История сми в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

К настоящему времени российские интернет-СМИ прошли уже немалый и весьма интересный путь развития. Издатели путем проб и ошибок накапливали опыт, рынок креп и развивался вместе с совершенствованием новых технологий. В результате сегодня мы видим высокотехнологичные мультимедийные СМИ с обширными сервисами и широкими возможностями. И можно смело утверждать, что это тоже еще только начало.

1. Эпоха компьютерных сетей (1990 – 1993 гг.). Первые компьютерные сети появились еще в 1980-х годах. Как известно, само наименование Internet изначально относилось к совершенно определенной сети, работавшей в США.

19 августа 1991 года, во время путча, государство, отключая радиостанции и переводя телевидение в одноканальный режим, просто не заметило, что появилось новое средство передачи информации – Интернет.

Примерно до 1993 года издания в виде сайтов не существовали, это были текстовые (в ворде) документы, главным образом электронные версии бумажных изданий, хотя появились в то время уже и первые попытки создания чисто онлайновых журналов (журнал Renews, издатель Relcom).

2. Начало эпохи сайтов (1994 – 1997 гг.)

Первые веб-сайты в России появились в 1993 году. Этот период характеризуется появлением предпосылок создания первых изданий в сети – появляются электронные библиотеки, специализированные проекты литературной направленности, первые веб-обозрения.

Фактически все главные федеральные и региональные СМИ распространяли свои электронные версии через какой-то ресурс: большинство – через систему Relis провайдера "Релком", многие через сайт "Россия-он-Лайн" провайдера "Совам Телепорт", на нем, в частности, абонентам были доступны электронные версии газет "Известия", "Коммерсантъ", "Деньги", "Финансовые известия".

Популярным в свое время был ресурс Russian Story, где можно было прочесть материалы из изданий "Аргументы и факты", "Московский комсомолец", "Правда" и др. Крупные региональные провайдеры размещали электронные версии местной периодики.

Компаний, старающихся развивать эксклюзивный интернет-контент (не выходящий одновременно и на бумаге), в 1994-1997 гг. было крайне мало. Можно назвать всего лишь несколько проектов: первая в сети лента новостей NSN, информационные порталы infoart.ru и "Русский клуб у Агамы", первый журнал об Интернете и развлечениях CrazyWeb, первый журнал о сетевой культуре Zhurnal.ru и общественно-политический "Русский журнал".

Количество пользователей Интернета в России к концу 1996 г. составило 409 тыс. человек, к концу 1997 г. – 678 тыс. Постоянная ежедневная аудитория Интернета была в то время всего 40—50 тыс. человек, из которых примерно 60% – жители Москвы.

В период 1994-1997 гг. была опробована на практике работа первых интернет-редакций. Это был период становления, проб и ошибок, экспериментов.

С 1994 по 1997 г. работали в основном 2 модели построения изданий: сосредоточение на определенной теме и охват как можно больших направлений (позже эту модель назовут порталом).

1998 год стал временем преодоления Рунетом отметки в 1 млн пользователей. К этому моменту рынок созрел для полноценных периодических онлайн-изданий, чему во многом способствовал экономический кризис.

В период с 1998 по 2001 г. появляются первые и основные общественно-политические издания:

– РБК.ру (август 1998),

– Газета.ру (февраль 1999),

– Лента.ру (сентябрь 1999),

– Вести.ру (сентябрь 1999),

– Утро.ру (сентябрь 1999),

– "Дедлайн. ру", "Страна.ру" (2000),

– "Дни.ру" (2000), "НТВ.ру" (2000), "Грани.ру" (2000) и др.

Выборы в Госдуму 1999 г. и президента РФ 2000 года способствовали тому, что интернет-издания рассматриваются в это время уже как серьезный механизм влияния, проводник определенных политических интересов крупных олигархов.

Газета.ру создается и выпускается на деньги "ЮКОС".

"Грани.ру" и "Постфактум.ру" финансируются Березовским.

Вести.ру и "Страна.ру" поддерживаются правящей политической элитой.

Видя успех онлайновых проектов, в начале 2000-х Сеть начинают серьезно осваивать крупные бумажные медиахолдинги. Главной причиной этого стал рост рынка интернет-рекламы.

В 2002—2003 гг. сайты "Комсомольской правды" и "Известий" вошли в десятку самых посещаемых информационных ресурсов Рунета.

"Независимая газета", "Коммерсантъ", "Известия", "Комсомольская правда", "Аргументы и факты" и другие крупные федеральные издания в период с 1999 по 2001 г. открывают доступ к своим материалам для всех желающих, превращая свои сайты из представительских в полноценные онлайн-СМИ.

Еще одна интересная модель издания, связанная с новостями, появившаяся в начале 2000-х годов, – агрегатор (или организатор) новостей. Она строится на том, что редакция проекта не производит собственный контент, а только аккумулирует у себя материалы других изданий.

Характерные явления 1998—2001 гг. В" это инвестиционный бум ("бум доткомов"), когда популярные интернет-проекты покупались за десятки миллионов долларов и царила настоящая истерия по поводу создания порталов.

Стратегия разработчиков ресурсов портального типа была весьма проста: предоставить пользователю как можно больше возможностей (сервисов) в рамках одного проекта, чтобы они ходили внутри созданного кольца от одного субпроекта к другому (от почты к знакомствам, от знакомства к новостям и т.д.) и не переходили на другие ресурсы.

В 2000-х годах в лидеры вышли "Рамблер" и "Яндекс", по посещаемости они заметно превосходили аналогичной направленности Порт.ру (впоследствии Мэйл.ру), ИнфоАрт.ру, портал КМ.ру, активно стартовавшую в 2000-м компанию Много.ру.

В 1998—2002 гг. на первый план выдвинулось несколько моделей построения информационных сайтов: портал, газета, журнал (или аналитическая газета), лента новостей, агрегатор новостей.

4. Блоги, видеоконтент и гражданские медиа (2004-2008 гг.)

2004—2006 гг. прошли под знаком бума блогосферы. Некоторые продвинутые российские пользователи начали знакомиться с ней еще в 2001 г., когда на Западе стала набирать популярность первая блоговая площадка Livejornal.com (Живой Журнал). Официальным признанием общественной значимости и массового интереса к блогосфере можно считать запуск поиска по блогам в 2004 г. у "Яндекса" и в 2005-м у Гугла.

Пик популярности пришелся на 2006 г., когда каждый час в Рунете появлялось в среднем 100 новых блогов (для сравнения в 2005-м – только 20).

Термин "блог" происходит от англ. weblog, что можно перевести как "дневник в Сети".

Блоговые платформы заметно пошатнули статус СМИ как единственного источника информации.

Блоговые платформы, наряду с такими принципиально новыми проектами, как Википедия и ей подобные, в 2004—2006 гг. обогатили Интернет новой, динамической моделью наполнения контентом. Появился принципиально новый жанр медиа, который можно назвать "социальным СМИ" или "гражданскими медиа". Они являются важнейшей частью революционных изменений, произошедших в сфере СМИ с появлением Интернете.

Гражданские медиа серьезно влияют на СМИ. Они начинают не только черпать из них информационные поводы и факты, но и активно работать с пользовательским контентом (так называемым UGC – User Generated Content).

Еще один тренд 2006 г. – это видеоконтент. В 2006-м открывается сервис YouTube и начинается стремительный рост популярности в Интернете видеоконтента.

Модель интернет-СМИ "сайт – копия бумажного издания" окончательно уходит в прошлое.

С 2007 г. ведущие интернет-СМИ начинают предлагать читателям информацию не только в традиционных форматах текста и фотографии, но и видео.

В частности, в "Коммерсанте" и "Известиях" в 2007 г. создаются специальные группы по видео из профессиональных телевизионщиков. В "МК", "Новой газете" и "РГ" для создания видеоматериалов привлекают обычных журналистов и фотокоров.

В последующие годы видеоконтент только набирает обороты и все большее количество редакций начинает создавать собственные видеостудии и передачи.

В 2004—2008 гг. происходит заметное усиление конкуренции на рынке деловых СМИ. Причинами этих явлений стала стабильная ситуация в экономике с ростом цен на нефть. Медиарынок ответил новыми изданиями.

В период с 2003 по 2007 г. было запущено довольно большое количество проектов: ежедневная деловая интернет-газета РБК Дейли (2003), ресурс Финансы@Мэйл.ру (2004), газета "Взгляд" (2005), деловой ресурс "Эксперт Онлайн" (2005), ресурс РБ.ру, ориентированный на офисную аудиторию (2007).

Сайты Коммерсант.ру и Ведомости.ру реструктуризируются, по сути превращаясь в это время в самостоятельные проекты (отходя от модели клона печатной версии).

5. Кризис и возрождение рынка (2009 г. – настоящее время)

На конец 2008—2009 г. пришелся мировой финансовый кризис. Пять лет стабильного роста объемов рекламы, спонсорских денег и безбедного за этот счет существования СМИ резко закончились. Это привело к сильному сокращению штатов редакций всех СМИ, закрытию многих изданий, особенно бумажных, и стагнации на рынке в целом.

В настоящее время многие эксперты медиа видят за рынком региональных интернет-СМИ большое будущее.

Как будут развиваться СМИ в ближайшие годы? На этот вопрос сейчас сложно ответить однозначно. Медиаотрасль сегодня претерпевает масштабные изменения, и самое важное в том, что законы в ней теперь, как никогда раньше, формирует аудитория.

Главной задачей СМИ становится удовлетворение ее запросов, причем в удобное ей время, на удобном носителе.

Огромное влияние на интернет-СМИ сегодня оказывают социальные сети. В последние годы многие ведущие интернет-СМИ до половины посетителей получают именно из соцсетей. Создаются новые СМИ, в которых тематика и организация контента полностью соответствует потребностям массовой аудитории соцсетей. Например, крупнейшее по посещаемости СМИ последних пары лет – Адме.ру.

Интернет объединил все способы донесения информации, при этом все большую роль среди прочих играет визуальная информация, прежде всего инфографика (это изображение, передающее смысл, информацию с помощью графики). По сути, она возникла как ответная реакция на перегруженность информацией и сейчас является одним из главных трендов в интернет-СМИ. Сегодня инфографика есть у большинства крупных интернет-СМИ, и эксперты сулят ей стать основным медиатрендом ближайших лет.

Можно считать, что в настоящее время происходит вторая информационная революция.

Сущность и основные виды средств массовой информации; их роль в пропаганде политики и формировании общественного мнения. Тенденции развития СМИ на протяжении ХХ-ХХІ вв. Отличительные черты журналистики советского государства и Российской Федерации.

Рубрика Журналистика, издательское дело и СМИ
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.04.2018
Размер файла 22,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Сибирский федеральный университет

ИСТОРИЯ СМИ В РОССИИ: ОТ СОВЕТСКОГО К СОВРЕМЕННОМУ ЭТАПУ

Попова М.М.,

научный руководитель канд. ист. наук Лущаева Г.М.

Согласно ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I "О средствах массовой информации" СМИ -- это совокупность таких субъектов массовой коммуникации как периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год), радио-, теле-, видеопрограмма, иная форма периодического распространения массовой информации. В целом средства массовой информации (СМИ) понимаются как средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе. Условно СМИ можно разделить на 2 группы: печатные издания (пресса) - газеты, журналы и электронные источники информации - телевидение, радио, интернет.

СМИ необходимы любому государству для пропаганды своей политики (информирующая функция) и формирования общественного мнения. Поскольку СМИ РФ являются преемниками СМИ советского государства необходимо проанализировать основные тенденции развития СМИ на протяжении XX-XXI вв.

Начало советской печати положил Декрет советского правительства от 10 ноября 1917 года, в котором партия большевиков подвергла запрету всю буржуазную прессу ввиду того, что "буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Особенно в критический момент, когда новая власть, власть рабочих и крестьян, только упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага, в то время, как оно не менее опасно в такие минуты, чем бомбы и пулеметы". В этом же документе было дано обещание, которое так и не было выполнено советским правительством: "Как только новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены, для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону". В целом, в годы советской власти происходило формирование системы однопартийной печати и жесткое ограничение свободы слова, а печатные органы рассматривались и использовались как один из важнейших инструментов воздействия партии на массы.

В целом, в истории СМИ советского и современного периодов можно выделить несколько этапов. Первый этап - с 1917 до середины 1920-х гг.- период становления советской журналистики. Для упрочения идеи легитимности советской власти, с первых дней ее правления появляются первые советские газеты и журналы. В связи с курсом национальной политики советского правительства, появляются газеты и на национальных языках отдельных народов. В этот период происходила унификация газетно-журнальных изданий, которые использовались в основном для пропаганды идей советской власти и проводимой ею политики. Поскольку большинство населения было неграмотным, советская печать пестрила простыми пропагандистскими лозунгами, призывами, понятными любому, даже малообразованному человеку. Примером могут служить листовки времен Гражданской войны, пропаганда политики военного коммунизма, новой экономической политики и др. В связи со строительством школ, университетов и начавшейся программы ликбеза, формировались первые советские литераторы и журналисты, которые оказали влияние на становление советской печати и стали первооткрывателями советской журналистики. В связи с созданием такого крупного государства как СССР и развитием науки и техники было положено начало советскому радиовещанию. массовый информация журналистика пропаганда

Второй период - с середины 1920-х по конец 1930-х. В эти годы происходил профессиональный рост советских журналистов, открывались институты по подготовке профессиональных кадров. Как и в предыдущий период, шла пропаганда проводимой советской властью политики, но на данном этапе - коллективизации и индустриализации. Росло число печатных изданий и их подписчиков, во многом благодаря уже практически завершившейся программе ликбеза. В связи с популярностью у народа, и являясь авторитетом для граждан, пресса стала главным организатором и пропагандистом социалистического соревнования. Рост количества колхозов, строек по всей стране вызвал развитие рабселькоровского движения, корреспонденты которого освящали все важные события. Все более мощным средством массовой информации становилось радиовещание, расширялся его охват территории страны. 15 ноября 1934 года впервые состоялась трансляция телевизионной передачи со звуком. Однако следует отметить, что достаточно длительное время существовал лишь один канал - Первый. Историки сходятся во мнении, что пресса была важным проводником становления культа личности.

Третий период - 1941-1945 - период Великой Отечественной войны. В этот период происходила качественная перестройка журналистики. Она разделилась на военную и гражданскую. Было создано Совинформ бюро, главной задачей которого стал сбор и донесение информации о боевых действиях на фронтах до тыловиков. В связи с тем, что большинство населения находилось на фронте, значительно сократился тираж гражданских газет и увеличился тираж фронтовых. В особую группу выделилась подпольная партизанская пресса и листовые издания, которые в годы войны приобрели большой размах: тысячными тиражами издавались воззвания, обращения, плакаты. Телевидение в этот период не работало. Исследователями отмечается высокая роль публицистики и газетно-журнальных изданий в формировании патриотических настроений среди населения, что во многом способствовало победе СССР в Великой Отечественной войне.

Четвертый период - с 1946 по 1956 - период возвращения страны в целом и, в том числе, журналистики к мирному времени. Продолжалось развитие национальной прессы, происходила подготовка журналистских кадров уже на профессиональном уровне, чему способствовало открытие факультетов журналистики, первым из которых был факультет журналистики в Московском государственном университете, отрытый в 1952 году. Пресса не прекращала быть проводником идей партии среди масс - в газетно-журнальных изданиях, очерках, памфлетах был сделан упор на проблемы восстановления народного хозяйства, героизма людей, движения передовиков. В этот же период происходило становление тематических передач на телевидении, увеличивался и объем радиопередач. Начавшаяся борьба с космополитизмом, и тотальное подчинение прессы государству сыграли отрицательную роль - пресса слепо восхваляла партийных деятелей, и часто приукрашала действительность. Примером могут служить многочисленные заметки и статьи о положительном опыте колхозов, которые во многом являлись приукрашенными.

Пятый период - со второй половины 50-х до середины 80-х годов. Период охватывает столь длительные сроки, потому как в период оттепели пресса претерпела незначительные изменения, как и в предыдущие периоды, находилась под жесткой властью партии. В связи с развитием науки и техники и ускорившейся научно-технической революцией появлялось еще больше изданий и теле- и радиопередач, которые приобрели характер тематических. Так, в ноябре 1961 года вышел первый выпуск программы КВН, а в апреле 1962 - первый выпуск программы "Голубой огонек". Телевидение стало основным центром воздействия власти на массы, однако население СССР оставалось по-прежнему самым читающим в мире. Именно в этот период советские журналисты начали сотрудничество с иностранными коллегами. Тем не менее борьба с последствиями культа личности, дальнейшее восстановление народного хозяйства, события мирового уровня не получили адекватного отражения в журналистике, что обусловлено объективными причинами.

Шестой период - со второй половины 80-х по начало 90-х годов - период провозглашения в политике и журналистике "гласности и демократизации". Он открыл для журналистов реальную свободу слова и провозгласил потребность масс в объективном освящении происходящих событий. Для прессы открывались многие, ранее запретные темы, расширялась сеть газетно-журнальных изданий. СМИ были проводниками нового политического и экономического мышления среди народных масс. Пресса приобретала все больший авторитет у народа, появились новые жанры и формы публицистики: дискуссии, теле и радиомосты и др. После событий 1991 года начался период острой критики в адрес КПСС и ее лидеров. Историки журналистики отмечают в данный период развитие критических настроений в прессе, которые сыграли немаловажную роль в развале СССР и образовании Российской Федерации. В этот период журнально-газетные издания прошли путь от заголовков о новой жизни в период перестройки, до призывов к свержению страны советов.

Седьмой период - с конца 1991 по сегодняшний день - период становления и развития современной журналистики и других средств массовой информации. Началом этого периода стоит считать закон от 27.12.1991, который положил начало прессе Российской Федерации. В нем прописывалась отмена цензуры. Затем право на свободу слова было зафиксировано в главе 2, статье 29, пункте 5 Конституции РФ: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается". Получив свободу, пресса говорила открыто о событиях, происходящих как в нашей стране, так и за ее пределами. В этот период пресса и телевидение приобрели большой авторитет у народа. Пресса старается освящать все события, происходящие в стране, выделяется при этом в отдельную сеть и региональная пресса. Так, в Красноярском крае возникают телекомпании СТС-ПРИМА, АФОНТОВО. Пресса окончательно перестает быть однородной, появляется большое количество специализированных изданий: например, женские, молодежные журналы, агро-пресса и др. Это было вызвано накопившимся за предыдущие периоды информационным голодом читателей. В страну проникает все больше западных СМИ. Примером могут служить радио, журналы. В связи с укреплением связей с западными журналистами и проникновением в страну новых тенденций, появились новые методы работы журналистов, ранее не использовавшиеся. Однако и в этот период времени для журналистов освящение многих вопросов оставалось под запретом, примером может служить чеченский конфликт. Но в тоже время, переходя на качественно новый уровень своего развития, пресса, начинала испытывать серьезные финансовые трудности, и в связи с этим значительно сокращался тираж газет, некоторые издания закрывались.

Период кризиса конца 90-х годов стал рубежной датой в развитии СМИ РФ. Именно в период кризиса 90- годов пресса заметно "обнищала": многие издания закрывались, разорялись. И именно с этого времени пресса попала под влияние новорожденной олигархии и политических партий. Каждая партия или влиятельный бизнесмен старались обзавестись частными каналами или несколькими газетами для выражения своего мнения, своих установок и влияния посредством этих информационных каналов на массы. Ярким примером служит газета "Сегодня" медиамагната Владимира Гусинского. Все больший интерес у читателей вызывала бульварная литература. В этот период времени появилась новая форма журналов и газет - интернет-издания, которые во многом завоевали большую популярность, поскольку большая их часть находилась в открытом доступе в сети. Именно на этом этапе большое развитие получила региональная пресса, телевидение и радио, которые пережили "второе рождение", после которого произошло становление и развитие уже серьезных изданий. Однако, не смотря на отмену цензуры, многие темы сейчас остаются закрытыми для обсуждения, и многие из них получают распространение лишь в интернет-изданиях.

Сопоставляя журналистику советского государства и Российской Федерации можно отметить некоторые схожие черты: во-первых, это большой объем печатных изданий, во-вторых, разнообразность жанров изданий, в-третьих, это большое влияние журналистики на народные массы. Авторитет прессы был высок и в годы советской власти, и в современном обществе. Из отличительных черт следует назвать: во-первых, все большое проникновение западных СМИ на российский рынок, во-вторых, пресса в основном становится частной, т. е многие каналы создаются отдельными людьми, и представляют их интересы, в то время как советская журналистика в большинстве своем являлась проводником интересов государства, в-третьих, появились качественно новые формы и типы работы с читателями, в-четвертых, сейчас, происходит становление СМИ как реально функционирующей четвертой власти, и, наконец, в-пятых, это свобода слова прессы. Многие СМИ проводят свои расследования и показывают альтернативную точку зрения на различные события, однако до сих пор некоторые темы, по признаниям самих журналистов, остаются для них закрытыми.

СМИ на сегодня остаются самой влиятельной силой в обществе. Как отмечает историк журналистики России Грабельников А.А., СМИ РФ стали реально действующей четвертой властью. Развитие многочисленных жанровых и типологических изданий привели к увеличению их аудитории. Сейчас СМИ претерпевают новый этап в своем развитии и стоят перед выбором собственного пути. Устойчивые традиции советского прошлого и свобода слова сегодня - вот две основных тенденции в работе российских СМИ.

СМИ в Российской Республике - совокупность всех средств массовой информации, действующих на территории России. Как и во многих других странах СМИ в России играют важную роль в донесении информации до граждан страны. Кроме того СМИ выполняют познавательную и развлекательную функцию. Ранее основным СМИ в России являлись газеты, но в последнее время их вытеснило телевидение, а так же набирающий популярность интернет(хотя последний СМИ не признаётся).

Содержание

Интернет

Газеты и журналы

Печатное слово высоко ценилось в России во все времена. Задолго до появления собственных газет, при Посольском приказе периодически состовлялись обзоры зарубежной печати, называемые "курантами". При Петре I появилась первая отечественная газета, названная "Ведомости". День первого выпуска - 13 января - считается профессиональным праздником всех журналистов и газетчиков.


"Русский базар" - самый популярный дамский журнал, существующий и по сей день.

Частью программы демократизации, проводимой Чернышевским, стало снятие практически любой цензуры в печатном деле. Это вызвало всплеск активности: создавались новые газеты и журналы, своими печатными органами спешили обзавестись все новообразованные партии. Либералы из "Свободной партии" владели "Мыслью" и "Демократическим вестником", консерваторам принадлежали "Московские ведомости" и "Киевлянин". Но они уступали по охвату социалистической "Искре", которая за счет талантливых редакторов стремительно вырывалась вперед. Помимо партийных и новостных газет, развивались и другие направления: вроде детского журанал "Крошка", "Биржевых ведомостей" и "Русского базара". Журналы имели самую разную направленность, при должном поиске каждый читатель мог найти что-то для себя. В Российской Республике быстро сложилась мощная индустрия, которая постепенно перерастала в подлинное искусство. Тридцатилетие между демократизацией и первой войной стало "пробным полигоном" - русские журналисты пробовали свои силы, как будто готовясь к "настоящему", стоящему делу. Оно им очень скоро представится.


Плакат, агитировавший брать 5,5 займ, шедший в основном на поддержку флота.

Во время Великой войны наблюдался стремительный рост газет. Подавляющее их большинство до конца войны поддерживало президента, правительство и действующую армию, печатая нужные им материалы. Особенно решительную позицию заняли "Киевлянин", которым все это время управляли родственники В.В. Шульгина, и "Дончанин", заканчивающий любой выпуск призывом сплотиться вокруг военных, оказывать им всяческую помощь и не поддаваться на антивоенную пропаганду социалистов. Те же через свой главный и очень влиятельный печатный орган "Искру" с самого начала ВВ повели борьбу за немедленное заключение мира. Апогея они достигли в 1916-1917, когда заканчивавшаяся война окончательно надоела большинству населения. Тогда многим казалось, что уже вот, вот сейчас ко власти придут левые социалисты и даже коммунисты, но не сложилось. По мнению большинства исследователей печатного дела, Великая война всколыхнула творческие силы писателей, карикатуристов и самих издателей. По обе стороны печатного конфликта (сторонники продолжения войны/интернационалисты) трудилось множество талантливых и способных людей, чаще всего искренне верящих в себя и свое дело.

После окончания Второй Европейской войны и начала расцвета ТВ-эпохи, печатные издания постепенно становятся более узкоспециализированными. В 1960-х прилавки киосков заполонили "ширпотребные" журналы и газеты, явно отдававшие "желтизной", вроде "Слухов Республики" и "Телефонистки". В то же время "Русский базар", являясь родоначальником такого жанра, наоборот стал более серьезным, пропуская куда меньше скороспелых "уток" и "сенсаций".

В последние два десятилетия наблюдается существенная потеря роли газет и журналов как в России, так и во всём мире. Однако, в России продолжают существовать и активно развиваться такие издания:

  • "Российская газета" (новостная, центристская).
  • "Киевлянин" (русофильский, про-консервативный, отчасти националистический).
  • "Народное слово" (про-социалистическое).
  • "Московские ведомости" (про-консервативные).
  • "Дончанин" (шовинистический, отчасти ура-патриотический, проконсервативный).
  • "Мысль" (про-либеральная).
  • "Сатирикон" (сатирическая).
  • "Русский базар" (таблоид, моды).
  • "Телефонистка" (таблоид).
  • "Слухи Республики" (таблоид).
  • "По свету" (познавательный).
  • "Известия" (новостные).

Телевидение

История


Владимир Козьмич Зворыкин-один из отцов основателей телевидения

Телеканалы

Центр (1 канал)

ТВ Центр.jpg

Центр (в обиходе Первый) - российский государственный телеканал, самый первый телеканал в мире. Обладает широкой сеткой вещания. Традиционно держится на первой кнопке на протяжении более 50 лет. Одним из основателей телеканала является В.К. Зворыкин.

История

В народе телеканал воспринимается чаще всего воспринимается как доступный источник информации. Итоговый выпуск новостей, получивший название "Время", собирает перед экранами огромное число телезрителей, по данным рейтинговых агентств "Время" является самой популярной новостной телепередачей на российском ТВ. Кроме того, многие люди рассматривают телеканал как отличный способ досуга и научного просвещения.

РТВ(2 канал)

Российское Телевидение (РТВ, Россия, Второй канал)-первый негосударственный коммерческий телеканал в России. Впервые вышел в эфир в 1950, став вторым телеканалом вещающим на территории РР. В данный момент второй по популярности телеканал в России (после ТВ Центр). РТВ является одним из основных альтернативных источников информации в РР, так как на нём присутствуют деятели Либеральной партии. Из-за этого канал иногда называют ЛибТВ. Как и Центр, канал обладает широкой сеткой вещания.

Современные персоналии СМИ

Оксана Поклонова


Оксана Сергеевна Поклонова на пресс-конференции Юрия Шульгина.

Мне кажется, мы бы могли сработаться, не мысли Оксана Сергеевна так узколобо. Однако, несмотря на ее косность, я уважаю ее как личность и ценю оказанную мне поддержку. (Юрий Шульгин)

Ничего не имею против стриптиза, но, тут, как говорится, или крестик сними, или пуговицы застегни. (Сергей Сумин)

ХХ век, переполненный событиями от края до края, славится своей значимостью в истории человечества. Его ознаменовали революции, что снесли все предыдущие устои, смерти миллионов, удивительное и такое ожидаемое крушение империй, общественные движения, которые заявили о себе, ужасающие катастрофы, повлиявшие на весь мир, и неизбежные кризисы.

Журналистика как укоренившийся в жизни людей социальный институт не стояла в стороне от ежедневно происходивших изменений, а напротив — активно способствовала их воплощению в действительность. Развиваясь и обретая все новые структурные звенья, СМИ охватили собой мировое пространство. И чем выше становился уровень развития общества, тем больше становилось их влияние.

Происходившие процессы нашли проявления в журналистике России. В политическом плане страна изменялась в течение столетия, как ни одна другая. С современной точки зрения мы можем понаблюдать, как отразилась советская власть (от социалистической революции до отказа от коммунистических иллюзий) на печати, радио и телевизионной журналистике.

1917-1925

Печать


Для примера назовем представителей двух ведущих направлений СМИ:

Радио


Итоги периода

Окончательно разгромив белую армию, советское правительство задумалось о создании однопартийной системы печати. В связи с этим была создана и утверждена госсеть газет в январе 1922 г., в нее входили 232 газеты, по три издания в каждой губернии. Было решено сделать обязательной подписку на партийную газету каждому коммунисту.


Несмотря на жесткий политический прессинг СМИ, медиасистема развивалась стремительно. Было создано Российское Телеграфное Агенство, под его эгидой появлялись новые жанры (радиогазета, стенная газета) и передачи.

1926-1940

Печать

За следующие 15 лет советской власти бурный рост показала печать. Если в 1926 году насчитывалось около 2000 изданий, то к 1940 их было уже около 9000! Однако контроль за СМИ тоже набирал обороты. Теперь уже никто не сомневался в том, что главной функцией печати в СССР было идеологическое воспитание трудящихся. В прессе не было и намека на инакомыслие, а все попытки хоть как-то проявить его пресекались довольно оперативно.

Телевидение


После освоения радио, люди задумались о приручении телевидения. Передачу изображения на расстояние без проводов готовили еще с 1924 года, но только 15 ноября 1934 г. провели первую в Советском союзе телепередачу. А ежедневные трансляции из телецентра в Москве на Шаболовке начались с 5 октября 1938 г.

Радио

К 1940 году радиогазеты стали популярным жанром. Их было в эфире уже около 300. Рекордными темпами росло количество радиоточек: их было уже около 5 млн к началу Великой Отечественной войны. Именно они помогали правительству держать связь с народом на оккупированных территориях.

Появление возможности радиозаписи в 1930 году существенно разнообразило репертуар передач и упростило работу над созданием полноценной сетки радиовещания.

Итоги периода

Новые технологии, используемые СМИ, сделали советскую пропаганду на порядок эффективнее. И вот, к концу 1930-х гг. публицистика становится не только частью культурной жизни общества, но и опасным инструментом административно-командной системы, которая помогала решать политические задачи. Главными темами журналистики советского периода стали коллективизация, пропаганда научных и технических достижений СССР, итоги большой стройки и индустриализации страны.

Особенно большое значение журналистика стала приобретать в это время, потому что с каждым днем все очевиднее становилась возможность инвазии. В итоге случился прирост количества газет, к 1940 году их уже было девять тысяч, учитывая то, что переводных изданий было две с половиной тысячи. Радиовещание тоже не переводило дух – передачи теперь готовились и для зарубежных слушателей. А телевизионные центры были построены еще в Ленинграде и Киеве.

8850 газет, 1762 журнала, 74 вещательных радиостанции, 1176 типографий, 70 тыс. библиотек — таков размах системы СМИ в СССР к 1938 году.

1941-1945

Печать

В ответ на новость о начале Великой Отечественной войны через десять дней в газетах центра и Всезоюзном радио появились военные разделы. Журналистика должна была проводить разоблачение коварных, бесчеловечных замыслов врага, поднимая боевой дух народа.

С каждым годом росла роль партизанской и подпольной прессы – за четыре года количество подобных изданий приумножилось больше, чем в 13 раз. До октября 1948 г. предпринимались попытки печатать газеты для солдат и офицеров немецкой армии, но потом их заменили листовки, прокламации, воззвания, обращения, плакаты и т.д.

Радио

Конечно, главная роль в военной журналистике того периода принадлежала радио. Голосом главного диктора страны, Юрия Левитана, с народом говорил сам И. Сталин. Такой личный и прямой контакт с Москвой воодушевлял солдат и офицеров. Люди с оккупированных территорий искали в эти трансляциях надежду на скорое освобождение и находили ее.

Итоги периода

Особый успех имели специализированные издания для определенных военных подразделений. Свои СМИ имели флот, авиация, пехота и т.д.

Все это позволило развеять миф об устрашающей непобедимости фашисткой армии. Главная задача идеологической работы состояла в том, чтобы каждый советский человек понял вес личной ответственности за судьбу всего его отечества и внес свой максимальный вклад в общую борьбу против захватчиков.

1946-1956

Радио и телевидение

7 мая 1945 г. в СССР впервые отмечался День радио. Торжественно идет трансляция телепередачи после длительного перерыва в тот же день, а уже 15 декабря 1945 года начинаются регулярные (первые в Европе) передачи телепрограмм.


советская цензура

Печать

Итоги периода

Главной тенденцией советской журналистики того периода можно назвать неправдоподобность. Авторы всячески ретушировали неприглядную действительность послевоенного десятилетия. Люди совершали чудеса и прорывы, жизнь била ключом, но только на бумаге. На деле реальность и журналистику разделяла гигантская идеологическая пропасть.

1957-1986


Телевидение и радио

Примерно в то же время идет развитие телевизионных центров – появляется вторая программа Центрального телевидения с февраля 1956 года, а в январе 1982 года ее преобразовали в общесоюзную.

  1. Первая общесоюзная программа – информационная, общественно-политическая, культурно-образовательная, художественная, оперативная – имела четыре дубля, позволяющих жителям различных часовых поясов смотреть передачи в удобное для них время.
  2. Вторая общесоюзная программа – культурно-просветительская – ориентировалась на литературно-драматические, музыкальные, региональные передачи и программы стран Восточной Европы.

Кроме того, были Московская и Учебная программы. Всесоюзное радио насчитывало пять программ, каждая из которых имела свою специфику: первая – общественно-политическая, вторая – информационно-музыкальная, третья – литературно-музыкальная, четвертая – музыкальная, пятая адресована гражданам страны, находящимся за ее пределами (морякам, рыбакам, полярникам).

Стране требовались новые квалифицированные кадры, поэтому 24 факультета госуниверситетов поставляли новых журналистов, а в 1959 году в МГУ создали отделение радиовещания и телевидения.

Печать


Но вкус свободы, память о котором осталась на языках деятелей культуры страны, дал неожиданный результат. 5 декабря 1965 г. в Москве, на Пушкинской площади, прошла первая демонстрация протеста. Эта дата считается началом нового, диссидентского движения. В последующие годы инакомыслящих немилосердно высылали за пределы страны или сажали в тюрьмы. И вновь, как и раньше, зарубежье стало играть роль оппозиции существовавшему в СССР политическому строю. Стало актуально искать новые угрозы на Западе и обличать гниение западной цивилизации.

→ Остававшиеся в официальных государственно-партийных изданиях журналисты искали возможность обойти цензуру, чтобы рассказывать о том, что волнует страну. Советская публицистика оставалась гражданственной, яркой и многообразной, несмотря на усилившееся идеологическое давление. Статьи и очерки А.А. Аграновского, В.М. Пескова, И.П. Руденко, Я.К. Голованова, Ю.А. Жукова заставляли задуматься над тем, что и как показывают журналисты.

Итоги периода


В середине 1980-х гг. обнаружились первые плоды работы многих поколений диссидентов. Поворот политики страны к демократичной гласности – процесс закономерный. На первый план в СМИ выступили задачи правдивого профессионального отражения действительности. Постепенно в печати стали появляться ранее табуированные темы. Выходили запрещенные книги, обсуждались исторические события, о которых ранее нельзя было даже думать. Горбачев вводил послабления постепенно, но процесс гласности был встречен журналистами с большим энтузиазмом. Стали появляться новые СМИ.

1987-1991

Система СМИ в эпоху Перестройки

Общие выводы

В советское время журналистикой пользовались вдоль и поперек: для агитации, для пропаганды, для поднятия боевого духа и деморализации противника, и гораздо реже для того, чтобы помочь гражданам взглянуть на действительность безо всяких прикрас. Благодаря этому опыту, мы можем сделать вывод, становление советской журналистики протекало в тесной связи с развитием партии КПСС и ее внутриполитического курса. Система СМИ не имела самостоятельности и была полностью контролируема правительством. Главной функцией советской журналистики была идеологическая. Она воспитывала в людях уважение и даже восхищение перед властью и маскировала ее проблемы. В таком законсервированном виде она просуществовала вплоть до развала СССР, но она же и ускорила этот исторический процесс. Когда гласность и свобода слова стали основами работы СМИ, ни о какой закрытости уже не могло быть и речи.

Читайте также: