Гимнастика в древнем египте кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первые известные нам следы физической культуры Древнего мира были обнаружены в районе, примыкающем с востока к Средиземному морю, а также в Месопотамии в IV тыс. до н.э. К сожалению, сохранились лишь разрозненные сведения о физической культуре государственных образований, часто сменявших друг друга в результате войн.

Из различных источников было установлено, что в Месопотамии изготавливали палки из очищенного стержня листа финиковой пальмы, в дальнейшем служившие для игры в мяч с битой, а затем и в конное поло.

Этому же району принадлежит самый древний памятник культа борьбы на поясах, в основе которой лежали боевые приемы пленения противника, – бронзовая статуя, изготовленная примерно в 2800 году до н.э. (сейчас она выставлена в Багдадском музее).

О развитии физической культуры Вавилона свидетельствуют терракотовые изображения охоты, загона животных, стрельбы из лука, кулачного боя и состязания на колесницах.

Из древней Персии до нас дошли записки древнегреческих историографов Геродота и Ксенофонта, которые красноречиво свидетельствуют о том, что они обучали своих детей (в возрасте 7-16 лет) в воспитательных домах, действовавших при дворах сатрапов, борьбе, бегу, верховой езде, метанию копья, стрельбе из лука и правдивости. (В дальнейшем из этих заведений образовались так называемые дома развития силы, которые сохранились вплоть до распространения современного школьного физического воспитания и спортивных организаций Ирана.)

В Древнем Египте примерно в 3000 году до н.э. мифический царь Менес основал первую единую империю. Наиболее древний из известных рельефов на спортивную тематику изображает победу Джосера (2778 – 2723 гг. до н.э.) в культовом состязании по бегу. Бег древнеегипетского царябога объясняется желанием победить и быть достойным

Затем испытания в беге были вытеснены борьбой, лучше показывающей превосходство в силе и ловкости. Требование, чтобы цари обладали всесторонней физической подготовкой, соответствовало сущности примитивного классового государства, где фараоны обладали безграничной централизованной властью.

Фараоны Среднего царства (2040 – 1730 гг. до н.э.), чтобы повысить уровень развития физических качеств у служащих им людей, стали создавать училища для подготовки и отбора храмовых танцовщиц и акробатов.

К этому периоду относятся и описания парных игр с мячом. Все вышесказанное свидетельствует о том, что фараоны и знать меньше стали уделять внимание собственной

спортивной форме, но с большим удовольствием наблюдали за ловкостью движений своих рабов.

В период Нового и Позднего царства (1562 – 332 гг. до н.э.) физическая культура обогащается новыми чертами. Появляются изображения с соревнованиями гребцов и воинов, бегущих за колесницами, а также состязания лучников и кулачных бойцов. На праздниках царя Рамзеса II (1290 – 1223 гг. до н.э.) проводятся соревнования по борьбе и фехтованию на палицах с нубийцами, ливийцами и др. народами, результат этих соревнований оценивали судьи.

Египтяне не следовали обычаям других народов. Этот факт подтверждается тем, что среди памятников физической культуры Древнего Египта не встречается следов, свидетельствовавших о соревнованиях на колесницах, играх в пешее и конное поло, получивших распространение почти у всех народов Древнего мира. Население Древней Индии располагало наиболее ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны без оружия. Советы по снятию боли в различных частях тела с помощью нажимов и растирания свидетельствуют о развитом искусстве массажа.




О физической культуре арийских каст больше всего можно узнать из Вед и древнеиндийских эпосов, свидетельствующих об атлетических соревнованиях, состязаниях по самообороне, с оружием и без него, скачках и соревнованиях на колесницах, игре в мяч с битой, игре на доске чатуранга (чатур – 4 и анга – боевой порядок). Ходы шахматных фигур из этой игры – раджи (короля), боевых колесниц (ладьи), кавалериста (коня), пехотинца (пешки) – остались неизменными до наших дней.

В Китайских хрониках, относящихся к периоду VIII – VI вв. до н.э., сообщалось, что первые ростки физической культуры, получившие развитие в долине Хуанхе и Янцзы, появились в начале III тыс. до н.э.

Записи в хрониках свидетельствуют о том, что в этот период мальчиков воспитывали в специальных заведениях. Судя по письменным памятникам и результатам раскопок, можно сделать вывод, что древняя китайская физическая культура достигла расцвета во время господства династии Чжоу (XI – III вв. до н.э.).

Первые известные нам следы физической культуры Древнего мира были обнаружены в районе, примыкающем с востока к Средиземному морю, а также в Месопотамии в IV тыс. до н.э. К сожалению, сохранились лишь разрозненные сведения о физической культуре государственных образований, часто сменявших друг друга в результате войн.

Из различных источников было установлено, что в Месопотамии изготавливали палки из очищенного стержня листа финиковой пальмы, в дальнейшем служившие для игры в мяч с битой, а затем и в конное поло.

Этому же району принадлежит самый древний памятник культа борьбы на поясах, в основе которой лежали боевые приемы пленения противника, – бронзовая статуя, изготовленная примерно в 2800 году до н.э. (сейчас она выставлена в Багдадском музее).

О развитии физической культуры Вавилона свидетельствуют терракотовые изображения охоты, загона животных, стрельбы из лука, кулачного боя и состязания на колесницах.

Из древней Персии до нас дошли записки древнегреческих историографов Геродота и Ксенофонта, которые красноречиво свидетельствуют о том, что они обучали своих детей (в возрасте 7-16 лет) в воспитательных домах, действовавших при дворах сатрапов, борьбе, бегу, верховой езде, метанию копья, стрельбе из лука и правдивости. (В дальнейшем из этих заведений образовались так называемые дома развития силы, которые сохранились вплоть до распространения современного школьного физического воспитания и спортивных организаций Ирана.)

В Древнем Египте примерно в 3000 году до н.э. мифический царь Менес основал первую единую империю. Наиболее древний из известных рельефов на спортивную тематику изображает победу Джосера (2778 – 2723 гг. до н.э.) в культовом состязании по бегу. Бег древнеегипетского царябога объясняется желанием победить и быть достойным

Затем испытания в беге были вытеснены борьбой, лучше показывающей превосходство в силе и ловкости. Требование, чтобы цари обладали всесторонней физической подготовкой, соответствовало сущности примитивного классового государства, где фараоны обладали безграничной централизованной властью.

Фараоны Среднего царства (2040 – 1730 гг. до н.э.), чтобы повысить уровень развития физических качеств у служащих им людей, стали создавать училища для подготовки и отбора храмовых танцовщиц и акробатов.

К этому периоду относятся и описания парных игр с мячом. Все вышесказанное свидетельствует о том, что фараоны и знать меньше стали уделять внимание собственной

спортивной форме, но с большим удовольствием наблюдали за ловкостью движений своих рабов.

В период Нового и Позднего царства (1562 – 332 гг. до н.э.) физическая культура обогащается новыми чертами. Появляются изображения с соревнованиями гребцов и воинов, бегущих за колесницами, а также состязания лучников и кулачных бойцов. На праздниках царя Рамзеса II (1290 – 1223 гг. до н.э.) проводятся соревнования по борьбе и фехтованию на палицах с нубийцами, ливийцами и др. народами, результат этих соревнований оценивали судьи.

Египтяне не следовали обычаям других народов. Этот факт подтверждается тем, что среди памятников физической культуры Древнего Египта не встречается следов, свидетельствовавших о соревнованиях на колесницах, играх в пешее и конное поло, получивших распространение почти у всех народов Древнего мира. Население Древней Индии располагало наиболее ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны без оружия. Советы по снятию боли в различных частях тела с помощью нажимов и растирания свидетельствуют о развитом искусстве массажа.

О физической культуре арийских каст больше всего можно узнать из Вед и древнеиндийских эпосов, свидетельствующих об атлетических соревнованиях, состязаниях по самообороне, с оружием и без него, скачках и соревнованиях на колесницах, игре в мяч с битой, игре на доске чатуранга (чатур – 4 и анга – боевой порядок). Ходы шахматных фигур из этой игры – раджи (короля), боевых колесниц (ладьи), кавалериста (коня), пехотинца (пешки) – остались неизменными до наших дней.

В Китайских хрониках, относящихся к периоду VIII – VI вв. до н.э., сообщалось, что первые ростки физической культуры, получившие развитие в долине Хуанхе и Янцзы, появились в начале III тыс. до н.э.

Записи в хрониках свидетельствуют о том, что в этот период мальчиков воспитывали в специальных заведениях. Судя по письменным памятникам и результатам раскопок, можно сделать вывод, что древняя китайская физическая культура достигла расцвета во время господства династии Чжоу (XI – III вв. до н.э.).


Важно знать, что большое количество людей, которые отдали предпочтение данным упражнениям, заметили явные положительные изменения, происходящие в организме. Речь идет о появлении силы и бодрости духа, благодаря чему организм стал устойчивым к различного рода заболеваниям. Кроме того люди, страдающие избыточной массой тела, почувствовали, что объемы тела стабилизировались до уровня нормы. Другие люди говорят о стабилизации таких важных систем человеческого организма, среди которых пищеварительная, дыхательная и, конечно же, нервная.

Следует учесть, что при занятиях египетской гимнастикой, находясь в воде, эффект от упражнений будет заметен в более короткий период времени. Важно знать, что комплексом физических упражнений можно заниматься как в дневное время суток, так и в вечернее. Только при занятиях вечером необходимо исключить разминку.

Комплекс гимнастических упражнений состоит из четырех ступеней, каждая из которых несет в себе определенную задачу.

Первая ступень заключается в выполнении бега на месте, который длится по продолжительности не более пяти минут. Первая ступень является своеобразной разминкой.

Вторая ступень основана на так называемых силовых упражнениях, которые можно выполнять под ритмичную музыку. Их следует делать, чередуя с полным расслаблением мышц, потому как подобные занятия являются сильным возбудителем центральной нервной системы, вследствие чего увеличивается кровоток не только в головном мозге, но и на периферии, что обусловлено выполнением активных наклонов и поворотов корпуса тела, а также взмахов верхними конечностями.

Целью второй ступени является следующее, а именно научиться как можно быстрее переходить из состояния покоя в состояние активного действия. Здесь важную роль играет дыхание. При активных тренировках совершается короткий вздох, где струя воздуха должна с максимальной силой ударить по носоглотке, благодаря чему будет доставлено малое количество воздуха в легкие. При переходе в состояние покоя произойдет глубокий выдох всей грудной клеткой через рот. И, наконец, придя в состояние покоя, дыхание будет свободным.

Переходя на третью ступень, где происходит равномерное распределение тонуса во всех мышцах человеческого организма, необходимо выполнять движения в плавном темпе и следить за равномерным и глубоким дыханием.

И, наконец, четвертая ступень, последняя, характеризуется точным и четким удержанием тонуса организма. Речь идет о водных процедурах, а именно контрастном душе. Контрастным душем, как известно, называется попеременное чередование холодной и горячей воды. В данном случае каждое чередование необходимо осуществлять по истечении пары минут, при этом увеличивая время нахождения под душем.

Заметим, что начинать водные процедуры рекомендуется с холодного душа, тем самым заканчивать – горячим. После завершения водных процедур желаемый эффект будет, как говорится, налицо. Имеется ввиду, что нервная система придет в возбужденное состояние, что придаст человеческому организму силу и бодрое состояние духа, которое сохранится на протяжении целого дня.

В заключение хочется сказать о том, что прежде чем вступить в ряды любителей египетской гимнастики, важным является проконсультироваться со специалистом.

Блог специально заведен для моей сестры Анжелы. Но в нем могут размещать материалы все для кого поэзия это состояние души.

Здесь будут размещаться Бонусы рублевые, долларовые и др. Перемещен раздел для более легкого размещения бонусов и возможности писать посетителям отзывы

В этом блоге будут размещаться материалы о сайтах аферистах, желающим размещать материал представить доки, ссылки, краткое объяснение.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО НАБОРУ ЭНЕРГИИ



Это самая древняя из известных зарядок. Ее разработалболее 2 тысяч лет назад древнеегипетский врачевательи жрец Гермес Трисмегист. Он сам и египетскиефараоны, неуклонно исполнявшие ее, отличались прекрасным здоровьем. Исследователи, обнаружив папирус Трисмегиста с описанием гимнастики, были поражены физиологической обоснованностью и высокойэффективностью упражнений.

Некоторые ученые считают, что однократноеих выполнение превосходит по тонизирующемуи оздоровительному воздействию месяц занятий по системе хатха-йоги.

Движения, входящие в комплекс, очень просты. Каждый, даже обремененный многочисленными недугами и плохо физически подготовленный человек сможет их освоить. Регулярное выполнение этой гимнастики фараонов укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциямии простуде, улучшает работу органов дыхания и кровообращения, нормализует сон, а у многих – массу тела. Вы почувствуете бодрость и заметите, что стали гораздо выносливее. Упражнения в равнойстепени полезны мужчинам и женщинам.

Значительно улучшается здоровье, укрепляется нервная система, сон становится крепким, излечиваются многие болезни, такие как астма, гипертония, склероз и многое другое, срок выздоровления больных сокращается в 3–4 раза по сравнению с обычными способами лечения, повышается сопротивляемостьк заболеваниям и повышается физическая выносливость. Кроме того, в результате большого запаса энергии, организм сможет полностью пережигать и выводить все ядовитые вещества, поступающие вместе с пищей и питьём. В принципе, выполняющий систему упражнений Гермеса не должен болеть вообще или уж в редких случаях. Значительно возрастает продолжительность жизни.

Перед началом комплекса необходимо вывести организм из состояния сна, разбудить его и приготовитьк поглощению энергии. В качестве минимальной нагрузки допускается 5 мин. бега на месте. Пробежку лучше всего проводить босиком, обнажённым по пояс. Гимнастика Гермеса выполняется при максимально обнажённом теле, так как энергия поступает через открытую поверхность кожи. Во времявыполнения упражнений необходимо полностью сконцентрировать внимание на их выполнении ина поглощении энергии. В связи с этим выполнять упражнения лучше всего с закрытыми глазами. Комплекс упражнений по набору энергии выполняют 2 раза в день: утром и перед сном, но вечером без разминки и позднее чем за 1,5 часа до сна, уменьшите время контрастного душа в двое.

Современный городской житель может выдержать ритмику упражнений с дыхательными импульсами длительностью в 4 сек. Некоторые наиболее одарённые люди уже через год систематических занятий могут довести импульс до 6 сек. Повышение импульса до 8–12 сек. может привести к тяжёлым отрицательным последствиям.

Силовые упражнения построены на ритмических мгновенных переходах от предельного напряженияк последующему полному расслаблению всей мышечной системы. Перед напряжением всей мышечной системы делается короткий резкий вдох с нанесением сильного удара воздушной струёй по носоглотке, но с минимальным пропуском в сами лёгкие. В результате такого вдоха с последующим напряжением мышечной системы в теле создаётся вакуум эфирной энергии и она начинает быстро поступать через поверхность кожи. Выполнение упражнений должно точно совпадать с ритмикой дыхания.

Итак прежде чем приступить к самой Гимнастике Гермеса рекомендуется разминка. В течениеопределённого времени (вначале в течение 5 минут) совершается бег трусцой к месту занятий (лес, парк, сквер). С каждым месяцем продолжительность разминки можно увеличивать на 5 минут, доведя её до 20 минут.

Гимнастика Гермеса — упражнения по набору энергии

Комплекс состоит из трех этапов:

  • Три силовых упражнения зарядки Гермеса.
  • Четыре упражнения по равномерному распределению поглощенной энергии в теле
  • Стабилизация энергии — закрепление энергии в организме

Начинать заниматься нужно с небольших напряжений мышечной системы, чтобы время, затрачиваемоена момент перехода мышц из состояния напряжения в состояние расслабления было как можно меньше. По мере привыкания мышечное напряжение необходимо увеличивать, но при этом не нужнозабывать, что переход в состояние расслабления должен быть мгновенным. Все упражнения делать по4 раза.

Противопоказания

Оптимальный возраст для выполнения комплекса – 23–70 лет. В более ‛нежном" возрасте и старостирезкое напряжение, задержка дыхания могут вызвать перегрузки в работе организма. Заниматься зарядкой Гермеса не стоит и тем, кто страдает гипертонической болезнью (3 — 4–й степени), другими тяжелыми (декомпенсированными) заболеваниями сердца, легких, камни в почках.

Силовые упражнения по набору энергии







Упражнения по равномерному распределению поглощенной энергии в теле

1 упражнение

2 упражнение

3 упражнение

4 упражнение

Стабилизация энергии — закрепление энергии в организме



Для стабилизации и закреплении энергии в теле полезно после гимнастики принятие попеременно холодного и горячего душа продолжительностью по 2 минуты каждый. Контрастность душа постепенно нарастает и после 3-го месяца занятий, достигнув своего максимума, остаётся постоянной, общая продолжительность времени удваивается. Процедура всегда начинается с холодного душа и заканчивается горячим.

Внимание: Напряжение при вдохе и задержке дыхания, а также разность температур при контрастном душе увеличивать постепенно. Упражнения не должны приносить усталость. Если спустя некоторое время после выполнения упражнений вам становится тяжело — значит необходимо снижать нагрузки. Естественно на полный желудок комплекс не выполняется.

В начале после первых занятий может наблюдаться сильное возбуждение и очень высокий тонус,в результате чего абсолютно не хочется спать и при этом не чувствуешь усталости — не беспокойтесь,как только организм привыкнет к постоянно увеличивающемуся уровню энергии, сон станет крепким и здоровым.

Бесконечно долго можно говорить и о Древнем Египте. Вот только стереотипов об этом необычайно интересном государстве излишне много.

Не могу сказать, что интереса к Древнему Египту меньше, чем к Риму или Элладе, но, общаясь с людьми, я сделал вывод, что именно Древний Египет они воспринимают в наиболее искаженном виде.

Однако слишком уж я растекся мысью по древу (это не ошибка - именно "мысью"), и, наверное, пришла пора открыть двери восприятия, дабы увидеть бесконечно богатую историю Древнего Египта.

Сегодня в центре нашего внимания идеалы красоты древних египтян и их отношение к спорту.

Главный стереотип

Наши представления о внешних данных древних египтян сформированы телевизором, а оно ориентировалось на собственные фантазии и искусство древнего Египта.

Но последнее было стилизованным, каноническим и не передает всего видения мира (для этого нужно вникать в тексты и понимать символику тех же фресок).

В результате древние египтяне представляются народом крайне неспортивного вида, которые только и того, что не являются такими же разжиревшими, как наши современники.

К тренировкам они были равнодушны, предпочитая направлять свое внимание на подкрашивание глаз и покупку париков.

А что на самом деле?

Агрессивные египтяне

Эту сторону их жизни как-то афишировать не принято. Вернее, она отходит в тень на фоне всяких евнухов, ходульных фараонов и тех же подкрашенных очей.

В реальности история Древнего Египта была наполнена постоянной борьбой с врагами внутренними и внешними. Первоначально, еще в додинастический период основная опасность находилась в самом еще толком не оформившемся Египте.

Это была архаичная пора, когда на этих землях правили такие фараоны как известный нашим современникам Скорпион. К слову, там был еще и Скорпион II, а заодно Лев, Собака, Аист, Бык, Слон и даже Раковина.

Плодородная долина Нила привлекала не только людей (не всегда дружелюбных), но и животных, среди которых были и те, с кем лучше не встречаться.

Разумеется, люди старались избавиться от таких соседей, и именно тогда в Египте стали формироваться представления о фараоне как о представителе Неба на земле, который должен быть самым-самым.

В общем, назвался груздем – полезай в кузов, и фараон своим примером должен был показывать свою способность "мочить" таких милых зверушек как львы, крокодилы, бегемоты, слоны, буйволы и носороги.

В результате победа осталась за людьми, а штамп остался. Фараоны и знать продолжали охотиться на опасных животных уже просто чтобы подтвердить свой статус могучих владык.

В свете того, что винтовок с оптикой тогда еще не водилось, можно догадаться что фараоны были еще те ребята. Знать же старалась им соответствовать.

В скором времени фокус внимания египтян переместился с опасных животных на враждебные (или лакомые) народы и началась военная деятельность египтян. Начиная же с XVIII династии Нового Царства военная агрессия со стороны Египта стала обыденностью египетской политики.

Хотя все яркие мужественные образы этой династии остались по большей части в тени образов Хатшепсут, прекрасной Нефертити и гротескного Эхнатона.

Военная экспансия немыслима без добротной армии, и это закономерно формировало интерес к физическому развитию. К тому же физическая мощь была своего рода пропуском для перехода в число воинов, чей статус был значительно выше, чем у ремесленников или земледельцев (коих было более 90% жителей).

Что может рассказать искусство?

Здесь нужно исходить из того, что главным в нем был канон, а не реализм. Канонизировалось то, что считалось божественным, но при этом у древнеегипетских художников и скульпторов такого уровня мастерства, как у греческих, не имелось.

Для справки: Есть серьезные основания считать, что древнегреческие статуи оного не имеют отношения к эллинской реальности и являются не более чем фантазиями ваятелей на тему мегараскачанных мышц, как делают творцы современных комиксов.

Древнеегипетское искусство в этом плане, при всей своей каноничности, более реалистично. И оно популяризирует в качестве идеала прекрасно сложенных сильных мужчин и женщин.

Вы здесь: Главная ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ДРЕВНЕГО МИРА § 2. Физическая культура стран Древнего Востока

§ 2. Физическая культура стран Древнего Востока

Древняя Месопотамия. На территории, расположенной между реками Тигр и Евфрат, в течение V-IV тысячелетий до н.э. произошли изменения, ко­торые предопределили направление в развитии человечества. Здесь впервые начали выращивать злаки, разводить скот, обрабатывать металлы, строить по­стоянные жилища из глины, дерева и камыша. На юге теперешнего Ирака ок. V тысячелетия до н.э. образовалось государство Шумерия, в котором впер­вые появились письменность, календарь. С этого времени центр мировой куль­туры почти на 500 лет сосредоточился в зоне древней Месопотамии. Ее воздей­ствие распространялось на многие соседние народы. Культуру древних шумеров продолжали развивать другие государства, приходившие им на смену: Митанни, Вавилон, Ассирия.


Сведения о физической культуре в данных государствах носят разрознен­ный характер, не представляя целостной картины. Первоначально, в период формирования отдельных государств, участие в развитии физической культу­ры принимало и свободное сельское население, из которого набиралась армия. Однако позже к участию в состязаниях и ритуальных танцах они уже не допу­скались. Это становилось привилегией господствующей верхушки государ­ства, так как физические упражнения служили военным и культовым целям. Танцы представляли собой сложные движения, включавшие акробатические, гимнастические, прыжковые упражнения.

Установлено, что именно в Месопотамии впервые стала применяться палка, изготовленная из финиковой пальмы, для игры в мяч, а позднее и для конного поло.

В Багдадском музее хранится бронзовая скульптура из Месопотамии, изображающая двух борющихся лю­дей, изготовленная приблизительно в начале III тысячелетия до н.э.

В Вавилоне уже был распространен кулачный бой (сохранился барельеф, датируемый II тысячелетием до н.э.). Также известны были, по свидетельству материальных источников, стрельба из лука, состязания на колесницах. Широко использовалась охота на жи вотных.



Древняя Индия. Упоминания о физической культуре в Древней Индии от­носятся ко II тысячелетию до н.э. В некоторых древнеиндийских трактатах го­ворится о том, что коренное население обладало знаниями по ритуальной оздо­ровительной гимнастике, танцам, самообороне без оружия, искусству массажа, при помощи которого снимали болевые ощущения в различных участках тела человека. В единоборствах использовались удары по болевым точкам, а также удушающие приемы.

В крупных поселениях по случаю военных успехов, вступления на трон но­вого правителя, религиозных празднеств устраивались атлетические соревно­вания, состязания по самообороне с оружием и без оружия, скачки и соревно­вания на колесницах. В конкурсах танцев принимали участие представители неарийских каст.

Среди сельских земледельцев, практически не изменившись со времен пер­вобытного общества, применялись упражнения, связанные с самообороной без оружия. Бег, прыжки в высоту, танцы, ритуальное купание были подчинены ре­лигиозным устремлениям и верованиям. Индийский мир культов, за неболь­шим исключением, главенствовал над физической культурой народа.

С середины II тысячелетия вплоть до IV в. до н.э. развитие физической куль­туры в Китае определялось патриархальным, деспотическим мировоззрением ее правителей. Однако имели место и небольшие индивидуальные специфиче­ские особенности. К примеру, чтобы попасть в ранг мандаринов (чиновников), которые составляли значительную часть армии и просвещения, необходимо было сдать экзамены, где проверялись умственные и физические способности претендентов. Вместе с тем превосходство в физических способностях в китай­ском обществе не давало каких-либо преимуществ в общественном положении человека. Это позволило избежать в древнекитайском обществе разделения на устойчивые касты.

Большое влияние на физическую культуру оказали тогдашние естественно-философские взгляды и медицинские знания китайских мыслителей. С помо­щью упражнений лечебной гимнастики оказывалось благоприятное воздей­ствие на различные функции организма человека. Состояние лечебной гимнастики в Китае было наилучшим по сравнению с другими развитыми цент­рами древнего мира.

В военной подготовке широко использовались состязания на колесницах, охота, метание копья, стрельба из лука, рукопашные бои без оружия.

Расцвета древнекитайская физическая культура достигла в XI-III вв. до н.э., чему способствовало появление крупных населенных центров. Подтверж­дением этому служит факт, что в школах из шести предметов два были связаны с физическим воспитанием: стрельба из лука и гонки на колесницах.

Следует отметить, что в этот период в Древнем Китае физическое воспита­ние касалось только мальчиков и мужчин. Женщины же начиная с подростко­вого возраста готовились к семейной жизни, и их физическому воспитанию не придавалось никакого значения.



В III в. до н.э. - III в. н.э. в Китае начался переход к феодальному устройству государства. Была проведена военная реформа: основой армии становилась конница, в которой должны были служить дворяне - новое сословие китайско­го общества. В военных школах перестали практиковать езду на колесницах, были введены верховая езда, стрельба из лука со скачущего коня, применение поясов для борьбы и арканов для пленения противника. Благодаря этой рефор­ме в начале I в. до н.э. китайская армия смогла изгнать со своей территории кон­ницу гуннов.

Древний Египет. Среди древневосточных государств Египет просущество­вал, мало изменяясь, больше трех тысяч лет и за это время создал особенно вы­сокую и утонченную культуру, в которой сконцентрировались все характерные черты деспотий. Культура и религия этого государства питали собой культуру и религию Ассирии, Финикии, Иудеи и Греции.

История Древнего Египта как централизованного государства имеет сле­дующую периодизацию: Древнее царство - 2900-2270 гг. до н.э. (правление I-VI династий); Среднее царство - 2100-1700 гг. до н.э. (XI-XIII династии); Новое царство - 1555-1090 гг. до н.э. (XVIII-XX династии). В промежутке между Древним и Средним царством Египет переживал период распада на от­дельные номы; между Средним и Новым царством находился под владыче­ством гиксосов и тоже был децентрализован.

Наиболее ранний памятник, подтверждающий это, - изображение на стене гробницы Фиоххотена в Саккаре. Оно свидетельствует о владении фараоном техникой борьбы и его боевом настрое.

В период правления V-VI династий правящая верхушка сделала своей при­вилегией военную подготовку, включавшую борьбу, фехтование на палицах, охоту и ритуальные танцы. В последних принимали участие как мужчины, так и женщины. Выполнявшиеся движения больше подходят к нынешней гимна­стике и акробатике, чем к танцам в нашем понимании.


В период Среднего царства фараоны Египта стремились создать новую ба­зу власти из военных, мелких чиновников, торговцев и ремесленников. В ито­ге эта политика привела и к расширению базы физической культуры. Физиче­ское воспитание, раньше распространенное только в семьях родовой знати, стало практиковаться и в заведениях, готовивших чиновников и жрецов.


Образовались также специальные училища для подготовки танцовщиц для храмов. Подтверждением популярности физических упражнений служат книги правил приема гостей, где в отдельных главах предписывалось развле­кать их акробатическими и танцевальными упражнениями. К периоду Средне­го царства относится и распространение (в основном среди знатных женщин) парных игр с мячом, которые применя­лись, очевидно, для хорошего времяпре­провождения. Не применялись игры с борьбой за мяч, что, наверное, не счита­лось достаточно эстетичным. Одновре­менно появляются профессиональные акробаты и танцоры из рабов для развле­чения публики своими ловкими движе­ниями.

Физическая культура Нового цар­ства обогащалась новыми чертами. На знаменитых изображениях сфинксов, созданных при правлении Аменхотепа II (1447-1420 гг. до н.э.), отображены состязания гребцов, а также воинов, бегу­щих за колесницами беспорядочной толпой. Несколько позже появились сви­детельства о распространении соревнований лучников и кулачных бойцов.

Во время храмовых праздников Рамзеса II (1290-1233 гг. до н.э.) стали также проводиться соревнования по борьбе и фехтованию на палицах с пред­ставителями других народов: Нубии, Ливии и др. Поединками руководили судьи, правила были установлены заранее. Эти встречи устраивались, чтобы показать перед посланцами соседних народов власть египетского фараона, во­площенную в победе его воинов, бойцов.

Появляются отображения боев на лодках как борьбы за дающую жизнь воду, в которых противники пытались длинными шестами столкнуть друг друга в воду и потопить судно соперников.

И хотя в Египте состязания не носили кастового характера, тем не менее при поединках с менее знатными соперниками представители привилегированных сословий имели право соревноваться более длинной палкой (в фехтовании), более острым шестом (в лодочных баталиях), больше применять приемов (в борьбе) и т.д. Египтяне строго хранили традиции, которые жестко поддер­живали жрецы, и поэтому состязания проводились во время религиозных ри­туалов и вблизи мест совершения религиозных обрядов. Также ограничива­лось и проникновение культур других народов. Поэтому в Египте среди памятников физической культуры почти не встречаются следы соревнований на колесницах, игр в конное и пешее поло, получивших распространение среди других народов.

В воспоминаниях о посещении Египта Платон восхищается искусством борьбы египтян, постановкой физического воспитания в школах. Также егип­тяне больше других древневосточных народов обращали внимание на физиче­ское воспитание женщин господствующих слоев общества.

После Рамзеса II последовала полоса тяжелых, длительных войн, завоева­ний Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политиче­ской мощи, а затем и культурного первенства. В VII в. до н.э. египетская мо­нархия вновь объединилась вокруг саиских правителей, возродилась и ее культура в традиционных формах, однако в ней уже не было прежней жизненности.

Некоторое изменение взглядов на физическую культуру произошло в Египте после завоевания страны Александром Македонским (332 г. до н.э.). Однако временный расцвет эллинистической культуры в Египте вначале под­вергся гонениям христианской церкви, а затем и арабского владычества, что привело к очередному упадку физической культуры.

Читайте также: