Гк рф статья 51 государственная регистрация юридических лиц кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

ГК РФ Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

(в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 51 ГК РФ

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Комментарий к ст. 51 ГК РФ

1. Юридические лица возникают как результат юридических процедур - первоначально или путем реорганизации других ЮЛ (подробнее о последней см. комментарий к ст. ст. 57 - 60 ГК). Создание ЮЛ сводится к подготовке его учредительных документов и государственной регистрации (далее - регистрация). Этому и посвящены ст. 51 и ст. 52 ГК. Юридические лица регистрируются уполномоченным госорганом в порядке, определяемом Законом о регистрации юридических лиц (абз. 1 п. 1 ст. 51). Таким госорганом являются ФНС и ее территориальные органы (см.: Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872); Положение о федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 (СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961)).

2. В условиях рынка наиболее распространен явочно-нормативный способ создания ЮЛ, при котором для регистрации ЮЛ не требуется разрешений каких-либо органов - достаточно заявить об этом в регистрирующий орган. Последний не вправе проверять решение о необходимости и целесообразности создания ЮЛ, требовать представления иных документов помимо предусмотренных Законом о регистрации юридических лиц и отказать в регистрации ЮЛ при наличии всех необходимых документов; он также не проверяет на предмет соответствия законодательству РФ форму представления документов (кроме заявления) и содержащиеся в представленных документах сведения, кроме случаев, предусмотренных Законом о регистрации юридических лиц (п. п. 4, 4.1 ст. 9 Закона о регистрации юридических лиц).

Уведомительный способ используется при создании (регистрации в качестве ЮЛ) профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, которые, кстати, могут функционировать и без приобретения статуса ЮЛ (абз. 2, 9 п. 1 ст. 8 Закона о профсоюзах).

Известны также разрешительный способ, при котором для создания ЮЛ учредители должны получить разрешение (санкцию) того или иного госоргана (например, антимонопольного), а также распорядительный способ, при котором ЮЛ возникает в силу акта компетентного госоргана (именно так - путем принятия специального закона - возникают госкорпорации).

3. Регистрации подлежат ЮЛ, но не их структурные подразделения. Исключения из этого правила существуют в отношении крупных некоммерческих организаций. Так, в случае с политической партией регистрации подлежат сама партия и ее структурные подразделения - региональные отделения, кроме того, устав партии может наделять правом ЮЛ и иное структурное подразделение партии (например, местное или первичное отделение), которое регистрируется в этом качестве в порядке, предусмотренном для регистрации регионального отделения (п. п. 1, 8 ст. 15 Закона о партиях). Схожая ситуация - с профсоюзным объединением, где ЮЛ могут быть профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также первичные профсоюзные организации (ст. 8 Закона о профсоюзах). Отсюда ЮЛ - организация, признанная в качестве субъекта права законом, а в исключительных случаях (и с разрешения закона) - уставом.

4. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51), в момент создания ЮЛ приобретает правоспособность (п. 3 ст. 49 ГК). Оба эти правила являются императивными и исключений не предполагают. Известно, однако, что политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц и считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о ее создании, образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ, принятии ее устава и программы, формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов (при этом делегаты учредительного съезда партии являются ее учредителями); со дня создания партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием ее региональных отделений и получением документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в ЕГРЮЛ (ст. 11 Закона о партиях). Если учесть, что в силу ст. 15 того же Закона партия и ее региональные отделения подлежат регистрации, очевидно, что или упомянутая ст. 11 Закона имеет в виду совсем не то создание, о котором говорится в абз. 1 п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК, или ее редакция противоречит императивным правилам абз. 1 п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК.

Судебная практика по статье 51 ГК РФ

Отказывая в удовлетворении заявления о признании недействительными оспариваемых решений инспекции N 11 и инспекции N 46, суд первой инстанции, поддержанный судами апелляционной и кассационной инстанций, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 51, 57, 58, 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления ИП Васина, ИП Абрамушкина и общества "АвтоКом".

Отказывая в иске принципалу о взыскании неустойки, суды руководствовались положениями статьи 330, глав 51, 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиями агентского договора и исходили из неподтвержденности материалами настоящего дела ненадлежащего оказания ответчиком услуг по управлению строительством по агентскому договору, повлекшего нарушение сроков выполнения строительных работ по заключенным между подрядчиками и истцом договорам подряда.

Отказывая обществу в удовлетворении иска о признании договора аренды недействительной сделкой, суды руководствовались статьями 4, 12, 49, 51, 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из отсутствия заинтересованности истца в оспаривании данной сделки.
При этом суды приняли во внимание, что доводы, изложенные истцом в обоснование иска, исследовались судом при рассмотрении спора по делу N А41-76046/16 и получили правовую оценку.

Не согласившись с выводами суда кассационной инстанции, ПАО "Камчатскэнерго" в кассационной жалобе указывает, что из совокупного анализа норм статей 51 Закона N 131-ФЗ и 209 Гражданского кодекса следует, что собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, в том числе соблюдать установленные этими законами и нормативными актами ограничения.

Согласно пункту 8 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.
В соответствии с пунктом 4 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

По мнению заявителей жалоб, из анализа статьи 51 Закона N 131-ФЗ и статьи 209 Гражданского кодекса следует, что собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, в том числе соблюдать установленные этими законами и нормативными актами ограничения. Такие ограничения, по мнению ПАО "Камчатскэнерго", установлены Законом о теплоснабжении, и закрепление спорных объектов за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения без проведения таких конкурсных процедур препятствует развитию конкуренции, поскольку создает для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении муниципального имущества во временное владение и (или) пользование и лишает иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить права на объекты электро- и теплоснабжения.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, выводы которого поддержаны судами апелляционной инстанции и округа, руководствуясь статьями 51, 52, 54, 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", учитывая разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", исходил из того, что регистрирующим органом документально подтвержден факт отсутствия общества по заявленному им юридическому адресу и, следовательно, сведения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, в части места нахождения общества являются недостоверными.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11, 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", статьями 3, 4, 9, 13, 14 Закона N 129-ФЗ, суды отказали в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу, что смена адреса юридического лица была произведена без намерения обеспечить устойчивую связь Общества с уполномоченными органами, а также предоставления документальной информации для проведения мероприятий налогового контроля.

Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд, руководствуясь положениями статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", принимая во внимание, что в ЕГРЮЛ содержались сведения о Куйбиде Н.Б. как об учредителе ООО "Транспортная компания автомобильных и рефрижераторных перевозок", исключенного из ЕГРЮЛ, в отношении которого задолженность перед бюджетом была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, и на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества из ЕГРЮЛ, пришел к выводу о соответствии решения налоговой инспекции от 21.02.2019 N 546А об отказе в государственной регистрации положениям Закона N 129-ФЗ.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на неправильное применение статей 432, 424, 654 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и неприменение норм права подлежащих применению - статей 51, 183 Гражданского кодекса.
По утверждению Рамазановой О.А. заявленные по настоящему иску требования приведут к восстановлению ее нарушенных прав.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 143, 146, 166, 169, 171, 172, 173, 174 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 49, 51, 52, 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", статей 32, 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", разъяснениями, изложенными в постановлении от 12.10.2006 N 53, судебные инстанции пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для вынесения оспоренного решения, с чем согласился суд округа.

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Комментарии к ст. 51 ГК РФ

1. Важной стадией создания юридических лиц является регламентированная комментируемой статьей процедура их государственной регистрации. Государственная регистрация юридических лиц - это сочетание совокупности регистрационных процедур, заканчивающихся актом органа государственной регистрации о регистрации юридического лица. Осуществляется она в настоящее время Федеральной налоговой службой РФ (ФНС РФ), а также Министерством юстиции в отношении некоммерческих организаций и Банком России в отношении кредитных организаций.

Регулируется государственная регистрация основной массы юридических коммерческих лиц Законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Впоследствии был принят Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (вступил в силу 5 мая 2014 г.).

В Законе о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности. Закон не допускает возможности требования регистрирующими органами представления иных, кроме установленных Законом, документов. Это не только упрощает процедуру регистрации, но и лишает регистрирующие органы на местах возможности необоснованных требований о представлении дополнительных документов.

До 1 января 2004 года заявителями о государственной регистрация юридических лиц могли выступать лица, действующие на основании доверенности. Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ в Закон были внесены изменения, исключающие эту возможность, затруднявшую контроль за созданием юридических лиц и позволявшую возлагать ответственность за нарушения порядка создания организаций на третьих лиц.

Исчисление срока для государственной регистрация юридического лица начинается с момента представления документов в регистрирующий орган. Документы в регистрирующий орган могут представляться как лично, так и почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложений. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется территориальным органом ФНС РФ по месту нахождения указанного учредителями в заявлении постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, т.е. на основании учредительных документов.

2. В п. 2 комментируемой статьи провозглашен принцип информационной открытости государственной регистрации юридических лиц. В нем установлено, что данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления. Поэтому любое заинтересованное физическое или юридическое лицо может ознакомиться со сведениями и документами, содержащимися в государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Необходимость в этом может возникнуть, например, у судов РФ, полиции, органов местного самоуправления, у физических лиц с целью проверки надежности будущих работодателей, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью сбора информации о контрагенте.

При этом согласно принципу публичной достоверности реестра любое добросовестное лицо может полагаться на данные единого государственного реестра. Иными словами, презюмируется, что лицо, добросовестно полагающееся на данные указанного реестра, не знало и не должно было знать о возможной недостоверности таких данных. Юридическое же лицо по общему правилу не вправе в отношениях с добросовестным лицом ссылаться на недостоверность данных, содержащихся в указанном реестре, Более того, юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет положение, согласно которому до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, предусмотренные законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр.

Согласно п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в Единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

При этом следует учитывать, что в соответствии с положениями Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственная регистрация юридических лиц носит заявительный характер, и в силу статей 5, 9, 25 названного Закона записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании представленных уполномоченными лицами (заявителями) документов, всю ответственность за достоверность сведений несут заявители, юридические лица, а до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ регистрирующий орган обязан провести проверку достоверности данных, включаемых в реестр (пункт 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" отмечено следующее.

"В соответствии с пунктом 3 статьи 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

При этом в силу пункта 4.1 статьи 9, пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченный государственный орган не осуществляет проверку представленных документов на их соответствие федеральным законам или иным нормативным правовым актам, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом. Например, названный орган по общему правилу не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации".

Результаты регистрации обладают публичной достоверностью, поскольку до государственной регистрации юридического лица уполномоченный государственный орган обязан провести проверку достоверности данных, включаемых в реестр (п. 3 ст. 51 ГК РФ). В частности, юридически квалифицированная проверка требуется для включаемых в реестр сведений о личности учредителей (участников), лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица. Представляется, что эта норма может быть удобным инструментом правовой защиты против корпоративных захватов, осуществляемых с помощью представления в реестр подложных документов.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" информация о факте представления документов в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом, размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.

При этом любое лицо вправе разместить на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет запрос о направлении по указанному в нем адресу электронной почты информации о факте представления в регистрирующий орган после размещения такого запроса документов в отношении указанного в таком запросе юридического лица, индивидуального предпринимателя. Регистрирующий орган направляет данную информацию не позднее рабочего дня, следующего за днем получения регистрирующим органом документов в отношении указанного в запросе юридического лица, индивидуального предпринимателя".

5. Отказ в государственной регистрации допускается в случаях, определенных в пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Перечень этих оснований достаточно велик, однако по существу он сводится к несоответствию представляемых документов предъявляемым формальным требованиям.

Как было отмечено в п. п. 2.1 и 2.2 Концепции развития гражданского законодательства, "действующая система государственной регистрации юридических лиц несовершенна по ряду ключевых позиций и не соответствует подходам, преобладающим в европейском праве. В этой сфере отношений происходит немало злоупотреблений, связанных с так называемыми корпоративными захватами, созданием фирм-"однодневок" для их участия в незаконном отчуждении имущества, переложения на них ответственности по обязательствам, уклонения от уплаты налогов и т.п.".

Действующее законодательство не устанавливает принципа достоверности данных государственного реестра юридических лиц и необходимости проверки законности корпоративных решений и сделок с долями и акциями.

Необходимо напомнить, что в свое время, когда регистрирующие органы проверяли достоверность данных, представляемых лицами, желающими зарегистрировать юридическое лицо, немало нареканий вызвала длительность процедуры регистрации как раз из-за того, что регистрирующие органы тратили много времени на проверку указанных данных. Упрощение порядка регистрации в то время также обосновывалось ссылками на зарубежный опыт, когда в некоторых странах юридическое лицо можно было зарегистрировать в течение нескольких часов.

6. Как и любое другое действие государственных органов, отказ в государственной регистрации юридического лица может быть оспорен в суде.

Однако может быть оспорено в суде и уклонение от такой регистрации, под которым понимается бездействие регистрирующего органа, то есть неисполнение в установленные сроки и порядке обязанностей, возложенных на соответствующий орган.

Уже совершенная государственная регистрация юридического лица может быть оспорена в судебном порядке в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

В информационном письме Президиума ВАС РФ от 9 июня 2000 г. N 54 "О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной", указывается, что признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной.

Следует обратить внимание на то, что включение в Реестр данных о юридическом лице может быть оспорено в суде. Условием оспаривания включения данных в Реестр является их недостоверность или включение в Реестр с нарушением требований закона (ч. 2 п. 6 ст. 51 ГК).

7. Согласно п. 7 ст. 51 ГК убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в Реестр недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением предусмотренного Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей порядка государственной регистрации по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны РФ.

Таким образом, речь идет о виновной ответственности регистрирующих органов за совершение вышеуказанных действий.

8. В п. 8 комментируемой статьи определен момент, с которого юридическое лицо считается созданным, - со дня внесения записи в ЕГРЮЛ; данные о юридическом лице считаются включенными в Единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения в реестр соответствующей записи.

Задайте вопрос юристу:

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок , которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Читайте также: