Гомельский дворцово парковый ансамбль кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых, Паскевичей является главной достопримечательностью г. Гомеля. История его создания насчитывает более двухсот лет и тесным образом связана с деятельностью Петра Александровича и Николая Петровича Румянцевых, Ивана Фёдоровича, Федора Ивановича и Ирины Ивановны Паскевич.

В 1777 г. на территории замка времён Речи Посполитой П.А. Румянцев начинает строительство дворца по проекту петербургского архитектора И.Е. Старова.

Дворец конца ХVIII в. – компактный, на высоком цоколе двухэтажный объем, завершенный бельведером с куполом. Здание имело гладкие стены; основными декоративными акцентами фасадов были портики.

Первый этаж дворца предназначался для парадной жизни владельца. Он имел большую высоту и включал основные залы. Второй этаж был предназначен для повседневной жизни. Бельведер также не являлся жилым помещением, а использовался для освещения главного колонного зала.

Служебные помещения находились в цокольном этаже дворца.

Дворец представлял собой загородную виллу, предназначенную лишь для кратковременных визитов П.А. Румянцева, чья основная резиденция находилась на Украине.

В архитектурном отношении это было уникальное сооружение. Гомельский дворец – первый на территории Беларуси памятник архитектуры классицизма, один из лучших примеров дворцовой палладианской постройки с компактным планом и купольным завершением.

На месте небольшого городка в первой трети ХIХ века возник регулярно распланированный и застроенный в стиле классицизма город.

На прилегающей к дворцу территории были проведены нивелировка замковых оборонительных сооружений, планировка и застройка главной городской площади, одним из основных элементов которой и стало здание, построенное при П.А. Румянцеве. В начале ХIХ века по обе стороны дворца были сооружены два служебных флигеля. Постройки имели простые прямоугольные очертания планов и сдержанное оформление фасадов, главным украшением которых были 4-х колонные портики ионического ордера.

Первый этаж флигелей, более низкий, чем второй, предназначался для хозяйственных помещений. В левом флигеле (к северу от центральной части) находилась большая кухня. На втором этаже размещались залы и гостиная. Небольшие объемы флигелей и их лаконичная архитектурная обработка подчеркивали значимость центрального здания. Тем самым дворец приобрел развитую, обращенную к главной площади города композицию.

Основание храма в форме креста, портики и барабан с куполом – главные отличительные черты этого архитектурного памятника. Такой облик храма являлся отступлением от православных канонов. Лишь колокольня приближала облик собора к православному храму. Расположение собора между дворцом и местечком давало возможность одновременного использования храма и владельцем, и горожанами.

Место расположения дворцового ансамбля (усадьбы) было выбрано Н.П. Румянцевым не случайно. Оно имело целый ряд очевидных преимуществ. Во-первых, отсюда открывался великолепный вид на реку и заречные дали. Во-вторых, этот район городской территории не был застроен, здесь проходила граница между местечком и окружающими его пахотными землями.

Главное здание было надстроено и объединено с флигелями галереями. Перед домом находился лишь цветник, и ничто не закрывало величественного вида на реку Сож.

Планировка домика для летнего проживания была достаточно простой, а помещения имели небольшие размеры. Сразу же за входной дверью располагался уютный салон. С противоположной стороны находилась небольшая комната с лестницей, по которой можно было спуститься в парк. Это был первый специально устроенный парк в Гомеле.

Сейчас этот парк, к сожалению, не существует, его территория застроена, и мало кто из гомельчан знает о его существовании в начале ХIХ века.

Главный корпус и флигели были соединены между собой галереями. Флигели, сооруженные в начале ХIХ века, подверглись значительной перестройке. В северном флигеле был надстроен третий этаж, изменена внутренняя планировка, убраны портики ионического ордера. Южный флигель был разобран и на его фундаменте была возведена 3-х этажная, а затем и 4-х этажная башня (1850-1851 гг.). Башня стала организующим звеном общей композиции создаваемого дворцово-паркового ансамбля.

Существенные изменения произошли и в центральном корпусе дворца: переделаны полукруглые окна бельведера, фронтон 7-колонного портика, достроена веранда со стороны реки. На карнизах главного корпуса и галерей были установлены статуи и чугунные балюстрады.

Работы по внешнему и внутреннему убранству дворца были выполнены итальянским мастером Винценто Винценти. Интерьеры дворца были украшены произведениями декоративно-прикладного искусства, коллекциями картин, бронзы, фарфора, художественного стекла и т.д.

В декабре 1851 года во дворце произошёл пожар, уничтоживший отделку части залов первого этажа центрального корпуса. Проект реконструкции интерьеров дворца был выполнен польским архитектором Андреем Голонским. Изменения касались в первую очередь парадной спальни и гардеробной.

Реконструкция дворца 1837-1851 гг. объединила дворцовый ансамбль в художественное целое. Дворцовый комплекс стал одним из лучших произведений А. Идзковского. Практически одновременно с реконструкцией дворца начались работы по планировке парка (1839г.).

Уникальность замысла создания во второй трети ХIХ века гомельского дворцово-паркового ансамбля состояла в сооружении водоёма сбоку от жилого здания. На дне глубокого оврага А. Идзковский запланировал пруд (выкопан в 1843 г.).

Пруд с системой мостов должен был соединить в одно целое две разноплановых части создаваемой парковой зоны: южную-пейзажную и северную-сформированную в стиле французских регулярных парков.

К середине 40-х годов ХIХ века была проделана и значительная работа по благоустройству северной части парка.

Партер (часть парка перед главным фасадом дворца) представляла собой сплошной зелёный газон, окаймленный вековыми деревьями. Все его дорожки были посыпаны речным песком. По периметру здания располагались цветочные клумбы. Вдоль главных аллей и перед фасадом располагались мраморные статуи философов, поэтов, художников и государственных деятелей.

Прилегающая ко дворцу территория парка была расчленена радиально расходящимися от него аллеями. Две средние выходили к ограде парка, где находились ворота для въезда и выезда экипажей. Перед дворцом было создано свободное пространство, которое давало возможность рассмотреть его со всех сторон.

В окружении башни дворца концентрировались военные трофеи И.Ф. Паскевича. Здесь, на террасе, на высоких постаментах были установлены пушки, захваченные во время войны с Турцией в 1829 г. Между ними размещались конная статуя Юзефа Понятовского, изображенного в облике римского легионера (скульптор Б. Торвальдсен). Статуя была установлена в 1842 г. Под террасой был сооружен большой грот.

Перед фасадом дворца, который был обращен к реке Сож, находился курдонёр (внутренний дворик). Он состоял из газона, по краям которого находился кустарник. Здесь располагались многочисленные мраморные статуи, вывезенные И.Ф. Паскевичем из Варшавы, и большие вазы, сохранившиеся здесь до сих пор.

Со второй половины 40-х годов в парковой зоне были осуществлены крупномасштабные посадки древесных пород. В 1848 году из Кореневской экономии на двадцати телегах были привезены дубы, клены, грабы. В начале лета 1849 года из Варшавы было завезено свыше трех с половиной сотен различных деревьев.

С приходом весны в парке строились многочисленные парники, разбивались огороды, перекапывалась почва под деревьями и кустами.

Новая страница в истории дворцово-паркового ансамбля началась после того, как его владельцем после смерти И.Ф. Паскевича (1856 г.) стал его сын — Федор Иванович Паскевич.

В 1856-1857 гг. была заложена часть окон во втором этаже башни, устроена домашняя церковь в соседствующем с флигелем павильоне дворца, видоизменено крыльцо со стороны города (сооружен пандус, который существует до сих пор). С крыш главного корпуса и боковых галерей были сняты чугунные балюстрады и статуи. Это была последняя реконструкция дворца до 1917 г.

Фёдор Иванович многое сделал по увековечиванию памяти своего отца. На площадке курдонера был установлен бюст И.Ф. Паскевича, который был изображен в одеянии римского полководца.

С этой же целью в парке в 1870-1889 гг. сооружены часовня и фамильная усыпальница Паскевичей (архитектор Н. Червинский).

Во дворце были собраны выдающиеся произведения искусства. Судя по описи 1891 года, в нем насчитывалось 3214 предметов высокохудожественной работы: уникальные коллекции художественного стекла (Англия, Франция), фарфора (Германия, Китай, Россия), предметы из бронзы; картины художников И.Н. Крамского, П. Ротари, А. Орловского,. Я. Суходольского, М. Зичи, М. Залесского, Н. Шильдера, скульптуры А. Кановы, Б. Торвальдсена, Х. Рауха, В. Демут-Малиновского.

Таким образом, к началу ХХ века формирование дворцово-паркового ансамбля Румянцевых, Паскевичей было завершено.

С установлением Советской власти, гомельский дворцово-парковый ансамбль стал достоянием государства. В 1919 г. ему было присвоено имя А.В. Луначарского.

Дворец стал постепенно утрачивать свои уникальные художественные достоинства. Несмотря на то, что в нем устроили музей, основные художественные коллекции и многие предметы внутреннего убранства были переданы в другие музеи СССР, государственным и советским учреждениям города.

Дворцово-парковый ансамбль очень сильно пострадал в ходе подавления в марте 1919 г. Стрекопытовского мятежа. Восстановительные работы продолжались до 1925 г.

Большой урон ансамблю (дворцу и парковому хозяйству) нанесла Великая Отечественная война. Большая часть музейных экспонатов не вернулась из эвакуации.

Восстановительные работы, проведенные в послевоенное время, привели к потере выразительности структурными элементами парка: значительно ослабла ландшафтная организация территории, сплошные древесные посадки закрывали от обозрения дворцовый комплекс, усилили монотонность и однообразие впечатления… Все эти изменения исказили композицию дворцово-паркового ансамбля, созданную в середине ХIХ века.

В послевоенное время территория парка существенно расширилась. В 1962 году были сооружены лёгкий 52-х метровый мостик, соединивший парковую зону со сквериком им.Ф.Э. Дзержинского. Заречная часть парка начала формироваться с 1953 года. В 1968 году 243-х метровый пешеходный мост через реку Сож соединил заречную часть с остальной парковой территорией.

В конце 60-х годов была проведена реконструкция дворца, а в 1971-1975 гг. реставрация часовни и усыпальницы Паскевичей.

Согласно Постановления Совета Министров БССР №22 от 18 мая 1953 года дворцово-парковый ансамбль Румянцевых, Паскевичей получил статус памятника республиканского значения.

С 1998 года начались работы по реконструкции дворцового комплекса и работы по благоустройству северной части парковой зоны.

Библиография:

Панорамы города

Город во всей красе - на снимках, сделанных с высотных зданий Гомеля и с высоты птичьего полёта.

Гомель - второй по величине город Беларуси. Нельзя сказать, что он богат какими-то уникальными достопримечательностями, что привлекают сюда туристов. Скорее - это уютный и спокойный районный центр - неброский, но милый. Архитектура Гомеля порой очень напоминает архитектуру старинных русских городов, даже моей родной Вологды.

Отпечаток советской эпохи тоже явно отслеживается.

Впечатляющим город не назвать, но он ухоженный, очень зелёный, богат различными интересными памятниками и, как и Минск, приятно удивил безупречной работой общественного транспорта.

А самая главная достопримечательность этого города - красивый дворцово-парковый ансамбль, который очарует, я уверена, любого посетителя. Он занимает внушительную территорию (34 гектара) по берегу реки Сож. Парк просторный, тихий, в тени его приятно прогуляться в летнюю жару. Выглядит очень ухоженным. На территории парка насчитывается около 5 тысяч деревьев

Прогуливаясь по парку, добираемся до его сердца - дворца Румянцевых-Паскевичей. Построен он в конце XVIII-го века . Строительство его началось после передачи гомельских земель во владение графу Петру Румянцеву. Далее дворец многократно перестраивался.

После того как род Румянцевых разорился, дворец выкупил полководец Иван Паскевич. При нём была построена башня с часами - знаковая часть замка и был разбит этот чудесный парк.

Последней хозяйкой дворца была Ирина Паскевич - жена сына Ивана Паскевича, которая была известна своей активной общественной жизнью и благотворительностью. После революции она по собственной воле оформила дарственные документы на имение в пользу новой власти и переехала в обычную квартиру, что и спасло её от репрессий. С тех пор в здании размещается музей. Перед фасадом дворца установлен памятник Николаю Румянцеву - сыну первого владельца этих земель. При Николае была произведена реконструкция здания под руководством английского архитектора Кларка, а также построен Петропавловский кафедральный собор, находящийся на территории парка.

Рядом с ним - часовня-усыпальница семьи Паскевичей (1889) - одна из самых узнаваемых достопримечательностей Гомеля.

В административном здании усадьбы размещается филиал музея старообрядчества и белорусских традиций.

Украшением парка стала скульптура "Прогулка с борзыми", изображающая князя Фёдора Паскевича с двумя его любимыми охотничьими собаками - Лордом и Марко.

Гомельский дворцово-парковый ансамбль — это комплексный памятник материальной и духовной культуры, территория появления первых гомельчан и место многочисленных исторических событий, которые происходили на нашей земле в различные времена.

C конца XVIII ст. до революции 1917 г. здесь располагалась богатая дворянская усадьба, начавшая создаваться графской семьей Румянцевых и окончательно оформившаяся при последних владельцах — княжеской семье Паскевичей. К счастью, многие ее элементы сохранились до наших дней, что делает бывший усадебный комплекс одним из немногочисленных целостных памятников архитектурно-паркового искусства Беларуси, представляющих большую ценность для исследователей и любителей старины.

Основа разместившегося на высоком берегу реки Сож дворцово-усадебного ансамбля была заложена в екатерининскую эпоху при генерал-фельдмаршале П.А. Румянцеве-Задунайском возведением каменного дворца в стиле классицизма. При последующих владельцах дворец неоднократно перестраивался, в нем производились серьезные реконструкции, восстановительные работы, со временем его окружил пейзажный парк, появились различные усадебные объекты.

Сейчас в здании дворца открыты экспозиции Музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля (МГДПА), попав в которые можно отчасти представить, каким строение было в прежние времена. К сожалению, лишь отчасти: многое утонуло в лихолетьях истории. Наиболее яркие и значительные стадии его формирования мы можем проследить с помощью документов, изобразительных и графических материалов, которые получены из фондов Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Государственного музея архитектуры им. Щусева (Москва), Музея архитектуры города Вроцлава (Польша), Национального музея в Варшаве (Польша), Национального исторического архива Беларуси (Минск и Гродно), Национального музея истории и культуры Беларуси, Музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля и других собраний.

Немного ранее Румянцев-Задунайский получил в дар от Екатерины II хутор Качановку, где разбил усадьбу, сделав ее одной из своих украинских резиденций. По проекту того же К.И. Бланка архитектором М.Н. Мосципановым здесь был построен большой каменный дом в готическом стиле и заложен обширный парк [4].

В 1796 г. после смерти Румянцева-Задунайского белорусская и украинская вотчины перешли в наследство сыновьям. Обладателем Гомельского имения стал старший сын Николай Петрович Румянцев, при котором в 1800–1805 гг. был сделан ремонт главного усадебного дома и к нему архитектором Джоном Кларком достроены два отдельно стоящих служебных флигеля. Кроме того, Кларк имел отношение к перепланировке и застройке многими каменными зданиями местечка Гомель, а также к созданию рядом с усадьбой величественного православного храма апостолов Петра и Павла, сегодня входящего в комплекс памятников Гомельского дворцово-паркового ансамбля [10].

Значительно изменяется образ дворца в период, когда его владельцем становится генерал-фельдмаршал И.Ф. Паскевич граф Эриванский, Светлейший князь Варшавский [5]. Будучи представителем военной и придворной элиты Российской империи, он не имел стеснения в финансовых средствах и с большим размахом произвел преобразования усадьбы в Гомеле, купленной им в 1834 г. у сенатора С.П. Румянцева. Дворец вырос вширь и ввысь, приобрел массу новых архитектурных и декоративных деталей и из классицистического превратился в образец ранней эклектики.

Проект было предложено разработать варшавскому архитектору Адаму Идзковскому, который без особых промедлений составил чертежи и затем контролировал процесс реконструкции. Все части здания соединялись двумя одноэтажными галереями, завершавшимися квадратными в плане павильонами, в оформление которых был введен ионический ордер. Флигели были перестроены, над северным появился третий этаж, а на фундаменте южного возведена трехъярусная башня, завершение которой в 1843 г. стало финальным аккордом перестройки дворцового комплекса. Но спустя 7 лет по желанию фельдмаршала будет достроен четвертый этаж башни.

Расширив дворцовые апартаменты, Паскевичи в изобилии насытили их дорогой мебелью, осветительными приборами, часами, вазами, коврами, фарфором, картинами и скульптурой. Гомельскую резиденцию фельдмаршала трижды посещал император Николай I, а также члены его семьи. Приезды сопровождались преподнесением дорогих подарков, среди которых — оригинальные изделия Императорских фарфорового и стекольного заводов: вазы и канделябры. Эти предметы служили превосходным украшением интерьеров, представлявших, в свою очередь, замечательные образцы архитектурного убранства, возможно, также спланированного А. Идзковским. Лепнину для оформления здания выполняли мастера под руководством приглашенного из Варшавы итальянца Винценто Винценти. После пожара 1851 г., уничтожившего большую часть внутренних помещений, реставрацию возглавил польский архитектор и декоратор Анджей Голонский [2, с. 98; 13, л. 3].

Вокруг дворца по чертежам А. Идзковского был разбит парк в духе романтизма. В нем соединились приемы регулярности и пейзажности, чему во многом способствовал холмисто-овражистый рельеф усадьбы. Здесь появились пруды с затейливыми мостиками, малые архитектурные формы, а извилистые дорожки выделялись группами насаждений с полянами. На видовой площадке со стороны башни были установлены трофейные турецкие пушки, а позже сюда доставили из Польши конную статую маршала Франции князя Юзефа Понятовского (рис. 1).

Свои проекты А. Идзковский издал в 1843 г. отдельным альбомом, который вместе с написанным им же панорамным полотном Гомельского дворца и парка (представлено в современной экспозиции музея) являются прекрасным иконографическим источником по воссозданию образа усадьбы первой половины XIX в. [1, рl. XXVII–XXX].

Дальнейшая судьба Гомельского дворцово-паркового ансамбля определялась ее следующими владельцами. Со второй половины XIX до начала XX в. сын фельдмаршала Паскевича Федор Иванович вместе с супругой Ириной Ивановной, урожденной Воронцовой-Дашковой, привнесли немало видоизменений как в облик главного усадебного дома, так и окрестного пейзажа, расширив границы парка и дополнив его новыми сооружениями [7]. С крыши дворца были сняты вазы и скульптура, на фронтоне главного корпуса и на стенах башни появились рельефы с фамильным гербом Паскевичей. Крыльцо у парадного подъезда заменил двусторонний пандус, а со стороны реки — полукруглая терраса. В завершающем северную галерею объеме, где были обозначены сени в проекте А. Идзковского, устроили домовую церковь, выделявшуюся при внешнем обзоре здания небольшим куполом и луковичной главкой.

Ряд других внутренних помещений был перепланирован с капитальной переделкой их архитектурного оформления. Новые хозяева, сохранив во дворце наиболее значимые ценности, доставшиеся от родителей князя, завезли немало предметов современной обстановки, которые преимущественно доставлялись из Петербурга. Как и прежде, второй этаж центральной части здания служил для проживания гостей, на первом — колонный зал, гостиные, большая столовая, спальня для княгини с шикарной французской мебелью, ее кабинет и гардеробная. Для спальни князя был специально пристроен небольшой одноэтажный ризалит со стороны башни, которую он постепенно превращает в музей с историческими и художественными коллекциями.

Отремонтированный по своему усмотрению дворец супруги решили запечатлеть с помощью набиравшего в то время силу фотоискусства. Они пригласили в Гомель получившего известность петербургского фотографа Джованни Бианки, который в 1860-е гг. сделал снимки дворцовых панорам и интерьеров, хранящиеся в Государственном Эрмитаже и являющиеся сегодня неоценимыми источниками по иконографии гомельской усадьбы князей Паскевичей. В иконографический арсенал входят почтовые открытки с разнообразными видами дворца, позже сюда добавились и фотографии в альбоме 1911 г., который в недавнее время приобретен в фонды МГДПА (рис. 2).

Иллюстративные материалы вместе с архивными документами красноречиво повествуют, каким был и насколько изменился дворцово-парковый комплекс. Сегодня на его территории сохранился ряд старых построек, позволяющих в полной мере представить картину такого самобытного явления, как дворянская усадьба [8].

Севернее дворца над одним из оврагов, который спускается от начала улицы Советской (бывшей Румянцевской) к реке Сож и называется Киевским спуском, сверкает золотом луковичных главок часовня-усыпальница князей Паскевичей (рис. 3). Она кажется архитектурной миниатюрой на фоне грандиозного Петропавловского собора и поэтому более камерно воспринимается в парковом пейзаже. Она задумывалась Ф.И. Паскевичем как мемориально-сакральное сооружение в память семьи, прославившейся благодаря военным деяниям его отца-фельдмаршала.

Рисунок 3 — Часовня-усыпальница князей Паскевичей в Гомеле (современный вид)

Рисунок 3 — Часовня-усыпальница князей Паскевичей в Гомеле (современный вид)

Создание часовни с усыпальницей велось на протяжении 19 лет и завершилось в 1889 г. К ее проектированию имели отношение академики архитектуры Е.И. Червинский и А.Х. Пель, чертежи составлял Ж. Майблюм, а утверждал их И.А. Минигетти, бывший в тот момент главным архитектором Императорских Царскосельских дворцов. Для руководства оформительскими работами был приглашен профессор архитектуры М.Е. Месмахер, талантом которого в Петербурге построены великолепные дворцы, особняки, административные и культовые здания, а также знаменитый Массандровский дворец Александра III в Крыму [6, с. 164–171].

В подземном склепе памятника захоронены восемь представителей семьи Паскевичей, в числе которых генерал-фельдмаршал И.Ф. Паскевич с супругой Елизаветой Алексеевной, урожденной Грибоедовой, их дочери-близнецы Анастасия Лобанова-Ростовская и Анна Волконская, сын Федор, по инициативе и на средства которого был построен этот культовый комплекс, родители фельдмаршала и правнучка Александра Балашова. После окончания очередного этапа реставрации, проведенной в недавнее время в усыпальнице и на фасадах памятника, у посетителей парка есть возможность полюбоваться архитектурным творением, произведенным с участием лучших художественных сил эпохи историзма второй половины XIX в.

На южном краю усадьбы недалеко от берега реки Сож возвышается тридцатидвухметровая башня обозрения, напоминающая маяк. Она находится на территории бывшего сахарного завода Паскевичей. На плане завода в первой половине XIX в. в этом месте обозначена вытяжная труба подземной костопальни, где сжигали кости животных для очистки сахара. Вероятно, после закрытия завода и продления парка в эту зону труба была переоборудована под смотровую башню. Она имеет форму усеченного граненого конуса на высоком цоколе, который завершается выступающим карнизом с площадкой для обозрения и ротондой. Внутри башня оборудована винтовой лестницей.

Вблизи видовой башни располагается двухэтажное кирпичное здание Зимнего сада, бывшее частью упраздненного сахарного завода и перестроенное из цехового корпуса в 1880-е гг. Накрытое двускатной крышей, оно состоит из двух смыкающихся объемов с ризалитами: двухъярусного — по центру стены, обращенной к реке, и одноэтажными сенцами на входе с торца. На другом торцевом фасаде — три широких оконных проема арочной формы, вытянувшихся на всю высоту строения. Большие циркульные окна расположены под скатами кровли, боковые фасады также пробиты двумя рядами оконных проемов. Внутри стены оформлены колотым камнем с неравномерной стеклянной поливой, вблизи арочных окон находится фонтан, обрамленный восьмигранным парапетом, на мозаичной облицовке которого сохранилась дата — 1891 г. [6, с. 163].

Сегодня Зимний сад и башня обозрения, вместе с устроенными рядом в советское время аттракционами, являются излюбленными местами посещения гомельчан и гостей города в южной части парка.

Наряду с оранжереями, беседками, мостами пластическому обогащению паркового пейзажа способствовали хозяйственные сооружения. В непосредственной близости от северной части дворца, где была кухня, сохранились до настоящего времени ледники-погреба. Один из них появился в 1866 г. В его устройстве принимали участие гомельские мастера: каменщик Красницкий, плотник Череухин, кузнец Гентель [11, лл. 5, 15]. Выложенные кирпичом входы в погреба уходили под землю и создавали романтическое ощущение таинственной недосказанности.

Окончательно сформированный в XIX в. дворцово-парковый комплекс Паскевичей в Гомеле стал одной из богатейших усадеб Российской империи с уникальным собранием произведений искусства [9, с. 10], выступавшей образцом и оказывавшей влияние на формирование художественной культуры и архитектурного облика самого города, привлекавшей пристальное внимание многочисленных туристов.

Литература

Автор: Татьяна Литвинова
Источник: Днепровский паром. Природное единство и историко-культурное взаимодействие белорусско-украинского пограничья / Материалы международной конференции (26-27 апреля 2018 г., г. Гомель).

Ландшафтный парк над Сожем является главной достопримечательностью и изюминкой Гомеля. Парк расположен в самом центре Гомеля, а все центральные улицы города ведут к его центральному входу. Именно так и была заложена планировка города в 19 веке

Цитирую информацию из сети:
Гомельский дворцово-парковый ансамбль — памятник природы республиканского значения, памятник архитектуры Гомеля 2-й половины XVIII — середины XIX веков, уникальный в Белоруссии комплекс памятников природы, археологии, истории и архитектуры. Протянулся на 800 м вдоль правого (высокого) берега реки Сож. В состав Гомельского дворцово-паркового ансамбля входят:

городище древнего и средневекового Гомеля X—XVIII вв. с сохранившимися элементами естественного и исторического ландшафта.
дворец Румянцевых и Паскевичей XVIII—XIX вв.
парк XIX в.
собор святых Петра и Павла начала XIX в.
часовня-усыпальница семьи Паскевичей второй половины XIX в.
Зимний сад с башней обозрения — бывший сахарный завод XIX в.
комплекс хозяйственных построек XIX в. на территории парка, включающих административное здание.
прилегающая заречная парковая зона с её естественной средой.
планировочная структура центральной части города с исторической трассировкой улиц и памятниками архитектуры XVIII — начала XX в.

Петропавловский собор. Построен собор в 1809 году в классическом стиле, характерном для эпохи Российской империи.

Гора господствующая над Сожем.

Время года для посещения парка я выбрал самое неблагоприятное. Возможно поэтому в парке было практически безлюдно.

В 2004 году я уже был тут летом, правда тогда я еще не пользовался интернетом и у меня не было цифрового фотоаппарата.

Пешеходный мостик над оврагом, который имеет природное происхождение.

В овраге устроены пруды.

Так это место выглядит летом.

Какая-то хозяйственная постройка 19 века.

Наконец главная достопримечательность - дворец Румянцевых-Паскевичей.

10 июля 1775 года, после того как эти территории перешли от Польши к Российской империи, Екатерина Великая пожаловала Гомель графу Петру Александровичу Румянцеву и выделила из казны деньги на строительство дворца графа в Гомеле.

Практически вся территория нынешней Беларуси находилась под господством Речи Посполитой столько же, сколько и Правобережная Украина, даже несмотря на то, что значительная часть этих территорий, в том числе и Гомель находится на правом берегу Днепра. При этом Гомель расположен даже восточней Киева, который вошел в состав Российского государства на целых 110 лет раньше, еще в эпоху царя Алексея Михайловича.
Господство Польши оставило на этих землях глубокий след, взять хотя бы весьма крупную в современной Беларуси, вторую после православия, традиционную конфессию - католичество.

Башня дворца. В настоящее время вид башни на фоне парка является главной визитной карточкой города Гомель.

Первоначальный дворец был построен в 1794 году. В 1834 году дворец за 800 тысяч рублей был выкуплен известным русским полководцем И.Ф. Паскевичем. При нём в 1837—1851 годах была осуществлена реконструкция дворца и разбит великолепный парк.

Экскурсовод рассказывает о Николае Петровиче Румянцеве перед его памятником.
Граф Никола́й Петро́вич Румя́нцев русский государственный деятель, в годы Наполеоновских войн занимавший пост министра иностранных дел Российской империи.
Известен также как меценат, коллекционер, основатель Румянцевского музея, покровитель первого русского кругосветного плавания. Почётный член Императорской Российской академии. Сын великого военачальника Петра Александровича Румянцева.

Вторым знаменитым владельцем дворцово-паркового ансамбля в 19 веке стал Иван Федорович Паскевич.

Часовня-усыпальница Паскевичей. Построена в 1889 году для упокоения членов семьи Паскевичей. В 1889 г. в часовне были перезахоронены останки генерал-фельдмаршала, светлейшего князя И.Ф. Паскевича (1782-1856) и его жены Елизаветы Алексеевны.
В 1903 г. Фёдор Иванович Паскевич (1823-1903) также был захоронен в часовне-усыпальнице.

Уроженец Малоросии (родился в Полтаве) Иван Федорович Паскевич является одним из знаменитых полководцев и государственных деятелей Российской имерии. Руководил целым рядом военных операций империи, в результуте чего в 1829 году получил фельдмаршальский жезл.

На современной Украине память об этом уроженце Полтавы предана забвению по причине того, что украинская самостийная историография не признает деятелей периода Российской империи, считая их частью иностранной (Российской) истории.

File:Иван Паскевич.jpg

Последние владельцы усадьбы — сын фельдмаршала Федор Паскевич и его супруга Ирина. После революции дворец был конфискован и его коллекции стали основой созданного в 1919 году Гомельского областного краеведческого музея, а Ирина Паскевич была переселена в небольшую квартиру.

Ирина Паскевич была первоначально похоронена около Петропавловского собора. Последующая её могила не сохранилась.

В соборе идет служба.

Прямо из парка по пешеходному мосту можно перейти на ту сторону Сожа, где оборудована пляжи и городская зона отдыха.

Скульптурная композиция "Лодочник".

Вид на набережную и парк с пешеходного моста.

Это же место осенью.

Река Сож. Крупный левый приток Днепра, который впадает в Днепр выше Киевского водохранилища. Во времена СССР из Киева в Гомель ходили теплоходы на подводных крыльях класса "Ракета".

Читайте также: