Гипотезы о происхождении шумеров кратко

Обновлено: 04.07.2024

Если даже считать, что шумерами были уже носители убейдской культуры, то все равно остается без ответа вопрос, откуда пришли эти шумеры-убейдцы. «Откуда появились сами шумеры, – отмечает И.М. Дьяконов, – до сих пор остается еще совершенно неясным.



Илл. 32. Оттиски цилиндрических печатей периода Джемдет-Наср: а) печать с изображением священной ладьи;

б) печать из храма Инанны в Уруке.

Нач. III тыс. до н. э.

Об антропологическом типе шумеров можно до известной степени судить по костным остаткам, но не по их скульптуре, как полагали ученые в прошлом, так как она, видимо, сильно стилизована и подчеркивание некоторых черт лица (большие уши, большие глаза, нос) объясняется не физическими чертами народа, а требованиями культа[2]. Изучение скелетов позволяет заключить, что шумеры IV–III тыс. до н. э. принадлежали к антропологическому типу, который всегда господствовал в Месопотамии, то есть к средиземноморской малой группе европеоидной большой расы. Если у шумеров в Южном Двуречье существовали предшественники, то, очевидно, и они принадлежали к тому же антропологическому типу. Это и не удивительно: в истории очень редко случается так, чтобы новые пришельцы полностью истребляли старых жителей; гораздо чаще они брали жен из местного населения. Пришельцев могло быть и меньше, чем местных жителей. Поэтому, даже если шумеры в действительности пришли издалека и издалека же принесли свой язык, это могло почти никак не отразиться на антропологическом типе древнего населения Нижней Месопотамии.


Илл. 33. Каменный сосуд с цветными инкрустациями. Урук (Варка).

Кон. IV тыс. до н. э.


Илл. 34. Сосуд с изображением животных. Сузы. Кон. IV тыс. до н. э.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Часть 2. Откуда пришли евреи?

Часть 2. Откуда пришли евреи? Откуда и когда пришли евреи на мстиславщину? Наверно тогда же и теми же путями, что и все евреи восточной Белоруссии. Мы не знаем это точно и можем лишь проследить основные направления их миграции. Бесспорно, что они появились здесь позже, чем в

Глава 1 Откуда пришли праславяне 60 веков назад?

Глава 1 Откуда пришли праславяне 60 веков назад? Без начала не найдешь конца, ибо запутаешься в середине. Как известно, мы, Homo sapiens (человек разумный), или кроманьонцы, появились около 150 тыс. лет назад, вероятнее всего, в тропиках Африки, 60–70 тыс. лет назад вышли из Африки и

17. Откуда пришли османы

17. Откуда пришли османы Сегодня термин ТУРКИ в скалигеровской истории запутан. Упрощая, можно сказать, что турками называют коренное население Малой Азии. Считается, будто османы — тоже турки, поскольку историки выводят их из Малой Азии. Якобы они сначала нападали на

3. Откуда пришли первоамериканцы?

3. Откуда пришли первоамериканцы? «Дикие и бредовые идеи среди разного рода теоретиков… — говорил Стефенс в одном из докладов, — возникали при открытии курганов, холмов и укреплений, протянувшихся цепочкой от Великих озёр по долинам рек Огайо и Миссисипи, благодаря

3. Откуда пришли первоамериканцы?

3. Откуда пришли первоамериканцы? «Дикие и бредовые идеи среди разного рода теоретиков… — говорил Стефенс в одном из докладов, — возникали при открытии курганов, холмов и укреплений, протянувшихся цепочкой от Великих озер по долинам рек Огайо и Миссисипи, благодаря

17. Откуда пришли османы

17. Откуда пришли османы Сегодня термин ТУРКИ в скалигеровской истории запутан. Упрощая, можно сказать, что турками называют коренное население Малой Азии. Считается, будто османы – тоже турки, поскольку историки выводят их из Малой Азии. Якобы они сначала нападали на

Монголы. Кто они и откуда пришли?

Откуда пришли шумеры?

Откуда пришли шумеры? Если даже считать, что шумерами были уже носители убейдской культуры, то все равно остается без ответа вопрос, откуда пришли эти шумеры-убейдцы. «Откуда появились сами шумеры, – отмечает И.М. Дьяконов, – до сих пор остается еще совершенно

Монголы. Кто они и откуда пришли?

Откуда пришли белорусы?

Откуда пришли белорусы? Странный вопрос! — Воскликнет иной читатель, — еще со школьной скамьи известно, что… То то и оно, что со школьной. Оглянитесь те, кому за пятьдесят — чему нас учила школьная скамья в плане историческом… И что мы знаем об этом сейчас. Самый

Был ли библейский Авраам шумером

Неоднократно ученые делали предположения о том, что евреи были потомками шумеров. Слишком многое перекликается в еврейской и шумерской историях. Существует легенда о том, что примерно в 2100-1800 годах до нашей эры один человек по имени Терах (Фарра) поспешно покинул древнейший Уру, древнейший город в Шумеро-Аккадском царстве. Вместо с ним уехал его сын, которого звали Аврахам. Впоследствии именно он заключил удивительнейший договор с Богом. Кстати, именно в этот временной период Шумер переживал последние вехи своего существования: на него нападали аморитяне, а изнутри его раздирали политические дрязги.

Древние письмена дают возможность предположить, что внезапное исчезновение цивилизации было вызвано искусственными причинами. Их не истребили соседи, они не деградировали, на их города просто обрушили ядерную бомбу. И уже истребленные опустевшие города заняли представители ассирийского государства. Если вспомнить шумерскую мифологию, где описывается, как аннунаки периодически уничтожали неудавшуюся партию людей, то предположение о чудовищных ядерных атаках становится вполне естественным выводом.

Шумеров погубил ядерный взрыв

Что подтолкнуло создание подобной теории?

В начале девяностых годов прошлого века археологами были найдены предметы, вызвавшие сенсационное предположение о том, что человечество способно совершать путешествия во времени.

Путешествия Древних шумеров во времени

Земли Древней Месопотамии расположены большей частью на территории Ирака, там же велись и продолжают вестись многочисленные раскопки древних городов. В одной из таких археологических экспедиций ученые обнаружили уникальные хрустальные линзы. Время их появления датируется пятью тысячами лет назад.

Джон Ольрим - археолог, работавший в той экспедиции, нашел четыре хрустальные линзы. Однако официально было заявлено лишь о трех. Зачем так поступил ученый? Он прекрасно осознавал, что находки будут тут же засекречены и отправлены в секретные лаборатории. Соответственно все научные открытия будут храниться в тайне. Предполагается, что местом, где находятся линзы является химическая лаборатория НАСА. Джон Ольрим продолжает на протяжении нескольких лет тщательно изучать найденные линзы. И, наконец, после долгих, кропотливых лет, затраченных на исследования, ученый выступил с сенсационным докладом. Ученые многих стран так и не смогли найти рационального объяснения изложенным доводам, а именно:

  1. Проведя атомно-углеродный анализ, было выяснено, что хрустальная линза отшлифовывалась самым современным методом - углеродным соединением радия. Данный метод разработан учеными всего десять лет назад. Сама технология очень сложна и требует колоссального внимания, а так же самого современного технического оборудования.
  2. Проводя совместные исследования с японским химиком Йоку, были обнаружены небольшие насечки на тонкой боковине линзы. Расшифровке надсечки не поддаются, но химик утверждает, что это не что иное как шрих-код.
  3. В течение всего срока исследований ученым было замечено уникальное свойство линз - самоочищение. В современном научном мире такое возможно только у нанотехнологичных материалов.

В своем докладе Джон Ольрим предположил, что древние шумеры вполне могли обладать знаниями о контактных линзах, применяемых сегодня в офтальмологии.
Ученому был задан вопрос, интересующий человечество на протяжении многих столетий:"Могли ли шумеры таким образом перемещаться во времени?". По найденным материалам, однозначно точного ответа не последовало. Но Джон Ольрим полагает, что такое вполне вероятно, исходя из знаний и возможностей шумеров. Исчезновение цивилизации мудрого народа повлекло безвозвратную утрату многих научных данных.

Могли ли египтяне и шумеры быть детьми одной цивилизации

Существует гипотеза о взаимосвязи египетской и шумерской цивилизаций. И та, и другая появились с разницей в несколько веков, либо одновременно – современная наука не дает точной даты появления ни этих народов, ни любых других. Кроме одномоментности появления, цивилизации связывают некоторые общие моменты в культуре и обычаях. Сходство можно объяснить несколькими теориями. Первая – аннунаки потрудились заселить своими биороботами не только Месопотамию. Вторая – шумеры в период расцвета ассимилировали со многими расами, осваивали новые территории, стремились расширить свои границы, налаживали торговые контакты. Возможно, часть из них просто мигрировала на территорию современного Египта, причем это должна быть очень просвещенная часть, владеющая самыми разнообразными знаниями в самых разных сферах человеческой деятельности. И третий вариант – сходство условий окружающей среды породили множество одинаковых ремесел, хотя как это объясняет сходство религий, мировоззрения и прочего непонятно.

В пользу первой теории говорит появление в другой части света цивилизации Майя, примерно в этот же период времени. Заметим, что у всех трех народов было развито строительство, находились общие черты в религиях, была развита астрономия, и все три цивилизации постоянно занимались возведением уходящих ввысь трапециевидных строений. Правда, для Египта были характерны пирамиды, а для тех же шумеров – зиккураты. Как вариант, какая-то народность, покидая свои места (жители Атлантиды ли, или другого, вообще неизвестного до нашего времени государства), к примеру, из-за глобального стихийного бедствия вроде потопа, рассредоточились по всему миру. Это бы объяснило появление цивилизации в таких заведомо глухих местах, как джунгли Амазонки.

Жаворонки (Сороки)
22/03
Этот древнерусский праздник отмечается 22 марта. В этот день по поверьям славян заканчивалась зима и начиналась весна. Считалось, что из теплых стран прилетали . Подробнее

Жаворонки (Сороки)

День Герасима-грачевника
17/03
Праздник Герасима-грачевника отмечается 17 марта. Согласно народным приметам, в этот день возвращаются с зимовки грачи – первые вестники приближающегося тепла. . Подробнее

День Герасима-грачевника

Бургзонндег. Фестиваль огня
13/03
Известно, что тринадцатый день третьего месяца — самый удачный день в году для всех ведьм и колдунов (особенно, если этот день выпадает на пятницу), потому что . Подробнее

Бургзонндег. Фестиваль огня

Международный день блина
08/03
В штате Канзас, США, начиная с 1950 года проводится праздник под названием Международный день блина. Его история уходит своими корнями в Англию в 1445 год. Во в. Подробнее

Владимир Емельянов

Востоковед Владимир Емельянов о реконструкции внешнего вида шумеров, самоназвании народа и поклонении священным деревьям

Над материалом работали

Владимир Емельянов

доктор философских наук, профессор Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Неметон

Одна из традиционных загадок востоковедения – вопрос о прародине шумеров. Он остается не разрешен до сих пор, т.к. язык шумеров пока не удалось надежно связать ни с одной из известных ныне языковых групп, хотя кандидатур на такое родство предлагалось множество, включая тибето-бирманские и полинезийские языки. В настоящее время с некоторой достоверностью можно утверждать, что семиты Аккада и шумеры южной Месопотамии резко отличались друг от друга как по своему внешнему облику, так и по языку. Древний шумерский язык стоял на уровне развития яфетических языков. Изменение формы слова достигалось не при помощи окончания, а при помощи приставок, которые присоединялись к корню. Поэтому шумерский язык является агглютинирующим языком, который близок к тюркским языкам. Бытует более чем спорное мнение, что, судя по внешнему облику, они должны были принадлежать к индоевропейцам. Но, судить о расовой принадлежности шумеров не позволяет имеющийся в распоряжении антропологический материал, который недостаточен. Тем не менее, Шарлотта М. Оттен на основании предварительного анализа останков из эль-обейдских захоронений в Эреду, признала шумеров кавказским народом. С этим утверждением перекликается гипотеза Виктора Христиана, пытавшегося найти сходство между шумерским и кавказскими языками.

Тем не менее, вопрос о происхождении шумеров и родственных связях шумерского языка остается весьма спорным. В настоящее время нет основания для отнесения шумерского языка к той или иной известной языковой семье. Это был народ этнически, по языку и культуре чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или немного позднее. Говоря о происхождении шумеров не следует забывать о том, что многолетние поиски более или менее значительной языковой группы, родственной языку шумеров, ни к чему не привели, хотя искали повсюду – от Центральной Азии до островов Океании.

582e1c404b15c_2.jpg.88b7e72df542a83478fe

582e1c3417901_.jpg.21bfb6ac0ba3b88d6e7db

С уверенностью можно констатировать наличие шумерского населения на крайнем юге Месопотамии после появления письменности на рубеже IV-III тыс. до н.э., но точное время появления шумеров долине Тигра и Евфрата пока установить трудно. Некоторые историки (например, Парро) связывают хозяйственные и культурные сдвиги 2 пол. IV тыс. до н.э. (письменность, храмы из кирпича-сырца, цилиндры-печати) с вторжением новых этнических групп. Именно к этому времени они относят вторжение шумеров, которые, по их мнению, явились откуда-то извне и принесли с собой письменность, скульптуру, монументальную архитектуру. Эта теория, отвергающая по существу, представление о прогрессивном развитии и подменяющая прогресс миграцией нового народа, была отвергнута Г. Чайлдом, который называл древнейшее население Южного Двуречья протошумерскими племенами. Раскопки древнейших поселений в Месопотамии дали огромный археологический материал, который позволил ученым поставить ряд существенных вопросов о том, к каким племенам принадлежало древнейшее население Двуречья и откуда, а также в какую эпоху пришли в Месопотамию древнейшие племена шумеров и семитов Аккада. Мнения ученых совпадают только в одном – шумеры – народ пришлый.

Попытки реконструировать древнейшую историю шумеров привели к нескольким гипотезам:

1. Дильмун

Существует шумерский миф о происхождении всего человечества с о. Дильмун, отождествляемый с Бахрейном. Однако более тщательный анализ показал, что оснований для такой интерпретации нет: шумерская мифология видит в Дилмуне прародину всех живых существ, а не специально шумеров, т.е. не относится к собственно шумерским историческим воспоминаниям о маршруте их движения в Месопотамию. В аккадских текстах III династии Ура не раз упоминается о стране Дильмун, локализация которой вызвала большие споры среди исследователей. По мнению известного шумеролога С. Крамера, под Дильмуном можно подразумевать широкую зону Индской цивилизации. О морской торговле индийских купцов говорят не только изображения на печатях судов с мачтами и открытие в Лотхале значительного по размерам порта и доков для судов, а также, открытия на о. Бахрейн, расположенного на пути их Шумера в Индию. Здесь наряду с месопотамскими вещами были обнаружены особые стеатитовые печати, имеющие сходство с хараппскими. Бахрейн был, по всей видимости, одним из промежуточных пунктов на путях, связывающих долину Инда с долинами Тигра и Евфрата. Сразу же за установлением наличия в месопотамских центрах объектов явно древнеиндийского происхождения было высказано мнение о существовании постоянного морского пути, идущего вдоль северного побережья Персидского залива и связывающего две великие цивилизации древнего мира. С открытием на Бахрейне печатей, соединяющих черты месопотамской и хараппской глиптики, это заключение нашло новое убедительное подтверждение.

2. Иран

Шумерские тексты III тыс. до. н.э., повествуют о контактах шумеров с далекой страной Аратта в центральной части Ирана в районе современного Йезда. По этим текстам выходит, что в Аратте почитают шумерских богов и носят шумерские имена. Это предположение возвращает к старым теориям кон. XIX века, которые считали версию об иранском маршруте шумеров наиболее вероятной. Имеются все основания предполагать, что шумеры пришли в Месопотамию из горных областей. На это указывает очень древний способ изготовления крупных кирпичей, напоминающих каменные блоки, постройка ступенчатых храмов-зиккуратов, очевидно, воспроизводящих форму искусственной горы, и вера в богов, обитающих в горах. Люди, которые поклонялись богам, живущим на вершинах гор и сооружали для них искусственные горы – зиккураты, не могли быть родом с равнинных мест. Возможно, они пришли с высокогорных районов Ирана, а может и из более отдаленных, гористых районов Азии. В пользу подобного обстоятельства говорит то, что ранняя шумерская архитектура выдержана в традиционном стиле деревянных сооружений, который мог выработаться только у народа, живущего в лесистых районах.

3. Пришельцы с моря

4. Тибет и Ассам

Большинство аналогий, на взгляд Виктора Христиана, тянется к Тибету и Ассаму. В своих рассуждениях, ученый опирался на труды Георга Бушана о тибето-бирманской культуре и гипотезам, согласно которым бирманцы пришли в Азию еще в эпоху неолита, с островов Южных морей. Идея о параллелизме Тибет-Шумер, основанная на сопоставлении обычаев населения этих регионов, была поддержана известным польским лингвистом Яном Брауном, считавшего, что шумерский язык имеет много общего с языками тибето-бирманской группы.

5. Индия

Еще сравнительно недавно Индская цивилизация объявлялась лишь провинциальным вариантом шумерской. Первые раскопки памятников индской цивилизации были начаты в 1921 году Р. Сахни в Хараппе, а годом позже Р.Д. Банерджи открыл остатки Мохенджо-Даро. Среди исследователей нет единого мнения по вопросу о происхождении хараппской культуры. По мнению некоторых исследователей, она обязана своим возникновением цивилизации Двуречья. Также существует мнение, что хараппская культура – создание чисто индийское. Э. Эрас считал, что хараппская культура предшествовала шумерской, а возможно, и породила ее. Кроме того, существует гипотеза об арийский корнях Хараппы или даже как результате первой волны индоевропейского проникновения. Ей созвучна точка зрения К. Шастри, согласно которой Индская цивилизация была по своему характеру ведийской (по времени соответствующая Атхарваведе), т.к, по его мнению, Ригведа намного древнее. О местном характере культуры свидетельствует изучение древних культур Белуджистана и Синда – областей, непосредственно граничивших с хараппской культурой и в IV-III тыс до. н.э. активно расселявшимся на новые территории по берегам рек. Территориально, хараппская культура значительно превосходила цивилизации Египта и Двуречья. В процессе развития хараппцы двигались на юг и восток. Их поселения в Гуджарате располагались по берегу моря, что, по мнению индийских археологов указывает на морской путь движения из долины Инда к Гуджарату. Основным датирующим материалом хараппской культуры служат индийские и месопотамские печати –амулеты, изготовленные по типу индийский печатей в древних городах Двуречья. В 1922 году англичанин сэр Джон Маршалл открыл в районе реки Инд – Хараппе и Мохенджо-Даро древнейший и высокоразвитый культурный слой III –II тыс. до н.э. Некоторые из обнаруженных вещей указывают на тесную связь с шумерами (изображения быков, змей, священного дерева). На печатях Хараппы и Мохенджо-Даро найдены пиктографические знаки, связанные с изображение рогатых животных, и многочисленные статуэтки обнаженных женщин со своеобразными головами и шейными украшениями. Англичанин Артур Кейт высказал мысль о том, что черты, характерные для древних шумеров, можно и поныне проследить на Востоке у жителей Афганистана, Белуджистана и еще более дальних мест, вплоть до долины Инда. В частности, были найдены прямоугольные печати, чрезвычайно напоминавшие своей формой и выгравированными на них надписями печати, найденные в Шумере.

6. Центральная Азия

Интересна гипотеза чешского ученого-ассириолога Б. Грозны. В 1943 году он опубликовал работу. В которой высказал предположение, что миграция шумеров в Месопотамию осуществлялась двумя волнами из Центральной Азии. Первая волна прибыла в эпоху Эль-Обейда, вторая – через несколько веков, в эпоху Урука.

7. Балканы или юг России

Некоторые исследователи указывают на поразительное сходство между царскими усыпальницами Ура и некоторыми могилами, обнаруженными в восточной части Балкан и Южной России (сводчатые и купольные гробницы). Не научились ли шумеры искусству ирригации на громадных равнинах Причерноморья и Каспия?

Отзыв пользователя

Нет отзывов для отображения.

Темы на форуме

Византийско-венгерс кая война (1163—1167) г.

Разбор фильма "Тобол"

Индоевропейская языковая семья и гаплогруппа R1a

Войны с Джунгарией

Категории

Файлы





Записи в блогах

Saygo

Snow

Snow

Saygo

Saygo

Похожие публикации

Неметон

Изображение нагих жрецов на печатке царя Эшкума
Подобная форма ритуальных поз и венцов известна по аналогичным изображениям схватки со львом и аккадским печатям.

Неметон

Фреска из дворца Нестора в Пилосе
Археологические раскопки на территории Греции показали, что крупные центры микенского мира подверглись нападению и в предшествующие гибели микенского мира периоды (разрушение Кносса в кон. XV-нач. XIV вв. до н.э и Фив в сер. XIVв. до н.э). Раскопки в Пилосе обнаружили, что в кон. XIVв. до н.э на холме и его склонах существовало поселение было сожжено в XIII в. до н.э. (пожар связывают с захватом поселения Нелеем, отцом Нестора). В течение XIIIв до н.э. Пилос, став крупнейшим центром на территории материковой Греции, не подвергался серьезному нападению, однако в кон. XIII — нач. XII вв. до н.э дворец был вновь сожжен и никогда больше не возрождался.

Львиные ворота в Микенах
Указанные события подтверждаются археологически. Если падение Трои отнести к 1210г до н.э, то нашествие Гилла на Пелопоннес приходится на 2 пол. XIIIв до н.э, т.е время возведения мощных оборонительных сооружений и вскоре после этого разрушения в нижнем городе Микен и Тиринфе. Если же Гераклиды ушли из Пелопоннеса в 1230г до н.э, это значит, что они возвратились ок. 1130г до н.э., что согласуется с датировкой окончательного разрушения Микен, относимой к 1125 г. до н.э.

Saygo

Келембет С. Н. Князь Олег Вещий и поход руси на Константинополь // Studia Historica Europae Orientalis = Исследования по истории Восточной Европы : науч. сб. Вып. 8. – Минск : РИВШ, 2015. - С. 19-36.
Изучение ранней истории Древней Руси IX-X вв., как это хорошо известно, связано со значительными трудностями, которые обусловлены, в первую очередь, отсутствием созданных в этот период отечественных письменных памятников историографического характера. Поэтому приоритет для историка, по крайней мере в сфере внешнеполитической деятельности первых русских князей, безусловно, представляют иностранные источники. Ведь большинство из них, несмотря на все свои недостатки (фрагментарность, тенденциозность, недостаточная осведомленность авторов), были созданы современниками событий, или же восходят к произведениям таких современников. Тогда как древнерусские предания, сохранившиеся в составе древнейших летописных сводов, были записаны только спустя одно, два и более столетий после описываемых в них событий. Эти летописные рассказы, легендарный характер и эпическое происхождение которых не вызывают никаких сомнений, естественно, требуют к себе очень критического отношения.

Неметон

В 1922-1934 гг. английская археологическая экспедиция под руководством Леонарда Вулли вела систематические раскопки древнего Ура. Были открыты памятники, позволяющие восстановить историю города с IV тыс. до н.э по IV в. до н.э, в том числе царские гробницы раннединастического периода.
Сами гробницы представляли собой внушительные подземные камеры, сооруженные из жженого кирпича, употребление которого позволило создать купольные перекрытия. Две отличительные черты ярко характеризуют представленный здесь погребальный обряд – наличие сопровождающих жертвенных захоронений (до 59 человек в одной гробнице) и необычайное богатство погребального инвентаря. Особенной популярностью пользовался прием сочетания золота и лазурита. Так, золотые головы быков снабжены широкими бородами из бирюзы. Если в рядовых погребениях убейдского Эреду находят неказистые глиняные модели лодок, то в урских гробницах им функционально соответствует подлинно царская серебряная ладья. Лица, погребенные в этих усыпальницах, принадлежали к самому высокому социальному рангу – определены гробницы царя, носившего имя Мескаламду, и цариц (или жриц) Абарге и Пуаби.

Могила Мескаламду, найденная в рабочий сезон 1927/28 гг., была вырыта в шахте самой большой царской гробницы. В могиле были обнаружены копья, алебастровые и глиняные вазы, кинжалы, резцы и другие инструменты. Тут же — около пятидесяти медных сосудов, среди которых много рифленых, серебряные чаши, медные кувшины, блюда и разнообразная посуда из камня и глины, набор стрел с долотообразными наконечниками из кремневых осколков. Тело лежало в обычной позе спящего на правом боку. Широкий серебряный пояс распался; к нему был подвешен золотой кинжал и оселок из лазурита на золотом кольце. Между руками покойного была найдена тяжелая золотая чаша, а рядом — еще одна, овальная, тоже золотая, но крупнее. Около локтя стоял золотой светильник в форме раковины, а за головой — третья золотая чаша. К правому плечу был прислонен двусторонний топор из электрона, а к левому — обыкновенный топор из того же металла. Позади тела находились золотые головные украшения, браслеты, бусины, амулеты, серьги в форме полумесяца и спиральные кольца из золотой проволоки. Особого внимания заслуживает шлем покойного, выкованный из золота в форме парика, который глубоко надвигался на голову и хорошо прикрывал лицо щечными пластинами. Завитки волос на нем вычеканены рельефом, а отдельные волоски изображены тонкими линиями. От середины шлема волосы спускаются вниз плоскими завитками, перехваченными плетеной тесьмой. На затылке они завязаны в небольшой пучок. Ниже тесьмы волосы ниспадают стилизованными локонами вокруг ушей, вычеканенных горельефом, с отверстиями, чтобы шлем не мешал слышать. Локоны на щечных пластинах изображают бакенбарды. По краю нижней оторочки шлема в золоте проделаны маленькие отверстия для бечевок, которыми закреплялся стеганый капюшон — прокладка. От него сохранилось несколько обрывков.

Неметон

Читайте также: