Образ петербурга в романе пиковая дама кратко

Обновлено: 03.07.2024

Творчество, Александра Сергеевича Пушкина, описывает Петербург, как город красоты и свободы. Александр относится к нему с любовью, восторгом, и как в нем сокрыт целый мир.

К описанию города подходит и его отрицательная сторона. Для обывателя он становиться враждебным, в нем может ожесточиться и очерстветь сердце человека. Отзывается о нем писатель, как город мил, пышен, как столица величественна, но и в тоже время, как она бедна, лжива и мертва. И хранит в себе фантастическую натуру. Необыкновенные узоры, высоченные здания, площади, парки, так и манят своей магией красоты. Постоянные маскарады, набережные, балы, шумные модные вечеринки, клубы так и высасывают и заглушают настоящее значение жизни людей. Это все является иллюзией, которая словно пелена упала на глаза. Здесь жили его близкие ему люди, которые в, последствии стали главным творением в своих произведениях. Город являлся неким проводником вдохновения для писателей, которые посвящали многие стихи столице.

Много позволений было обещано Александру Николаевичу, даже цензура в произведениях, но сильно обильная опека со стороны царя, душила писателя тем, что он должен был докладывать власти за каждый свой шаг. Даже обычные переписки со своей женой он с неохотой отдавал на почту, зная, что их распечатывают по несколько раз.

Другие сочинения: ← Письмо Самсону Вырину от лица Дуни↑ ПушкинПортрет Пугачева в романе Капитанская дочка →

Вариант 2

Новая столица, окно в Европу и город трех революций – эти характеристики позволяют довольно точно понять значение Петербурга для страны, для России в литературе.

Этот город действительно на протяжении своей относительно небольшой истории часто выступал своеобразным связующим звеном между Россией и европейской цивилизацией, а, если говорить в этом смысле о литературе, то между русской литературой и прогрессивными течениями других стран. Литературные революции тоже нередко происходили именно здесь и, наверное, какими бы удивительными не были другие города, образ Петербурга в русской литературе является наиболее ярким по сравнению с ними, он обладает уникальностью и своеобразием, имеет, ставшие классическим примерами (пушкинский, достоевского и другие) описания и пополняется новыми, наподобие примера из начала этого сочинения.

Охватить литературный образ города довольно трудно, тем не менее, возможно отметить некоторые вехи, а также точки в литературе, которые могут быть наиболее интересными. Безусловно, начать следует с классиков русской литературы: Пушкина, Гоголя, Достоевского, Некрасова, Толстого. Все эти авторы говорят о городе, который способен быть просто великолепным в своем изяществе и привлекательности, но также может и проявляться как нечто таинственное и ломающее судьбы.

Наверное, самые мрачные образы рисуют Достоевский и Некрасов, которые сообщают про кровавую и полную грязи Сенную, про бедность, кабаки и распивочные, петербургских проституток и нищих, злых и подлых людей. Все это существует в рамках изгаженных подворотен, бедных домов и давящей атмосферы, города полусумасшедших, как называет его Свидригайлов. Серебряный век принес великолепные описания от Ахматовой, которые были посвящены красоте города и стихи Блока, которые часто говорили про революционный Петербург.

Другие сочинения: ← Главные герои сказки Огниво Андерсена↑ ДругиеОсновные темы и мотивы лирики Некрасова →

Образ Петербурга в повести пиковая дама

злодейство Германна — обман самого себя.

-Чей это дом? — спросил он (Германн) у углового будочника.

-Графини***, — отвечал будочник.








LiveInternetLiveInternet


Итак, дом Пиковой дамы…

Находится по адресу:

ул. Малая Морская, д. 10

Ближайшие станции метро:


«Рассуждая таким образом, очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры. Улица была заставлена экипажами, кареты одна за другой катились к освещенному подъезду… Герман остановился.

— Чей это дом? — спросил он у углового будочника.


В этом доме жила известная всему Петербургу старая княгиня Наталья Петровна Голицына.

История с тремя картами была взята из жизни Голицыной и её внука Сергея Григорьевича Голицына. Он был отчаянный игрок в карты. Однажды внук проигрался в пух и прах. Он был должен одному из игроков значительную сумму денег. Зная скупость своей бабки, Сергей Григорьевич, однако, пришел просить у неё взаймы денег. Княгиня денег ему не дала, но вместо этого посоветовала ему поставить на три счастливые карты. Внук, шутя, поставил на них и неожиданно для себя с лихвой вернул проигрыш.



Княгиня Наталья Голицына

Художник Митуар, 1810-е годы

Наталья Петровна Голицына. Портрет Александра Рослина, 1777 год

Наталья Петровна была женщиной умной, властной, ее в Петербурге очень уважали и побаивались. Конечно, Пушкин нив коем случаи не хотел напророчить ей страшную смерть — от испуга, это уже его творческая фантазия. Описан дом в романе достаточно точно. На противоположном углу от дома Германн смотрел на окна Лизаветы Ивановны.

Она, бедная воспитанница старой графини, скорее всего, жила на 3-м этаже, и туда со 2-го этажа можно было попасть по узкой винтовой лестнице. Кстати, она в этом доме сохранилась до сих пор.


Музыка: Ария Германа (Чайковский, Пиковая дама)

Петербург в изображении русских писателей

Пушкинский образ-символ Петербурга как столицы российской империи раскрывал ее бесчеловечность. Бесчеловечность проявлялась в формах фантастики, обнажай шей абсурдно-нелепые условия жизни человека в перлом граде России. Так было разрушено счастье бедного чиновника Евгения. Его, посмевшего пригрозить монументу, гонит по улицам и площадям города разгневанный Всадник Медный. Германн жаждет любой ценой узнать тайну трех карт, чтобы овладеть богатством, Путем предательства получает он возможность проникнуть в дом графини. И вот он ожидает на стуже условленного часа…

Это ощущение призрачности и фантастичности Петербурга свойственно и Достоевскому. Они прямо указывали, что такой Петербург открыл ему Пушкин.

Творчество, Александра Сергеевича Пушкина, описывает Петербург, как город красоты и свободы. Александр относится к нему с любовью, восторгом, и как в нем сокрыт целый мир.

К описанию города подходит и его отрицательная сторона. Для обывателя он становиться враждебным, в нем может ожесточиться и очерстветь сердце человека. Отзывается о нем писатель, как город мил, пышен, как столица величественна, но и в тоже время, как она бедна, лжива и мертва. И хранит в себе фантастическую натуру. Необыкновенные узоры, высоченные здания, площади, парки, так и манят своей магией красоты. Постоянные маскарады, набережные, балы, шумные модные вечеринки, клубы так и высасывают и заглушают настоящее значение жизни людей. Это все является иллюзией, которая словно пелена упала на глаза. Здесь жили его близкие ему люди, которые в, последствии стали главным творением в своих произведениях. Город являлся неким проводником вдохновения для писателей, которые посвящали многие стихи столице.

Много позволений было обещано Александру Николаевичу, даже цензура в произведениях, но сильно обильная опека со стороны царя, душила писателя тем, что он должен был докладывать власти за каждый свой шаг. Даже обычные переписки со своей женой он с неохотой отдавал на почту, зная, что их распечатывают по несколько раз.

Другие сочинения: ← Письмо Самсону Вырину от лица Дуни↑ ПушкинПортрет Пугачева в романе Капитанская дочка →

Образ Петербурга в повести пиковая дама

злодейство Германна — обман самого себя.

-Чей это дом? — спросил он (Германн) у углового будочника.

-Графини***, — отвечал будочник.

Петербург — город-символ в русской литературной традиции. Часть 2

Гоголя называют наследником пушкинской традиции в изображении Петербурга.

Описание главной улицы в разное время суток напоминает калейдоскоп по быстрой смене красок и картин, но по точности изображения оно соответствует фотографическому негативу. Гоголевские зарисовки столицы по достоверности очень близки в документальным описаниям Петербурга, появившимся примерно в эти же годы.

Описание Невского проспекта создает самостоятельный образ, по отношению к которому строится все действие повести, ее конфликты, ее образная система. Главный герой — Невский проспект, а не люди, появляющиеся на нем и каким-либо образом связанные проспектом между собой, может быть, на мгновенья, а‚ может быть, на долгое время.

Каменный город, где деревья в садах и на бульварах высажены планомерно и симметрично, где даже река закована в гранит набережных, где искусственное освещение заменяет ночью свет луны и звезд, отделяет человека от природы, создает свой особый космос, где явно отменяются все естественные законы. В результате этого происходит внутреннее искажение человеческой природы, самого образа человека. Город, не имеющий многовековых традиций, духовной культуры, далекий от истинно русского понимания того, что есть и чем должен быть город, довлеет над человеком, не давая новых духовных ценностей взамен утраченных. Но зато в Петербурге самым обыкновенным и реальным становится вмешательство в человеческую жизнь сверхъестественных сил, создающих новое мировоззрение, иное мироощущение в городе, находящемся на границе двух миров.

В образе Невского проспекта — могущественного существа, определяющего масштабы и смысл всех происходящих в Петербурге событий и фантасмагорий — Гоголь сконцентрировал все проявления непредсказуемых мистификаций, мнимых значений, все сверхъестественное, что случается в городе. Невский проспект, понимаемый Гоголем как символ Петербурга — так же, как понимался Пушкиным Медный всадник, — определяет жизнь, судьбу, пристрастия людей.

Образ столицы Российской империи возникает одновременно из быта и антибыта; катастрофичность его существования в том, что бытие в городе граничит с небытием. Петербург — мир сущий и одновременно кажущийся, призрачный, реальный и фантастический.

Гоголь первым сделал попытку в литературе создать психологический образ фантастического, призрачного города. В дальнейшем именно психологическая тенденция в его творчестве была продолжена и развита Достоевским.

Призрачный Петербург Достоевского

Но в произведениях Достоевского есть и другой город — призрачный, фантастический; мираж, сон, который тает к утру.

Город-символ А. Белого

Все возвращается на круги своя — снова Евгений встречается с Медным Всадником, но теперь уже не как наказанный дерзкий бунтарь, а как сын с отцом. Как с появления Медного Всадника на берегах Невы начался Петербург, так вместе с ним он и закончится. Медный Всадник является воплощением Петербурга, а Петербург, по Белому, символ России и выражение ее исторической трагедии.

Петр основал город не на Западе — как европейскую столицу, и не на Востоке — Петербургом он соединил Запад с Востоком, и тем нарушил естественный ход российской истории, восстановление которого в будущем должно привести к исчезновению Петербурга, как города, лишенного почвы.

Белый создает образ некоей, в чем-то гоголевской реальности, погруженной в сферу стихийности. Идеи в городе живут своей собственной, независимой жизнью, они властвуют над реальностью, над человеческими судьбами и жизнями. Самостоятельная жизнь Невского проспекта — сверхъестественная и нереальная — порождает власть его над человеком.

А. Белый соединил в романе все те элементы мифа о Петербурге, которые имелись у Пушкина, Гоголя и Достоевского, и создал свою, необычную мифологию Петербурга, где истинная история России с момента основания северной столицы становится лишь отправной точкой в создании новой, мифологизированной истории.

Заключение

После появления поэмы Медный всадник стал символом не только этих сил, но и символом всего города и тех фантастических событий, которые в этом городе происходят.

И как у Пушкина символом Петербурга является Медный всадник, так у Гоголя символом всей столицы становится Невский проспект — главная улица, представленная как некое живое существо, живущее по своим собственным законам и способное изменять судьбы людей, прогуливающихся по нему.

Несмотря на элемент фантастики, присутствующий в произведениях Пушкина и Гоголя, Петербург воспринимался ими как вполне реальный город, помимо фантастической своей стороны, имеющий, причем даже в большей степени, и сторону бытовую, принадлежащую материальному миру.

Медный Всадник – символ Петербурга – становится символом России и ее дальнейшей судьбы, всадником Апокалипсиса, а Петербург – центром мироздания, городом на границе эмпирического быта и космического бытия. Конец Петербурга означает для Белого конец нынешней исторической эпохи, начавшейся с основания Петром Великим новой столицы. Эпоха Петербурга окончена, следовательно, считает А. Белый, город, чуждый русскому народу, России, должен исчезнуть.

Именно Белый и завершил литературную традицию, создавшую образ Петербурга – города призрачного, фантастического, многозначного и символического и в то же время реального, соединившего в себе черты столицы могущественного государства и сверхъестественного города на грани двух миров.

Похожие статьи:

Видео → Памятник Иванам, не помнящим своего родства.

Статьи → глазА = Мозг.

Статьи → Человек. Творческая эволюция

Статьи → Петербург — город-символ в русской литературной традиции. Часть 1

LiveInternetLiveInternet


Итак, дом Пиковой дамы…

Находится по адресу:

ул. Малая Морская, д. 10

Ближайшие станции метро:


«Рассуждая таким образом, очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры. Улица была заставлена экипажами, кареты одна за другой катились к освещенному подъезду… Герман остановился.

— Чей это дом? — спросил он у углового будочника.


В этом доме жила известная всему Петербургу старая княгиня Наталья Петровна Голицына.

История с тремя картами была взята из жизни Голицыной и её внука Сергея Григорьевича Голицына. Он был отчаянный игрок в карты. Однажды внук проигрался в пух и прах. Он был должен одному из игроков значительную сумму денег. Зная скупость своей бабки, Сергей Григорьевич, однако, пришел просить у неё взаймы денег. Княгиня денег ему не дала, но вместо этого посоветовала ему поставить на три счастливые карты. Внук, шутя, поставил на них и неожиданно для себя с лихвой вернул проигрыш.



Княгиня Наталья Голицына

Художник Митуар, 1810-е годы


Наталья Петровна Голицына. Портрет Александра Рослина, 1777 год

Наталья Петровна была женщиной умной, властной, ее в Петербурге очень уважали и побаивались. Конечно, Пушкин нив коем случаи не хотел напророчить ей страшную смерть — от испуга, это уже его творческая фантазия. Описан дом в романе достаточно точно. На противоположном углу от дома Германн смотрел на окна Лизаветы Ивановны.

Она, бедная воспитанница старой графини, скорее всего, жила на 3-м этаже, и туда со 2-го этажа можно было попасть по узкой винтовой лестнице. Кстати, она в этом доме сохранилась до сих пор.


Музыка: Ария Германа (Чайковский, Пиковая дама)

Сегодня на уроке мы:

2. Разберём проблемы человека и судьбы в произведении;

3. Узнаем, каким видел Петербург Пушкин;

4. Рассмотрим композицию повести.

Главная завязка “Пиковой дамы” не вымышлена.

Молодой князь Голицын рассказал Пушкину, как однажды сильно проигрался в карты. Для того, чтобы уплатить долг или отыграться, пришлось обратиться к бабушке Наталье Петровне Голицыной, женщине гордой и властной (Пушкин знал её лично), и просить у неё денег.

Денег княгиня внуку не дала. Зато открыла тайну трёх выигрывающих карт, сообщённую ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом.

Голицын поставил на эти карты и отыгрался.

В забавном рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета.


«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова

В семи коротких главах поэт смог охватить и исследовать все: и тему быстрого обогащения, и философию игры, и психологию героев…

Молодой военный инженер немец Германн ведёт скромную жизнь и копит состояние, он даже не берёт в руки карт и ограничивается только наблюдением за игрой. Его приятель Томский рассказывает историю о том, как его бабушка-графиня, будучи в Париже, проиграла крупную сумму в карты. Она попыталась взять взаймы у графа Сен-Жермена, но вместо денег тот раскрыл ей секрет трёх выигрышных карт. Графиня, благодаря секрету, полностью отыгралась.

Германн, соблазнив воспитанницу графини, Лизу, проникает в спальню к графине, мольбами и угрозами пытаясь выведать заветную тайну. Увидев Германна, вооружённого пистолетом (который не был заряжен), графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня открывает глаза и бросается на него взгляд.

В Петербург приезжает знаменитый картёжник, миллионер Чекалинский. Германн ставит весь имеющийся у него капитал на тройку и выигрывает. На следующий день он ставит все свои деньги на семёрку и опять выигрывает. На третий день Германн ставит деньги на туза. Выпадает туз. Германн думает, что победил, но Чекалинский говорит, что дама Германна проиграла. Каким-то невероятным образом молодой человек поставил деньги вместо туза на даму.

Цель жизни Германа –

стать богатым. Герой стоит перед выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Молодой человек выбирает быстрый и лёгкий способ – игру.

Раскрыв Герману тайну трёх карт, графиня опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть.

Герман вновь делает выбор в свою пользу: не думая выполнять условия графини, он мечтает о том, как ему распорядиться выигрышем.

Характер, нравственный выбор и судьба человека оказываются взаимосвязанными.

Так в чем же трагедия Германна? От природы он обладает великолепными человеческими качествами. Но жажда быстрого обогащения постепенно становится главной его страстью. Ни сомнения, ни угрызения совести, ни раскаяния не испытывает Германн, идущий к своей цели, и это приводит героя к трагическому концу: человек, обладающий большим потенциалом, превращается в душевнобольного. Мечтавший обрести покой и независимость, он вынужден до конца своих дней беспокойно повторять название трёх роковых карт.


Повесть начинается с диалога, и это начало — первый знак своеобразия композиции произведения. Автор сразу даёт толчок фабуле. Он пренебрегает долгим предварительным описанием, которое читатель должен получить до начала событий о времени и месте действия, о положении и характерах персонажей.

«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова

Во второй главе Пушкин постепенно готовит появление Германна. Сначала Лиза в разговоре с графиней интересуется военными инженерами. Затем читатель узнает, как этот интерес возник (странный молодой человек, в форме военного инженера, регулярно появляется под её окном). И вот Германн появляется лично.

Глава третья посвящена активным действиям Германна, который пытается выведать тайну трёх карт. Это приводит к смерти графини, но не к познанию тайны. Читатель принимает разговор в спальне Томской за кульминацию, после которой остаётся ждать развязки.

Глава четвертая, самая короткая, — объяснение героя с обманутой им Лизанькой. Германн удивительно искренно рассказывает о своих намерениях, но его черствость такова, что слезы девушки, чьи иллюзии он разбил, не трогают его. «Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения

Четвертой главой повесть могла бы и закончиться, не выйдя за рамки реализма, ведь до сих пор ничего мистического в ней нет.

Глава пятая – похороны графини, её ночное явление, познание тайны. Так уже изящно законченная, повесть воскресает, как и её героиня.

Глава шестая, последняя, – своеобразный повтор главы третьей. Ведь обе они посвящены усилиям Германна, стремящегося к своей цели, и их краху. На этот раз крах окончателен.

Древние говорили: «Каждому человеку судьбу создают его нравы

Германн сам сотворил свою судьбу.





Образ Петербурга в русской литературе

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Образ Петербурга в русской литературе 410 руб.
  • Реферат Образ Петербурга в русской литературе 240 руб.
  • Контрольная работа Образ Петербурга в русской литературе 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Таким образом, мы выяснили, какой бывает образ Петербурга в русской литературе того или иного периода. Также, из всего вышеперечисленного становится понятно, что образ Петербурга может различаться у разных писателей: у одних он гротескный и вычурный, у других – тяжелый и мрачный, а у третьих – холодный, светлый и величавый.

Также, можно смело утверждать, что во многих произведениях русской литературы Петербург играет роль персонажа. Он выступает в них как особый герой, не влияющий на действия человека, но всегда определяющий его сознание.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

2. Разберём проблемы человека и судьбы в произведении;

3. Узнаем, каким видел Петербург Пушкин;

4. Рассмотрим композицию повести.

Главная завязка “Пиковой дамы” не вымышлена.

Молодой князь Голицын рассказал Пушкину, как однажды сильно проигрался в карты. Для того, чтобы уплатить долг или отыграться, пришлось обратиться к бабушке Наталье Петровне Голицыной, женщине гордой и властной (Пушкин знал её лично), и просить у неё денег.


Денег княгиня внуку не дала. Зато открыла тайну трёх выигрывающих карт, сообщённую ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом.


Голицын поставил на эти карты и отыгрался.

В забавном рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета.



В семи коротких главах поэт смог охватить и исследовать все: и тему быстрого обогащения, и философию игры, и психологию героев…

Молодой военный инженер немец Германн ведёт скромную жизнь и копит состояние, он даже не берёт в руки карт и ограничивается только наблюдением за игрой. Его приятель Томский рассказывает историю о том, как его бабушка-графиня, будучи в Париже, проиграла крупную сумму в карты. Она попыталась взять взаймы у графа Сен-Жермена, но вместо денег тот раскрыл ей секрет трёх выигрышных карт. Графиня, благодаря секрету, полностью отыгралась.

Германн, соблазнив воспитанницу графини, Лизу, проникает в спальню к графине, мольбами и угрозами пытаясь выведать заветную тайну. Увидев Германна, вооружённого пистолетом (который не был заряжен), графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня открывает глаза и бросается на него взгляд.

В Петербург приезжает знаменитый картёжник, миллионер Чекалинский. Германн ставит весь имеющийся у него капитал на тройку и выигрывает. На следующий день он ставит все свои деньги на семёрку и опять выигрывает. На третий день Германн ставит деньги на туза. Выпадает туз. Германн думает, что победил, но Чекалинский говорит, что дама Германна проиграла. Каким-то невероятным образом молодой человек поставил деньги вместо туза на даму.

Цель жизни Германа – стать богатым. Герой стоит перед выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Молодой человек выбирает быстрый и лёгкий способ – игру.

Раскрыв Герману тайну трёх карт, графиня опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть.

Герман вновь делает выбор в свою пользу: не думая выполнять условия графини, он мечтает о том, как ему распорядиться выигрышем.

Характер, нравственный выбор и судьба человека оказываются взаимосвязанными.

Так в чем же трагедия Германна? От природы он обладает великолепными человеческими качествами. Но жажда быстрого обогащения постепенно становится главной его страстью. Ни сомнения, ни угрызения совести, ни раскаяния не испытывает Германн, идущий к своей цели, и это приводит героя к трагическому концу: человек, обладающий большим потенциалом, превращается в душевнобольного. Мечтавший обрести покой и независимость, он вынужден до конца своих дней беспокойно повторять название трёх роковых карт.


Повесть начинается с диалога, и это начало - первый знак своеобразия композиции произведения. Автор сразу даёт толчок фабуле. Он пренебрегает долгим предварительным описанием, которое читатель должен получить до начала событий о времени и месте действия, о положении и характерах персонажей.

Сразу нельзя догадаться, кто будет главным героем повести: Германн, сам хозяин – Нарумов или Томский, позабавивший всех семейным преданием. Вся композиция "Пиковой дамы" выстроена следующим образом: в каждом фрагменте текста есть все, что именно сейчас необходимо знать читателю, и не больше.

Во второй главе Пушкин постепенно готовит появление Германна. Сначала Лиза в разговоре с графиней интересуется военными инженерами. Затем читатель узнает, как этот интерес возник (странный молодой человек, в форме военного инженера, регулярно появляется под её окном). И вот Германн появляется лично.


Глава третья посвящена активным действиям Германна, который пытается выведать тайну трёх карт. Это приводит к смерти графини, но не к познанию тайны. Читатель принимает разговор в спальне Томской за кульминацию, после которой остаётся ждать развязки.

Четвертой главой повесть могла бы и закончиться, не выйдя за рамки реализма, ведь до сих пор ничего мистического в ней нет.

Глава пятая – похороны графини, её ночное явление, познание тайны. Так уже изящно законченная, повесть воскресает, как и её героиня.

Глава шестая, последняя, – своеобразный повтор главы третьей. Ведь обе они посвящены усилиям Германна, стремящегося к своей цели, и их краху. На этот раз крах окончателен.

Из краткого "Заключения" мы узнаем, что Германн сходит с ума, что Лизанька удачно вышла замуж, что Томский, внук графини, повышен по службе и женится.

Так судьба (в образе Пиковой Дамы, Старухи) смеётся над несчастным выскочкой и устраивает будущность самых близких покойной Анне Федотовне людей.

Читайте также: