История создания картины шишкина на севере диком кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эта картина Шишкина - иллюстрация к короткому стихотворению Михаила Лермонтова (которое на самом деле является вольным переводом стихотворения Гейне о неразделённой любви и одиночестве):

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Картина получилась шедевром. Не в последнюю очередь потому, что Шишкин очень хорошо знал, что такое одиночество и потеря любимых.

Чёрная полоса в жизни художника началась в 1872-м году.

Умер отец, с котором Шишкин был близок. Умер маленький сын Владимир. Потом не стало молодой и любимой жены Евгении. Неизлечимая чахотка забрала ближайшего друга (и по совместительству брата жены) - Фёдора Васильева: это был талантливейший пейзажист, которому судьба отмерила всего 23 года. Еще через год Шишкин потерял второго сына - Константина, осталась только дочь Лидия. В 1880-м Шишкин повторно женится - на своей талантливой ученице, художнице Ольге Ладоге. Через два года не станет и Ольги: воспаление брюшины.

" Белый свет померк, всё, как в черно-белой гравюре, лишилось цвета", - вспоминал своё состояние Шишкин.

Техническая сторона создания полотна "На севере диком. " тоже содержит тайны.

У Шишкина очень мало зимних пейзажей - но зато какие!

Потрясающий своей реалистичностью пейзаж "Зима" Шишкин написал в 1890-м году - одновременно с работой над одинокой сосной. Оригинал хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Потрясающий своей реалистичностью пейзаж "Зима" Шишкин написал в 1890-м году - одновременно с работой над одинокой сосной. Оригинал хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

При создании зимних пейзажей "Зима" и "На севере диком. " Шишкин пользовался не только сделанными собственноручно набросками, но и фотографиями: он считал фотографию важным инструментом для изучения природы художником, снимал сам, советовал ученикам и коллегам не пренебрегать фотографией при создании картин и оттачивании своего мастерства в рисунке и живописи.

А ещё в картине Шишкина с одинокой сосной чувствуется влияние творческой манеры другого знаменитого пейзажиста - Архипа Куинджи, который славился своим умением писать ночной свет.

В то время, когда Шишкин писал сосну, они с Куинджи общались чуть не каждый день. Племянница Шишкина даже утверждала, что Куинджи приложил руку к картине "На севере диком. ": "Маленькой кисточкой с кадмием посадил точку — огонек вдалеке" .

И это не единственный случай, когда знаменитая картина Шишкина создана при участии другого художника: вы, конечно, знаете, что всех мишек на знаменитом "Утре в сосновом бору" Шишкина написал вовсе не Шишкин, а другой его приятель - художник Константин Савицкий.

Непростой период переживал гений, создавая шедевр. Безвозвратная потеря близких людей, переезд дочери в Финляндию сказались на душевном состоянии автора. Работа была написана на побережье Ботнического залива. Эта местность отличается крутыми высокими скалами и каменистыми островами, поднимающимися из морской пучины. Художник сумел объединить в живописном творении вид северной природы и свои тревожные чувства. Холодное равнодушие — вот настроение картины, созерцание которой вызывает острую потребность в теплоте и участии. Но жизнь продолжается. Стоять наперекор невзгодам — эмоционально-волевой посыл шишкинской сосны, прекрасной героини произведения.

На севере диком 1891 г.

Автор

Но его жизнь не всегда была гладкой. В 1870-е годы на долю Шишкина выпали трагические испытания, череда потерь близких. Он сполна узнал, что такое одиночество. Его художник боялся больше всего на свете до конца жизни.

Просвещённое петербургское общество решило издать собрание сочинений Михаила Лермонтова – приближалась 50-я годовщина гибели поэта. Эта трагическая дата объединила многих ценителей поэзии и почитателей таланта Лермонтова. Городская Дума утвердила решение установить бюст поэта в Александровском саду, открывались бесплатные читальни, готовилась к изданию полная биография поэта под редакцией Павла Висковатого.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим,

Как ризой, одета она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

На сегодняшний день стихотворение Гейне переводилось на русский язык не менее 40 раз – так вдохновляло россиян произведение немецкого поэта.

В безграничной северной тьме среди снега и льда на скованном морозом утёсе возвышается заснеженная сосна. Она производит впечатление мощного дерева, мудро пережидающего суровый холод и уверенного в будущем тепле и ласке от природы. Пышные ветви дерева укутаны снегом и покорно опущены вниз. Но эта податливость не умаляет величия исполина – ствол его упрям, корни цепки, отчего дерево кажется вечным.

А вокруг сине-голубое безмолвие и ледяная бездна. Чернота бесконечности и неизвестности вдали в нижней части картины, та же необъятность в загадочных небесах, заснеженный утёс с пугающим заиндевевшим обрывом в ущелье.

Над снежными просторами угадывается яркая луна, бледный и бесстрастный свет которой добавляет таинственности и благоговения. Она ярко освещает одинокое дерево, высвечивая его мягкие контуры, обозначая густую тень и подчёркивая царственность могучего великана. Ночное лунное сияние падает и на редкие рваные облака, тихо проплывающие в вышине и похожие на снежные лапы с ветвей застывшего дерева.

Колорит и стилистика картины

Холод, равнодушие, вселенское одиночество – вот настроения полотна, созерцание которого наряду с восторгом от безмолвной и завораживающей красоты вызывает грусть и острое желание тепла и участливого общения.

Представляется, что всё живое погибло, оно не в силах существовать в подобных условиях. Так бывает и в жизни людей, когда кажется, что нет выхода, и всё потеряно. Но сосна недаром символ жизненной силы и мужества. Она, живая и могучая, вселяет уверенность, что всё пройдёт, надо только потерпеть. Не отступать и не сдаваться – вот настоящий, убедительный и волевой посыл сосны, главной героини картины, а также полотна в целом и самого автора.

Стихотворение Лермонтова имеет более широкий смысл. Основная его мысль – одиночество и беззащитность человека перед трагедиями, бренность бытия, а не только страдания, причиной которых стала неразделённая любовь.

Картина Шишкина объединяет чувства обоих поэтов, но только по-своему – посредством гениальной живописи мастера. Старшеклассники, почти взрослые люди, способны прочувствовать и проникнуться как строками великого поэта, так и богатейшим колоритом, а также глубочайшим философским содержанием картины Шишкина.

Вариант 1

Художник приступил к осуществлению замысла в 1890 году, когда группа предпринимателей и художников работала над изданием юбилейного сборника произведений Лермонтова. Выход книги приурочивался к 50-летней годовщине гибели великого русского поэта.

Шишкин выбрал это короткое лермонтовское стихотворение, вольный перевод Гейне, по велению чувств. Тема одиночества была близка художнику и понятна. В его жизни было много трагедий. И теперь, в пожилом возрасте, он снова был один.

Уловив в строках Лермонтова искреннюю боль одиночества, художник почувствовал в главной героине, сосне, родственную душу. Собственное видение позволило живописцу создать поистине великое произведение, засмотревшись на которое, начинаешь ощущать и покалывание морозного воздуха, и таинственную тишину, и невиданный размах бескрайнего севера.

Одинокая сосна на краю ущелья ярко освещена лунным светом. Он в какой-то мере выступает помощником художника – благодаря ему так рельефно и контрастно вырисовываются тени, скалы, ветви дерева, облака. Только иссиня-чёрная даль остаётся неизведанной.

Сиротство сосны созвучно с одиночеством, которое случается и в жизни людей. Но дерево не просто стоит, оно живёт здесь, в суровом краю. При этом оно высокое, пушистое, красивое. Значит, можно переждать холода и невзгоды, дождаться своей весны. Надо просто призвать всё своё мужество и постараться не терять интерес и волю к жизни. Обязательно будет тепло и радость.

Эта картина настоящий шедевр гениального художника Ивана Ивановича Шишкина. Глубокое, колоритное, реалистичное и завораживающее произведение, заставляющее не просто любоваться бесспорными красотами, но и размышлять, философствовать.

Вариант 2

Вдохновлённый словами поэта, волею судьбы хорошо знакомый с одиночеством и болью потерь, Шишкин вложил в картину всю свою душу. Зрителя не обманешь – он способен к чувствам только при условии, что художник был искренен.

При первом же взгляде на картину хочется замереть, замолчать и только погрузиться в изображение. На переднем плане высокая заснеженная сосна. Её густо поросший пушистыми ветвями ствол невероятно прямой, несмотря на то, что дерево удивительным образом растёт на краю скалистого ущелья. Его опасные изгибы, местами оголённые от снега северным пронизывающим ветром, уходят куда-то вглубь.

За возвышающимся над холодным простором холмом, на котором мужественно стоит дерево, простирается тёмное в сумерках ночи, бескрайнее царство лютой зимы. Так и слышится равнодушный свист ледяного ветра и ощущается морозное дыхание севера.

Завораживающий вид доступен благодаря лунному свету. Такой же холодный, как и всё вокруг, он озаряет и заставляет сиять снег у подножья сосны и на её лапах, редкие облака в удивительно синеющем бездонном небе.

Картина располагает к долгому созерцанию и размышлениям. Одиночество сосны в суровых природных условиях наводит на мысль, что стойкость – качество невероятно нужное, причём во все времена.

История создания этой картины началась с того, что к 50-летию смерти М. Ю. Лермонтова (к 1891 г.) петербургским издателем П. П. Кончаловским готовилось иллюстрированное собрание сочинений великого поэта[3]. Для создания иллюстраций издатель пригласил художников: Врубеля, Серова, Васнецова, Поленова, Шишкина.

Вариант 1

Разглядывая полотно можно увидеть одинокую сосну, присыпанную суровыми снегами. Стоит она на самом краю пропасти. Если вы прочтёте этот стих — то нетяжело уловить логическую нить – это одиночество. Шишкин заметил это моментально, и взялся писать эту картину. Место, на котором стоит дерево, засыпано снегами и покрыто льдом, всё это показывает её неприступность. Лишь лунный свет немного её освещает и не даёт скрыться во тьме суровой северной ночи.

Но, несмотря на всё это, дерево выглядит мужественно, и как будто уверяет зрителя, что будет жить несмотря ни на что. Вокруг сосны уже не осталось ничего живого, всё умерло под действием северных морозов. Лунный свет отражается от света на её ветвях, придавая ему суровости. Также стоит обратить внимание на небо, оно настолько низко, что вот-вот упадёт на несчастную сосну. Это, неизменно, придаёт еще капельку грусти. Это дерево не сломит ничто: ни морозы, ни ветер, ни снег, ни одиночество. Оно дождётся своей весны.

Как было уже сказано ранее, И.И. Шишкин воодушевился этим стихотворением и изобразил максимально чётко зиму на севере. Для картины были удачно подобранны цвета, они совершенно точно передают эмоции стиха. Оттенки прекрасно переливаются друг в друга. Всё, что к читателю пытался донести Лермонтов, воплотилось на этом полотне. Если вы ещё не видели этой картины – то обязательно посмотрите и будете в восторге от увиденного.

Вариант 2

Шишкин И. И. написал картину в 1890 году. Вдохновение автор черпал из стиха Лермонтова на тему одиночества. Шедевр назван первой строчкой из стихотворения.

На картине время года – суровая зима России. Изображена величественная сосна. При лунном свете стоит красивое дерево на краю обрыва, окруженное тишиной и белым снегом. Дерево сверкает от лежащего на ветвях снега, оно клонит голову земле от снежной тяжести. Яркий лунный свет придает живости пейзажу.

Автор передал с помощью красок свои чувства. Картина навевает мысли о бесконечном одиночестве. О том, что в обширных далях неописуемой красоты, можно оставаться одним. Вокруг нет ничего живого. Сильная сосна одна, она безмолвна, но в нас всегда есть желание верить в то, что все будет хорошо. В стихотворении Лермонтова высказано, что сосна предается снам об одиноко стоящей пальме. Так и в картине четко передано чувство веры в лучшее.

Удивляет то, как в таких условиях выжило дерево? Посмотрев на картину, могут проснуться новые силы, надежда, живущая в каждом. Сила природы безгранична, дерево смогло произрасти на камне, возмужать и гордо продолжать жить. Видно, что сосна здоровая, суровые ветра севера не смогли согнуть ее ствол и прижать к земле. Дерево передано полноценным, создается впечатление, что место под лунным светом может найти каждому.

Какими мыслями живет дерево, о чем мечтает? Об обществе, о том, чтобы рядом оказалось столь возвышенное, величественное дерево, или о таком же просторном уединении? В картине торжественно подано неясное желание сосны.

Автор сотворил картину к 50-летию со дня гибели поэта. Это был сборник иллюстраций с другими популярными художниками (Врубель, Серов, Поленов).

Искусство вечно. Время ему не подвластно. Великие художники оставили нам картины, вдохновляющие современных талантов. Сейчас направлений много, но передача красоты русской природы остается неповторимой, многогранной, не каждому доступной.

Вариант 3

Перед нами картина одного из известнейших художников России Ивана Ивановича Шишкина “На севере диком”. Данная картина Шишкина не стала такой же знаменитой, как его известная всем нам с детства картина “Утро в сосновом лесу”, но я думаю она не менее прекрасна и гениальна. Очень интересна история её создания. К пятидесятилетию Михаила Юрьевича Лермонтова Петром Петровичем Кончаловским было издано собрание сочинений поэта. Над этим изданием работало несколько человек, в том числе и Иван Иванович Шишкин. Там он увидел перевод Михаила Юрьевича Лермонтова стихотворения великого Генриха Гейне:

“На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…”

Это стихотворение вдохновило автора на написание картины под названием “На севере диком”.

“Главным героем” картины является сосна, стоящая в самом центре композиции. Её ветви согнулись под огромным слоем снега, они больше не в состоянии выдерживать этот груз на своих тонких спинках. Снег на севере покрывает толстым слоем не только деревья, но и всю землю. И не удивительно ведь север есть бескрайняя череда снежных полей.

Если разбирать картину с точки зрения колорита, то в картине преобладают, присущие любому снежному пейзажу, сине-белые краски. Несмотря на ночное время суток в картине использованы краски светлых тонов, что даёт нам право предположить: на картине изображено полнолуние. Интересной деталью является одинокая тень, изображённая прозрачно серыми красками поверх белого холста. Так же можно отметить, что на картине нет ярко выраженного горизонта, благодаря игре со светом бескрайние снежные поля и загадочное северное небо сливаются воедино, что придаёт особый шарм картине.

Мне очень понравилась картина Ивана Ивановича Шишкина “На севере диком”. Я думаю, она очень интересная и, рассматривая эту картину, можно найти много скрытых деталей. Надо только внимательно присмотреться…

Это стихотворение об одиночестве, о боли, о страдании, о неразделенной любви, о несбывшихся мечтах… Это — стихотворение-тоска.

Через четыре месяца после создания этого стихотворения, 27 (15) июля 1841 года, в неожиданно разразившуюся грозу, был убит на дуэли поэт Михаил Лермонтов.

Его проникновенность и лиризм привели к тому, что строчки вдохновили на создание музыки к нему и одноименных романсов более 100 композиторов, среди которых А. С. Даргомыжский, И. Маренич, Н. А. Римский-Корсаков, М. Н. Офросимов, С. В. Рахманинов, М. А. Балакирев, М. М. Ипполитов-Иванов, Б. В. Асафьев, Н. Д. Дмитриев, С. И. Танеев, В. И. Ребиков и мн.др.[5]

Вариант 1

Картина нарисована в холодных тонах, преимущественно используются белый и оттенки синего цвета. Главный замысел художника — тема одиночества, показать борьбу дерева в этом мертвом холоде, когда вокруг нет никого и ждать помощи неоткуда. Но мы не видим, что сосне плохо в такой обстановке, возможно, она нашла свое место в жизни.

Центральный план занимает заснеженная сосна. Когда смотришь на картину, то взгляд не можешь отвести от этого загадочного дерева. Оно растёт на краю горы, склон настолько мастерски прорисован, что мы видим крупные хлопья снега, которые усыпали его. Сосна — некий символ человеческой гордости, покорения вершин и храбрость перед неизведанным. Можно сравнить образ сосны с человеком, она обладает таким твёрдым духом, смелостью и выдержки. Никакие преграды и препятствия не сломают ее. Высота сосны показывает ее величие перед такими условиями жизни.

За деревом мы видим хмурое небо и бездонное ущелье. Что хранят в себе его глубины? Ущелье кажется нам неприступным, никто не сможет добраться до одинокого дерева и нарушить его величественный покой. Тень отчётливо падает от сосны на снежную поляну, а значит уже глубокая ночь. Мы не видим на полотне луну, но мы видим этот легкий свет, который она излучает на сосну. Неизвестно, сколько лет — это дерево живет в таких условиях.

Краски тёмные, от глубоких синих до чёрных, они отражают свой цвет на снег голубым оттенком. Такой приём используется для того, чтобы максимального передать холод и мороз Севера.

Можно представить, что вокруг тишина, которую иногда нарушает шуршание веток сосны, которые величественно держат шапки снега. Мы смотрим на картину, и, кажется, что ничто не сможет нарушить величественный покой этого дерева. Неизвестно, сколько морозов и ветров оно выдержало. Смотря на сосну, нам не хочется ее пожалеть. Чувство, вызванное увиденным — чувство тихой грусти. Картина наводит на философские размышления, заставляет задуматься о своём существовании.

Вариант 2

Создается впечатление, что сосна растет посреди всех этих снегов не благодаря, а вопреки всему. В округе больше и нет ничего живого, а она, наперекор стуже и невзгодам продолжает жить и расти. Одинокая сосна стоит гордо. На ее ветвях лежат охапки снега, которые переливаются под лунным светом. Кучевые облака Шишкин нарисовал достаточно низко. Они придают картине ощущение тяжести, грусти, напоминают о приближающейся грозе. Вокруг царит безмолвие. Я думаю, основная мысль, которой пронизано и стихотворение, и картина о том, что вряд ли найдется на всем белом свете такая сила, которая бы могла сломить это дерево.

Судя по картине, художник оказался под большим впечатлением от прочитанного стихотворения. Он показал всю суровость крайнего севера, со всей его красотой и неповторимостью. Для этого Шишкин использовал очень подходящие цвета: от белоснежного до темно-серого. Художник, как настоящий мастер, обыгрывает всю зимнюю гамму оттенков, и передает оцепенение природы, чувство одиночества, грусти и тоски. Те чувства, которые хотел донести в своем произведении поэт, воплотились в этой замечательной картине.

Вариант 3

Вариант 4

В этой картине ощущается тема одиночества. На голой неприступной скале, в сумерках, посреди снега и льда, стоит одинокая сосна. Мы видим мрачное ущелье, освещенное луной и бесконечную, покрытую снегом даль. Кажется, в этом холодном царстве не существует ничего живого. Но наперекор ветрам, морозам и снегам дерево живет.

Сосна вся покрыта снегом, как ризой, а над ней – хмурое небо с синим отливом и мрачные-мрачные тучи. Но все же на пасмурном небе есть просвет. Дерево отбрасывает на снег свою тень. На дальнем плане видны другие заснеженные холмы. Далеко за сосной расположен темный, мрачный, безжизненный лес.

Сама сосна напоминает нам заколдованную красавицу в красивом кружевном платье. На ее хрупких ветвях лежат тяжелые хлопья сверкающего снега. Шапка снега на макушке сосны будто сливается с летящими по грозовому небу облаками. Пейзаж словно излучает сгущающийся мрак и царящее вокруг безмолвие.

О чем грезит, о чем мечтает бедная сосна? Возможно, о далекой и родной душе, такой же возвышенной и одинокой? Мы не знаем об этом и даже не представляем, что в мире есть такая сила, которая сможет подчинить ее себе, сломать сосну. Глядя на эту картину, создается впечатление, что стройное, беззащитное дерево когда-то было юной девицей. Но злой ведьме стало завидно, и она навсегда превратила красивую девушку в сосну, чтобы тоже была такой одинокой…

Карандашный рисунок (1890 г.) Фрагментарный эскиз для картины На севере диком… 1890
Состояние одиночества и неустроенности в это время нашло свое отражение и соответствие в душе художника — И. И. Шишкин к этому времени уже много лет вдовствовал (художник был дважды вдовцом, двое сыновей от первого брака умерли совсем маленькими, вторая жена умерла через несколько дней после родов дочери Ксении в 1881 году[7]), взрослая дочь от первого брака Лидия Ивановна Шишкина (1869—1931) переехала к мужу в Финляндию, в усадьбу Мери-Хови[2][8].

В зиму 1890—1891 года живописец несколько раз приезжал в Мери-Хови, где жил на мызе у дочери.

Там, среди зимы и снега, им была написана эта картина[3].

Картина Шишкина, как и стихотворение Лермонтова, сразу поражает пронизывающей тоской. Это не просто иллюстрация, а полное соответствие той безысходности, которым проникнут лермонтовский стих[2]. Одинокое дерево — в ночной темноте, зимой, под снегом, неожиданное выросшее на скале, на котором оно возвышается, а совсем близко зияет бездна…

Живописец изобразил не просто белый снежный покров, а многочисленные его оттенки, в зависимости от освещения невидимой луной, и во всем полотне явственно ощущается безмолвие[2].

По уверениям специалистов-биологов, сосна не растет одиноко — не выживет; сосны всегда растут группой. Но данная биологическая ошибка вполне уместна в стихотворении и лишь подчеркивает трагедию одиночества: вот выросла такая одинокая сосна.

Лиричность картины, по мнению некоторых искусствоведов, напоминает стилистику другого художника — А. И. Куинджи[1], и это неслучайно: картина писалась в то время, когда Шишкин и Куинджи были особо дружны и часто обсуждали свои понимания религии, живописи, литературы…

Вариант 1

Посреди холодной тьмы, в окружении снегов и льдов, на голой и недоступной вершине скал возвышается гордое и одинокое дерево. Все его окружение – черное глубокое ущелье, озаренное холодным лунным светом, и бескрайние заснеженные просторы.

Мы видим, как суровая северная природа пленила художника совершенно неземной, похожей на сказку, красой и невероятной силой духа. При помощи богатой цветовой гаммы оттенков и переходов, мастеру удалось передать и чувство холодного безмолвия, и гнет одиночества.

И в этом морозном царстве, на первый взгляд, уже нет ничего живого. А одинокое дерево продолжает жить, вопреки морозу, ветрам и снегам.

Могучая сосна застыла в немом забвении и ожидании лучших времен. Сколько гордости и достоинства в этом силуэте. На ее сильных ветках, как расшитая золотом риза на плечах у священника, притаились тяжелые снежные холмики. А на макушку взгромоздилась белоснежная шапка. Она практически достает снежные облака и сливается с ними в полете по пасмурному небу. Вокруг царит ощущение холодного оцепенения и тоскливого молчания.

Невольно задумываешься, о чем же грезит в это суровое время, гордое дерево на скале? Возможно, о близкой и родственной душе, так же возвышенной в своем одиночестве? Об этом нам, к сожалению, никогда не узнать, но возникает чувство восхищения за сосну, которая не подчиняется никаким невзгодам. Это, наверное, символ человеческой гордости и достоинства, без которых человек не сможет подняться на вершину, тем более устоять на ней.

Вариант 2

Так же, как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом.

Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет.

Гордо, с достоинством стоит могучая сосна. Как богатая риза на плечах священника, тяжелые хлопья сверкающего снега лежат на могучих ее ветвях. На макушке сосны шапка снега как будто сливается с бегущими по грозовому небу облаками. Мы ощущаем царящее вокруг безмолвие и сгущающийся мрак.

О чем мечтает, о чем грезит сосна? Может быть, о далекой родной душе, такой же одинокой и возвышенной? Мы не знаем этого, но чувствуем, что нет в мире такой силы, которая сможет сломать сосну, подчинить ее себе.

Читайте также: