Годы учения в москве юношеская лирика лермонтова кратко

Обновлено: 07.07.2024

В 1827 году бабушка привезла его из Тархан в Москву для продолжения образования. После отличной домашней подготовки в 1828 году Лермонтов был принят сразу в IV класс Московского университетского Благородного пансиона.

Всем предшествующим жизненным опытом, кратким по времени, но глубоким по сути, душа Лермонтова радостно откликается на этот призыв, на этот общественный запрос. Он очень интенсивно работает.

Тем я несчастлив,

Добрые люди, что звезды и небо

Звезды и небо! – а я человек!…

Как землю нам больше небес не любить?

Нам небесное счастье темно;

Хоть счастье земное и меньше в сто раз,

Но мы знаем, какое оно.

Не обвиняй меня, Всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что прах земли могильный

С ее страстями я люблю…

Но угаси сей чудный пламень,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, Творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

Когда б в покорности незнанья

Нас жить Создатель осудил,

Он в нашу душу б не вложил,

Он не позволил бы стремиться

К тому, что не должно свершиться.

Он не позволил бы искать

В себе и в мире совершенства,

Когда б нам полного блаженства

Не должно вечно было знать.

Здесь Лермонтову раскрывается смысл земной жизни. Он заключается в совершенствовании, открытии в себе Божественной сущности:

Но чувство есть у нас святое,

Надежда, Бог грядущих дней,

Она в душе, где все земное,

Живет наперекор страстей;

Она залог, что есть поныне

На небе иль в другой пустыне

Такое место, где любовь

Предстанет нам, как ангел нежный,

И где тоски ее мятежной

Душа узнать не может вновь.

Однако мгновенные прозрения или просветы вновь сменяются у Лермонтова сомнениями.

Ты знал ли дикий край, под знойными лучами,

Где рощи и луга поблекшие цветут?

Где хитрость и беспечность злобе дань несут?

Где сердце жителей волнуемо страстями?

И где являются порой

Умы и хладные и твердые как камень?

Но мощь их давится безвременной тоской.

И рано гаснет в них добра спокойный пламень.

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!…

Друг, этот край… моя отчизна!

Но примечательно все же, что и в этом, явно спроецированном на лирику декабристов стихотворении политическая тема осложняется иной, экзистенциальной.

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Казалось бы, логика монолога должна повести поэта далее к обличению современных общественных условий, не дающих возможности развернуться лучшим общественным стремлениям. Но у Лермонтова – иной ход:

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветем недолго, быстро увядаем…

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Будто бы намечается возврат к политической проблематике? Но это скорее легкий намек на нее, поглощаемый обычными у Лермонтова горькими рассуждениями о недостатках и пороках современного ему поколения:

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд ее мрачит,

И так горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

В 1830 году Лермонтов завершает обучение в Благородном пансионе и поступает на нравственнополитическое отделение юридического факультета Московского университета.

Я молод; но кипят на сердце звуки,

И Байрона достигнуть я б хотел;

У нас одна душа, одни и те же муки;

О если б одинаков был удел!…

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Всю ночь у пушек пролежали

Мы без палаток, без огней,

Штыки вострили да шептали

Молитву родины своей.

В лирическом голосе автора уже чувствуется психология русского солдата, готового принять смертный бой ради спасения национальных святынь. Молитвенно сосредоточена тишина русских дружин перед боем:

Безмолвно мы ряды сомкнули,

Гром грянул, завизжали пули,

Меня призовешь ты для гордого мщенья,

Всех недругов наших смету я в борьбе.

В цепи, нас сковавшей, есть слабые звенья:

Избранником снова вернусь я к тебе!

Иные погибли в бою,

Другие ему изменили

И продали шпагу свою.

Глубокая печаль, которой наполнены эти строки, далека от гнева героя Байрона. У Лермонтова речь идет о другом. Не байронический сверхчеловек, а незаурядная личность, обреченная на одиночество, вызывает наше сочувствие в лермонтовских стихах:

Стоит он и тяжко вздыхает,

Пока озарится восток,

И капают горькие слезы

Из глаз на холодный песок.

Все кончено! Вчера венчанный

Владыка, страх царей земных,

Ты нынче – облик безымянный!

Так низко пасть – и быть в живых!

Тогда, отяготив позорными цепями,

Героя увезли от плачущих дружин,

И на чужой скале, за синими морями,

Забытый, он угас один

Один, замучен мщением бесплодным,

Безмолвною и гордою тоской,

И, как простой солдат, в плаще своем походном

Зарыт наемною рукой…

И пришел с грозой военной

И рукою дерзновенной

Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал:

Посмотрел – тряхнул главою…

Ахнул дерзкий – и упал!

Осенью 1828 года Лермонтов был принят в 6 класс Московского университетского благородного пансиона. Это было одно из лучших учебных заведений того времени. Здесь в своё время учились Фонвизин, Жуковский, Грибоедов. Среди преподавателей были профессора университета, поощрялись занятия литературой, существовало литературное общество, издавались рукописные журналы.

В годы учения в пансионе Лермонтов много читал, особенно увлекался Пушкиным; тогда же он начал и сам писать стихи.

Занятия в пансионе обогатили юношу умственно, расширили кругозор поэта в области науки, литературы, искусства; содействовали быстрому созреванию в нём поэтического таланта; укрепляли его свободолюбивые настроения.

В августе 1830 года Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Но в середине сентября занятия в университете были прерваны. До Москвы дошла эпидемия холеры, учебные заведения были закрыты. Хотя занятия и возобновились в январе 1831 года, но учебный год не был засчитан, и все студенты были оставлены на прежних курсах. В новом учебном году Лермонтов начал заниматься на словесном отделении. Лекции не удовлетворяли его. Недостатки университетского преподавания он восполнял чтением, самообразованием. Развивали Лермонтова и те споры, которые велись в студенческой среде, где, по словам Герцена, широко распространялись тетрадки запрещённых стихов и запрещённые книги. Лермонтов принимал участие в студенческих протестах против реакционных профессоров университета.

Лермонтов любил театр, увлекался пьесами Шиллера и Шекспира, игрой выдающегося актёра Мочалова.

В 1831 году умер отец Лермонтова. Вызванные смертью отца мысли и настроения поэт высказывает в стихотворении:

Всем предшествующим жизненным опытом, кратким по времени, но глубоким по сути, душа Лермонтова радостно откликается на этот призыв, на этот общественный запрос. Он очень интенсивно работает.

Тем я несчастлив,

Добрые люди, что звезды и небо -

Звезды и небо! – а я человек!…

Как землю нам больше небес не любить?

Нам небесное счастье темно;

Хоть счастье земное и меньше в сто раз,

Но мы знаем, какое оно.

Не обвиняй меня, Всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что прах земли могильный

С ее страстями я люблю…

Но угаси сей чудный пламень,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, Творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

Когда б в покорности незнанья

Нас жить Создатель осудил,

Он в нашу душу б не вложил,

Он не позволил бы стремиться

К тому, что не должно свершиться.

Он не позволил бы искать

В себе и в мире совершенства,

Когда б нам полного блаженства

Не должно вечно было знать.

Здесь Лермонтову раскрывается смысл земной жизни. Он заключается в совершенствовании, открытии в себе Божественной сущности:

Но чувство есть у нас святое,

Надежда, Бог грядущих дней, -

Она в душе, где все земное,

Живет наперекор страстей;

Она залог, что есть поныне

На небе иль в другой пустыне

Такое место, где любовь

Предстанет нам, как ангел нежный,

И где тоски ее мятежной

Душа узнать не может вновь.

Ты знал ли дикий край, под знойными лучами,

Где рощи и луга поблекшие цветут?

Где хитрость и беспечность злобе дань несут?

Где сердце жителей волнуемо страстями?

И где являются порой

Умы и хладные и твердые как камень?

Но мощь их давится безвременной тоской.

И рано гаснет в них добра спокойный пламень.

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!…

Друг, этот край… моя отчизна!

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Казалось бы, логика монолога должна повести поэта далее к обличению современных общественных условий, не дающих возможности развернуться лучшим общественным стремлениям. Но у Лермонтова – иной ход:

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветем недолго, быстро увядаем…

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Будто бы намечается возврат к политической проблематике? Но это скорее легкий намек на нее, поглощаемый обычными у Лермонтова горькими рассуждениями о недостатках и пороках современного ему поколения:

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд ее мрачит,

И так горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

Я молод; но кипят на сердце звуки,

И Байрона достигнуть я б хотел;

У нас одна душа, одни и те же муки;

О если б одинаков был удел!…

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Всю ночь у пушек пролежали

Мы без палаток, без огней,

Штыки вострили да шептали

Молитву родины своей.

В лирическом голосе автора уже чувствуется психология русского солдата, готового принять смертный бой ради спасения национальных святынь. Молитвенно сосредоточена тишина русских дружин перед боем:

Безмолвно мы ряды сомкнули,

Гром грянул, завизжали пули,

Меня призовешь ты для гордого мщенья,

Всех недругов наших смету я в борьбе.

В цепи, нас сковавшей, есть слабые звенья:

Избранником снова вернусь я к тебе!

Иные погибли в бою,

Другие ему изменили

И продали шпагу свою.

Глубокая печаль, которой наполнены эти строки, далека от гнева героя Байрона. У Лермонтова речь идет о другом. Не байронический сверхчеловек, а незаурядная личность, обреченная на одиночество, вызывает наше сочувствие в лермонтовских стихах:

Стоит он и тяжко вздыхает,

Пока озарится восток,

И капают горькие слезы

Из глаз на холодный песок.

Все кончено! Вчера венчанный

Владыка, страх царей земных,

Ты нынче – облик безымянный!

Так низко пасть – и быть в живых!

Тогда, отяготив позорными цепями,

Героя увезли от плачущих дружин,

И на чужой скале, за синими морями,

Забытый, он угас один -

Один, замучен мщением бесплодным,

Безмолвною и гордою тоской,

И, как простой солдат, в плаще своем походном

Зарыт наемною рукой…

И пришел с грозой военной

И рукою дерзновенной

Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал:

Посмотрел – тряхнул главою…

Ахнул дерзкий – и упал!

Лев Леонов, журналист ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕАТР В МОСКВЕ

Лев Леонов, журналист ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕАТР В МОСКВЕ Челябинский драматический театр имени С. М. Цвиллинга на протяжении всей своей почти 60-летней истории (театр начал работу в 1921 году) является зеркалом, в котором по-своему отражается время.Сразу и органично, как

Зайнаб Биишева В МОСКВЕ-СТОЛИЦЕ

Зайнаб Биишева В МОСКВЕ-СТОЛИЦЕ Вот какая ты красивая, Наша светлая Москва. Для тебя всегда носила я В сердце лучшие слова. Показалась мне не длинною Путь-дорога до тебя. На тебя взглянуть старинную Я приехала, любя. Как твои шумливы улицы, Как улыбки горячи. Как,

В Москве

В Москве В конце сентября 1921 года, после недолгих странствий — Владикавказ, Тифлис, Батум, Киев — Михаил Булгаков приезжает в Москву, навсегда. Почти сразу же находит работу. Теперь он секретарь литературного отдела Главполитпросвета — Лито. Свой первый приход в Лито в

Петровский парк в Москве

Суть учения

Суть учения Соответственно и главные мысли Чаадаева суть мысли человека, которого пугает и отвращает все грубое, примитивное и земное — но восхищает и увлекает небесное; отпугивают имманентности, но привлекают смыслы. А Россия как раз очень имманентна, исповедует

V Годы учения

V Годы учения Склонность к закреплению видимого мира была заложена в Сурикове от рождения. Но судьба позаботилась и о том, чтобы поместить его в среду, где она могла получить почву для питания. Многие из членов семьи Сурикова были не чужды искусству. Отец был музыкален и

Два слова о Москве

Пожар миров Заметки к истории учения о прекрасном

Пожар миров Заметки к истории учения о прекрасном Любовь, как атом огневой, Его в пожар миров метнула; В нем на себя Она взглянула — И в Ней узнал он пламень свой. Вячеслав Иванов Может показаться странным тот факт, что учение о прекрасном, та часть философии, которую мы

Лирика

Лирика Александр Сергеевич Пушкин по праву считается одним из самых выдающихся писателей и поэтов России. Заслуги Пушкина-прозаика велики, ведь именно он положил начало реалистичным, жизненным повестям, которые стали школой мастерства для других писателей. Однако

Несколько штрихов к пребыванию Вяч. Иванова в Москве в январе-феврале 1909 года


В 1827 году бабушка привезла Лермонтова из Тархан в Москву для продолжения образования. После отличной домашней подготовки в 1828 году Лермонтов был принят сразу в IV класс Московского университетского Благородного пансиона. Четырнадцатилетний отрок оказался в самом центре рцсского "любомудрия". Юный Лермонтов очень увлекся литературой. Поток стихов заполняет одну тетрадь за другой. Все эти стихи связаны между собой и напоминают своеобразный лирический дневник лермонтовской души, занятой напряженным самоанализом. Слово "дума" является в них ключевым: "боренье дум", "тревоги ума", "пытки бесполезных дум". Сквозная тема творчества Лермонтова юных лет о двойственности человека, о борьбе в его душе "небесных" и "земных" начал, порождена атмосферой умственной жизни Москвы начала 1830-х годов. Конфликт "земного" с "небесным", периодически возобновляясь, пройдет через все его творчество и достигнет максимальной степени напряжения в двух зрелых романтических поэмах - "Демон" и "Мцыри". В 1830 году Лермонтов завершает свое обучение в Благородном пансионе и поступает на нравственно-политическое отделение юридического факультета Московского университета. Открывается период страстного увлечения Лермонтова английской литературой и творчеством Байрона. В стихотворении "Не думай, чтоб я был достоин сожаленья. " (1830) поэт равняется на Байрона, соотносит с ним свои идеалы и мечты:
Я молод; но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел;
У нас одна душаЮ одни и те же муки;
О если б одинаков был удел.
Однако меру лермонтовского "байронизма нельзя преувеличтвать. Не случайно два года спустя поэт напишет стихи:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
И вот оказалось, что для Лермонтова его "русская душа" означала несравненно больше, чем для Байрона душа "английская".
В 1832 году Лермонтов вынужден был оставить Московский университет из-за конфликта с некоторыми профессорами. Он едет в Петербург в надежде продолжить обучение в столичном университете. Но ему отказываются зачесть прослушанные в Москве предметы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов избирает военное поприще. 4 ноября 1832 года он сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1835 году Лермонтов оканчивает школу и направляется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Петербургом в Царском Селе. В этот период формируются общественные убеждения Лермонтова, его взгляды на исторические судьбы России, тяготеющие к славянофильству. Россия, по Лермонтову, молодая, выходящая на мировую историческую сцену страна: она "вся в настоящем и будущем". В мировоззрении Лермонтова укрепляется историзм: прошлое России интересует его теперь как звено в цепи исторического развития национальной жизни.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Биография Лермонтова. Годы учения в Москве.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Осенью 1828 года Лермонтов был принят в 6 класс Московского университетского благородного пансиона. Это было одно из лучших учебных заведений того времени. Здесь в своё время учились Фонвизин, Жуковский, Грибоедов. Среди преподавателей были профессора университета, поощрялись занятия литературой, существовало литературное общество, издавались рукописные журналы.

В годы учения в пансионе Лермонтов много читал, особенно увлекался Пушкиным; тогда же он начал и сам писать стихи.

Занятия в пансионе обогатили юношу умственно, расширили кругозор поэта в области науки, литературы, искусства; содействовали быстрому созреванию в нём поэтического таланта; укрепляли его свободолюбивые настроения.

Учился Лермонтов прекрасно, но закончить пансион ему не удалось. В марте 1830 года, когда Лермонтову оставалось всего несколько месяцев до окончания, пансион посетил Николай I. Перед этим начальник жандармов Бенкендорф докладывал ему, что среди молодых людей, воспитанных в Царскосельском лицее и в Московском благородном пансионе, многие мечтают о революции и о конституционном правлении в России. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В августе 1830 года Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Но в середине сентября занятия в университете были прерваны. До Москвы дошла эпидемия холеры, учебные заведения были закрыты. Хотя занятия и возобновились в январе 1831 года, но учебный год не был засчитан, и все студенты были оставлены на прежних курсах. В новом учебном году Лермонтов начал заниматься на словесном отделении. Лекции не удовлетворяли его. Недостатки университетского преподавания он восполнял чтением, самообразованием. Развивали Лермонтова и те споры, которые велись в студенческой среде, где, по словам Герцена, широко распространялись тетрадки запрещённых стихов и запрещённые книги. Лермонтов принимал участие в студенческих протестах против реакционных профессоров университета.

Лермонтов любил театр, увлекался пьесами Шиллера и Шекспира, игрой выдающегося актёра Мочалова.

В 1831 году умер отец Лермонтова. Вызванные смертью отца мысли и настроения поэт высказывает в стихотворении:

Читайте также: