Происхождение и сущность политических партий кратко

Обновлено: 13.05.2024

Предвыборные платформы и программы, которые выдвигают политические партии, обещания решения всех насущных проблем, в особенности перед выборами, хорошо известны всем. Обычно особое внимание представители уделяют описанию тех или иных радужных перспектив благополучного будущего в случае успеха и тотальной критике всех и всего, что существовало до этого. Подавляющее большинство граждан в наши дни проявляют значительный интерес к особенностям различных политических течений. В многообразии и заключается основной принцип развития политических движений, когда, объединяясь в партии, они представляют собой определенную силу в обществе. Она является объединяющим фактором между государственными структурами, государством как механизмом власти и гражданами.

Определение и история возникновения партий

Несмотря на то, что партии как общественная сила существуют достаточно давно, изучением теории развития политических объединений ученые занялись только в середине прошлого века. Именно в этот период происходило возникновение, развитие и становление большинства гражданских и партийных движений, активно функционирующих и сегодня. Обществознание захватывало все больше сфер жизни.

Важно! В 40-х годах ХХ века видным теоретиком в области политологии Роже Шварценбергом были опубликованы труды по систематизации общественных движений, он выдвинул гипотезу, что такое партия.

По его мнению, она является постоянно действующей организацией, которая существует на различных уровнях общества. Основной ее задачей является получение и осуществление властных функций. Для достижения цели партия, будь то массовая или кадровая, стремится получить как можно более глубокое понимание народных масс, объединяя самых энергичных граждан, обладающих общими идейно-политическими взглядами. Стремление к получению власти – их общая черта и сущность.

Основные признаки политической партии и их классификация

  • Создание на дальнейшую перспективу , устав фиксирует правила и нормы жизни и деятельности внутри объединения.
  • Разветвленная организационная система , первичные организации осуществляют и поддерживают связь с руководством.
  • Решение задач завоевания и распоряжения властью.
  • Добровольное вступление и возможность выхода при формировании антипартийных взглядов, поддержка народа.
  • Политические программы выражают общую идеологию, цели и стратегию их достижения.
  • Внутренняя деятельность – расширение членского состава, финансирование, формирование эффективных коммуникаций между структурными подразделениями и руководящим звеном.
  • Внешние функции заключаются в защите интересов населения, интеграции его отдельных представителей, объединение групп народа в своих целях.

Важно! Членами партии разрабатывается идейная направленность, формируются общественные взгляды и культура, проводится политическое развитие отдельных личностей и масс, готовится кадровый состав элиты движения, проводится организационная работа по проведению выборов.

Виды партий по принципу единения

  1. Идеология – коммунисты, либералы, консерваторы.
  2. Территория – партии регионального, федерального, общегосударственного значения.
  3. Социальные группы – бизнесмены, пролетариат, фермеры и крестьяне.
  4. Преобразования в обществе. Сюда можно отнести партии умеренного, радикального, революционного, реформистского, прогрессивного и реакционного направления, примеров на международном уровне масса.

Рис. 1. Типы политических партий

Концептуальный план партий

  • Либеральные демократы рассматривают роль партии в качестве организованной политической силы, объединения граждан одними общественными традициями. Призваны служить для реализации прав и отражения интересов групп и целей различных слоев народа. Это может быть на фоне единства национальных, племенных, религиозных, деловых и общественно-социальных целей граждан. Благодаря институту партийной организации у людей появляется особая возможность легального цивилизованного выражения своих требований к государственному строю. Обычно имеют уточнение “либеральные” или “демократические” в названии.
  • Партии марксистского плана бывают, как правило, высшими формами объединений системы классового порядка, где активной частью отражены коренные политические взгляды большинства, преследуются комплексные цели и решаются классовые задачи долгосрочного порядка. Создание партий марксистского типа происходит для поддержания, сбережения и стабилизации позиций существующей власти или кардинальных изменений таковых.

Важно! Помимо двух основных видов в различных странах выражение интересов определенных слоев населения осуществляется посредством политических объединений консервативного, социалистического, фашистского и другого направления.

В данном контексте необходимыми элементами, характеризующими политические партийные объединения, является идеология, стройная структура и территориальное разделение, четко сформулированные и поставленные цели относительно получения властных полномочий. Также немаловажный момент – необходимая электоральная поддержка широких масс народа.

Общество и роль партийных организаций

Все, что создается в материальном и нематериальном мире, имеет свои задачи. Политические силы объединяются в партии для захвата власти и активного участия в ней. Благодаря этим силам происходит связь государства и народа, регулируются социальные и политические аспекты общественной жизни, осуществляется руководство классовой борьбой. На сегодняшний день происходит стирание границ между классами и группами населения. Социально различные, порой ранее антагонистичные слои населения постепенно объединяются на фоне роста благосостояния и стабилизации экономической ситуации в масштабах стран, единства международного информационного пространства. В этих условиях некоторые партии теряют идентичность избирательного электората, становясь практически универсальными. В новом облике они все менее служат обществу, перебирая на себя всемерное отстаивание курса существующего на данный момент правительства. Можно сказать, что концептуальное строение самой системы партий изменяется под воздействием внешних и внутренних факторов, каким оно будет в перспективе, покажет будущее. Чтобы более подробно разобраться в отличиях разных политических партий и их организации, просмотрите также видео-обзор.

Действительно, на политической сцене действуют различные политический силы. Одни из них действуют открыто, осуществляя различные политические акции. Их называют реальными. Это – партии, клубы общественные движения, средства массовой информации, церковь, профсоюзы. Другие предпочитают скрытые формы реализации групповых интересов. Их называют латентными (скрытыми). К ним относятся лобби (от англ. lobby – кулуары: группы давления на депутатов парламента – от криминального, прямого с помощью подкупа до легального, на основе закона), заинтересованные группы, которые в обмен на предоставляемые со стороны государства льготы гарантируют содействие государственным интересам, клиентелы (объединения единомышленников вокруг видных политических деятелей).

Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене, самой влиятельной являются партии. С точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов политические партии выступают в качестве главных элементов гражданского общества. Трудно представить себе общество, его политическую систему без взаимодействия партий и партийных группировок. Следовательно, политические силы, возникая в гражданском обществе, выражая и представляя интересы его групп, являются связующим звеном между государством и гражданским обществом.

Возникновение и сущность политических партий

Тот факт, что организованное действие более эффективно, чем индивидуальные устремления, был замечен давно. Уже во времена Аристотеля стихийно образовывались политические группы, которые и назывались партиями. Философ упоминает о партиях жителей горы, равнины и прибрежной части города Афин. Они представляли собой временные объединения для поддержки какой-либо личности. Группируясь вокруг одного политического деятеля, его сторонники и последователи обеспечивали координацию действий, что позволяло достигать поставленных целей. Однако политическая борьба оставалась соперничеством отдельных индивидов, опиравшихся на свои клиентелы.

Нараставшая дифференциация интересов различных групп буржуазного общества обусловила изменение первоначальной функции представительства общенациональных интересов и превратила в механизм выражения групповых предпочтений. Появление партий как новой политической реальности перевело политическую борьбу из противостояния индивидов во взаимодействие заинтересованных групп, находящихся в сложных отношениях соперничества и союза. Все три стадии процесса формирования партий прошли прошли лишь английские партии – виги (либеральная) и тори (консервативная). История политических партий в других странах значительно короче. Так, демократическая партия США оформилась в 1828 г. В первой половине XIX в. она представляла интересы плантаторов Юга и части торгово-банковских кругов. У истоков партии стоял Т. Джефферсон, третий президент США. По своей сущности демократическая партия была классической либеральной партией, которая придерживалась той точки зрения, что правительство должно как можно меньше вмешиваться в жизнь граждан. Однако к середине XX в. философия партии заметно изменилась. Уже при президентах Ф. Рузвельте (1933-1945) и Л. Джонсоне (1963-1969) демократы на практике расширили границы вмешательства государства, усилили его регулятивные функции, способность предотвращать социальные конфликты и поддерживать баланс интересов в обществе.

Вторая партия США, республиканская, была основана в 1854 г. при непосредственном участии президента А. Линкольна (1861-1865). В период создания партии объединяла сторонников капиталистического развития страны и выражала интересы промышленной буржуазии Севера. Доктрина партии основана на требованиях минимального вмешательства государства в дела гражданского общества, уменьшения налогов, наращивания военной мощи.

В современной Америке обе партии стремятся выражать интересы как можно более широкого круга лиц. Но если демократы (либералы) активно сотрудничают с профсоюзами, отражают интересы интеллигенции, среднего класса, национальных и религиозных меньшинств, то республиканская партия выражает интересы предпринимателей, фермеров, военных, интеллектуалов. Политическая идеология республиканцев – неоконсерватизм.

Первый признак: партия – это организация, то есть достаточно долгое время действующее объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать её от клиентелы, фракции, клик, которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами.

Второй признак: существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.

Третий признак: цель партии – завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличать партии от групп давления. Цель партии – завоевание власти на выборах, осуществление её посредством работы депутатов от партии в парламенте и правительстве, тогда как группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать, влиять на власть, оставаясь вне её сферы.

Четвёртый признак: обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности. Определение Дж. Лапаломбары и М. Вейнера оказалось достаточно практичным, чтобы объяснить логику политических изменений на основе тех ролей и функций, которые выполняют различные политические силы, и прежде всего партии. Вероятно, набор конституирующих признаков партии мог бы быть дополнен, например, идеологическим критерием: партия является носителем определённой идеологии, мировосприятия.

Возникновение партий в современном понимании было обусловлено совокупностью политических и институциональных изменений, произошедших в европейских странах в XIX в. Во-первых, возрастание роли парламента, а затем и укрепление парламентских и демократических режимов, привело к необходимости формирования органов, представляющих в структурах власти те или иные устойчивые интересы. Таким органом институциализации интересов становились парламентские группы. По мере усиления роли представительных ассамблей возрастало стремление депутатов, имевших одинаковые цели, к объединению для совместных действий. Во-вторых, универсализация избирательного права и распространение его на новые группы населения расширили возможности граждан влиять на выборы. Теперь политика перерастает быть делом только узкого слоя лиц (элиты), а касается каждого человека. Появились избирательные комитеты разных уровней, задачей которых является поддержка кандидата и его избирательной кампании, а после победы на выборах – осуществление постоянной связи депутата с его электоратом (избирателями). Координация и установление регулярных связей между парламентскими группами и избирательными комитетами стали основным способом формирования партий. Таки партии (а их большинство) М. Дюверже назвал партиями электорального и парламентского происхождения.

Наиболее массовым и влиятельным общественным движением является политическая партия, которая представляет собой политическую организацию, объединяющую на добровольных началах людей с общими интересами, реализуемых в основных идейных установках и программах с целью реализации их через овладение политической властью и осуществления государственного руководства страной.

Прототипы современных политических партий появились в период ранних буржуазных революций. Однако полностью они сформировались во времена Великой Французской революции - конституционалисты, жирондисты, якобинцы. В США после провозглашения независимости в конце XVIII - в начале XIX в . возникли партии федералистов и антифедералистов. В Великобритании -консервативная и либеральная партии.

Политические партии в современном понимании окончательно сформировались лишь в середине ХХ в. одновременно с развитием избирательного права в направлении утверждения прямых, равных, всеобщих выборов при тайном голосовании. Первые научные представления о партии связаны с такими мыслителями и политическими деятелями как Ш-Л. Монтескье, А. де Токвиль , Э.Берк. Существенное внимание проблемам политических партий уделяли мыслители начала ХХ века М. Вебер, Г. Моска,В. Парето, Дж. Брайс и др. Возникновению партий способствовали следующие факторы:

- наличие у определенных социальных групп специфических интересов, реализация которых требует образования партий;

- разные взгляды на политическое устройство общества и другие конкретные политические вопросы;

- недовольство части общества своим положением и наличие необходимости действовать, чтобы изменить его;

- наличие межнациональных конфликтов и межконфессиональных противоречий, когда партии формируются вокруг национальных или религиозных идей.

Возникновение партий не является случайным явлением. Они появились как объективный ответ на насущные потребности развития общества. Партия является центром кристаллизации политических интересов, средством контроля за деятельностью правительства, инструментом развития демократии в гражданском обществе, центром формирования общественного мнения.

Представление о той или иной партии можно сделать анализируя уставные и программные доктрины - цель партии (завоевание и реализация власти), характер организации партии, содержание идеологии партии, социальной базы, поддержки со стороны населения.

По определению М. Вебера, партии в своем развитии прошли три стадии:

- аристократическое группировки (узкокорпоративные группировки с целью реализации своих интересов);

- политический клуб (группа лиц с выраженной позицией на общественно - политическое развитие);

- массовая партия (организованная группа единомышленников, которая опирается на широкую поддержку для защиты интересов).

В политологии эволюционно - исторический путь развития политических партий включает следующие этапы:

1. Зарождение новой партии в недрах старой государственной, законодательной и политической системы как ответная реакция на обострение противоречий в обществе.

2. Борьба партии за власть: поиск средств, форм, методов, сил, способных дестабилизировать и дискредитировать государственный строй и правящую партию; поражение или победа всех общественных сил, которые стоят за ней и поддерживают ее.

3. Конструирование нового государственного и законодательного механизма; осуществление кадровой политики, которая бы отвечала интересам правящей партии; определение своей роли в государственном механизме.

4. Формирование материально - технической базы партии и финансовых источников ее существования.

5. Систематическая разработка главных направлений деятельности партии с одновременным развитием ее организационной структуры, форм и методов работы.

Общепризнанными типологиями политических партий в политической науке являются концепции М. Дюверже, Ж. Шарло и Дж. Сартори:

1.Кадровые (объединение вокруг лидера) партии или организационно неоформленные - характеризуются отсутствием официального членства, жесткого организационного руководства и т.п. Ядром таких партий является острота избирательных кампаний, попытки оппонентов понравиться избирателю. Основной силой таких партий является сильный и эффективный лидер, который выступает своеобразным центром политической силы. Классическим примером такой партии выступают республиканская и демократическая партия США, консервативная партия Великобритании.

2. Массовые (консолидация вокруг идеи) партии или организационно сформированы - характеризуются наличием централизованного партийного аппарата, который формируется из профессиональных партийных функционеров; четкой организационной структурой и наличием коммуникации между руководителем (лидером) партии с ее региональными организациями. К ведущим признакам массовой партии относят также процедуру членства (партийный билет), уплату членских взносов, соблюдение требований, уставных и программных документов и строгой внутрипартийной дисциплиной. Примером такой партии является лейбористы в Великобритании.

Современные политические партии характеризуются сложной структурой, в которой можно, выделить следующие элементы: лидеры партии; партийный аппарат; идеологи партии; рядовые члены партии. Признаки политических партий: определенная продолжительность существования во времени; наличие организационной структуры; стремление к власти; борьба за широкую поддержку. В современных условиях политические партии становятся ключевым элементом демократии, они являются главной силой, формирующей ведущие институты политического выбора, определяют демократическую легитимность власти.

Партийная система и ее типы

Партийная система - это совокупность партий, каждая из которых самостоятельно или в коалиции участвует в распределении власти. Чаще всего под партийной системой понимают нормативное право партии на формирование собственной системы управления; совокупность политических сил, которые представлены в парламенте и тех, которые стремятся войти в законодательной ветви власти; совокупность политических партий, существующих в стране независимо от форм деятельности и степени институционализации.

Наиболее распространенная типология партийных систем - так называемая количественная, разработанная М. Дюверже и ориентируется на численное количество политических партий, участвующих в политическом процессе или осуществляющих власть. По этой типологии выделяются:

- однопартийная система - где у власти продолжительное время находится лишь одна партия (КПСС в СССР, Коммунистическая партия в Китае и на Кубе, Трудовая партия Северной Кореи, ЛДП Японии, которая постоянно была правящей на протяжении почти 40 лет);

- двухпартийная - наличие правящей и оппозиционной (неправящей) политической силы, попеременно меняющие друг друга у власти (США, Великобритания);

- Многопартийная (как правило 3-6 партий) - когда у власти находится партийная коалиция двух и более политических партий, (​​Германия, Польша, Швеция, Италия);

В политологии также существует качественная типология партийных систем Дж. Сартори, основанная на наличии четких критериев классификации:

1. Однопартийной политической системы, признаками которой являются: ​​существование только одной легальной партии и запрет других; сращивание партийных функционеров с государственным аппаратом (СССР, Северная Корея).

2. Система с партией - гегемоном характеризуется приоритетным положением одной партии при отсутствии реальной партийной конкуренции. Все остальные партии имеют организационную автономию, но признают руководящую роль правящей партии (Китай, Мексика, бывшие соцстраны Восточной европы).

3. Партийная система с доминирующей партией предусматривает существование нескольких партий, одна из которых на протяжении длительного времени побеждает на выборах и единолично формирует правительство ( Япония , Индия )

4. Наиболее распространенной является партийная система умеренного плюрализма, которая характеризуется существованием трех - пяти партий, ни одна из которых не превышает и не может самостоятельно создать коалицию, а потому партии вынуждены идти на достижение компромисса по формированию правительства согласно количеству выборных мандатов (Бельгия, ФРГ).

5. Партийная система крайнего плюрализма, которая предусматривает борьбу за власть между шестью и более партиями. При наличии большого количества небольших партий, они преимущественно образуют блоки или коалиции (Нидерланды, Финляндия). Подвидом этой системы является так называемая авторитарная псевдопартийнисть - существование большого количества политических партий, ведущих активно борьбу, но у власти остается преимущественно военное или олигархическое группировки.

6. Атомизированным партийная система характеризуется наличием многих маловлиятельных и немногочисленных партий ( ​​Малайзия, Украина) .

Исходя из теории партийных систем, атомизированная система не бывает стабильной, сохраняется длительное время, а трансформируется в более стабильные системы. Прогрессивным вариантом такой трансформации является эволюция атомизированной партийной системы в плюралистическую систему. Регрессивным же вариантом является скатывание атомизированной системы до уровня однопартийной или гегемонистской системы.

Дополнительная литература по теме

Глоссарий к теме 8.

Гражданские организации и движения - добровольные массовые объединения граждан, возникающие вследствие артикуляции определенного интереса, предполагает активное участие в процессах выработки политики.

Политическая партия (от лат . Pars - часть, отдел) - добровольно организованное объединение граждан, имеющее слаженную организационную систему и аппарат управления, стремящийся осуществить власть с целью удовлетворения интересов сторонников такого объединения.

Партийная система - политическая структура, образующаяся из совокупности политических партий различных типов с их устойчивыми взаимоотношениями между собой и государственными институтами, которые дают такой структуре нормативно - правовой статус, который обеспечивает наличие официального мандата на осуществление государственной власти.

Судебная власть. Место и роль суда в государственном механизме. Обычно, рассказывая о государственно-правовом механизме, обращаются к классической триаде ветвей вла­сти. Эта схема выглядит так: законодательные органы из­дают законы, обязательные для всех; исполнительные ор­ганы претворяют их в жизнь, исполняют эти законы, а суд наказывает за нарушение законов или неисполнение их. Таким образом, суд – это орган, который применяет го­сударственные санкции, а также восстанавливает нарушенные права граждан и юридических лиц. Суд назначает наказание за на­рушение общеобязательных правил, установленных госу­дарством.
Если законодательная власть осуществляется парла­ментом, исполнительная – правительством, то судебные полномочия, судебная власть осуществляется не каким-либо единственным судом, а всей системой судов в сово­купности.
Деятельность судов по рассмотрению конфликтов, спо­ров, по применению законов по отношению к виновным лицам именуется правосудием. Иначе говоря, реализация законов судом, деятельность суда – это и есть правосу­дие. Хотя в это слово всегда вкладывается немного больше смысла, правосудие – это правильное, справедливое осу­ществление судебной деятельности. Это осуществление деятельности независимым судом без влияния посторон­них факторов. Судебная власть имеет две ос­новные функции. Одна функция вполне очевидная, тем более для бывшего советского человека. Это функция наказания (кары) за нарушение государственных предписаний. Вто­рая функция, о которой никогда не говорили во времена советской власти, – это функция рассмотрения споров и конфликтов между государством и гражданином. То есть вторая функция суда – быть арбитром во время конфликта между государственными органами и гражданами, если граждане имеют претензии к государству, а не государст­во к гражданину. Подлинно независимый и справедливый суд должен защищать не только членов сообщества (го­сударства) от преступных посягательств, но и за­щищать человека от возможных злоупотреблений со сто­роны государственных органов.
Кроме этого, встречается и третья функция суда – раз­решение конфликтов между государственными структура­ми, в которых отдельный человек не выступает. Например, рассмотрение конфликтов между автономными единица­ми, субъектами федерации, местными органами власти, центральными органами власти.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей.
Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции.
Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из Конституционного Суда, системы общих и хозяйственных судов.
К общим судам относятся Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды.
К хозяйственным судам относятся Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска.
Деятельность судов основывается на принципах законности, состязательности и равенства сторон в процессе, открытости и гласности судебного разбирательства, свободного доступа к правосудию, обязательности судебных актов для всех организаций и граждан. Дела в судах рассматриваются как единолично, так и коллегиально.

Читайте также: