Упрочнение ходовых винтов техническая механика кратко

Обновлено: 05.07.2024

Учебник создан для профессий, связанных с металлообработкой.
Изложены основы теоретической механики, сопротивления материалов, деталей и механизмов машин; даны примеры расчетов. Приведены сведения об основных способах повышения механических свойств материалов и тенденции развития конструкций машин и механизмов.

Связи и их реакции.
Тело, которое может совершать любые перемещения в пространстве, называется свободным; примером свободного тела может служить самолет или снаряд, летящие в воздухе. В различного рода сооружениях и конструкциях мы обычно встречаемся с телами, на перемещения которых наложены ограничения. Такие тела называются несвободными. Тело, ограничивающее свободу движения твердого тела, является по отношению к нему связью. Если приложенные к телу силы будут стремиться сдвинуть его по тому или иному направлению, а связь препятствует такому перемещению, то тело будет воздействовать на связь с силой давления на связь.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Основные используемые обозначения
Введение
Раздел 1. Теоретическая механика
1.1. Основные понятия и аксиомы статики
1.2. Связи и их реакции
1.3. Плоская система сил
1.4. Элементы теории трения
1.5. Пространственная система сил
1.6. Определение центра тяжести
1.7. Кинематика точки
1.8. Простейшие движения твердого тела
1.9. Законы динамики, уравнения движения материальной точки, принцип Д'Аламбера
1.10. Силы, действующие на точки механической системы
1.11. Теорема о движении центра масс механической системы
1.12. Работа силы
1.13. Мощность
1.14. Коэффициент полезного действия
Раздел 2. Основы сопротивления материалов
2.1. Основные понятия
2.2. Растяжение и сжатие
2.3. Основные механические характеристики материалов
2.4. Расчеты на прочность при растяжении и сжатии
2.5. Срез и смятие
2.6. Кручение
2.7. Прямой изгиб
2.8. Определение перемещений при изгибе способом Верещагина
2.9. Расчет бруса на совместное действие кручения и изгиба
2.10. Прочность при динамических нагрузках
2.11. Устойчивость при осевом нагружении стержня
2.12. Раскрытие статической неопределимости стержневых систем
Раздел 3. Детали и механизмы машин
3.1. Машины и их основные элементы
3.2. Основные критерии работоспособности и расчета деталей машин
3.3 Машиностроительные материалы
3.4. Детали вращательного движений
3.5 Корпусные детали
3.6 Пружины и рессоры
3.7 Неразъемные соединения деталей
3.8 Разъемные соединения деталей
3.9. Подшипники скольжения
3.10. Подшипники качения
3.11. Муфты
3.12. Фрикционные передачи
3.13. Ременные передачи
3.14. Зубчатые передачи
3.15. Червячные передачи
3.16. Цепные передачи
3.17. Передача винт—гайка скольжения
3.18. Передача винт—гайка качения
3.19. Реечные передачи
3.20. Кривошипно-шатунные механизмы
3.21. Кулисные механизмы
3.22. Кулачковые механизмы
3.23. Общие сведения о редукторах
Раздел 4. Повышение механических свойств материалов и конструкций
4.1. Основные способы повышения механических свойств
4.2. Упрочняющая обработка пластическим деформированием
4.3. Повышение износостойкости поверхностных слоев
4.4. Поверхностные покрытия
4.5. Упрочнение поверхностных слоев химико-термической обработкой
4.6. Упрочнение ходовых винтов
Заключение. Тенденции развития конструкций машин и механизмов
Приложения
1. Уголки стальные горячекатаные равнополочные (по ГОСТ 8509-93)
2. Уголки стальные горячекатаные неравнополочные (по ГОСТ 8510-86)
3. Швеллеры стальные горячекатаные (по ГОСТ 8240-89)
4. Двутавры стальные горячекатаные (по ГОСТ 8239-89)
5. Обозначения условные графические в схемах. Элементы кинематики (по ГОСТ 2.770-68*)
Список литературы.

Ходовые винты валов служат для преобразования вращательного движения в поступательно-прямолинейное перемещение с помощью сопряженной с ним гайки различных узлов станка (суппорты, каретки, фартуки и др.). Ходовой винт является одним из звеньев многозвенной размерной цепи, которая обеспечивает точность перемещения суппорта станка, а следовательно, и точность изготовляемой на этом станке детали. Равномерность перемещения узлов оказывает нередко решающее влияние на точность изготовляемой на станке детали, она зависит от ряда факторов. Хордовые винты обладают недостаточной жесткостью, так как обычно их длина во много раз больше диаметра, поэтому при работе возникают деформации ходовых винтов.

Существующие способы упрочнения ходовых винтов станков объемной закалкой и закалкой ТВЧ не нашли широкого применения главным образом вследствие того, что они приводят к деформациям длинных деталей и усложняют технологию их изготовления. По этой причине большинство ходовых винтов изготовляют не упрочненными, а их износ имеет абразивный характер и достигает значительных размеров, что приводит к потере точности станка. Так, износ ходовых винтов токарно-винторезных станков 1А62, 1Д62М по среднему диаметру при двухсменной работе достигает 0,5 мм в год.

Для ЭМО ходовых винтов небольших и средних размеров можно применять трансформатор УЭМО, а при упрочнении крупных винтов – более мощный трансформатор. Во всех случаях упрочнение длинных деталей во избежание их излишнего нагрева целесообразно подводить оба конца вторичной обмотки трансформатора к упрочняющему приспособлению.

2.3. Приспособление для упрочнения ходовых винтов.

Для упрочнения сравнительно небольших винтов (диаметр до 40 мм, длина 480 мм) используют приспособление приведенное на чертеже приведенного в графической части дипломного проекта (см. 090202.ДП.ТМС.1.1.3.С.01.01.СБ)

Приспособление состоит из двух скоб и, шарнирно-соединенных между собой. В нижней скобе (стационарной) установлены два держателя, несущие латунные ролики, свободно посаженые на осях; служащие для позиционировния по винтовым канавкам. Оба держателя могут свободно поворачиваться в гнездах (подшипники скольжения), для поворота на угол наклона винтовой канавки. В верхней скобе (откидной) установлена в подшипнике скольжения державка, несущая упрочняющую круглую твердосплавную пластину, которая неподвижно закреплена на державке. Державка изолирована от скобы подшипником скольжения который выполнен из диэлектрика, материала не проводящего электричество, В стационарной скобе имеется посаженый на палец накидной винт, под который в накидной скобе имеется стыковочный паз. Стационарная скоба крепится к уголку подпружиненным винтовым соединением. Отверстия под винт в скобе имеют некоторый зазор служащий для компенсации искажений системы станок/деталь. Пружины необходимы для устранения излишнего люфта. Уголок крепится винтами через втулки из диэлектрика к поверхности стола суппорта.

Между уголком и столом находится пластина из диэлектрика. Приспособления закрепляется описанным ранее способом к столу суппорта, и устанавливается обрабатываемый вал между которым и задней бабкой находится диэлектрическая втулка специальной конструкции, при этом латунные ролики позиционируются по шагу и наклону винтовой поверхности. После этого откидная скоба устанавливается в рабочее положение и закрепляется накидным винтом с усилием достаточным для плотного прилегания инструмента к обрабатываемой поверхности. Один из контактов подводится к державке (для чего в торце державки имеется резьбовое отверстие) а второй контакт подводится специальным устройством - щеткой на изолированный от станка патрон. И происходит процесс электромеханической обработки ходового вала.

Необходимость в изоляции корпуса станка от подвода одного из зарядов вызвана тем, что в случае наличия такого контакта эффект подобный процессу ЭМО происходил бы между соприкасающимися поверхностями самого станка (например в подшипниках или зубчатых колесах) что совсем не желательно.

При возникновении каких либо геометрических искажений в системе станок – приспособление - упрочняемый вал компенсация производится за счет подпружиненных соединений (накидной винт, крепление приспособления к уголку), сохраняя усилие не более необходимого для плотного прилегания инструмента к обрабатываемой поверхности.

3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Экспериментальное исследование условий образования заусенцев при фрезеровании заготовок из стали 45.

3.1.1. Цель проведения исследования.

Цель данного исследования – получение инструмента (фрезы) с оптимальной геометрией, направленной на уменьшение количества и качества заусенец.

3.1.2. Содержание исследования.

С целью отыскания оптимальных параметров процесса фрезерования я провел экспериментальные исследования. Опыты проводились на горизонтальном консольно-фрезерном станке.

В своем блоге буду описывать основы технологии судоремонта, методы дефектоскопии, восстановления и упрочнения деталей, виды и методы ремонта судов и механизмов.Будет приведена технологическая документация на ремонт и изготовление деталей.

Оглавление

Способы упрочнения деталей.

Доброго времени суток, уважаемый читатель! В последний раз мы говорили о Методах и способах восстановления деталей судовых технических средств, сегодня поговорим о способах упрочнения деталей.


Термический (тепловой) — к этому способу обработки деталей относят: отжиг, нормализацию, закалку и отпуск. Этот способ обеспечивает общее упрочнение деталей.

Отжиг — температура отжига детали составляет 770-900 С. Деталь нагревают в печи от 1 до 4 ч., а затем охлаждают вместе с печью. Чем больше в стали углерода, тем ниже должна быть температура отжига. При отжиге детали крупнозернистая структура металла становится мелкозернистой. Отжиг проводят для снятия внутренних напряжений, образующихся обычно после отливки, поковки, штамповки, прокатки, наплавки и правки.

Нормализация — деталь нагревают до температуры отжига и выдерживают при этой температуре в течение 1-2 ч, а затем охлаждают на воздухе до температуры окружающей среды. Нормализацию применяют для улучшения структуры металла с целью повышения механических свойств.

Закалка — температура закалки составляет 750-900 С. Закалку применяют для стали с содержанием углерода не ниже 0,5%, так как при меньшем содержании твёрдость при закалке увеличивается незначительно. Закалка придаёт металлу высокую твёрдость и прочность.

Отпуск — закаленную деталь нагревают до температуры 150- 600 С и выдерживают при этой температуре от 5-10 минут до 1-15 ч., а затем охлаждают. Отпуск снижает закалочные напряжения и изменяет структуру стали, повышает вязкость.

К поверхностным методам упрочнения относят закалку деталей токами высокой частоты (ТВЧ), закалку в электролитах и обработку холодом.

Закалка ТВЧ — деталь нагревают в индукторе, форма которого согласуется с формой поверхности детали, подвергаемой закалке. Индуктор, при пропускании через него переменного тока высокой частоты (2500-5000 Гц), создаёт переменное магнитное поле. Время нагрева поверхности детали составляет 2-10 с. При достижении температуры закалки 750-900 С ток выключается, и подаётся вода для охлаждения. Глубина закалённого слоя шейки коленчатого вала составляет 4-7 мм.

Закалка в электролитах (в растворах солей) — осуществляется пропусканием постоянного тока напряжением 220 В через деталь (катод), погружённую в электролит (раствор Na2C03). Деталь нагревают до температуры 250-450 С.

Обработка холодом — детали охлаждают до температуры -80 С и ниже с последующим нагреванием до температуры окружающего воздуха. При таком охлаждении в металле происходят дополнительные превращения остаточного аустенита в мартенсит, в связи с чем повышается твёрдость и износостойкость деталей. Для уменьшения внутренних напряжений после обработки холодом детали подвергают отпуску. Детали обрабатывают холодом сразу после закалки. В качестве хладона применяют жидкий азот.

Термомеханический — этот способ объединяет две операции: обработку деталей давлением с термической обработкой.

Термохимический — к этому способу относят: цементацию (науглероживание); цианирование (насыщением углеродом и азотом); азотирование (насыщение азотом); алитирование (насыщение алюминием); силицирование (насыщение кремнием); борирование (насыщение бором); оксидирование (воронение) и др.

Цементация — искусственное повышение содержания углерода в поверхностном слое детали из малоуглеродистой стали с содержанием углерода 0,1-0,3%. При цементации повышается содержание углерода на поверхности металла глубиной 1-3 мм, середина же детали остаётся малоуглеродистой. Науглероженную деталь до 0,7-1,1% подвергают закалке.

Цианирование — способ заключается в насыщении поверхностного слоя одновременно углеродом и азотом при температуре 820-870 С. Это достигается выдержкой детали в горячих расплавленных солях, содержащих цианистые соединения. Глубина насыщения составляет около 0,25 мм. Твёрдость цианированного слоя достигает 640-780 Нв(ед. Бринелля).

Силицирование — насыщение стали кремнием при температуре 1100—1200°С для повышения её антикоррозийных свойств.

Оксидирование (воронение) — насыщение стали кислородом термическим или химическим путём для защиты деталей от коррозии. Оксидирование производят в ваннах, наполненных смесью растворов едкого натра, натриевой селитры и нитрита натрия при температуре 130-145 С в течение 1-2 ч. На поверхности образуется слой окислов Fe304 чёрного цвета толщиной 1-2,5 мкм.

Термодиффузионное — при этом способе упрочнения применяют энерговыделяющие пасты, которые намазывают на деталь и поджигаю!. При горении пасты деталь разогревается до температуры 600- 800 С, а легирующие элементы, содержащиеся в пасте диффундируют (проникают) в верхние слои детали. Через 2-3 минуты обгоревшую деталь погружают в воду для охлаждения. В качестве энерговыделяющих компонентов в пасте используют смеси кислородосодержащих веществ с порошками алюминия, магния, кальция и других металлов.

Механическое упрочнение — это преднамеренное искажение кристаллической решётки металла в результате механического воздействия на него.

Физическая сущность механического упрочнения состоит в том, что под давлением твёрдого металлического инструмента выступающие микронеровности обрабатываемой поверхности пластически деформируются, шероховатость поверхности уменьшается, поверхностный слой металла упрочняется. К механическим способам упрочнения относят:

Обкатку шариком или роликом цилиндрических поверхностей производят на токарных станках, а плоских поверхностей — на строгальных. Ролики и шарики изготавливают из инструментальных сталей.

Обкатка шариком или роликом поверхности детали повышает её твёрдость на 40-50%, а усталостную прочность на 80-100%.

Протяжку (дорнование) применяют для упрочнения и повышения точности и чистоты обработки внутренних поверхностей деталей. Суть процесса заключается в протягивании специальной оправки (дорна) или шарика через отверстие в детали.

Дробеструйная обработка — применяется для упрочнения деталей при помощи дроби. Применение стальной дроби даёт лучшие результаты, чем чугунной. При дробеструйном наклёпе получают упрочнённый слой глубиной до 1,5 мм. Твёрдость повышается на 20-60%, а усталостная прочность — на 40-90%.

Алмазное упрочнение — инструментом служит кристалл алмаза, имеющий сферическую рабочую часть. Деталь обрабатывается алмазом в оправке, прижатым тарированной пружиной к поверхности детали, которая и упрочняется.

Электроискровой способ — основан на ударном воздействии направленного искрового электрического разряда. Между электродом из твёрдого сплава (например, стеллита) и упрочняемой поверхностью под действием пульсирующего электрического тока возникает искровой разряд, в результате чего металл с электрода (анод) переносится на деталь (катод) и обрабатываемая поверхность детали упрочняется.

Электромеханический способ—применяют для поверхностного упрочнения на глубину до 0,2-0,3 мм. При этом износостойкость повышается до 11 раз, усталостная прочность в 2-6 раз. Суть заключается в следующем. В зону контакта детали и инструмента подводят ток силой 350-1300 А, напряжением 2-6 В. Инструмент от станка изолируют. В связи с тем, что площадь контакта инструмента и детали маленькая, возникает большое сопротивление, что приводит к увеличению тепловой энергии, которая мгновенно нагревает зону контакта до высокой температуры (температуры закалки). Поверхностный слой быстро охлаждается за счёт отвода тепла внутрь детали. В итоге получается эффект поверхностной закалки на глубину 0,2-0,3 мм с одновременным поверхностным наклёпом, значительно повышающий износостойкость и усталостную прочность детали.

Лазерный луч при воздействии на обрабатываемую поверхность детали частично отражается, а остальной поток излучения проникает на глубину 10 6-10 7 м. Высокая плотность мощности лазерного излучения позволяет практически мгновенно достигать на обрабатываемой поверхности высоких температур, а это приводит к локальной закалке тонкого приповерхностного слоя, что обеспечивает высокую твёрдость обработанных участков.

Од­ни и те же де­тали ма­шин мо­гут иметь раз­личное наз­на­чение, по­это­му для их из­го­тов­ле­ния не­об­хо­димы ма­тери­алы с со­вер­шенно раз­личны­ми свойства­ми.

Винт, че­рез ко­торый про­ходит элек­три­чес­кий ток, дол­жен быть из­го­тов­лен из ла­туни, а винт, с­креп­ля­ющий две де­тали разъем­но­го со­еди­нения и на­ходя­щийся под действи­ем рас­тя­гива­ющей наг­рузки, — из ста­ли. Хо­довой винт стан­ка так­же из­го­тов­лен из ста­ли, но по­вер­хность про­филя резьбы дол­жна быть из­но­сос­тойкой. В этом слу­чае на по­вер­хнос­ти про­филя резьбы не­об­хо­димо из­ме­нить ме­хани­чес­кие свойства ос­новно­го ма­тери­ала, из ко­торо­го из­го­тов­лен хо­довой винт.

Су­щес­тву­ет нес­колько спо­собов из­ме­нения ме­хани­чес­ких свойств:

  • глу­бокая за­кал­ка с пос­ле­ду­ющим вы­соким или низ­ким от­пуском;
  • це­мен­ти­рова­ние по­вер­хнос­ти де­тали с по­вер­хностной за­кал­кой;
  • плас­ти­чес­кое де­фор­ми­рова­ние по­вер­хностных сло­ев; на­несе­ние пок­ры­тий (это поз­во­ля­ет из­ме­нять ме­хани­чес­кие свойства ма­тери­ала на по­вер­хнос­ти де­тали);
  • вы­дав­ли­вание на по­вер­хнос­тях тре­ния де­талей ма­шин ка­навок для по­выше­ния из­но­сос­тойкос­ти;
  • элек­тро­меха­ничес­кий ме­тод уп­рочне­ния ра­бочих по­вер­хнос­тей резьбы хо­довых вин­тов и др.

Упрочняющая обработка пластическим деформированием

Этот вид об­ра­бот­ки ос­но­ван на ис­пользо­вании плас­ти­чес­ких свойств ме­тал­лов, т. е. спо­соб­ности ме­тал­ли­чес­ких за­гото­вок вос­при­нимать ос­та­точ­ные де­фор­ма­ции без на­руше­ния це­лос­тнос­ти по­вер­хнос­ти; в ре­зульта­те по­вер­хность уп­рочня­ет­ся, что очень важ­но для по­выше­ния на­деж­ности ра­боты де­талей. Де­тали ста­новят­ся ме­нее чувс­тви­тельны­ми к ус­та­лос­тно­му раз­ру­шению, у них по­выша­ет­ся кор­ро­зи­он­ная стойкость, а так­же из­но­сос­тойкость соп­ря­га­емых по­вер­хнос­тей. В ре­зульта­те плас­ти­чес­ко­го де­фор­ми­рова­ния крис­таллы по­вер­хнос­ти ме­тал­ла сплю­щива­ют­ся в нап­равле­нии де­фор­ми­рова­ния, об­ра­зу­ет­ся упо­рядо­чен­ная струк­ту­ра во­лок­нисто­го ха­рак­те­ра. При этом из­ме­ня­ют­ся ме­хани­чес­кие свойства по­вер­хностно­го слоя. Плас­ти­чес­кое де­фор­ми­рова­ние наш­ло ши­рокое при­мене­ние, пос­кольку бла­года­ря та­кому воз­действию по­луча­ет­ся по­вер­хность с низ­кой ше­рохо­ватостью и бла­гоп­ри­ят­ны­ми фи­зико-ме­хани­чес­ки­ми свойства­ми.

Для плас­ти­чес­ко­го де­фор­ми­рова­ния на­руж­ных по­вер­хнос­тей ис­пользу­ет­ся об­ка­тыва­ние (рис. 4.1, а), а для внут­ренних — рас­ка­тыва­ние (рис. 4.1, б). Уп­рочнять мож­но ци­лин­дри­чес­кие, ко­ничес­кие и фа­сон­ные по­вер­хнос­ти. Инс­тру­мен­та­ми яв­ля­ют­ся ро­лики или ша­рики, ко­торые, внед­рившись в по­вер­хность за­готов­ки, пе­реме­ща­ют­ся вдоль нее, в ре­зульта­те че­го вся по­вер­хность ока­зыва­ет­ся плас­ти­чес­ки де­фор­ми­рован­ной: выс­ту­пы мик­ро­неров­ностей сгла­жива­ют­ся и за­пол­ня­ют мик­ровпа­дины. К вра­ща­ющейся за­готов­ке под­во­дят инс­тру­мент — за­кален­ные глад­кие ро­лики. При соп­ри­кос­но­вении с из­де­ли­ем 1 (см. рис. 4.1, а) ро­лики 2 на­чина­ют вра­щаться и под действи­ем при­ложен­ных сил де­фор­ми­ру­ют по­вер­хность из­де­лия. Дви­жение про­дольной по­дачи Dsпр поз­во­ля­ет об­ра­ботать по­вер­хность из­де­лия по всей дли­не. Ана­логич­ным инс­тру­мен­том уп­рочня­ют по­вер­хность от­вер­стия (см. рис. 4.1, б). При рас­ка­тыва­нии инс­тру­мент-рас­катник за­креп­ля­ют на кон­сольной оп­равке 4.

Об­ра­бот­ку за­гото­вок об­ка­тыва­ни­ем и рас­ка­тыва­ни­ем про­из­во­дят на уни­вер­сальных то­кар­ных стан­ках. Де­фор­ми­ру­ющий инс­тру­мент ус­та­нав­ли­ва­ют в рез­це­дер­жа­тель, в ко­тором жес­тко за­креп­ля­ют его дер­жавку 3 или оп­равку 4. Дви­жение про­дольной по­дачи Dsпр обес­пе­чива­ют суп­порты то­кар­ных стан­ков.

Глу­бокие от­вер­стия рас­ка­тыва­ют на стан­ках глу­боко­го свер­ле­ния. В мес­тах кон­такта за­гото­вок с инс­тру­мен­том наг­рев нез­на­чите­лен, по­это­му ох­лажде­ние не тре­бу­ет­ся. Тре­ние уменьша­ют, при­меняя сма­зыва­ние ве­ретен­ным мас­лом или ке­роси­ном.

Уп­рочне­ние по­вер­хнос­ти мож­но дос­тигнуть ал­мазным выг­ла­жива­ни­ем. Сущ­ность это­го ме­тода сос­то­ит в том, что ос­тавши­еся пос­ле об­ра­бот­ки ре­зани­ем мик­ро­неров­ности по­вер­хнос­ти вы­рав­ни­ва­ет ал­мазный инс­тру­мент, при­жатый к об­ра­баты­ва­емой по­вер­хнос­ти. Ал­маз, за­креп­ленный в дер­жавке, не вра­ща­ет­ся, а скользит по по­вер­хнос­ти. Ра­бочая часть ал­мазно­го инс­тру­мен­та мо­жет быть вы­пол­не­на в ви­де по­лус­фе­ры, ци­лин­дра или ко­нуса.

Дос­то­инс­тва­ми ал­мазно­го выг­ла­жива­ния яв­ля­ют­ся воз­можность об­ра­бот­ки тон­костен­ных де­талей и де­талей слож­ной кон­фи­гура­ции; прос­то­та конс­трук­ций выг­ла­жива­телей. Об­ра­баты­вать за­готов­ки ал­мазным выг­ла­жива­ни­ем мож­но на то­кар­ных стан­ках. Дер­жавку с под­пру­жинен­ным на­конеч­ни­ком с ал­ма­зом ус­та­нав­ли­ва­ют в рез­це­дер­жа­теле вмес­то рез­ца. Дви­жения за­готов­ки и инс­тру­мен­та ана­логич­ны их дви­жени­ям при об­та­чива­нии.

Ка­либ­ро­вание от­вер­стий не только по­выша­ет их точ­ность и ка­чес­тво, но и уп­рочня­ет по­вер­хностный слой. При ка­либ­ро­вании жес­ткий инс­тру­мент с на­тягом пе­реме­ща­ет­ся в от­вер­стии за­готов­ки. Раз­ме­ры по­переч­но­го се­чения инс­тру­мен­та нес­колько больше раз­ме­ров по­переч­но­го се­чения от­вер­стия. Прос­тейшим инс­тру­мен­том яв­ля­ет­ся ша­рик (рис. 4.2, а), ко­торый про­тал­ки­ва­ет­ся што­ком. Роль инс­тру­мен­та мо­жет вы­пол­нять так­же оп­равка-дорн, к ко­торо­му при­ложе­на сжи­ма­ющая (рис. 4.2, б) или рас­тя­гива­ющая (рис. 4.2, в) си­ла. Ка­либ­ро­вание от­вер­стий вы­пол­ня­ют на прес­сах или го­ризон­тально-про­тяж­ных стан­ках.

Дро­бес­труйный нак­леп по­лучил на­ибо­лее ши­рокое рас­простра­нение из всех ме­тодов уп­рочня­ющей об­ра­бот­ки. Го­товые де­тали ма­шин под­верга­ют удар­но­му воз­действию по­тока дро­би. Об­ра­бот­ку про­из­во­дят в спе­ци­альных ка­мерах. Дро­бин­ки из чу­гуна, ста­ли и дру­гих ма­тери­алов с большой ско­ростью пе­реме­ща­ют­ся по­током воз­ду­ха, а пос­ле уда­ра о за­готов­ку па­да­ют вниз и сно­ва осу­щест­вля­ют удар­ное действие. Бла­года­ря та­кому ме­тоду мож­но зна­чительно по­высить дол­го­веч­ность рес­сорных лис­тов, пру­жин, ло­паток тур­бин, што­ков и штам­пов.

Повышение износостойкости поверхностных слоев

В де­талях ма­шин из­на­шива­ют­ся только от­но­сительно тон­кие по­вер­хностные слои. По­это­му для уве­личе­ния дол­го­веч­ности эф­фектив­ны по­вер­хностные уп­рочне­ния, нап­лавки и пок­ры­тия.

Уп­рочне­ния в свя­зи со зна­чительным по­выше­ни­ем твер­дости по­вер­хнос­ти при­водят к рез­ко­му по­выше­нию из­но­сос­тойкос­ти. За­кал­ка по­выша­ет из­но­сос­тойкость при чис­то аб­ра­зив­ном из­на­шива­нии поч­ти в два ра­за.

В нас­то­ящее вре­мя объем­ная за­кал­ка ус­ту­па­ет мес­то по­вер­хностным тер­ми­чес­ким и хи­мико-тер­ми­чес­ким ме­тодам уп­рочне­ний. При та­кой об­ра­бот­ке мож­но дос­тигнуть вы­сокой твер­дости по­вер­хностных сло­ев и зна­чительно по­высить из­но­сос­тойкость. В под­разд. 4.4 бу­дет рас­смот­ре­но вли­яние по­вер­хностных пок­ры­тий на из­ме­нение ме­хани­чес­ких свойств ма­тери­алов, в том чис­ле и на по­выше­ние из­но­сос­тойкос­ти по­вер­хностных сло­ев.

По­выше­ние из­но­сос­тойкос­ти по­вер­хнос­тей тру­щих­ся чу­гун­ных де­талей мож­но дос­тичь от­бе­лива­ни­ем. От­бе­лива­ние, в час­тнос­ти, при­меня­ет­ся для тор­мозных ко­лодок.

Для по­выше­ния из­но­сос­тойкос­ти де­талей ма­шин на по­вер­хнос­тях тре­ния вы­дав­ли­ва­ют сла­бо за­мет­ные, при­лега­ющие друг к дру­гу ка­нав­ки. Эти ка­нав­ки не­об­хо­димы для раз­ме­щения сма­зоч­но­го ма­тери­ала, а так­же мел­ких час­тиц, об­ра­зу­ющих­ся в про­цес­се из­на­шива­ния. Бла­года­ря та­ким ка­нав­кам зна­чительно меньше из­на­шива­ют­ся тру­щи­еся по­вер­хнос­ти. Ка­нав­ки об­ра­зу­ют виб­ро­нака­тыва­ни­ем (рис. 4.3). Уп­рочня­юще­му эле­мен­ту — ша­ру или ал­ма­зу, ус­та­нов­ленным в рез­це­дер­жа­теле то­кар­но­го стан­ка, — по­мимо обыч­но­го дви­жения про­дольной по­дачи Dsпр со­об­ща­ют с по­мощью спе­ци­ально­го ус­тройства до­пол­ни­тельные дви­жения DS с от­но­сительно не­большой ам­пли­тудой. Из­ме­няя зна­чения ско­рос­ти вра­щения из­де­лия, про­дольной по­дачи уп­рочня­юще­го инс­тру­мен­та, а так­же ам­пли­туду и час­то­ту ко­леба­ний, мож­но по­лучать на об­ра­баты­ва­емой по­вер­хнос­ти тре­бу­емый ри­сунок.

Бла­года­ря виб­ро­нака­тыва­нию не только по­выша­ет­ся из­но­сос­тойкость, но и уп­рочня­ет­ся по­вер­хность де­талей ма­шин

По­вер­хностные пок­ры­тия весьма раз­но­об­разны по ме­тодам на­несе­ния их на по­вер­хность. Рас­смот­рим не­кото­рые пок­ры­тия, по­лучив­шие на­ибольшее прак­ти­чес­кое при­мене­ние.

Гальва­ничес­кие пок­ры­тия де­лят­ся на 4 ос­новные груп­пы:

  • за­щит­ные — цин­ко­вые, кад­ми­евые, свин­цо­вые, оло­вян­ные, ни­келе­вые, а так­же за­щит­ные плен­ки, по­луча­емые пу­тем фос­фо­тиро­вания и ок­си­диро­вания;
  • за­щит­но-де­кора­тив­ные — мед­ные с пос­ле­ду­ющей от­делкой, ни­келе­вые, хро­мовые, ко­бальто­вые, се­реб­ря­ные, зо­лотые и ро­ди­евые;
  • пок­ры­тия для по­выше­ния соп­ро­тив­ле­ния ме­хани­чес­ко­му из­на­шива­нию и уве­личе­ния по­вер­хностной твер­дости — хро­мовые, же­лез­ные, ни­келе­вые;
  • пок­ры­тия для вос­ста­нов­ле­ния раз­ме­ров де­талей — хро­мовые (раз­мерное хро­миро­вание с пос­ле­ду­ющей до­вод­кой), же­лез­ные, мед­ные.

Рас­смот­рим под­робнее пок­ры­тия, ко­торые из­ме­ня­ют фи­зико-ме­хани­чес­кие свойства из­де­лий, т. е. пок­ры­тия, от­но­сящи­еся к пер­вой и третьей груп­пам.

Цин­ко­вое пок­ры­тие де­ла­ет по­вер­хность кор­ро­зи­он­но-стойкой. Оцин­ко­ван­ные стальные лис­ты, во­доп­ро­вод­ные тру­бы, кре­пеж, про­воло­ка, ра­бота­ющие в раз­личных кли­мати­чес­ких ус­ло­ви­ях, зак­ры­тых по­меще­ни­ях с уме­рен­ной влаж­ностью, в ат­мосфе­ре, заг­рязнен­ной сер­нистым га­зом, не под­верга­ют­ся кор­ро­зии. Цин­ко­вое пок­ры­тие при­меня­ет­ся так­же для за­щиты из­де­лий из чер­но­го ме­тал­ла от действия бен­зи­на и мас­ла (бен­зо­баки, бен­зо- и мас­лопро­воды).

Кор­ро­зи­он­ную стойкость в мор­ской во­де из­де­лия при­об­ре­та­ют пос­ле кад­ми­рова­ния. Свин­цо­вое пок­ры­тие слу­жит для за­щиты от кор­ро­зии, вы­зыва­емой воз­действи­ем сер­ной кис­ло­ты, сер­нистых га­зов.

Ни­келе­вое пок­ры­тие без под­слоя ме­ди при­меня­ет­ся для за­щиты от кор­ро­зии хи­мичес­кой и элек­тро­хими­чес­кой ап­па­рату­ры, соп­ри­каса­ющейся с ще­лоч­ной сре­дой, а так­же для ме­дицин­ско­го инс­тру­мен­та.

Для за­щиты от кор­ро­зии стальных из­де­лий, ис­пользу­ющих­ся в зак­ры­тых по­меще­ни­ях с не­аг­рессив­ной кор­ро­зи­он­ной сре­дой, при­меня­ют ок­си­диро­вание.

Се­реб­ря­ное пок­ры­тие при­меня­ет­ся для за­щиты от кор­ро­зии из­де­лий, соп­ри­каса­ющих­ся с ще­лоч­ны­ми рас­тво­рами (хи­мичес­кая ап­па­рату­ра), для по­выше­ния элек­троп­ро­водя­щих свойств по­вер­хнос­ти кон­тактов и от­ра­жательной спо­соб­ности реф­лекто­ров фар и про­жек­то­ров.

Ро­ди­евое пок­ры­тие ис­пользу­ют для по­выше­ния от­ра­жательной спо­соб­ности из­де­лий.

Элек­тро­лити­чес­кие пок­ры­тия медью, оло­вом, кад­ми­ем уменьша­ют мик­ро­пере­меще­ния в свя­зи с рез­ким уве­личе­ни­ем ко­эф­фи­ци­ен­та тре­ния. По­это­му они при­меня­ют­ся для кад­ми­рова­ния бол­тов и по­садоч­ных по­вер­хнос­тей со­еди­нений с на­тягом, лу­жения опор­ных по­вер­хнос­тей вкла­дышей.

Хро­миро­вание по­выша­ет из­но­сос­тойкость и дол­го­веч­ность де­талей, при­меня­ет­ся для де­талей, не под­верга­емых большим мес­тным дав­ле­ни­ям, а вы­ходя­щим из строя вследс­твие из­на­шива­ния. Хро­мовое пок­ры­тие ста­ли без под­слоя ме­ди и ни­келя при­меня­ет­ся так­же для по­выше­ния по­вер­хностной твер­дости.

Для по­выше­ния по­вер­хностной твер­дости тру­щих­ся де­талей и соп­ро­тив­ле­ния ме­хани­чес­ко­му из­на­шива­нию при­меня­ют так­же ни­келе­вое пок­ры­тие ста­лей (без под­слоя ме­ди).

Плас­тмас­со­вые пок­ры­тия поз­во­ля­ют ис­пользо­вать вы­сокие ан­тифрик­ци­он­ные или фрик­ци­он­ные, ком­пенси­ру­ющие и дем­пфи­ру­ющие свойства плас­тмасс и уменьшить вли­яние их не­дос­татков, а имен­но хо­лод­ной пол­зу­чес­ти, низ­кой теп­лопро­вод­ности, большо­го тем­пе­ратур­но­го рас­ши­рения и вла­гопог­ло­щения.

Упрочнение поверхностных слоев химико-термической обработкой

По­выше­ние твер­дости и проч­ности по­вер­хностно­го слоя, по­выше­ние из­но­сос­тойкос­ти и кор­ро­зи­он­ной стойкос­ти, а в не­кото­рых слу­ча­ях и ус­та­лос­тной проч­ности де­талей ма­шин дос­ти­га­ет­ся еще и хи­мико-тер­ми­чес­кой об­ра­бот­кой. Рас­смот­рим на­ибо­лее ши­роко при­меня­емые для этих це­лей про­цес­сы.

Азо­тиро­вание (проч­нос­тное) при­меня­ет­ся для де­талей ма­шин, ра­бота­ющих в ус­ло­ви­ях тре­ния и зна­копе­ремен­ных наг­ру­зок из­ги­ба (шейки ко­лен­ча­тых ва­лов быс­тро­ход­ных дви­гате­лей, ра­бочее зер­ка­ло гильз ци­лин­дров, кла­паны, сед­ла кла­панов, тол­ка­тели дви­гате­лей внут­ренне­го сго­рания, шес­терни ави­аци­он­ных дви­гате­лей, точ­ные де­тали топ­ливной ап­па­рату­ры, шпин­де­ли быс­тро­ход­ных стан­ков). Азо­тиро­вание при­меня­ет­ся так­же для по­выше­ния из­но­сос­тойкос­ти ме­рительных инс­тру­мен­тов (резьбо­вые и глад­кие проб­ки и кольца, плос­кие ка­либ­ры, ско­бы, шаб­ло­ны). Раз­но­вид­ностью про­цес­са яв­ля­ет­ся ан­ти­кор­ро­зи­он­ное азо­тиро­вание, при­меня­емое для ма­лонаг­ру­жен­ных де­талей, из­го­тов­ля­емых из уг­ле­родис­той и низ­ко­леги­рован­ной ста­ли. При этом в по­вер­хностном слое дол­жна обес­пе­чиваться мак­си­мальная кон­цен­тра­ция азо­та. Уг­ле­родис­тая сталь пос­ле азо­тиро­вания при 650°С в те­чение 3 ч не кор­ро­диру­ет в во­де в те­чение 720 ч.

Ци­ани­рова­ние — про­цесс хи­мико-тер­ми­чес­кой об­ра­бот­ки, вследс­твие ко­торой про­ис­хо­дит на­сыще­ние по­вер­хностно­го слоя ста­ли од­новре­мен­но уг­ле­родом и азо­том.

Ци­ани­рова­ние осу­щест­вля­ют пос­ле за­кал­ки и низ­ко­го от­пуска, в ре­зульта­те по­выша­ет­ся твер­дость и проч­ность по­вер­хностно­го слоя, из­но­сос­тойкость и ус­та­лос­тная проч­ность. При­меня­ет­ся для инс­тру­мен­тов из быс­тро­режу­щей ста­ли (про­тяж­ки, свер­ла, зен­ке­ры, мет­чи­ки, раз­вер­тки, фре­зы) и для де­талей ма­шин (бол­ты, гайки, вин­ты, ва­лики, шес­терни, ры­чаги).

Рез­кое по­выше­ние соп­ро­тив­ле­ния схва­тыва­нию, из­но­сос­тойкос­ти и при­раба­тыва­емос­ти ста­лей и чу­гунов дос­ти­га­ет­ся сульфо­ци­ани­рова­ни­ем, т. е. на­сыще­ни­ем по­вер­хностных сло­ев азо­том, уг­ле­родом и се­рой. Сульфо­ци­ани­рова­ние при­меня­ют для фрик­ци­он­ных дис­ков, ци­лин­дров, хо­довых вин­тов.

Чу­гун­ные гильзы ци­лин­дров и пор­шне­вые кольца под­верга­ют сульфи­диро­ванию (на­сыще­нию по­вер­хностных сло­ев се­рой). В ре­зульта­те та­кой об­ра­бот­ки по­выша­ет­ся из­но­сос­тойкость и при­раба­тыва­емость. Сульфи­диро­вание ре­жущих инс­тру­мен­тов по­выша­ет пе­ри­од стойкос­ти ре­жущих инс­тру­мен­тов из быс­тро­режу­щих ста­лей Р9 и Р18 в 2—3 ра­за.

Диф­фу­зи­он­ная ме­тал­ли­зация — на­сыще­ние по­вер­хностно­го слоя ста­ли алю­мини­ем, хро­мом, крем­ни­ем, бо­ром с целью при­дания ей вы­сокой жа­роп­рочнос­ти, ан­ти­кор­ро­зи­он­ных свойств и из­но­сос­тойкос­ти.

На­ивыс­шая по срав­не­нию с дру­гими ви­дами уп­рочне­ний твер­дость 1500…1800 НV (зна­чительно вы­ше твер­дости квар­ца) и из­но­сос­тойкость дос­ти­га­ют­ся бо­риро­вани­ем. Бо­риро­вание ис­пользу­ет­ся для кон­дуктор­ных вту­лок и ре­жущих инс­тру­мен­тов. Его весьма эф­фектив­но при­менять для де­талей, ра­бота­ющих в аб­ра­зив­ных сре­дах; инс­тру­мент мо­жет ра­ботать при тем­пе­рату­ре 800°С, не те­ряя твер­дости и не из­на­шива­ясь.

Вы­сокой жа­роп­рочностью (до 850…900°С) от­ли­ча­ют­ся по­вер­хностные слои де­талей пос­ле али­тиро­вания. Об­ласть при­мене­ния али­тиро­вания: чех­лы тер­мо­пар, ре­тор­ты для ци­ани­рова­ния, тиг­ли со­ляных ванн, топ­ливни­ки га­зоге­нера­торов, чу­гун­ные ко­лос­ни­ки, тру­бы для кре­кин­га неф­ти, вых­лопные тру­бы.

Упрочнение ходовых винтов

К хо­довым вин­там преж­де все­го предъяв­ля­ют вы­сокие тре­бова­ния по из­но­сос­тойкос­ти, ко­торая обыч­но обес­пе­чива­ет­ся вы­сокой твер­достью пос­ле за­кал­ки. Од­на­ко по­высить из­но­сос­тойкость хо­довых вин­тов мож­но сов­ре­мен­ны­ми ме­тода­ми уп­рочне­ния. Од­ним из та­ких ме­тодов яв­ля­ет­ся азо­тиро­вание. Азо­тиро­ван­ные хо­довые вин­ты об­ла­да­ют су­щес­твен­но бо­лее вы­сокой из­но­сос­тойкостью, чем за­кален­ные; в ис­пы­тани­ях при ра­боте с заг­рязнен­ной аб­ра­зивом смаз­кой азо­тиро­ван­ные вин­ты из ста­лей 40ХФА и 30Х3ВА из­на­шива­лись в 1,75 ра­за меньше, чем за­кален­ные вин­ты, из­го­тов­ленные из ста­ли ХВГ (54…58 НRС). По­это­му объем­ная за­кал­ка мо­жет быть ре­комен­до­вана для хо­довых вин­тов по­нижен­ной жес­ткос­ти, вин­тов с ма­лым ша­гом резьбы и при не­об­хо­димос­ти уп­рочне­ния ка­кой-ли­бо его час­ти. Уп­рочнен­ные хо­довые вин­ты не­об­хо­димы для ме­тал­ло­режу­щих стан­ков, в том чис­ле спе­ци­альных, пред­назна­чен­ных для на­реза­ния резьбы.

Дру­гой ме­тод уп­рочне­ния хо­довых вин­тов — элек­тро­меха­ничес­кий, при ко­тором сов­ме­ща­ет­ся об­катка резьбы (нак­леп) с тер­ми­чес­кой об­ра­бот­кой тон­ких по­вер­хностных сло­ев при наг­ре­ве элек­тро­током.

Да­же в ус­ло­ви­ях аб­ра­зив­но­го из­на­шива­ния пос­ле элек­тро­меха­ничес­ко­го уп­рочне­ния из­но­сос­тойкость хо­дово­го вин­та мо­жет уве­личиться в 2—5 раз (в за­виси­мос­ти от ма­тери­ала вин­та).

Сох­ра­нение точ­ности пе­реда­чи хо­довой винт—гайка в бо́льшей ме­ре за­висит от из­но­сос­тойкос­ти резьбы вин­та, а не гайки. По­это­му гайки ре­комен­ду­ет­ся из­го­тов­лять из бронз или цин­ко­вого спла­ва ЦАМ10-5, так как по срав­не­нию с чу­гун­ны­ми они меньше из­на­шива­ют винт. Гайки для вин­тов по­переч­ной по­дачи то­кар­ных стан­ков для чис­то­вых опе­раций мо­гут из­го­тов­ляться из тек­сто­лита ма­рок ПТ или ПТК.

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.

Читайте также: