Структура органов прокуратуры рб кратко

Обновлено: 05.07.2024

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……..…3
1 Становление органов прокуратуры ………. 6
1.1.Развитие органов прокуратуры в довоенный период…………………..7
1.2 Развитие органов прокуратуры в послевоенный период……………..10
2 Принципы организации и деятельности органов прокуратуры………. 133 Система и структура органов прокуратуры…………………………..……. 18
3.1 Генеральная прокуратура Республики Беларусь и правовой статус Генерального прокурора Республики Беларусь………………………….…. 20
3.2 Прокуратуры областей, г. Минска, городов, районов, межрайонные, и приравненные к ним прокуратуры………………………………………..……23

Актуальность темы курсовой работы. Прокуратура в Республике Беларусь – это система органов, на которые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь.
Деятельность прокуратуры Республики Беларусьнаправлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений и организаций, общественных объединений.
Прокуратура Республики Беларусь действует по следующим направлениям:
надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного управления и контроля,местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами (общийнадзор);
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
надзор за исполнением законодательства в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительногохарактера, назначаемых судом;
расследование преступлений в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом;
участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения.
Под направлениями деятельности прокуратуры следует понимать те пути, по которым Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, достигаютцели, выполняют возложенные на них задачи.
Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют структуру органов прокуратуры в Республике Беларусь.
Предметом исследования курсовой работы являются органы прокуратуры в Республике Беларусь.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходеобучения знаний правильно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
дать понятие и рассмотреть становление и развитие органов прокуратуры;
проанализировать организацию деятельности прокуратуры Республики Беларусь;
охарактеризовать действующую структуру прокуратуры Республики.

Система органов прокуратуры – это возглавляемая Генеральным прокурором Республики Беларусь совокупность подчиненных ему органов прокуратуры, организованная в соответствии с административно-территориальным делением и специализацией, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.

Система территориальных прокуратур Республики Беларусь включает три звена:

1. Генеральная прокуратура Республики Беларусь, являющаяся центральным органом системы органов прокуратуры;

2. Прокуратуры областей, г. Минска;

3. Прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов на территории нескольких районов.

Структура органов прокуратуры – внутренняя организация прокуратур, входящих в систему органов прокуратуры.

Высшее звено в системе органов прокуратуры – Генеральная прокуратура Республики Беларусь,возглавляемая Генеральным прокурором Республики Беларусь, у которого есть первый заместитель и заместители.

Генеральная прокуратура Республики Беларусь контролирует работу органов прокуратуры; анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности в Республике Беларусь; взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка; организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников; участвует в нормотворческой деятельности; представляет органы прокуратуры в международных отношениях; выполняет иные функции, предусмотренные законодательными актами.

Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 7 декабря 2005 г. № 295 94 утверждена организационная структура аппарата Прокуратуры Республики Беларусь:

Секретариат Генерального прокурора Республики Беларусь;

Группа советников Генерального прокурора Республики Беларусь;

Управление по борьбе с коррупцией в государственных органах;

Управление по надзору за исполнением законодательства о защите государственного строя и общественной безопасности;

Управление правового обеспечения, информации и общественных связей;

Управление по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов;

Управление по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства;

Управление по надзору за следствием в органах прокуратуры;

Управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел;

Управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью;

Управление по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел;

Управление по работе с кадрами;

Отдел по надзору за исполнением законодательства в войсках и на транспорте;

Отдел по надзору за исполнением законодательства в военно-промышленном комплексе;

Отдел по надзору за исполнением законодательства о государственной безопасности;

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе;

Отдел по делам несовершеннолетних и молодежи;

Отдел по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

Отдел планирования и материально-технического обеспечения;

Отдел финансирования и бухгалтерского учета;

Отдел защиты информации и программного обеспечения;

Отдел организации и ведения делопроизводства.

Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, образуется и действует Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 03 августа 2006 №482 был создан Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, который входит в систему органов прокуратуры и непосредственно подчиняется Генеральному прокурору Республики Беларусь. Научно-практический центр:

- участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов по проблемам укрепления законности, правопорядка, борьбы с преступностью, обеспечивает внедрение результатов научных исследований в практическую деятельность органов прокуратуры и других правоохранительных органов;

- проводит в установленном порядке обязательную криминологическую экспертизу проектов законов Республики Беларусь;

- обеспечивает государственные органы и иные государственные организации по их запросам криминологической информацией 95 .

Прокуратуры областей, г. Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры (Белорусская транспортная и Белорусская военная) – второе звено прокурорской системы. Возглавляют эти прокуратуры соответственно прокурор области, г. Минска, Белорусский транспортный прокурор, Белорусский военный прокурор, которые имеют первого заместителя и заместителей. Указанные прокуроры в пределах своей компетенции осуществляют надзор за исполнением законодательства на определенной территории или в отрасли государственного управления.

Структура прокуратуры области, города Минска, Белорусской военной прокуратуры, Белорусской транспортной прокуратуры образуется на тех же организационных принципах, что и Генеральная прокуратура Республики Беларусь, и включает управления и отделы, начальники которых являются старшими помощниками соответствующего прокурора.

Так, организационная структура областной прокуратуры включает следующие отделы и группы:

- отдел по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов;

- отдел по надзору за расследованием уголовных дел в органах прокуратуры;

- отдел по борьбе с коррупцией и организованной преступностью;

- отдел по надзору за следствием в органах внутренних дел;

- отдел по надзору за дознанием;

- отдел по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел;

- отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе;

- отдел по делам несовершеннолетних и молодежи;

- отдел по работе с кадрами;

- группа по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

- отдел организации и ведения делопроизводства;

В прокуратуре области, г. Минска, Белорусской военной и Белорусской транспортной прокуратурах образуются коллегии, в состав которых входят прокурор (председатель), его заместители, другие прокурорские работники.

Прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, а также приравненные к ним специализированные прокуратуры – основное звено органов прокуратуры – осуществляют деятельность по всем отраслям прокурорского надзора на территории, подпадающей под их юрисдикцию. Эти прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют заместителя. В прокуратуре имеются старшие помощники и помощники прокурора, старшие следователи и следователи, а также канцелярия, возглавляемая заведующим.

Военная прокуратура осуществляет:

 надзор за исполнением законов, воинских уставов и других актов воинского законодательства всеми органами военного управления, воинскими частями, командирами и другими должностными лицами Вооруженных Сил;

 надзор за исполнением законов органами дознания, действующими в Вооруженных Силах, следователями военных прокуратур;

 надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в военных судах;

 надзор за исполнением законов и воинских уставов в местах содержания задержанных военнослужащих, при исполнении в воинских частях наказаний, назначенных военными судами;

 производство предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных: а) военнослужащими Вооруженных Сил, внутренних войск, КГБ, пограничных войск и иных воинских формирований; б) военнообязанными во время прохождения ими военных сборов; в) рабочими и служащими Вооруженных Сил, внутренних войск, КГБ, пограничных войск и иных воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении воинской части, военном учреждении, заведении или военной организации.

Белорусскую военную прокуратуру, действующую на правах областной.

Межгарнизонные военные прокуратуры.

Военную прокуратуру по надзору за законностью на Государственной границе и в пограничных войсках Республики Беларусь.

Военную прокуратуру по надзору за законностью в частях военно-воздушных сил.

Надзор за исполнением законов на транспорте (водном, воздушном, железнодорожном, метрополитене), за исключением автомобильного, осуществляют транспортные прокуратуры.

Система транспортных прокуратур включает:

1. Белорусскую транспортную прокуратуру, действующую на правах областной.

2. Транспортные прокуратуры городов Минска, Могилева, Бреста, Гродно, Гомеля, Барановичи и Орши, действующих на правах районных прокуратур.

 надзор за исполнением законодательства всеми учреждениями, организациями и должностными лицами Белорусской железной дороги, Государственного комитета по авиации, Минского метрополитена, речного и морского торгового флота, транспортного строительства, промышленного железнодорожного транспорта, предприятий и организаций различных форм собственности, созданных при транспортных предприятиях государственной формы собственности;

 производство предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных законом к подследственности следователей прокуратуры, совершенных на транспорте.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях (г.Орша и г.Могилев) имеют статус районных прокуратур и подчиняются прокурорам соответствующих областей (Витебской и Могилевской).

Читайте также: