Голландцы на просторах океанов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Неизвестный голландский матрос

Неизвестный голландский матрос В 1748 году английский капитан Моусон обнаружил на одном из островов архипелага Вознесения, человеческие останки и дневник, в котором была поведана печальная история голландского матроса, обвиненного в страшном преступлении и

ДАЛЕКО ЛИ ДО МАДАГАСКАРА? МОРСКОЙ ПУТЬ В ИНДИЮ

ДАЛЕКО ЛИ ДО МАДАГАСКАРА? МОРСКОЙ ПУТЬ В ИНДИЮ Петр Великий был самоучкой. Где ему было учиться в России? У иностранных педагогов, которые попадали к московскому двору? Впрочем, ему повезло – он нашел Лефорта, умного, образованного и привязавшегося к русскому царю.Но

§ 1. Морской путь в Индию: поиски и находки

§ 1. Морской путь в Индию: поиски и находки Причины Великих географических открытийЛюди путешествовали и совершали географические открытия во все времена, но эпохой Великих географических открытий принято называть вполне определённый исторический период – с конца XV до

Голландский дьявол, увенчанный звездой

Голландский дьявол, увенчанный звездой Исландия в те времена казалась очень далекой страной ? недаром о чудовище из Тингора узнали только через столетие с лишним.Но в 1661 году похожий эпизод имел место на берегах Нидерландов, одного из интеллектуальных центров того

Краткий голландский период

Краткий голландский период Нет пророка в своем отечестве. Из всех европейских стран, без сомнения, именно Нидерланды занимали последнее место по силе воздействия на читателей книги Удеманса. В то время как в 1905 французы и британцы уже оставили сомнения, голландцы только

III. Путь и первый день в СЛОНе Путь. Прибытие и муштровка. Врачебный осмотр. Обыск. Первая работа

Голландский капитализм

Голландский капитализм Голландцы были самыми предприимчивыми бизнесменами в Европе XVII в. Их успех не был вызван только лишь прогрессом в сельском хозяйстве и промышленности, хотя, без сомнения, они были великолепными фермерами и профессиональными производителями.

Морской путь в Индию

ВАСКО ДА ГАМА: ПУТЬ Б ИНДИЮ

ВАСКО ДА ГАМА: ПУТЬ Б ИНДИЮ В дальнее плавание… с преступниками на борту В июле 1497 года от португальских берегов отплыла экспедиция к берегам Индии. Ее возглавлял молодой моряк знатного рода Васко да Гама.Подготовка к путешествию заняла немало времени и велась очень

§ 1. Морской путь в Индию: поиски и находки

§ 1. Морской путь в Индию: поиски и находки Причины Великих географических открытийЛюди путешествовали и совершали географические открытия во все времена, но эпохой Великих географических открытий принято называть вполне определенный исторический период – с конца XV до

Два контекста: английский и голландский


Это всем известная история о том, что голландцы давно и упорно строили дамбы и увеличивали территорию своей страны таким образом. Но когда начинаешь читать все подробности, все сложности, которые были связаны с этим процессом, начинаешь по другому смотреть на это историческое действо.

Ведь треть территории современной Голландии отвоёвана у моря. Давайте узнаем подробнее как это происходило .

(Распространение терпов на побережье Северного моря)

Крупные терпы создавались в течение длительного времени в несколько приёмов. Раскопки у Эзинге (северо-восточная часть Нидерландов) показали следующее. В 300 г. до н. э. обнесенное частоколом первоначальное поселение — два прямоугольных жилища со стенами из хвороста, обмазанными глиной, и амбар на сваях — располагалось прямо на поверхности марша (марш — низменный берег, который подвергается затоплению время высоких приливов и штормовых нагонов воды). Затем был устроен холм из торфянистого дёрна высотой 1,2 м и 35 м в поперечнике, на котором нашли приют четыре фермы. Эти жилища были перестроены около 50 г. до н. э., когда терп поднялся до 2,1 м, а его ширина увеличилась до 100 м. Наконец, в римское время высота искусственного холма достигла 3,4 м, а диаметр — 150 м. В III в. н. э. селение было уничтожено пожаром, но впоследствии восстановлено. Затем, в 800-950 годы и в XII веке, терп надстраивался и расширялся; он был обитаем до XIII века.

(Археологические исследования показали, что не только местные племена, но и пришлые римляне насыпали искусственные холмы. Близ Утрехта раскопан римский терп высотой около 6 м над уровнем марша. Найденные таблички с римкими надписями позволили установить, что терп был обитаем с 42 по 260 годы.)

(Территория Нидерландов в римское время (I в. до н.э. — III в. н.э.): 1 — дюны; 2 — крупные озёра; 3 — крупные болотные массивы; 4 — современная граница Нидерландов)

В начале XIX века выяснилось, что насыпной грунт терпов — своеобразный культурный слой, богатый органическим веществом, — содержит много фосфатов и представляет собой великолепное удобрение. Крестьяне стали срывать холмы и разбрасывать землю на полях для подкормки трав. Неразумность такой практики обнаружилась очень скоро — во время штормового нагона воды в 1825 года, когда было затоплено 2/3 страны. Но богатая черная земля терпов (terpaarde) ценилась столь высоко, что разрушение островов спасения продолжалось во всё возрастающих масштабах. Холмы срывали до заборов стоявших на них ферм, до церковных стен. Один терп мог принести доход в 40-50 тыс. франков. После 1830-х годов многие терпы продавались целиком: Они рассеивались на окрестных полях, на отвоеванных у моря польдерах, загружались в лодки и в трюмы судов, которые развозили плодородную землю в другие части Нидерландов.

Разрушение достигло апогея в последней четверти XIX столетия. Из 1250 некогда заселённых искусственных холмов более 600 совершенно исчезли с лица земли, и от них не осталось никаких следов. Другие были срыты частично — их неправильная форма и крутые склоны — не первоначальный облик, а результат позднейшего вмешательства человека. Больше всего пострадали терпы Фрисландии, в меньшей степени — провинции Гронинген.

Безудержная волна уничтожения терпов, порожденная алчностью, была в конце концов остановлена. Причин несколько. Во-первых, терпы до сих пор все ещё не перестали играть роль островов спасения, для которой они и предназначались. Далее, при их истреблении безвозвратно утрачивался ценнейший археологический материал. В настоящее время в Нидерландах работает Общество по изучению терпов.

Резонными были также и возражения гигиенистов. Основания терпов лежат ниже уровня окружающих их полей и лугов. После полного изъятия земли возникали западины, которые заполнялись грунтовыми водами и становились рассадниками комаров.

Первые дамбы

В Нидерландах первые дамбы возникли вдоль речных русел. Их предшественниками были римские дороги. Территория нынешних Нидерландов — холодной, болотистой, сырой и туманной страны имела важное стратегическое значение. Расположенные там римские гарнизоны прикрывали с северо-востока от германских племен богатую провинцию Галлию. Укрепления были связаны судоходством по Рейну и Маасу, и по этим же долинам проходили дороги, которые, избегая болот, тянулись по песчаным отмелям вдоль рек. Полотно дороги надстраивалось, поднималось, и получалось, что в одно и то же время строятся и дорога, и дамба. Прошло некоторое время, и проницательный римский военачальник Друск уже стал возводить на Рейне специальные насыпи для защиты от разливов.



(Разные типы дамб в Нидерландах, сменяющие друг друга во времени: 1 — торфяные кирпичи; 2 — утрамбованная земля; 3 — камень; 4 — прокладка из камыша или морских водорослей; 5 — глина; 6 — песок)

Что касается побережья Северного моря, то там самые первые дамбы были построены на южном берегу эстуария Шельды и на острове Толен у Весткерке и Схерпениссе. Они датируются VII веком. Около 1000 года были построены дамбы на правом берегу эстуария Мааса к западу от современного Роттердама; прежде заболоченный район осваивается. Появляются первые польдеры — так называют в Нидерландах участки низменной земли, отвоеванные у моря, озера или реки и защищенные от них дамбами.

В Фрисландии еще в середине X века не было плотин. Однако уже в то время существовали их предшественники — диквегены (dijkwegen) — поднятые тропы, ведущие от одного терпа к другому или соединявшие фермы на низких берегах.

На рубеже X-XI веков набеги викингов прекращаются, к тому же ослабевает морская трансгрессия. Обитатели Нидерландов, избавленные от бешеных атак людей и природы, начинают осваивать марши. Каждодневный опыт показывает им, что диквегены, утоптанные ногами людей и лошадиными копытами, сдерживают проникновение соленых морских вод на обрабатываемые земли и пастбища при приливах и ветровых нагонах воды. Постепенно в населённых местностях диквегены развиваются в систему защитных сооружений. Там, где они пересекали небольшие естественные русла или дренажные канавы, ставились предшественники шлюзов — простые деревянные щиты, которые можно было опустить при морских наводнениях и избежать засоления используемых земель. Когда нагон морской воды прекращался, щиты поднимали и сбрасывали скопившуюся пресную воду. В X веке щиты заменяются створками, похожими на открывающиеся в сторону моря ворота. Они действовали автоматически: приливная волна смыкала створки, а во время отлива створки распахивались.

Человек не мог не обратить внимание на подсказку природы — естественные дамбы — дюны, которые протягиваются почти вдоль всего внешнего побережья Фландрии и Голландии и представляют собой естественную плотину, преграду на пути морских волн. Выделяют две генерации дюн — древние и современные. Формирование первых относят к атлантическому времени (5-2-е тысячелетия до н. э.). Они располагаются вдоль внутреннего края полосы молодых дюн, то примыкая к нему вплотную, то удаляясь на некоторое расстояние. Максимальная высота холмов не превышает 4 м. Молодые дюны возникли в историческое время. Их высота доходит до 60 м — для низинной Голландии это настоящие горы. В некоторых местах они надвинуты на древние дюны.



(Осушение бухты Долларт)

Дамбы в полосе дюн начали сооружать около 1000 года в тех местах, где прерывались естественные песчаные гряды, защищавшие материк от набегов морских волн. Один из таких прорывов образован руслом Старого Рейна. Бреши были заполнены, болота вдоль внутреннего края пояса дюн осушены и превращены в пашню и пастбища.

Привлекают внимание и ватты — земли у внешнего края дюн, которые освобождаются от воды при отливе. Ослабление подъема уровня моря после 950 года позволило начать их освоение. Обвалованные и освоенные участки у внешнего края дюн голландцы называют коогами (koog); их появление относится к 1100-1200 годам.

К исходу XIII века практически все нидерландские берега были ограждены валами, насыпанными человеком. Дамбы опоясывают острова, лежащие у эстуариев Шельды и Мааса, сопровождают берега крупных рек. Наиболее сложная система плотин сформировалась в Северной Голландии, в так называемой Водяной стране (Waterland). Своему названию она обязана множеству существовавших тогда озер, соединённых протоками друг с другом и с морем. Положение осложнялось тем, что подъём уровня моря при штормах и при аномальных приливах затруднял сток внутренних вод и озера выходили из берегов. Во время больших наводнений опасность в этом лабиринте угрожала повсюду. Извне морские волны часто вторгались через Зьепп, где прерывалась полоса дюн. Но постепенно здесь везде на границе воды и суши выросли плотины.

Начиная с XV века при строительстве дамб широко используется дерево. Эластичная подушка из водорослей на внешнем склоне защищается частоколом. Сначала его ставят вертикально, но очень скоро практика показала, что гораздо успешнее противостоят волнам наклонно вбитые сваи.



(Осушение земель в Нидерландах. Земли, осушенные: 1 — в 1200-1600; 2 — в 1600-1900; 3 — в 1900-1970; 4 — земли, которые могут быть осушены к 1980; 5 — дамбы; 6 — горизонталь +1 м. Эту линию условно можно считать границей освоенных земель в том случае, если бы человек не противостоял морю)


Золотой век и нашествие червя-древоточца

XV век называют золотым веком Нидерландов. Стихия успокаивается. Штормы пошли на убыль. Повреждённые плотины приведены в порядок, укреплены, надстроены и расширены. Осушаются озера, прорываются каналы, устраиваются шлюзы. Тысячи мельниц перекачивают воду. На осушенных пространствах создаются ухоженные поля.

Голландцы соперничают с англичанами, французами, португальцами, испанцами. Голландские капитаны бороздят все моря. Они открывают Австралию (одно время материк назывался Новой Голландией), Новую Зеландию, обосновываются на мысе Доброй Надежды, скупают пряности в Ост-Индии, торгуют с Японией и Китаем, закладывают в устье Гудзона город Новый Амстердам, ставший впоследствии Нью-Йорком. А в 1667 году голландцы поднялись по Темзе и сожгли пригороды Лондона.

Торговый флот Нидерландов насчитывал 34 тыс. судов и был равен объединённому флоту всех других народов. Морская торговля приносит неисчислимые доходы. В Амстердам, Утрехт, Лейден, Гарлем, Гаагу

Опрятные голландские города отгорожены от неспокойного моря настоящими крепостями, громадинами из земли и дерева. Специальная служба неусыпно следит за состоянием плотин, защитные валы с каждым годом становятся крепче и надёжнее.

Но недолог был золотой век. Соперничество Нидерландов с Англией и Францией становится всё более напряжённым и переходит в длительные, изнурительные войны, истощающие страну.



(Основание будущего Нью-Йорка голландцами)

Для ведения войн нужны были деньги. Неудержимо растут налоги — их были десятки. Облагалась продажа дома (4,5% стоимости), содержание прислуги, учеников и вся недвижимость — дом и двор, печь, мельница, переправа, земля, лес. Брались налоги на чай и кофе — только присяга в том, что эти напитки совершенно не потреблялись в доме, освобождала от обложения. Налог на соль был вдвое больше стоимости самой соли. Взималась церковная десятина и налоги на вино, пиво, водку, мыло, уголь, повозки, табак, убой скота, помол, наследство. Был налог на весы, причем особо облагалось взвешивание масла и сыра. Хозяин коровы должен был раскошеливаться 5 раз — за саму корову, за масло, сыр, пастбище и шкуру. Большие налоги на плотины и польдеры отбивали охоту осваивать новые земли, и во второй половине XVII — начале XVIII века строительство плотин приходит в упадок.

А тут ещё новая беда, которая пришла неожиданно.

В 1731 году в Зеландии и Западной Фрисландии появляется и необычайно быстро размножается древоточец тередо (Teredo limmoria или Т. navalis), завезённый судами, возвратившимися из дальних плаваний. Древоточец этот — двустворчатый моллюск, раковина которого в процессе эволюции переформировалась в своеобразное сверло с раздвинутыми створками и зазубренными гребнями и бугорками.



(Червь-древоточец)

Морской древоточец издавна был опасным врагом парусных судов, теперь же он набросился на деревянные части нидерландских дамб. В один прекрасный день голландцы с ужасом увидели, как ломаются и крошатся изъеденные сваи и море начинает размывать откосы плотин, лишенные защитного покрытия.

Новость быстро облетела Европу. Гибель Нидерландов близка! Вред в самом деле был очень велик. Уже в 1732 году червями были совершенно уничтожены сваи Вестфризензейской дамбы на протяжении 50 км, а на соседнем участке в 20 км повреждения также были весьма значительными. Тогда для защиты от червей бревна стали сплошь покрывать гвоздями с широкими шляпками и железными пластинами, а в некоторых местах использовали привезенную за тысячи километров твёрдую тропическую древесину. Сваи из красного и чёрного дерева! Для борьбы с морским червем применяли препараты мышьяка.

Но в конце концов стало ясно, что неизбежно придется отказаться от привычных традиций возведения плотин. Их внешние откосы от подножия до гребня одеваются камнем. При строительстве шлюзов стали использовать кирпич. Реконструкция стоила очень дорого — более 5,5 млн. гульденов — громадная сумма для того времени. Зато угроза плотинам миновала — позднее тередо упоминается очень редко. Но и червь приспосабливается: в 1931 году он был обнаружен поселившимся в фашинах из хвороста одной из наполовину построенных дамб в районе Зёйдерзе, причем успел нанести ощутимый вред — пришлось переделывать выполненную работу. Вместо прокладок из хвороста стали применять соломенные маты.


Нацисты: последнее испытание

Последнее испытание нидерландским защитным сооружениям пришлось на годы Второй Мировой войны. В мае 1940 года Нидерланды были оккупированы фашистской Германией. В 1944 и в начале 1945 года фашисты, опасаясь высадки десанта союзников, взорвали дамбы и затопили большие площади земель вдоль больших рек и морского побережья.

Под водой оказалась широкая полоса по Рейну — от устья до германо-нидерландской границы, многие низины в Фрисландии. Почти целиком скрылись под водой острова Волхерен, Толен, Схаувен. Всего было затоплено более 3,6 тыс. кв. км — примерно столько же, сколько было осушено голландцами к концу XIX столетия в результате многовекового упорного труда. Затопление земель совершалось буквально до последних дней войны. Так, дамба, защищавшая Вирингермер, первый польдер, освоенный после перекрытия Зёйдерзе, была взорвана 17 апреля 1945 года. С военной точки зрения эта акция была совершенно бессмысленной, ибо советские войска уже штурмовали Берлинский укрепленный район, а союзники перешли Рейн.

Генерал Зейс-Инкварт, отдавший варварский приказ о взрыве дамб, был впоследствии судим в Нюрнберге как военный преступник и приговорен к смертной казни через повешение.

-----------------------
Павел Шипилин ( pavel_shipilin ) о коррупции в России и мире. Четверг, 6 июля, в 17:00 (Мск):

Через десять лет после плавания Янца на пути к Батавии или от нее голландские капитаны стали открывать один за другим — в разное время и в разных районах — большие участки северного, западного и южного побережий Новой Голландии [4, c.532].

В 1623 г. из Батавии на юг были посланы два судна под командой Яна Карстенса. Он прошел вдоль южного берега Новой Гвинеи до западного выхода из Торресова пролива, которого также не заметил, повернул на юг и, следуя путем Янца вдоль западного побережья полуострова Кейп-Йорк, дошел до 17°8' ю. ш., минуя устье реки, которой дал имя Статен. Главный кормчий этой экспедиции составил карту осмотренного района: там, между прочим, западный вход в Торресов пролив показан как залив. Во время высадки на побережье при невыясненных обстоятельствах было убито много голландских моряков.

В январе 1627 г. Питер Нейтс открыл южный берег Австралии до острова Сент-Франсис вархипелаге Нейтса (в английском произношении Ньютс), 133° в. д., у северо-восточного берега Большого Австралийского залива.

Почти одновременно с Нейтсом капитан Франс Тиссен также доходил до восточного берега Большого Австралийского залива, причем продвинулся несколько южнее архипелага Нейтса. В 1628 г. тот же Нейтс открыл на северо-западе Австралии у 20° ю. ш. Землю де Витта (название на современных картах не сохранилось).

Оставался большой пробел на побережье Западной Австралии, между Землями Эндрахт и Эделя. На этом участке, у 28° ю. ш., близ скал Хаутмана в июне 1629 г. потерпел крушение голландский капитан Франс Пельсарт. Высадившись на материк, он поневоле обследовал неизвестный еще участок побережья и заполнил, таким образом, этот пробел.

В 1636 г. Геррит Поль на двух судах от островов Банда (Молукки) пошел к южному берегу Новой Гвинеи и достиг места, где в 1623 г. были убиты моряки из команды Яна Карстенса. Поль с тремя матросами был также убит. Команду принял купец Питере. Он открыл Земли Арнхем и Ван-Димен, у 12° ю. ш., а на обратном пути к островам Банда — острова Танимбар, 8° ю. ш., 131° в. д., к востоко-северо-востоку от Тимора.

Итак, голландцы к началу 40-х годов XVII в. знали и хоть не точно, но нанесли на карты следующие части Новой Голландии (Австралии): на севере - Землю Арнхем и западный берег полуострова Кейп-Йорк; весь западный берег Австралии и западную половину южного побережья материка.

Новая Голландия в их глазах представляла собой гигантский северозападный выступ еще не исследованного Южного материка, заполнявшего южное полушарие, — выступ, который протягивался с северо-востока на юго-запад — от Новой Гвинеи до берега, открытого Нейтсом и Тиссеном.




В 1642 г. генерал-губернатор голландских владений в Юго-Восточной Азии Ван-Димен поручил Абелю Тасману обогнуть с юга Новую Голландию. 8 октября 1642 г. Тасман отплыл от острова Маврикия на юг, а затем шел на восток, держась в полосе между 44—49° ю. ш. 19 ноября он решил, что продвинулся на три градуса восточнее пункта, до которого доходил Нейтс. Тогда он повернул на северо-восток и 24 ноября открыл у 42°25г ю. ш. высокий берег, который он назвал Вандименовой Землей (теперь Тасмания). Двигаясь вдоль южного выступа этой земли и обогнув его, он открыл там большой залив (Сторм) и продвинулся вдоль берега на север до широты 42°, а оттуда 5 декабря снова повернул на восток. Он не знал, остров ли он открыл или южный полуостров Новой Голландии, поэтому Вандименова Земля считалась полуостровом еще более полутора столетий, пока не был открыт Бассов пролив, отделяющий ее от материка [5, c.227]

За архипелагом Фиджи Тасман, достигнув 5° ю. ш., повернул прямо на запад. На этой параллели он 22 марта прошел к северу от Соломоновых островов, о которых мечтал и он, и Ван-Димен, — близ атолла Онтонг-Джава. 1 апреля он подошел к Новой Ирландии, обогнул ее с севера, подходил (по одной версии) к Новой Британии, но счел оба острова за части Новой Гвинеи. 15 июня Тасман прибыл в Батавию.

Великая экспедиция Тасмана доказала, что Новая Голландия не только не является частью антарктического материка, но даже и близко не подходит к нему. Но для современников Тасмана остался неразрешенным очень важный вопрос: что же такое представляет собой сама Новая Голландия, новейшая часть света, существование которой доказал великий мореплаватель; гигантский архипелаг или единый материк? и если — материк, то каковы его очертания?

В 1644 г. три судна под начальством Тасмана вышли из Батавии в восточном направлении. Об этой экспедиции сохранились лишь два документа: письмо Ван-Димена директорам Нидерландской Ост-Индской компании и карта, составленная Абелем Тасманом и его главным штурманом, участником обеих экспедиций, Франсом Вискером.

Выдающимся достижением было и то, что Тасман и Вискер проследили и нанесли на точную для того времени карту побережье Северной и Западной Австралии на огромном протяжении от Земли Арнхема, примыкающей к заливу Карпентария, до Земли Эндрахт, то есть приблизительно от пункта на 12° ю. ш., 137° в. д. до 23°45' ю. ш., 113°,5 в. д. А всего с заливом Карпентария заснято было этой экспедицией, которую многие авторы называют неудачной, около 3,5 тыс. км. береговой линии и доказано, что все земли, открытые голландцами (кроме Вандименовой Земли) являются частями единого материка — Новой Голландии.

Сейчас от этих кругосветных плаваний остались только пожелтевшие документы в министерских архивах да несколько французских имен на карте (рисунок 2).


Рисунок 2 - Открытия голландских исследователей 1605-1639 гг.

Франция вновь потеряла интерес к будущему Австралии из-за суровой конкуренции и из-за смены политических режимов внутри страны. Со своей стороны, англичане проводили систематические исследования, отправляли туда научные экспедиции.

Таким образом, в ту пору, когда Кук вышел в свое первое плавание, карта южного полушария с гигантским Южным материком и его спутником Новой Голландией (ее восточные берега наносились на 2000 км восточнее их истинных пределов) давала совершенно ложные представления о географии южной половины земного шара. Многочисленные же тихоокеанские экспедиции, трассы которых неизменно проходили в пределах одной и той же узкой S-образной полосы, не могли ни подтвердить, ни опровергнуть эти положения.

Через десять лет после плавания Янца на пути к Батавии или от нее голландские капитаны стали открывать один за другим — в разное время и в разных районах — большие участки северного, западного и южного побережий Новой Голландии [4, c.532].

В 1623 г. из Батавии на юг были посланы два судна под командой Яна Карстенса. Он прошел вдоль южного берега Новой Гвинеи до западного выхода из Торресова пролива, которого также не заметил, повернул на юг и, следуя путем Янца вдоль западного побережья полуострова Кейп-Йорк, дошел до 17°8' ю. ш., минуя устье реки, которой дал имя Статен. Главный кормчий этой экспедиции составил карту осмотренного района: там, между прочим, западный вход в Торресов пролив показан как залив. Во время высадки на побережье при невыясненных обстоятельствах было убито много голландских моряков.

В январе 1627 г. Питер Нейтс открыл южный берег Австралии до острова Сент-Франсис вархипелаге Нейтса (в английском произношении Ньютс), 133° в. д., у северо-восточного берега Большого Австралийского залива.

Почти одновременно с Нейтсом капитан Франс Тиссен также доходил до восточного берега Большого Австралийского залива, причем продвинулся несколько южнее архипелага Нейтса. В 1628 г. тот же Нейтс открыл на северо-западе Австралии у 20° ю. ш. Землю де Витта (название на современных картах не сохранилось).

Оставался большой пробел на побережье Западной Австралии, между Землями Эндрахт и Эделя. На этом участке, у 28° ю. ш., близ скал Хаутмана в июне 1629 г. потерпел крушение голландский капитан Франс Пельсарт. Высадившись на материк, он поневоле обследовал неизвестный еще участок побережья и заполнил, таким образом, этот пробел.

В 1636 г. Геррит Поль на двух судах от островов Банда (Молукки) пошел к южному берегу Новой Гвинеи и достиг места, где в 1623 г. были убиты моряки из команды Яна Карстенса. Поль с тремя матросами был также убит. Команду принял купец Питере. Он открыл Земли Арнхем и Ван-Димен, у 12° ю. ш., а на обратном пути к островам Банда — острова Танимбар, 8° ю. ш., 131° в. д., к востоко-северо-востоку от Тимора.

Итак, голландцы к началу 40-х годов XVII в. знали и хоть не точно, но нанесли на карты следующие части Новой Голландии (Австралии): на севере - Землю Арнхем и западный берег полуострова Кейп-Йорк; весь западный берег Австралии и западную половину южного побережья материка.

Новая Голландия в их глазах представляла собой гигантский северозападный выступ еще не исследованного Южного материка, заполнявшего южное полушарие, — выступ, который протягивался с северо-востока на юго-запад — от Новой Гвинеи до берега, открытого Нейтсом и Тиссеном.

В 1642 г. генерал-губернатор голландских владений в Юго-Восточной Азии Ван-Димен поручил Абелю Тасману обогнуть с юга Новую Голландию. 8 октября 1642 г. Тасман отплыл от острова Маврикия на юг, а затем шел на восток, держась в полосе между 44—49° ю. ш. 19 ноября он решил, что продвинулся на три градуса восточнее пункта, до которого доходил Нейтс. Тогда он повернул на северо-восток и 24 ноября открыл у 42°25г ю. ш. высокий берег, который он назвал Вандименовой Землей (теперь Тасмания). Двигаясь вдоль южного выступа этой земли и обогнув его, он открыл там большой залив (Сторм) и продвинулся вдоль берега на север до широты 42°, а оттуда 5 декабря снова повернул на восток. Он не знал, остров ли он открыл или южный полуостров Новой Голландии, поэтому Вандименова Земля считалась полуостровом еще более полутора столетий, пока не был открыт Бассов пролив, отделяющий ее от материка [5, c.227]

За архипелагом Фиджи Тасман, достигнув 5° ю. ш., повернул прямо на запад. На этой параллели он 22 марта прошел к северу от Соломоновых островов, о которых мечтал и он, и Ван-Димен, — близ атолла Онтонг-Джава. 1 апреля он подошел к Новой Ирландии, обогнул ее с севера, подходил (по одной версии) к Новой Британии, но счел оба острова за части Новой Гвинеи. 15 июня Тасман прибыл в Батавию.

Великая экспедиция Тасмана доказала, что Новая Голландия не только не является частью антарктического материка, но даже и близко не подходит к нему. Но для современников Тасмана остался неразрешенным очень важный вопрос: что же такое представляет собой сама Новая Голландия, новейшая часть света, существование которой доказал великий мореплаватель; гигантский архипелаг или единый материк? и если — материк, то каковы его очертания?

В 1644 г. три судна под начальством Тасмана вышли из Батавии в восточном направлении. Об этой экспедиции сохранились лишь два документа: письмо Ван-Димена директорам Нидерландской Ост-Индской компании и карта, составленная Абелем Тасманом и его главным штурманом, участником обеих экспедиций, Франсом Вискером.

Выдающимся достижением было и то, что Тасман и Вискер проследили и нанесли на точную для того времени карту побережье Северной и Западной Австралии на огромном протяжении от Земли Арнхема, примыкающей к заливу Карпентария, до Земли Эндрахт, то есть приблизительно от пункта на 12° ю. ш., 137° в. д. до 23°45' ю. ш., 113°,5 в. д. А всего с заливом Карпентария заснято было этой экспедицией, которую многие авторы называют неудачной, около 3,5 тыс. км. береговой линии и доказано, что все земли, открытые голландцами (кроме Вандименовой Земли) являются частями единого материка — Новой Голландии.

Сейчас от этих кругосветных плаваний остались только пожелтевшие документы в министерских архивах да несколько французских имен на карте (рисунок 2).


Рисунок 2 - Открытия голландских исследователей 1605-1639 гг.

Франция вновь потеряла интерес к будущему Австралии из-за суровой конкуренции и из-за смены политических режимов внутри страны. Со своей стороны, англичане проводили систематические исследования, отправляли туда научные экспедиции.

Таким образом, в ту пору, когда Кук вышел в свое первое плавание, карта южного полушария с гигантским Южным материком и его спутником Новой Голландией (ее восточные берега наносились на 2000 км восточнее их истинных пределов) давала совершенно ложные представления о географии южной половины земного шара. Многочисленные же тихоокеанские экспедиции, трассы которых неизменно проходили в пределах одной и той же узкой S-образной полосы, не могли ни подтвердить, ни опровергнуть эти положения.

Посмотреть в хронологическом указателе


Ява, 1556г, Гильем Ле Тесту (Guillaume Le Testu)

Посмотреть в хронологическом указателе

Экспедиция Ле-Мера — Схаутена и открытие мыса Горн



Плавание Я. Ле-Мера и В. Схаутена в Тихом океане, 1616 г.

Посмотреть в хронологическом указателе

Поиски мифических земель на севере Тихого океана


Тасман, Абель Янсзон


В Охотском море, идя северным курсом, 27 июня Фриз достиг 48° с. ш., но из-за противных ветров повернул на юг и 1 июля у 44° 30' с. ш. усмотрел землю, разделенную проливом: на одной стороне высился пик Антония (вулкан Тятя, 1819 м, на о. Кунашир), на другой — гора Кронберх (вулкан Берутарубе, 1223 м, на о. Итуруп). Судно простояло у северо-западной оконечности о. Кунашир восемь дней, причем Коен обследовал часть берега острова, а на баркасе пытался осмотреть пролив Екатерины, но потерпел неудачу, отметив сильное течение.


Беринг, Витус Йохансен

Русский мореплаватель голландского происхождения, капитан-командор, исследователь северо-восточного побережья Азии, Камчатки, морей и земель северной части Тихого ок., северо-западных берегов Америки, руководитель 1-й (1725–1730 гг.) и 2-й (1733–1743 гг.) Камчатских экспедиций.

Посмотреть в хронологическом указателе

Ход открытия Новой Голландии до Тасмана

ак только голландцы появились на островах Индонезии, они начали искать новые пути от мыса Доброй Надежды к этим островам. Их пути шли значительно южнее португальских: португальцы в начале XVII в. еще владели рядом контрольных пунктов в северной полосе Индийского океана. Голландцы же пересекали центральную часть океана, обогнув с юга о. Мадагаскар, и после почти годичного плавания достигали Явы. На потенциальную ценность западных ветров, преобладающих в южной полосе океана (между 35 и 40° ю. ш.), первым обратил внимание голландец Хендрик Браувер. Для проверки своей идеи на практике 4 июня 1611 г. он отплыл на двух судах от мыса Доброй Надежды точно на восток по 36-й параллели. Поймав западный ветер, он добрался, по его предположениям, до меридиана Зондского пролива и, круто повернув на север, 18 августа 1611 г. прибыл на Яву.


Пути западноевропейцев в Индийском океане в XVI – начале XVII в.

Продвигаясь в Индийском океане на восток между 30 и 40° ю. ш„ голландцы часто близко подходили к западным берегам очень большой земли (Австралии), а иногда видели и даже посещали их, но находили там почти безжизненную пустыню и малочисленные группы бродячих охотников. Тем не менее это побережье представляло интерес для голландцев, так как только здесь они могли возобновлять запасы пресной воды. Поэтому Нидерландская Ост-Индская компания считала необходимым исследовать обращенные к Индийскому океану берега новооткрытого Южного материка; к тому же она рассчитывала найти поближе к экватору менее безотрадные и гуще населенные земли и охотиться там за рабами. Важным моментом в ходе открытия Австралии, которую в XVII–XVIII вв. называли Новой Голландией, было также жадное стремление найти новые районы скупки пряностей, месторождения золота или алмазов, жемчужные ловли.



Хартог, Дирк


Ход открытия Австралии до Тасмана.

Пелсерт понимал, что голод и жажда скоро и весьма решительно заявят о себе, так как продовольствия и питьевой воды здесь просто нет, а захваченного с собой, увы, очень мало, особенно воды. 9 июня на шлюпке он прошел до большой земли, выглядевшей скалистой и неприветливой, и безуспешно пытался высадиться. Стараясь найти удобное место для выхода на сушу, моряки двигались на север вдоль побережья. Наконец, 14 июня такая возможность представилась, но береговая партия тщетно разыскивала источники воды — нигде не попадалось даже ее следа: в этом районе дожди не выпадают неделями. Страна была совершенно голой и плоской, участками слабохолмистой, довольно часто попадались высокие муравейники, а однажды голландцы увидели кенгуру и дали его первое описание. В напрасных поисках воды они достигли Северо-Западного мыса (у 22° ю. ш.), проследив около 250 км неизвестного ранее побережья. И тогда Пелсерт решил идти на Яву, куда благополучно прибыл 7 июля. Уже через неделю на пинассе он вновь вышел в море.


Итак, голландцы к началу 40-х гг. XVII в. знали и, хоть неточно, нанесли на карты следующие части Австралии: на севере — западный берег п-ова Кейп-Йорк и выступ Арнемленда, весь западный берег материка и западную половину его южного побережья. Однако Новая Голландия в их глазах представляла собой не отдельный континент, а гигантский выступ еще не исследованного Южного материка, заполнявшего южное полушарие, — выступ, который протягивался от Новой Гвинеи до берега, открытого Тейсеном.

Посмотреть в хронологическом указателе

Первая экспедиция Тасмана: открытие Вандименовой Земли, Новой Зеландии и островов тропической Океании



Тасман, Абель Янсзон

1 апреля Тасман подошел к юго-восточной части о. Новая Ирландия и через восемь дней обогнул ее и о. Лавонгай с севера, повторив открытие Ле-Мера и Схаутена. Он пересек в меридиональном направлении (близ 150° в. д.) Новогвинейское море и утром 13 апреля усмотрел гористый д. Новая Британия. Пять дней корабли шли на запад вдоль его северного побережья — голландцы посчитали все открытые ими острова за часть Новой Гвинеи, а ее — за часть материка. 18 и 19 апреля Тасман обнаружил несколько островков, в том числе о. Каркар (у 146° в. д.), а затем, проследив северный берег Новой Гвинеи в западном направлении на протяжении 1000 км, он прошел мористее п-ова Чендравасих, 24 мая обогнул о. Вайгео, принятый им за западную оконечность Новой Гвинеи, и через моря Серам и Яванское прибыл в Батавию 15 июня 1643 г.

Посмотреть в хронологическом указателе

Вторая экспедиция Тасмана: Новая Голландия — единый материк

В 90-х годах XVI века голландское правительство было заинтересовано в поиске Северо-Восточного пути в Индию. Первая же попытка достичь Китая через “северо-восточный проход” была предпринята англичанами в 1553 г. и стоила им двух кораблей из трех, а вторая - в 1594 г. амстердамским купцом Бальтазаром де Мушероном. Было снаряжено три корабля, командовали которыми Най, Тотгалес и Баренц. Это разведывательное плавание было удачным. Голландцам сразу удалось то, что ни разу так и не удалось англичанам: через Югорский Шар капитан Най провел свой корабль в Карское море и, достигнув устья Оби, посчитал, что нашел прямую дорогу на восток. Баренц тоже добился немалых успехов, обойдя с севера Новую Землю, чего до него никто не делал. Но дальше он собирался следовать не на юг и даже не на восток, а по-прежнему на северо-восток короткой “прямиковой” дорогой. Он рассчитывал свой путь так, как если бы Северный Ледовитый океан был свободен ото льда. Почему-то, он, самый опытный из троих капитанов, с самого начала оказался под обаянием одной из научных концепций своего времени, согласно которой в северных морях на самом севере льдов как раз и нет. Он верил в эту научную фантазию и до последних дней готов был биться об заклад, что закончит начатый путь, как только направит курс от северного мыса Новой Земли на северо-восток.

Снаряженная в 1595 году голландским правительством экспедиция из семи кораблей всерьез рассчитывала, очевидно, тем же летом достигнуть Китая. Но ей не удалось даже повторить достигнутого годом раньше. Проливы Карские Ворота и Югорский Шар были забиты льдом, а чистая вода открывалась на столь короткое время, что казалась ловушкой. Кроме того мешали сильное встречное течение из Карского моря и сентябрьские холода. В результате экспедиция вынуждена была повернуть назад.

Третью экспедицию государство уже не субсидировало. Но Баренц сумел убедить амстердамских купцов, что с третьей попытки он непременно добьется успеха. В 1596 году было снаряжено два корабля, но Баренц ни на один из них не был назначен капитаном: купцам он казался слишком безрассудным, готовым скорее погибнуть, чем отступить перед смертельной опасностью. Поэтому ему отвели роль главного штурмана. Одним из кораблей командовал Ян де Рийп, другим — Яков ван Хеемскерк.

Когда экспедиция прошла мыс Нордкап, между Рийпом и Баренцом возникли разногласия относительно дальнейшего курса. Баренц предлагал повернуть прямо на восток, а Рийп считал нужным продолжать путь на северо-восток. Мнение Рийпа взяло верх. Вскоре показался небольшой остров, который голландцы назвали Медвежьим (здесь голландцы убили белого медведя и в память об этом случае дали острову такое имя). В конце июня голландцы подошли к земле, которую назвали Шпицбергеном, что означает “горы с острыми пиками”. Обогнув этот архипелаг, они снова вернулись к острову Медвежий, где между Рийпом и Баренцем снова возник спор о том, куда плыть. В результате Баренц направился к Новой Земле, как и хотел с самого начала, дошел до ее северной оконечности и попытался идти к югу, но вскоре попал в сплошной лед. Судно вмерзло в ледяное поле, и команда вынуждена была зимовать на Новой Земле. Баренц и его спутники надеялись, что весной им удастся освободить корабль из льдов, но когда началось таяние льда, корабль отнесло от берега, и льдины местами проломили борта. Команде пришлось продолжать дальнейшее свое продвижение в водах Северного Ледовитого океана на шлюпках. В.Баренц, давно уже больной, умер во время этого броска на лодках сквозь льды. Остальные члены команды, в конце концов, достигли берегов России. Вскоре они узнали, что поблизости находится голландское судно. Это был корабль Рийпа, который, после того как корабли разошлись, повернул к берегам Норвегии и к зиме вернулся в Голландию, а весной вышел на поиски Баренца.

Путешествие Баренца было последней экспедицией, снаряженной голландцами для поисков Северо-Восточного прохода. Но на протяжении почти трех веков, пока Г.Седов не обследовал север Новой Земли, все исследователи Арктики пользовались картами Баренца. Лучших карт не было до начала ХХ века.

Расцвет голландского могущества в южных морях начинается, как не странно, в лиссабонской тюрьме. Туда в 90-х годах XIV века был посажен за долги голландский моряк Корнелиас Хаутман. В тюрьме он узнал о морских путях из Португалии в Индию. Хаутман сообщил об этом на родину торговой компании “Общество дальних стран”. Голландская компания выкупила Хаутмана из тюрьмы и снабдила его деньгами на экспедицию к Молуккам.

В 1595 году четыре корабля Хаутмана покинули Голландию, а в 1598 году они вернулись на родину. В результате этой экспедиции голландцы убедились в том, что в “Островной Индии” есть, кроме Молукк, и другие острова, которые заслуживают внимания и пренебрегаются португальцами.

С тех пор голландцы организовывали одну экспедицию за другой.

В 1615 году купцы города Хорн снарядили два судна — “Эндрахт” и “Хорн” — и пригласили начальником экспедиции Виллема Схаутена, а торговым комиссаром был назначен Якоб Лемер.

Три месяца они плыли через Атлантический океан. Во время этого перехода сгорело судно “Хорн”. В середине января 1616 года Схаутен провел оставшееся судно мимо входа в Магелланов пролив, а в конце января он увидел на 55° ю.ш. юго-восточный берег Огненной Земли. Пролив между этой землей и высоким берегом на востоке Схаутен назвал проливом Лемера. Пройдя этот пролив, Схаутен повернул судно на юго-запад, и вскоре моряки увидели на северо-западе землю, выступ которой Схаутен назвал мысом Горн. Так было доказано, что Огненная Земля — остров или архипелаг, а не выступ Южного материка.

Выйдя в Тихий океан Схаутен через острова Хуан-Фернандес поднялся до 15° ю.ш. и повернул судно на запад. В апреле команда “Эндрахта” открыла , по крайней мере, 4 атолла в северной части архипелага Туамоту, а в мае — 5 вулканических Кокосовых островов. В конце июня судно подошло к архипелагу Бисмарка (название дано немцами в 1884 году). А затем, следуя вдоль острова Новая Ирландия, открыла еще пять групп островков: Грин, Фени, Танга, Лихир и Табар.

В начале июля корабль подошел к северному берегу Новой Гвинеи, у северо-западного выступа которой обнаружили острова Схаутена. В октябре корабль подошел к Яве, где за нарушение торговой монополии Лемера и Схаутена арестовали и отправили в Голландию.

Таким образом, во время экспедиции Схаутена и Лемера была обнаружена самая южная точка Южной Америки — мыс Горн — и доказано, что Огненная Земля — это остров, который не является выступом Южного материка. Новооткрытый пролив, который получил название пролива Лемера, оказался более коротким и удобным проходом в Тихий океан, чем Магелланов пролив, и в дальнейшем подавляющее большинство кораблей проходило через него к мысу Горн, а затем в “Островную Индию”. Кроме того, в Тихом океане Схаутеном и Лемером были открыты ряд мелких атоллов и вулканических островков.

Голландцы, для того чтобы не сталкиваться с португальскими кораблями во время плавания к островам Индонезии, стали искать новые пути от мыса Доброй Надежды к этим островам. Для того чтобы достичь Явы голландцам приходилось плыть целый год. На потенциальную ценность западных ветров сороковых широт первым обратил внимание голландец Хендрик Браувер. Для проверки своей идеи на практике 4 июня 1611 года он отплыл от мыса Доброй Надежды точно на восток по 36-й параллели. Поймав западный ветер, он добрался до меридиана Зондского пролива и, круто повернув на север, 18 августа 1611 года прибыл на Яву.

С 1613 года по маршруту Браувера, более длинному, но отнимавшему почти в полтора раза меньше времени, прошли многие голландские капитаны. А с 1616 года этот путь и далее более южный стал обязательной морской трассой.

Плавания голландцев доказали, что в полосе широт 35-40° ю.ш. нет никакой суши и что, следовательно, Южный материк имеет значительно меньшие размеры, чем показывали на картах начала XVII века. Голландцам тем не менее удалось обнаружить два небольших островка — Амстердам и Сен-Поль.

Продвигаясь в Индийском океане на восток между 30 и 40° ю.ш., голландцы часто близко подходили особенно к западным берегам Австралии, которую в XVII-XVIII веках называли Новой Голландией. В результате уже к началу 40-х годов XVII века голландцы знали следующие части Австралии: на севере — западный берег полуострова Кейп-Йорк и выступ Амнерленда, весь западный берег материка и западную половину его южного побережья. Восточное побережье оставалось “в тени” до первого плавания Кука. Однако Новая Голландия в их глазах представляла собой не отдельный континент, а гигантский выступ еще не исследованного Южного материка, заполнявшего южное полушарие.

Все открытия голландцев на западных и южных берегах предполагаемой Южной земли были случайными и фрагментарными, оставив без ответа многие вопросы относительно ее размера и формы, а также коммерческой значимости.

Для их разрешения 8 октября 1642 года с острова Маврикий на юг вышла экспедиция во главе Абела Тасмана. Вскоре судно повернуло на восток, держась в полосе 44-49° ю.ш. В этой полосе Тасман не встретил никакого материка, и тогда он повернул на северо-восток и вскоре открыл землю, которую назвал Вандименовой Землей (теперь Тасмания). Тасман не знал, остров ли он открыл или южный полуостров Новой Голландии, поэтому Вандименова Земля считалась полуостровом еще более полутора столетий, пока не был пройден Бассов пролив.

После плавания в восточном направлении через акваторию, позже названную Тасмановым морем, в декабре 1642 года у 42°10’ ю.ш. голландцы подошли к Южному острову Новой Зеландии. В начале января 1643 года Тасман достиг северной оконечности острова Северный Новой Зеландии и назвал ее мысом Марии Ван-Димен (в честь дочери организатора экспедиции). Открытое им побережье Новой Зеландии длиной 1600 км он принял за западный выступ Южного материка.

Пройдя между мысом Марии Ван-Димен и островами Три-Кинг из Тасманова моря в океан, Тасман взял курс на северо-восток и вскоре открыл острова Тонга (“Дружба”). От них Тасман повернул на остров Яву. Он прошел между 19-16° ю.ш. через “рой” рифов, атоллов, небольших островков и открыл восточную группу Фиджи. За этим архипелагом Тасман, достигнув 5° ю.ш., повернул прямо на запад. 1 апреля Тасман подошел к юго-восточной части острова Новая Ирландия и, обогнув ее с севера, пересек в меридиональном направлении Новогвинейское море и вскоре увидел остров Новая Британия, который принял за часть материка. Обогнув остров Вайгео, который принял за западную оконечность Новой Гвинеи, 15 июня 1643 года прибыл в Батавию.

Таким образом, экспедиция Тасмана “отодвинула” границы антарктического материка на 800 км к югу и доказала, что Новая Голландия не только не является его частью, но даже и близко не подходит к нему. Но для современников Тасмана остался неразрешенным очень важный вопрос: что же такое представляет собой сама Новая Голландия — гигантский архипелаг или единый материк? И если материк, то каковы его очертания? Лишь в начале XIX века стало очевидно, что во время плавания 1642-1643 годов Тасман вообще ни в одном пункте не касался и даже близко не подходил к подлинной Австралии, что Вандименова Земля — это остров, Новая Гвинея — тоже остров, и что Новая Зеландия не часть Южного материка, а остров и притом не единый, а двойной.

29 января 1644 года новая экспедиция Тасмана вновь вышла из Батавии в восточном направлении. Во время этой экспедиции Тасман провел непрерывную съемку южного берега Новой Гвинеи и завершил открытие залива Кампентария. Также экспедиция доказала, что из залива Кампентария нет никакого прохода на юг к Вандименовой Земле, и что все “земли”, обнаруженные голландцами (кроме Вандименовой Земли), являются частями единого материка — Новой Голландии. Кроме того, Тасманом были открыты и закартированы несколько бухт и залив Жозеф-Бонапарт, открыт и назван залив Ван-Димен. В результате на карте четко вырисовался крупный полуостров Арнемленд. 4 августа 1644 года Тасман вернулся в Батавию.

Таким образом, за 46 летнее плавание голландцев в сторону островов Индонезии был открыт более быстрый путь достижения этих островов, сороковые широты, исследована и нанесена на карту почти вся Австралия, открыты такие крупные острова как Новая Зеландия и Тасмания, острова Фиджи, Три-Кинг и ряд более мелких островков и атоллов Индонезии.

Читайте также: