Конфликт на африканском роге кратко

Обновлено: 05.07.2024

Таким образом, активизировав свою политику в зоне "третьего мира", советское руководство, казалось, укрепляло международные позиции своей страны, расширяло ее присутствие в отдаленных регионах мира, подтверждало ее глобальный статус. Вошедшие в зону советских интересов государства "третьего мира" обеспечивали также дополнительные возможности для действий в мировом океане советского военно-морского флота, предоставляя порты захода для советских военных судов практически на всем протяжении морского пути от западных до восточных рубежей СССР. В то же время договорное закрепление отношений с рядом государств, находившихся в нестабильных регионах, косвенно вовлекало СССР в многочисленные конфликты, чаще всего порожденные причинами не глобального, а регионального характера. Однако в условиях биполярного мира вовлечение Советского Союза в тот или иной региональный конфликт неизбежно порождало ответную реакцию его глобальных противников. То есть региональные - по своим источникам и движущим силам - конфликты превращались в существенные элементы глобального противостояния, начиная оказывать заметное воздействие на состояние планетарных международных отношений. Так СССР оказался на рубеже 70-80-х гг. вовлеченным - непосредственно либо косвенно - в конфликты на юге Африки, Африканском роге, в Юго-Восточной Азии, в Афганистане и даже в какой-то степени в Центральной Америке. Это требовало от Советского Союза значительных средств и материальных ресурсов, создавало серьезную политическую напряженность и даже - как в Афганистане, где СССР (после ввода туда своих войск) был вовлечен самым непосредственным образом, - вело к значительным человеческим жертвам. Как отмечают исследователи советской внешней политики, надежды советского руководства на то, что эти региональные конфликты можно будет как-то изолировать от основных вопросов отношений Восток - Запад, не оправдались и международная разрядка 70-х гг. была во многом похоронена на полях соперничества СССР и Запада в "третьем мире".

39. Центральноамериканский конфликт: никарагуанская проблема в международных отношениях.

Этот конфликт между про-марксистским правительством сандинистов в Никарагуа и США продолжался с 1979 г. по 1990 г. Начавшаяся в Никарагуа гражданская война между сандинистами и контрреволюционными формированиями ("контрас"), которые поддерживались Вашингтоном, затронула также соседние с Никарагуа Сальвадор и Гондурас, где партизанское движение во многом "спонсировалось" никарагуанцами и Кубой. Само правительство сандинистов обвинялось Вашингтоном в антидемократизме, нарушении прав человека и экспорте революции. В ходе ЦАК, неизбежно вписавшегося в контекст глобального противостояния между СССР и США, последние готовились к вооруженной интервенции в Никарагуа, превратив Гондурас в свою опорную базу. Они пытались также организовать блокаду Никарагуа, прибегнув к осужденному Международным Судом ООН минированию ее портов (1986).

ЦАК стал первым масштабным конфликтом в Западном полушарии, к урегулированию которого ОАГ не имела почти никакого отношения и который Соединенные Штаты так и не смогли в очередной раз использовать для укрепления своего лидерства в этой организации.

Решения ХII Консультативного совещания министров иностранных ОАГ (июнь 1979) фактически дали "путевку в жизнь" правительству сандинистов в Никарагуа. Резолюция совещания, принятая в момент, когда силы повстанцев готовились начать решающее наступление на столицу страны - г. Манагуа, фактически лишила прежний режим ставленника США, диктатора А. Сомосы, моральной и политической поддержки. Объявляя сомосовский режим "незаконным", она призвала к его "немедленному и окончательному свержению" и установлению демократического правительства, включающего представителей оппозиционных сил. Усилиями латиноамериканских стран на совещании удалось отвергнуть идею США о формировании и посылке в Никарагуа специальных "межамериканских вооруженных сил" по типу тех, что были созданы ими в 1965 г. для оправдания интервенции в Доминиканской Республике.




Впоследствии, однако, правительство Никарагуа было обвинено Соединенными Штатами в отходе от обещаний "поделиться властью с оппозицией", данных ОАГ. Вашингтон постепенно перешел от ограниченной поддержки сандинистов, характерной для последнего года администрации Дж. Картера, к борьбе с ними и поддержке "контрас", содействуя укреплению баз последних в Гондурасе, с которых они осуществляли набеги на никарагуанскую территорию. В дальнейшем все усилия в деле разблокировния разгоравшегося конфликта, захватившего Сальвадор и Гондурас и приковавшего к себе внимание широкой международной общественности, были выведены за рамки ОАГ и сосредоточены в руках временных латиноамериканских органов, созданных специально для разрешения возникшей ситуации (ad hoc). Немаловажным фактором, способствовавшим такому развитию событий, стал конфликт в Южной Атлантике, неожиданно вспыхнувший между странами, одинаково причислявшими себя к "западной, христианской цивилизации", - Аргентиной и Великобританией.

Приоритетом в использовании новых информационных технологий для коллектива Научной библиотеки является полноценное обеспечение информационных потребностей университета и повышение качества образования.

Научная библиотека РГУ имени С.А. Есенина

Запись опубликована автором admin в рубрике Пресса о РГУ имени С. А. Есенина. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

При таком соотношении сил, несмотря на ожесточенное сопротивление эфиопской армии, сомалийцы к концу августа 1977 г. почти полностью захватили Огаден, выйдя к городам Харэр и Дыре-Дауа. Казалось бы, Барре мог праздновать победу. Но не тут-то было. В войну почти открыто вмешались СССР и другие социалистические страны, после чего она получила неожиданное продолжение.

Над песками Огадена. Эпизоды эфиопско-сомалийскай войны на Африканском Роге 1977-1978 гг.

Над песками Огадена. Эпизоды эфиопско-сомалийскай войны на Африканском Роге 1977-1978 гг.

Над песками Огадена. Эпизоды эфиопско-сомалийскай войны на Африканском Роге 1977-1978 гг.
Над песками Огадена. Эпизоды эфиопско-сомалийскай войны на Африканском Роге 1977-1978 гг.
Над песками Огадена. Эпизоды эфиопско-сомалийскай войны на Африканском Роге 1977-1978 гг.

В части авиации, прибывшие в Эфиопию советские специалисты, естественно, настаивали на перевооружении местных ВВС техникой советского производства. Однако технику надо было еще доставить из СССР, а переучивание на нее местных кадров могло вообще растянуться на неопределенный срок. Это, кстати, касалось не только авиации – с самого начала стало понятно, что эфиопские солдаты просто не смогут правильно применять прибывающие из СССР современные танки и тяжелые артсистемы. Во многом именно поэтому было санкционировано непосредственное участие в этой войне кубинского военного контингента, первые подразделения которого начали прибывать в Эфиопию в декабре 1977 г.

Над песками Огадена. Эпизоды эфиопско-сомалийскай войны на Африканском Роге 1977-1978 гг.

По иронии судьбы советские советники должны были освоить этот американский истребитель и воевать (а главное – объяснить эфиопам как это делать лучше всего!) на нем против сомалийцев, летавших на советских МиГ-21МФ и МиГ-17Ф.

Для начала надо было прочитать (с помощью переводчиков, не сильных в авиационной терминологии, поскольку сами советские пилоты и техники английского языка в те времена сплошь и рядом не знали) имеющуюся документацию, а потом переходить к практическим полетам (эти тренировки плавно перетекали в полноценные боевые вылеты).

Над песками Огадена. Эпизоды эфиопско-сомалийскай войны на Африканском Роге 1977-1978 гг.
Над песками Огадена. Эпизоды эфиопско-сомалийскай войны на Африканском Роге 1977-1978 гг.

Над песками Огадена. Эпизоды эфиопско-сомалийскай войны на Африканском Роге 1977-1978 гг.

Вследствие довольно малого количества задействованной на Африканском Роге авиации, здесь не происходило массовых воздушных боев (в отличие от Вьетнама или арабо-израильской войны 1973 г., где в одном бою могло участвовать до полусотни самолетов с обеих сторон), но в целом война в воздухе здесь получилась довольно ожесточенной.

20 июля 1977 г. пара МиГ-21МФ ВВС Сомали сбила транспортный DC-3 ВВС Эфиопии.

В последующие дни ВВС Сомали пытались атаковать основные эфиопские авиабазы, куда на транспортных самолетах практически сплошным потоком шло вооружение из СССР и других соцстран. Эти попытки оказались, в основном, тщетными — только месяц спустя в районе аэродрома г. Джиджига пара сомалийских МиГ-21 МФ сумела наконец сбить эфиопский С-130, доставлявший грузы для местного гарнизона. Попытка повторить этот успех в том же районе 20 августа 1977 г. закономерно не удалась – на сей раз взлетавший советский Ил-76 прикрывался парой эфиопских F-5 полковника Ашеннафи Гэбре-Цадыка и произошедший воздушный бой стоил ВВС Сомали очередного потерянного МиГ-21МФ.

25 июля в боях с F-5 было сбито два МиГ-21 МФ и 1 МиГ-17Ф ВВС Сомали.

26 июля в очередном бою четверки сомалийских МиГ-21МФ с парой эфиопских F-5E было сбито 2 МиГ-21МФ , а еще два столкнулись при интенсивном маневрировании (есть другая версия этого боя, согласно которой был сбит только один МиГ-21МФ, а еще 2 или 3 серьезно повреждены).

К концу осени 1977 г. ситуация на фронте начала кардинально меняться. Западные военные эксперты позже признали, что

Пополненные таким образом ВВС Эфиопии начали полномасштабную борьбу за превосходство в воздухе, стремясь уничтожить сомалийские ВВС не только в воздухе, но и на земле. Так, в ноябре 1977 г., в ходе нескольких спланированных советскими советниками авиаударов по двум сомалийским ВПП в р-не г. Бербера, были уничтожены все уцелевшие Ил-28 (два самолета этого типа были потеряны ранее от огня ПВО, а один разбился в августе во время дневного налета на Джиджигу, зацепив крылом склон горы Карамара). После этого данный тип самолетов окончательно перестал фигурировать во фронтовых сводках.

Наземные войска сомалийцев тоже подверглись практически тотальному истреблению – всего кубинские МиГи совершили не менее 1013 боевых вылетов против наземных целей. ПВО Сомали сопротивлялась как могла – к марту 1978 г. кубинцы потеряли от огня ПЗРК и малокалиберной ЗА 3 самолета: 2 МиГ-21бис (ст. лейтенант Р. Видал погиб, а майор Б. Кортес благополучно катапультировался) и 1 МиГ-17Ф (лейтенант Э. Кампос погиб). И все-таки, к январю 1978 г., расчеты уцелевших зенитных установок и ЗРК сомалийской армии просто перестали открывать огонь по самолетам и вертолетам противника – обнаружение означало немедленный налет МиГов.

Над песками Огадена. Эпизоды эфиопско-сомалийскай войны на Африканском Роге 1977-1978 гг.

Над песками Огадена. Эпизоды эфиопско-сомалийскай войны на Африканском Роге 1977-1978 гг.
Над песками Огадена. Эпизоды эфиопско-сомалийскай войны на Африканском Роге 1977-1978 гг.
Над песками Огадена. Эпизоды эфиопско-сомалийскай войны на Африканском Роге 1977-1978 гг.
Над песками Огадена. Эпизоды эфиопско-сомалийскай войны на Африканском Роге 1977-1978 гг.

Интересно, что Барре после окончания войны объявил о том, что ВВС и ПВО Сомали сбили 50(?!) самолетов ВВС Эфиопии (в том числе 10 в воздушных боях), потеряв 20 своих самолетов (и все они якобы были сбиты огнем ПВО).

Рабочая поездка президента РФ В. Путина в Сочи - ИноСМИ, 1920, 05.03.2021

Черный континент столкнулся с полным пренебрежением со стороны Трампа, тогда как администрация Байдена всерьез планирует назначить нового спецпосланника на Африканском Роге, где накопилось множество проблем. Надо сказать, не ради помощи единой американцы снова обратили свой взор на этот регион. Самый лучший стимул для США — это планы России и Китая.

На Африканском Роге наблюдаются опасные события, угрожающие стабильности стратегического региона. Последний обладает особым географическим положением, поскольку имеет выход к Красному морю и Индийскому океану.

Трамп и умышленное пренебрежение к континенту

Черный континент столкнулся с полным пренебрежением со стороны бывшего президента США, поскольку тот не ступал на африканскую землю все четыре года, пока руководил страной. Ни для кого не было секретом его презрение и высокомерие по отношению к Африке и ее лидерам. Это выражалось в его риторике, как за закрытыми дверьми, так и для прессы.

Вероятно, администрации бывшего президента не хватало четкой стратегии для противодействия нарастающим геополитическим вызовам и угрозам в области безопасности в Африке. Трамп не поощрял формулировку четкой концепции политики на черном континенте, предоставив дипломатам и представителям органов безопасности возможность запускать инициативы, направленные исключительно на борьбу с китайским влиянием. Примером является инициатива Prosper Africa, выдвинутая в 2018 году тогдашним советником по национальной безопасности Джорджем Болтоном с целью увеличения американских инвестиций в Африку путем поддержки своих компаний.

В отличие от позиции Трампа, администрация нового президента всерьез планирует назначить нового специального посланника на Африканском Роге для урегулирования конфликтов в Восточной Африке, включая гражданскую войну и гуманитарный кризис на севере Эфиопии. Об этом сообщают нынешние и бывшие сотрудники Государственного департамента США.

Новая тенденция совпала с усилением международной гонки за влияние на Африканском Роге и внутренней перестановкой в Госдепартаменте, инициированной Байденом. В регион хотят инвестировать Китай, Россия, Иран и Турция.

Война в Тыграе и молчание прежней администрации

Незадолго до окончания президентского срока Трампа в эфиопском районе Тыграй вспыхнула гражданская война. По мнению экспертов, премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед и президент Эритреи Исайяс Афеворк в течение длительного времени готовились начать военную операцию в данном регионе. Как отметил британский исследователь, специализирующийся на проблемах Африканского Рога, Алекс де Валь, целью мирного соглашения, подписанного двумя лидерами в 2018 году, было уничтожение их общего врага — Народного фронта освобождения Тыграя.

Однако их действия не ограничились уничтожением лидеров фронта и его вооруженных сил. Большинство разыскиваемых командиров ушли из столицы провинции в горы до того, как регион был захвачен федеральном армией, поэтому главными жертвами стали мирные жители и местная инфраструктура.

Резня в Аксуме — лишь малая толика того, что произошло с регионом Тыграй в ходе войны, развязанной премьер-министром Эфиопии и президентом Эритреи с участием ополченцев из этнической группы амхарцев, которые решительно поддерживают премьер-министра Эфиопии.

Политика Байдена в отношении кризиса в Тыграе полностью отличается от позиции США в начале войны. Так, бывший президент полностью игнорировал необходимость прекращения боевых действий, словно ему не было известно о происходящем. Высокопоставленные чиновники администрации и вовсе дали премьер-министру Эфиопии зеленый свет, поскольку бывший госсекретарь Помпео и его помощник по африканским делам Тибор Надь согласились с эфиопской версией происходящего, в соответствии с которой военная операция стала ответом на нападение Фронта освобождения Тыграя на северное командование федеральной армии.

Конституционный кризис в Сомали

В феврале в Сомали должны были состояться выборы, но они были отложены на неопределенный срок из-за беспрецедентного конституционного кризиса, вызывающего опасения по поводу возобновления вооруженного конфликта в этой стране, где последние годы наблюдалась относительная стабильность.

Встреча сомалийских лидеров прошла 8 февраля, но участникам не удалось достичь компромисса по поводу голосования в запланированную дату. Иными словами, ситуация развивается не так, как ожидалось, после достижения консенсуса в сентябре прошлого года.

Однако нарушение сроков, приведшее к первой отсрочке выборов, запланированных на прошлый ноябрь, также привело к разногласиям между федеральным правительством в Могадишо и оппозицией и автономных регионов Пунтленд и Джубаленд.

Если учесть, что срок работы федерального парламента также истек в декабре 2020 года, можно сделать вывод об отсутствии в Сомали настоящей законной власти.

Пограничный конфликт между Суданом и Эфиопией

Вопрос о границах имеет большое влияние на отношения Судана и Эфиопии, и хотя страны выразили желание удерживать конфликт в политических и дипломатических рамках, часть суданского общества уверена, что Эфиопия вновь угрожает их территории. Как известно, пограничный конфликт был урегулирован несколько десятилетий назад посредством жестких соглашений, в частности, соглашения 1902 года между британским правительством, представлявшим Судан, и тогдашним королем Эфиопии Менеликом II.

Судан и Эфиопия возобновили переговоры в 2008 году с целью согласования 744-километровой границы. Больше всего разногласий возникало у сторон по поводу региона Аль-Фашака. Согласно договорам от 1902 и 1907 голов, земля принадлежит Судану, но заселена эфиопами, которые занимались сельским хозяйством и платили налоги эфиопским властям.

Переговоры между двумя правительствами в 2008 завершились достижением компромисса: Эфиопия признала суданскую границу, а Судан позволил эфиопам жить там и дальше.

Эфиопскую делегацию на переговорах в 2008 году возглавил Абай Цехайе, бывший член Народного фронта освобождения Тыграя. После отстранения в 2018 году лидеры Амхары осудили соглашение, назвав его тайной сделкой. По их словам, никто не консультировался с ними должным образом по поводу данного соглашения.

Недавний конфликт в Тыграе привел к судано-эфиопским столкновениям в Аль-Фашаке, когда суданская армия изгнала эфиопов, объявив о возвращении своих земель. На саммите IGAD, состоявшемся в Джибути в декабре 2020 премьер-министр Судана Абдулла и его коллега из Эфиопии Абий Ахмед подняли этот вопрос. Они договорились начать переговоры, но у каждого есть предварительные условия. Эфиопия хочет, чтобы Судан покинул земли, которые она контролировала, а также требует компенсации для пострадавших. Тем временем Судан продолжает оставаться на территориях и ужесточил контроль над ними.

Египет считает строительство плотин в странах, расположенных выше по течению, угрозой для своей доли в водах Нила, согласованной еще в колониальный период, в то время как Эфиопия рассматривает реку как основной источник гидроэнергетики, необходимой для экономического развития страны.

Как пояснил министр ирригации Судана Ясир Аббас, его страна просила изменить подход к переговорам и расширить роль экспертов в такой степени, чтобы они могли сыграть решающую роль в содействии переговорам и скорейшему разрешению конфликта. Однако, по его словам, на данном пути есть множество препятствий.

В свою очередь, министр иностранных дел Египта подчеркнул необходимость достижения юридически обязывающего соглашения до завершения второго этапа наполнения плотины. Этому должны способствовать серьезные переговоры с учетом интересов трех стран.

Разногласия в американской администрации

Все эти проблемы, которые в первую очередь затрагивают интересы США, побудили новую администрацию серьезно задуматься о назначении специального посланника на Африканский Рог.

Согласно американскому журналу Foreign Policy, должность нового специального посланника может заполнить пробел в дипломатических назначениях администрации Байдена, которая сегодня занимается перестановкой кадров в Госдепартаменте. Этот процесс может занять несколько недель или месяцев, так как кандидаты должны выдвигаться американским президентом и получить одобрение Сената.

Что касается должностей специальных посланников, то они не требуют одобрения Сената, что облегчает задачу новому посланнику на Африканском Роге подобно его коллегам Тимоти Лендеркингу, специальному посланнику в Йемене, и Роберту Малли, специальному посланнику в Иране. Все они руководят важными миссиями, не терпящими отлагательств.

По мнению Робби Грэммера, одного из авторов Foreign Policy (занимается освещением дипломатических вопросов и проблем национальной безопасности), наиболее серьезным кризисом в глазах американских политиков является война в Эфиопии и кампания в районе Тыграй на севере страны, где царит этническое насилие, жертвами которого становятся тысячи людей. Сегодня миллионы местных жителей нуждаются в срочной гуманитарной помощи.

Официальные лица США опасаются, что конфликт в Тыграе превратится в полноценный региональный кризис с распространением волнений на соседние Эритрею и Судан.

Одним из основных претендентов на новую должность является Дональд Бут, опытный дипломат. В настоящее время он служит специальным посланником США в Судане, а ранее работал послом США в Либерии, Замбии и Эфиопии.

Администрация Пейна еще не подтвердила новость о назначении спецпосланника на Африканский Рог, но госсекретарь Энтони Блинкен ранее сообщил Сенату, что эта идея активно обсуждается администрацией, поскольку черный континент является приоритетом для Байдена и его заместителя Камалы Харрис. Новый президент уже проявил заинтересованность в активизации отношений с Африкой. В частности, он хотел поговорить со своим кенийским коллегой Ухуру Кениатой, а Харрис провела переговоры с главой ДРК Феликсом Чисекеди.

Возможно, обсуждение в администрации США сосредоточится на том, будет ли новый посланник подчиняться непосредственно президенту, госсекретарю или его помощнику по делам Африки, и как будет осуществляться координация между посланником и посольствами США в регионе в дополнение к другим государственным органам.

В любом случае мы ожидаем, что специальный посланник сможет вести переговоры и позаботиться об американских интересах от имени Вашингтона, особенно при наличии прямой линии между ним и президентом или его администрацией, поскольку Соединенные Штаты обладают большим весом в регионе. Этот вес позволяет стране участвовать в урегулировании конфликтов и кризисов на Африканском Роге.

Читайте также: