Глеб евгеньевич котельников кратко

Обновлено: 02.07.2024

30 января 1872 года родился создатель авиационного ранцевого парашюта Глеб Котельников. В 1910 году, став свидетелем первой авиакатастрофы в России, Глеб Евгеньевич твердо решил разработать средство спасения авиаторов.

Вряд ли тогда он мог представить, что в будущем с помощью парашюта будет возможно не только совершить прыжок с самолета, а даже посадить космический аппарат на Марс и Луну. Но именно конструкторские принципы и идеи, заложенные Котельниковым, во многом помогли развить российское парашютостроение до новых невероятных высот.

Спасение для авиаторов

Глеб Котельников родился 18 января (по старому стилю) 1872 года в семье профессора высшей математики и механики Петербургского института. Родители Котельникова увлекались искусством: театром, живописью, музыкой. Мальчик с раннего детства пел, играл на скрипке, участвовал в спектаклях. Удивительно, но наряду с этим Глеб увлекался еще техникой. Например, в возрасте тринадцати лет он самостоятельно собрал работающую фотокамеру.

Внезапная смерть отца и ухудшение материального положения семьи полностью меняют планы – вместо консерватории или технологического института, Глеб Котельников уходит добровольцем в армию, поступив в военное артиллерийское училище. Спустя трех лет обязательной службы, Глеб Евгеньевич многие годы служил акцизным чиновником. Но все же детское увлечение театром переросло в основное дело жизни – в возрасте тридцати восьми лет он стал профессиональным актером под псевдонимом Глебов-Котельников.

Всего за 10 месяцев Глеб Котельников придумал и разработал для летчиков средство экстренного реагирования. Оно представляло собой металлический ранец с пружинами, который крепился за плечами пилота. Парашют круглой формы укладывался в этот ранец. В нужный момент человек дергал кольцо, крышка коробки откидывалась, и мощные пружины выбрасывали купол наружу. Именно эта конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.

parashjut_kotelnikova1.jpg

РК-1: русский, Котельникова, первый

В декабре 1911 года Котельников попытался зарегистрировать свое изобретение – парашют РК-1 (русский, Котельникова, первый). В России это сделать не получилось, но вторая попытка во Франции оказалась успешной, и 20 марта 1912 года Котельников получил свой первый патент.

Вначале РК-1 испытывали при помощи автомобиля. После того как машина достигла максимальной скорости, Котельников дернул за спусковой ремень. Купол мгновенно раскрылся, и его сила торможения даже заставила заглохнуть двигатель. Позже парашют сбрасывали с аэростата с манекеном весом около 80 кг. Несколько десятков приземлений прошло со стопроцентным успехом.

parashjut_kotelnikova3.jpg

С началом Первой мировой войны и использования военной авиации еще больше выросла необходимость использования пилотами средств спасения. Так началось промышленное изготовление парашютов РК-1.

В советские годы Котельников несколько раз модернизировал свой парашют, увеличивая его грузоподъемность. К 1924 году он изготовил РК-4 с куполом диаметром 12 метров, который обеспечивал мягкую посадку грузу массой до 300 кг. Котельников придумал еще одно нововведение: он разделил стропы на две половины и прикрепил их к плечам. Парашютисты получили возможность маневрировать во время спуска. И эта идея изобретателя тоже используется до сих пор.

В 1926 году Глеб Котельников передал все свои изобретения государству. Дальнейшим усовершенствованием его идей занялись лучшие инженеры и конструкторские бюро.

Глеба Евгеньевича не стало 22 ноября 1944 года. Его могила на Новодевичьем кладбище в Москве является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям ленточки для затяжки парашютов.

Новые высоты современных парашютов

Парашюты стали обязательными для всех летчиков с 1929-го, а год спустя в Москве появилась первая в России парашютная фабрика. Через пять лет начинает работу Государственный завод-комбинат по производству парашютов.



Еще одним важнейшим направлением деятельности НИИ парашютостроения стало создание парашютных систем для космоса. Разработанные в институте парашюты обеспечили мягкие посадки космических аппаратов на Венеру и Марс, а также всех российских пилотируемых космических кораблей на Землю.



Конструкторы НИИ парашютостроения уверены, что и это не предел, и продолжают экспериментировать: с аэродинамическими свойствами, материалами – делая парашют еще более маневренным, надежным, а также способным обеспечить легкую посадку даже самым крупногабаритным и тяжелым грузам.

Глеб Евгеньевич Котельников с женой Юлией Волковой

Глеб Евгеньевич Котельников (1872–1944) родился в Санкт-Петербурге. Его отец, Евгений Григорьевич Котельников, был профессором высшей математики и механики в Земледельческом институте (ныне Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет). Мальчик с детства увлекался как искусством, так и техникой. В доме устраивались спектакли домашнего театра, как обычного, так и кукольного. Глеб играл на скрипке, а также проявлял большое мастерство в слесарном и столярном деле. Он планировал поступать в консерваторию или Технологический институт. Но после смерти в 1889 году отца, средств в семье стало недостаточно, поэтому Глеб Котельников избрал военное образование. Он поступил в Киевское военное училище, закончив его в 1894, прошел три года обязательной службы и уволился в запас в чине поручика артиллерии. Во время воинской службы Глеб Котельников познакомился с устройством наблюдательных аэростатов, на которых поднимались в воздух корректировщики артиллерийского огня. После увольнения из армии, работал акцизным чиновником, участвовал в постановках любительских театральных трупп.

Чем знаменит

О чем надо знать


Прямая речь

Гибель молодого летчика в тот памятный день настолько меня потрясла, что я решил, во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности. Я превратил свою небольшую комнату в мастерскую и более года работал над изобретением нового парашюта.

Из воспоминаний Г. Е. Котельникова

Парашюты в авиации — вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!

Великий князь Александр Михайлович, шеф Императорского военно-воздушного флота

Из докладной записки Г. Е. Котельникова военному министру 6 октября 1912 года

Спасительный ранец в небе

В роду Котельниковых склонность к творческой работе — науке, изобретательству, искусству — проявлялась в нескольких поколениях. Его отец Евгений Григорьевич Котельников был профессором высшей математики и механики в Земледельческом институте. Мать Екатерина Ивановна, дочь крепостного художника, отлично рисовала и пела.

Родители Котельникова обожали театр, увлекались живописью и музыкой, часто устраивали в доме любительские спектакли. Молодой Котельников унаследовал любовь к прикладным наукам от отца и к искусству — от матери. Он быстро научился играть на мандолине, балалайке и скрипке, начал самостоятельно писать музыку. И любил мастерить. У него от рождения были золотые руки, из подручных средств он легко мог соорудить замысловатое устройство. Когда Глебу исполнилось тринадцать лет, он самостоятельно собрал работающую фотокамеру. Причем приобрел он лишь подержанный объектив, а остальное, включая фотопластинки, изготовил своими руками.

Отец поощрял наклонности сына и по мере сил старался развивать их.

Глеб мечтал попасть в консерваторию или в технологический институт, однако планы пришлось поменять после внезапной смерти отца. Материальное положение семьи резко ухудшилось. Оставив занятия музыкой и театром, Глеб поступил в артиллерийское училище в Киеве. В 1894 году, окончив училище с отличием, Котельников был произведен в офицеры и три года прослужил в армии.

КОТЕЛЬНИКОВ СЕМЬЯ.jpg

Выйдя в запас, он устроился на работу в провинциальное акцизное ведомство. В начале 1899 года женился на Юлии Волковой, дочери художника Волкова. Брак оказался счастливым и единственным.

Десять лет Котельников проработал акцизным чиновником в Киеве. Эта работа была самой тяжелой в его жизни — бессмысленной и чуждой его творческой натуре. Отдушиной был местный театр, в котором Глеб был и актером, и художественным руководителем. Кроме того, он продолжал конструировать. Для рабочих на местном винокуренном заводе Котельников разработал новую модель разливочной машины. Оснастил свой велосипед парусом и с успехом применял его в дальних поездках.

Однажды Котельников принял решение резко изменить свою жизнь, бросить работу и вернуться в Петербург. К тому времени в его семье уже было трое детей, но жена отнеслась к решению мужа с пониманием. Талантливая художница, она тоже связывала с переездом большие надежды.

В 1910 году семья Котельниковых переехала в Северную столицу, а Глеб устроился в труппу Народного дома, став на тридцать девятом году жизни профессиональным актером под псевдонимом Глебов-Котельников. Там он проработал вплоть до Первой мировой войны.

Мгновение, перевернувшее жизнь

В 1910 году произошло событие, благодаря которому мир получил гениального изобретателя.

В Санкт-Петербурге при большом стечении публики, включая самых высоких особ, проходил Всероссийский праздник воздухоплавания. Гвоздем программы были показательные полеты лучшего летчика тех лет Льва Мациевича. Накануне в воздух вместе с ним взмыл сам премьер Петр Столыпин. Среди зрителей был и Глеб Котельников.

МАЦИЕВИЧ.jpg

Зонт или ранец?

Позднее в этом же направлении стали работать и другие иностранные конструкторы, в частности Одибер, Робер, Бонне, но никто из них не добился успеха. Учитывая опыт и неудачи своих соотечественников, эти изобретатели, конструируя парашют, старались расположить его в специальном футляре на фюзеляже самолета. Они предлагали различные приспособления (пороховые заряды и другие) для выбрасывания парашюта. Другие конструкторы намеревались использовать для этой цели жидкий воздух. Как правило, эти парашюты располагались в фюзеляже самолета отдельно от летчика. Все эти конструкции уже во время опытов показали свою полную непригодность. Ни один из зарубежных изобретателей не пытался отделить парашют от самолета и сделать его самостоятельным снаряжением летчика.

Правильное решение этой проблемы дал миру русский конструктор Глеб Евгеньевич Котельников, который в 1910–1911 годах создал авиационный ранцевый парашют, привязанный к человеку, а не к самолету, и притом весьма простой, оригинальной и безотказно действующей конструкции.

Подсказала шелковая шаль

Котельников хотел создать легкий и прочный парашют, который будет совсем небольшим в сложенном виде. И главное условие — он всегда должен быть на летчике. Тогда в случае аварии пилот сможет быстро выпрыгнуть из самолета и не разбиться.

РК-1 СХЕМ1.jpg

Но работа над созданием ранцевого парашюта началась не сразу. Долгое время изобретатель не знал, с чего начать, пока случайно не увидел, как через женское колечко пропустили большую шелковую шаль. Он понял, что гладкий, прочный, легкий и эластичный шелк — лучший материал для купола. Места такой парашют займет немного, а купол из шелка должен хорошо разворачиваться.

Он сделал на бумаге набросок, сконструировал небольшую модель и подобрал к ней куклу. Первые испытания своей модели Котельников провел на даче в Стрельне, затем испытывал ее в Новгороде, где жил помогавший ему брат Борис. Братья закрепляли манекен с парашютом на воздушном змее и запускали его в воздух. Зажженный прут пережигал веревку, закреплявшую манекен, и тот спускался на землю на парашюте.

РК-1 СХЕМ2.jpg

Внутри специального металлического ранца была полочка и две спиральные пружины. Котельников сделал конструкцию такой, чтобы она могла как можно быстрее открыться. Для этого пилоту необходимо было только дернуть за специальный шнур. Пружины внутри ранца открывали купол, и падение становилось плавным.

Масса парашюта была чуть более семи килограммов, масса металлического ранца — два килограмма. Купол шили из натурального шелка и для более надежного и быстрого раскрытия вшивали в его кромку стальной тросик.

Общая площадь парашюта была рассчитана для груза массой до 80 килограммов. Она оказалась равной 50 квадратным метрам, примерно такой, какая принимается для современных типов парашютов. Сначала была попытка изготовить ранец опытного образца из трехслойного арборита, затем изобретатель остановился на облегченном варианте, сделав его из алюминия.

Стена непонимания

Получив отрицательный ответ, Глеб Котельников направился с чертежами и моделью на прием к военному министру. На специальной комиссии председатель начальника Воздухоплавательной школы генерал Кованько озадачил изобретателя, заявив, что после того, как летчик выбросится из самолета и откроет парашют, ему он будет уже не нужен, так как при рывке у него оторвутся ноги.

К середине 1912 года первый парашют системы Котельникова был полностью доработан и успешно прошел все испытания, но в производство так и не запускался.

Признание на Западе и нечистоплотный инвестор

Пока Котельников тщетно пытался реализовать свое изобретение на Родине, за ходом событий пристально следили из-за границы. На испытаниях ранцевого парашюта присутствовало много военных воздухоплавателей, летчиков, корреспондентов газет и журналов.

Летом 1912 года модель парашюта, получившая название РК-1 (парашют русский, Котельникова) успешно испытывалась в Воздухоплавательной школе у деревни Сализи (ныне Котельниково) под Гатчиной.

ИСПЫТАНИЕ.jpg

В это же время глава фирмы Вильгельм Ломач добивался у правительства Франции разрешения на выполнение прыжка с парашютом живого человека.

Осенью 1912-го во Франции решили провести конкурс на лучшую парашютную конструкцию. Котельников собирался поехать, но у него не нашлось замены в театре. Плотно занимаясь конструированием парашютов, инженер-самоучка продолжал играть в спектаклях. Этим он зарабатывал на жизнь. Тогда его спонсор Ломач, захватив с собой два парашюта, уговорил поехать с собой в Париж смелого парня, студента Петербургской консерватории Владимира Оссовского. Он стал первым в мире человеком, совершившим прыжок с ранцевым парашютом. Это случилось в Руане 5 января 1913 года, когда Владимир прыгнул с 60-метрового моста над Сеной. Парашют сработал отлично.

Это была сенсация, которой от русских не ждали. Всемирно известные конструкторы парашютов жили тогда во Франции. Поэтому главный приз, несмотря ни на что, получил француз Фредерик Бонне за менее совершенную конструкцию. Его парашют укладывался на фюзеляже самолета позади пилотской кабины. С ним и в дальнейшем выполнялись прыжки, но применения в авиации он так и не получил. После конкурса Ломач быстро продал оба парашюта французам, которые не стали возиться с патентными правами, а тут же наладили их производство, выдав за свою разработку. Котельников остался ни с чем.

Об изобретении Котельникова на родине вспомнили лишь во время Первой мировой войны, да и то ненадолго.

ВЕЛ КН АМ.jpg

Чтобы снабдить парашютами хотя бы летчиков-истребителей, больше других рисковавших жизнью, в итоге пришлось приобрести около двух тысяч американских парашютов, расплатившись золотом.

Проверка Жуковского

Спустя годы новое советское правительство приняло решение основать производство парашютов, спрос на которые возрастал в авиационных частях и воздухоплавательных отрядах с каждым днем. Парашют РК-1 стал широко применяться в советской авиации на разных фронтах. Глеб Евгеньевич также получил возможность продолжать усовершенствование своего спасательного устройства. Помог ему в этом механик, основоположник аэродинамики, профессор московского университета Николай Жуковский. Он поделился с конструктором своей собственной аэродинамической лабораторией.

Прыжки с новым спасательным прибором проводились все чаще и чаще. Наряду с внедрением парашютов в авиации они привлекали все большее внимание простых жителей. Опытные и экспериментальные прыжки собирали массы народа, больше походя на театральные представления, нежели на научные исследования. Начали создаваться кружки по обучению прыжкам с парашютом, представляющие его не только как спасательное устройство, но и как снаряд новой спортивной дисциплины.

Фейерверк моделей

В августе 1923 года Котельников предложил новую модель с полумягким ранцем, получившим название РК-2. Ее демонстрация в Научно-техническом комитете СССР показала хорошие результаты, было принято решение изготовить опытную партию. Однако изобретатель уже носился с новым детищем.

Модель РК-3 совершенно оригинальной конструкции увидела свет в 1924 году и была первым в мире парашютом с мягким ранцем — подобные модели используются и по сей день. В ней изобретатель избавился от выталкивающей купол пружины, внутри ранца на спинке разместил ячейки-соты для строп, заменил замок трубчатыми петлями, в которые продевались приделанные к общему тросу шпильки. Ранец мягкой конструкции в виде расклеенного конверта был, во-первых, удобнее для парашютиста, а во-вторых, облегчал раскрытие парашюта в воздухе. Боковые и торцевые клапаны при выдергивании вытяжного троса оттягивались специальными резинками, и парашют быстрее и проще раскрывался.

КНИГА КОТЕЛН.jpg

Этот парашют был предназначен для сбрасывания грузов весом до трехсот килограммов. В целях экономии материала и придания большей устойчивости модель была выполнена из перкаля. К сожалению, применения данный тип парашюта не получил.

Появление многоместных летательных аппаратов заставило Котельникова заняться вопросом совместного спасения людей при аварии в воздухе. Предположив, что мужчина или женщина с ребенком, не имеющие опыта в прыжках с парашютом, в экстренном случае не сумеют воспользоваться индивидуальным спасательным средством, Глеб Евгеньевич разрабатывал варианты коллективного спасения, один из которых (корзинный парашют) актуален и по сей день.

Первый вариант коллективного спасения представляла собой кабина с пассажирами, находящаяся в остове. Когда надо спасаться, летчик поворотом рычага приводил в действие механизм, который поднимал верхнюю часть фюзеляжа самолета, освобождая сложенный под ней парашют. С ним кабина и опускалась на землю.

Вторым вариантом стал корзинный парашют, который мог спасать не только людей, но и имущество. При необходимости спасаться пилот поворачивал штурвал, находящийся у него над головой, корзина отделялась от аэростата и падала. Она тянула за собой парашют, который раскрывался и опускал корзину на землю. Этот проект Котельников разработал в 1924 году. Проект был одобрен правительством. Корзинный парашют РК-4 построили и испытали. Система РК-4 была принята на снабжение воздухоплавательных частей Красной армии.

Учитель и практик

В 1926 году Глеб Котельников передал все свои изобретения и усовершенствования в области авиационных спасательных устройств в дар Советскому правительству. За выдающиеся заслуги конструктор был награжден орденом Красной Звезды.

Работая в области парашютостроения и парашютизма до глубокой старости, Котельников одновременно вел большую общественную работу, оказывал помощь аэроклубам. Он организовал и возглавил экспериментальную конструкторскую группу в секции парашютизма Ленинградского аэроклуба, в которой обучал молодежь. Многие спортсмены посещали его мастерскую, расположенную в Ленинграде на Васильевском острове.

Котельников активно проводил публичные лекции по истории создания парашюта, отстаивал приоритет России в этой области. В 1935 году Глеб Евгеньевич приезжал в Москву, где принял участие в Первом всесоюзном слете парашютистов в Тушино.

ДРЕВИН.jpg

Когда началась Великая Отечественная война, уже пожилой и слабо видящий Глеб Евгеньевич тем не менее принял активное участие в организации противовоздушной обороны Ленинграда. Блокадная зима и голод нанесли сильный удар по его здоровью. Котельникова удалось эвакуировать в Москву, где он скончался 22 ноября 1944 года. Прах выдающегося отечественного изобретателя Глеба Котельникова покоится на Новодевичьем кладбище. На близстоящих к могиле деревьях парашютисты имеют обыкновение завязывать ленточки и затяжки от парашютов — как благодарность Котельникову и свой оберег.

Читайте также: