Культура и человек кратко

Обновлено: 05.07.2024

Культура — это совокупность знаний, результатов творческой деятельности, убеждений, верований, моральных ценностей, традиций, поведенческих привычек, навыков и умений, которые человек приобретает не только в семье, но также в социуме, частью которого он является. Другими словами, в понятие культуры входит как деятельность человека, так и всё то, что было им создано.

В каждой стране — своя культура. Она может меняться под влиянием различных факторов: политических, экономических, социальных и т. д.

Культуру можно понимать как в широком, так и в узком смысле. Можно говорить о культуре страны, народа в целом и культуре отдельного человека.

В русском языке есть такое понятие, как культурный человек, что означает образованный, воспитанный, интеллигентный человек.

Культура России

Культуру России сложно описать двумя словами. В течение многих веков она формировалась и собирала идейно-художественные богатства.

Популярность тех или иных идей и ценностей неразрывно связана с происходящими в стране событиями. Например, в советском союзе большую роль играла цензура, которая была неотъемлемой частью культуры того времени. С распадом союза исчезла и цензура. Русская культура, с одной стороны, стала доступна и известна за рубежом, с другой — на неё стали оказывать влияния западные и восточные культуры.

Одной из непреходящих ценностей русской культуры является её литературное наследство. Русские писатели и поэты известны во всём мире:

  • Николай Васильевич Гоголь ("Мёртвые души"),
  • Александр Сергеевич Пушкин ("Евгений Онегин"),
  • Фёдор Михайлович Достоевский ("Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы"),
  • Лев Николаевич Толстой ("Война и мир", "Анна Каренина"),
  • Анна Андреевна Ахматова ("Реквием"),
  • Антон Павлович Чехов ("Дядя Ваня", "Дама с собачкой", "Каштанка"),
  • Владимир Владимирович Набоков ("Лолита").

Русская культура богата народным творчеством: пословицами и поговорками, анекдотами, баснями, песнями и танцами (пляски, хороводы, кадриль и т. д.).

khorovod

Хоровод — русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской

Важное место в культуре России занимает театральное искусство и балет.

Для русского человека характерна щедрость в проявлении эмоций. Не зря в русском языке есть выражение "широкой души человек". Русский человек философски относится к жизни. Подтверждение тому — выражение "авось". Понятие это исконно русское и обозначает надежду человека на удачу, без необходимости предпринимать что-либо со своей стороны.

Кто ввёл понятие культура

Слово культура пришло в русский язык от латинского cultura (лат. возделывание, обработка). Впервые слово употребил древнеримский деятель Марк Порций Катон (234–149 гг. до н. э.) в своём трактате "Земледелие" (de agri cultura). В нём собраны советы, как вести сельское хозяйство. Уделяется внимание отношениям между рабами и хозяевами.

Древнеримский оратор и философ Марк Туллий Цицерон в своей книге "Тускуланские беседы" впервые применил термин cultura в ином смысле. Он говорит о культуре души (лат. cultura animi).

"А возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать – только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай".

В Россию термин культура пришёл в начале 19 века. Русский учёный и философ Данило Михайлович Велланский употребил его в своём сочинении "Основное начертание общей и частной физиологии или физики органического мира".

Культура и философия

В философии под культурой понимаются материальные и духовные ценности человека, а также то, каким образом человек их создаёт, применяет для развития человечества и передаёт потомкам.

Однако культура является предметом изучения не только философии, но и других наук: истории, социологии, юриспруденции, экономики, культурологии и т. д. Каждая наука раскрывает понятие культуры по-своему.

Например, экономическая культура — это ценности, связанные с коммерческой деятельностью человека. Правовая культура — это правовой опыт человека, организаций, государств.

Смотрите также значение Философия.

Виды культуры

Многообразие культур можно классифицировать по-разному. В зависимости от того, кто создаёт культуру, различают массовую, элитарную и народную культуры.

Культура может подразделяться на материальную и духовную в зависимости от результатов деятельности человека.

По вероучению различают христианскую, исламскую, иудейскую, буддийскую культуры. Такая культура присуща определённым религиям и религиозным учениям: христианству, исламу, буддизму.

Смотрите также значение Религия.

По носителю культуры различают мировую и национальную (этническую) культуры. В рамках национальной культуры выделяют отдельные сферы – субкультуры и контркультуры.

Массовая культура

Массовая культура носит развлекательный характер и направлена на получение прибыли. Она проста в изложении и благодаря этому доступна всем. Продукты такой культуры создаются специалистами с учётом востребованности и популярности того или иного явления на данный момент (например, жёлтая пресса, развлекательная литература, поп-музыка, реклама, мода).

Элитарная культура

Для элитарной культуры характерна сложность содержания. Она создаётся представителями высших слоёв общества (элитой) либо по их заказу. Произведения культуры нешаблонные, уникальные и ориентированы на элиту. Такие произведения доступны для понимания преимущественно ценителям, знатокам и высокообразованным людям. Примером могут служить артхаусное кино, высокоинтеллектуальная литература.

Народная культура

Создатели такой культуры неизвестны. Произведения характерны для определённых народов, наций. Они передаются следующим поколениям, как правило, в устной форме (например, фольклор, народные инструменты, народные традиции, народная медицина).

Материальная культура

Под материальной культурой понимаются искусственно созданные человеком предметы, материальные ценности – вещи, изделия, устройства, сооружения. В качестве примера можно привести книги, постройки, украшения, одежду, пищу, орудия труда, картины и т. д.

Духовная культура

Под духовной культурой понимается совокупность нематериальных элементов, созданных человеком. К ним можно отнести религию, нормы, церемонии, ритуалы, язык, мифы, знания, обычаи, мораль, научные теории и т. д.

Мировая культура

Мировая культура – это результаты творческой деятельности всех национальных культур различных народов. По географическому признаку всю мировую культуру можно разделить на европейскую, азиатскую, африканскую, латиноамериканскую, североамериканскую куль­туры.

Национальная (этническая) культура

Национальная или, как её ещё называют, этническая культура представляет — это материальные и духовные ценности одной нации или этнической группы. Такая культура совмещает в себе культуры различных социальных слоёв, этнических групп или наций, характеризуется единством территории, государственностью и общностью экономической жизни.

Субкультура

Субкультура — это культура чётко определённой социальной группы внутри определённого общества. У этой группы свои убеждения, взгляды на жизнь и поведение, отличное от широкой публики. Можно выделить молодёжные (например, эмо, готы, панки), криминальные (например, гопники), религиозные и даже профессиональные субкультуры (присущие определённым религиозным верованиям и профессиям соответственно).

Контркультура

Контркультура обозначает такую особую сферу культуры, которая не просто отличается от господствующей культуры, но находится в конфликте с основными её ценностями, нормами, моралью. Представители контркультур отвергают устоявшиеся принципы и нормы (например, хиппи в США или стиляги в СССР).

Функции культуры

С одной стороны, человек сам создаёт культуру, с другой, по мере своего формирования и развития культура оказывает всё большее влияние на человека, на его поведение и внутренний мир.

Функция освоения и преобразования мира

Эта функция отвечает за потребность человека в пище, орудии труда, а также за потребность в творчестве, в создании чего-то нового. Поэтому человек изучает и изменяет окружающий мир.

Коммуникативная функция

Коммуникативная функция направлена на удовлетворение потребности человека в общении. Чтобы общаться и передавать информацию человек создаёт знаки и символы, языки и закрепляет их в материальном виде (книгах, кино, живописи) или нематериальном виде (идеях, сказаниях, музыке).

Сигнификативная функция

Сигнификативная функция культуры (от лат. significare — давать знать, обнаруживать) состоит в том, чтобы создать для человека понятную картину мира и приписать значение окружающим предметам и явлениям.

Функция накопления и хранения информации

Человек является носителем культуры, он сохраняет её ценности в своей памяти, мифах, легендах и на материальных носителях.

Нормативная функция

Данная функция связана с регулированием общественной и личной деятельности человека. С помощью норм можно закрепить, как человек будет одеваться, как он будет выглядеть и вести себя с другими людьми. К таким нормам можно отнести правила этикета, гигиены, моральные нормы и более узкие, например юридические и медицинские нормы.

Функция проективной разрядки

Функция защиты

Культура предоставляет решения и схемы поведения для сложных ситуаций, в которых может оказаться человек. Продукты культуры помогают человеку выжить (орудия труда, вещи, научные открытия, нормы и т. д.). Культура также ответственна за активность человека, движение, память, за раскрытие талантов человека.

Культура (по механизму функционирования) — это духовно — практическое освоение действительности, основанное на получении знаний о мире, его оценке и проектировании, на формировании способностей и умений творчески и репродуктивно осуществлять материальную, духовную и художественную деятельность.

Культура (по своей сущности) — это специфический, а именно внебиологический способ жизнедеятельности человека.

Генезис и функции культуры


Цели деятельности человека, созидающего культуру:

2. Передача накапливаемого опыта внебиологическими средствами.

3. Сближение человека с человеком в расширяющихся пределах объединяющих их коллективов.

Распредмечивание — это вычленение в объекте идеального (духовного, внутреннего) и перевод его в свою субъективную реальность. Примером может быть чтение книги, просмотр кинофильма, наслаждение природой и т. д.

Опредмечивание — это воплощение своего идеального (духовного, внутреннего, субъективного) в каком-либо предмете, тексте, философской системе художественном произведении и т. д. На любой из этих объектов как бы наслаиваются смыслы, символы, ценности, цели, интересы, нормы, чувства людей.

Формы материальной предметности культуры:

1) человеческое тело, как выражение жизни духа человека;

2) техническая вещь, как носительница духовного смысла;

3) социальная организация, как опредмеченное бытие общественных отношений. Все они воплощают в себе утилитарное, социальное, эстетическое и игровое значения.

Распредмечивание предметных форм материальной культуры происходит в ходе их использования, потребления, что одновременно приводит к формированию ненаследуемых биологически умений пользоваться этими вещами.

Формы духовной предметности культуры:

знания, нормы, ценности и проекты.

Форма предметности художественной культуры — это

воплощенный художественный образ.

Художественный образ представляет особый тип образности.

1. Он рождается в воображении художника и вызревает там, выращивается и, благодаря воплощению в произведении искусства, переносится в воображение зрителя, читателя, слушателя.

2. Порождаемый творческой деятельностью, в которой слиты познания, ценностное осмысление и проектирование, вымышленной и настоящей реальности, он несет в своем содержании все эти три начала в слитном и нерасторжимом единстве.

3. В художественном образе происходит интересная метаморфоза: он из объекта художника становится специфическим субъектом, квазисубъектом, то есть живет, хоть и мнимой, но своей жизнью.

4. Подлинное предметное бытие художественная деятельность обретает не в самих образах, а в образах, воплощенных в произведениях искусства. Только через них художник вступает в общение со зрителями — читателями — слушателями, которые осуществляют распредмечивание предметов художественной культуры. Это происходит как восприятие произведений искусства, то есть одновременно созерцание, переживание, понимание, творческое воссоздание в воображении, наслаждение и радость.

Культура и творчество

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания

субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. Выдвижение идеи является важнейшим в процессе творчества. Результат творческой деятельности, отличающийся принципиальной новизной называется новацией, креативом.

Виды и функции творчества


Творчество и игра

Представления о совершенном человеке в различных культурах

В ранней древнегреческой философии господствовало представление о человеке как о микрокосмосе, то есть составной части некоего предданного объективного бытия: космоса, природы, логоса, вечных идей и сущностей. Соответствующими были приоритеты рассмотрения философских проблем.

Софисты и Сократ начинают рассматривать человека как творчески активную и самодеятельную личность.

В дальнейшем у Платона и Аристотеля человек опять стал играть подчиненную роль в различных объективных системах. И, следовательно, главное средство нравственного развития индивида эти философы видели в его социализации, то есть в приобщении к коллективу, обществу.

В период эллинизма (IV в. до н. э. — V в. н. э.) интерес философии вновь сосредоточился на жизни отдельного человека. Условием добродеятельной и счастливой жизни Эпикур и стоики считают теперь освобождение человека от власти внешнего мира (особенно от политической сферы общества).

В целом в период античности человек мыслился как часть Вселенной, как малый мир, микрокосмос. Совершенный человек, соответственно, это тот, кто постиг веления Судьбы и кто живет по закону Мирового Разума, управляющего жизнью природы, общества, индивида. Ведь в этом случае обретается подлинное счастье и/или невозмутимость духа. Человек уже не является пешкой в неведомой игре, а становится актером, талантливо играющим роль, предложенную ему Судьбой. Участие в драме жизни — участь героев: во-первых, необходимо уметь победить врагов как внешних, так и внутренних; во-вторых, мужественно принять неизбежное.

В христианской культуре человек полностью зависит от Бога, единственного подателя жизни во Вселенной. Первый человек Адам, нарушив Божий закон любви, отделил себя от Жизни. И поэтому, следуя за Христом, человек распинает силой Божией свои грехи, тем самым освобождаясь от власти беззакония и смерти. Бог наделяет человека самобытностью, способностью к творчеству, истинным знанием о духовном мире, способностью любить. Таким образом, благодаря Христу человек становится личностью.

В эпоху Возрождения появляется представление о могуществе человека и божественной силе его интеллекта, посредством которого он может господствовать над природой. Человеческому разуму были предписаны все способности Логоса, Бога: постигать истину, целеполагать, системосозидать, упорядочивать хаос эмпирического бытия, конституировать мир явлений и т. д. Совершенный человек этой эпохи — это гений, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь.

В XVII веке выдвигаются идеи фатального подчинения человека различным видам всеобщности и закономерности. Свобода представлялась только как познание объективных законов жизни.

В конце XVIII века И.Кант попытался освободить человеческое бытие от объективизма, как идеалистического, так и материалистического. Он решил утвердить человека в качестве автономного первоначала. И в результате своих рассуждений И. Кант приходит к выводу, что человек как часть чувственного мира подчинен причинной закономерности, но как носитель духовного начала он свободен и примыкает к сверхчувственному миру высших нравственных ценностей.

Постепенно кантовский субъективизм через учения И. Фихте и Ф Шеллинга трансформируется в объективный идеализм Г. Гегеля, у которого личное в человеке становится лишь некоторым преходящим моментом в абстрактно-логическом процессе абсолютной идеи.

После Г. Гегеля философия выдвигает различные учения, противостоящие идеалистическому объективизму и натуралистическим взглядам на человека. Ведущими становятся индивидуалистические концепции человека С. Кьернегора и Ф.Ницше, материалистическая концепция Л. Фейербаха, которая рассмотрела человека во всей полноте его индивидуального бытия, но в отрыве от конкретных общественных связей, от окружающих условий жизни.

В это время свою философскую антропологию создают К. Маркс и Ф. Энгельс. Человек рассматривается ими как деятельный, активный человек конкретного общества. С одной стороны, трудовая деятельность человека становится основой общественных отношений, а с другой — его сущностью является ансамбль, совокупность всех этих общественных отношений. Человек в рамках эксплуататорского общества предстает как отчужденный человек, отстраненный, в большинстве своем от собственности, творчества, истинной человеческой деятельности и своей сущности. Их обретение становится равнозначным устранению отчуждения и получению свободы.

9.8. Культура

9.8. Культура Культура основана на деятельности людей; через культуру и благодаря культуре происходит соединение природного, естественного и социального миров. Культура здесь характеризуется как связующее звено между природой и обществом; основой этого соединения

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности Культура — это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные

5.4. Культура

Мир и культура

Мир и культура Буддийской Ассоциации молодежи в КоломбоВ этот памятный день будем вспоминать Свет и взаимно укрепим друг друга основными понятиями истинной эволюции. Великий Готама многообразно заповедовал о Мире и Культуре. Мир означает неутомимое созидание. Культура

Культура

Глава XVII. ИСТИННЫЙ ЧЕЛОВЕК И ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Человек истинный и человек трансцендентный

Человек Маркса и человек Достоевского

Человек Маркса и человек Достоевского Маркс в своей исторической теории рассматривал человека как существо экономическое. Однако успех его теории, несмот­ря на ее полную беспомощность в предвидении событий, дока­зывает как раз обратную истину: человек не есть

Культура чи цивілізація?

Культура

Культура (лат. cultura—возделывание, воспитание, почитание)– универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и

Массовая культура

Массовая культура В период, когда появляется и растекается по общественному телу масса, идеология становится главной формой культуры, а остальные виды объединяются под названием массовой культуры – некоего суррогата, призванного развлекать и отвлекать массы от

Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий

Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий Книгопечатание если и способствовало более

Культура народа и культура личности Шесть лекций

Культура народа и культура личности Шесть лекций Предисловие Культура народ а и культура личности — для многих это понятия различные, как небо и земля. Лучшие люди нашего времени стремятся достигнуть только первой или только второй. Исходным же пунктом настоящих лекций

Человек и культура - проблема единства, целостности и творческой активности человека.

Сфера эстетического отношения к действительности носит всеобъемлющий характер. Красота, прекрасное, гармоничное, изящное - все эти ценности человек находит и в природе, и в обществе. Эстетическое восприятие, эстетическое переживание, эстетический вкус присущи каждому человеку. Конечно, степень развитости, совершенства эстетической культуры у разных людей различна. Исторически изменчивы и идеалы красоты. Тем не менее в обществе существуют определенные нормы эстетической, моральной., политической, религиозной, познавательной, духовной культуры.

Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс . Под ред. О. М. Штомпеля . 1996 .

Полезное

Смотреть что такое "Человек и культура" в других словарях:

КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

Культура Японии — сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон. Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в… … Википедия

Культура Лос-Мильярес — Сосуд культуры Лос Мильярес с типичным глазообразным мотивом. Юго восток Испании, халколит Лос Мильярес, Los Millares название археологического городища медного века, давшего название одноименной археологической культуре. Расположено в… … Википедия

КУЛЬТУРА — (от лат. возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний,… … Энциклопедия культурологии

Культура 20 века — ☼ радикально новые и прежде неизвестные типы худож. и филос. самовыражения: техн. виды искусств (кино, позднее дигитальные искусства), фундаментальные научные теории, глубочайшим образом преображающие филос. методы и худож. мышление. В структуре… … Энциклопедия культурологии

культура — КУЛЬТУРА (от лат. culture возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

культура — ы, ж. culture f. <, лат. cultura. 1. Разведение, выращивание (растений). Сл. 18. Реченный садовник .. деревам и цветам, которыя к украшению садов принадлежат, имена знает, и в культуре их .. искусство имеет. 1747. МАН 8 575. Здесь <на… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Человек прямоходящий — ? † Человек прямоходящий Реконструкция … Википедия

Культура Древней Греции — Культура Древней Греции это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка. Содержание 1 Мифология 2 Философия 3 Искусство … Википедия

Японская культура

Что такое культура?

  • В широком смысле под культурой подразумевают совокупность всевозможных форм человеческой деятельности.
  • В более узком смысле это слово часто используют, например, для обозначения активной творческой деятельности, направленной на создание, распределение и потребление духовных ценностей.

В повседневной жизни под культурой обычно подразумевают совокупность ценностей, моральных и нравственных принципов, а также уровень воспитания и образования отдельно взятого человека или группы людей.

Человеку свойственно трансформировать мир вокруг себя для достижения самых разных целей. Это и называется культурой, и в этом смысле она противопоставляется природе. Например, упомянутые выше микроорганизмы являются культурой лишь в чашке Петри, но не в гнилом яблоке или прокисшем супе. Также культуру можно определить как совокупность традиций, ценностей и прочих признаков, свойственных определенному обществу или социальной группе.

Признаки культуры

Как мы выяснили выше, можно по-разному понимать, что такое культура, акцентируя внимание на разных её аспектах. Устранить эту неоднозначность позволяют основные признаки, которыми она должна обладать:

Последний пункт важно учитывать, изучая культуры, ценности которых сильно отличаются от современных (например, те, в которых практиковались рабство, жертвоприношения и прочие явления, неприемлемые в современном мире). Это нельзя использовать как оправдание. Просто важно понимать, что у каждой культуры свои эталоны нравственности и морали, а также свои представления о социальной справедливости, добре, зле и прочих категориях.

Виды культуры, примеры

В любом достаточно большом обществе одновременно есть 3 основных вида культуры: элитарная, народная и массовая. Кроме того, параллельно с ними обычно существуют субкультуры и контркультуры. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, а так же ознакомимся с примерами.

1. Элитарная культура

Элитарная культура – это часть общей культуры, доступная для понимания лишь небольшой части общества, обладающей определенными знаниями, эрудицией или образованием.

Основные признаки элитарной культуры:

  • она сложна для понимания неподготовленным человеком;
  • её потребителями являются только высокообразованные и эрудированные люди;
  • она направлена на очень малую часть общества (считанные проценты или даже доли процента).

2. Массовая культура

Основные признаки массовой культуры:

  • имеет максимально обширную аудиторию;
  • призвана удовлетворять сиюминутные запросы;
  • обладает невысокой художественной ценностью;
  • как правило, носит коммерческий характер;
  • очень быстро теряет актуальность и забывается.

3. Народная культура

Основные признаки народной культуры:

  • из неё не пытаются извлечь выгоду;
  • у неё нет конкретных авторов;
  • как и массовая, она понятна большинству населения;
  • она в меньшей степени подвержена устареванию, чем массовая.

Кроме того, многое зависит и от самого общества. Например, произведения Пушкина при его жизни принадлежали к элитарной культуре, поскольку 98% населения Российской империи в те времена не умело читать. Но сейчас с его произведениями знаком каждый, а значит, их можно относить к массовой культуре.

4. Субкультуры и контркультуры

Субкультура представляет собой обособленную часть общей культуры, выделяющуюся на общем фоне за счёт собственной системы ценностей, особых правил поведения, традиций и прочих социокультурных особенностей. К субкультурам относятся всевозможные молодёжные течения, а также сообщества фанатов литературных произведений (рассказы Лавкрафта, Толкиена), фильмов (Звёздные войны) или компьютерных игр (Fallout, StarCraft).

Функции культуры

Для полного и точного понимания того, что такое культура, важно знать её основные функции. Она является не только главным признаком общества и всей человеческой цивилизации, но и главной движущей силой, поддерживающей и непрерывно стимулирующей развитие. Она оказывает влияние на каждого члена общества, формируя его внутренний мир, взгляды, ценности и жизненные цели.

В качестве наиболее важных исследователи выделяют следующие функции культуры:

Материальная и духовная культура

В завершение нашей статьи также поговорим о том, что культура традиционно делится на 2 фундаментальных вида: материальную и духовную.

К духовной культуре относят объекты, ценность которых не привязана к материальной оболочке. Это наука, просвещение, искусство, мифы, всевозможные художественные и литературные произведения, теоретические и эмпирические знания.

А что насчёт стихотворений Пушкина? Можно предположить, что это духовная ценность. И покупая томик стихов, мы платим лишь за бумагу и работу типографии, а духовную составляющую получаем бесплатно. Но всё станет гораздо сложнее, если мы захотим купить рукопись поэта. Тут выяснится, что хоть ценность и духовная, но за вполне материальный предмет заплатить придётся немало. То же относится к картинам великих художников и прочим предметам искусства, духовная ценность которых попросту неотделима от их материального воплощения.

Заключение

Читайте также: