Политическое рекрутирование это кратко

Обновлено: 05.07.2024

входная функция политической системы, выражающаяся в заполнении индивидами свободных ячеек в политической системе.

Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .

Смотреть что такое РЕКРУТИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ в других словарях:

РЕКРУТИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

процесс отбора и продвижения людей в активную политическую жизнь, в том числе на руководящие должности в политических институтах.

РЕКРУТИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

входная функция политической системы, выражающаяся в заполнении индивидами свободных ячеек в политической системе.

РЕКРУТИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

входная функция политической системы, выражающаяся в заполнении индивидами свободных ячеек в политической системе.

входная функция политической системы, выражающаяся в заполнении индивидами свободных ячеек в политической системе.

Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .

Политология. Словарь. — РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Рекрутирование политическое" в других словарях:

Политик — (Politician) Содержание Содержание 1. Кто такой политик 2. Политик как профессия 3. на монетах 4. Политические лидеры: отличительные черты, особенности 5. ТОП 10 женщин – известных политиков Политик, государственный деятель — это лицо … Энциклопедия инвестора

ПОЛИТИКА — (греч. гос. или обществ. дела, от государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое… … Философская энциклопедия

Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ — наука о взаимодействии политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти, о закономерностях протекания политических процессов, развертывания политических отношений, о функционировании политических режимов,… … Социология: Энциклопедия

ГОСУДАРСТВО — политическая организация общества, объединяющая все население страны, представляющая и выражающая его интересы и волю, основной орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность, организованность и определенный порядок в нем. В … Социология: Энциклопедия

входная функция политической системы, выражающаяся в заполнении индивидами свободных ячеек в политической системе.

процесс отбора и продвижения людей в активную политическую жизнь, в том числе на руководящие должности в политических институтах.

Найдено схем по теме — 2

Найдено научных статей по теме — 15

Проницаемость каналов рекрутирования в политическую элиту

Статья посвящена проблеме анализа процессов рекрутирования в элиту. Подчеркивается важность изучения горизонтальной мобильности и проницаемости каналов рекрутирования.

Динамика развития и рекрутирования российской политической элиты

Рекрутирование является одним из наиболее важных механизмов функционирования политической системы, в ходе которого происходит выявление и заполнение политически значимых позиций.

Проблемы рекрутирования молодежи в состав политической элиты Крыма

В статье рассматриваются некоторые проблемы, связанные с рекрутированием молодежи в состав политической элиты Крыма.

Особенности рекрутирования политической элиты в современной Украине

В статье проанализированы специфические черты, характеризующие механизмы рекрутирования политической элиты в современной Украине, и факторы, влияющие на этот процесс.

Кадровая политика как одна из основ рекрутирования политической элиты

В статье рассматриваются место и функции политической элиты в современном обществе. Описаны каналы, механизмы и типы рекрутирования элиты.

Рекрутирование политических элит в Прибалтике: роль этнического фактора

Вопрос о роли этнического фактора в политическом процессе Литвы, Латвии и Эстонии актуален в течение всего периода, последовавшего за провозглашением независимости этих стран.

Механизмы рекрутирования политических элит полиэтнических регионо в России

Статья посвящена рассмотрению процесса продвижения лиц в состав социальной группы, находящейся на вершине социальной иерархии.

Рекрутирование политических элит в Украине: три уровня партийного членства

Особенности рекрутирования политических элит полиэтнических регионов России

Статья посвящена рассмотрению процесса продвижения лиц в состав социальной группы, находящейся на вершине социальной иерархии.

Региональная политическая элита: основные тенденции в системе рекрутирования

Региональная политическая элита является доминирующим меньшинством в составе регионального сообщества. Однако именно она определяет вектор развития регионального политического процесса.

Политическая и экономическая элита современной России: эволюция и рекрутирование

Рассматривается российский управленческий класс, российская элита и тенденции ее развития, механизмы формирования и рекрутирования новых членов.

Бизнес-сообщество как бассейн рекрутирования политической элиты постсоветской Литвы

В статье анализируется процесс формирования политической элиты Литовской Республики после распада Советского Союза через призму нарастающего присутствия выходцев из бизнеса во властных кругах.

Рекрутирование региональной политической элиты Республики Саха (Якутия) как вход системы

Ценностные основания рекрутирования современных политических элит: проблемы и перспективы

В статье обоснована теоретическая позиция, согласно которойидеологические ценности в процессах рекрутирования политиче-ских элит в современных условиях выполняют вспомогательную,инструментальную роль.

Политическое образование как средство влияния на процессы рекрутирования политической элиты

В статье делается акцент на то, что политическое образование опосредованным образом, при помощи социальных институтов, ценностного поля, влияет на модели рекрутирования политических элит, консервацию / трансформацию существующих в

Рекрутирование элиты — это механизм отбора на руководящие должности в государственном или партийном аппарате, процесс вхождения в состав правящих групп и движения внутри них.

Элита — не­мно­го­чис­лен­ная груп­па лиц, которая занимает высокие статусные позиции в системе социальной иерархии, оказывает значительное влияние на жизнь людей, обладает исключительными качествами и способностями.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на:

  1. Наследственные — выходцы из аристократических семей.
  2. Ценностные — занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции лица.
  3. Властные — непосредственные обладатели властных полномочий.
  4. Функциональные — имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию профессионалы-управленцы.

Среди элит различают:

  1. Правящую — обладающую государственной властью.
  2. Оппозиционную — не вошедшую по разным причинам во властные структуры верхушку общества, контрэлиту.
  3. Открытую — рекрутирующуюся из общества.
  4. Закрытую — воспроизводящуюся из собственной среды, дворянство.

Влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты оказывают системы ее рекрутирования. Системы определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, порядок и критерии, побудительные мотивы действий.

Зачем это нужно, особенности процесса

Концепция о невозможности всего народа в целом управлять государством, идеи о неизбежном разделении общества на управляемое большинство и управляющее меньшинство не новы. Так же исторически подтверждена аксиома о том, что функцию управления должна взять на себя элита.

Народные массы, в свою очередь, признают право на власть харизматичных организованных личностей с высокими показателями результативности, обладающих интеллектуальным и моральным превосходством, наиболее активных в политическом отношении и ориентированных на власть, занимающих высшие места в социуме благодаря биологическому и генетическому происхождению, престижу и статусу.

Процесс отбора и формирования правящих групп в любом государстве и характер сложившихся общественных отношений взаимозависимы. С одной стороны, рекрутирование отражает интегрирующие компоненты социально-политических процессов, противоречия, степень представительности системы, критерии социальной стратификации, структурные изменения в системе политических ролей. С другой стороны, процесс отбора привилегированной прослойки влияет на ключевые направления политической стратегии, в числе которых порядок участия и приобретения должностей, и обеспечивает стабильность системы.

Пока правящая элита выполняет функцию самовоспроизводства, она имеет возможность полноценно господствовать в обществе. Под самовоспроизводством понимается способность закрепить и передать преемникам устои, ценности и нормы правящей верхушки. Как только механизм вырабатывает свой потенциал, появляются предпосылки для последующей смены властвующего слоя.

Сущность классической теории циркуляции элит сводится к следующим положениям:

  • любая социальная система стремится к равновесию и возвращается к нему;
  • социальный процесс с момента разбалансировки до прихода в устойчивое состояние образует социальный цикл;
  • протекание социального цикла зависит от характера циркуляции элит.

Качества, обеспечивающие элите господство, меняются во время социального развития, это обусловливает изменение и самой элитарной части. Социальная группа, претендующая на занятие элитарной позиции, должна иметь определенную базу, совокупность материальных либо духовных ценностей. Вне зависимости от того, в силу каких социально-политических предпосылок элита приходит к власти, первостепенной задачей для нее было и остается установление действенного механизма заполнения привилегированных позиций.

Каналы и способы рекрутирования политической элиты с примерами

Существуют общие закономерности процесса вхождения людей в правящую группу. Универсальными каналами рекрутирования элиты во всем мире выступают те социальные институты, включенность в которые дает людям возможность достичь власти.

  1. Политические партии. Их роль особенно велика на Западе, где претендент на вхождение в высший класс должен пройти по всем ступеням партийной иерархии. Так делали свою карьеру главы государств Маргарет Тетчер, Франсуа Миттеран, Гельмут Коль, Билл Клинтон и современные политики, сменившие их на ключевых государственных постах.
  2. Бюрократический аппарат. Доминирование бюрократического механизма и государственно-административного канала хорошо прослеживается на примере современной России с ее вертикалью власти, предсказуемыми выборными процедурами и, как следствие, бюрократической элитой в роли основного центра политического влияния.
  3. Церковь и религиозные организации. Канал характерен для исламских, испаноговорящих стран и стран с сильным влиянием католицизма.
  4. Профсоюзы. Профсоюзные лидеры играют заметную роль в политических элитах многих держав. Бывший президент США Рональд Рейган и бывший президент Польши Лех Валенса делали старт в политическую карьеру с позиций профсоюзных лидеров. А в немецких, французских, английских парламентах среди депутатов от лейбористской и социалистической партий традиционно доминируют не рабочие и фермеры, а профессиональные политики из числа профсоюзных лидеров.
  5. Экономические институты. Способ продвижения посредством бизнес-структур типичен для США, Японии.
  6. Армия. Влияние фактора велико в странах Латинской Америки, Африки, Азии. Боевые генералы Эхуд Барак и Ариэль Шарон впоследствии занимали высший государственный пост премьер-министра Израиля.
  7. Система образования. Играет существенную роль во всех странах мира. По мнению политологов, Великобританией управляют преимущественно выпускники Оксфорда или Кембриджа, имеющие два образования — юридическое и экономическое.

В политологии выделяются две системы привлечения элит, которые в чистом виде встречаются редко. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки: модель гильдий и антрепренерская модель.

Модель гильдий представляет собой номенклатурную систему отбора, которая характеризуется отсутствием конкурентной борьбы, идеологизацией, политизацией и непотизмом. Преобладает в странах административного социализма, но некоторые элементы распространены в экономике и государственно-административной сфере высокоразвитых стран.

  1. Закрытость: привлечение претендентов на более высокие посты из нижестоящих слоев внутри привилегированного класса, медленный эволюционный путь наверх.
  2. Высокая институционализация: наличие многочисленных формальных требований для занятия должностей.
  3. Селекторат: узкий круг наиболее влиятельных представителей, осуществляющих отбор кадров.
  4. Воспроизводство: высокий уровень преемственности и низкая вероятность возникновения внутриэлитных противоречий.

Плюс: уравновешенность при принятии решений, стремление к консенсусу, предсказуемость и преемственность политического курса.

Минус: склонность к консерватизму и бюрократизации, вырождение господствующей группы, потеря способности к управлению.

Подобный тип характерен для традиционных обществ: касты в Древней Индии, аристократия в средневековой Европе. В XX веке наиболее четко система гильдий проявилась в тоталитарных и авторитарных политических системах: в СССР доступ в привилегированный класс открывало членство в КПСС. Номенклатурный способ формирования элиты утвердился в Советском Союзе, когда кандидатуры подбиралась сверху с учетом рекомендаций партийных органов, социального происхождения, наличия членства в партии, декларируемой верности официальной идеологии.

Антрепренерская модель предполагает постоянную конкуренцию между потенциальными членами элиты, обеспечивает приток в правящую группу наиболее одаренных индивидов. Преобладает в демократических государствах.

  1. Открытость: широкие возможности для претендентов из различных социальных групп.
  2. Низкая институционализация: небольшое количество фильтров.
  3. Электорат: широкий круг людей, проводящих набор, вплоть до всех избирателей.
  4. Конкурентность: первостепенная значимость индивидуальных качеств и творческих возможностей кандидатов.

Плюс: приспособленность к динамизму современной жизни, обновление элиты, более полная легитимация ее власти.

Минус: неустойчивость внутренней структуры элиты, частая смена политического курса, риск популизма — прихода в политику случайных, некомпетентных людей.

Справедливости ради нужно отметить и дополнительную классификацию системы рекрутирования истеблишмента. Она включает систему кооптации и систему ротации. Однако и модель назначения руководителей сверху, и модель передвижения по горизонтальным связям, перетекания индивидов из одной правящей структуры в другую, в том или ином виде представлена в системе гильдий.

3.5. Легитимация режима

Однако сегодня функции пропаганды и образования у законодательных собраний все больше перехватывают средства массовой информации. Распространение электронных медиа (радио и в еще большей степени телевидения) позволяет правительствам напрямую обращаться к миллионам избирателей, а не полагаться в этом деле, как в прежние времена, на парламентские отчеты. Как результат, авторитет законодательных собраний сегодня более всего зависит не от их конституционного статуса, а от того внимания, которое им уделяет пресса. Именно по этой причине ассамблеи подчас столь сильно и озабочены тем, чтобы их заседания освещались телевидением. В США слушания Конгресса наверняка не имели бы такого воздействия на общество, не будь здесь традиции транслировать их по телевидению. В Великобритании телевидение не допускалось в Палату общин до 1989 г.

СТРУКТУРА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ СОБРАНИЙ

Законодательные собрания различаются между собой в целом ряде отношений. Их члены, скажем, могут быть избраны, назначены или даже унаследовать свое место, возможна и комбинация этих принципов. Далее, если их члены подлежат избранию, избирать их может население в целом (в равновеликих округах) или регионы либо штаты. Избирательное право может быть всеобщим либо ограниченным, при этом возможны разные избирательные системы. Широко различаются и размеры законодательных собраний. Крохотная республика Науру, что находится в западно-центральной части Тихого океана, имеет ассамблею в 18 членов, каждый из которых представляет 440 человек. На противоположном полюсе мы видим двухтысячное Народное собрание Китая, в котором каждый депутат представляет свыше 350 тысяч человек. Но главные структурные различия между законодательными собраниями заключаются в том, состоят ли они из одной или двух палат и какую роль в них играют комитеты.




3.5. Легитимация режима

Однако сегодня функции пропаганды и образования у законодательных собраний все больше перехватывают средства массовой информации. Распространение электронных медиа (радио и в еще большей степени телевидения) позволяет правительствам напрямую обращаться к миллионам избирателей, а не полагаться в этом деле, как в прежние времена, на парламентские отчеты. Как результат, авторитет законодательных собраний сегодня более всего зависит не от их конституционного статуса, а от того внимания, которое им уделяет пресса. Именно по этой причине ассамблеи подчас столь сильно и озабочены тем, чтобы их заседания освещались телевидением. В США слушания Конгресса наверняка не имели бы такого воздействия на общество, не будь здесь традиции транслировать их по телевидению. В Великобритании телевидение не допускалось в Палату общин до 1989 г.

СТРУКТУРА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ СОБРАНИЙ

Законодательные собрания различаются между собой в целом ряде отношений. Их члены, скажем, могут быть избраны, назначены или даже унаследовать свое место, возможна и комбинация этих принципов. Далее, если их члены подлежат избранию, избирать их может население в целом (в равновеликих округах) или регионы либо штаты. Избирательное право может быть всеобщим либо ограниченным, при этом возможны разные избирательные системы. Широко различаются и размеры законодательных собраний. Крохотная республика Науру, что находится в западно-центральной части Тихого океана, имеет ассамблею в 18 членов, каждый из которых представляет 440 человек. На противоположном полюсе мы видим двухтысячное Народное собрание Китая, в котором каждый депутат представляет свыше 350 тысяч человек. Но главные структурные различия между законодательными собраниями заключаются в том, состоят ли они из одной или двух палат и какую роль в них играют комитеты.

Читайте также: