Гете вклад в биологию кратко

Обновлено: 05.07.2024

Практическая работа систематика состоит в определении уже известных и описании новых живых форм, помещение их в надлежащее место системы живых организмов. По мере развития систематики окрепло убеждение, что помещение в системе рядом друг с другом сходных форм является недостаточно обоснованным и живые формы надо классифицировать не по поверхностному сходству, а исходя из более глубоких оснований.

Работам А.А. свойствен неистощимый энтузиазм, любопытство, с которым он набрасывался на различные области знания. Любищев развивал математические методы диагностики таксонов, отстаивал возможность построения периодической системы живых организмов - и рассуждал о стиле живых форм, едва ли не первый заговорил о роли стилистики в морфологии. Непосредственно взглядами Гете на биологию А.А. не интересовался, гетевская теория типа не могла привлечь ориентированного на математическое знание исследователя. Свое отношение к этим взглядам Любищев выразил в переписке с Б.С. Кузиным (Кузин, 1983).

Беклемишев, как и Любищев, пытался внести в биологию рационализм. Гете интересовал их именно в этой связи, как основоположник теории архетипа - и в этой же связи, если можно так выразиться, разочаровал - стройных схем у Гете, естественно, не найти. Только Гете-морфолог оставил след в работах Беклемишева.

В 1924 году Смирнов (Smirnov, 1925) пишет, что он ставит свой целью найти простой и точный метод систематики. Для этой цели он обращается к теории типа, среди основателей которой называет Гете, Сент-Илера, Окена и Оуэна. Смирнов отмечает, что перечисленный в этом списке Гете представляет в в этом отношении особый интерес, поскольку он точно установил фундаментальные вопросы и наметил некоторые пути их решения.

Смирнов полагал Любищева своим союзником в борьбе против филогенетического подхода в систематике (Смирнов, 1938 - Конструкция вида с таксономической точки зрения, с. 388). Как всегда, союзником чьи-либо взглядов А.А. Любищев оказался только в негативном аспекте, в справедливой критике - не в позитиве.

По- русски Deutsch



Исходная
форма
растения

Научные изыскания Гёте

Он сам писал о своей жизни:
Дали мира, жизни шири,
Долгими стремленья были,
Вечно в поиске, в творенье,
Дел продленье, закругленье,
Старое всё сохранялось,
Всё, что ново, принималось,
Дух был бодр и чисты цели:
Что ж! Так годы и летели.

(Перевод Т.Е. Дрожжиной)

Гёте и морфология

Учение о цвете

Вот несколько примеров из произведения Гёте:





3. И.В. Гете - основатель морфологии растений

Шестой раздел посвящен образованию тычинок. Явление метаморфоза изучается Гёте на растениях семейства Канны.

В седьмом разделе рассказывается о нектарниках. Здесь мнение Гёте ошибочное, так как по современным исследованиям они негомологичные элементам цветка.

1. Морфология растений не является наукой вышедшей из недр систематики, как считают некоторые ученые, более того, собственно морфологическими и в этом их ценность, следует называть именно гетевские исследования, по содержанию близкие исследованиям классиков морфологии животных данного времени.

2. Первоначальная исследовательская концепция морфологии растений нечисловая, не аналитическая, а синтетическая, направленная на изучение живого растения в природе без его искусственного членения.

Теория метаморфоза растений долго не могла найти приверженцев среди современников Гете. Об этом свидетельствуют два нижеприводимых мнения ученых начала и середины XIX века. Ученый, современник Гете, Карл Фридрих Кильмейер, критически относился к его морфологическим работам, считая Гете только великим поэтом. Однако, преклонение перед авторитетом великого поэта не помешало ему в одной из своих лекций сказать следующее: « Над вопросом. каковы условия при которых иные органы превращаются в цветки, каковы законы и причины этих превращений, испытывали себя Линней, Вольф и Гете. Однако никто из них не разрешил его, даже, быть может, не уяснил себе сущность вопроса. Линней пришел к ответу ближе всего, трактовка Вольфа содержит меньше всего неправды, ответ Гете дает больше других истин, добытых наблюдением ( erfahrungsmassige Wahrheiten ),

Общение с творческим наследием Гете не может не вдохновлять, стихотворная манера изложения научных исследований подкупает. Воздадим же и мы должную хвалу автору рассмотренного интересного труда по исследованию растений в следующих рифмующихся строках:

Первому морфологу растений

Вместо эпиграфа: У царства Флоры есть всеми признанный Князь -Карл Линней, но не следует забывать, что у нее есть и свой Поэт - Иоган Вольфганг Гете.


Ботаника могла бы быть увлекательнейшей наукой о существующих и вымерших растениях, об их свойствах, классификации, строении, физиологии, местах обитания. Так почему же она с самого начала выродилась в скучную таксономию, бесконечную череду латинских терминов, где успехом считается не количество цветов на любимом растении, а количество новых видов препарированных растений в каталогах? Пожалуй, это остается величайшей загадкой на поприще изучения растительной жизни.

Сегодня молодые ученые-ботаники все еще продираются сквозь джунгли Центральной Азии и Амазонии в поисках новых жертв, чтобы придумать им замысловатое имя и добавить в каталоги к 350 000 таких же бедолаг. Но какая сила поддерживает жизнь в растениях, и почему? Эти вопросы, похоже, не входят в компетенцию науки.

Еще будучи студентом Университета Лейпцига, Гёте был возмущен произвольным разделением знаний на мелкие области враждующих друг с другом научных дисциплин. Гёте академическая наука напоминала разлагающийся труп с отвалившимися конечностями. Постоянная распря университетских ученых была просто отвратительна поэту, чьи ранние стихи были полны пылкого восхищения природой. Тогда он стал черпать знания из других источников, жадно впитывая информацию по гальванизму и месмеризму и пытаясь повторить электрические эксперименты Винклера. Еще ребенком его приводили в восторг явления электричества, магнетизма и необычный феномен полярностей. Когда Гёте было около двадцати, его вылечил от опасной формы простуды врач-розенкрейцер Йоганн Фридрих Метц (Johann Friedrich Metz), и тогда он вдруг почувствовал непреодолимое желание постигнуть, разгадать огромную непостижимую тайну, выражающуюся в постоянном процессе сотворения и разрушения. В своих поисках познания природных сил и законов он углубился в мистицизм и алхимию. Так Гёте познакомился с трудами Парацельса, Якоба Беме (Jakob Boehme), Джордано Бруно, Спинозы и Готфрида Арнольда (Gottfried Arnold).

Более того, Гёте понял, что природа не раскрывает своих секретов равнодушным к ней людям. Для ботаники растение — что угодно, только не живой организм, имеющий циклы роста и развития. Чтобы понять растение как живое существо, необходимы совершенно другие методы изучения. Для этого перед сном Гёте представлял себе полный цикл развития растения от семечка до семечка. Сам герцог Веймара отдал в распоряжение поэта теплицу в своих роскошных садах, и Гёте погрузился в изучение растений. Его интерес к миру растений подкрепился дружбой с единственным местным аптекарем Вильгельмом Генрихом Себастьяном Букхольцем, у которого был целый сад лекарственных и других интересных и редких растений. Совместно они разбили собственный ботанический сад.

В великолепных ботанических садах Падуи, где в свое время прогуливался сам Парацельс, Гёте был восхищен высокой, широкой стеной, увитой лианой с ярко красными цветами — Bignonia radicans . Его внимание также привлекла пальма, чьи веерообразные листья демонстрировали полный цикл развития листа: молодой лист представлял собой простенькую стрелку, но постепенно разделяясь, он превращался в веер, и среди этого вороха вееров совершенно неожиданно появлялась веточка с цветами. Наблюдение этого сложного процесса преображения листьев пальмы натолкнуло Гёте на новую мысль, которая потом стала его доктриной о метаморфозе растений . В одно мгновение он осознал то, что копилось в нем долгие годы изучения растений. Пальмовый веер дал ему ясное и четкое понимание того, что простая стрелка и сложный лист с множеством боковых отростков есть лишь разновидности единой первичной структуры — листа*. Гёте заметил, что изменение и размножение органа растения есть не что иное как процесс метаморфоза. Изначально похожие органы растений, изменяясь, могут стать совершенно разными, но все же на виртуальном уровне они сохраняют свое сходство.

Гёте попросил садовника срезать с пальмы листья во всех стадиях развития. Он положил их в картонные коробки и увез с собой в Германию. А сама пальма по- прежнему растет в ботаническом саду в Падуе, несмотря на все войны и революции, прошедшие с тех пор, как рядом с ней стоял Гёте.

Гёте обнаружил, что процесс развития и совершенствования формы растения проходит через три фазы расширения и сжатия. Рост и развитие листвы сменяется сжатием — развитием чашечки и прицветника. Затем из этого бутончика развиваются лепестки цветов, которые мы все так любим. Но за этим снова приходит сжатие: встреча тычинок и пестиков. И наконец, из цветка развивается плод, после чего опять следует сжатие до семени. После завершения процесса из этих шести этапов растение готово повторить цикл снова.

Лер с восхищением наблюдал работу природных сил в растении при превращении зеленых органов (листьев) в разноцветные (цветы). Эти силы перекрывают доступ живительных соков к чашечке цветка. Энергия сока уже не может влиять на развитие цветка, и происходит стремительная и полная трансмутация.

После появления чудесного цветка — этого шедевра растительного мира — растение снова сжимается, направляет все свои силы на крохотные органы воспроизводства. После оплодотворения начинается созревание плода: растение вновь развивает более-менее крупный орган. Затем следует последнее сильнейшее сжатие в виде формирования семени в плоде. В семени растение полностью теряет свой первоначальный вид: ничто в этом крошечном кусочке упорядоченной материи не напоминает былое великолепие листьев, цветов и плодов. Но в этом маленьком невзрачном зернышке заложены огромные силы, способные превратить его в новое растение .

Лер подчеркивал, что в трехфазовом ритме роста и сжатия проявляется основной принцип существования растения.

В период роста жизненная сила растения проявляет себя в развитии его видимой части. В период сжатия жизненная сила покидает свои материальные покровы и устремляется в те сферы, которые можно назвать бесформенным чистым состоянием бытия. Так мы наблюдаем, как духовное начало растения работает по принципу ритма дыхания: вдох — и оно появляется, выдох — исчезает; вдох — оно принимает материальную форму, выдох — снова покидает материю .

Все внешние изменения, происходящие с растением, были для Гёте лишь видимостью. Он пришел к выводу, что природа растения заключается не в этих внешних качествах, но лежит гораздо глубже. Вполне возможно, все многообразие растительного мира можно свести всего лишь к одному растению. Эта причудливая идея со временем полностью переменила ботанику как науку, да что ботанику — всю концепцию мироздания. Эта мысль Гёте дала начало идее эволюции . Метаморфоз стал ключом для понимания всего природного разнообразия. Правда, Дарвин думал, что движущая сила, изменяющая формы живых существ, заключена лишь во внешних факторах, вроде механического воздействия. Для Гёте же причина разнообразия природных форм скрывалась в различных выражениях архетипического организма ( Urorganismus ), способного принимать любые формы, лучше всего подходящие для текущих внешних условий. Urorganismus Гёте чем-то напоминает идеи Платона.

Согласно философии Аристотеля, каждая частица имеет триединую природу, и, помимо материи, включает в себя и другой принцип: невидимое, но все же в онтологическом смысле реальное существо, отличное от грубой материи. Аристотель называл этот принцип формой. Теософ Елена Блаватская, интерпретируя слова Аристотеля, утверждает, что в животном, кроме костей, плоти, нервов и мозга, и в растении, кроме целлюлозы, тканей, волокон и сока, есть реально существующий формообразующий принцип, который Аристотель назвал душой. Прокл назвал ее демоном всех минералов, растений и животных; а философы позднего средневековья дали ей название элементарных духов четырех царств.

По мнению Тревельяна, суть философии Гёте заложена в метафизической концепции природы.

Мысль Бога заключена в живом, а не в мертвом, она присутствует там, где идет процесс развития и трансформации. Но как только этот процесс останавливается и все застывает — работа Творца окончена. Поэтому разум в своем стремлении к божественному использует то, что полностью развилось и застыло .

Таким образом, все растения — это множество проявлений одного архетипа растения, который контролирует все царство растений и реализует природное разнообразие различных форм. Эта энергия творит бесконечный танец в растительном мире — движется вперед и назад, поднимается и опускается, приходит и уходит — тем самым изменяя формы .

Гёте пришлось раздарить свою брошюру не самым близким ему приятелям и знакомым. А зря. По словам Гёте, они щедро облили ее грязью.

Вдохновленный розенкрейцерским трактатом Aurea Catena 1781г., который приписывают Герверду фон Форхенбруну (Herwerd von Forchenbrun), Гёте считал, что противоположные начала являются движущей силой вселенной. Эти начала находят выражение в свете и тьме, в положительном и отрицательном заряде электричества, в процессе окисления и восстановления в химии.

В преклонном возрасте Гёте пришел к пониманию, что Земля — живой организм, имеющий те же ритмы дыхания и испарения, что животные и растения. Он сравнивал Землю, окруженную гидросферой, куда он включал воздух и облака, с огромным дышащим живым существом. Он говорил:

Гёте умер 22 марта 1832 г., за двадцать восемь лет до разработки Дарвином своей теории органической эволюции. Тогда Гёте был признан великим немецким поэтом с огромной широтой мысли, способной охватить все сферы знаний и деятельности человека. Но в ученом мире он считался дилетантом, и его научные труды не получили никакого признания.



Растение гетея и минерал гетит

Спустя почти сто лет Рудольф Штайнер писал:

ПРИЛОЖЕНИЕ. Гёте И.В. Метаморфоз растений

Читайте также: