Геополитическая ситуация после первой мировой войны кратко

Обновлено: 05.07.2024

События мировой войны оказались тяжёлым испытанием для народов. На её завершающем этапе стало очевидно, что некоторые из воевавших государств не выдержали обрушившихся на них трудностей. Прежде всего это были многонациональные империи: Российская, Австро-Венгерская и Османская. Бремя войны, которое они несли, обостряло социальные и национальные противоречия. Многолетняя изнурительная война с внешними противниками перерастала в борьбу народов против собственных правителей. Известно, как это происходило в России.

Образование новых государств

А вот как распалась Австро-Венгрия.

Даты и события

  • 16 октября 1918 г. — глава венгерского правительства заявил о расторжении Венгрией союза с Австрией.
  • 28 октября — Национальный чехословацкий комитет (учреждён в июле 1918 г.) принял решение об образовании независимого чехословацкого государства.
  • 29 октября — в Вене создан Национальный совет и провозглашена независимость немецкой Австрии; в этот же день Национальный совет в Загребе провозгласил государственную независимость южных славян Австро-Венгрии.
  • 30 октября — в Кракове создана Ликвидационная комиссия, которая взяла в свои руки управление польскими землями, входившими до этого в состав Австро-Венгрии, и провозгласила принадлежность этих земель возрождавшемуся польскому государству; в этот же день Национальный совет Боснии и Герцеговины (которые были захвачены Австро-Венгрией в 1908 г.) заявил о присоединении обеих земель к Сербии.

На завершающем этапе мировой войны произошёл также распад Османской империи, от которой отделились территории, населённые нетурецкими народами.

Образование суверенного государства было поворотным событием в жизни каждого из народов. Однако оно не решало всех проблем. В наследство от войны достались экономическая разруха и обострившиеся социальные противоречия. Революционные волнения не утихли и после обретения независимости.

Парижская мирная конференция

18 января 1919 г. в Версальском дворце под Парижем открылась мирная конференция. Политики и дипломаты из 32 государств должны были определить результаты войны, оплаченные кровью и потом миллионов воевавших на фронтах и работавших в тылу людей. Советская Россия приглашение на конференцию не получила.

Ж. Клемансо, В. Вильсон и Д. Ллойд Джордж в Версале. 1919 г.


Ж. Клемансо, В. Вильсон и Д. Ллойд Джордж в Версале. 1919 г.

Версальско-Вашингтонская система

Версальский договор не ограничивался решением германского вопроса. В нём содержались положения о Лиге Наций — организации, создаваемой в целях урегулирования международных споров и конфликтов (здесь же приводился и Устав Лиги Наций).

Позже были подписаны мирные договоры с бывшими союзниками Германии — Австрией (10 сентября 1919 г.), Болгарией (27 ноября 1919 г.), Венгрией (4 июня 1920 г.), Турцией (10 августа 1920 г.). В них определялись границы этих стран, установившиеся после распада Австро-Венгрии и Османской империи и отторжения от них части территорий в пользу держав-победительниц. Для Австрии, Болгарии, Венгрии вводились ограничения численности вооружённых сил, предусматривалась выплата репараций победителям. Условия договора с Турцией были особенно жёсткими. Она лишалась всех своих владений в Европе, на Аравийском полуострове, в Северной Африке. Вооружённые силы Турции сокращались, держать флот ей было запрещено. Зона черноморских проливов переходила под контроль международной комиссии. Этот унизительный для страны договор был заменён в 1923 г., после победы турецкой революции.

Послевоенное урегулирование не могло ограничиться Европой и Ближним Востоком. Значительные проблемы существовали также на Дальнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Там сталкивались интересы ранее проникших в этот регион британцев, французов и новых претендентов на влияние — США и Японии, чьё соперничество оказалось особенно острым. Для решения проблем была созвана конференция в Вашингтоне (ноябрь 1921 г. — февраль 1922 г.). В ней участвовали представители США, Великобритании, Японии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая. Советская Россия, чьи границы находились в этом регионе, приглашения на конференцию и на этот раз не получила.

Сложившиеся к началу 1920-х годов расстановка сил и механизмы международных отношений в Европе и мире получили название Версальско-Вашингтонской системы.

Старое и новое в международных отношениях

С 1920 г. Советское государство стало налаживать отношения с соседними странами, подписав мирные договоры с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией. В 1921 г. были заключены договоры о дружбе и сотрудничестве с Ираном, Афганистаном, Турцией. Они основывались на признании независимости названных государств, равноправии партнёров и этим отличались от полукабальных соглашений, навязываемых странам Востока западными державами.

В это же время, вслед за подписанием англо-советского торгового соглашения (март 1921 г.), встал вопрос о возобновлении экономических связей России с ведущими европейскими странами. В 1922 г. представители Советской России были приглашены на международную экономическую конференцию в Генуе (она открылась 10 апреля). Советскую делегацию возглавил нарком по иностранным делам Г. В. Чичерин. Западные державы рассчитывали получить доступ к российским природным ресурсам и рынку, а также найти пути экономического и политического влияния на Россию. Советское государство было заинтересовано в налаживании экономических связей с внешним миром и дипломатическом признании.

Средством давления на Россию со стороны Запада стало требование об уплате ею внешних долгов царской России и Временного правительства и компенсации за имущество иностранных граждан, национализированное большевиками. Советская страна готова была признать довоенные долги России и право бывших собственников-иностранцев получить в концессию ранее принадлежавшее им имущество при условии юридического признания Советского государства и предоставления ему финансовых льгот и кредитов. Военные долги Россия предлагала аннулировать (объявить недействительными). Одновременно советская делегация внесла предложение о всеобщем сокращении вооружений. Западные державы не согласились с этими предложениями. Они настаивали на выплате Россией всех долгов, в том числе военных (в сумме около 19 млрд золотых рублей), возвращении всей национализированной собственности прежним владельцам, отмене в стране монополии внешней торговли. Советская делегация сочла эти требования неприемлемыми и со своей стороны предложила, чтобы западные державы возместили убытки, нанесённые России интервенцией и блокадой (39 млрд золотых рублей). Переговоры зашли в тупик.

Достичь общего соглашения на конференции не удалось. Но советские дипломаты сумели провести переговоры с представителями германской делегации в Рапалло (пригороде Генуи). 16 апреля был заключён советско-германский договор о возобновлении дипломатических отношений. Обе страны отказались от претензий на возмещение убытков, причинённых друг другу в годы войны. Германия признавала национализацию германской собственности в России, а Россия отказывалась от получения репараций с Германии. Договор оказался неожиданностью для международных дипломатических и политических кругов как из-за самого факта его подписания, так и по содержанию. Современники отмечали, что он произвёл впечатление разорвавшейся бомбы. Это был успех дипломатов двух стран и пример для прочих. Становилось всё более очевидным, что проблема отношений с Советской Россией превратилась в одну из основных проблем международной политики того времени.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.


Осенью 1918 года завершилась Первая мировая война. 29 сентября перемирие с Антантой подписала Болгария, 30 октября — Османская империя. 3 ноября вышла из войны Австро-Венгрия. 11 ноября в железнодорожном вагоне маршала Фердинанда Фоша в Компьенском лесу было подписано перемирие с Германией. Оно вступило в силу в 11 часов утра. Был дан 101 артиллерийский залп — это были последние залпы Первой мировой войны.

Наступил долгожданный мир. Вот только радость по этому поводу омрачалась огромными потерями. В ходе войны погибло около 10 млн. солдат и офицеров, более 18 миллионов получили ранения. Почти 11,5 миллионов мирных жителей пали жертвами этой войны. Голод и эпидемии, связанные с войной, стали причиной гибели ещё, как минимум, 20 млн. человек.

Сегодня мы более подробно остановимся на политических итогах Первой мировой, на тех изменениях, которые произошли после неё в Европе и мире.

Парижская мирная конференция


Но такая ситуация не устраивала английское и французское правительства. Они не стремились отказываться от своих колоний, наоборот, хотели расширить их за счёт владений побеждённых стран, чтобы использовать их ресурсы для более быстрого восстановления экономики. Также для США, в отличие от Англии и Франции, не был актуален вопрос о репарациях. Репарациями называют возмещение ущерба, нанесённого страной-агрессором пострадавшим от войны государствам.

Английскую и французскую делегацию разъединяли споры о будущем Германии. Франция желала бы её кардинального ослабления, вплоть до разделения на несколько мелких государств. Оно и понятно: Франция уже дважды за неполные полвека страдала от агрессии своей северо-восточной соседки. Для Великобритании же слабая Германия означала слишком сильную Францию, которая могла бы стать серьёзным конкурентом.


Однако, не смотря на все эти противоречия и разногласия, Парижской мирной конференции удалось принять целый ряд важных решений.

Версальский мирный договор

28 июня 1919 г., ровно через 5 лет после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда — события, послужившего поводом к началу Первой мировой, в Версальском дворце был подписан мирный договор с Германией. На неё была возложена вся ответственность за начало войны и ущерб, нанесённый в ходе боевых действий. 895 немецких офицеров во главе с кайзером Вильгельмом II были объявлены военными преступниками, подлежащими выдаче. Впрочем, союзники не особенно настаивали на выполнении этого требования, понимая его нереальность. Подобного в истории ещё не было.


Германия должна была признать независимость Польши и Чехословакии и отказаться от претензий на присоединение Австрии.

Версальский договор практически разоружал Германию. Её армия не должна была превышать 100 тыс. добровольцев, а флот — 16 тыс. человек. Германии запрещалось иметь самолёты, дирижабли, танки, тяжёлую артиллерию, подводные лодки и суда водоизмещением более 10 тыс. тонн. Территория по левому берегу Рейна и полоса шириной в 50 км по правому берегу реки объявлялись демилитаризованной зоной. Это означало, что здесь Германии запрещалось содержать войска и строить укрепления.


По образцу Версальского были составлены и мирные договоры с союзниками Германии: Сен-Жерменский — с Австрией, Трианонский — с Венгрией, Нёйиский — с Болгарией и Севрский — с Турцией. Все они также содержали условия, связанные с территориальными потерями, военными ограничениями и репарационными выплатами.

Противоречия Версальско-Вашингтонской системы международных отношений

Кроме того, Парижская конференция юридически признала образование новых независимых государств в Европе, возникших на обломках рухнувших империй: Австрии, Венгрии, Чехословакии, Королевства Сербов, Хорватов, Словенцев (Югославии), Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии.

Версальская система — так называют систему международных отношений, сложившуюся после Первой мировой войны — имела двойственный характер. С одной стороны, она юридически утвердила окончание Первой мировой войны, создала перспективы для мирного развития, упорядочила границы новых стран. Но обеспечить прочной стабилизации Версальская система не смогла.

Новые европейские границы были проведены без учёта этнического состава населения, что обострило проблему национальных меньшинств.

Таким образом, Версальская (или точнее Версальско-Вашингтонская) система международных отношений таила в себе семена новой мировой войны.

Даже при кратком историческом обзоре становится совершенно очевидным, что мир после Первой мировой войны, значительно отличался от того, который существовал до 1914 года. Разительные изменения произошли практически во всех сферах жизни в большинстве больших и малых государств Европы.

Наиболее заметные изменения в мире после Первой мировой войны, кратко говоря, произошли в политической жизни, в расстановке сил на европейском континенте и в мире.
Практически до неузнаваемости изменилась политическая карта Европы и Ближнего Востока. Если до начала первого вооруженного мирового конфликта на ней было размещено 21 самостоятельное государство (не считая совсем маленьких). При этом среди них было несколько крупных империй: Германская, Российская, Османская, Австро-Венгерская и Британская.
После войны из всех этих держав осталась только одна – Великобритания. Остальные прекратили свое существование. В германском и российском государстве произошла смена политического устройства, а Османская и Австро-Венгерская распались на несколько мелких независимых стран.
Германия при этом потеряла большое количество своих территорий.
Помимо этого, по итогам вооруженного противостояния была сформирована совершенно новая система международных отношений, так называемая, Версальско-Вашингтонская. Ведущая роль в ней отводилась крупнейшим державам – победительницам. При этом она совершенно не учитывала ни интересов стран, проигравших в войне, ни новых субъектов международной политики. Новая система была до такой степени несправедливой и несбалансированной, что многим уже в первые дни стало понятно, что единственное к чему она может привести мир, так это к очередной кровавой бойне.
Немалое значение имело и создание международной организации, в задачи которой входило решение конфликтных ситуаций между странами без вооруженного противостояния. Несмотря на то, что многие считали Лигу наций совершенно неэффективной, ей все же удалось предотвратить немалое число возможных столкновений вплоть до начала Второй мировой войны.

Демографические и социальные изменения

Наряду с глобальными политическими и экономическими изменениями, после Первой мировой войны, кратко говоря, мир стал другим и для простых людей – для тех, кто в результате конфликта потерял свои дома и близких, тех, кого война вынудила сражаться за интересы власть имущих и работать в нечеловеческих условиях на заводах и фабриках вместо отцов, мужей и братьев.
Не в последнюю очередь война оказала влияние на изменение женское мировоззрения. Если до войны их эмансипация заключалась все больше в разговорах и обсуждения, то теперь они решительно потребовали равноправия. В том числе и в избирательном праве.
В то же время, из-за грандиозных людских потерь, Европа была обескровлена, практически не имела сил для восстановления разрушенного и постройки нового.
Стоит также отметить и то, что начиная задумываться о том, кто, как и зачем привел мир на грань войны, которая имела такие тяжелые последствия, люди начали терять веру в свои правительства. Результатом этого становились повсеместные революции, устанавливающие новые порядки. Народ в разных странах все больше стал прислушиваться к новым лидерам. Начиналось время торжества новых идеологий, в том числе и фашизма, и обновленных новых, в частности, социализма.
Немаловажно и то, что изменилось и само отношение как к войне. Если ранее она считалась нормальным и обыденным делом – частью политики, средством к которому могла прибегнуть любая чем-либо недовольная сторона, то теперь война воспринималась как несомненное зло. И развязавший ее агрессор неизменно осуждался, независимо от причин, побудивших его на разжигание военного конфликта.

Первая мировая война (1914-1918 гг.) решительным образом изменила глобальные тенденции эволюции политических систем большинства ведущих стран мира и в целом тенденцию развития право-государственного уклада общества. В итоге войны сформировалась новая геополитическая ситуация, которая предопределила государственное развитие на весь XX век. Именно Первая мировая война стала подлинно начальным этапом Новейшего времени, имея в виду ее влияние на основные государственно-политические и правовые процессы этого периода.

В Первой мировой войне участвовали 38 государств Европы, Азии, Северной Америки, Африки. Эта вовлеченность сформировала в итоге подлинно единую взаимосвязь политического и правового развития большинства государств, даже заметно отличавшихся уровнем социальных и государственных институтов. К этой взаимной связанности закономерно вела история предыдущего столетия, начиная с Французской революции XVIII в. Но именно в ходе и после Первой мировой войны она стала свершившимся фактом; основные тенденции государственного и правового развития одной страны отныне уже неминуемо взаимодействовали с развитием других, не только соседних стран, оказывая на них большее или меньшее прямое влияние. Сформировалось и новое мировое сообщество, которое стало вырабатывать принципиально новые виды международного согласия в формах международных надправительственных институтов и наднациональных правовых систем.

Первая мировая война ускорила многие внутренние государственно-политические процессы в странах Европы и Азии. Она подтолкнула формирование новых политических режимов, видоизменение право-государственного уклада в направлении, характерном для всего Новейшего времени: для одних это было усиление правительственной власти, для других – демократизация политической системы, для третьих – рост политического тоталитаризма. В особенности значительным оказалось влияние последствий войны для стран Азии. Там ускоренно пошло формирование национальных государств, крушение полуфеодальных монархий, высвобождение из-под колониального господства.

Первая мировая война положила конец европейским наднациональным империям – России и Австро-Венгрии. На их развалинах – ив государственном, и в геополитическим смысле – сложилось до десятка новых самостоятельных государств. В том числе качественно нового типа с социалистическим право-государственным укладом – РСФСР (с 1922 г. – СССР).

Мировая война, в особенности для стран, вышедших из нее побежденными или полупобежденными (Германия, Италия, Россия), повлекла и существенные деформации государственных и правовых укладов. В результате общественные явления, существовавшие до войны в чисто идейной области (фашизм, тоталитарная демократия, социализированное государство), пришли в область практической политики и государственного строительства, сформировав в перспективе режимы военных диктатур или даже особого партийно-тоталитарного государства.

Изменения западной государственной организации

В ходе Первой мировой войны, частью вследствие приспособления к новым условиям государственного регулирования общества, частью вследствие использования возникавших государственных и правовых проблем отдельными правящими группами в своих политических интересах, в государственной организации многих западных стран появились новые черты. Эти черты отобразили важные закономерности эволюции правительственной власти и центральной администрации, а также правовой политики как в парламентских республиках, так и в конституционных монархиях, сложившихся на протяжении XIX в.

Война способствовала также ограничению политических прав и гражданских свобод, даже исходя из принятых конституционных рамок. Повсеместно была введена военная цензура, которая распространила свою деятельность не только на чисто военные, но и на политические вопросы, на возможности критики деятельности правительств. Вводились ограничения свободы передвижения граждан, запрещалось проведение митингов и собраний, не санкционированных правительством.

Регулирующая роль государства распространялась и на социально-трудовую сферу. В годы войны получили дальнейшее распространение ограничение права на забастовки и система принудительного государственного арбитража в трудовых спорах с предпринимателями. Нередко набор рабочих и распорядок производства подчинялся военным правилам.

Распад империи в Европе

Первая мировая война ускорила внутренние процессы государственно-политического распада двух наднациональных империй в Европе – Австро-Венгрии и России. Поражения и вызванные войной хозяйственно-экономические сложности спровоцировали мощные социальные конфликты, стимулировали идейно-политические стремления к национальному обособлению народов, разными путями вошедшими в состав этих государств. Итог оказался однотипным для обеих империй: на месте Австро-Венгрии полностью и западной части Российской империи сформировались около десяти новых национальных государств, причем некоторые из этих народов ранее не имели собственной исторической традиции государственности.

Австро-Венгерская империя (сохранявшая неизменный государственный строй в виде полуабсолютистской монархии с 1867 г., после предоставления Венгрии государственной автономии) в Первой мировой войне выступила на стороне Тройственного союза (вместе с Германией). Поражение в войне и значительные для страны военные потери подтолкнули к революционным выступлениям на демократической основе в Австрии (октябрь-ноябрь 1918 г.). Результатом стало свержение монархии Габсбургов и провозглашение республики (12 ноября 1918 г.). Одновременно с падением централизованной монархии произошло раздробление единого государства, в котором большинство населения принадлежало к славянским народам и не пользовалось политическими правами наравне с доминирующими австрийцами и немцами. Национальные противоречия стали дополнительным ускорителем стремления к возрождению собственной государственности. Созванное в октябре 1918 г. Национальное собрание провозгласило самоопределение Чехии и Словакии, в ноябре 1918 г. – Народное вече югославянских народов декларировало их полное отделение от империи и присоединение к восстановившей свою независимость Сербии; тогда же обособилась самостоятельная Венгерская республика.

Австрия окончательно конституировалась в отдельное государство в 1919 г., после решений созванного на основе всеобщего избирательного права Учредительного собрания. Принятая вскоре Конституция 1920 г.* закрепила широкие демократические права и свободы граждан, государственный строй в виде президентско-парламентской республики, в которой глава государства избирался парламентом. Австрийская республика была преобразована в территориальную федерацию, в которой интересы земель представляла верхняя палата парламента; отдельные земли получили свои правительства и свои ландтаги.

* Конституция Австрии 1920 г. с небольшими изменениями 1929 г. сохранила свою силу на протяжении всего XX в.

Венгрия была провозглашена республикой в 1918 г., однако в обстановке гражданской войны, инициированной просоциалистическими и коммунистическими рабочими организациями, произошла эволюция в сторону антидемократического режима. В 1920 г. там была провозглашена своеобразная парламентская монархия без монарха; временным регентом поставил себя контр-адмирал М. Хорти (спустя год Хорти преобразовал свою власть в пожизненную и несменяемую). Конституционный строй определялся законами, принятыми с 1848 г. (о правительстве) по 1926 г. (об учреждении двухпалатного Государственного собрания). Политический режим, установленный Хорти, довольно скоро преобразовал монархию в особую форму военной диктатуры.

Чехословакия (как стала называться страна после присоединения в 1918 г. к исторической Чехии словацких областей) на протяжении 1918 – 1920 гг. оформилась в демократическую республику. Здесь было введено всеобщее избирательное право, проведены социально ориентированные аграрные и трудовые законы. Конституция 1920 г. (принятая после Временной конституции 1918 г.) установила строй президентской республики – с сильной властью избираемого обеими палатами парламента президента, полномочия которого сходствовали с правами президента США. Государственные институты Чехословакии, сформированные Конституцией 1920 г., отличались высокой степенью демократических гарантий строя, в частности здесь впервые в европейском парламентаризме вводилась действенная конституционная юстиция (в виде Конституционного суда, правам которого был посвящен особый закон). Высокой степенью самоуправления отличалась и организация местной администрации.

Вокруг Сербии (образовавшейся как самостоятельное государство в 1829 г. и в период Первой мировой войны оккупированной Австрией) объединились области Хорватии, Словении, Боснии и др. Образовалось Королевство сербов, хорватов и словенцев (1918) под главенством сербской династии Карагеоргиевичей. Соответственно Видовданской конституции 1921 г. Королевство стало конституционной монархией по образцу предвоенной Германии – с сильной правительственной властью короля. (В 1929 г. королевство было преобразовано в Югославянское.)

Хотя Российская империя и не была в числе собственно стран, потерпевших военное поражение в Первой мировой войне и даже формально принадлежала к победившему союзу – Антанте, последствия войны и ее неудачный ход (в совокупности с внутренними осложнениями) привели к падению монархии (февраль 1917 г.). Произошедшая в октябре 1917 г. революция закрепила геополитический развал империи, в наибольшей степени коснувшийся западных, европейских областей.

Финляндия, находившаяся в составе империи на особом положении государственной автономии с 1905 г., закрепила свое обособление. В июле 1917 г. под давлением социал-демократической партии парламент провозгласил полную независимость от России, в декабре 1917 г. независимость была признана новыми социалистическими властями Советской России. Под давлением внешнеполитических обстоятельств, в особенности под германским влиянием, в 1918 г. финский парламент принял решения о конституировании страны в монархию по германскому образцу. Однако вскоре новая конституция страны (17 июля 1919 г.) закрепила создание президентской республики – с однопалатным парламентом и с сильной властью президента, избирающегося населением страны*.

* Конституция Финляндии 1919 г. также оставалась действующей на протяжении XX в.

Бывшие прибалтийские губернии Российской империи, входившие в ее состав с начала XVIII в., в обстановке германской оккупации и революционной смуты в России, провозгласили образование собственных национальных государств. В 1920 – 1921 гг. Советская Россия признала независимость и суверенитет этих государств – первых исторически для восточно-прибалтийских народов. Литва и Эстония конституировались (соответственно в 1920 г. и в 1922 г.) как парламентские республики – с однопалатными парламентами и ответственными перед ними правительствами. Хотя поначалу в Литве были попытки учредить монархию с приглашением на престол германского принца. (Попытки, видимо, не были случайными и вылились в установление в Литве с 1926 г. режима военной диктатуры). Латвия (образовавшаяся в феврале 1918 г.) установила у себя строй президентской республики, использовав конституционный опыт Польши и других западных государств.

Социалистическое революционное движение

Рождение фашистского движения. Авторитаризм

Еще одним важнейшим государственно-политическим итогом Первой мировой войны стало появление фашистского движения – первоначально в виде политических партий нового тоталитарного типа, затем в виде особого право-государственного уклада, утвердившегося в ряде стран Европы.

* В собственном смысле фашистским было только итальянское движение боевых отрядов-связок fasci Italian! di combattimento (программа обнародована 23 марта 1919 г.). Позднее, название стало условно-обобщающим, типологическим.

Наибольший размах и общемировое значение приобрело фашистское движение в Германии, которое вскоре привело к созданию законченно тоталитарного государства с особым правовым укладом (см. § 82).

К середине 1930-х гг. движения фашистского типа существовали уже в 39 странах, в основном Европы, Латинской Америки. Сложился своеобразный фашистский интернационал, первые съезды которого в целях выработки единства действий прошли в 1934-1935 гг.

Стремления к государственно-политическому авторитаризму, в соединении с особой программой социальных реформ, стали одним из важнейших факторов всего мирового государственного и правового процесса между Первой и Второй мировыми войнами, хотя их непосредственное воздействие на государственные институты разных стран было различным.

Читайте также: