствия группе копенгагенских критериев, что является предварительно необходимым условием для вступления в Европейский Союз. Поэтому в Турции в данный момент отмечается дальнейшее развитие демократических процессов, в частности, тех их направленностей, которые связываются с неукоснительным соблюдением прав человека, меньшинств национального круга, уменьшением роли армии в регулировании политических кризисов в государстве.

Авторы: Ф. Л. Бражалович (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. Н. Алексеева (Природа: физико-географический очерк), Т. В. Корниенко (Исторический очерк: каменный век и энеолит), Т. К. Кораев (Исторический очерк), В. Д. Нестёркин (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), А. В. Образцов, А. С. Сулейманова (Литература), Т. В. Корниенко (Архитектура и изобразительное искусство: каменный век и энеолит), Е. И. Кононенко, О. А. Николаева (Архитектура и изобразительное искусство), С. Агаева. (Музыка), В. А. Погадаев (Театр), В. И. Шлыков (Кино) Авторы: Ф. Л. Бражалович (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. Н. Алексеева (Природа: физико-географический очерк), Т. В. Корниенко (Исторический очерк: каменный век и энеолит); >>

Турция — унитарное государство. В административном отношении делится на 76 влаятов (провинций).

Действующая Конституция принята в ноябре 1982 г. в условиях военного режима. По сравнению с предыдущей Конституцией 1961 г. она значительно усилила полномочия Президента. Согласно Конституции Турецкая Республика является демократическим, светским и социально-правовым государством.

По форме правления Турция — смешанная (президентско-парламентская) республика особого типа. Политический режим — развивающаяся демократия. В 1991 г. отменен запрет на деятельность коммунистической партии Турции (существовал с 1920 г.).

Законодательная власть принадлежит Великому Национальному Собранию Турции (ВНСТ) — однопалатному парламенту (Меджлису), состоящему из 550 депутатов, избираемых на основе прямых, всеобщих, равных и одностепенных выборов сроком на 5 лет. Допускается совмещение депутатских мандатов и министерских постов.

Глава государства — Президент Республики, доминирующий в государственном механизме: согласно Конституции он олицетворяет единство и неделимость республики и нации, наделен обширными полномочиями в области законодательной, исполнительной и судебной власти. Президент избирается парламентом сроком на 7 лет без права переизбрания.

Президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к партийному составу парламента. Поэтому избранному в президенты депутату, если он был членом партии, необходимо из нее выйти.

Президент не несет политической ответственности за осуществление своих полномочий. Все его постановления, за исключением особо оговоренных в законе, заверяются Премьер-Министром или соответствующим министром, за которые они персонально и отвечают.

Президент играет решающую роль во всех сферах государственной жизни. Согласно Конституции он может выступать с программной речью на заседании ежегодно открывающейся (1 сентября) сессии парламента; вправе созвать парламент на внеочередную сессию, распустить его и назначить новые всеобщие выборы; утверждать принятые парламентом законопроекты и промульгировать их; возвращать принятые законопроекты на повторное рассмотрение парламента (отлагательное вето); при необходимости выносить на референдум законопроекты, связанные с изменением Конституции, обратиться в Конституционный суд с требованием о пересмотре законов и постановлений правительства с силой закона, части, статей или всего внутреннего устава парламента, если они, по его мнению, противоречат Конституции.

В области исполнительной власти Президент: назначает Премьер-Министра и принимает его отставку, назначает и увольняет министров по представлению Премьер-Министра; может созвать заседание Кабинета Министров под своим председательством; направляет официальных турецких представителей в иностранные государства и принимает представителей иностранных государств, аккредитованных в Турции; утверждает международные договоры и соглашения; может принять на себя функции главнокомандующего турецкими вооруженными силами и действовать от имени ВНСТ, принимать решения об использовании турецких вооруженных сил; назначает начальника Генерального штаба вооруженных сил; созывает на заседание Совет национальной безопасности и председательствует на нем; объявляет осадное или чрезвычайное положение и принимает постановления с силой закона; утверждает постановления правительства; имеет право смягчать или отменять наказание осужденным в связи с их продолжительной болезнью, инвалидностью или по старости; назначает председателя и членов Совета государственного контроля, может поручить Совету провести изучение, проверку и контроль государственных дел; избирает членов Совета высших учебных заведений и университетов. В области судебной власти Президент имеет право: назначать членов Конституционного суда, ¼ членов Государственного совета, генерального прокурора республики и его заместителя, членов Высшего военного кассационного суда, членов Высшего военного административного суда, членов Высшего совета судей и прокуроров.

Совет Министров Турции действует под достаточно строгим парламентским контролем, который заключается: в постановке устных и письменных вопросов Премьер-министру или министрам; в изучении и проверке деятельности правительства; в обсуждении важнейших вопросов государства и общества на пленарных заседаниях меджлиса и в ряде других.

Совет Министров несет коллективную ответственность перед меджлисом, который может вынудить уйти в отставку как все правительство, так и отдельного министра. Доверие обычно оказывается Премьер-Министру. В результате вынесения вотума недоверия Премьер-министру, его отставки и привлечения к уголовной ответственности полномочия правительства прекращаются. Запрос-интерпелляция и вопрос об ответственности правительства может исходить от партийной группы или 20 депутатов. Решение по интерпелляции принимается абсолютным большинством голосов членов ВНСТ. При подсчете во внимание принимаются лишь голоса, поданные за резолюцию порицания. В ситуации, когда правительство, сформированное сразу после всеобщих выборов или вместо ушедшего в отставку в результате вотума недоверия, в течение 45 дней не получит одобрения, Президент после консультации с Председателем Меджлиса может объявить о роспуске парламента и о назначении новых всеобщих выборов.

Совет Министров под председательством Президента, заручившись поддержкой Совета национальной безопасности, может объявить чрезвычайное или военное положение, состояние войны и мобилизацию как на всей территории, так и в отдельных регионах страны сроком на 6 месяцев. Решение правительства ввести чрезвычайное положение публикуется и выносится на утверждение ВНСТ. Система местной администрации (за образец принята видоизмененная французская модель) построена на началах бюрократического централизма и строгой иерархии. Полнота власти в провинции принадлежит вали (губернатору). Он назначается Советом Министров по представлению Министерства внутренних дел. Вали проводит в жизнь политическую линию государства, реализует постановления и решения правительства, организует и руководит деятельностью всех органов и служб провинций и работающих в них чиновников.

Турецкая Республика часто оказывается в центре внимания из-за активной роли, которую она играет на мировой арене. Внутренняя политическая жизнь этой страны также вызывает большой интерес. Весьма запутанной выглядит смешанная форма правления в Турции. Что это такое? Данная президентско-парламентская модель из-за своей неоднозначности требует особых объяснений.

Общие сведения

Республика представляет собой так называемое трансконтинентальное государство. Её основная часть расположена в Азии, однако около трёх процентов территории находится в Южной Европе. Эгейское, Чёрное и Средиземное моря окружают государство с трёх сторон. Столицей Турецкой Республики является Анкара, в то время как Стамбул представляет собой самый крупный город, а также культурный и деловой центр. Это государство имеет большое геополитическое значение. Турецкая Республика давно признана мировым сообществом в качестве влиятельной региональной державы. Данное положение она занимает благодаря своим достижениям в экономической, дипломатической и военной сферах.

Турция форма правления это

Османская империя

Форма правления в Турции до сих пор продолжает испытывать на себе влияние национальных особенностей и политических традиций, сложившихся в течение многовековой истории. Легендарная Османская империя во время своего расцвета полностью контролировала десятки стран и держала в страхе всю Европу. Высшую позицию в её государственной системе занимал султан, имевший не только светскую, но и религиозную власть. Форма правления в Турции в ту эпоху предусматривала подчинение представителей духовенства монарху. Султан был абсолютным властителем, однако делегировал значительную часть своих полномочий советникам и министрам. Часто реальным главой государства являлся великий визирь. Правители бейликов (самых крупных административных единиц) обладали большой независимостью.

Все жители империи, включая даже самых высокопоставленных чиновников, считались рабами монарха. Удивительно, но такая форма правления и административно-территориального устройства в Турции османского периода не обеспечивала эффективного контроля над государством. Местные провинциальные власти часто действовали не просто независимо, но и наперекор воле султана. Иногда региональные правители даже воевали друг с другом. В конце XIX века была предпринята попытка установления конституционной монархии. Однако к тому времени Османская империя уже находилась в глубоком упадке, и данная реформа не смогла предотвратить её разрушение.

Образование республики

Современная форма правления в Турции была заложена Мустафой Кемалем Ататюрком. Он стал первым президентом республики, созданной после свержения последнего султана Османской империи в 1922 году. Огромное государство, когда-то наводившее ужас на христианские европейские страны, окончательно развалилось после поражения в Первой мировой войне. Провозглашение республики стало официальной констатацией факта прекращения существования империи.

Турция форма правления референдум

Революционные изменения

Ататюрк провёл комплекс радикальных преобразований, способствовавших постепенному переходу от основанной на религии монархической государственной системы к действующей в настоящее время в Турции форме правления. Страна превратилась в светскую демократическую республику. Серия реформ включала в себя отделение религии от государства, учреждение однопалатного парламента и принятие конституции. Характерной чертой идеологии, известной под названием "кемализм", является национализм, который первый президент считал главной опорой политической системы. Несмотря на провозглашение демократических принципов, режим Ататюрка представлял собой жёсткую военную диктатуру. Переход к новой форме правления в Турции сталкивался с активным сопротивлением консервативно настроенной части общества и часто носил принудительный характер.

Административное деление

Страна имеет унитарную структуру, что является важным аспектом идеологии Ататюрка. Местные власти не обладают значительными полномочиями. Форма правления и административно-территориального устройства в Турции не имеет ничего общего с принципами федерализма. Все регионы подчиняются центральной власти в Анкаре. Губернаторы провинций и мэры городов являются представителями правительства. Все важные чиновники назначаются непосредственно центральной властью.

Страна состоит из 81 провинции, которые, в свою очередь, делятся на округа. Система принятия всех актуальных решений столичным правительством вызывает недовольство жителей регионов. Это особенно ярко проявляется в провинциях, населённых такими национальными меньшинствами, как курды. Тема децентрализации власти в стране считается одной из самых болезненных и противоречивых. Несмотря на протесты отдельных этнических групп, не наблюдается никаких перспектив изменения действующей в настоящее время в Турции формы правления.

Турция форма правления это что

Конституция

Нынешняя версия основного закона страны была ратифицирована в 1982 году. С тех пор в конституцию внесли более сотни поправок. Несколько раз для принятия решения об изменении основного закона организовывался референдум. Форма правления в Турции, например, стала вопросом, вынесенным на всеобщее голосование в 2017 году. Гражданам страны предложили высказать своё мнение по поводу значительного усиления власти президента. Результаты референдума оказались противоречивыми. Сторонники наделения главы государства дополнительными полномочиями победили с минимальным отрывом. Эта ситуация продемонстрировала отсутствие единства в турецком обществе.

Неизменный конституционный принцип заключается в том, что страна является светским демократическим государством . Основной закон определяет, что форма правления в Турции - это президентско-парламентская республика. В конституции закреплено равенство всех граждан вне зависимости от их языка, расы, пола, политических убеждений и вероисповедания. Кроме того, основной закон устанавливает унитарную национальную природу государства.

Турция форма правления смешанная

Выборы

Парламент страны состоит из 550 членов. Депутаты избираются на четырёхлетний срок. Политическая партия должна получить не менее 10 процентов голосов на национальном уровне для того, чтобы попасть в парламент. Это самый высокий электоральный барьер в мире.

В прошлом президент страны избирался членами парламента. Этот принцип был изменён путём внесения в конституцию поправки, принятой на всенародном референдуме. Первые прямые выборы президента состоялись в 2014 году. Глава государства может занимать свой пост не более двух пятилетних сроков подряд. Смешанная форма правления в Турции придавала особую важность роли премьер-министра. Однако эта должность будет отменена после следующих выборов в соответствии с принятым на всенародном референдуме в 2017 году решением об усилении власти президента.

Права человека

Конституция страны признаёт главенство международного законодательства. Все основные права человека, закреплённые в интернациональных соглашениях, формально защищены на территории страны. Однако особенность Турции заключается в том, что многовековые традиции часто оказываются важнее юридических норм. В борьбе с политическими противниками и сепаратистами государственные власти неофициально используют методы, однозначно осуждаемые мировым сообществом.

В качестве примера можно привести пытки, запрещённые конституцией на протяжении всей истории существования республики. Официальные юридические нормы не мешают турецким правоохранительным органам широко и систематически применять подобные методы допроса. По некоторым оценкам, количество жертв пыток исчисляется сотнями тысяч. Особенно часто таким способам воздействия подвергались участники неудавшихся военных переворотов.

Турция форма правления

Также существуют данные о так называемых внесудебных казнях (убийствах подозреваемых в совершении преступлений или просто неугодных граждан по тайному приказу властей без проведения каких-либо юридических процедур). Иногда такие расправы стараются выдать за суицид или результат сопротивления при аресте. Массовые нарушения прав человека происходят в отношении турецких курдов, многие из которых придерживаются сепаратистских взглядов. В регионах, населённых представителями этого национального меньшинства, фиксируется большое количество загадочных убийств, не расследуемых должным образом полицией. Стоит заметить, что официальные смертные приговоры в стране не исполняются уже больше 30 лет.

Судебная система

В процессе создания в Турции формы правления и государственного устройства многие аспекты были заимствованы из западноевропейских конституций и законов. Однако в судебной системе этой страны полностью отсутствует концепция присяжных заседателей. Вынесение вердиктов и приговоров доверяют только профессиональным юристам.

Военные суды рассматривают дела солдат и офицеров вооружённых сил, но в случае объявления чрезвычайного положения их власть распространяется и на гражданских лиц. Практика показывает, что форма правления и форма государственного устройства в Турции не являются незыблемыми и легко корректируются при условии наличия решимости у политических лидеров. Одним из подтверждений этого факта служит массовое увольнение судей, произошедшее после неудачной попытки свержения президента в 2016 году. Репрессии коснулись почти трёх тысяч служителей Фемиды, заподозренных в политической неблагонадёжности.

Турция форма правления и государственное

Национальный состав

Унитарность является одним из основополагающих принципов государственного устройства и формы правления в Турции. В республике, созданной Кемалем Ататюрком, не было предусмотрено никакого самоопределения национальностей. Все жители страны вне зависимости от этнической принадлежности считались турками. Направленная на сохранение унитарности политика приносит свои плоды. Большинство граждан страны в процессе переписи населения предпочитает называть себя в анкетах турками, а не указывать свою фактическую национальность. Из-за такого подхода до сих пор не удаётся выяснить точное количество курдов, живущих на территории страны. По приблизительным оценкам, они составляют 10-15 процентов населения. Помимо курдов, в Турции существует ещё целый ряд национальных меньшинств: армяне, азербайджанцы, арабы, греки и многие другие.

Конфессиональная принадлежность

Большинство населения страны исповедует ислам. Количество христиан и иудеев весьма незначительно. Примерно каждый десятый турецкий гражданин является верующим, но не относит себя к какой-либо конфессии. Только около одного процента населения придерживается откровенно атеистических взглядов.

Турция форма правления и государственное устройство

Роль ислама

Светская Турция не имеет официальной государственной религии. Конституция гарантирует всем гражданам свободу вероисповедания. Роль религии стала предметом жарких дискуссий после возникновения исламистских политических партий. Президент Эрдоган снял запрет на ношение хиджабов в школах, университетах, государственных учреждениях и вооружённых силах. Это ограничение действовало на протяжении многих десятилетий и было призвано противодействовать установлению мусульманских правил в светской стране. Данное решение президента недвусмысленно продемонстрировало стремление к исламизации государства. Эта тенденция вызывает недовольство сторонников светского общества и становится причиной ещё одного внутреннего противоречия в Турецкой Республике.

Читайте также: