Структура и размещение селитебной территории кратко

Обновлено: 02.07.2024

Селитебная территория занимает важное место в планировочной структуре города. Она состоит из жилой застройки с необходимыми учреждениями обслуживания, общественными центрами, зелеными насаждениями и отдельными предприятиями, санитарная характеристика которых допускает расположение их в селитебной зоне.

Селитебные территории состоят из жилых районов или их групп численностью до 150 и более тыс. чел, которые имеют общую архитектурно-планировочную организацию. Границами таких жилых групп являются естественные и искусственные рубежи: реки, каналы, водоемы, массивы зеленых насаждений, улицы, дороги и т.п. В жилом районе есть общественный центр, в котором сосредоточены учреждения не постоянного пользования и специализированные центры. Эти учреждения и предприятия должны быть расположены вдоль пешеходных дорог, улиц и площадей. Жилой район или группы должены иметь единую архитектурно-планировочную структуру и организацию территории, зеленые насаждения, спортивные сооружения.

Самая лучшая организация жилых районов предполагает членение их на микрорайоны. Районы сложившейся застройки формируются из кварталов. Микрорайон представляет это - основная структурная единица жилой застройки. Идея создания таких микрорайонов зародились при возникновение крупных кварталов Харькова, Запорожья, Санкт-Петербурга инженерами в 30-х гг. ХХ в.

В современном городе, в микрорайоне могут проживать около 10. 20 тыс. чел. и более, это зависит от величины города. Границы территории микрорайона определяются меж магистральными территориями, отмеченные красными линиями, при обеспечении доступности для населения основных объектов обслуживания микрорайонного значения па расстоянии 500 м. В микрорайоне обычно должны располагаться все учреждения культурно-бытового обслуживания, для удовлетворения повседневных запросов населения.

Между микрорайонами и общественным центром должна быть связь как транспортными, так и пешеходным путем, которые должны иметь минимальное количество взаимных пересечений. Также должна быть налажена качественная связь между микрорайонами и объектами общегородского центра, и с другими элементами планировочной структуры города: промышленными зонами, зонами внешнего транспорта, зоной отдыха. Общественный транспорт держит основную нагрузку. Для создания транспортной сети необходимо определить оптимальные расстояния от жилых домов до остановок общественного транспорта, скорость и интервалы его движения. Территорию для парковки автомобилей индивидуального пользования подбирают также с учетом удобства использования.

Территории жилых районов располагают исходя из функционального зонирования территории города. Однако положение селитебной зоны в планировочной структуре города зависит от конкретных климатических условий и от градостроительных факторов. Господствующее направление ветра является одним из важнейших факторов размещения селитебных территорий в отношении промышленных. Самым выгодным расположением селитебной территории считается с наветренной стороны для господствующего направления ветров в отношении промышленных предприятий, выделяющих вредные вещества. Селитебная территория должна располагаться выше промышленной зоны по течению реки, если город располагается на реке. С точки зрения рельефа самым выгодным расположением селитебной территории считается расположение на возвышенности, чем в низине, так как могут скапливаться вредные газообразные отходы промышленных производств.

Промышленные предприятия подразделяются на пять классов по санитарной характеристике, с разной шириной требуемых защитных зон. Для самых вредных предприятий санитарно-защитные зоны селитебных территорий составляют 1000, 500 и 300 м. Для менее вредных и безвредных предприятий санитарно-защитная озелененная зона делается шириной 100 и 50 м. Функцию защитных зон в этом случае может нести широкая плотно озелененная улица.

Господствующее направление ветра определяется по розе ветров. Она представляет собой график, иллюстрирующий режим ветра в данном месте. Он составляется по результатам многолетних наблюдений за определенный месяц, сезон, год для всех населенных мест. Роза ветров строится по 8 или 16 румбам - основным географическим сторонам света. По этим направлениям в определенном масштабе откладывают в виде векторов значения повторяемости (в процентах общего числа наблюдений) направлений или значения средних и максимальных скоростей ветра, соответствующие каждому румбу. Концы векторов соединяют линией.

График розы ветров строят по результатам наблюдений повторяемости ветров за самый жаркий месяц или самый жаркий квартал года. В данный период года получаются самые неблагоприятные санитарно-гигиенические условия: время большего развития болезнетворных микроорганизмов.

Вокруг промышленных предприятий хуже экологическое состояние воздушной среды. Поэтому селитебная территория должна быть расположена так, чтобы на нее не попадали в это время потоки загрязненного воздуха с территорий промышленных зон. Господствующее направление ветра – самый большой вектор розы ветров, направленный к ее центру (рис. 3.1) [9]. При близком положении промышленных зон и селитебных территорий принимают во внимание степень вредности и опасности промышленных производств. По этому принципу их подразделяют на три категории.

Промышленные производства І категории включают взрыво- и пожароопасные, радиоактивные, связанные с разработкой полезных ископаемых производства. Селитебные территории располагают от них на значительном удалении (до 20 км).

Промышленные производства ІІ категории включают промышленные предприятия средней производственной вредности. Они располагаются на границах селитебных территорий с соблюдением необходимых санитарных разрывов.

Промышленные производства ІІІ категории включают промышленные предприятия малой производственной вредности или совсем безвредные. Они могут располагаться в селитебной территории города.

Размеры селитебной территории при проектировании в зависимости от величины города, этажности застройки и климатического района определяются от 4 до 19 га на 1000 чел.


Рис. 3.1 Роза ветров, господствующими являются ветра юго-западного направления


Во все времена люди пытались упорядочить места своих поселений, сделать их как можно более благоприятными для жизни. Так появилось градостроительство — практическая деятельность по планировке и застройке населенных пунктов. Наших далеких предков интересовали такие вопросы, как комфорт и безопасность, доступность зданий общественного предназначения и священных мест.

Градостроительство в древности

Первые человеческие поселения решали одну, но жизненно важную, необходимую задачу — защищали от враждебно настроенных соседей и диких животных.

К третьему веку до нашей эры в городах начали планировать строительство зданий и дорог. Так, в Египте улицы строились вокруг культовых сооружений, дворцов фараонов по периметру прямоугольника. В одной части поселения жили знатные люди того времени, а в другой — строители, ремесленники и нищие.

Для греческих полисов была характерна не только регулировка застройки, но и самая простая селитебная зона. К примеру, у греков существовали целые ремесленные слободы. Священные рощи и парки, в которых прогуливалась знать, находились за пределами населенных пунктов. Все здания и сооружения строились в один этаж, дабы не затенять улицы. Многие традиции закладки улиц и целых городов живы и сегодня.

Что такое селитебная зона

В любом населенном пункте есть сооружения различного назначения: жилые и административные, спортивные, парковые и т. д. Территории, где расположены эти здания, и называются селитебными зонами.

В селитебные зоны никогда не включают заводы и фабрики, а также производства, к которым нужно подводить железнодорожные пути или организовывать специальные транспортные развязки.

Город, который находится возле фабрики и завода, должен закладываться по всем градостроительным правилам.

Селитебная зона состоит из таких элементов:

  • жилых домов;
  • зданий общественного, административного характера;
  • бульваров, парков и садов;
  • метро и системы подземных переходов.

Иногда для перестройки селитебных зон сносят отдельные дома и даже целые жилые кварталы. Перед закладкой нового населенного пункта в генплане застройки нужно учитывать не только особенности ландшафта, но и водные, а также воздушные потоки.

Населенные пункты

Структура селитебной зоны должна быть тщательно спланирована еще до начала строительства и включать в себя все необходимое для комфортной жизни людей: здания и сооружения, школы, административные постройки, зеленые зоны, небольшие предприятия. При этом все дома, являющиеся частью одного территориального пространства, должны иметь похожую архитектуру.

В современных городах может быть от одной до сразу нескольких селитебных зон.

Если в городе проживает до 30 тысяч человек, то в нем, как правило, есть всего один жилой район со школами, больницами, административными сооружениями. Город с числом жителей до 150 тысяч — это населенный пункт средней величины. В нем есть несколько микрорайонов со своими особенностями архитектуры и инфраструктурой. Отдельные микрорайоны разделяются водоемами, скверами или парками и связываются общественным транспортом.

Где должны размещаться селитебные зоны

Планируя размещение селитебных зон, нужно брать во внимание не только требования градостроительства, но и климат (в частности, розу ветров). Жилой район лучше всего размещать с наветренной стороны по отношению к имеющимся фабрикам и заводам. Если город располагается на реке, то жилую зону нужно располагать выше по течению от предприятия с опасными условиями производства.

Очень важен и местный ландшафт. Люди должны жить на возвышенности, а не в низине: вредные вещества, связанные с производством, могут накапливаться и тем самым причинять вред здоровью и жизни местных жителей. В промышленных районах должна быть и санитарная зона. Ее площадь должна зависеть от мощности производства. Численно это от 300 до 1000 метров квадратных.

Размещение зеленых насаждений в городских кварталах

Планируя жилую селитебную зону, нужно учитывать не только закладку парков, но и зеленые насаждения.

Правила их посадки такие:

  • Кустарники и деревья нужно садить не менее, чем в 5 метрах от сооружений.
  • Высаживать можно любые растения, но отдавать предпочтение тем, которые ионизуют воздух. Это серебристый тополь, конский каштан, белая акация, черемуха и т. д.
  • Между промышленной и жилой зоной должен быть заложен парк либо лесополоса с такими деревьями.

Выполнение этих требований станет залогом для здоровья горожан.

Ступенчатый принцип застройки в планировке современных населенных пунктов

Ее суть такая:

Размещение промышленных зон

В населенных пунктах, где есть не только селитебная, но и промышленная зона, нужно как можно более точно просчитать угрозу, которую может принести людям промышленный объект.

Больше всего это касается городов, где есть водоемы. Вода — это субстанция, которая очень быстро и надолго накапливает выбросы и взвеси. Если жилой район застроить без учета этих факторов, то он вполне может стать непригодным для жизни. Во избежание этого и утверждается генплан застройки.

Что включает в себя генеральный план застройки

В генплане застройки нужно предусмотреть:


  • места для обслуживающих население объектов;
  • строительство мостов и дорог;
  • строительство муниципальных объектов самоуправления.

В плане застройки селитебных зон должны быть:

  • цели и задачи, которые будут выполнены после того, как новый район будет заселен;
  • мероприятия, которые нужно провести для достижения этих целей и задач;
  • границы муниципальных зон и инфраструктурных объектов.

В генплане нужно учесть все нужды города.

Предназначение селитебных зон

Подведем итоги вышесказанному.

Основное предназначение селитебных территорий такое:

  • обеспечение комфортного проживания людей;
  • снижение влияния на жизнь и здоровье факторов производства;
  • закладка санитарных, зеленых зон.

Правильно организовав селитебную зону, можно обеспечить процветание городу на долгие годы.

Структура и размещение селитебной территории городских поселений. Система общественных центров и жилая застройка. Транспорт и улично-дорожная сеть. Плотность населения территории жилого района и микрорайона. Селитебная территория сельского поселения.

Рубрика Строительство и архитектура
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.12.2011
Размер файла 44,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Томский государственный архитектурно-строительный университет

Реферат на тему:

Выполнила: Лесникова Галина,гр.129-1

Проверила: Чекотина Г.И.

СТРУКТУРА И РАЗМЕЩЕНИЕ СЕЛИТЕБНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Важное место в планировочной структуре города занимает селитебная территория. На ней располагается жилая застройка с необходимыми учреждениями обслуживания, общественными центрами, зелеными насаждениями и отдельными предприятиями, санитарная характеристика которых допускает расположение их в селитебной зоне.

В состав селитебных территорий входят жилые районы или их группы численностью до 150 и более тыс. чел., имеющие общую архитектурно-планировочную организацию. Границами их являются естественные и искусственные рубежи: реки, каналы, водоемы, массивы зеленых насаждений, улицы, дороги и т.п. Жилой район включает общественный центр, где сосредоточены учреждения периодического пользования и специализированные центры. Комплексы этих учреждений и предприятий обслуживания должны быть расположены вдоль пешеходных дорог, улиц и площадей. Жилой район должен иметь единую архитектурно-планировочную организацию территории, зеленые насаждения, спортивные сооружения.

Наилучшая организация жилого района предполагает членение его на микрорайоны. Районы сложившейся застройки допускается формировать из кварталов. Микрорайон представляет собой основную структурную единицу жилой застройки. Идеи создания микрорайонов зародились в период возникновения укрупненных кварталов Харькова, Запорожья, Санкт-Петербурга инженерами в 30-х гг. XX в.

В современном микрорайоне могут проживать 10. 20 тыс. чел. и более в зависимости от величины города. Территория микрорайона определяется в границах межмагистральных территорий, отмеченных красными линиями, при обеспечении доступности для населения основных объектов обслуживания микрорайонного значения на расстоянии 500 м. В микрорайоне должны располагаться все учреждения культурно-бытового обслуживания, удовлетворяющие повседневные запросы населения.

Микрорайоны должны быть связаны с общественным центром как транспортными, так и пешеходными путями, которые по возможности должны иметь минимальное количество взаимных пересечений. Хорошо должна быть налажена связь между микрорайонами и объектами общегородского центра, а также с другими элементами планировочной структуры города: промышленной зоной, зоной внешнего транспорта, зоной отдыха. Основная нагрузка в этом падает на общественный транспорт. Для создания его сети определяют оптимальные расстояния от жилых домов до остановок общественного транспорта, интервалы и скорость его движения. Места парковки автомобилей индивидуального пользования выбирают также с учетом удобства использования.

Жилые районы располагают исходя из функционального зонирования территории города. Однако нахождение селитебной территории в планировочной структуре города зависит не только от градостроительных факторов, но и от конкретных климатических условий. Одним из важнейших критериев размещения селитебных территорий в отношении промышленных зон является господствующее направление ветра. Наиболее благоприятным считается расположение селитебной территории с наветренной стороны для господствующего направления ветров в отношении промышленных предприятий, выделяющих вредные вещества. Если город располагается на реке, то селитебная территория должна располагаться выше промышленной зоны по течению реки. С точки зрения рельефа лучшим считается расположение селитебной территории на возвышенности, чем в низине, где могут скапливаться вредные газообразные отходы промышленных производств.

По своей санитарной характеристике все промышленные предприятия подразделяются на пять классов с разной шириной требуемых защитных зон. Для наиболее вредных предприятий санитарно-защитные зоны селитебных территорий составляют 1000, 500 и 300 м. Для менее вредных и безвредных предприятий санитарно-защитная озелененная зона делается шириной 100 и 50 м. Ее функции в этом случае может нести широкая хорошо озелененная улица.

Планировочную структуру селитебной территории городских и сельских поселений следует формировать с учетом взаимоувязанного размещения зон общественных центров, жилой застройки, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также в увязке с планировочной структурой поселения в целом в зависимости от его величины и природных особенностей территории.

Для предварительного определения потребности в селитебной территории следует принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 чел.: в городах при средней этажности жилой застройки до 3 этажей -- 10 га для застройки без земельных участков и 20 га-- для застройки с участками; от 4 до 8 этажей -- 8 га; 9 этажей и выше -- 7 га.

Для районов севернее 58° с.ш., а также климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА указанные показатели допускается уменьшать, но не более чем на 30 %.

Примечание. Селитебную территорию в городах необходимо расчленять на районы площадью не более 250 га магистралями или полосами зеленых насаждении шириной не менее 100 м.

При определении размера селитебной территории следует исходить из необходимости предоставления каждой семье отдельной квартиры или дома. Расчетная жилищная обеспеченность определяется дифференцировано для городов в целом и отдельных их районов на основе прогнозных данных о среднем размере семьи, с учетом типов применяемых жилых зданий, планируемых объемов жилищного строительства, доли фонда, строящегося за счет средств населения. Общую площадь квартир следует подсчитывать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.01-89.

Размещение индивидуального строительства в городах следует предусматривать:

в пределах городской черты -- преимущественно на свободных территориях, включая территории, ранее считавшиеся не пригодными для строительства, а также на территориях реконструируемой застройки (на участках существующей индивидуальной усадебной застройки, в районах безусадебной застройки при ее уплотнении и в целях сохранения характера сложившейся городской среды);

на территориях пригородных зон -- на резервных территориях, включаемых в городскую черту; в новых и развивающихся поселках, расположенных в пределах транспортной доступности города 30--40 мин.

Районы индивидуальной усадебной застройки в городах не следует размещать на главных направлениях развития многоэтажного строительства на перспективу.

В районах индивидуальной застройки следует предусматривать озеленение, благоустройство и инженерное оборудование территории, размещение учреждений и предприятий обслуживания повседневного пользования.

В городах следует формировать систему общественных центров, включающую общегородской центр, центры планировочных районов (зон), жилых и промышленных районов, зон отдыха, торгово-бытовые центры повседневного пользования, а также специализированные центры (медицинские, учебные, спортивные и др.), которые допускается размещать в пригородной зоне.

Примечание. Число, состав и размещение общественных центров принимаются с учетом величины города, его роли в системе расселения и функционально-планировочной организации территории. В крупных и крупнейших городах, а также в городах с расчлененной структурой общегородской центр, как правило, дополняется подцентрами городского значения. В малых городах и сельских поселениях, как правило, формируется единый общественный центр, дополняемый объектами повседневного пользования в жилой застройке.

В общегородском центре в зависимости от его размеров и планировочной организации следует формировать системы взаимосвязанных общественных пространств (главных улиц, площадей, пешеходных зон), составляющих ядро общегородского центра.

В исторических городах ядро общегородского центра допускается формировать полностью или частично в пределах зоны исторической застройки при условии обеспечения целостности сложившейся исторической среды.

селитебная территория городское сельское поселение

При проектировании жилой застройки, как правило, выделяются два основных уровня структурной организации селитебной территории:

микрорайон (квартал) -- структурный элемент жилой застройки площадью, как правило, 10--60 га, но не более 80 га, не расчлененный магистральными улицами и дорогами, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования с радиусом обслуживания не более 500 м (кроме школ и детских дошкольных учреждений, радиус обслуживания которых определяется в соответствии стабл. 5 настоящих норм); границами, как правило, являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи;

жилой район -- структурный элемент селитебной территории площадью, как правило, от 80 до 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также часть объектов городского значения; границами, как правило, являются труднопреодолимые естественные и искусственные рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения.

Примечания: 1. Жилой район является, как правило, объектом разработки проекта детальной планировки, а микрорайон (квартал) -- проекта застройки. Относить проектируемый объект к одному из уровней структурной организации селитебной территории следует в задании на проектирование.

2. В малых городах и сельских поселениях при компактной планировочной структуре жилым районом может быть вся селитебная территория.

3. В зоне исторической застройки элементами структурной организации селитебной территории являются кварталы, группы кварталов, ансамбли улиц и площадей.

Этажность жилой застройки определяется на основе технико-экономических расчетов с учетом архитектурно-композиционных, социально-бытовых, гигиенических, демографических требований, особенностей социальной базы и уровня инженерного оборудования.

Примечание. Для городов, расположенных в районах сейсмичностью 7--9 баллов, как правило, следует применять одно-, двухсекционные жилые здания высотой не более 4 этажей, а также малоэтажную застройку с приусадебными и приквартирными участками. Размещение и этажность жилых и общественных зданий необходимо предусматривать с учетом требований СНиП II-7-81* и СН 429-71.

При реконструкции районов с преобладанием сложившейся капитальной жилой застройки следует предусматривать упорядочение планировочной структуры и сети улиц, совершенствование системы общественного обслуживания, озеленения и благоустройства территории, максимальное сохранение своеобразия архитектурного облика жилых и общественных зданий, их модернизацию и капитальный ремонт, реставрацию и приспособление под современное использование памятников истории и культуры.

Объемы сохраняемого или подлежащего сносу жилищного фонда следует определять в установленном порядке с учетом его экономической и исторической ценности, технического состояния, максимального сохранения жилищного фонда, пригодного для проживания, и сложившейся исторической среды.

При комплексной реконструкции сложившейся застройки допускается при соответствующем обосновании уточнять нормативные требования заданием на проектирование по согласованию с местными органами архитектуры, государственного надзора и санитарной инспекции. При этом необходимо обеспечивать снижение пожарной опасности застройки и улучшение санитарно-гигиенических условий проживания населения.

Въезды на территорию микрорайонов и кварталов, а также сквозные проезды в зданиях следует предусматривать на расстоянии не более 300 м один от другого, а в реконструируемых районах при периметральной застройке -- не более 180 м. Примыкания проездов к проезжим частям магистральных улиц регулируемого движения допускаются на расстояниях не менее 50 м от стоп-линии перекрестков. При этом до остановки общественного транспорта должно быть не менее 20 м.

Для подъезда к группам жилых зданий, крупным учреждениям и предприятиям обслуживания, торговым центрам следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям -- второстепенные проезды, размеры которых следует принимать в соответствии с табл. 8настоящих норм.

ТРАНСПОРТ И УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ

При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети.

Затраты времени в городах на передвижение от мест проживания до мест работы для 90 % трудящихся (в один конец) не должны превышать, мин, для городов с населением, тыс. чел.:

Важное место в планировочной структуре города занимает селитебная территория. На ней располагается жилая застройка с необходимыми учреждениями обслуживания, общественными Центрами, зелеными насаждениями и отдельными предприятиями, санитарная характеристика которых допускает расположение их в селитебной зоне.

В состав селитебных территорий входят жилые районы или их группы численностью до 150 и более тыс. чел., имеющие общую архитектурно-планировочную организацию. Границами их являются естественные и искусственные рубежи: реки, каналы, водоемы, массивы зеленых насаждений, улицы, дороги и т. п. Жилой район включает общественный центр, где сосредоточены учреждения периодического пользования и специализированные центры. Комплексы этих учреждений и предприятий обслуживания должны быть расположены вдоль пешеходных дорог, улиц и площадей. Жилой район должен иметь единую архитектурно-планировочную организацию территории, зеленые насаждения, спортивные сооружения.

Наилучшая организация жилого района предполагает членение его на микрорайоны. Районы сложившейся застройки допускается формировать из кварталов. Микрорайон представляет собой основную структурную единицу жилой застройки. Идеи создания микрорайонов зародились в период возникновения укрупненных кварталов Харькова, Запорожья, Санкт-Петербурга инженерами в 30-х гг. XX в.

В современном микрорайоне могут проживать 10. 20 тыс. чел. и более в зависимости от величины города. Территория микрорайона определяется в границах межмагистральных территорий, отмеченных красными линиями, при обеспечении доступности для населения основных объектов обслуживания микрорайонного значения на расстоянии 500 м. В микрорайоне должны располагаться все учреждения культурно-бытового обслуживания, удовлетворяющие повседневные запросы населения.

Микрорайоны должны быть связаны с общественным центром как транспортными, так и пешеходными путями, которые по возможности должны иметь минимальное количество взаимных пересечений. Хорошо должна быть налажена связь между микрорайонами и объектами общегородского центра, а также с другими

элементами планировочной структуры города: промышленной зоной, зоной внешнего транспорта, зоной отдыха. Основная нагрузка в этом падает на общественный транспорт. Для создания его сети определяют оптимальные расстояния от жилых домов до остановок общественного транспорта, интервалы и скорость его движения. Места парковки автомобилей индивидуального пользования выбирают также с учетом удобства использования.

Жилые районы располагают исходя из функционального зонирования территории города. Однако нахождение селитебной территории в планировочной структуре города зависит не только от градостроительных факторов, но и от конкретных климатических условий. Одним из важнейших критериев размещения селитебных территорий в отношении промышленных зон является господствующее направление ветра. Наиболее благоприятным считается расположение селитебной территории с наветренной стороны для господствующего направления ветров в отношении промышленных предприятий, выделяющих вредные вещества. Если город располагается на реке, то селитебная территория должна располагаться выше промышленной зоны по течению реки. С точки зрения рельефа лучшим считается расположение селитебной территории на возвышенности, чем в низине, где могут скапливаться вредные газообразные отходы промышленных производств.

По своей санитарной характеристике все промышленные предприятия подразделяются на пять классов с разной шириной требуемых защитных зон. Для наиболее вредных предприятий санитарно-защитные зоны селитебных территорий составляют 1000, 500 и 300 м. Для менее вредных и безвредных предприятий санитарно-защитная озелененная зона делается шириной 100 и 50 м. Ее функции в этом случае может нести широкая хорошо озелененная улица.

Господствующее направление ветра определяется по розе ветров, которая представляет собой график, изображающий режим ветра в данном месте.

Размеры селитебной территории при проектировании в зависимости от величины города, этажности застройки и климатического района определяются от 4 до 19 га на 1000 чел.

Читайте также: