Грузино южноосетинский конфликт кратко

Обновлено: 05.07.2024

10 ноября 1989 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области преобразовал область в автономную республику в составе Грузинской ССР. Однако Верховный Совет Грузии признал это решение неконституционным. Грузинские националисты взяли Цхинвал в кольцо блокады, которая длилась 4 месяца.

20 сентября 1990 года парламент Южной Осетии провозгласил создание республики, а 10 декабря Верховный Совет Грузинской ССР объявил об упразднении Юго-Осетинской автономной области. На следующий день Грузия ввела в Цхинвал чрезвычайное положение. В январе 1991 года в Южную Осетию были переброшены грузинские войска.Напряженная обстановка переросла в открытое военное противостояние, которое привело к многочисленным жертвам с обеих сторон. По различным оценкам, с ноября 1990 года по июль 1992 года в результате конфликта погибли от 2 до 4 тыс человек.

24 июня 1992 года в Сочи /Дагомысе/ президент России Борис Ельцин, председатель Госсовета Республики Грузия Эдуард Шеварднадзе и представители Южной и Северной Осетии подписали Соглашение о принципах урегулирования конфликта. В соответствии с документом в зону конфликта в июле 1992 года были введены смешанные российско-грузино- североосетинские миротворческие силы, что привело к прекращению военных действий и началу переговорного процесса.

В Южной Осетии дважды проводился референдум по вопросу о будущем республики - в январе 1992 года и ноябре 2006 года. Абсолютное большинство проголосовавших на референдумах /около 99 проц./ высказалось за независимость Южной Осетии.

Обстановка в зоне грузино-югоосетинского конфликта начала резко обостряться с конца июля — начала августа 2008 года. Активные боевые действия начались в ночь с 7 на 8 августа, когда Грузия подвергла массированному артобстрелу г. Цхинвал, после чего предприняла попытку захвата Южной Осетии. Днем 8 августа президент России Дмитрий Медведев объявил о начале операции по принуждению Грузии к миру в зоне конфликта. В тот же день в регион для защиты проживающих там российских граждан и в помощь российским миротворцам РФ ввела около 10 тыс военнослужащих и сотни единиц военной техники, к берегам Абхазии подошли корабли Черноморского флота РФ.

В первый день конфликта российские войска не участвовали в интенсивных боевых действиях. 9 августа в вооруженное противостояние с Грузией вступила Абхазия, начав операцию по вытеснению грузинских войск из Кодорского ущелья. В тот же день была предпринята первая попытка российских войск занять Цхинвал, а 11 августа они перешли в контрнаступление, и на следующий день грузинские агрессоры были отброшены за пределы Южной Осетии.

12 августа российская сторона официально заявила о завершении операции по принуждению Грузии к миру, 13 августа Абхазия сообщила об окончании операции по освобождению Кодорского ущелья.

По данным Следственного комитета при прокуратуре РФ / СКП/, в нападении на Южную Осетию участвовали 17 тыс грузинских военнослужащих при поддержке 100 танков, 70 бронемашин, 110 артиллерийских орудий и 30 систем залпового огня.

20 августа Генштаб ВС РФ сообщил, что за время боевых действий погибли 64 российских военнослужащих и 323 были ранены. 11 сентября СКП заявил о гибели 66 российских военных. Министерство обороны РФ официально признало потерю 4 своих самолетов.

Около 36 тыс мирных жителей в первые дни грузинской агрессии покинули территорию Южной Осетии /все население республики - около 50 тыс/. По сведениям СКП на 2009 год, потери среди мирного населения составили 162 человека, ранены были 255 человек.

По разным данным, с грузинской стороны погибли 228 гражданских лиц и 169 военнослужащих. Потери авиации составили три самолета и 4 вертолета.

Российский Следственный комитет возбудил уголовное дело по статьям "геноцид" и "убийство большого количества мирных жителей". Материалы, связанные с вооруженным конфликтом, переданы российской стороной в Международный уголовный суд. Кроме того, в Европейский суд по правам человека против Грузии подано свыше 3 тыс жалоб жителей Южной Осетии и российских военнослужащих, пострадавших во время конфликта.

Военные действия Грузии привели Южную Осетию к гуманитарной катастрофе: столица республики была почти полностью разрушена, город остался без воды, электричества, газа, очистных сооружений. В Цхинвале и других населенных пунктах было полностью разрушено и сожжено 655 жилых домов, частично разрушено 2 тыс 139 строений. Ущерб, нанесенный энергохозяйству Южной Осетии, оценивался в 1 млрд 180 млн рублей, в том числе, газоснабжению - 470 млн.

11 августа 2008 года, за день до завершения операции по принуждению Грузии к миру, правительство России образовало оперативный штаб под руководством главы МЧС Сергея Шойгу для организации работ по ликвидации последствий вооруженного конфликта. Российские граждане перечислили 927 млн рублей для пострадавших в ходе грузинской агрессии, в Южную Осетию было доставлено 18 тонн гуманитарной помощи. От зарубежных государств и международных организаций поступило 660 тонн гуманитарной помощи, а также денежные средства.

В настоящее время Российская Федерация предоставляет финансовую помощь республике. Так, с осени 2008 года совокупный объем средств на развитие Южной Осетии составил более 34 млрд рублей. В 2011-2013 гг. Россия на финансирование Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию республики выделила более 8,5 млрд рублей. Кроме того, в настоящее время идет работа по подготовке новой Инвестпрограммы на 2014-2016 гг.

При распаде Советского Союза обострились этнические противоречия между некоторыми народами, населяющими территории бывших союзных республик. Долгие годы тлевший конфликт между Южной Осетией и Грузией вспыхнул с новой силой, когда президент Грузии Михаил Саакашвили при поддержке западных деятелей провозгласил стремление к объединению Грузии и Южной Осетии. Он пытался с помощью давления добиться от правительства России вывести в досрочном порядке войска, оставшиеся там после распада Советского Союза и выражал недовольство тем, что не может контролировать территории двух автономных республик. Все это говорит о том, что президент Грузии долго готовился и планировал это нападение. Надо сказать, что в то время Южная Осетия и Абхазия являлись сторонниками России и существовали как автономии в составе Российской Федерации. Более 80% южноосетинского населения имели российские паспорта.

Район Южной Осетии, граничащие с Грузией неоднократно подвергались обстрелам. Взаимные перестрелки не могли привести ни к чему хорошему. Несмотря на то, что по традиции все войны прекращались на время проведения Олимпиады, 8 августа 2008 года перед открытием летних Олимпийских игр, неожиданно и вероломно грузинские войска вошли на территорию Южной Осетии, обстреляв из артиллерийских орудий приграничные южноосетинские деревни и села. В столице страны Цхинвале начались вооруженные столкновения. Саакашвили подгадал так вторжение, что на данный момент в Москве никого из руководства не было. Путин был в Пекине, Медведев проводил отпуск на Волге, Сердюков, бывший на тот момент Министром обороны, тоже отсутствовал.

Уже 7 августа Грузия начала обстрел осетинских территорий из оружия крупного калибра. Утром 8 августа ее войска вошли в Цхинвал при поддержке танков, авиации и артиллерии. Грузинские солдаты с гордостью снимали и выкладывали в сеть видео, где видно как горят машины и жилые дома гражданского населения. В результате обстрелов погибли около 2 тыс. человек.

Двое суток российские миротворческие войска и местные ополченцы сдерживали натиск грузинских агрессоров. Но 9 августа по распоряжению главы страны российские войска вошли на территорию агрессора для защиты гражданского населения и миротворцев, пострадавших в этом конфликте. Подразделения 58 общевойсковой армии первыми прошли через Рокское ущелье и вступили в противостояние с грузинскими войсками. Основные силы российской армии подтянулись уже 10 августа. Доблестные грузинские солдаты не оказывали серьезного сопротивления и отступали так быстро, что российская армия захватила более 60% военной техники противника и подошла к Тбилиси на расстояние 35 км, вызвав приступ паники в Грузии и на Западе. В Кремль полетели просьбы убрать войска с территории суверенного государства и не захватывать Тбилиси. Собственно, Россия и не собиралась никого захватывать. 12 августа Грузия была принуждена к миру. Уже 16 августа президентами России и Франции подписан договор о мирном урегулировании, и в октябре российские войска были выведены с территории Грузии.

Что же произошло в 2008 году? И какова роль России в этом конфликте? Западные политики обвиняют Россию в агрессии и вмешательстве во внутренние дела Грузии. Грузия была и остается националистическим государством по той причине, что на ее территории ущемлялись права южных осетин и абхазцев. И это доказанный факт. Грузия провела две военные кампании против своих национальных меньшинств, предъявила территориальные претензии своим соседям, и России в том числе. Россия должна была отдать Грузии Сочи с прилегающими районами по мнению грузинских политиков. Отсюда напрашивается вывод, что такое агрессивное государство не может существовать рядом с границами России. Ни одно государство в мире не потерпит подобного соседства. Россия признала Абхазию и Южную Осетию. Грузия вводит свои войска на территорию Южной Осетии. Что должна была сделать Россия? Защитить своих союзников и принудить Грузию к миру, как сделало бы любое демократическое государство. Только так. Завоевывать Грузию не было надобности, равно как и те государства, которые после выхода из состава СССР кричат о российской агрессии. Брать на баланс и кормить развалившиеся страны Россия не собирается. По этой причине после принуждения к миру Грузии, российские войска выведены с ее территории. Подписаны мирные соглашения.

Символом этой войны с моральной точки зрения можно считать российского солдата, который один встал перед колонной грузинских войск, и никто не посмел сделать хотя бы шаг или выстрел в его сторону. Все просто. Это был воин страны, которая начала свое возрождение в 2008 г.

.
.

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация


Крах Советского Союза – сложной многонациональной системы со многими неурегулированными межэтническими проблемами, которые искусственно поддерживались в спокойном состоянии из центра в течении десятилетий, неизбежно привел к развитию этих самых конфликтов уже в новых условиях. На всей территории бывшего Советского Союза это вылилось в открытые противостояния и столкновения между представителями разных этносов, отстаивавших свои экономические, политические, культурные и иные права и интересы. Примером тому могут служить Грузино- югоосетинский конфликт 1991-1992, Грузино – абхазский конфликт 1992-1993, Приднестровский конфликт, Молдавско-гагаузский конфликт и тд.

Можно с уверенностью заявить, что все постсоветское пространство сегодня становится театром активной геополитической игры; на кону - влияние в самом центре Хартленда, в Кавказском и Каспийском регионах.

Военная агрессия Грузия в отношении Южной Осетии в августе 2008 года имеет, безусловно, несколько основных причин, среди которых и вопрос идентичности, и проблема психологического отношения осетин к государству Грузия как таковому( осетины не ассоциируют себя с Грузией, а хотят жить в составе Единой Осетии, которая географически поделена Главным Кавказских хребтом), и проблема ущемления конституционных прав и свобод коренного осетинского народа, однако я не считаю, что это исключительно региональный конфликт, прошедший без внешнего вмешательства, который никак не повлиял на дальнейшее развитие ситуации на Кавказе.

В своей работе я постараюсь рассмотреть основные причины возникновения данного конфликта, который, как я уже упомянул, вытекает из многих факторов, и последствия, к которым уже привел или может привести грузино-югоосетинский конфликт.

Объективные и субъективные причины конфликта

Вполне понятно, что в основе любого конфликта лежат объективные причины, которые могут копиться годами и даже десятилетиями, отсутствие взаимовыгодного решения которых в конце концов неминуемо приведет к возникновению конфликтной ситуации. Но в большой политике, когда на карту поставлено влияние в таком стратегически важном регионе как Кавказ, одних лишь объективных факторов не достаточно. Объективные предпосылки в этом конкретном случае сыграли роль пороховой бочки, которая была готова взорваться, но ждала своего часа. И этот час, с подачи внешнего игрока, настал.

Итак, объективные причины:

Распад СССР стал одной из главных причин, приведшим к военному конфликту между Грузией и Осетией, произошло столкновение противоречащих друг другу международных императивов: принципа нерушимости границ (Грузии) и права народов на самоопределение (Осетия).

Внешний фактор

На это есть целый ряд причин, который можно условно разбить на несколько групп:

В. Внутриполитическая ситуация.

Безусловно, эта реальность не только хорошо осознается, но и прогнозируется на многие годы вперед. Из этого может быть сделан один вывод: раз масштабы и качество внутреннего потребления нельзя сократить, необходимо обеспечить беспрепятственное поступление мировых ресурсов в США, притом любой ценой, значит, и ценой насилия, а это означает неизбежность ведения Большой Америкой войны.

Конечно, обеспечение своих национальных интересов для США – главная задача, поэтому в не зависимости от своей партийной принадлежности, сама американская система уже давно настроена на мировую эксплуатацию. Причем, неважно какими способами эта цель будет достигаться, задача одна – обеспечить поступление мировых ресурсов в США и поддержание собственной внутренней стабильности. Возможно, ведение периодичных региональных войн в разных регионах мира, или полномасштабная война на континентах, постоянное создание горячих точек и очагов напряженности – путь к американскому процветанию. Другими словами – США точно знают, как и когда действовать в отношении своих главных геополитических оппонентов – Россия, Китая и ЕС.

Заключение: последствия конфликта

На данный момент, грузино- югоосетинский конфликт, который длился в течении двух десятилетий и закончился пятидневной войной в августе 2008 года нельзя считать в полной мере законченным. Да, Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами, для обеспечения безопасности, на территории двух новых республик были размещены российские военные базы. В Абхазии и Осетии уже давно сформированы и успешно функционирует легальная и легитимная власть, избранная гражданами двух новых суверенных государств.

Концепция национальной безопасности гласит следующее:

Конечно, сейчас международная ситуация как никогда сложна, Россия находится в экономической изоляции и количество угроз, вызовов и внешних провокаций со стороны США и всего остального демократического мира будет только увеличиваться. В этой связи Россия принимает крайне важные меры по модернизации своей армии, развитие систем безопасности в рамках ОДКБ, СНГ, происходит тесная кооперация с Китаем, странами Азии и Латинской Америки. Все эти меры, на мой взгляд, наглядно демонстрируют, что Россия готова к отражению внешних нападок со стороны Западного мира и прочно стоит на двух ногах в войне за реализацию своих национальных интересов.

Напряженность в Южной Осетии возрастала с 1989 г., когда в области участились случаи столкновений между грузинами и осетинами и осетинское население стало активнее выражать недовольство. Ввиду численного преимущества последних число пострадавших среди грузин было больше.

После распада СССР, в январе 1992 г. в Цхинвали и районах Южной Осетии, не занятых грузинскими войсками, прошел референдум, участники которого высказались за присоединение Южной Осетии к России. Правительство Грузии решило подавить сепаратизм силой. Началась война. Потоки осетинских беженцев устремились в Россию, на территорию Северной Осетии. Бывшая югоосетинская автономия распалась на несколько частей. Районы с преимущественно грузинским населением были подконтрольны грузинским властям, а с преимущественно осетинским – югоосетинским. Повсюду происходили изгнания и перемещения людей, сопровождавшиеся убийствами и насилием.

Руководство Северной Осетии стало требовать от Москвы принятия жестких мер в отношении Грузии, грозя в противном случае расторжением Федеративного договора. В это время в Тбилиси пришел к власти Э.А.Шеварднадзе. Поскольку российское руководство не желало осложнять отношения с ним, с начала 1992 г. из Цхинвали начался постепенный вывод подразделений остававшихся там российских внутренних войск. Это решение вызвало негодование в Верховном совете России, под влиянием которого президент Б.Н.Ельцин предпринял попытку оказать давление на Тбилиси в югоосетинском вопросе. Грузинское руководство, склоняясь к уступке по менее важной для нее проблеме Южной Осетии, добивалось от Москвы встречных шагов в абхазском вопросе.

Дагомысские соглашения остановили войну, но не привели к урегулированию. В состав миротворческих сил формально вошли контингенты грузинских и североосетинских добровольческих сил. Но вскоре оказалось, что грузинские формирования состоят из местного грузинского населения, а добровольцы из Северной Осетии заменены югоосетинскими контрактниками. Фактически функции миротворчества легли на части российских войск. Вооруженные столкновения были прекращены, но Грузия утратила контроль над большей частью Южной Осетии.




1995 г. была достигнута договоренность представителей Грузии, России, ОБСЕ и Южной Осетии об аннулировании решения Верховного совета Грузии от декабря 1990 г. о лишении Южной Осетии автономного статуса. 1996 г. подписан меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению доверия между сторонами грузино-осетинского конфликта. Южная Осетия продолжала настаивать на предоставлении ей статуса республики с максимально широкими правами в составе Грузии и добивалась восстановления старых административных границ автономии в том виде, в котором они существовали на момент начала конфликта. Фактически контроль югоосетинских властей распространялся только на районы с преимущественно осетинским населением.

Напряженность в Южной Осетии возрастала с 1989 г., когда в области участились случаи столкновений между грузинами и осетинами и осетинское население стало активнее выражать недовольство. Ввиду численного преимущества последних число пострадавших среди грузин было больше.

После распада СССР, в январе 1992 г. в Цхинвали и районах Южной Осетии, не занятых грузинскими войсками, прошел референдум, участники которого высказались за присоединение Южной Осетии к России. Правительство Грузии решило подавить сепаратизм силой. Началась война. Потоки осетинских беженцев устремились в Россию, на территорию Северной Осетии. Бывшая югоосетинская автономия распалась на несколько частей. Районы с преимущественно грузинским населением были подконтрольны грузинским властям, а с преимущественно осетинским – югоосетинским. Повсюду происходили изгнания и перемещения людей, сопровождавшиеся убийствами и насилием.

Руководство Северной Осетии стало требовать от Москвы принятия жестких мер в отношении Грузии, грозя в противном случае расторжением Федеративного договора. В это время в Тбилиси пришел к власти Э.А.Шеварднадзе. Поскольку российское руководство не желало осложнять отношения с ним, с начала 1992 г. из Цхинвали начался постепенный вывод подразделений остававшихся там российских внутренних войск. Это решение вызвало негодование в Верховном совете России, под влиянием которого президент Б.Н.Ельцин предпринял попытку оказать давление на Тбилиси в югоосетинском вопросе. Грузинское руководство, склоняясь к уступке по менее важной для нее проблеме Южной Осетии, добивалось от Москвы встречных шагов в абхазском вопросе.

Дагомысские соглашения остановили войну, но не привели к урегулированию. В состав миротворческих сил формально вошли контингенты грузинских и североосетинских добровольческих сил. Но вскоре оказалось, что грузинские формирования состоят из местного грузинского населения, а добровольцы из Северной Осетии заменены югоосетинскими контрактниками. Фактически функции миротворчества легли на части российских войск. Вооруженные столкновения были прекращены, но Грузия утратила контроль над большей частью Южной Осетии.

1995 г. была достигнута договоренность представителей Грузии, России, ОБСЕ и Южной Осетии об аннулировании решения Верховного совета Грузии от декабря 1990 г. о лишении Южной Осетии автономного статуса. 1996 г. подписан меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению доверия между сторонами грузино-осетинского конфликта. Южная Осетия продолжала настаивать на предоставлении ей статуса республики с максимально широкими правами в составе Грузии и добивалась восстановления старых административных границ автономии в том виде, в котором они существовали на момент начала конфликта. Фактически контроль югоосетинских властей распространялся только на районы с преимущественно осетинским населением.

Читайте также: