Гитлер и искусство кратко

Обновлено: 02.07.2024

Несмотря на весь злой гений, ораторский талант Гитлера очевиден: его влиянию поддавались не только далекие от политики и истории народные массы, но и хорошо образованные в этих сферах люди. Это можно объяснить умением фюрера улавливать тип мышления слушателей: речь Гитлера всегда была подстроена под их восприятие и идеи. Аналитики выделяют несколько черт, присущих выступлениям политика, которые являлись определяющими в его способности овладевать вниманием аудитории.

Как проявился ораторский талант Гитлера

Гитлер с юности отличался от окружающих его людей, в том числе солдат-сослуживцев, с которыми он участвовал в Первой мировой войне. Будущий фюрер проводил много времени за чтением, а также изучением истории. Помимо этого Гитлер слушал тематические лекции в университетах и являлся активистом митингов.

В это же время, в ходе народных выступлений на площадях, проявился яркий талант политика: он хорошо привлекал внимание публики своими высказываниями. Гитлер знал практически все известные немецкие диалекты и с легкостью их копировал, что давало ему возможность казаться местным жителям земляком. Это позволяло ему получить доверие и поддержку публики, располагало народ к нему в целом.

Притягивала людей к фюреру также его нескрываемая сила воли: стремление к лидерству проявлялось в выступлениях так явно, что на отдельных людей черты характера политика действовали завораживающе. Именно способность оказывать влияние на народные массы позволила Гитлеру построить политическую карьеру и повлиять на ход исторических событий двадцатого столетия.

Влияние ораторского умения фюрера на подсознание людей

Как оратор, политик всегда тщательно продумывал и подготавливал свои выступления (на подготовку одной речи уходило около 5 часов) вне зависимости от ширины аудитории – она могла быть как малочисленной, так и включать многомиллионные народные собрания на митингах.

гитлер как оратор

Особенность выступлений Гитлера также состоит в том, что он профессионально управлял своими чувствами перед публикой. Фюрер хорошо знал психологический аспект убеждения людей, выучил все необходимые жесты и позы – на этом строилась правдоподобность его речей и их убедительность.

Политик постоянно совершенствовал свои навыки, а при выступлении описывал основные мысли так, что в их правильности у аудитории сомнений не появлялось.

Гитлер ставил целью не столько заставить публику поверить себе, сколько вызвать эффект радостного шока. Ввиду того, что многие люди ощущали собственное бесправие перед обществом и правительством, позволить им почувствовать себя менее отчужденными значило дать им надежду, восхитить их, заставить ощутить себя не одинокими, а принадлежащими единому целому — нации.

Фюрер пояснял действенность такого убеждения тем, что ощущение единства людей дает им возможность осознать собственную непобедимость и защищенность. В состоянии радости человек становится более восприимчивым к сторонним суждениям, что использовал политик во время выступлений.

Часто речь Адольфа Гитлера назначалась на темное время суток либо в помещении с полумраком. Это объясняется психологией народа. В темных комнатах или по вечерам на площадях слова фюрера воспринимались более точно и полно.

Элементы актерской игры в ораторском искусстве Гитлера


Предвыборная речь фюрера обычно содержала несколько этапов, один сменял другой.

  • В первые минуты выступления Гитлер придерживался отрывистого стиля повествования: таким образом он подбирал манеру ведения монолога, чтобы он был понятен и близок публике.
  • Спустя некоторое время темп речи возрастал, становясь более громким, эмоциональным. Публика волнообразно повторяла практически каждое движение Гитлера, так как находилась полностью под его влиянием.
  • Кульминационный момент речи становился наиболее эмоционально окрашенным – фюрер начинал сердиться, размахивать руками, будто бы отбиваясь от неприятелей. Высказываемые идеи становились более жестокими, в них проявлялись идеи насилия. Часто слушатели после выступлений Гитлера долго не могли прийти в себя, оставаясь в бессознательном возбужденном состоянии. Только к концу войны последняя речь Гитлера, как и некоторые предыдущие, уже такого эффекта не производила, так как население да и большинство его окружения потеряли веру в фюрера и его идеи.

Детали образа политика как оратора

Особенности внешнего вида человека, принадлежащего определенному занятию, имеют важное значение в создании его стиля и образа. Чтобы не снизить свой авторитет перед публикой, свое происхождение, родственников и семью Гитлер скрывал, а любые попытки узнать это жестко пресекались. Политик считал, что это может негативно сказаться на его репутации и способности убеждать.

В остальном внешних выделяющихся атрибутов во время речей оратор не использовал – люди хорошо поддавались его влиянию, поэтому использование дополнительных деталей внешнего вида необходимым не являлось.

Восприятие Гитлером аудитории, построение речи

Психологи придерживаются мнения, что общение Гитлера с публикой имело для него значение на психологическом уровне. Политик признавался, что народ в его представлении становится женщиной, которой во время выступления можно овладеть. Поэтому высказывались предположения о связи кульминационного момента речи с половыми рефлексами человека.

речь гитлера

Актерская игра Гитлера отнимала у него много сил, так как речи он всегда отдавался полностью. По воспоминаниям приближенных к нему людей, политик после выступления иногда был не в силах даже ходить.

Фюрер никогда не обращался к составленным бумажным тезисам и записанным выступлениям. При этом также его нельзя назвать оратором, который строил ход своей речи путем импровизации.

Стиль повествования и его эмоциональность зависели в большей степени не от того, о чем он говорит, а от того, какое он испытывает душевное состояние. Аудитория была напрямую связана с ним – чем эмоциональнее и ярче становилось самочувствие Гитлера, тем сильнее это чувство передавалось аудитории.

Люди, которым довелось побывать на обращениях к публике политика, отмечают, в начальные этапы он долго не переходит к основной части повествования, несколько раз возвращаясь к одним и тем же первичным утверждениям. Это фюрер делал для того, чтобы вызвать реакцию публики, заставляя ее почувствовать удовольствие от сказанного.

Но впоследствии мог так увлечься, что раскрывал не все изначально заявленные темы: на кульминационном моменте выступления речь Адольфа Гитлера обычно обрывалась от избытка эмоций.

Основные черты речи политика


Можно выделить несколько черт, характерных практически для каждого выступления фюрера. Именно данные тонкости позволили стать ему великим оратором с большим количеством слушателей и последователей. Среди особенностей речи можно выделить:

  • выразительность выступления (обращения фюрера были очень экспрессивными и эмоциональными – политик верил, что на эмоциональном уровне люди быстро примут нужное ему решение, а их внутренняя логика утвердит, что этот выбор разумный и правильный);
  • паузы в речи (длительные паузы помогали добиться эффекта ожидания – людям не терпелось продолжить его слушать, основные мысли становились более весомыми и важными визуально);
  • неоднородность обращения (сначала фюрер говорил спокойно, но ближе к кульминационной мысли начинал кричать);
  • прописанные тезисы (политик готовился к каждому появлению перед публикой, имел перед глазами план выступления, но при этом никогда не воспроизводил речь чтением с листа);
  • обращение к проблемам аудитории (часто политик обращался к чувству гордости и достоинства народа, призывая его изменить ситуацию в лучшую сторону собственными силами);
  • ощущение настроения (фюрер хорошо понимал настроение практически любого человека, что помогло ему заручиться поддержкой со стороны богатых людей, которые помогли ему продвинуться по политической лестнице вверх. Особенное значение данный компонент речи получил, когда произносилась последняя речь Гитлера: на тот момент его авторитет был подорван, и правильно истолковать новое настроение населения было особенно важно для политика);
  • популяризация личности (Гитлер выпускал написанную им книгу, многократно ее изменяя и корректируя, чтобы создать правильное отражение самого себя и необходимый для данной ситуации образ, который должен был перейти в народное сознание);
  • мышление (каждая речь Адольфа Гитлера становилась продуктом не столько учебы и чтения, сколько мыслительных процессов политика, которые дополнительно преобразовывались услышанными им идеями);
  • развитие речевых умений (в раннем возрасте, когда политик был солдатом в Первой мировой войне, особые ораторские умения у него отсутствовали; помочь ему научиться говорить смогли курсы агитаторов, которые он посещал после окончания боевых действий; поначалу будущий фюрер часто выступал в барах, где собирались большие скопления людей, обсуждающих политические проблемы).

Успех речей Гитлера строился не только на его эмоциональном гипнотизирующем воздействии на аудиторию. Важным аспектом выступлений было то, что в политике просматривалась крепкая сила воли и абсолютная уверенность в себе, что позволяло публике почувствовать его правоту.

Все выступления были построены принципом градации – сначала его речь была спокойной, а затем эмоциональной, что позволило добиться успеха у аудитории. Предвыборная речь завораживала публику, люди верили сказанному политиком, а потому фюрер мог добиться любых своих целей.

Выступления политика, влияли не только на широкие массы населения, но и на скептиков и высокообразованных людей, разбирающихся в политике – они, подобно немцам, следили за мыслью Фюрера без ее критической оценки. Хотя большинство идей, которые Гитлер доносил до народа были чудовищны, нужно отдать должное, что он был одним из самых ярких ораторов 20 века.

Любит - не любит

Адольф Гитлер с 13 лет мечтал стать художником, в школьные годы всегда получал отличные оценки по рисованию и предпринял несколько попыток поступить в художественную школу, а потом в Художественную академию в Вене. Провалив экзамены, от своей мечты он не отказался — и работал художником несколько лет: писал небольшие картины с видами исторических зданий Вены, обзавелся дилером, судился с ним, выиграл и начал продавать картины сам.

Место в истории

В июне 1937 года специальная комиссия под управлением Адольфа Циглера получает от фюрера задание конфисковать из музеев Германии все картины, написанные за последние полсотни лет кубистами, сюрреалистами, дадаистами, экспрессионистами и даже импрессионистами. Если директор музея выказывает недовольство, его тут же сменяют другим — более покладистым. Картины свозят в помещение бывшего зернохранилища в Берлине — их оказывается больше 20 тысяч. Горячечные планы сразу все сжечь, уничтожить, избавиться постепенно сменяются здравым рассуждением, что на этом красочном топливе можно подзаработать.

Перед тем, как избавиться

Помещение археологического музея было разделено на 10 тесных залов наскоро сбитыми перегородками, картины развешивались на простых шнурах плотно и бессистемно, от пола до потолка. Под каждой значилось имя автора, название и сумма, за которую музей эту картину в свое время приобрел. Учитывая гиперинфляцию поствоенного времени и прошедшую после денежную реформу, старые цены выглядели просто фантастическими.

В карикатурные залы Археологического института Мюнхена приходили разные люди: кто-то смеялся и плевал на картины, кто-то внимательно изучал, наверняка, Картины Макса Бекмана и Эмиля Нольде на выставке "Дегенеративное искусство" понимая, что это последняя возможность увидеть современное искусство в своей стране. Потому что людей, которые 4 года назад на площади перед Берлинской оперой жгли книги Томаса и Генриха Маннов, Эриха Марии Ремарка, Джека Лондона и Эрнеста Хеминуэя, ничто не остановит от тотальной чистки национальных музеев до стерильного, идейно безопасного, показательного блеска.

Почти 4 года понадобится министру пропаганды Геббельсу и комиссии под началом Циглера, чтобы провезти нашумевшую выставку по 12 городам Германии. Это легендарное шоу закончится только в 1941 году, после чего некоторые работы все-таки уничтожат, некоторые продадут за границу, совсем немногие останутся в Германии: немецким коллекционерам, точно знающим историческую цену этих картин, удастся совершить несколько тайных сделок.

За 4 года выставку посетили почти 3 миллиона человек.

Никого не казнили

Дегенеративное искусство: шпаргалка

Дверь в СССР: почему у советских граждан была так популярна дерматиновая обивка дверей?

Дверь в СССР: почему у советских граждан была так популярна дерматиновая обивка дверей?

На Урале грузовик врезался в автозаправочную станцию

На Урале грузовик врезался в автозаправочную станцию

25 древних орудий пыток, способных сломать любого

Первый в мире подтвержденный фото-фейк

Про Котлету, Микрона и Т9: новая подборка каламбуров и лингвошуток

Про Котлету, Микрона и Т9: новая подборка каламбуров и лингвошуток

3 действенных способа наконец-то выучить английский

3 действенных способа наконец-то выучить английский

Сытный обед на природе

Стоило ехать помедленнее: ДТП на заснеженной трассе в Белгородской области

Стоило ехать помедленнее: ДТП на заснеженной трассе в Белгородской области

И вся санкционная рать: запретили Бэтмана, котиков, отключили от ЛГБТ

И вся санкционная рать: запретили Бэтмана, котиков, отключили от ЛГБТ

Самый белоснежный в мире Bugatti знаменитого рэпера ищет нового владельца

Самый белоснежный в мире Bugatti знаменитого рэпера ищет нового владельца

20+ фото, которые показывают - необязательно быть профи, чтобы делать крутые снимки

20+ фото, которые показывают - необязательно быть профи, чтобы делать крутые снимки

12 повседневных вещей, которые сильно изменились с момента создания

12 повседневных вещей, которые сильно изменились с момента создания

Жены показали привычки своих мужей, которые выбесят любого (10 фото)

Жены показали привычки своих мужей, которые выбесят любого (10 фото)

Фитнес-блогер села на строгую секс-диету

Зритель не смог сдержать чувств

Англичанка четыре года лечится после таинственного укуса на сафари

Англичанка четыре года лечится после таинственного укуса на сафари

Как в 90-е и 2000-е выглядели отечественные звезды. Спойлер: некоторые зазвездились и забыли, с чего начинали

Как в 90-е и 2000-е выглядели отечественные звезды. Спойлер: некоторые зазвездились и забыли, с.

15 непредсказуемых девушек, чьей спонтанности можно позавидовать

15 непредсказуемых девушек, чьей спонтанности можно позавидовать

Еле увернулся: опасный момент в Курске

Талантливый битбоксер

Жизнь жирафа начинается с падений

История русского спецназовца, прошедшего пять войн

Мужчины плывут по реке на льду

Профессор Мориарти - кто это был на самом деле?

Необычная, но полезная кухонная утварь

Дизайнеры показали ванные комнаты знаменитостей

Пока мама крепко спит: cтарший брат пришёл к сестрёнке

Пока мама крепко спит: cтарший брат пришёл к сестрёнке

На хоккейном турнире подключили

На хоккейном турнире подключили "камеру двойников": получилось смешно

Олень ворвался в магазин и перепугал посетителей

Самое короткое ограбление

Функциональный жилой модуль, который устанавливается на винтажный пикап Chevrolet с огнедышащим черепом

Функциональный жилой модуль, который устанавливается на винтажный пикап Chevrolet с огнедышащим.

Как не сойти с ума и выбраться из новостной ямы

17 четвероногих комика, которые заставят вас почувствовать себя в цирке

17 четвероногих комика, которые заставят вас почувствовать себя в цирке

До и после: 10+ любопытных фото, где есть что сравнить

До и после: 10+ любопытных фото, где есть что сравнить

Десять красивых и популярных советских актрис 1970-х

Десять красивых и популярных советских актрис 1970-х

Злобный пешеход и мгновенная карма

20 инженерных чудес, заслуживающих признания

Удивительные вещи, которые могут случиться с компьютером каждого

Удивительные вещи, которые могут случиться с компьютером каждого

Мир глазами собачьей игрушки

В гольфах и шортах, 1924 год: Гитлер в поисках собственного политического образа. У будущего фюрера прослеживается явно модернистский подход (если под “модернизмом” понимать поиск новых нетрадиционных форм).

Дабы окончательно растоптать ненавистный модернизм, подручные Гитлера-художника организовывают выставку “Дегенеративное искусство”. 19 июля 1937 года в Мюнхене в душном, плохо освещённом здании Института археологии с низкими потолками открывается выставка немецких модернистов. О её ужасности предупреждает плакат у входа: “Беременным и несовершеннолетним вход воспрещен”…

Адольф Гитлер – полусумасшедший бес, “искупавший” пол мира в крови, изначально не имел намерения становиться мировым правителем. Юный Адольф увлекался рисованием и хотел стать художником. Правда, рисовал, в основном, здания, - с портретом и другими жанрами получалось хуже.

Гитлеру-художнику не удавался портрет

Портрет кисти Гитлера

Этот недостаток сразу обнаружила приёмная комиссия Венской художественной академии, в которую настойчивый абитуриент пытался поступить дважды – в 1907 и 1908 годах. И дважды проваливался по причине “непригодности к рисованию”.

Провал при поступлении в Академию не помешал карьере Гитлера-художника: с 1908 по 1914 годы он рисует исторические здания Вены и перерисовывает открытки, а нарисованные картинки продаёт. “Бизнес” шел неплохо и художник имел стабильный заработок, который позволил ему даже отказаться от ежемесячной пенсии, положенной ему, как сироте, в пользу своей младшей сестры Паулы.

С началом Первой мировой войны карьера Гитлера-художника завершилась: он пошел служить в баварскую армию. Карьера завершилась, а личное видение и “великие” идеи остались, чтобы разлиться диким невиданным фонтаном в будущем, когда для этого появятся возможности.

Гитлер-художник и сам себе имиджмейкер: в поисках образа, 1924 год

В гольфах и шортах, 1924 год: Гитлер в поисках собственного политического образа. У будущего фюрера прослеживается явно модернистский подход (если под “модернизмом” понимать поиск новых нетрадиционных форм).

И в 1933 году, когда Гитлер становится рейхсканцлером Германии, они появляются. Новый рейхсканцлер начинает на государственном уровне реализовывать глобальные политические цели: реванш за проигранную Первую мировую войну и территориальную экспансию, а также активно воплощает в жизнь личную позицию, которая заключалась в психопатической антипатии к коммунистам и евреям. Имелись у Гитлера и другие объекты личной ненависти – одним из них было современное искусство (современными для фюрера являлись такие направления, как “импрессионизм”, “модернизм” и ряд других). Гитлера откровенно бесили кубизм, джаз и иные порождения модернизма. Одним из этапов борьбы фюрера с современным искусством стало проведение двух выставок: грандиозной выставки в Мюнхене “Дегенеративное искусство” в 1937 году и выставки поменьше - “Дегенеративная музыка” в 1938 году в Дюссельдорфе.

Публике эти выставки “дегенератов” подавались, в первую очередь, под соусом борьбы с коммунизмом, евреями, афро-американцами и т.д. В действительности же, борьба Гитлера с современным искусством не ограничивалась поиском национального или коммунистического следа. В вопросах, касавшихся искусства, в фюрере говорил, прежде всего," художник и эстет."

В пользу такого мнения говорит и тот факт, что из 112 художников, работы которых экспонировались на выставке “Дегенеративное искусство”, только 6 были евреями.

Окружали Гитлера тоже одарённые творческие личности, - взять, хотя бы, творческие способности Йозефа Геббельса, который в 1932 году организовал для Гитлера сверхсовременную избирательную кампанию: избирателям по почте отправлялись патефонные пластинки с речами фюрера, Гитлер перемещался от митинга к митингу на пассажирском самолёте (самом крупном на то время), это было ново и нестандартно. Его полёты были засняты на пленку и показаны по всей стране. И слоган Геббельс придумал впечатляющий: “Гитлер над Германией”.

С приходом Гитлера к власти в 1933 году Геббельс становится рейхсминистром пропаганды и получает все возможности для реализации своего “творческого” потенциала. Начинает он с литературы: 10 мая 1933 года в 22 городах Германии он организует публичное сожжение книг “негерманского духа”, - в ходе этой акции в Берлине и других городах были сожжены десятки тысяч книг, несоответствующих идеологии национал-социализма. Также начинает кампанию против директоров музеев, приобретавших картины модернистов, - первым “под раздачу” в 1933 году попадает директор Кунстхалле в Мангейме Густав Хартлауб, который приобретал картины современных художников, в частности, Марка Шагала. После увольнения Хартлауба нацисты выставляют картину Шагала “Понюшка табаку” в витрине одного из магазинов на центральной площади Мангейма с надписью: “Налогоплательщик! Вот куда уплывали твои денежки”.

Марк Шагал, картина

Понюшка табака.Марк Шагал

(Ниже эта картина приведена в большем масштабе)

В Германии начинаются массовые увольнения директоров музеев, приобретавших современное искусство, художников-модернистов увольняют с должностей преподавателей университетов и вводят для них запрет на профессиональную деятельность. Дабы окончательно растоптать ненавистное современное искусство, Гитлер решает провести выставку, которая будет называться “Дегенеративное искусство”.

К организации выставки Йозеф Геббельс и Адольф Циглер (президент Государственной палаты изобразительных искусств) подошли, опять-таки, “творчески”: выставка “Дегенеративное искусство” открылась в Мюнхене 19 июля 1937 года в душном, плохо освещённом здании Института археологии с низкими потолками. Об ужасности выставки предупреждал плакат у входа: “Беременным и несовершеннолетним вход воспрещен”. Стены были несимметрично исписаны глумливыми надписями и оскорбительными лозунгами, многие картины висели без рам на обыкновенных шнурах, свисавших с потолка, названия некоторых картин были написаны прямо на них же мелом. Всё это призвано было у аккуратных немцев вызвать ощущение неряшливости и отвращения. В залах с графикой были выставлены фотографии олигофренов и других больных людей, которые сравнивались с работами модернистов.

Выставка

И всё это – на контрасте с “Большой германской художественной выставкой”, которая днём ранее (18 июля 1933 года) открылась в здании напротив - в светлых мраморных залах специально построенного для таких мероприятий Дома немецкого искусства.

большая германская художественная выставка в 1937 в Мюнхене

Посетители “Большой германской художественной выставки” имели возможность увидеть около 700 современных немецких художников и скульпторов, которые, по мнению Гитлера, рисовали и лепили правильно, т.е. не являлись кубистами, сюрреалистами и прочими “дегенератами”.

"Кубизм, дадаизм, футуризм, импрессионизм и тому подобные не имеют ничего общего с немецким народом… Они являются лишь искусственным производным людей, которым Господь отказал в таланте истинно художественной одарённости и вместо неё одарил их даром болтовни и обмана.

У них нынешние представители нашего народа представлены как дегенерирующие кретины, луга для них синие, небо - зелёное, облака - серно-жёлтые и так далее…

Нет, у нас имеется лишь две возможности: или так называемые "художники" видят окружающее действительно так странно и верят в то, что они изображают мир правильно - тогда требуется только определить, являются ли их дефекты зрения повреждениями механического характера или они наследственны. В первом случае мы им глубоко сочувствуем, во втором - это важно для Имперского министерства внутренних дел - заняться этим вопросом и избежать по крайней мере дальнейшего наследования таких ужасных дефектов зрения. Однако, возможно также, что эти лица сами не верят в действительности в эти свои “чувствования” и “видения”, но стараются, исходя из других побуждений - чтобы оскорбить нашу нацию этим безобразием, насмешкой. Тогда такие поступки относятся к области уголовного наказания. Отныне мы будем вести беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения".

В последующие годы модернисты действительно подвергались преследованиям – кому-то удалось эмигрировать, кто-то остался в Германии, но не мог заниматься профессиональной деятельностью, модернистов-евреев отправляли в концлагеря.

Доходило и до откровенного идиотизма: например, художникам Эдгару Энде и Эмилю Нóльде было запрещено покупать кисти и краски, и гестапо периодически наведывалось к ним проверять, не продолжают ли они рисовать. Эмиль Нольде продолжал рисовать акварелью (Нольде – один из наиболее выдающихся акварелистов ХХ века), так как масляные краски могли выдать его запахом.

Из приблизительно 700 работ, представленных на выставке “Дегенеративное искусство”, Эмиль Нольде был представлен 29 работами (бóльшим количеством работ не был представлен ни один автор), центральную часть экспозиции выставки составлял знаменитый полиптих Нольде “Жизнь Христа”:

центральная картина выставки

“Психопаты-пачкуны и предприимчивые евреи представили нарисованный призрак и фрагменты памфлета как проявление немецкой религиозности и хорошо на этом заработали” (нем.: "GemalterHexenspuk, geschnitztePamphletewurdenvonpsychopathischenSchmierfinkenundgeschäftstüchtigenJudenalsOffenbarungdeutscherReligiosität ausgegebenundzubaremGeldgemacht").

В ходе тотальной конфискации “дегенеративных” предметов искусства, осуществлявшейся подручными фюрера, из музеев и других собраний Германии было изъято свыше 17 тысяч работ, из них – свыше тысячи работ Нольде.

Заодно с Эмилем Нольде, Паулем Клее и другими немецкими авторами конфисковали работы Ван Гога, Поля Сезанна, Пабло Пикассо и всех подряд импрессионистов, постимпрессионистов и модернистов.

Выставка "Дегенеративное искусство" до сих пор привлекает к себе внимание специалистов и широкой общественности, в частности, потому, что не все полотна художников-авангардистов были уничтожены нацистами. У многих из них оказалась трагическая и интересная судьба. Первую выставку "Дегенеративное искусство" в Мюнхене посетили 2 миллиона человек. У противопоставленной ей выставки образцов арийского искусства посетителей было гораздо меньше 420 тысяч. В целом за программу борьбы с чуждым нацизму искусством отвечал министр пропаганды Йозеф Геббельс, а за саму выставку – президент Государственной палаты изобразительных искусств Адольф Циглер.

Операция по чистке в немецком изобразительном искусстве отмечена конфискацией 16 тысяч работ, часть из которых была уничтожена, а часть продана за границу. Сама же выставка до апреля1941 года объехала ещё 12 городов, её посетили 3 миллиона зрителей, в частности, в Берлине, Лейпциге, Дюссельдорфе, Гамбурге, Франкфурте на Майне, Зальцбурге и Вене. Зрительскому интересу к выставке не помешало (а, может быть, и способствовало) то, что нацисты сочетали работы художников с рисунками умалишенных и фотографиями уродов.

Это должно было подчеркивать вырождение представленного авангардистского искусства модерна. Выставка, аннотированная, как презентация больного "еврейско-большевистского" искусства способствовала и оправданию преследований расово неполноценных и политических противников. Конфискованные у владельцев и музеев работы были собраны в Берлине. Сама конфискация уже после своего проведения была легитимирована специальным законом. Геринг предложил продавать картины за границу с целью пополнения валютных резервов. Решением Гитлера некоторые шедевры были обменяны в иностранных музеях на картины старых мастеров. 1004 картины и 3825 графических работ были сожжены в Берлине 20 марта 1939 года во дворе пожарной части района Кройцберг, 125 работ были отобраны для продажи через подставных лиц на аукционе в Швейцарии.

Продажа автопортрета Ван Гога на выставке в Люцерне

Автопортрет Ван-Гога.Продан в 1939 году за 40 тыс долларов

Созданная Герингом специальная комиссия по использованию работ дегенеративного искусства выработала минимальные начальные цены для торгов, которые проходили в Люцерне 30 июня 1939 года и вызвали интерес коллекционеров всего мира. Финансовый успех акции был, однако, невелик – на покупателей подействовала просочившаяся информация, что вырученные деньги пополнят валютный запас нацистского режима. Многие работы, но, тем не менее, не все, были все же в Люцерне проданы. В дальнейшем оставшиеся работы продавались вскоре на других аукционах по отдельности. В заключительном отчете Геббельса Гитлеру говорится о продаже за границу 300 картин и скульптур и 3000 графических работ. Многие из них до сих пор не вернулись в Германию, и не возвращены бывшим владельцам.

Гитлер-

Гитлер-


Адольф Гитлер на выставке "Дегенеративное искусство", Июль 1937 г.

Среди художников, чьи изъятые произведения были представлены в экспозиции, были Эрнст Барлах, Макс Бекман, Ханс Беллмер, Рудольф Беллинг, Жорж Грос, Отто Дикс, Иоханнес Иттен, Генрих Кампендонк, Василий Кандинский, Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Оскар Кокошка, Ловис Коринт, Вильгельм Лембрук, Эль Лисицкий, Франц Марк, Паула Модерзон-Беккер, Оскар Молл, Пит Мондриан, Ласло Мохой-Надь, Эдвард Мунк, Эмиль Нольде, Отто Панкок, Макс Пехштейн, Ханс Рихтер, Кристиан Рольфс, Рауль Хаусманн, Карл Хофер, Бернгард Хётгер, Марк Шагал, Курт Швиттерс, Оскар Шлеммер, Карл Шмидт-Ротлуф, Курт Штёрмер, Отто Фрейндлих, Макс Эрнст, Алексей фон Явленский.

К дегенеративным причислялись целые художественные сообщества и направления: импрессионизм, дадаизм, кубизм, фовизм, сюрреализм, экспрессионизм, Баухаус.

Помимо собственно живописцев, в дегенеративные художники записали композиторов Арнольда Шёнберга, Пауля Хиндемита, Белу Бартока, Эрнста Кшенека, Виктора Ульманна, Эрвина Шульхофа, Павла Хааса, Ханса Краса, писателей Курта Хиллера, Георга Гейма, Ульриха Бехера и др.

Читайте также: