Главная мысль сказки коняга салтыкова щедрина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Л. П. Гроссман:

"В замечательной сказке "Коняга" дается такое живое ощущение русской природы, истории и народного быта, какие не всегда найдутся в обширный романах с развернутыми пейзажами и огромными толпами героев.

Это, конечно, одна из выдающихся страниц русской литературы. Трагизм векового подневольного труда, оросившего своим кровавым потом безбрежные равнины "восточной Европы", нигде не передан с большей сжатостью и силой. Этот коротенький рассказ о крестьянской лошади достоин стать в ряд с первоклассными образцами нашей поэзии."

(Л. П. Гроссман, "Салтыков-сказочник", 1925 г.)


Б. Я. Бухштаб:

". Щедрин убежден в том, что русский человек духовно растет, что русский народ пробьется к сознательной и радостной жизни. В этом смысл замечательной сказки "Коняга". Мужик и коняга освободят "сказочную силу" народа - их уделом станет свободный творческий труд.

Щедрин уже видел, что растет русский пролетариат, хотя и не мог еще осознать его исторической роли.

Вспомним "Конягу". Здесь бездельники-пустоплясы, похаживая вокруг труженика-коняги, пустословят на его счет. Передавая болтовню пустоплясов, Щедрин подчеркнул лицемерную елейность их слога, свойственные им громкие, но пустые фразы, затуманивающие суть дела, хищнические стремления, прорывающиеся сквозь те вздорные поучения, которыми они досаждают Коняге.

А тусклым, наглым речам пустоплясов. в сказке противостоит мощный и живописный, полный напряженного раздумья и страстной убежденности язык самого великого писателя.

Средствами этого языка Щедрин создает величественную, суровую, мрачную и вместе с тем пронизанную несокрушимой верой в будущее картину "грозной, неподвижной громады полей". Веско и прозорливо звучит щедринское слово в его раздумьях и судьбе Коняги."

(вступительная статья Я. Эльсберга, "Рассказы, очерки, сказки", М. Е. Салтыков-Щедрин, из-во "Детгиз", 1951 г.)

В сказке, от начала до конца ее, звучит трагическая нота, вся сказка пропитана чувством тревоги гуманиста за судьбу подневольного труженика и чувством гнева писателя против идеологов социального неравенства.

Примечательно, что в сказке крестьянство представлено и непосредственно в образе мужика, и в параллельном образе — Коняги. Человеческий образ казался Салтыкову недостаточным для того, чтобы воспроизвести всю ту скорбную картину каторжного труда и безответных страданий, которую являла собою жизнь крестьянства при царизме.

Коняга — это доподлинно верный образ забитой крестьянской лошади; медведь, волк, лиса, заяц, щука, ерш, карась, орел, ястреб, ворон, чиж — все это не просто условные обозначения, не внешние иллюстрации, а поэтические образы, живо воспроизводящие облик, повадки, свойства представителей животного мира, призванного волею художника дать едкую пародию на общественные отношения буржуазно-помещичьего государства."

"Никогда не утихавшая боль писателя-демократа за русского мужика, вся горечь его раздумий о судьбах своего народа, родной страны сконцентрировались в тесных границах сказки "Коняга" и высказались в волнующих образах и исполненных высокой поэтичности картинах.

Сказка рисует, с одной стороны, трагедию жизни русского крестьянства - этой громадной, но порабощенной силы, а с другой - скорбные переживания автора, связанные с безуспешными поисками ответа на важнейший вопрос: "Кто освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет?".

В сказке о Коняге выражено стремление писателя поднять сознание народных масс до уровня их исторического призвания, вооружить их мужеством, разбудить их огромные дремлющие силы для коллективной самозащиты и активной освободительной борьбы."

(А. С. Бушмин, статья о Салтыкове-Щедрине в книге "История русской литературы" в 4-х томах, том 3, глава 21, 1980 г.)

Образ "Коняги" - единственный по силе выразительности не только в русской, но и в мировой литературе, образ неизбывной и необъятной трудоспособности народных масс, присущего им трудового героизма. И опять-таки плодами этой не знающей границ и пределов трудовой энергии пользуется не "коняга", а "пустоплясы".

("М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях", сост. Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов, Ленинград, 1939 г.)

Это был анализ сказки "Коняга" Салтыкова-Щедрина: тема, идея, суть, смысл, основная мысль произведения.

В рассказе Михаила Салтыкова-Щедрина “Коняга” два главных героя. Это простой, измученный непосильным трудом Коняга, и это Пустоплясы, вежливые и чувствительные, но не знакомые с трудом.

На Коняге держится мир, он каждый день пашет, он плохо питается, и часто валится без сил. Пустоплясы ничего не делают, они весело живут в праздности и беззаботности.

А между тем, когда-то Коняга и Пустоплясы были детьми одного отца, одного бога. Но уже тогда произошло разделение на рабочих лошадок и изнеженных породистых скакунов.

И вот Пустопляс пришли на поле, проведать своего брата. Они видят лежащего Конягу и удивляются, что тот еще жив. Они высказывают предположения о причинах необычной выносливости Коняги, а когда тот решительно поднимается, чтобы продолжать работу в поле, аплодируют ему и призывают всех вокруг полюбоваться силой Коняги и подражать ему.

В сказке использовано несколько аллегорий, которые довольно легко обозначить. Коняга - простой труженик-крестьянин, народ, Пустоплясы - господа, ведущие праздный образ жизни, и паразитирующие на своем народе.

Главные герои сказки:

  1. Коняга. Забитый, изморенный труженик, голодный и чуть живой.
  2. Пустоплясы. Беззаботные, изнеженные, воспитанные.

Читайте по теме:

Главная мысль сказки:

Свой народ нужно любит и беречь, о нем нужно заботиться, ведь без него не выживет вся страна.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 9-11 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

воскресенье, 16 июня 2019 г.

Салтыков-Щедрин М. "Коняга"

Жанр: сатирическая сказка

Главные герои сказки "Коняга" и их характеристика

  1. Коняга. Рабочая лошадка. Измученная, несчастная, забитая. Аллегория: крестьянин.
  2. Пустопляс. Праздный конь, породистый скакун. Аллегория: барин, помещик, обыватель.
  1. Усталый Коняга
  2. Бескрайние поля
  3. Бесконечный труд
  4. Несчастная жизнь
  5. Предание о Коняге и Пустоплясе
  6. Здравый смысл
  7. Сила духа
  8. Польза труда
  9. Привычка
  10. Восторг Пустоплясов
  1. На краю борозды прилег усталый Коняга, а рядом отдыхает мужичок.
  2. Тяжела жизнь Коняги, каждый день ждет его работа, еда плохая, здоровья нет.
  3. Но не умирает Коняга, влачит свое жалкое существование, а мимо идут Пустоплясы.
  4. Когда-то у Коняги и Пустоплясов был один отец, но разделил он их по чувствительности.
  5. И теперь удивляются Пустоплясы тому, что жив еще Коняга, и гадают о причинах этого.
  6. А Коняге опять пора работать, и восторгаются его каторжным трудом Пустоплясы.

Чему учит сказка "Коняга"
Сказка учит уважать чужой труд, уважать простого русского мужика, стараться облегчить условия его существования. Не заниматься словоблудием, а работать.

Отзыв на сказку "Коняга"
Это тяжелая сказка о несчастной судьбе мужика, крестьянина. Вечно голодного, оборванного, вечно работающего до изнеможения и губящего себя этим трудом. Бесконечен труд и страдания мужика, как бесконечно русское поле. И может быть будущее как-то решит этот вопрос. Вот о чем пытается сказать автор.

Пословицы к сказке "Коняга"
Крепостной не живет богат, а живет горбат.
Урожай не от росы, урожай - от пота.
Крестьянская доля на широком поле.
Крестьянское брюшко вкруг спинки обошло.
Крестьянин скотинкой жив.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Коняга"
Тяжело дремлет усталый Коняга на дороге. Пройдена трудная полоса на поле. С большим трудом Коняга с мужичком ее одолели.
Коняга старый, замученный и забитый, но работает круглыми днями и днем, и летом. Кормят конягу плохо, мало, да таким кормом, что все зубы растерять можно.
Худое житье у Коняги, и одно утешает - мужичок ему попался добрый и просто так не калечит. Оба с сохой идут, и Коняга упирается, и мужичок всем весом. И оба дрожат от натуги, смерть встречают. Каждый раз смерть, каждый день.
Бесконечны поля вокруг деревень, величественна их сила, освободить которую пытаются два живых пока существа - мужичок и его Коняга. Всю жизнь свою они над этой задачей бьются, да только не могут освободить эту силу.
Дремлет Коняга на солнцепеке и не поймешь сразу, то ли отдыхает он, то ли умирает. Все поля исходил Коняга вдоль и поперек, но конца края им как не было, так и нет. Для кого-то эти поля красота и поэзия, а для Коняги кабала.
И все проявления природы для Коняги как истязание, что снег, что зной, что дождь. От всего мучение бедной скотине.
А жизнь его состоит из работы. В работе смысл его существования. Ему и корма, и сил отмерено столько, сколько нужно для продолжения работы. И никому нет дела до того, что каждый день у Коняги появляются новые раны.
Жизнь кажется Коняге бесконечной. Он словно бы и не живет, но и не умирает.
Лежит Коняга, а мимо него Пустоплясы проходит. И глядя на них, не сразу понимаешь, что Коняга и Пустоплясы одного отца дети.
Жил когда-то старый конь, у которого было два сына, Коняга и Пустопляс.
Пустопляс был вежливый и чувствительный, а Коняга - неотесанный. Старик отец долго терпел эту неотесанность, но потом рассердился и повелел чтобы Пустоплясу давали овес, а Коняге солому. И поставили Пустопляса в стойло, овсом кормили, а Конягу в хлев отвели и соломы кинули.
И вот решил Пустопляс проведать своего братца. пришел на поле и увидел, что тот бессмертный. Как бы его не губили, не били, чем бы его не кормили, не умирает Коняга. Никакой палкой его не перешибешь.
И стали Пустоплясы вокруг Коняги прыгать и гадать, в чем тут секрет.
Один Пустопляс говорил, что это оттого, что Коняга понял, что плетью обуха не перешибешь, набрался здравого смысла, вот и живет спокойно.
Второй возражал, что не в здравом смысле дело, а в силе духа и в духе жизни.
Третий утверждал, что Коняга нашел для себя настоящий труд, и пока он трудится, он неистребим.
Четвертый же говорил, что дело в привычке. Привык Коняга работать, вот его и не берет ничто.
И долго бы так болтали пустоплясы, да только проснулся мужичок, и Конягу поднимает. И восхищаются Пустоплясы тому, как вытягивает Коняга ноги, как упирается ими в землю. И в восторге кричат, что вот кому подражать надо, каторжному.

В рассказе Щедрина "Коняга" рассказывается о бедном коне, который жизни по сути не видит, а только работает на износ. И ничего Коняге больше в жизни не светит, только работа, бессонница и плохая еда. В итоге так и получается, счастливого конца нет.

Главная мысль заключается в сравнении Коняги и обычного народа, который так же с утра до ночи вкалывает себе на проживание. И просветов там не видно, и трудишься на износ, и толку по сути ноль. Одно только выживание, никакой жизни. Но есть у этого одно НО, которое звучит следующим образом. Такой народ победить сложно, он закален жизнью и по сути бессмертен.

Здесь можно прочитать краткое содержание и о главных героях рассказа.

Здесь можно прочитать анализ сказки.

В этой сатирической грустной сказке в образе Коняги и мужика-пахаря автор Салтыков-Щедрин представляет крестьянство. Они вынуждены беспросветно и изо дня в день каторжно трудиться на бескрайнем поле. В образе брата Коняги Пустопляса автор критикует высшее общество, которое живет и не тужит в сытости, при этом не жалеет Конягу, а оправдывает его положение. Еще и рассуждает Пустопляс почему же его брат такой неистребимый, наверное в нем живет привычка трудиться. Писатель тут скорбит о той покорности рабской в которой оказались конь и мужик, а с другой стороны высмеивает слепое подчинение угнетателям. В этом и есть главная мысль данного остросатирического произведения.


Великий русский писатель М.Е.Салтыков-Щедрин известен по сатирическим сказкам, высмеивающим человеческие пороки. Одной из таких сказок является аллегорическая повесть под названием "Кисель". Именно кисель, а также свиньи и господа и являются главными героями этой сказки. Кухарка сварила на кухне кисель. Богатые господа пили его и наслаждались его вкусом. Но в какой-то момент он им надоел и кисель отдали свиньям. Сами же господа уехали гулять. Вернувшись все вдруг захотели поесть киселя, а его то и нет. Свиньи всё съели и не поперхнулись.

Главной мыслью сказки является то, что писатель выставляет в образе киселя безропотных и покорных крепостных крестьян, а в образе свиней расточительных господ, которые обжираются и чревоугодничают за счёт простого народа.


Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина "Обманщик-газетчик и легковерный читатель"

Жил был газетчик, который постоянно обманывал читателя, и жил читатель, который всему верил. Газетчик придумывал разные страхи про жизнь, а читатель верил. А газетчик новые страхи придумывал, и снова читатель верил. И жилось всем легко и весело. Газетчик даже два каменных дома на обмане построил.

Но вот сказали газетчику, что хватит обманывать, надо истину говорить. Газетчик и сам рад, стал истину писать, про то что все вокруг замечательно и хорошо. И читатель рад - и раньше ему весело жилось, а теперь вообще благоденствие. Но случилась ошибка и посадили читателя в кутузку. Посидел он день, схватил дифтерит и умер. А газетчик живет счастливо и все решает, как лучше читателя обмануть - обманом или истиной.

Главная мысль этого рассказа в том, что не следует верить всему, что пишет пресса, потому что если заработок человека зависит от того, что он скажет, то конечно он будет говорить то, что выгодно ему, а не то что есть на самом деле.

Сказка учит не доверять огульно всему, что пишут, а иметь собственное мнение.

План пересказа сказки:

  1. Газетчик и читатель
  2. Обманы газетчика
  3. Обеспеченность
  4. Любимый дефицит
  5. Дружба читателя и газетчика
  6. Истина
  7. Всеобщее благоденствие
  8. Кутузка
  9. Смерть читателя
  10. Счастливый газетчик

Сказка Щедрина "Медведь на воеводстве" состоит из трех рассказов про трех медведей, которых лев-монарх послал в дальний лес.

Первый медведь решил прославить себя кровопролитием. Пьяного медведя будит песня чижика, которого в лесу все уважали. Злой медведь съедает птицу, но в скором времени сожалеет и думает, как бы избежать огласки по этому происшествию. По близости оказался скворец, который всем рассказал о содеянном. Однако жители леса упрекали медведя не в том, что тот сделал, а в том, что медведь сделал слишком мелкое злодеяние, чем не оправдал ожиданий. Даже после совершения крупных расправ медведю все равно припоминали тот первый случай. В итоге на карьере медведя поставлен крест.

Второй медведь был немного умнее первого и сразу составил план действий. Однако по прибытию в лес он увидел, что все уже разрушено. Тогда со злости он решил учинять расправу над подчиненными, что собственно им и не понравилось. Вскоре с медведя содрали шкуру.

Третий был умнее всех и учел ошибки других воевод. Он оставил беспорядок какой есть и дал волю уже привычным делам жителей. В итоге свое правление он провел в берлоге, а жизнь леса пустил на самотек.

В конце концов медведя все равно постигла учесть прошлых воевод.

Здесь можно прочитать главную мысль и о главных героях сказки.

Салтыков-Щедрин написал немало сказок, многие из них непростые и специфические. Сказка "Гиена" и вовсе выбивается из их числа. Это скорее размышление, философствование, нежели сказка с главными героями и сюжетом, как мы привыкли воспринимать сказку.

Сказка "Гиена" краткое содержание:

В самом начале автор кратко описывает гиену, упоминая, что они довольно таки милые на вид. При этом ссылается на исследования Брэма, который изучал повадки животных. Гиенам приписывают мистическое воздействие на людей, способность их сводить с ума. Ходят даже легенды, что гиена превращается в человека и обратно. Эту легенду пересказывала купчиха.

Далее идет описание характера гиен, ее неприятного воя и хохота, особенностей нападания на слабых и беззащитных. Потом автор упоминает, что гиен можно приручить и победить, ведь смелостью они на самом деле не отличаются.

Оканчивается сказка тем, что автор призывает людей не отчаиваться и не сомневаться, что все доброе и человеческое в людях способно победить все плохое и гиенское.

Можно также попробовать составить краткое содержание в виде плана:

  1. Описание внешности гиен.
  2. Мистические легенды о гиенах от аборигенов и купчихи.
  3. Описание полосатой гиены по Брэму, ее повадок.
  4. Как приручить и победить трусливую гиену.
  5. Лучшие человеческие черты в людях никогда не погибнут, не уступят место "гиенским".

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Гиена" приведен здесь.

Салтыков-Щедрин

М.Е. Салтыков-Щедрин родился в 1826 г. в Тверской губернии. Отец был потомственным дворянином, мать - из купеческой семьи. Все наблюдения, полученные Салтыковым в родовом имении своего отца (это был разгар крепостного права) легли в основу многих его будущих произведений.

Михаил получил хорошее домашнее образование, в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, а через два года - в Царскосельский лицей. Там пробует себя как поэт. В 1841 г. было опубликовано его стихотворение "Лира".

По окончании лицея Салтыков служил чиновником в канцелярии Военного министерства.

Первые повести Салтыкова испугали власть своей социальной остротой, и писателя сослали за неблагонадежность в Вятку. Там он служил в Губернском правлении, ездил по губернии, знакомился с жизнью чиновников.

После смерти Николая I Михаил Евграфович вернулся в Петербург и вплотную занялся литературой. Женился. Служил вице-губернатором Рязани, затем - Твери.

После выхода в отставку писатель живет в Петербурге, пишет для журналов "Отечественные записки", "Современник". Особую значимость приобрели книга очерков "Современная идиллия", роман "Господа Головлевы", "Пошехонские рассказы". В последние годы были написаны сатирические сказки.

Читайте также: