Иисус в исламе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Довольно подробно в Коране рассказано о чудесном рождении Исы, что она по слову Аллаха, оставаясь девственницей, родит сына, который будет посланником Аллаха, проповедником Писания и чудотворцем. Родившийся ребенок возвестил ей, что Аллах облегчает ее муки, даровав плоды с пальмы, под которой она рожала, и, заставив бить под ней источник. Он же приказал молчать, когда ее станут расспрашивать. Она молчала в ответ на упреки своих сородичей, но вместо нее заговорил новорожденный младенец, объявивший, что он — посланник Аллаха.

В сказаниях мусульман о конце света Иса пребывает в раю и спустится оттуда накануне конца света, сразится с даджалом и победит его. Затем он умрет и будет похоронен в Медине рядом с Мухаммадом (мир им обоим), а потом уже воскреснет вместе со всеми. В Медине, рядом с могилой Мухаммада (мир ему) показывают место, отведенное для захоронения Исы (мир ему).

Пророк Иса

Пророк Иса по Исламу явился к израильтянам для того, чтобы подтвердить то, что Тора (Таурат) является подлинной, и также принести израильтянам еще одну священную Книгу Всевышнего - Евангелие (Инджиль) - новый Шариат. Пророк Иса в Исламе – это один из посланников Всевышнего Аллаха (расулюЛлах), такой же, какими были Нух, Ибрахим, Муса и Мухаммед ﷺ .

Среди мусульман используется имя Иса как его личное имя – также используются и личные имена других пророков, а также персонажей, упоминаемых в Коране. В результате длительного общения мусульман с испанскими христианами, христиане также стали как личное имя использовать имя Иисус, что не является обычной практикой в мире христиан.

Иисус в Коране

Иисус в Исламе идентифицируется с пророком Исой, но в Священной Книге Коран отвергается идея Троицы и отрицается представление христиан об Иисусе как о Боге и Божьем Сыне. Священный Коран подчеркивает, что Иисус – раб Божий:

Рождение

Мусульмане верят и убеждены в непорочное зачатие Иисуса. О рождении Иисуса в Священном Коране рассказано подробно: его матери Марии было знамение, ангел в облике совершенного человека сообщил ей, что она родит сына, которому суждено творить чудеса и проповедовать Писание:

благая весть Марии о рождении Иисуса в Коране

Чудеса

Ангел сообщил Марии о том, какое будущее ожидает пророка Ису, что он будет творить чудеса, которые станут доказательством его миссии пророка.

Первое чудо произошло сразу после рождения пророка Исы. После своего рождения он сообщил матери, что Всевышний Аллах облегчит муки ее во время родов, подарив плоды с той пальмы, под которой он родился. Отныне у корней этой пальмы начнет бить источник.

Марьям получила от Всевышнего Аллаха указание молчать в ответ на расспросы о родившемся у нее ребенке. Когда же соплеменники Марьям начали обвинять ее в том, что она распутна и родила ребенка без мужа, младенец Иса заявил, что является пророком (наби), а также слугой Всевышнего Аллаха.

После этого иудеи отправились к римскому наместнику и потребовали казнить Марьям за то, что она родила ребенка без отца, и Марьям, согласно Евангелии, пришлось со своим сыном скрываться: они бежали в Египет. Вернулись в Иудею они только после того, как Исе исполнилось двенадцать лет – тогда они поселились в Насире (Назарете).

Пророческая деятельность пророка Исы началась, когда ему исполнилось тридцать лет: он стал активно проповедовать веру среди заблудших израильтян. Всевышний Аллах наделил его способностью совершать настоящие чудеса: Иисус мог воскрешать мертвых, вдыхать жизнь в фигурки птиц, вылепленные из глины, а также мог обнаруживать скрытое и исцелять прокаженных и слепых:

Чудеса Иисуса

"Он сделает его посланником к сынам Исраила (Израиля). Он скажет: “Я принес вам знамение от вашего Господа. Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха. Я исцелю слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного и оживлю мертвых с позволения Аллаха. Я поведаю вам о том, что вы едите и что припасаете в своих домах. Воистину, в этом есть знамение для вас, если только вы являетесь верующими" (3:49).

Именно Иса предсказал, что появится пророк, имя которому будет Ахмад (пророк Мухаммед). Как пророк Мухаммед ﷺ , пророк Иса имел помощника, это был святой дух (рух аль-кудус) – чаще всего рух аль-кудус идентифицируется с ангелом Джибрилем (архангел Гавриил).

Пророк Иса стал основателем новой религии, основанной на законах Моисея (Мусы), часть постулатов религии Иисуса отменяло старые предписания. До прихода пророка Мухаммада ﷺ , на земле единственно верной и истинной оставалась религия пророка Исы. Он активно проповедовал, призывая своих соплеменников поклоняться Всевышнему Аллаху и уверовать в Послание, которое было послано Всевышним. В Иисуса уверовала часть людей, и у него появились апостолы или ученики. Апостолы обратились с просьбой даровать им с небес трапезу, и Всевышним была ниспослана им эта трапеза, что явилось также одним из чудес Иисуса.

Смерть или вознесение?

По Корану, пророк Иса был вознесен на небеса, и он останется на небесах до приближения наступления Судного дня.

По словам ибн Касира, известного толкователя Корана и арабского историка четырнадцатого века, ибн Аббас свидетельствовал, что другой человек был распят вместо пророка Исы.

В Евангелии от Василида приводится такое же изложение событий, которое было передано в 117-138 годах нашей эры в Александрии: в нем также указано, что Симон Киринеянин был распят вместо Иисуса.

Есть еще одна версия, по которой пророка предал один из апостолов, который привел к дому стражников. Затем апостолу велели в дом войти и вывести Ису к стражникам, и когда апостол вошел в дом, пророк вознесся на небеса, а этому апостолу Всевышний Аллах придал внешность Исы, и когда он вышел к стражникам, они его схватили и распяли на кресте в образе пророка. По мнению исламского историка тринадцатого века Ибн аль-Асира, предателем пророка с большей степенью вероятности был апостол Иуда.

Второе пришествие Иисуса

второе пришествие пророка Исы

По Исламу, Иса был посланником Всевышнего Аллаха, и его миссия состояла в том, чтобы указать людям верный путь к Аллаху, а не в том, чтобы принести себя в жертву, чтобы искупить грехи человечества. По Исламу, никто не должен нести грехи другого человека: каждого будут судить по его собственным деяниям и грехам.

В Священном Коране есть косвенные упоминания о втором пришествии Исы, а в авторитетных сборниках хадисов об этом сказано прямо.

В двух аятах Корана сообщается, что Люди Писания перед смертью Исы уверуют в него:

Из этих аятов становится ясно, что Иса будет жить и умрет, как все люди, поскольку смерть может наступить только после его повторного прихода на землю и определенного срока жизни на ней. Аллаху ведомо об этом лучше!

Что касается хадисов, то в них сказано, что пророк Иса будет действовать рядом с Махди.

Как гласит Предание, Иса пребывает на небесах в Раю, и спустится на землю в Палестину перед самым Концом Света. Есть также версия, по которой Иса спустится в Дамаск на один из белых минаретов мечети. Миссия Иисуса будет заключаться в том, чтобы сразиться со Лжемессией Даджалом (Антихристом) и убить его, а затем в ответ на его мольбы Господь уничтожит угрожающие человечеству племена Гог и Магог или Яджудж и Маджудж. Именно Иса установит на земле царство справедливости и добра. Руководствоваться во время своего второго пришествия он будет Исламским шариатом.

Когда же пророк Иисус умрет, его похоронят рядом с Пророком Мухаммадом ﷺ в Медине: есть место, которое отведено для этой цели в Мечети Пророка.

Когда наступит Судный день, Иса будет воскрешен, как и все на земле, и тоже предстанет перед Всевышним Аллахом вместе со всеми, и будет свидетельствовать против неверующих вместе с другими пророками. Намек на второе его пришествие является указанием того, что его появление будет признаком приближающегося Судного дня.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Ассалому алейкум уа рахматуллохи уа баракатух!

Бисмиллях, У меня вопрос в Коране 10:94 сказано чтобы наш любимый пророк Мухаммад саллаллаху алейхи вассалам спрашивал и соответственно мы тоже если что-то не знаем у тех кто начал читать писание раньше нас. Так вот с нами всё понятно мы можем спросить у имамов, а вот Мухаммад саллаллаху алейхи вассалам должен был спрашивать у христиан, у тех кто знал Инджил (Евангелию). Значит ли это что любой знающий Библию христианин может подойти и сказать спрашивай у нас, а не спорь с нами ?
Ведь Евангелие искажена, а когда он был искажён как я понимаю 14 веков назад он ещё не был искажён или как ?
Можете разъяснить эти моменты пожалуйста

Добрый день
Раз Иса и Иисус это один и тот же человек,то почему хрестиане и мусульмане не одна религия?

Вопросы если Иисус вознсён на небо то через три дня люди каго видели в местах Иисус мир ему и благословения Аллаха кто вапше распял в месте его

Добрый день! Почему Коран отвергает распятие Иисуса Христа (Сура 4:157) даже тогда, когда это доказанный исторический факт о котором писали и секулярые историки? Значит ли это то, что Ислам отвергает секулярные науки такие как например история? Спасибо.

Здравствуйте, скажите пожалуйста. В фильмах про Исуса показывают,что там они пьют вино,а ислам отрицает алкоголь. Почему так показывают?

Ассаламу Алайкум братья мусульманина!! Прошу прощения ,помогите мне объяснить христианке .Я незнаю как ей объяснить что Иусус не сын Бога он был пророк .Она не верить. Посевуйте пожалуйста

Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Вы не совсем верно поняли аят. Аллах говорит: "Если ты сомневаешься в том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, кто начал читать Писание раньше тебя. Воистину, к тебе явилась истина от твоего Господа. Не будь же в числе тех, кто сомневается."
Когда был ниспослан этот аят, пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم сказал: "я не сомневаюсь и не буду спрашивать". Это говорит о его полной убежденности в ниспосланном Ему от Аллаха, поэтому он не нуждался в том, чтобы спрашивать людей Писания. Аллаху А`лям!

Спасибо за ответ, МашАллах как же приятно слышать истину. Надеюсь это и правду так, Аллах субхана уа талля знает лучше

Иса (Иисус), мир ему, и его миссия в свете Священного Корана

Мусульмане верят в то, что Всевышний Аллах посылал в мир множество пророков — людей, которые должны были напомнить человечеству о Единственности Всевышнего и о необходимости жить по Его законам. Первым пророком был Адам, мир ему — первый человек, а последним — Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Из Священного Корана известны имена и других наиболее выдающихся пророков — таких как Нух, Ибрахим, Юсуф, Муса, Дауд, Сулейман, Закария и Иса (мир им всем).

Некоторые пророки отправлялись только к небольшой группе людей, некоторые — к целому народу, но, как учит Ислам, последний пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был отправлен ко всему человечеству.

Пророк Иса (Иисус), мир ему, и Инджиль (Евангелие)

Всевышний Аллах послал Ису (Иисуса), мир ему, к народу иудеев. Мусульмане очень любят этого Пророка, посланного к Бану Исраиль (Сынам Израилевым). Помимо учения о Единственности Всевышнего, в Священном Коране упоминается еще одна важная миссия Исы, мир ему:

وَإِذْ قَالَ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ يَا بَنِي إِسْرَائِيلَ إِنِّي رَسُولُ اللَّهِ إِلَيْكُم مُّصَدِّقًا لِّمَا بَيْنَ يَدَيَّ مِنَ التَّوْرَاةِ وَمُبَشِّرًا بِرَسُولٍ يَأْتِي مِن بَعْدِي اسْمُهُ أَحْمَدُ

В Коране сказано, что Исе, мир ему, было ниспослано Писание под названием Инджиль (Евангелие), но мусульмане считают, что подлинный текст этой книги не дошел до нас.

ثُمَّ قَفَّيْنَا عَلَى آثَارِهِم بِرُسُلِنَا وَقَفَّيْنَا بِعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ وَآتَيْنَاهُ الْإِنجِيلَ

Праведная Марьям, мир ему — мать Исы, мир ему

Пророк Иса, мир ему, родился у благочестивой женщины — Марьям (Мария), мир ей, дочери Ханны и Имрана, богобоязненных и праведных людей. Ханна желала иметь сына и дала обет Единому Всевышнему Аллаху посвятить своего ребенка служению Его религии, если она будет благословлена его рождением. Всевышний Аллах принял мольбу Ханны, но, к ее удивлению, новорожденный оказался девочкой.

إِذْ قَالَتِ امْرَأَةُ عِمْرَانَ رَبِّ إِنِّي نَذَرْتُ لَكَ مَا فِي بَطْنِي مُحَرَّرًا فَتَقَبَّلْ مِنِّي إِنَّكَ أَنتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ
فَلَمَّا وَضَعَتْهَا قَالَتْ رَبِّ إِنِّي وَضَعْتُهَا أُنثَى وَاللّهُ أَعْلَمُ بِمَا وَضَعَتْ وَلَيْسَ الذَّكَرُ كَالأُنثَى وَإِنِّي سَمَّيْتُهَا مَرْيَمَ وِإِنِّي أُعِيذُهَا بِكَ وَذُرِّيَّتَهَا مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

Благословения Всевышнего Аллаха, дарованные Марьям, мир ей, стали очевидны с самого ее детства. Пророк Закарийя, мир ему, — пророк того времени, которому было поручено заботиться о ней, был свидетелем этих благословений [как, например, он видел у неё фрукты, которые не могли вырасти в то время летом — зимние фрукты, а зимой — летние. (Тафсир Ибн Касира)].

فَتَقَبَّلَهَا رَبُّهَا بِقَبُولٍ حَسَنٍ وَأَنبَتَهَا نَبَاتًا حَسَنًا وَكَفَّلَهَا زَكَرِيَّا كُلَّمَا دَخَلَ عَلَيْهَا زَكَرِيَّا الْمِحْرَابَ وَجَدَ عِندَهَا رِزْقاً قَالَ يَا مَرْيَمُ أَنَّى لَكِ هَذَا قَالَتْ هُوَ مِنْ عِندِ اللّهِ إنَّ اللّهَ يَرْزُقُ مَن يَشَاء بِغَيْرِ حِسَابٍ

Марьям, мир ей, была избрана Аллахом, чтобы стать матерью одного из самых любимых Им пророков.

وَإِذْ قَالَتِ الْمَلاَئِكَةُ يَا مَرْيَمُ إِنَّ اللّهَ اصْطَفَاكِ وَطَهَّرَكِ وَاصْطَفَاكِ عَلَى نِسَاء الْعَالَمِينَ

إِذْ قَالَتِ الْمَلآئِكَةُ يَا مَرْيَمُ إِنَّ اللّهَ يُبَشِّرُكِ بِكَلِمَةٍ مِّنْهُ اسْمُهُ الْمَسِيحُ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ وَجِيهًا فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ وَمِنَ الْمُقَرَّبِينَ

Марьям, мир ей, была поражена и не могла понять, как может произойти это чудесное рождение. В Священном Коране говорится:

قَالَتْ رَبِّ أَنَّىٰ يَكُونُ لِي وَلَدٌ وَلَمْ يَمْسَسْنِي بَشَرٌ ۖ قَالَ كَذَٰلِكِ اللَّهُ يَخْلُقُ مَا يَشَاءُ ۚ إِذَا قَضَىٰ أَمْرًا فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُنْ فَيَكُونُ

فَأَرْسَلْنَا إِلَيْهَا رُوحَنَا فَتَمَثَّلَ لَهَا بَشَرًا سَوِيًّا
قَالَتْ إِنِّي أَعُوذُ بِالرَّحْمَن مِنكَ إِن كُنتَ تَقِيًّا
قَالَ إِنَّمَا أَنَا رَسُولُ رَبِّكِ لِأَهَبَ لَكِ غُلَامًا زَكِيًّا
قَالَتْ أَنَّى يَكُونُ لِي غُلَامٌ وَلَمْ يَمْسَسْنِي بَشَرٌ وَلَمْ أَكُ بَغِيًّا
قَالَ كَذَلِكِ قَالَ رَبُّكِ هُوَ عَلَيَّ هَيِّنٌ وَلِنَجْعَلَهُ آيَةً لِلنَّاسِ وَرَحْمَةً مِّنَّا وَكَانَ أَمْرًا مَّقْضِيًّا

Чудесное рождение Исы, мир ему

Итак, Марьям забеременела чудесным образом, без участия мужчины — так верят и мусульмане, и христиане. Это чудо стало возможным только благодаря Могуществу Аллаха:

فَحَمَلَتْهُ فَانتَبَذَتْ بِهِ مَكَانًا قَصِيًّا فَأَجَاءهَا الْمَخَاضُ إِلَى جِذْعِ النَّخْلَةِ قَالَتْ يَا لَيْتَنِي مِتُّ قَبْلَ هَذَا وَكُنتُ نَسْيًا مَّنسِيًّا

Марьям, мир ей, переживала родовые тяготы в одиночестве, но помощь Всемогущего Аллаха была с ней все время; Джибриль (архангел Гавриил), мир ему, был послан утешить ее после рождения Исы, мир ему:

فَنَادَاهَا مِن تَحْتِهَا أَلَّا تَحْزَنِي قَدْ جَعَلَ رَبُّكِ تَحْتَكِ سَرِيًّا ( 24 ) وَهُزِّي إِلَيْكِ بِجِذْعِ النَّخْلَةِ تُسَاقِطْ عَلَيْكِ رُطَبًا جَنِيًّا فَكُلِي وَاشْرَبِي وَقَرِّي عَيْنًا فَإِمَّا تَرَيِنَّ مِنَ الْبَشَرِ أَحَدًا فَقُولِي إِنِّي نَذَرْتُ لِلرَّحْمَنِ صَوْمًا فَلَنْ أُكَلِّمَ الْيَوْمَ إِنسِيًّا

Для Всевышнего Аллаха не составляет труда создать человека от матери и без отца. В начале времен Всемогущий Аллах создал Адама, мир ему, из глины, — без отца и матери. Затем Он создал Хавву (Еву), мир ей, из ребра Адама, мир ему. Так же как Адам и Хавва, мир им обоим, были созданы без отца и матери, так же и Иса, мир ему, был человеком, созданным без отца; все они были рабами Аллаха. Для Всевышнего Аллаха нет ничего невозможного.

إِنَّ مَثَلَ عِيسَى عِندَ اللّهِ كَمَثَلِ آدَمَ خَلَقَهُ مِن تُرَابٍ ثِمَّ قَالَ لَهُ كُن فَيَكُونُ

Целомудрие Марьям, мир ей, подверглось сомнению со стороны ее народа, поскольку они не знали о происхождении Исы, мир ему, и не могли поверить в его чудесное рождение. В Священном Коране прямо говорится о том, что Иса, мир ему, чудесным образом выступил в защиту своей матери, хотя он только что родился, заговорив в младенчестве.

فَأَتَتْ بِهِ قَوْمَهَا تَحْمِلُهُ قَالُوا يَا مَرْيَمُ لَقَدْ جِئْتِ شَيْئًا فَرِيًّا
يَا أُخْتَ هَارُونَ مَا كَانَ أَبُوكِ امْرَأَ سَوْءٍ وَمَا كَانَتْ أُمُّكِ بَغِيًّا
فَأَشَارَتْ إِلَيْهِ قَالُوا كَيْفَ نُكَلِّمُ مَن كَانَ فِي الْمَهْدِ صَبِيًّا
قَالَ إِنِّي عَبْدُ اللَّهِ آتَانِيَ الْكِتَابَ وَجَعَلَنِي نَبِيًّا

Иса, мир ему, его чудеса и ученики

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُونُوا أَنْصَارَ اللَّهِ كَمَا قَالَ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ لِلْحَوَارِيِّينَ مَنْ أَنْصَارِي إِلَى اللَّهِ ۖ قَالَ الْحَوَارِيُّونَ نَحْنُ أَنْصَارُ اللَّهِ ۖ فَآمَنَتْ طَائِفَةٌ مِنْ بَنِي إِسْرَائِيلَ وَكَفَرَتْ طَائِفَةٌ ۖ فَأَيَّدْنَا الَّذِينَ آمَنُوا عَلَىٰ عَدُوِّهِمْ فَأَصْبَحُوا ظَاهِرِينَ

Как и другие пророки, Иса, мир ему, был наделен способностью совершать различные чудеса по велению Всевышнего Аллаха с момента своего рождения.

وَيُكَلِّمُ النَّاسَ فِي الْمَهْدِ وَكَهْلًا وَمِنَ الصَّالِحِينَ

Иса, мир ему, мог оживлять мертвых, возвращать зрение слепым, исцелять прокаженных, лепить из глины птицу, которая затем ожив, могла летать.

وَرَسُولًا إِلَىٰ بَنِي إِسْرَائِيلَ أَنِّي قَدْ جِئْتُكُمْ بِآيَةٍ مِنْ رَبِّكُمْ ۖ أَنِّي أَخْلُقُ لَكُمْ مِنَ الطِّينِ كَهَيْئَةِ الطَّيْرِ فَأَنْفُخُ فِيهِ فَيَكُونُ طَيْرًا بِإِذْنِ اللَّهِ ۖ وَأُبْرِئُ الْأَكْمَهَ وَالْأَبْرَصَ وَأُحْيِي الْمَوْتَىٰ بِإِذْنِ اللَّهِ ۖ وَأُنَبِّئُكُمْ بِمَا تَأْكُلُونَ وَمَا تَدَّخِرُونَ فِي بُيُوتِكُمْ ۚ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَةً لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ

Заговор против Исы, мир ему, и его вознесение на небеса

Современные религиозные лидеры чувствовали угрозу от его пророческой миссии. По просьбе иудейской иерархии Понтий Пилат, римский губернатор Иудеи, приказал арестовать и распять Ису, мир ему. Когда солдаты вошли в то место, где находился Иса, мир ему, Всевышний Аллах послал своих ангелов вознести своего любимого Пророка на небеса. Таким образом, мусульмане верят, что Иса, мир ему, был взят живым на небеса и будет пребывать там до наступления Судного дня.

إِذْ قَالَ اللَّهُ يَا عِيسَىٰ إِنِّي مُتَوَفِّيكَ وَرَافِعُكَ إِلَيَّ

Мусульмане считают, что распятым на кресте человеком был не Иса, мир ему, а римский солдат, который вошел в место пленения Исы, мир ему, чтобы отвести его на распятие. Благодаря чуду от Всевышнего Аллаха лицо этого солдата изменилось и стало похожим на лицо Исы, мир ему, после чего он был случайно арестован и распят. Всевышний Аллах упоминает об этом инциденте в Священном Коране следующими словами:

وَقَوْلِهِمْ إِنَّا قَتَلْنَا الْمَسِيحَ عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ رَسُولَ اللّهِ وَمَا قَتَلُوهُ وَمَا صَلَبُوهُ وَلَكِن شُبِّهَ لَهُمْ وَإِنَّ الَّذِينَ اخْتَلَفُواْ فِيهِ لَفِي شَكٍّ مِّنْهُ مَا لَهُم بِهِ مِنْ عِلْمٍ إِلاَّ اتِّبَاعَ الظَّنِّ وَمَا قَتَلُوهُ يَقِينًا
بَل رَّفَعَهُ اللّهُ إِلَيْهِ وَكَانَ اللّهُ عَزِيزًا حَكِيمًا

Второе пришествие Исы, мир ему

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) упоминает, что одним из главных знамений Судного Дня будет второе пришествие Исы, мир ему, с небес в наш мир. Мусульмане разделяют веру христиан во второе пришествие Иисуса, главной задачей которого будет сражение с силами зла во главе с Даджалем (Антихристом). Антихрист будет претендовать на господство и противостоять установлению поклонения Единому Богу на Земле.

В одном из хадисов говорится, что Иса, мир ему, вернется на землю на плечах двух ангелов, спустившись на белый восточный минарет мечети Джами' в Дамаске, в Сирии. Это пророчество было сделано в то время, когда мусульмане еще не завоевали Сирию, следовательно, в этом регионе не было мечети. Однако это пророчество воплотилось в реальность много лет спустя, что является доказательством истинности пророчества Мухаммада (мир ему и благословение). При сошествии Исы, мир ему, будет казаться, что с его головы стекают капли воды, хотя она не была мокрой. Затем Иса, мир ему, примет командование силами Имама Махди (лидера мусульман) и будет преследовать Антихриста, который будет убит у ворот Людда (Лудда).

Женился ли Иса, мир ему, на какой-нибудь женщине в этом мире?

В нескольких хадисах Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, упоминается, что Иса, мир ему, женится и будет иметь детей, но только после своего второго пришествия:

Далее в хадисах упоминается, что после нисхождения Исы, мир ему, процветание будет настолько грандиозным и распространенным на земле, что не будет желающих получать милостыню. После того, как он проживет много блаженных лет в этом мире, Иса, мир ему, испытает естественную смерть. Затем он будет похоронен в той комнате, где покоится пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в городе Медина (Саудовская Аравия). Эти и многие другие будущие события, предшествующие Последнему дню, были упомянуты в Священном Коране и предсказаны в преданиях от пророка Мухаммеда (мир ему и благословение).

وَجَعَلَنِي مُبَارَكًا أَيْنَ مَا كُنتُ وَأَوْصَانِي بِالصَّلَاةِ وَالزَّكَاةِ مَا دُمْتُ حَيًّا
وَبَرًّا بِوَالِدَتِي وَلَمْ يَجْعَلْنِي جَبَّارًا شَقِيًّا
وَالسَّلَامُ عَلَيَّ يَوْمَ وُلِدتُّ وَيَوْمَ أَمُوتُ وَيَوْمَ أُبْعَثُ حَيًّا
ذَلِكَ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ قَوْلَ الْحَقِّ الَّذِي فِيهِ يَمْتَرُونَ

Расхождение между христианскими и мусульманскими убеждениями об Исе, мир ему

Согласно Исламу, Иса, мир ему — это великий пророк, подобный другим пророкам. Он был благословлен проповедовать Его чудесное рождение и дарованные ему чудеса не делают его сыном Бога или Богом, как считают христиане.

لَّن يَسْتَنكِفَ الْمَسِيحُ أَن يَكُونَ عَبْداً لِّلّهِ وَلاَ الْمَلآئِكَةُ الْمُقَرَّبُونَ

В Священном Коране многократно подчеркивается, что Всевышний Аллах — Единственный Господь небес и земли, нет существа, которое могло бы сравняться с Ним. У Него нет супруги или детей, пророки — это Его приближенные рабы, но не Его дети:

مَا كَانَ لِلَّهِ أَن يَتَّخِذَ مِن وَلَدٍ سُبْحَانَهُ إِذَا قَضَى أَمْرًا فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ

Также в Священном Коране сказано, что в Судный день Всемогущий Аллах спросит Ису, мир ему, был ли он тем, кто сказал людям считать его больше, чем пророком Всевышнего Аллаха.

وَإِذْ قَالَ اللّهُ يَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ أَأَنتَ قُلتَ لِلنَّاسِ اتَّخِذُونِي وَأُمِّيَ إِلَهَيْنِ مِن دُونِ اللّهِ قَالَ سُبْحَانَكَ مَا يَكُونُ لِي أَنْ أَقُولَ مَا لَيْسَ لِي بِحَقٍّ إِن كُنتُ قُلْتُهُ فَقَدْ عَلِمْتَهُ تَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِي وَلاَ أَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِكَ إِنَّكَ أَنتَ عَلاَّمُ الْغُيُوبِ

مَا قُلْتُ لَهُمْ إِلاَّ مَا أَمَرْتَنِي بِهِ أَنِ اعْبُدُواْ اللّهَ رَبِّي وَرَبَّكُمْ وَكُنتُ عَلَيْهِمْ شَهِيدًا مَّا دُمْتُ فِيهِمْ فَلَمَّا تَوَفَّيْتَنِي كُنتَ أَنتَ الرَّقِيبَ عَلَيْهِمْ وَأَنتَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ شَهِيدٌ

Таковы убеждения мусульман, касающиеся одного из величайших людей в истории человечества — Исы (Иисуса), мир ему, которого любят и которым восхищаются как христиане, так и мусульмане.

Придерживаться каких-либо убеждений, противоречащих качествам, подобающим личности Пророков и Посланников Аллаха, является актом неверия. Порочить или отрицать пророчество Исы, мир ему, или любого другого Пророка является богохульством для мусульман, точно так же, как изображать Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) любым другим способом, противоречащим его благородному характеру. В посланников и пророков Аллаха (мир им всем) следует верить так, как говорится о них в Священном Коране и хадисах.

В конце концов, и в Талмуде тоже есть слова об Иисусе Христе, но из-за их характера вряд ли кто-то назовет это пунктом, сближающим христианство и раввинистический иудаизм.

Хотя, в отличие от иудеев, мусульмане относятся к упоминаемому в Коране Иисусу с почтением, однако представляют они себе Его настолько иначе, что некоторые христианские исследователи ставили под сомнение вопрос о том, насколько оправданно отождествлять Иисуса Христа, о котором известно из Нового Завета, с Иисусом, о котором говорится в Коране.

Чтобы позволить читателю решить, чего же больше ― отличий или сходств, мы произведем обзор христианского учения об Иисусе Христе, и мусульманского.

Поэтому в статье будет также приведено объяснение логики христианского учения о Господе Иисусе Христе, а также рассказано, почему христиане не могут согласиться с мусульманскими представлениями о Нем.

Как мусульмане учат об Иисусе Христе?

Мусульмане, пытаясь объяснить очевидное противоречие Корана и Евангелия, говорят, что будто бы христиане первых веков не исповедовали Триединого Бога, не почитали Христа ни Богом, ни Сыном Божиим (а только пророком), что Он не был распят и, соответственно, не был ни Искупителем, ни Спасителем человечества, но все это появилось намного позднее — в III и IV веках, как искажение Его первоначального учения. По их словам, под влиянием этих искажений и был впоследствии будто бы испорчен первоначальный текст Евангелия.

Мусульмане признают, что иудеи хотели распять Иисуса, но считают, что они будто бы по ошибке распяли другого человека, а Аллах восхитил к себе Иисуса и он находится сейчас на небе. Перед концом мира он явится второй раз, убьет злодея Даджаля, станет проповедовать ислам.

Каковы отличия от христианского учения?

Что имеется в виду?

Есть оно и в Боге. Поэтому христиане могут говорить, что Бог ― один, ибо Он один по природе, и что Бог ― Троичен, ибо у одной божественной природы есть Три Лица-Личности: Отец, Сын и Святой Дух.

И вторая Личность Троицы две тысячи лет назад воплотилась на Земле. Это и есть Иисус Христос.

Именно из-за непонимания отличия природы от личности, мусульмане не понимают этого факта. Те из них, кто полемизирует с христианством, любят приводить цитаты из Евангелия, говорящие о человечестве Христа, и думают, будто тем самым смогли опровергнуть учение христиан о Боговоплощении.

Христианство возвещает о великом чуде Божием ― истинном вочеловечении Бога. Не переставая быть Богом, Он воспринял человеческую природу и избавил ее от всех недостатков, изъянов и искажений ― довел ее до полного совершенства, поднял на сверхъестественный уровень. И теперь мы можем соединиться с этой обновленной природой и исцелять собственную, искаженную последствиями первоначального адамова греха и пораженную личными грехами.

Важно знать, что Его решение спасти людей через воплощение, страдание, смерть и воскресение было совершенно свободным и добровольным, не обусловленным никакой внешней необходимостью или неизбежностью. Он избрал для нас лучшее и сделал так по любви к нам. Одно из ключевых понятий в христианстве ― Бог есть любовь (1Ин. 4, 8). А любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою (1Ин. 3, 16).

Имя Иисус значит Спаситель. Он спас людей от греха, проклятия и смерти. Как мы помним, первые люди, Адам и Ева, отпали от Бога, совершив грех. В результате этого сама человеческая природа исказилась.

И вот, по Своей любви и сострадательной милости, Господь Сам вступается за Свое творение. Три преграды стояло перед Ним. Первая ― пропасть между Божественной и человеческой природами. Ибо сказано было Моисею: человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх. 33, 20).

Вторая преграда ― грех, который не может быть проигнорирован Святым Богом. Ведь Праведный Творец не может оставить преступление без наказания.

А третья преграда ― смерть, разрушающая природу человека.

И вот Господь Иисус Христос приходит, чтобы уничтожить эти преграды, спасти человека и сделать его богом по благодати.

Вечный Сын принимает плоть от Девы Марии, Которая родила Его без участия мужчины силой Животворящего Духа. Единая Личность Сына Божия начинает существовать в двух природах, соединенных неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Так что Христос, оставаясь совершенным Богом, стал совершенным Человеком, имеющим человеческую душу, ум, волю. Он не имел лишь первородного греха, да и Сам не сделал никакого зла. Таким образом, через Боговоплощение была преодолена первая преграда ― разница природ. Обе сущности, не уничтожая друг друга, соединились в Одной Божественной Личности, и теперь через Христа мы получили доступ к Отцу.

Христос пришел в мир и дал новый закон, закон любви, но главное Его дело ― это избавление людей от зла и греха, а для этого необходима была смерть. Ведь жизнь можно купить только ценой жизни. И вот Иисус Христос, чтобы уничтожить преграду греха, добровольно берет на Себя грехи всего мира. Невинный Праведник умирает за виновных, берет на Себя их наказание и проклятие. Его кровь становиться выкупом за наши грехи. Он отдает кровь за кровь, душу за душу, тело за тело: Наказание мира нашего было на Нем, и раной Его мы исцелились (Ис. 53, 5).

Он исправляет древнее непослушание Адама, будучи послушен Отцу до смерти, и становится новым Адамом, родоначальником искупленного человечества. И так явилась справедливость Бога, ибо победил врага сатану не просто Бог, но Человек. Та же природа, которая была взята в плен в раю, победила на Кресте.

Он истинно умер и был погребен. Его душа отделилась от тела и сошла в ад. И ад был разрушен явлением Божественного Сияния. Веровавшие во Христа праведники взошли в рай, и с тех пор туда вновь появилась дорога, закрытая преступлением первых людей. Так рухнула вторая стена между Богом и людьми ― стена греха, и так исчезла причина смерти, не отпускавшей от себя человека.

И в третий день, в воскресную ночь, Он силой Своего Божества воскрес из мертвых. Воскресший Иисус стал Первенцем из мертвых, Начатком, то есть первым снопом нового урожая воскресших. Смерть была уничтожена, и с Пасхального утра началось обратное движение в истории человечества ― процесс воскресения всех умерших. Так рухнула последняя стена между Творцом и людьми. Через таинство крещения соединяясь с безгрешным Христом, люди освобождаются от первородного греха и получают бессмертие. Те, кто приходит к Нему, воскреснут, как и Он, и будут царствовать с Ним вечно.

Такова логика и смысл христианского учения об Иисусе Христе, которого многие мусульмане, к сожалению, не понимают, и из-за этого нередко в их среде возникают искаженные представления о вере православных христиан.

Как уже было сказано, мусульмане верят в то, что будто бы ранние христиане не признавали Христа Богом и Сыном Божиим, не знали о Его распятии и смерти, и не верили в Триединого Бога, но лишь века спустя стали появляться такие учения. Почему христиане не могут согласиться с такими утверждениями?

Этому есть три объективных причины.

Во-первых, указанное мусульманское утверждение совершенно антиисторично. Даже если не брать в расчет новозаветные тексты, которые были составлены в I веке современниками и очевидцами Христа[5] и употреблялись в общине, где очевидцы-апостолы пользовались огромным авторитетом,― даже и без них от I и начала II веков по Р.Х. сохранилось немало текстов, написанных ранними христианами. И вот что мы в них видим.

И не только письменность, но и археология дает нам тому подтверждения. Например, недавно обнаружен был в Крыму крест, высеченный на стене христианами I века, чего они, разумеется, не стали бы делать, если бы Христос не был распят, и если бы Его распятию не придавали бы особого, священного значения.

Наконец, о том же со всей очевидностью свидетельствуют языческие и иудейские писатели первых двух веков по Р.Х., которых никак нельзя заподозрить в намеренном искажении фактов в выгодном для христиан свете.

В свете этих фактов очевидно, что вера в то, что Иисус есть воплотившийся Бог и Сын Божий, принявший на себя распятие и смерть ради спасения человечества, есть исконная вера христиан, идущая от самих апостолов и очевидцев Христа. И утверждения мусульман о том, что это появилось в III-IV веках, несостоятельны и противоречат исторической истине.

Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Пс. 109, 1); Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя… Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него (Пс. 2, 7,12); Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал[22] Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости (Пс. 44, 7-8).

Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю… После того Он явился на земле и обращался между людьми (Вар. 3, 36-38). Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9, 6).

Само событие: предан смерти будет Христос (Дан. 9, 26)― и цель его (искупление): Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 4-5).

Ничто другое не предречено в Ветхом Завете так документально и точно, как эта Жертва.

Так в Ветхом Завете описана смерть Мессии. Все это в точности исполнилось на Иисусе Христе, как свидетельствуют о том очевидцы, составившие писания Нового Завета. Раз Сам Бог за столетия до Своего воплощения через Своих истинных пророков предвозвещал об этом, причем не раз, и не два, но десятки раз и в мельчайших деталях, то как можем мы не доверять Богу, когда Он через сбывшиеся пророчества дает нам ясное знамение?

Наконец, третья причина ― это здравый смысл. Только христианство может объяснить личность Иисуса Христа, в том числе даже то, что говорится о Нем в Коране.

[2] ал - Маудуди Абу ал - Аала. Принципы ислама. М., 1993. — Сс. 41; 72.

[3] ал - Маудуди Абу ал - Аала. Жизненная миссия пророка. М., 1992. — С. 9.

[4] Цит. по: Журавский А. Ислам. М., 2004. — С. 161.

[6] Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Спб., 1995.

[7] Сэр Норман Андерсон. Иисус Христос: свидетельство истории. Спб., 1995.

[8] Аверинцев С.С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1994. — С. 115.

[9] Макдауэлл Дж. Указ. соч. — С. 73. Относительно подлинности этого места Флавия в известной до недавнего времени редакции было много споров, однако тот текст, который приводится здесь, считается подлинным.

[10] Поснов М.Э. История христианской Церкви. Брюссель, 1964. — Сс.96-97.

[11] Макдауэлл Дж. Указ. соч. — С. 76.

[12] Грейвз Роберт. Царь Иисус. М., 1997. — С. 8.

[13] Сэр Норман Андерсон. Указ. соч.

[14] Митрополит Макарий (Булгаков). Догматическое Богословие. Спб., 1868. — Т.I. — С. 237.

[15] Ранович А.Б. Античные критики христианства. М., 1990. — С. 342.

[16] Ориген. Против Цельса. М., 1996.

[17] Митрополит Макарий (Булгаков). Указ. соч. — Т.I. — С. 201.

[18] Лебедев А.П. Духовенство древней вселенской Церкви. Спб., 1997. — С. 44.

[19] Ранович А.Б. Указ. соч. — Сс. 275; 277.

[20] Бобринский А. Из эпохи зарождения христианства. М., 1995. — С. 40.

[21] Макдауэлл Джош. Указ. соч. — С. 72.

Читайте также: