Герменевтика хайдеггера кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Протестантский философ и теолог Шлейермахер первым начал разрабатывать философскую мысль в восемнадцатом веке. Ранее герменевтика встречалась в период Античности и Средневековья. Современный мыслитель написал ряд трудов, рассуждающих о понимании, интерпретации и других суждениях направления.

Главная цель – выявить принципы передачи мыслей автора читателю через текст. Он искал способы определения индивидуальности, своеобразности. Мыслитель сравнивал диалектику и герменевтику, считая их противоположными понятиями.

Что такое герменевтика

Герменевтика – это философия, предмет которой понимание, его теоретическое и практическое восприятие. Культура, окружающий мир, бытие человека, язык влияют на то, как он воспринимает произведение. Герменевтикой называется процесс исследования интерпретации, влияющих на нее факторов. Философское направление названо в честь Бога по имени Гермес. Он известен как посредник между Божеством и обществом. Его задачей было передать Божьи слова человеку, донести Его волю.

Герменевтика – философский метод, ориентированный на решение двух проблем:

  1. Как человек понимает текст, какие возможны вариации понимания.
  2. Устройство бытия, основанного на понимании.

Основной идеей направления является убеждение, что существование подразумевает понимание. Философия появилась, когда потребовалось понимать и истолковывать тексты. Средневековая герменевтика, представители которой старались расшифровать Библию, постепенно развивалась. Фома Аквинский один из первых начал заниматься расшифровкой текста Священного Писания. Современные приверженцы направления: Рикер, Гадамер, Хайдеггер, Шлейермахер и другие.

Герменевтика – кратко и понятно

Философское направление подразумевает процесс анализа. Мыслители рассматривают понимание, движение к истинному толкованию текстов. Жизненный опыт оказывает большое влияние на восприятие информации. Значение имеет бытие, окружающее читателя.

Человеческое общение – это главная ценность, единственный доступный мир. Оно позволяет правильно истолковать культуру, традиции, ситуации. Конгениальность – это творческое совпадение между авторскими мыслями и мыслями читателя. Это одно из ключевых понятий философского мышления, раскрывшего универсальную трактовку понимания:

  • Понимание – источник познания. С его помощью можно познать человечество, окружающий мир;
  • Понимание – бытие, в котором живет каждый действующий, сознательный, познающий индивид;
  • Оно способно охарактеризовать весь спектр знаний человека в масштабах мира.

Герменевтика – основные идеи

Герменевтика – это в философии определение понимания текстовой интерпретации информации. Философский взгляд базируется на фундаментальных идеях:

Научный подход к миру не вызывает у Хайдеггера ника­кого доверия: его не удовлетворяют ни метод, ни цель науч­ного познания. Первый подразумевает расчленение действи­тельности, которое, как показал Хайдеггер, означает, в сущ­ности, отказ от нее, потому что, расчленив ее, разложив на

составляющие, измерив, взвесив, исчислив и т. д., можно получить очень точные данные - числа, показатели, схе­мы, — все что угодно, но только не саму действительность, потому что она-то явлена в своей целостности и остается собой до тех пор, пока сохранена именно как целостность. Бот почему Хайдеггер и считает, что научный взгляд на мир не может обнаружить его (мира) смысл — при таком взгляде из поля зрения ускользает сам объект понимания.

Не меньший скепсис вызывает у Хайдеггера и цель на­учного познания, ее прагматический характер. Согласно Хай-деггеру, смысл бытия не может быть использован для решения каких бы то ни было практических задач, постижение смысла может быть только бескорыстным, потому что смысл может только открыться — сам, но с ним ничего сделать нельзя; в него можно всматриваться, но его нельзя употребить, приме­нить К чему-то: смысл не может иметь никакой функции; т. е. единственной целью постижения смысла может быть только само постижение смысла — и ничего более.

Итак, бытие есть то, что предшествует всякому сущему — оно есть условие и причина явления сущего, оно есть откры­тость, необходимая для осуществления сущего. Для того чтобы

Итак, сущее явлено благодаря бытию, которое есть от­крытость. В философской системе Хайдеггера чрезвычайно важным оказывается вопрос о том, каким образом эта откры­тость себя реализует, кок она осуществляется.

Язык осуществляет открывание всего сущего, т. е. понимание т. е., по Хайдеггеру, бытие. И сам человек может состояться как понимающее свое бытие сущее только потому, что и: (человеком) говорит язык (именно так: не человек говор языком, а язык человеком — такова логика Хайдеггера).

жить себя может только в присутствующем, т. е. присутст-вие — это сама возможность стать присутствующим. В этом сопряжении присутствия и присутствующего и обнаруживает себя та двусложность, которую несет в себе слово.

С точки зрения Хайдеггера, современная эпоха с ее мен тафизическим взглядом на мир почти полностью утратила способность расслышать бытие, приблизиться к его истине. Эмпирический мир вещей все больше и больше захватывает собою человека, и последний перестает быть подлинным че-ловеком, т. е. таким, который несет в своем сущем весть о бытии.

Аналогичные изменения затрагивают и язык, который превращается в средство обмена информацией — именно к этому, с точки зрения Хайдеггера, метафизическое мировос­приятие с его прагматизмом сводит функцию языка. Естест­венный язык подменяется формализованным, становится не-жизнеспособным, утрачивает связь с бытием и как хранилище бытия умирает.

Единственной областью, которую, по мысли Хайдеггера, эти катастрофические процессы еще не сумели захватить полностью, оказывается искусство, в особенности же — поэ­зия. Именно здесь язык все еще отвечает своему первона­чальному назначению — открывать истину бытия, и именно

поэты, обладая наиболее тонким слухом, позволяющим им расслышать истину в слове, способны передать это слово миру.

Такого рода рассуждения совершенно закономерно приве­ли Хайдеггера к мысли о том, что в современную эпоху постижение человеком мира, смысла мира, приобщение к истинам бытия должны осуществляться прежде всего через восприятие искусства. Этот путь представляется Хайдеггеру наиболее плодотворным, поскольку в основе искусства лежит принцип, соответствующий двусложности бытия и сущего — принцип тайны.

Очевидно, что понимание, которое имеет в виду Хайдеггер, не может осуществиться в результате последовательного ра ционального анализа. Хайдеггеровское понимание есть свер-шение истины, оно осуществляется как прозрение — мгно­венно. Такое понимание Хайдеггер называет первичным пони­манием. Фиксация же того, что таким образом понято, сло­весное выражение понятого, его развертывание в качестве интерпретации произведения искусства есть уже вторичное понимание, под которым Хайдеггер подразумевает своего рода отрефлексированное воспоминание о том, что уже было понято в мгновенном акте непосредственного переживания.

ка принадлежит и онтологии, и методологии. Хайдеггер не

мог нее столкнуться с этой двусмысленностью хотя бы уже потому, что, занимаясь проблемами бытия и отдавая приори­теты онтологическому истолкованию герменевтики, он должен был собственную позицию выразить. То есть само истолкова­ние (каким бы оно ни было) уже предполагает обращение к герменевтике методологической — иначе Хайдеггер вынужден был бы не говорить, а молчать, в том числе и о проблемах бытия. Таким образом, как только возникает необходимость изложения, вступает в силу методология, определяющая, в частности, тот или иной способ изложения. Для того чтобы избежать терминологической путаницы, Хайдеггер и вводит понятия первичного и вторичного понимания. Именно пер­вичное понимание онтологично; понимание же вторичное — методологично: это уже способ, или метод, которым фикси­руется, истолковывается, интерпретируется первичное пони­мание, т. е., по Хайдеггеру, само бытие.

Основной упрек со стороны литературоведения в адрес Хайдеггера связан с невозможностью найти, исходя из самой хайдеггеровской системы, тот критерий, в соответствии с которым можно было бы судить об общезначимости, или объективности, или достоверности той или иной интерпрета-или поэтического произведения, что в конце концов ведет к полному волюнтаризму — необязательности и произволу в деле истолкования текста как такового.

ного понимания (или пред-понимания) — так же, впрочем, как он относится и к любой филологической интерпретации. С точки зрения Хайдеггера, всякая интерпретация, разверты вание в слове есть результат уже прежде понятого, открывшегося, рефлексия по поводу откровения.

Как онтологическая дисциплина, герменевтика предстает в работах ученика Гуссерля, его последователя и отчасти оппонента, выдающегося немецкого мыслителя ХХ века Мартина Хайдеггера (1889–1976).

Научный подход к миру не вызывает у Хайдеггера никакого доверия: его не удовлетворяют ни метод, ни цель научного познания. Первый подразумевает расчленение действительности, которое, как показал Хайдеггер, означает, в сущности, отказ от нее, потому что, расчленив ее, разложив на составляющие, измерив, взвесив, исчислив и т. д., можно получить очень точные данные – числа, показатели, схемы, – все что угодно, но только не саму действительность, потому что она-то явлена в своей целостности и остается собой до тех пор, пока сохранена именно как целостность. Вот почему Хайдеггер и считает, что научный взгляд на мир не может обнаружить его (мира) смысл – при таком взгляде из поля зрения ускользает сам объект понимания.

Не меньший скепсис вызывает у Хайдеггера и цель научного познания, ее прагматический характер. Согласно Хайдеггеру, смысл бытия не может быть использован для решения каких бы то ни было практических задач, постижение смысла может быть только бескорыстным, потому что смысл может только открыться – сам, но с ним ничего сделать нельзя; в него можно всматриваться, но его нельзя употребить, применить к чему-то: смысл не может иметь никакой функции; то есть единственной целью постижения смысла может быть только само постижение смысла – и ничего более.

Итак, сущее явлено благодаря бытию, которое есть открытость. В философской системе Хайдеггера чрезвычайно важным оказывается вопрос о том, каким образом эта открытость себя реализует, как она осуществляется.

С точки зрения Хайдеггера, современная эпоха с ее метафизическим взглядом на мир почти полностью утратила способность расслышать бытие, приблизиться к его истине. Эмпирический мир вещей все больше и больше захватывает собою человека, и последний перестает быть подлинным человеком, то есть таким, который несет в своем сущем весть о бытии.

Аналогичные изменения затрагивают и язык, который превращается в средство обмена информацией – именно к этому, с точки зрения Хайдеггера, метафизическое мировосприятие с его прагматизмом сводит функцию языка. Естественный язык подменяется формализованным, становится нежизнеспособным, утрачивает связь с бытием и как хранилище бытия умирает.

Единственной областью, которую, по мысли Хайдеггера, эти катастрофические процессы еще не сумели захватить полностью, оказывается искусство, в особенности же – поэзия. Именно здесь язык все еще отвечает своему первоначальному назначению – открывать истину бытия, и именно поэты, обладая наиболее тонким слухом, позволяющим им расслышать истину в слове, способны передать это слово миру.

Такого рода рассуждения совершенно закономерно привели Хайдеггера к мысли о том, что в современную эпоху постижение человеком мира, смысла мира, приобщение к истинам бытия должны осуществляться прежде всего через восприятие искусства. Этот путь представляется Хайдеггеру наиболее плодотворным, поскольку в основе искусства лежит принцип, соответствующий двусложности бытия и сущего, – принцип тайны.

Очевидно, что понимание, которое имеет в виду Хайдеггер, не может осуществиться в результате последовательного рационального анализа. Хайдеггеровское понимание есть свершение истины, оно осуществляется как прозрение – мгновенно. Такое понимание Хайдеггер называет первичным пониманием. Фиксация же того, что таким образом понято, словесное выражение понятого, его развертывание в качестве интерпретации произведения искусства есть уже вторичное понимание, под которым Хайдеггер подразумевает своего рода отрефлексированное воспоминание о том, что уже было понято в мгновенном акте непосредственного переживания.

Основной упрек со стороны литературоведения в адрес Хайдеггера связан с невозможностью найти, исходя из самой хайдеггеровской системы, тот критерий, в соответствии с которым можно было бы судить об общезначимости, или объективности, или достоверности той или иной интерпретации поэтического произведения, что в конце концов ведет к полному волюнтаризму – необязательности и произволу в деле истолкования текста.

Хайдеггер считает, что проблема герменевтического круга не может рассматриваться как логическая проблема, как некий логический парадокс. В соответствии с онтологизацией герменевтики в целом Хайдеггер рассматривает и проблему герменевтического круга в плоскости онтологии, показывая при этом, что установка XIX века на преодоление круга понимания как на успешный конечный результат герменевтического процесса изначально неверна.




Таким образом, Хайдеггер преодолевает субъективизм предшествующей философии. Если интерсубъективный мир Гуссерля не зависит от какого-либо языка, то Хайдеггер обращает внимание на неразрывность двух составляющих: понимания и язык: интерсубъективный мир детерминирован интерсубъективным языком, который существовал уже задолго до рождения Dasеin.

Однако феномен языка не поддаётся однозначному объяснению и вызывает ряд вопросов над которыми спорят философы. Теперь проблема интерсубъективности меняет своё значение. Но об этом в следующей главе.

Таким образом, Хайдеггер преодолевает субъективизм предшествующей философии. Если интерсубъективный мир Гуссерля не зависит от какого-либо языка, то Хайдеггер обращает внимание на неразрывность двух составляющих: понимания и язык: интерсубъективный мир детерминирован интерсубъективным языком, который существовал уже задолго до рождения Dasеin.

Однако феномен языка не поддаётся однозначному объяснению и вызывает ряд вопросов над которыми спорят философы. Теперь проблема интерсубъективности меняет своё значение. Но об этом в следующей главе.

Читайте также: