Преобразование данных в информацию кратко

Обновлено: 04.07.2024

Код ОГЭ: 1.2.2 Кодирование и декодирование информации.

Кодирование информации

■ Кодирование информации — процесс преобразования сигнала из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму, удобную для передачи, хранения или автоматической переработки.

В процессах восприятия, передачи и хранения информации живыми организмами, человеком и техническими устройствами происходит кодирование информации. В этом случае информация, представленная в одной знаковой системе, преобразуется в другую. Каждый символ исходного алфавита представляется конечной последовательностью символов кодового алфавита. Эта результирующая последовательность называется информационным кодом (кодовым словом, или просто кодом).

Примерами кодов являются последовательность букв в тексте, цифр в числе, двоичный компьютерный код и др.

Преобразование знаков или групп знаков одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы называется перекодированием.

Кодирование может быть равномерным и неравномерным. При равномерном кодировании все символы заменяются кодами равной длины; при неравномерном кодировании разные символы могут кодироваться кодами разной длины (это затрудняет декодирование). Неравномерный код называют еще кодом переменной длины.

Вначале код Морзе был создан для букв английского алфавита, цифр и знаков препинания. Принцип этого кода заключался в том, что часто встречающиеся буквы кодировались более простыми сочетаниями точек и тире. Это делало код компактным. Позже код был разработан и для символов других алфавитов, включая русский.

Коды Морзе для некоторых букв.

Чтобы избежать неоднозначности, код Морзе включает также паузы между кодами разных символов.

Декодирование информации

В зависимости от системы кодирования информационный код может или не может быть декодирован однозначно. Равномерные коды всегда могут быть декодированы однозначно.

Для однозначного декодирования неравномерного кода важно, имеются ли в нем кодовые слова, которые являются одновременно началом других, более длинных кодовых слов.

Неравномерные коды, для которых выполняется условие Фано, называются префиксными. Префиксный код — такой неравномерный код, в котором ни одно кодовое слово не является началом другого, более длинного слова. В таком случае кодовые слова можно записывать друг за другом без разделительного символа между ними.

Например, код Морзе не является префиксным — для него не выполняется условие Фано. Поэтому в кодовый алфавит Морзе, кроме точки и тире, входит также символ–разделитель — пауза длиной в тире. Без разделителя однозначно декодировать код Морзе в общем случае нельзя.

Обработка (преобразование) информации — это процесс изменения формы представления информации или её содержания. Обрабатывать можно информацию любого вида, и правила обработки могут быть самыми разнообразными.

В результате обработки имеющейся (входной) информации мы получаем новую (выходную) информацию.

Во многих задачах бывает заранее известно правило, по которому следует осуществлять преобразование входной информации в выходную. Это правило может быть представлено в виде формулы или подробного плана действий.

Обработка информации — это решение информационной задачи, или процесс перехода от исходных данных к результату.

Процесс обработки информации не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Например, при переводе текста с одного языка на другой. Обработка информации, связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.

Обработка информации – это:

· представление и преобразование информации из одного вида в другой в соответствии с формальными правилами;

· процесс интерпретации (осмысления) данных;

· процесс преобразования к виду, удобному для передачи или восприятия (кодирование, декодирование и т.д.);

· процесс преднамеренного искажения или изменения структуры данных, изменение числовых значений данных и т.д.

Обработка информации заключается в различных преобразованиях самой информации или формы ее представления:

- извлечение новой информации из данной путем логических рассуждений, например, раскрытие преступления по собранным уликам

- изменение формы представления информации, например, перевод текста с одного языка на другой или шифровка (кодирование) текста;

- сортировка информации, например, упорядочение списка фамилий по алфавиту;

- поиск информации, например, поиск телефона в телефонной книге или поиск иностранного слова в словаре.

Под обработкой информации в информатике понимают любое преобразование информации из одного вида в другой, производимое по строгим формальным правилам. Примерами таких преобразований могут служить: замена одной буквы на другую в тексте; замена нулей на единицы, а единиц на нули в последовательности битов; сложение двух чисел, когда из информации, представляющей слагаемые, получается результат – сумма.

Конечно, технические преобразования информации обычно производятся с целью достижения некоторого осмысленного эффекта. Например, если в тексте восклицательный знак заменить на вопросительный, то это будет соответствовать и некоторому смысловому изменению. Однако сама замена восклицательного знака на вопросительный носит технический характер и может быть произведена в любом тексте:

Это правда! à Это правда?

а+%599-!222 à а+%599-?222

Обработка информации на ЭВМ обычно состоит в выполнении огромного количества такого рода элементарных, технических операций.

Но всегда ли нам известно, как, по каким правилам входная информация преобразовывается в выходную?

"Черный ящик" - это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь информация на входе и на выходе этой системы, а строение и внутренние процессы неизвестны.

Процесс преобразования данных в информацию можно описать как процесс фильтрации данных на синтаксическом семантическом и прагматическом уровнях.

Под синтаксическим (физическим) фильтром понимаются; средства передачи и хранения данных, не затрачивающие, по cyществу, их содержательной обработки (реализуются лишь первичная обработка, контроль, хранение ипоиск. Семантический (смысловой) фильтр обеспечивает понимание содержания передаваемых данных, т.е. в нем производится содержательная обработка. И, наконец, в прагматическом фильтре осуществляется оценка меры полезности данных с позиции целей использования, определяется актуально полезная информация для решения задач управ­ления.

3.5.Информационные ресурсы. Стадии процесса производства ИР. Сфера использования информационных ресурсов.Основные и оборотные информационные фонды. Составляющие банка АСУ.

Информационные ресурсы – это совокупность, данных, имеющих смысловую нагрузку, отражающих всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия и документально за­фиксированных на различного вида носителях. ИР – воспроизводимы.

Использование информационных ресурсов происходит, как правило в сфере управления, а результатом этого использования являются управленческие решения.

Наибольшие сроки использования в условиях управления предприятием имеют данные, необходимые для перспектив­ного и текущего управления, наиболее коротки они для опера­тивной производственной информации.

Информационные основные фонды – это информационные ресурсы, отражающие относительно постоянные данные (например, нормативы трудоемкости и расхода материалов, технология изготовления деталей, узлов). Информация с периодом полуобновления больше года может быть отнесена к основным фондам.

По аналогии сведения, данные, используемые на небольших интервалах времени (например не более квартала, месяца), можно рассматривать как информационные оборотные фонды.

Банк данных АСУ состоит из основных и оборотных информационных фондов, средств и методов их производства, преобразования и подготовки к использованию.

Трансформация охватывает все предприятие. Первым шагом на пути к ней является составление ясной картины деятельности предприятия в целом.

Большинство крупных организаций использует различные внутренние и внешние ресурсы для документирования своей деятельности — организационные схемы, бизнес-планы, политики и процедуры и т. п. Многие из этих документов большой ценности не представляют. В них не используются общеупотребительные стандарты и терминология, они остаются незавершенными, поэтому не могут быть полезны для получения целостной картины.

В результате перед компаниями встает ряд вопросов:

  • противоречащие друг другу цели бизнес-подразделений не позволяют расставить приоритеты;
  • изолированность процессов приводит к утрате их связи с целями бизнеса и предъявлению нереалистичных требований к технологии;
  • отсутствие координации действий бизнес-подразделений и слияний/поглощений вызывает распространение перекрывающихся бизнес-систем;
  • важнейшие процессы зависят от временных решений ad hoc, принимаемых для удовлетворения сиюминутных потребностей;
  • отсутствует многократное использование активов; возникают трудности с формулированием стандартов и доведением их до сведения сотрудников;
  • невозможно идти в ногу с техническим прогрессом и следить за предложениями производителей;
  • модели архитектуры предприятия носят слишком технический и детальный характер и понятны лишь тем, кто их разработал.

И это только краткий список.

Чтобы добиться успеха в будущем, непрерывная трансформация требует механизма управления, объединяющего компанию по вертикали (от правления до проектных групп) и по горизонтали (все подразделения, внешние партнеры и клиенты). Для обеспечения такого единства на практике необходимо учесть все организационные структуры, процессы, информацию и автоматизацию.

Как же выглядит организация такого типа?

В трансформирующихся организациях все последовательные процессы интегрированы, полностью разработана стратегическая архитектура предприятия и имеются средства, позволяющие одновременно решать широкий круг проблем. В области управления стратегическими инвестициями такие организации имеют согласованные процессы выдвижения инициатив, их отбора и управления ими. Они обладают стандартизированными средствами структурирования проектов и управления ими с соблюдением корпоративных требований. У них существуют проверенные стандарты определения спроса и предоставления ресурсов — человеческих, финансовых, основного капитала и прочих — для будущих инициатив. У них имеются управляющие единицы, которые осуществляют активный мониторинг и управление эффективностью всех инициатив в соответствии с общепринятыми критериями и играют роль системы раннего предупреждения, когда проблему необходимо передать на рассмотрение более высокого руководства и правления. Они обладают развитыми структурами с четко определенными ролями, которые точно исполняются.

В отличие от описанных выше организаций, которые осуществляют мониторинг и управление эффективностью всех инициатив, у лидеров или суперзвезд руководящие органы всегда возлагают ответственность за принятие решений в области технологии бизнеса на специалистов как по бизнесу, так и по технологии.

В этих организациях данные превратились в информацию, которой они эффективно управляют по всему предприятию и которую используют как основу для принятия решений. Для доступа к информации и управления ею широко применяются интегрированные корпоративные автоматизированные системы, с помощью которых принимаются решения. Такие организации понимают как сильные стороны, так и ограниченность, присущие точечным решениям. Для согласования принятия решений и управления они используют управленческие приборные панели и другие инструменты.

Далее, в них идет непрерывный процесс оптимизации. Они учатся, адаптируют, реализуют, совершенствуют, и этот цикл постоянно повторяется. Их организационные структуры оптимизированы с таким расчетом, чтобы всегда имелись нужные структуры на нужном уровне, принимающие решения в соответствии со своим статусом. Решения полностью определяются данными благодаря последовательному, скоординированному и интегрированному использованию автоматизации. Любой специалист обладает соответствующим правом доступа к информации в масштабах предприятия, к инструментам анализа и управления. Подобная единообразная для всех управляемая данными модель является основой ведения бизнеса.

Такие управленческие приемы представляют собой практичную, проверенную реакцию на действия сил созидательного разрушения. Как пророчески сказал экономист Йозеф Шумпетер, “любой элемент стратегии бизнеса приобретает свое подлинное значение только на фоне этого процесса и созданной им ситуации”. Хотя фермерам из Айовы, автомобилестроителям из Детройта и инвестиционным банкирам с Уолл-стрит нелегко понять, как они связаны со своими отраслями, в реальности одни и те же принципы и наборы трансформирующих повторяющихся процессов являются необходимыми для создания сильных, здоровых компаний и, в конечном счете, более стабильной экономики в целом.

Читайте также: