Тезисы мартина лютера кратко 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

1. Торговля индульгенциями и отпущение грехов за деньги - осквернение христианства.
2. Единственный путь к спасению человека - искренняя вера в Иисуса Христа.
3. Связь между человеком и Богом осуществляется напрямую через Священное Писание (Библию) и не зависит от церковных таинств, обрядов и пожертвований.
4. Спасение даруется человеку непосредственно Богом.

2. Назовите причины Крестьянской войны в Германии. На что она была направлена?

В Германии в начале ХVI в. сохранялось жестокое угнетение крестьян князьями и дворянами. Движение за обновление церкви пробудило у части населения веру в возможность коренного улучшения жизни.

Крестьянская война в Германии была направлена на преобразования в обществе согласно буквальному толкованию евангельских заповедей.

- независимость от Римского Папы;

- признание исключительного авторитета Библии;

- открыть свободный доступ к Библии;

- отказ церкви от индульгенции.

4. В чем разошлись взгляды Лютера и Мюнцера?

Мюнцер провозгласил борьбу за полное имущественное равенство, за создание свободной республики. Лютер заявил, что личная зависимость крестьян от господ не противоречит Библии.

5. Как вы думаете, почему движение за реформацию церкви началось не в XIV или XV, а в XVI в.?

Великие географические открытия и идеи Возрождения вызвали большие изменения в жизни людей. Эти перемены затронули и религиозную сферу.

95 тезисов. Диспут о прояснении действенности индульгенци

Во имя любви к истине и стремления разъяснить её, нижеследующее будет предложено на обсуждение в Виттенберге под председательством достопочтенного отца Мартина Лютера, магистра свободных искусств и святого богословия, а также ординарного профессора в этом городе. Посему он просит, дабы те, которые не могут присутствовать и лично вступить с нами в дискуссию, сделали это ввиду отсутствия, письменно. Во имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

2. Это слово ["покайтесь"] не может быть понято как относящееся к таинству покаяния (то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника).

3. Однако относится оно не только к внутреннему покаянию; напротив, внутреннее покаяние — ничто, если во внешней жизни не влечёт всецелого умерщвления плоти.

4. Поэтому наказание остаётся до тех пор, пока остаётся ненависть человека к нему (это и есть истинное внутреннее покаяние), иными словами — вплоть до вхождения в Царствие Небесное.

5. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву.

6. Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая отпущение именем Господа; кроме того, он даёт отпущение только в определённых ему случаях. Если он пренебрегает этим, то грех пребывает и далее.

7. Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время покориться во всём священнику, Своему наместнику.

8. Церковные правила покаяния налагались только на живых и, в соответствии с ними, не должны налагаться на умерших.

9. Посему во благо нам Святой Дух, действующий в папе, в декретах коего всегда исключён пункт о смерти и крайних обстоятельствах.

10. Невежественно и нечестиво поступают те священники, которые и в Чистилище оставляют на умерших церковные наказания.

11. Плевелы этого учения — об изменении наказания церковного в наказание Чистилищем — определённо посеяны тогда, когда спали епископы.

12. Прежде, церковные наказания налагались не после, но перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния.

13. Умершие всё искупают смертью, и они, будучи уже мертвы согласно церковным канонам, по закону имеют от них освобождение.

14. Несовершенное сознание, или благодать умершего, неизбежно несёт с собой большой страх; и он тем больше, чем меньше сама благодать.

15. Этот страх и ужас уже сами по себе достаточны (ибо о других вещах я умолчу), чтобы приуготовить к страданию в Чистилище, ведь они — ближайшие к ужасу отчаяния.

16. Представляется что Ад, Чистилище и Небеса — различны меж собой, как различны отчаяние, близость отчаяния и безмятежность.

17. Представляется, что как неизбежно в душах умаляется страх в Чистилище, так прирастает благодать.

18. Представляется, что не доказано ни разумными основаниями, ни Священным Писанием, что они пребывают вне состояния [приобретения] заслуг или причащения благодати.

19. Представляется также недоказанным и то, что все они уверенны и спокойны о своём блаженстве, хотя мы в этом совершенно убеждены.

21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.

22. И даже души, пребывающие в Чистилище, он не освобождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.

23. Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, несомненно, что оно даётся наиправеднейшим, то есть немногим.

24. Следовательно, большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.

25. Какую власть папа имеет над Чистилищем вообще, такую всякий епископ или священник имеет в своём диоцезе или приходе в частности.

26. Папа очень хорошо поступает, что не властью ключей (каковой он вовсе не имеет), но заступничеством даёт душам [в Чистилище] прощение.

27. Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из Чистилища.

28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие, церковное же заступничество — единственно в Божьем произволении.

29. Кто знает, все ли души, пребывающие в Чистилище желают быть выкупленными, как случилось, рассказывают, со св. Северином и Пасхалием.

30. Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и — много меньше — в получении полного прощения.

31. Сколь редок истинно раскаявшийся, столь же редок по правилам покупающий индульгенции, иными словами — в высшей степени редок.

32. Навеки будут осуждены со своими учителями те, которые уверовали, что посредством отпустительных грамот они обрели спасение.

33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции — это бесценное Божие сокровище, посредством которого человек примиряется с Богом.

34. Ибо их простительная благодать обращена только на наказания церковного покаяния, установленные по-человечески.

35. Не по христиански проповедуют те, которые учат, что для выкупа душ из Чистилища или для получения исповедальной грамоты не требуется раскаяния.

36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций.

37. Всякий истинный христианин, и живой, и мёртвый, принимает участие во всех благах Христа и Церкви, дарованное ему Богом, даже без отпустительных грамот.

38. Папским прощением и участием не следует ни в коем случае пренебрегать, ибо оно (как я уже сказал) есть объявление Божьего прощения.

39. Непосильным трудом стало даже для наиболее учёных богословов одновременно восхвалять перед народом и щедрость индульгенций, и истинность раскаяния.

40. Истинное раскаяние ищет и любит наказания, щедрость же индульгенций ослабляет это стремление и внушает ненависть к ним или по крайней мере даёт повод к этому.

41. Осмотрительно надлежит проповедовать папские отпущения, чтобы народ не понял ложно, будто они предпочтительнее всех прочих дел благодеяния.

42. Должно учить христиан: папа не считает покупку индульгенций даже в малой степени сопоставимой с делами милосердия.

43. Должно учить христиан: подающий нищему или одалживающий нуждающемуся поступает лучше, нежели покупающий индульгенции.

44. Ибо благодеяниями приумножается благодать и человек становится лучше; посредством же индульгенций он не становится лучше, но лишь свободнее от наказания.

45. Должно учить христиан: тот, кто видя нищего и пренебрегая им покупает индульгенции, не папское получит прощение, но гнев Божий навлечёт на себя.

46. Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своём доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции.

47. Должно учить христиан: покупка индульгенций — дело добровольное, а не принудительное.

48. Должно учить христиан: папе как более нужна, так и более желанна, — при продаже отпущений — благочестивая за него молитва, нежели вырученные деньги.

49. Должно учит христиан: папские отпущения полезны, если они не возлагают на них упования, но весьма вредоносны, если через них они теряют страх перед Богом.

50. Должно учит христиан: если бы папа узнал о злоупотреблениях проповедников отпущений, он счёл бы за лучшее сжечь дотла храм св. Петра, чем возводить его из кожи, мяса и костей своих овец.

51. Должно учить христиан: папа, как к тому обязывает его долг, так и на самом деле хочет, — даже если необходимо продать храм св. Петра — отдать из своих денег многим из тех, у кого деньги выманили некоторые проповедники отпущений.

52. Тщетно упование спасения посредством отпустительных грамот, даже если комиссар, мало того, сам папа отдаст за них в заклад собственную душу.

53. Враги Христа и папы суть те, кто ради проповедования отпущений приказывают, чтобы слово Божие совершенно умолкло в других церквах.

54. Вред наносится слову Божию, если в одной проповеди одинаково или долее времени тратится на отпущение, нежели на него.

55. Мнение папы, безусловно состоит в том, что если индульгенции — ничтожнейшее благо — славят с одним колоколом, одной процессией и молебствием, то Евангелие — высшее благо — надлежит проповедовать с сотней колоколов, сотней процессий и сотней молебствий.

56. Сокровища Церкви, откуда папа раздаёт индульгенции — и не названы достаточно, и неизвестны христианам.

57. Несомненно, что ценность их — и это очевидно — непреходяща, ибо многие проповедники не так щедро их раздают, сколь охотно собирают.

58. Также не являются они заслугами Христа и святых, ибо они постоянно — без содействия папы — даруют благодать внутреннему человеку, и крест, смерть и Ад внешнему человеку.

60. Мы по опрометчивости заявляем, что ключи Церкви, дарованные служением Христа — вот то сокровище.

61. Ибо явствует, что для освобождения от наказаний и для прощения, в определённых ему случаях достаточно власти папы.

62. Истинное сокровище Церкви — это пресвятое Евангелие (Благовестие) о славе и благодати Бога.

63. Но оно заслуженно очень ненавистно, ибо первых делает последними.

64. Сокровище же индульгенций заслуженно очень любимо, ибо последних делает первыми.

65. Итак, сокровища Евангелия — это сети, коими прежде улавливались люди от богатств.

66. Сокровища же индульгенций — это сети, коими ныне улавливаются богатства людей.

68. В действительности же они в наименьшей степени могут быть сравнимы с Божией благодатью и милосердием Креста.

69. Епископам и священникам вменяется в обязанность принимать комиссаров папских отпущений со всяческим благоговением.

70. Но ещё более им вменяется в обязанность смотреть во все глаза, слушать во все уши, дабы вместо папского поручения они не проповедовали собственные выдумки.

71. Кто говорит против истины папских отпущений — да будет тот предан анафеме и проклят.

72. Но кто стоит на страже против разнузданной и наглой речи проповедника — да будет тот благословен.

73. Как по справедливости папа поражает отлучением тех, кто во вред торговле отпущениями замышляет всяческие уловки.

74. Так гораздо страшнее он намерен поразить отлучением тех, кто под предлогом отпущений замышляет нанести урон святой благодати и истине.

75. Надеяться, что папские отпущения таковы, что могут простить грех человеку, даже если он, — предполагая невозможное — обесчестит Матерь Божию — значит лишиться разума.

76. Мы говорим против этого, что папские отпущения не могут устранить ни малейшего простительного греха, что касается вины.

77. Утверждать, что св. Пётр, если бы был папой, не мог бы даровать больше благодеяний — есть хула на св. Петра и папу.

78. Мы говорим против этого, что этот и вообще всякий папа дарует больше благодеяний, а именно: Евангелие, силы чудодейственные, дары исцелений и прочее — как сказано в Первом послании к Коринфянам, 12 глава.

79. Утверждать, что пышно водружённый крест с папским гербом равномочен кресту Христову, значит богохульствовать.

80. Епископы, священники и богословы, дозволяющие вести такие речи перед народом, ответят за это.

81. Это дерзкое проповедование отпущений приводит к тому, что почтение к папе даже учёным людям нелегко защищать от клевет и, более того, коварных вопросов мирян.

82. Например: Почему папа не освободит Чистилище ради пресвятой любви к ближнему и крайне бедственного положения душ, — то есть по причине наиглавнейшей, — если он в то же время неисчислимое количество душ спасает ради презренных денег на постройку храма — то есть по причине наиничтожнейшей?

83. Или: Почему панихиды и ежегодные поминовения умерших продолжают совершаться и почему папа не возвращает или не позволяет изъять пожертвованные на них средства, в то время как грешно молиться за уже искупленных их Чистилища?

84. Или: В чём состоит эта новая благодать Бога и папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия?

85. Или: Почему церковные правила покаяния, на самом деле уже давно от неупотребления себя отменившие и мёртвые, до сих пор ещё оплачиваются деньгами за предоставленные индульгенции, словно они ещё в силе и живы?

86. Или: Почему папа, который ныне богаче, чем богатейший Крез, возводит этот единственный храм св. Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги нищих верующих?

87. Или: Что папа прощает или отпускает тем, кто посредством истинного покаяния имеет право на полное прощение и отпущение?

88. Или: Что могло добавить Церкви больше блага, если папа то, что он делает теперь единожды, совершал сто раз в день, наделяя всякого верующего этим прощением и отпущением?

89. Если папа стремится спасти души скорее отпущениями, нежели деньгами, почему он отменяет дарованные прежде буллы и отпущения, меж тем как они одинаково действенны?

90. Подавлять только силой эти весьма лукавые доводы мирян, а не разрешать на разумном основании — значит выставлять Церковь и папу на осмеяние врагам и делать несчастными христиан.

91. Итак, если индульгенции проповедуются в духе и по мысли папы, все эти доводы легко уничтожаются, более того — просто не существуют.

94. Надлежит призывать христиан, чтобы они с радостью стремились следовать за своим главой Христом через наказания, смерть и ад.

95. И более уповали многими скорбями войти на небо, нежели безмятежным спокойствием.


Если остановиться коротко на жизни Мартина Лютера, то он был реформатором, развернувшим свою деятельность в Германии. Он основал немецкий протестантизм. Благодаря ему Библия увидела свет на немецком языке. Также ему удалось утвердить нормы литературы немецкого языка.

Родился Лютер в 1483 году 10 ноября. Его воспитывала семья рудокопа, которая владела разработками. Поэтому семья была не из бедных. Окончил он в 1505 году университет в Эрфурте. Получил звание магистра. Потом начал служить в монастыре того же города. С 1508 года читает лекции, а с 1512 становится доктором богословия.

Когда пришло время выступать с подъемом движения против католической церкви, то Мартин Лютер выступил первый. Он знал богословие очень хорошо, и в последнее время начал задумываться о том, что не все, что он преподает правильно и разумно. Именно это побудило его перевести Библию с оригиналов на немецкий язык. В 1517 году увидели свет тезисы Мартина Лютера. Всего их было 95. Они говорили о том, как правильно поклоняться Богу. Во что на самом деле нужно верить.

В своих тезисах, которые он вывесил на двери виттенбергской церкви, Лютер развил свою новую религию. Он отделился от католиков и стал приглашать людей к правильной, по его мнению, вере. Основные догматы церкви им отрицались. Он был против того, что духовенство – это посредник между Богом и людьми. Главное, что должно быть у человека, чтобы спастись, была его вера.

По утверждению Мартина Лютера мирской жизни нужно отдавать должное время. Так как, живя именно среди людей и оставаясь верным своей вере, можно добиться одобрения Бога. Сюда относится и подчинение государству и его законам.

Папские декреты и послания, например, священное предание, он отверг. Для него было важно вернуть Священному Писанию его высокого положения, так как Библия – это та книга, которую нужно читать и изучать, по которой нужно жить. Именно по этой причине Мартин Лютер ее переводит на доступный для немцев язык.

Главное, что провозгласил Лютер, так это, что государственная власть и церковь не должны сидеть на одном стуле. Кстати, в современном мире, такое можно наблюдать сплошь и рядом. Так, по мнению, Лютера важно учесть, что религия не должна вмешиваться в политику. Не как в России Всея Руси Кирилл, который является патриархом и сидит в Думе, чего быть не должно.

Оппозиционные слои населения, которые уже давно имели зуб на церковь, когда услышали и прочитали тезисы, опубликованные Мартином Лютером, сразу подняли восстание. При этом границ больше не было. Сам автор тезисов такого шума не ожидал. Люди просто кипели злостью на то, что их столько лет обманывали.

Лютера вызвали на суд сначала в Рим, куда он отказался ехать, а потом и в Лейпциг в 1519 году. Здесь уже он дал основательное свидетельство богословам католической церкви. Являясь в прошлом доктором богословия, ему было несложно отстаивать свою новую веру.

Мартин Лютер во многом опирался на учения Яна Гуса, который был родом из Чехии. Ян уже тогда был известен своими выступлениями против католицизма. Поэтому для Лютера он стал кем-то вроде реформатора, ведущим в новую жизнь. Такое положение вещей привело к тому, что Лютеру выдали папскую буллу, которая сообщала ему о том, что он отлучен от церкви. А это было равносильно тому, что его признали еретиком и неверующим. В то время люди были уверены, что только благодаря церкви можно получить спасение от бедности и жить в раю на небе.

Всенародно в 1520 году Мартином была сожжена папская булла. Он это сделал прямо в университете Виттенбурга. В том же году им было заявлено, что все по-настоящему верующие люди, для которых важна истина, а не ежедневное прощение грехов, от которых они не собираются отказываться, так как жизнь в грехах их устраивает, должны выступить против папской церкви.

В следующем году уже началось странное развитие событий. Появились новые реформаторы. Например, на арену вышел Томас Мюнцер. Он понимал по своему Реформацию. Благодаря ему простые люди, которые жили в качестве рабов у вассалов, стали верить, что Бога не устраивает такое положение вещей.

Лютер же отошел от первоначальных тезисов, так как заявил, что их нужно понимать лишь в духовном смысле. В буквальном он просит рабов оставаться рабами. Так он дал понять, что не готов поднять крепостных крестьян против их хозяев. Поэтому его 95 тезисов и телесная несвобода вполне совместимы, что вызвало бурю недовольства со стороны крестьян.

Как сообщает сам Лютер, власть имущие люди просто обязаны подавлять восстания крепостных крестьян. И наказывать жестоко непокорных. Так как мол Богу угодно, чтобы все оставалось как есть. Даже когда начались его преследования, он прятался в замке Вартбург у Фридриха Саксонского. Выступления против восстания крестьян продолжались вплоть до Крестьянской войны, которая началась в 1524 году и закончилась в 1526.

Несмотря на свое понимание библейских принципов Мартин Лютер остается великим деятелем эпохи Возрождения, когда реформаторство получило широкий размах. Ждать от человека полного следования библейским принципам, значит, признать его праведным. Лютер таким не был. Так как даже свои тезисы не всегда соблюдал.

Мартин Лютер

Мартин Лютер

Именно тезисы Мартина Лютера положили начало Реформации церкви в Германии, которая затем распространилась на приличную часть Европы и вызвала религиозный раскол. Основные идеи и положения учения Мартина Лютера сводились к тому, что господствующая религиозная доктрина губит саму веру, или, другими словами, он критиковал католицизм в целом и Святой Престол в Ватикане в частности. Именно учение Мартина Лютера породило протестантизм, который со временем стал одним из трёх основных направлений в христианстве наряду с католицизмом и православием. Сам протестантизм тоже разделился на течения поменьше – начавшись с лютеранства, он со временем раскололся на кальвинизм, цвинглианство, анабаптизм и другие направления. Как бы то ни было, Реформация, начатая Мартином Лютером, вызвала тревогу в католическом мире, так как целые страны, следуя его идеям, отказывались признавать власть Ватикана и переходили в новую веру. Сам Лютер тогда ещё не знал, что Реформация в будущем станет причиной религиозных войн во Франции, да и в других странах, причём эти религиозные войны унесут больше жизней, чем любые другие военные конфликты той эпохи. Для католической Церкви Лютер стал врагом номер один, человеком, вызвавшим раскол, но у него были миллионы последователей. Согласно историческим документам, он прожил 62 года и умер своей смертью, но последние годы его жизни были омрачены многочисленными болезнями и другими проблемами со здоровьем.

Жан Кальвин

Основные идеи учения Мартина Лютера

Если кратко, то можно сказать, что идеи Мартина Лютера были направлены на “очищение” веры от того, во что её, по его мнению, превратил Ватикан и католическая религия в целом. Истоки такого мнения понятны: Церковь объявила себя необходимым звеном, посредником между людьми и Богом, но основой учения Мартина Лютера была идея о том, что это звено на самом деле не является необходимым, и для спасения души нужно не только слепое следование Святому Писанию, но и глубокая искренняя вера, и благодать. Другой важной идеей Мартина Лютера было отрицание авторитета декретов и посланий Папы Римского. Он утверждал, что главным источником истины является не Церковь, а Священное Писание, то есть Библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов. Ещё один основополагающий момент – расхождение во взглядах на мирское и духовное существование человека. Католическая Церковь всегда противопоставляла мирское и духовное, но одним из положений учения Мартина Лютера было утверждение, что божья благодать осуществляется и в обычной мирской жизни, так как Бог предназначает людей для той или иной деятельности, одаривая их различными талантами и способностями. Соответственно, следуя этому утверждению, нет ни презренных, ни благородных занятий, так как исполнение своего призвания в мирской жизни является богоугодным деянием. Если же обобщить всё вышесказанное, то можно кратко сказать, что основной идеей учения Мартина Лютера было следующее: священники не являются посредниками между людьми и Богом, они лишь направляют паству. Кроме того, Лютер критиковал догмат о непогрешимости личности Папы Римского.

События Карибского кризиса

Основные даты и события Карибского кризиса 1962 года кратко в таблице

Этапы промышленного переворота в России

Этапы промышленного переворота 19 века в России кратко в таблице

Начало Реформации в Германии

Мартин Лютер и Реформация

Начав свою деятельность в Германии, Мартин Лютер положил начало Реформации в этой стране

Историки считают началом Реформации в Германии 1517 год, когда были опубликованы 95 тезисов Мартина Лютера, подробнее о которых написано чуть ниже. Поводом для написания 95 тезисов стала булла Папы Римского Льва X, разрешавшая продажу индульгенций и отпущение грехов за деньги с целью профинансировать строительство собора Святого Петра, который сейчас является сердцем католического мира. Спустя два года, в 1519 году, Лютера вызвали в суд, но он остался непреклонен, и его предали анафеме, то есть отлучили от Церкви. В ответ он демонстративно сжёг папскую буллу (документ) и публично заявил, что борьба с папским произволом является долгом всего немецкого народа. Начало Реформации в Германии было положено, 95 тезисов Мартина Лютера распространялись стремительно, хотя он сам некоторое время подвергался преследованиям. В эти же годы он с помощью своих ближайших сподвижников сделал перевод Библии на немецкий язык, а также написал несколько богословских трудов. Тем временем протестантизм, порождённый его 95 тезисами, стремительно распространялся по стране, и это новое направление христианства получало всё больше и больше сторонников. Опубликованы 95 тезисов были лишь в 1517 году, и уже в 1530, то есть спустя всего 13 лет, Германия оказалась до того расколота на католиков и протестантов, что императору Карлу V пришлось даже созывать Аугсбургских рейхстаг (собрание всех сословий), чтобы попытаться примирить тех и других перед лицом крепнущей угрозы со стороны Османской империи. Правда, ни к каким результатам это собрание не привело, что в дальнейшем стало одной из причин начала религиозных войн в Европе.

Мартин Лютер и Контрреформация

Мартин Лютер и Жан Кальвин

Таблица сравнения учений Мартина Лютера и Жана Кальвина, другого знаменитого реформатора

В XVI-XVII веках в католической церкви зародилось религиозно-политическое движение, направленное против Реформации и, соответственно, получившее название “Контрреформация”. Оно имело определённые последствия: в результате католическая Церковь стала более сплочённой под властью Папы Римского, а баланс политических сил в Европе изменился, так как страны, последовавшие учению Мартина Лютера и принявшие протестантизм, стали естественными соперниками (а порой и врагами) католических государств. Соответственно, влияние Церкви в католических странах усилилось, и католическая религия пережила серьёзное обновление: были запрещены индульгенции (отпущение грехов за плату), введены стандарты отправления литургии (главного богослужения), появился Григорианский календарь, используемый большинством стран и поныне. Также были основаны новые монашеские ордена, ставшие образцом нового, обновлённого католицизма. Так что на вопрос о том, можно ли считать Мартина Лютера деятелем Контрреформации, можно ответить, что нет, нельзя – он был идеологом и создателем Реформации, породившей одно из трёх основных направлений в христианстве. Стоит отметить также, что именно начало Контрреформации оформило окончательный разрыв католиков и протестантов, который в итоге привёл к Тридцатилетней войне, ставшей самым масштабным военным конфликтом в Европе вплоть до Первой Мировой войны в начале XX века.

Читайте также: