Включение обследовательских действий в ходе наблюдения их характер и результативность кратко

Обновлено: 18.05.2024

Анализируйте программы, выделяя структуру, Концептуальную основу,цель, содержание. Определите Концептуальную совместимость программ.

Литература

7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. под ред. Т.И.Ерофеевой М.,1999

По разделу №3 Методы экологического образования детей

Тема 3.1 Наблюдение- метод экологического образования детей

Практическое занятие

количество часов–2 часа

Цель работы: Составление конспектовзанятий Наблюдение за живыми объектами, для детей разных возрастных групп.

Средства

Примерные конспекты занятий

Задание

Проанализировать предложенные конспекты занятий по следующим вопросам

-Организация обстановки (размещение объектов для наблюдения; условия созданные для них, отбор и расположение оборудования и материалов используемых по ходу наблюдения). Размещение детей.

-Приёмы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждение интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблеммные ситуации) их действенность.

-Приёмы побуждения животного к разным способам поведения.

-Включение обследовательских действий в ходе наблюдения, их характер и результативность.

-Использование приёмов активизации умственной деятельности ребёнка (поисковые вопросы и действия, сравнения, использование детского опыта и др.).

-Проявление интереса в ходе наблюдения (эмоции, вопросы, сосредоточенность внимания).

-Индивидуальные проявления детей на занятии, индивидуальный подход.

-Использование на занятии повседневных наблюдений, проводимых детьми.

Анализ конспекта занятия

-Соответствуют ли цели и содержание требованиям программы

-Какова структура занятия , его логика

-Соответствуют ли методы и приёмы обучения возрасту детей

Методические указания

Изучите особенности организации и руководства занятиями в разных возрастных группах. Обратите внимание на отбор животных для наблюдений на занятиях, создание соответствующих условий, испльзование приёмов, способствующих более точному и глубокому познанию природы ( привлечение детей, активизация их познавательной деятельности, восприятия, речи и т.д.). на использование обследовательских действий, сравнений, на вопросы и задания в процессе наблюдения.

Литература

1. Кондратьева Н.Н. Педагогические условия развития наблюдательности у детей (Межвузовский сборник научных статей СПб., 1993

2. Мир природы и ребёнок: Учебное пособие М., 1998

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников М., 1999

Тема 3.2. Опыт как наблюдение, проводимое в специально созданных условиях.

Разработать последовательность исследовательских действий дошкольников в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.

Количество часов–2 часа

Цель работы: Определение тематики экспериментов с объектами неживой природы и включение в них исследовательских действий.

Средства

Список разработанных опытов.

Задание

-Раскройте содержание опытов с предметами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста, указывая возможности включения исследовательских действий.

-Проведите любой опыт и зафиксируйте его результаты в дневнике наблюдений.

Методические указания

Изучите литературу по организации опытов и формированию исследовательских умений у детей в дошкольного возраста и раскройте их значение.

Разработайте содержание 3-4 опытов и проведите их.

Литература

1. Емельянова М.Н. Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста по освоению окружающего мира Екб., 1999

2. Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов детей ж.Д/В №11-1973




3. Маневцова Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности ж.Д/В №4-1973

4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников М., 1999

5. Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду М., 2001

6. Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду М., 2004

По разделу №4 Формы экологического образования детей

Тема 4.1 Вариативность природоведческих занятий, как основной формы организации обучения дошкольников

количество часов –2 часа

Цель работы: Выделение сущности обобщающих занятий в системе экологического образования. Составление конспектов обобщающих занятий для детей разных возрастных групп.

Средства

примерные конспекты обобщающих занятий

Задание

Анализ обобщающих занятий представленных конспектов по следующим вопросам:

-Предварительная работа с детьми, обеспечивающая накопление фактов.

-Структура занятия, их логика.

-Приёмы активизации умственной деятельности(использование вопросов разного характера, задания, поисковые действия и др.).

-Место наглядного материала и приёмы его использования.

-Приёмы подведения детей к общему выводу

-Решение задач воспитания бережного отношения к природе.

Методические указания

Изучите особенности организации и руководства занятиями обобщающего характера в разных возрастных группах. Обратите внимание на отбор наглядного материала, создание соответствующих условий, использование приёмов, способствующих более точному и глубокому обобщению представлений природы ( привлечение детей, активизация их познавательной деятельности, восприятия, речи и т.д.). на использование систематизации знаний, способствующих обобщению.

Литература

1. -Мир природы и ребёнок: Учебное пособие М., 1998

2. -Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников М., 1999

Тема 4.2. Экскурсии, походы, экологические акции, праздники как формы воспитания экологической культуры

Анализируйте программы, выделяя структуру, Концептуальную основу,цель, содержание. Определите Концептуальную совместимость программ.

Литература

7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. под ред. Т.И.Ерофеевой М.,1999

По разделу №3 Методы экологического образования детей

Тема 3.1 Наблюдение- метод экологического образования детей

Практическое занятие

количество часов–2 часа

Цель работы: Составление конспектовзанятий Наблюдение за живыми объектами, для детей разных возрастных групп.

Средства

Примерные конспекты занятий

Задание

Проанализировать предложенные конспекты занятий по следующим вопросам

-Организация обстановки (размещение объектов для наблюдения; условия созданные для них, отбор и расположение оборудования и материалов используемых по ходу наблюдения). Размещение детей.

-Приёмы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждение интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблеммные ситуации) их действенность.

-Приёмы побуждения животного к разным способам поведения.

-Включение обследовательских действий в ходе наблюдения, их характер и результативность.

-Использование приёмов активизации умственной деятельности ребёнка (поисковые вопросы и действия, сравнения, использование детского опыта и др.).

-Проявление интереса в ходе наблюдения (эмоции, вопросы, сосредоточенность внимания).

-Индивидуальные проявления детей на занятии, индивидуальный подход.

-Использование на занятии повседневных наблюдений, проводимых детьми.

Анализ конспекта занятия

-Соответствуют ли цели и содержание требованиям программы

-Какова структура занятия , его логика

-Соответствуют ли методы и приёмы обучения возрасту детей

Методические указания

Изучите особенности организации и руководства занятиями в разных возрастных группах. Обратите внимание на отбор животных для наблюдений на занятиях, создание соответствующих условий, испльзование приёмов, способствующих более точному и глубокому познанию природы ( привлечение детей, активизация их познавательной деятельности, восприятия, речи и т.д.). на использование обследовательских действий, сравнений, на вопросы и задания в процессе наблюдения.

Литература

1. Кондратьева Н.Н. Педагогические условия развития наблюдательности у детей (Межвузовский сборник научных статей СПб., 1993

2. Мир природы и ребёнок: Учебное пособие М., 1998

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников М., 1999

Тема 3.2. Опыт как наблюдение, проводимое в специально созданных условиях.

Разработать последовательность исследовательских действий дошкольников в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.

Количество часов–2 часа

Цель работы: Определение тематики экспериментов с объектами неживой природы и включение в них исследовательских действий.

Средства

Список разработанных опытов.

Задание

-Раскройте содержание опытов с предметами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста, указывая возможности включения исследовательских действий.

-Проведите любой опыт и зафиксируйте его результаты в дневнике наблюдений.

Методические указания

Изучите литературу по организации опытов и формированию исследовательских умений у детей в дошкольного возраста и раскройте их значение.

Разработайте содержание 3-4 опытов и проведите их.

Литература

1. Емельянова М.Н. Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста по освоению окружающего мира Екб., 1999

2. Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов детей ж.Д/В №11-1973

3. Маневцова Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности ж.Д/В №4-1973

4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников М., 1999

5. Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду М., 2001

6. Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду М., 2004

По разделу №4 Формы экологического образования детей

Тема 4.1 Вариативность природоведческих занятий, как основной формы организации обучения дошкольников

количество часов –2 часа

Цель работы: Выделение сущности обобщающих занятий в системе экологического образования. Составление конспектов обобщающих занятий для детей разных возрастных групп.

Средства

примерные конспекты обобщающих занятий

Задание

Анализ обобщающих занятий представленных конспектов по следующим вопросам:

-Предварительная работа с детьми, обеспечивающая накопление фактов.

-Структура занятия, их логика.

-Приёмы активизации умственной деятельности(использование вопросов разного характера, задания, поисковые действия и др.).

-Место наглядного материала и приёмы его использования.

-Приёмы подведения детей к общему выводу

-Решение задач воспитания бережного отношения к природе.

Методические указания

Изучите особенности организации и руководства занятиями обобщающего характера в разных возрастных группах. Обратите внимание на отбор наглядного материала, создание соответствующих условий, использование приёмов, способствующих более точному и глубокому обобщению представлений природы ( привлечение детей, активизация их познавательной деятельности, восприятия, речи и т.д.). на использование систематизации знаний, способствующих обобщению.

Литература

1. -Мир природы и ребёнок: Учебное пособие М., 1998

2. -Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников М., 1999

Тема 4.2. Экскурсии, походы, экологические акции, праздники как формы воспитания экологической культуры

1. Организация обстановки (размещение объектов наблюдения, условия, созданные для них, отбор и расположение оборудования и материалов, используемых по ходу наблюдения). Размещение детей.

2. Приемы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), их действенность.

3. Приемы побуждения животного к разным способам поведения.

5. Включение обследовательских действий в ход наблюдения, их характер, результативность.

6. Использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.).

7. Проявление интереса детей в ходе наблюдения (эмоции, вопросы, сосредоточенность внимания).

8. Индивидуальные проявления детей на занятиях и индивидуальный подход к ним.

9. Использование на занятиях результатов повседневных наблюдений, проводимых детьми.

Дидактическая игра. Схема для анализа.

1. Воспитательно-образовательное значение выбранной игры (какими знаниями оперировали дети в процессе игры, какие умственные операции использовали, их оценка). Что новоговнесла игра в знания и умения детей?

2. Ошибки и затруднения детей, их причины (недостаток званий, отсутствие знаний, внимания, необходимых умственных умений).

3. Приемы руководства, их действенность (способы привлечения детей, способы объяснения правил игры и игровых действий, руководство ее ходом).

Трудовая деятельность. Схема для анализа.

1. Организация условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.

2. Организация детского коллектива, формы работы по организации труда (звенья, пары, конвейер, мальчики-девочки, поручения, подгруппа вся группа).

3. Приемы постановки и объяснения трудового задания.

4. Знания и умения, необходимые для выполнения задания; новые знания и умения, формируемые на занятии.

5. Результативность трудовых действий детей, качество навыков и умений.

6. Взаимодействие детей в процессе труда.

7. Отношение к труду (с интересом, безразличное).

8. Оценка деятельности (детьми, воспитателями), ее содержание, формы.

9. Экологическая направленность труда детей.

Подвижная игра. Схема для анализа.

1.​ Подготовка воспитателя к игре (площадка, атрибуты, знание правил, слов и т.д.)

2.​ Приёмы руководства.

3.​ Индивидуальный подход в процессе игры.

Самостоятельные творческие игры. Схема для анализа.

1.​ Организация обстановки (атрибутика).

2.​ Содержательность и разнообразие игровых навыков.

3.​ Взаимодействие детей во время игры.

4.​ Приёмы руководства, их действенность (способы привлечения детей, обговаривание игровых действий).

В повседневной жизни в течение учебного года в любой возрастной группе проводится много разных наблюдений в природе. От организации и методических приемов, которые использует воспитатель, зависят усвоение детьми содержания наблюдений, развитие интереса к ним и желания добровольно в них участвовать. Организационно-методический аспект данной формы педагогического процесса можно представить в виде определенных требований, соблюдая которые воспитатель почувствует эффект в воспитании детей.

Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Это требование проистекает из того, что во время проведения наблюдений дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством восприятия объектов природы с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений. Такое восприятие любых предметов и явлений природы возможно лишь при непосредственном контакте с ними, что является оптимальным условием проведения наблюдений. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его запах. В тех случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребенок должен иметь и возможность тактильно-кинестетического обследования, чтобы ощутить характер поверхности, форму, температуру и тяжесть предмета. Это и называется - самостоятельно получить сенсорную информацию о предмете.

Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия каждому ребенку. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей одновременно могут участвовать в наблюдении, как их расположить (поставить, посадить), чтобы все они находились в одном ряду - это позволяет быть в непосредственном контакте с объектом природы, воспринимать его наилучшим образом. Вдоль грядки или клумбы можно расположить в один ряд много детей - половину или даже всю группу. В этом случае каждый из них сможет спокойно рассмотреть любое растение, потрогать и понюхать его, выполнить необходимые практические действия. Около аквариума, наоборот, встать в один ряд могут не более 3-5 детей.

Хорошим подспорьем в организации наблюдений является раздаточный материал: овощи, фрукты, ветки, перья, семена, шишки и пр. Дети могут брать их в руки и обследовать в индивидуальном порядке. Одни и те же наблюдения с небольшим количеством детей можно повторять несколько раз, чтобы одно и то же содержание было усвоено всеми или большинством дошкольников группы.

В практике общения взрослых с детьми самостоятельное получение сенсорной информации последними нередко подменяется словесной информацией первых: взрослые рассказывают об объекте природы вместо того, чтобы организовать его восприятие детьми. Словесная информация - это совсем иная форма познания окружающего мира, она трудна для маленького ребенка, так как связана со способностями к абстракции, высшим формам мышления,

которые в этом возрасте развиты недостаточно. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово идет вслед за чувственным восприятием - только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование определяется тем, что наблюдение - это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдения нельзя играть, манипулировать предметами, разговаривать. Такая деятельность трудна дошкольникам, причем, чем меньше дети, тем им труднее участвовать в наблюдении в силу недостаточно развитой произвольности всех психических процессов. Следовательно, продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3-10 мин. - это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления - в этом заключаются успех и воспитательно-образовательная эффективность этого мероприятия.

Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Функции трех структурных компонентов различны. Правильное их понимание и проведение помогут воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта.

Вторая часть наблюдения является основной. Задача воспитателя -использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения. Педагог предлагает посмотреть внимательно на объект и начинает задавать вопросы. После каждого вопроса должна быть пауза в 2-3 с. Секунды молчания и тишины - главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответа на вопрос. Это и есть момент самостоятельного получения информации. Дети удобно расположены, находятся в хорошем контакте с объектом, поэтому они сразу и с удовольствием включаются в поиск правильного ответа. Дождавшись высказываний большинства детей, воспитатель реагирует на них: подтверждает правильную информацию, хвалит тех, кто нашел верные ответы. В случае неуспеха педагог не спешит делать пояснение, а задает новые вопросы -уточняющие, по-другому сформулированные. Большое значение имеет похвала за самостоятельный поиск информации, она вызывает радость и мобилизует детей на продолжение наблюдений.

А, наблюдая с детьми за тем, как птица сидит на жердочке, как она хватает ее и легко удерживается на ней, воспитатель предлагает детям ухватиться за палку, заранее подготовленную к наблюдению. Просит их подержать ее двумя способами - все пять пальцев вперед, а потом - четыре вперед, один назад. Выясняет, как удобнее держать палку. Предлагает снова посмотреть на птицу, ее лапки, пальцы и объяснить, почему у нее один палец направлен назад, а остальные вперед (у попугая два вперед и два назад). Выясняя, например, на какой жердочке птичке удобнее сидеть в клетке, предлагает детям подержаться сначала за толстую палку, затем за очень тонкую. (Для птицы имеет значение толщина жердочек - ведь она даже спит, сидя на них.) Таким образом, наблюдение, удачно сопряженное с практическими действиями, помогает детям понять тонкие приспособительные механизмы живых существ, облегчает им получение нужной информации.

Четвертое требование относится к такой стороне организации наблюдения, которая может обеспечить осуществление содержания. Это требование проистекает из знания и учета биологических особенностей живых существ. Особенно это касается наблюдений за поведением животных: оци не всегда проявляют себя так, как того хочет воспитатель. Поэтому нужна специальная подготовка и организация наблюдения. Например, чтобы дети могли увидеть, как рыба поедает корм, она должна быть голодной (т.е. ее не следует кормить заранее). Чтобы продемонстрировать, как птица отдыхает и спит, спрятав голову под крыло, наблюдение надо спланировать на вечер, выключить свет там, где стоит клетка, соблюдать при этом тишину. Чтобы понаблюдать с детьми реакцию сухопутной черепахи на тепло, надо иметь рефлектор в террариуме, включить лампу и следить за перемещениями животного. А чтобы понаблюдать, как она ест или передвигается, - включить рефлектор следует задолго до наблюдения, чтобы животное успело разогреться и стало активным.

Таким образом, соблюдение требований, предъявляемых к организации наблюдений за объектами и явлениями природы, позволяет осуществить их педагогически целесообразным способом и с наибольшим эффектом для воспитания детей. Проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки к ним воспитателя. Эта подготовка включает определение следующих моментов: содержания наблюдения и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать; время и места проведения наблюдения; количества детей, которые могут участвовать в нем одновременно; методических приемов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.

Контрольные вопросы:

1. Что составляет сущность наблюдения? Что такое содержание
наблюдений?

2. Что такое цикл наблюдений? Каковы его главные характеристики?

3. Какими достоинствами обладает цикл наблюдений как форма
организации педагогического процесса?

4. Какие требования предъявляются к организации наблюдений с детьми
за объектами природы? Почему наблюдения не могут быть длительными?

5. Какова структура отдельно взятого наблюдения? Какие методические
приемы обеспечивают успех его проведения?

1. Организация обстановки (размещение объектов для наблюдения; условия

созданные для них, отбор и расположение оборудования и материалов

используемых по ходу наблюдения). Размещение детей.

2. Приёмы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждение

интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной

задачи, проблемные ситуации) их действенность.

3. Приёмы побуждения животного к разным способам поведения.

4. Характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика

5. Включение обследовательских действий в ходе наблюдения, их характер

6. Использование приёмов активизации умственной деятельности ребёнка

(поисковые вопросы и действия, сравнения, использование детского

7. Проявление интереса в ходе наблюдения (эмоции, вопросы,

8. Индивидуальные проявления детей на занятии, индивидуальный подход.

9. Использование на занятии повседневных наблюдений, проводимых

Анализ конспекта занятия

• Соответствуют ли цели и содержание требованиям программы

• Какова структура занятия, его логика

• Соответствуют ли методы и приёмы обучения возрасту детей

• Соответствует ли организация опыта последовательности развития
наблюдательности за этим объектом

• Изменение состояния объекта от заданных условий

• Выдержаны ли опыты в логической последовательности

• Способствуют ли опыты с объектами природы экологическому
воспитанию ребёнка.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

Организация и проведение наблюдений в разных возрастных группах. 5. Включенность обследовательских действий в ход наблюдения, их характер, результативность. 6. Возможность использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.). 7. Проявление интереса детей в ходе наблюдения (эмоции, вопросы, сосредоточенность внимания). 8. Индивидуальные проявления детей на занятиях и индивидуальный подход к ним. 9. Использование на занятиях результатов повседневных наблюдений, проводимых детьми.

Экологическое воспитание дошкольников

Читайте также: